храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Улан-Удэ)

Мiръ Россия Республика Бурятия Улан-Удэ Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Улан-Удэ)

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Улан-Удэ располагается на территории Улан-Удэнского комплексного центра социального обслуживания населения «Доверие» в Октябрьском районе города. Храм был построен по инициативе заместителя председателя правительства Российской Федерации по социальным вопросам Валентины Ивановны Матвиенко. Был освящен 19 февраля 2005 года епископом Читинским Евстафием.

Содержание

История [ править ]

История храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Улан-Удэ началась с посещения в 2003 году «Улан-Удэнского комплексного центра социального обслуживания населения «ДОВЕРИЕ» заместителем Председателя Правительства России Валентиной Ивановной Матвиенко. В то время в доме-интернате существовала молельная комната. По обращению старосты этой комнаты Алевтины Седовой (ныне монахини Елисаветы) Валентина Матвиенко дала добро на строительство храма и даже помогла выбрать место для строительства. По ее распоряжению Министерство труда и социального развития республики выделило деньги на возведение церкви.

Храм в русском стиле был построен по проекту архитектора Валентина Ивановича Сизова. Он был возведен в рекордные сроки – всего за 2 года. Как подчеркнула староста прихода матушка Алевтина, он уникален тем, что на церкви установлены 7 золотых куполов. В Сибири таких храмов немного. Специально для Покровской церкви в Каменск-Уральске были отлиты колокола. И теперь звон колоколов слышен по всей округе.

Храм был освящен 19 февраля 2005 года епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым): «Я счастлив, что сегодня родился еще один прекрасный храм, трудами добрых людей, в таком замечательном месте, особо нуждающимся и в духовном тепле. Храм будет являться самым главным составляющим в оздоровлении людей, потому что если мы начинаем лечить свою душу, то непременно и тело наше получает выздоровление».

Регулярные богослужения в Покровском храме начали совершаться с апреля 2012 года.

Современное состояние [ править ]

С момента основания многое было сделано для оснащения и украшения храма. Священнослужители Покровского храма ведут активную работу с прихожанами, и прежде всего – с пожилыми людьми дома-интерната, нуждающимися в духовном окормлении.

При храме действует церковная лавка с широким выбором православной литературы.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Мокрова, д.20

Проезд: Храм располагается на территории Улан-Удэнского комплексного центра социального обслуживания населения «Доверие» в Октябрьском районе города Улан-Удэ. (Ост. «44 квартал», подняться за высотное здание)

Паломнику [ править ]

Согласно расписанию, богослужения совершаются со среды по воскресенье: вечернее богослужение – в 16:00, утреннее – в 08:00 (по воскресеньям – в 09:00), а также в великие и двунадесятые праздники.

Исповедь совершается по окончании вечернего богослужения.

Источник

О храме

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Покровский храм, г. Улан-Удэ.

История храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Улан-Удэ началась с посещения в 2003 году «Улан-Удэнского комплексного центра социального обслуживания населения «ДОВЕРИЕ» заместителем Председателя Правительства России Валентиной Ивановной Матвиенко. В то время в доме-интернате существовала молельная комната. По обращению старосты этой комнаты Алевтины Седовой (ныне монахини Елисаветы) Валентина Матвиенко дала добро на строительство храма и даже помогла выбрать место для строительства. По ее распоряжению Министерство труда и социального развития республики выделило деньги на возведение церкви.

Храм в русском стиле был построен по проекту архитектора Валентина Ивановича Сизова. Он был возведен в рекордные сроки – всего за 2 года. Как подчеркнула староста прихода матушка Алевтина, он уникален тем, что на церкви установлены 7 золотых куполов. В Сибири таких храмов немного. Специально для Покровской церкви в Каменск-Уральске были отлиты колокола. И теперь звон колоколов слышен по всей округе.

Храм был освящен 19 февраля 2005 года епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым): «Я счастлив, что сегодня родился еще один прекрасный храм, трудами добрых людей, в таком замечательном месте, особо нуждающимся и в духовном тепле. Храм будет являться самым главным составляющим в оздоровлении людей, потому что если мы начинаем лечить свою душу, то непременно и тело наше получает выздоровление».

С момента основания многое было сделано для оснащения и украшения храма. Священнослужители Покровского храма ведут активную работу с прихожанами, и прежде всего – с пожилыми людьми дома-интерната, нуждающимися в духовном окормлении.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы можно назвать совсем молодым, но он уже имеет свою летопись, которая будет продолжена славными делами будущих клириков и мирян…

Регулярные богослужения в Покровском храме начали совершаться с апреля 2012 года.

Согласно расписанию, богослужения совершаются со среды по воскресенье: вечернее богослужение – в 16:00, утреннее – в 08:00 (по воскресеньям – в 09:00), а также в великие и двунадесятые праздники.

Исповедь совершается по окончании вечернего богослужения.

При храме действует церковная лавка с широким выбором православной литературы.

Источник

Состоялось Великое освящение Покровского храма

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

14 октября митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф возглавил торжества престольного праздника в Покровском храме города Улан-Удэ. Митрополитом был совершен чин Великого освящения Покровского храма и Божественная Литургия.

Летом этого года в храме были проведены капитальные ремонтные работы. За время ремонта в храме Покрова Пресвятой Богородицы была заменён пол в Алтаре, заменена плитка в основной части храма, двери, отреставрирован и реконструирован иконостас, на оконных проёмах появилась декоративная лепнина. Кроме этого, в ходе ремонтных работ удалось поменять мебель в церковной лавке и на клиросе, а также изготовить новый киот для храмовой иконы Покрова Пресвятой Богородицы и киот для надвратной иконы. К окончанию основных работ в храм была пожертвована новая писанная икона святых царственных Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжен Ольги, Марии и Анастасии, которая размещена в интерьере храма.

Архипастырю сослужили секретарь Улан-Удэнской и Бурятской епархии иеромонах Тихон (Тихомиров), благочинный Улан-Удэнского Церковного округа иерей Роман Хлыбов, настоятель храма иерей Павел Науменко и настоятель храма в честь Софрония епископа Иркутского г. Улан-Удэ иерей Димитрий Федоренко. По окончании Литургии было совершено славление праздника Покрова Пресвятой Богородицы, после которого были возглашены уставные многолетия.

Затем Архипастырь обратился к молящимся со словом, в котором рассказал об истории и значении праздника Покрова Божией Матери.

По завершении своего слова Владыка Иосиф вручил епархиальные награды самым активным прихожанам, помогавшим в ремонте и благоустроении этого святого храма.

Источник

Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы запись закреплена

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Мария Харитонова запись закреплена

Три чуда о людях
Елена Кучеренко

Я верю в чудеса. И не стесняюсь этого. Я верю, что Богу возможно все, что «гора поднимается и ввергается в море», слепые прозревают, больные исцеляются, а мертвые оживают. И что можно попросить у Господа «ерунду», до которой Ему, с Его «заботами», и дела быть не должно, и получить. И это тоже будет чудо. Верю и знаю – сама получала.
Показать полностью.

Но самое большое Чудо для меня – это человек. Не только великий, гениальный и знаменитый, но и какой-нибудь маленький, неказистый, совсем обычный… Или, наоборот – необычный. Грубый, неприятный, грязный, пьяный. Которого ты стараешься побыстрее обойти стороной, чтобы не испачкать свой белый воротничок. Но он вдруг делает что-то такое, чего от него никто не ожидает – доброе, человеческое или даже героическое. И ты понимаешь, что все неприятное – это внешнее, наносное, случайное. Шелуха. Или что-то, что тебе просто показалось. А в душе у этого человека – Христос. Иногда очень глубоко, иногда близко. И вот это и есть настоящее – то, что в сердце.

Ты смотришь на этого человека, и текут слезы, теплеет внутри. И хочется самому стать лучше. Это ли не настоящее чудо?

О противных подростках
Таким чудом стали для меня недавно два паренька-подростка в магазине.

Я набрала продуктов и ждала своей очереди на кассу. Впереди меня стояла бабушка. Старенькая, сгорбленная и по виду очень бедная. В трясущихся морщинистых руках у нее была допотопная хозяйственная сумка, вся штопанная-перештопанная. А покупала она молоко, хлеб и четыре картофелины – это я хорошо тогда запомнила.

От наблюдений за бабушкой меня отвлек мерзкий ржач, по-другому и не назовешь. С нами в очереди стояли те самые подростки. Как раз перед бабушкой.

Они взяли чипсы, колу, «набор подростка», в общем, и обсуждали девчонку, которая проходила мимо. Отвратительно так обсуждали. Знаете, как это бывает. Когда у пацана еще сопли пузырями, тайком спит с каким-нибудь плюшевым мишкой, чтобы ночью не было страшно в темноте, а при этом пытается доказать всем и самому себе, что он – искушенный мужик, уставший от этой жизни. «Удивите меня хоть чем-то…»

В общем, вели они себя, как классические противные подростки. У меня, честно говоря, даже глаз из-за них задергался. И захотелось тоже сказать что-то противное. Наконец, они расплатились и стояли недалёко от кассы, продолжая ржать и действовать всем окружающим на нервы.

Кассир пробила бабушке ее нищенские покупки, и та начала искать в своей сумке кошелек. Искала долго. Очередь дергалась – и я вместе со всеми.

– Ну сколько можно? – сказал кто-то.

– Давайте уже быстрее! – поддакнул другой.

Бабушка не нашла кошелек и заплакала. Бессильными старческими слезами. Тихо и обреченно. Кассир уже хотела делать отмену, и тут вдруг подбежали те двое.

– Я заплачу, – выпалил один.

– Нет, я, – начал спорить с ним второй.

Так они несколько секунд препирались, а потом решили скинуться. Так и заплатили.

Старушка подняла на них глаза, и слезы покатились еще сильнее. Мальчишки растерянно на нее посмотрели и сунули ей в сумку еще какие-то деньги.

Тогда плакала не только бабушка. Заплакала кассир, судорожно вздохнул сзади меня какой-то огромный дядька. Да я и сама, честно говоря, прослезилась.

И я все вспоминаю их глаза. Бабушки – обреченные и сначала недоверчивые. А потом потеплевшие и благодарные. В которых все – и ее тяжелая жизнь, и усталость, и бессилие. И надежда, и робкое «Спасибо». И глаза мальчишек… Растерянные, детские и даже удивленные – что бывает и так, как у этой бабушки. А потом – смущенные. Как будто они сами от себя, «уставшие от жизни», не ожидали такой сентиментальности, но ничего поделать с собой не смогли.

Пошаркала к выходу бабушка, пришли в себя подростки и опять, заржав над чем-то, пошли из магазина. А очередь молчала. Не только я, все, наверное, боялись вздохнуть и спугнуть то чудо, которое мы увидели. Когда отпала шелуха и показалась живая душа этих мальчишек – трепетная, чистая, неравнодушная. А то противное? А это все временно, это уйдет. И останется настоящее – та искорка, то чудо любви. Тронутый чужим горем детский взгляд. И: «Бабушка, давайте я». Дай им Бог пронести это через всю жизнь.

О Наташке-бомжичке
Чудом стала для меня Наташка. Бомжичка и алкоголичка. Она много лет побиралась у нашего храма. В конце концов какой-то такой же пьяный хахаль ударил Наташку бутылкой по голове, ее увезла скорая и больше мы ее не видели. Мы с прихожанами искали ее по приютам, больницам, но не нашли. Жива она или нет, никто не знает.

Честно говоря, от нее уже давно мало кто ждал чего-то путного. Периодически она напивалась почти до смерти, у нее отказывала печень, она валялась на земле черная, еле дышавшая и стонавшая: «Девочки, спасите, я не хочу умирать, я больше не буду…»

Наши прихожане собирали ей деньги, вещи, отправляли в приюты для бездомных, где ее отмывали, спасали, лечили, искали работу и даже красили волосы. Мы облегченно вздыхали, а через несколько месяцев она сбегала оттуда и со словами: «Ленка, я так по вам по всем соскучилась» опять пьяная появлялась у нас на паперти.

К ней давно все привыкли и даже любили. Да, именно – любили. Какая-никакая, а давно своя.

Нет, иногда у нее бывали «проблески». Тогда она просила моего мужа Вадима, к которому относилась с особой теплотой, купить ей то крестик, то молитвослов и обещала начать новую, светлую и сугубо богоугодную жизнь. Но все это было ненадолго.

А потом мой муж заболел. Было это полтора года назад. Мы до сих пор не знаем точно, что тогда случилось, но состояние его было ужасным, а врачи в больнице паниковали и ставили рак. В итоге все это не подтвердилось. Но тогда я выла белугой, не вылезала из больницы, где он лежал, и бегала по подворью с выпученными от ужаса глазами. Я старалась об этом не говорить. Просто потому, что не могла – было очень страшно. Но новость быстро разлетелась и о нашей беде узнали и околохрамовые бомжики.

Помню, однажды я с обезумевшим взглядом бежала из больницы на службу, и тут меня остановила Наташка.

– Как твой-то? – спросила она меня. – Мы все молимся.

– Все… Все молимся! – важно закивали ее «коллеги». – Ты ему передай, чтобы он не того… Чтобы уххх. …

И, не выдержав эмоций, один из бомжиков упал навзничь и захрапел.

А Наташка тяжело встала и, пошатываясь, доковыляла до меня.

– Лен, мы это… Мы деньги для тебя собрали… Мы ж понимаем. Возьмешь?

И она протянула мне грязный пакетик.

Опухшая, пахнущая застарелым перегаром, с обветренным лицом, Наташа стояла и смотрела на меня. Из «глубины» этих лохмотьев и вони на меня вдруг взглянула простая женщина. Которая понимала и мою боль, и мой страх… Наверное, сама когда-то переживала такое. Не всегда же она была вечно пьяной бродягой. Она жалела меня, хотела как-то помочь, поддержать.

Полностью опустившаяся, она, в один из самых сложных моментов в моей жизни, отдала все, что у нее было – молитвы, любовь и эти деньги.

И это было чудо. Чудо любви! Я видела перед собой того самого евангельского ближнего. И ближе в тот миг не было никого. Я, она и Христос. И другие бомжи, которые тоже собрали мне свои копейки.

– Не побрезгуешь, Лен.

– Глупая ты, Наташка! И спасибо тебе, родная.

Да… Наташка… Как же я хочу верить, что она еще жива.

О парне, похожем на привидение
Таким чудом как-то стал для меня парень, очень напоминавший привидение. Волосы выкрашены в иссиня-черный цвет, и сам весь черный, челка зеленая. Пирсинг везде. В ушах – тоннели, из-за которых мочки практически лежали на плечах. И кольцо с черепушкой на полпальца. Встретила я его не на какой-нибудь вечеринке готов, а в Покровском монастыре, в очереди к мощам Матронушки.

Я тогда прямо глаз от него оторвать не могла. И все думала: «Его-то каким ветром сюда занесло? Никак поглумиться над нами, «мракобесами», пришел».

Парень заметил этот мой взгляд, улыбнулся и подмигнул так игриво. Мол: «Че, тетка, не ожидала такого гарного хлопца в вашем «захолустье» встретить? Вдарим рок в этой халабуде?»

Я быстренько отвернулась и на всякий случай отодвинулась подальше. И в этот момент услышала, как разговаривали между собой две женщины, тоже стоявшие рядом. Одна другой жаловалась, что что-то случилось на работе и деньги заплатят не раньше, чем через две недели… А у нее сын болеет. И не то что лекарств купить, а и жить не на что. С этим, собственно, и пришла она сюда – к Матронушке.

Периодически женщины тоже косились на странного парня с пирсингом. И, как и я, пытались от него отодвинуться – странный ведь тип, подозрительный.

А он слушал-слушал, а потом достал 5000 рублей и протянул той, которая на жизнь жаловалась. Совершенно незнакомой женщине, которая на него еще и смотрела совсем не по-доброму. Она отказывалась, а он всучил ей все-таки деньги и отвернулся, чтобы лишних разговоров не было. Даже благодарность выслушал как бы вполуха.

Женщины замолчали. Молились или думали о чем – не знаю. Молчала и я, сгорая со стыда. Но знаю точно – что-то изменилось вокруг.

Как будто Сам Господь оказался рядом с нами в этой очереди. Коснулся сердец. И сразу стало тепло.

И захотелось благодарить всех: и Бога, и парня того, и Матронушку…

Подошли мы к мощам, перекрестились, приложились. И парень тоже. И разъехались по своим делам.

А я долго еще думала. Вот судим мы по внешности, по чему-то еще. А ведь каждый, абсолютно каждый человек – это образ и подобие Божие. Как бы научиться видеть это настоящее. Посмотреть в глаза и увидеть то, что есть на самом деле. Увидеть Чудо. Не отодвинуться брезгливо, а полюбить. Полюбить Христа, который живет в сердце. Ведь однажды именно это сердце, спрятанное под грязными лохмотьями, под пирсингом и тоннелями, может согреть и спасти тебя. И ближе него никого не будет.

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Мария Харитонова запись закреплена

Вокзальный попрошайка
Татьяна Пахоменко

Их мама в этот момент навзрыд рыдала в комнате. Сил встать и выйти у нее не было.

А 14-летний Леша стоял, сжав кулаки. Любовь к отцу в нем боролась с ненавистью.

Это Глеб малыш. Еще ничего не понимает. А он, Леша, видел, как матери плохо. Как она днем ранее, стоя на коленях, упрашивала отца остаться. Хотя бы немного подождать. Пока Глеб чуть подрастет. Но уговоры не помогли.

Если бы отец обнял его, поставил сумки на место и сказал, что все это глупая ошибка, то. Он бы бросился ему на шею. И все забыл. И простил, конечно.

Потому что это папа. Который учил ремонтировать машину, брал с собой щуку ловить, играл в футбол, читал книжки перед сном. Как же он может уходить и вычеркнуть все из своей жизни? Их? За что?

Надрывался от крика Глеб. Рыдала мать. Отец обвел их всех взглядом и. ушел, понурившись.

И долго неслось ему вдогонку: «Папочка! Не уходи!».

С тех пор жизнь стала другой.

Алексей отца возненавидел. Он не хотел с ним встречаться, швырял назад подарки, которые он приносил.

Глеб ждал. То под дверью сидел. То на балконе стоял и смотрел вдаль.

Их мама и от алиментов бы отказалась из гордости, но жить на что-то надо было.

Леша мрачно слушал. Глеб плакал.

Через год отец вернулся. Точнее, хотел это сделать. Глеба дома не было. Только Леша и мать. Отец просил прощения, говорил, что ошибся. Понял. Не может он без них. Нет жизни без детей.

Только мать назад не приняла. Это были минуты ее мести. И Леша не принял. Обида была жива. И места прощению там не было.

А Глеба не спрашивала. Он был еще слишком маленький.

Прошло время. Леша ушел в торговлю. Глеб стал врачом. У старшего брата уже была семья. Младший до последнего выхаживал маму, но ее вскоре не стало. Вскоре и Глеб решил жениться на подруге детства Кате.

Перед этим у брата дела были в другом городе. Предложил съездить вместе. Развеяться. Вместо машины выбрали поезд. Пили чай в подстаканниках, разговаривали под шум колес.

Они не ругались, дружно в общем-то жили, хоть и редко виделись. Но были слишком разные по характеру. Жесткий, не терпящий возражений и слышащий только себя Алексей. Брата он называл «мистер милосердие» в шутку. И все советовал доброту отбросить, не в моде она нынче.

Закончив дела, гуляли по незнакомому ранее и красивому городу, любовались. А потом отправились на вокзал.

Почти у входа Алексей чуть не запнулся о мужчину. Брезгливо посмотрел, буркнув, что нечего сидеть, где не надо. Тот на картонке расположился. Грязный, с бородой, без ног. И вдруг поднял глаза.

Глеб уже прошел вперед, как вдруг услышал смех брата. Остановился.

Алексей хохотал, показывая на бездомного пальцем. Глеб быстро подошел, схватил брата за рукав, потянул за собой.

Не мог даже слова вымолвить от потрясения Глеб. А человек на земле молча плакал. Пробормотал только, какие они красивые да хорошие.

Брат ответить ему хотел резко. Но тут же охнул от изумления. Глеб встал на корточки. Протянул руку. Дотронулся до грязной щеки, погладил. И сказал:

Отец перехватил его руку, прижал к себе. И зарыдал, опустив голову.

Кого он видел перед собой в этот момент? Может, беленького большеглазого малыша, что хватал его за ногу много лет назад и кричал: «Папочка, миленький, не уходи!»?

Дети выросли. Оба. Стали мужчинами. И виноват он перед ними был,

Продолжал бесноваться старший сын. Отец молчал. Знал, что заслужил. Но сердце разрывалось не из-за брани Алексея. А из-за больших добрых глаз и ласковой руки младшего. Тот не укорил ни словом. Но именно из-за этой молчаливой любви и преданности переворачивалось все внутри.

И тут Глеб поднял отца на руки. Он худой был, отец-то. Легкий. Только руки сильные, ими и передвигался.

Изумленно вздохнули люди, которые стали свидетелем этой сцены. Потерял дар речи старший брат. Обнимал младшего сына за шею отец.

Все словно замерло в воздухе. Алексей выругался и быстрым шагом ушел.

Он шел неспеша к выходу. Молодой здоровый красивый мужчина. Со своим немощным отцом на руках. Человеком, который его когда-то бросил и предал.

Одни осуждают и качают головой. Мол, зачем он так? Мимо надо было идти, как старший. Как с тобой, так и ты поступай в ответ. Другие наоборот, восхищаются поступком и говорят, что это узы крови.

Просто малыш, который лечил игрушечных зверюшек, вырос добрым и настоящим человеком. И он очень любит отца, несмотря ни на что.

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Руслан Ростислав запись закреплена

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы запись закреплена

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы запись закреплена

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы запись закреплена
Свято-Троицкий Селенгинский монастырь

По благословению наместника Троицкого Селенгинского монастыря игумена Алексия (Ермолаева) 29 сентября в доме социального обслуживания населения «Доверие» (г. Улан-Удэ) постояльцам передали 200 картин, собранных в рамках акции «Согревая сердцами».
Показать полностью.

Благодарим за участие в этой акции всех неравнодушных людей из г. Улан-Удэ, Новосибирска и области, Иркутска, Ангарска, Усолья, Братска, Саянска, Москвы и других городов и сел.

Часть работ можно увидеть в фотоальбоме «Вконтакте». Авторы работ, которые не удалось сфотографировать, могут загрузить фотографии в альбом самостоятельно: https://vk.com/album-58014516_281486031

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы запись закреплена

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Мария Харитонова запись закреплена

Во время пандемии в людях словно открылось лучшее. И сегодняшние истории — именно об этом, о заботе и внимании друг к другу, без которых в тяжелые времена нам не выжить.

Записочку подайте и проходите
Показать полностью.

Ведь как у нас в Москве? Люди приходят в храм не всегда, но часто. Плюс-минус двадцать прихожан, никто и не заметит. Их там сотни на литургии. А литургий по две в день. И человек может ходить в какой-то храм несколько лет, а его не то что по имени, часто и в лицо-то не знают. И прихожане, и священники.

— Баба Валя умерла? А кто это?

А бабушка Валя тут каждую службу была.

— Где Маша, спрашиваешь? Какая Маша?

А Маша ребенка несколько лет в воскресную школу водила, помогала там. Потом ее молнией убило. Когда беременной вторым была. Долгожданным. И пропала семья.

Кто чем живет — для многих темный лес. Если только ты не православный активист.

А остальные. У кого-то кто-то родился. Кто-то заболел. Кто-то вообще из Церкви ушел. Но мало ли рождается. А болеют вообще все. В вере разочаровался. Так надо было к Христу приходить, а не к людям.

А человек просто еще Христа не встретил, а внутри храма остался один на один со своей болью, радостью и сомнениями.

— Записочку подайте и проходите. Очередь…

Повторю — не везде. Есть и большие столичные приходы-семьи. Но как сказал мне как-то один батюшка, которого из огромного московского храма, где около десятка священников, перевели в Подмосковье в маленькую церквушку:

— Здесь я, наконец, себя духовником почувствовал, а не требоисполнителем. Я теперь с людьми поговорить могу не на бегу, вникнуть. А в Москве по сто человек у аналоя. От лиц в глазах рябит, и уже не понимаешь, что тебе говорят. А сделать ничего не можешь. Быстрее-быстрее… Потом бежишь на крещение, отпевание. Мне вслед: «Батюшка, батюшка»… А у меня несколько покойников. И родные ждать устали. Кинешь через плечо: «Молитесь!», и все. А что «молитесь»? Выслушать бы… Я даже жену в роддом не могу отвезти. Некогда.

Да, в Москве за священником порой надо гоняться. И поди еще догони. Послушание, требы, отсутствие времени.

— Помните, батюшка, я вам говорила.

Времени нет, но и, скажем цинично, нет жизненной практической необходимости каждого помнить и беречь. Народ и так идет потоком. Благотворители есть. И от какой-нибудь бабы Фроси неприметной ни тепло, ни холодно. И от ее копеечек.

Если только это не настоящее призвание и талант — пастырь. Который даже в самом большом стаде каждую овечку знает и за каждой бежит, завидя волка. Но Евангелие все читали.

Но это все о благополучных, докоронавирусных временах, конечно. Эпидемия показала, что и для «густонаселенных» храмов могут настать сложные дни, увы. Нет людей, нет средств. И взять их неоткуда. Тут и вспомнишь гипотетическую бабу Фросю и ее мелочь.

— Как резко все изменилось, — говорил мне еще один священник. — Все было благополучно, и как-то не считали — кто пришел, кто ушел. Не замечали особо. А теперь только благодаря каждому отдельному человеку и выжить смогли. Мне тут одна прихожанка позвонила: «Батюшка, заедете? Помочь хочу». Приезжаю — старушка, Божий одуванчик. В самоизоляции сидит. Оказалось, в наш храм ходит, а я ее, к своему стыду, если помню, то очень смутно. Пенсию отдала: «Берите, у вас же трудные времена. Много деток. А мне родные помогают». Сквозь землю чуть не провалился. Она меня знает, жалеет, а я и не замечал ее… Теперь все пересматривать надо.

«Я вас никому в обиду не дам…»
А в каком-нибудь селе каждая бабушка наперечет. Что до коронавируса, что во время, что после.

Помню, прошлой осенью поехала я к свекрови на Украину. И местный сельский священник, отец Анатолий, позвал меня к себе на службу. Едем, а он:

— Так… Еще тетю Машу надо забрать… Тетю Зину — она плохо ходит… Девушек из хора подхватим… Потом надо заехать к бабушке Вере. Она болеет, продуктов завезти.

Так и собирали приход на службу.

С прихожанкой одной познакомилась у того батюшки. Было время, когда много несправедливости терпела она от людей. Узнал отец Анатолий об этом:

— Не переживайте, я вас никому в обиду не дам, — сказал.

И не дал. И никого не дает. Потому что там община — семья. И священник — отец в этой семье. Все всех знают, все друг другу помогают.

Отвлекусь немного. Помню, поразила меня история. Заметила я тогда на службе чудную женщину. Очень нарядную, скажем так. В шляпке, кружевах, рюшах, бусах… На шляпке — цветочки. И во всем этом она следила за подсвечником.

Я поулыбалась про себя. Понаблюдала за ней, как за возможным персонажем своего будущего рассказа. И начала разглядывать другую, похожую на бездомную. А потом мне рассказали, что бездомная (а она такая и есть) раньше еще и пила. А первая, которая в рюшах, решила ее спасти. И спасла-таки. У себя поселила и заботится.

Обратно с батюшкой ехали, опять бабушек развозили. И каждая из дома выносила ему то яички, то молоко, то фрукты какие-то. Денег нет, но поддержать священника хочется. А он им лекарства, еще что-то. Так и выживают. И каждый человек там не только в лицо знакомый, но родной и дорогой, которого берегут.

«Вы же, москвичи, не умеете ничего…»
Но это украинская история. В этом году мы пересиживали карантин в далекой деревне, где у нас старенький дом. И познакомились близко с местным священником — отцом Львом.

На службе в его маленьком храме пять-шесть бабушек, монахиня и послушница из маленькой пустыни неподалеку, где нет храма, ну и теперь мы. Еще периодически приезжает семья из города. Все.

А откуда народу взяться, если в деревне той каждый третий дом — заброшенный.

Иногда батюшка вообще служит один. Дьякона нет, пономаря нет.

Отец Лев, как и отец Анатолий, всех собирает на службу и развозит обратно. Как-то, еще до нашего знакомства, был дождливый день. Мы с девчонками после помазания сразу пошли домой, чтобы совсем ливня не дождаться. А бабушки мне на следующий день говорили:

— Ой, батюшка так переживал, что вы его не дождались. Он бы подвез…

А еще он мечтает купить старенький микроавтобус, чтобы всех бабушек «грузить» за один раз. И о воскресной школе мечтает и гостевом доме у храма. И о том, чтобы пришло к нему на службу побольше людей.

И все этого хотят. Детям моим рады. Задувают свечи? Слава Богу! Подсвечник чуть не свалили? Опять же, слава Богу — что не упал. Маша бегает по храму? Еще больше слава Богу!

— Приезжайте чаще. Детки на службе у нас наконец-то. Радость-то какая.

Мужчина как-то забрел случайно. Подозрительного вида, вот честно. Я по московской привычке сумочку к себе прижала. А бабульки:

— Ах, сыночек-сыночек. Звать тебя как? Вот, свечечку бери. Не знаешь, кому ставить? Мы тебя научим. Проходи, милый, проходи.

Рады! Человек в храм пришел. У всех душа к Богу тянется.

А отец Лев не только знает всех своих немногочисленных прихожан по имени, фамилии и году рождения, а также обстоятельства их жизни, горести и радости, но и помнит, кто и когда в последний раз был на службе. И если кого-то вдруг нет, переживает — не случилось ли чего.

Так же, как и у отца Анатолия, бабушки своего отца Льва угощают — кто яйца даст, кто клубники, кто мешок картошки. И он тоже своих прихожанок постоянно одаривает. И старается никого не обойти, чтобы обид не было. Старики же как дети: «А почему ей — да, а мне — нет».

По его «наводке» подкармливают местные жители и нас.

— Лена, заезжай, картошки дам, батюшка Лев сказал: «У нас теперь многодетные есть, надо им помогать».

— Если нужно, с огородом тебе поможем. Вы же москвичи — не умеете ничего.

Ну да, по мнению местных жителей, москвичи из физического труда только на клавиши телефона умеют нажимать. Хотя в моем случае так и есть. И бабушкам тем не понять моего восторга, когда у меня на моем позорном и бесперспективном, по их мнению, огородике пробился унылый чахлый пучок кинзы. Впервые в жизни. До этого у меня дома вяли даже кактусы. Зачем, правда, я посадила эту кинзу, мне самой до сих пор непонятно. Я ее терпеть не могу. Но жевала я ее с радостным замиранием сердца — свое, с огорода, я теперь хозяюшка.

Узнал отец Лев, что машина у нас барахлит, увез ее куда-то к знакомому автослесарю. Муж мой сказал, что окна надо бы в доме поменять — мастера нашел. А потом, после их замены, с нами вместе убирался — грязь и обломки выносил, мебель двигал. Я тогда удивилась очень, а он:

— Служба Богу — это не только в алтаре. Она и после — когда вместе с людьми что-то делаешь. И это в радость.

Поп на мерседесе
В той нашей деревеньке священнику по-другому и не выжить. Только с общиной одной семьей.

Помню, я как-то спросила одного городского батюшку:

— А если вас в село далекое куда-нибудь переведут?

— Священник как солдат. Куда благословят, туда и едет. Но я не хочу. Как семью там кормить?

Я его понимаю, будь я матушкой, я бы тоже, наверное, не захотела. Не всем по силам такие подвиги. Но ведь кому-то и в таких местах надо молиться. Вот и служит там отец Лев.

Я иногда о попах на мерседесах читаю, которых, кроме треб, не интересует ничего. Какой там Христос… Есть такие, кто же спорит. Но ведь и рядом с Самим Христом Иуда был. За одним столом сидел, пил-ел, а потом предал.

А у отца Льва доход месячный в том храме — около 8 тысяч. Из них шесть нужно отдать хору. Хор сейчас — это Маша, которая четвертого ребенка ждет. Остальное — свет и так далее. Вот и весь мерседес. Так что, по его словам, карантин особо и не почувствовали. Как раньше ничего не было, так и сейчас нет. И ничего, отец Лев не унывает. Хотя у самого сын недавно родился.

— Вот помню, был месяц, когда много праздников, — рассказывал он мне. — Считаю — целых 10 служб выходит. А это значит, что оплата хору больше, чем весь наш месячный доход. Помолился я: «Господи, что делать-то? Не оставь Ты нас!»… Перекрестился и все праздники в расписание поставил… Вдруг человек приходит: «Батюшка, это тебе! Распорядись, как сам считаешь нужным». И протягивает десять тысяч. Как раз на хор. Милостив Господь… А в Москву нет, не хочу… Суетливо. Тут выйдешь — простор. И люди хорошие. Вам картошки, кстати, не надо? Мне столько прихожанки мои надавали, могу поделиться…

«Люди у нас — сокровище»
Но на одной картошке далеко не уедешь. Даже в деревне. И вот я подхожу ко второй теме моей колонки. Какие у нас прекрасные люди.

Выяснилось тогда, что в том храме много чего не хватает. С хором тем же батюшка всегда как на пороховой бочке. Будут деньги, нет. А не заплатить нельзя, все ведь нуждаются. И труд должен быть оплачен — сам священник в этом абсолютно уверен. Разную церковную утварь приобрести нужно, облачения.

— Черное и голубое. Хотя нет, черное еще хорошее. Мне его еще покойный наместник местного монастыря отдал. Свое, старенькое, — делился с нами отец Лев. — А вот голубое нужно… Еще бы бабушкам кондиционер поставить. Жарко им, бедным, летом… Аналой… Не на что… Но Господь не оставит, я верю.

Написала я об этом в интернете, попросила помочь. Но, честно говоря, на существенную сумму не рассчитывала. Никто же не умер, не болеет, беды никакой нет.

И каково же было мое удивление, когда откликнулось такое количество людей со всей страны! Нет, я и раньше делала небольшие сборы, и в помощь священникам тоже, но тут было что-то удивительное. И все очень быстро.

Когда набралось несколько десятков тысяч, батюшка растерянно развел руками:

— Я даже не знаю, что теперь делать с такими деньжищами.

Кому-то супчик жидковат, кому-то жемчуг маловат… Что это для московского храма? Копейки.

А люди продолжали переводить. И потрясло меня тогда, что откликались многодетные семьи, которым самим тяжело сейчас. Люди, потерявшие из-за карантина работу, провинциальное духовенство, которое сейчас в такой же ситуации, мамы-одиночки… Просто неравнодушные люди.

— Господь видит нашу нужду, — говорил отец Лев и повторял: — А люди у нас — сокровище! Я теперь год за хор спокоен. Облачение заказал уже…

Сотни имен переписал он в свой помянник. И за каждого молится. С любовью и благодарностью.

Да, люди, вы — сокровище! Это правда. Я уже не раз в этом убеждалась. Но во время карантина это было особенно видно. Видно, как вы поддерживали друг друга.

Кто-то развозил стареньким бабушкам продукты, кто-то пошел волонтером в больницу, кто-то начал бесплатно заниматься с чьими-то детьми по интернету. Кто-то помог собрать деньги на лечение. Кто-то ремонтировал бесплатно чью-то дачу, чтобы многодетная семья смогла уехать из Москвы. Кто-то перевел деньги маме-одиночке, чтобы она смогла оплатить съемную квартиру. А сколько людей просто вытащило на себе семьи священников, которые, после закрытия храмов, оказались на грани выживания… А ведь всем было трудно.

Пандемия как будто открыла в людях самое лучшее. И даже те, которые на других раньше будто бы и внимания не обращали, как я в начале писала, вдруг стали теми самыми евангельскими ближними. Пришла беда, и открылись сердца. И стал настоящим человек. А может, и был, только я не видела.

Прав отец Лев — сокровище! И хочется поклониться всем в ноги! Спасибо вам, люди! Рядом с вами не страшно!

храм покрова пресвятой богородицы улан удэ

Мария Харитонова запись закреплена

СЛЕЗЫ. Рассказ священника.

Алексей Фомин ( из книги «Неслучайные случайности»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *