храм покрова пресвятой богородицы в старом покрове
Старый Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Старый Покров, ранее известное как Покровский погост, является одним из старейших населенных пунктов на территории современного Орехово-Зуевского района.
Окладные книги патриаршей Сенежской волости начала XVII в. упоминают в этой местности деревянную церковь святителя Николая Чудотворца на погосте.
В начале XVIII в. здесь была построена первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1741г. она сгорела. Новый деревянный храм, построенный вскоре после пожара, стоял в селе до 1796 г., когда был перенесен на «пустошь Пашневу». Вместо него появилось новое деревянное здание.
Строительство ныне существующего пятиглавого каменного храма с колокольней началось в 1845 г. В 1851 г. состоялось освящение северного придела храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Южный придел был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Главный престол храма освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1862 г.
В советское время храм не закрывался, но в 1937-1947 гг. богослужения в нем не проводились.
Источник: О.Пэнэжко «Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района», Владимир, 2002
Когда впервые построена церковь на месте нынешнего Покровского погоста, сведений не сохранилось, однако из патриарших окладных книг мы узнаем, что в начале XVII в. в Сенежской волости на погосте существовала церковь святителя Николая (с северной стороны храма до 1930-х гг. находилась Никольская часовня, возможно, она была на месте бывшего храма).
В начале XVIII в. построена церковь Покрова Богородицы. В 1741 г. церковь сгорела и вместо нее была построена новая, в честь того же праздника. В 1845 г. началось строительство ныне существующего каменного пятиглавого храма с колокольней. Храм имеет три престола: главный – Покрова Божией Матери, и два теплых придела – Ахтырской Божией Матери и святителя Николая. Из книги «Список церквей и приходов Владимирской епархии» узнаем, что в храме из святых икон особо чтима прихожанами Ахтырская икона Божией Матери; икона эта в приходе и в окрестных селениях почитается явленною и чудотворною. В нескольких метрах от храма находится святой источник в честь Ахтырской иконы Божией Матери, на котором и в наши дни происходят исцеления.
В период гонений, после того как 1937 г. арестовали настоятеля отца Александра Успенского, в храме служить было некому, но церковь сохранил церковный староста Федор Пискарев, который платил налоги из своих собственных средств, благодаря пасеке.
В период с 1962 по 1994 гг. настоятелем храма был протоиерей Владимир Кошечкин, который и поныне живет в Старом Покрове, его дом напротив храма. Во время его настоятельства храм посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С 1994 по 2005 гг. настоятелем был иеромонах Тихон (Опарников). В период его настоятельства был произведен ремонт кровли и начата реставрация куполов, а также отреставрированы росписи в зимней церкви.
Из книги прот. Олега Пэнэжко “Православная Гуслица”
С 2005 года настоятелем храма является священник Антоний Рыжаков. Накануне Престольного праздника состоялось приходское собрание и избран Приходской Совет. В день памяти Святителя Николая состоялся молебен и крестный ход. К празднику Богоявления на святом источнике Ахтырской иконы Божией Матери был установлен деревянный крест с резным распятием.
В 3-е воскресенье Великого Поста в храме состоялось настоящее торжество. При большом стечении народа и служении собора духовенства был освящен и водружен на центральный купол святой Крест. Богослужение возглавил благочинный церквей Орехово-Зуевского района священник Андрей Коробков.
Источник: сайт © 2006-2010 Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви
Покровский храм д. Старый Покров
142636, с. Старый Покров.
stpokrov.ru/
vk.com/stpokrov
Первое упоминание о деревянном Покровском храме имеется в книгах Патриаршего приказа начала XVII в. В 1741 г. церковь сгорела. На ее месте построили новую деревянную. В 1845 г. было получено благословение на строительство каменного храма. В 1851 г. освятили боковые приделы во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Главный престол, Покровский, был окончательно достроен и освящен в 1862 г.
В годы гонений храм не закрывался.
10 ноября 2012 года в Покровском храме села Старый Покров Орехово-Зуевского района состоялось торжественное богослужение, которое, по благословению митрополита Ювеналия, возглавил архиепископ Можайский Григорий. Торжество в храме состоялось в рамках празднования 150-летия храма и в ознаменование окончания реставрационных работ.
Церковь села Покров, где чтят святых Власия и Модеста
Вблизи города Подольск находится старинное село Покров, получившее свое красивое название благодаря местной церкви. Кроме главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы, храм имеет придел с уникальными для Подмосковья посвящениями священномученику Власию Севастийскому и святителю Модесту Иерусалимскому. Вместительный сельский храм увенчивают самые большие купола в южном Подмосковье – их площадь составляет 110 и 400 квадратных метров.
За свою долгую историю село Покров сменило несколько названий: Дрозницы (Дрознищи), Розницы (Вязницы), Покровское на Пахре. Деревянная церковь на этом месте впервые упоминалась в первой половине XVII века. В окладных книгах за 1628 год значилась «церковь Покрова святыя Богородицы, что в Дрознищах, в вотчине Данилова монастыря». Спустя сто лет в 1730 году по прошению игумена и братии упоминавшейся московской обители Синодальный казенный приказ разрешил построить в подмосковной монастырской вотчине каменную Покровскую церковь с приделом священномученика Власия. Освятить церковь поручили протопопу большого Успенского собора Московского кремля Иоанну Максимову.
В 1842 году священник Покровского храма Александр Успенский вместе с прихожанами подал прошение на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) о постройке в селе новой каменной церкви. Храм сооружался на средства сельчан, поэтому для экономии средств жители Покрова поставили собственный завод для изготовления кирпича, а также использовали камень старой церкви и колокольни. Несмотря на эти меры, стройка храма затянулась почти на 30 лет. Сначала была возведена новая колокольня и трапезная часть с двумя приделами: священномученика Власия и святителя Модеста, Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Последний придел был освящен в 1857 году святителем Филаретом (Дроздовым), а основная часть Покровского храма была завершена только в 1872 году.
Благотворителями и ктиторами Покровской церкви во второй половине XIX века стали представители семьи Комаровых. На их средства, в частности, была построена в 1889 году приходская богадельня для престарелых женщин, содержалась школа. Среди меценатов храма были Василий Комаров, купец Гавриил Комаров, крестьянин Павел Константинович Комаров, Анемподист Александрович Михеев (на его средства в 1881 году было построено здание церковной школы), владелец суконной фабрики соседнего села Стрелково Александр Васильевич Михеев.
Святитель Власий, которому посвящен редкий для Подмосковья престол в Покровской церкви, был епископом римского города Севастия в начале IV века. Во время жестоких гонений на христиан языческого правителя Агриколая Власий скрывался в пещере у горы Аргеос, живя уединенно вместе с дикими животными. Однажды охотники Агриколая увидели в пустыне множество зверей, собравшихся вокруг старца-отшельника. По приказу Агриколая воины разогнали зверей и привели святого Власия на суд правителя. Исповедник веры по пути к месту мучений исцелял именем Христовым не только людей, но и животных. Одна женщина припала к ногам Власия, умоляя возвратить единственного поросенка, которого похитил волк. Зверь повиновался слову святого, вышел из леса и покорно вернул поросенка хозяйке.
Благодаря этим эпизодам из древнего жития священномученик Власий издавна почитался в народе покровителем домашнего скота. Существовал даже особый обряд в день памяти святого приносить в церковь коровье масло и класть перед образом угодника. В сознании крестьян христианский святой Власий занял место созвучного по имени языческого бога Велеса (Волоса) – также покровителя домашних животных. Культ этого божества был настолько укоренен на Руси, что святитель Авраамий Ростовский еще в XII веке вынужден был разрушить идол Велеса в Ростове.
С церковью села Покров связана судьба неординарного священника начала XX столетия, краеведа и ученого-фенолога отца Николая Евграфовича Сироткина. Таинство венчания над молодыми Николаем Сироткиным и Анной Уаровой совершал священник из церкви села Покров. Отец Николай многие годы был настоятелем Знаменской церкви расположенного неподалеку от Покрова села Захарьино. В книге «Село Захарьино-Знаменское Подольского уезда Московской губернии» 1909 года о. Николай Сироткин приводил выдержки приходской летописи, где упоминаются окрестности. Если верить этой летописи, необычные события происходили в этой части Подольского уезда весной и летом 1890 года: в Бяконтове корова отелилась теленком с человеческой головой, а в Покрове-Розницах сильная гроза и град размером с грецкий орех побили хлеб и плоды в садах.
Посвящение придела Покровской церкви святителю Модесту Иерусалимскому является единственным в Москве и Подмосковье. Святой Модест был настоятелем монастыря Феодосия Великого в Палестине в скорбное для Святой земли время нашествия персов. Захватчики разорили Иерусалим, сожгли христианские монастыри и церкви, не исключая храм Гроба Господня. Патриарх Захария с паствой и великой святыней – Крестом Господним был захвачен в плен, а святой Модест чудом спасся от смерти в своей обители. В тяжелый час он вместо похищенного персами патриарха руководил погребением убиенных христиан и восстановлением из руин главных палестинских святынь: храма Гроба Господня и Вифлеемской церкви. В 628 году святой Модест уже на склоне лет был выбран иерусалимским патриархом. Память святого Модеста отмечается в Православной Церкви 18 декабря (31 декабря по новому стилю). Как и священномученик Власий, Модест почитался защитником домашнего скота.
В 1880-е годы великий русский композитор Петр Ильич Чайковский несколько раз гостил недалеко от села Покров в подмосковном имении своей покровительницы Надежды Филаретовны фон Мекк. Осенью 1884 года Чайковский почти месяц жил в Плещеево, совершая длительные прогулки по живописным окрестностям реки Пахры. Как следует из писем, Чайковский несколько раз посещал церковные службы в Троицком соборе Подольска. Покровский храм находится к Плещееву значительно ближе Подольска – всего в 2 километрах, однако в письмах Чайковского к Надежде Филаретовне ни церковь, ни село Покров не упоминались.
Так или иначе, праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1884 года Петр Ильич Чайковский встретил в Плещееве. Сельские пейзажи окрестностей села Покров наводили Чайковского на мысль поселиться в этих краях. Вот что композитор написал хозяйке усадьбы 1 октября (14 октября по новому стилю, в день Покрова): «Наступили последние дни моего пребывания в Плещееве; меня зовут в Петербург и дирекция театров, и Модест [младший брат]… наслаждаюсь одиночеством и тишиной и более, чем когда-либо, мечтаю поселиться навсегда в деревне… С тех пор, как себя помню, у меня всегда была какая-то болезненная любовь к осенней хмурой погоде, к пожелтелым и обнаженным деревьям, к своеобразно прелестному осеннему пейзажу».
Старый Покров
Храмы Московской области
Церковь Покрова Божией Матери
Когда в первый раз построена церковь на месте нынешнего Покровского погоста, сведений не сохранилось.
Церковь с таким престолом отмечалась до конца XVII столетия. До 1930-х годов с северной стороны Покровского храма, примерно посередине фасада, находилась деревянная часовня, называемая Никольской, здесь же заметны следы бывшего кладбища. Очевидно, эта часовня построена на месте бывшей Никольской церкви.
В начале XVIII столетия на погосте появляется церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Как можно видеть из переписных книг 1705 г., при церкви в то время было четыре священника, два дьячка, два пономаря и просвирница. В 1741 г. Покровская церковь сгорела и вместо неё возведена была новая деревянная церковь в честь того же праздника.
В 1845 г. вместо деревянной церкви начат постройкою существующий ныне каменный пятиглавый храм с колокольней. Престолов в нём три: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящён в 1862 г.), приделы тёплые во имя Святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери (освящён в 1851 г.) Утварью, иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Особенно почиталась в приходе и в окрестных деревнях, как явленная и чудотворная, Ахтырская икона Божией Матери. Как особо чтимая святыня в церкви сохранялся также крест с частицами святых мощей Антония и Феодосия.
В храме причт был, как тогда называли «двухкомплектный», то есть при каждом священнике состоял свой дьячок, а при настоятеле ещё и диакон с пономарём.
В клировой ведомости за 1850 г. написано: «священник Михаил Васильевич Благовестов, пономарский сын, по окончании курса Владимирской семинарии был уволен с аттестатом 1-го разряда 1829 г. апреля 1-го дня. Преосвященнейшим епископом Владимирским и Суздальским посвящен к церкви Покрова Пресвятой Богородицы во священника. В 1839 г. проходил должность наставника крестьянских детей.
В 1849 г. июня 14 дня от Его Высокопреосвященства Архиепископа Парфения Владимирского и Суздальского получил признательность за обращение раскольников к православию. Семья о. Михаила состояла их жены Агафьи Васильевны, и детей: Анны, Александры, Екатерины, Евдокии, Василия и Марьи.
Диаконом в это время служил Ксенофонт Иванович Сарментов, священнический сын. По окончании курса Владимирской семинарии был уволен с аттестатом 2-го разряда в 1847 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением посвящен к оной церкви во диакона, по указу из Владимирской Духовной консистории от 12 ноября 1848 года проходит должность ризничего. Жена его Дарья Петровна, дети: Иван, Пелагея, Пётр (помер)».
В клировой ведомости 1854 г. записано: «Дьячок Яков Тимофеев Лебедев, дьяческий сын. По исключении из среднего отделения Владимирской семинарии 1850 года мая 16 дня преосвященнейшим Иустином Епископом Владимирским и Суздальским определён исправлять отцовскую дьяческую должность и в 1853 г. октября 23-го дня определён на отцовское место действительным дьячком, до утверждения штата исправляет должность при указе.
В должности пономаря находящийся ученик, исключённый из высшего отделения Владимирского уездного училища, Михаил Иванов Соколов, пономарский сын, с 1853 года сентября 19-го дня преосвященнейшим Иустином определён исправлять пономарскую должность, которую и исправляет при указе».
При священнике Федоре Солярском состоял дьячок Яков Федоров Веселовский дьяческий сын. «По исключении из 2-го класса Владимирского приходского училища 1843 года генваря 13 дня Преосвященнейшим Парфением определён на отцовское дьяческое место. »
В клировой ведомости 1857 г. записано: «Дьячок Василий Герасимович Покровский, пономарский сын. По исключении из высшего отделения Владимирского уездного училища, в 1857 г. определён на отцовское дьяческое место» к церкви Покрова Пресвятой Богородицы».
Об его отце читаем в ведомости 1854 г.: «Пономарь Герасим Федоров Тимофеев, священнический сын, по исключении из высшего отделения Владимирского Духовного уездного училища в 1819 г. Преосвященнейшим Ксенофонтом епископом Владимирским и Суздальским на сие место определён и в стихарь посвящен, грамоту имеет. Жена его Елена Михайлова». В ведомости за 1856 г. добавлено «в 1855 г. ноября 8-го дня Преосвященнейшим Иустином Епископом Владимирским и Суздальским переименован в дьячки».
В ведомости 1857 г.: «Пономарь Егор Фёдорович Виноградов, священнический сын. По исключении из высшего отделения Владимирского Духовного уездного училища в 1855 г., определён в пономаря Владимирского уезда в село Баскаки и в стихарь посвящен, а в 1856 г. переведён в с. Старый Покров».
2-м священником в этот период был Фёдор Павлович Солярский, «дьяческий сын, по окончании Владимирской Духовной семинарии с аттестатом 1-го разряда в 1840 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением был посвящен к церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В семействе у него: жена Агафья Сергеевна, дети: Александра, Ольга, Марья, Анна, Пётр, Марья (померла), Прасковья».
По ведомости 1854 г.: «Просвирня девица Степанида Тимофеева Сновицкая в должность просвирницы поступила 1852 года ноября 11 дня, указ на исправление должности имеет.
Заштатные и сиротствующие: Погоста Покрова заштатный священник Сергей Сергеевич Ремезов живёт на содержании священника Солярского.
Того же погоста вдовая диаконица Прасковья Егорова Богоявленская, живёт на содержании диакона Сарментова. После умершего в том же погосте дьячка Тимофея Иванова вдова Евдокия Иванова Сеньговская, дочь её Елена, живут на содержании дьячка Якова Лебедева.
После умершего в том же погосте пономаря Федора Тимофеева дети: Марья, Матвей Покровский в нынешнем 1854 г. исключен из низшего отделения Суздальского Духовного уездного училища. Александр Покровский в сем 1854 г. поступил в низший класс Владимирского Духовного училища, все сии сироты живут в собственном доме с родною теткою просвирницею Степанидою Тимофеевной и пользуются половинным количеством доходов от исправляющего пономарскую должность исключённого ученика Михаила Соколова.
Того же погоста вдовая дьячиха Анна Егорова Мстерская, дочь её Александра Васильева живут на средства попечительства 5 рублей серебром в год».
В приходе Покровского храма преобладало православное население.
Дома священноцерковнослужителей собственные, построены на церковной земле. Церкви принадлежит ветхая деревянная сторожка.
Опись церковного имущества сделана в 1808 г. скреплена бывшим оной церкви благочинным священником Василием Кудрявцевым».
В советское время церковь не была закрыта и разорена, поэтому сохранились иконостасы (главного храма-Покрова Пресвятой Богородицы, и приделов Никольского и Ахтырской иконы Божией Матери). Сохранилась и храмовая роспись, выполненная в XIX в. (частично поновленная в советское время и совсем недавно).
Сохранилась церковная ограда с каменными башнями, святыми вратами и даже каменной кружкой для сбора пожертвований. Сохранилось и звено деревянной ограды 1-й половины XX в.
Причта по штату полагалось: священник, диакон и псаломщик. Приход состоял из Покровского погоста и деревень: Николаевской (2 версты от церкви), Мануйлово (2 версты), в коих по клировым ведомостям числилось 1632 души мужского пола и 1887 женского, из них раскольников 28 душ обоего пола. В д. Жехово имелась церковноприходская школа; учащихся в 1895 г. было 50 человек.
Отец Порфирий Доброхотов служил в Покровском храме с 1907 по 1919 г, когда умер от тифа. Отец Порфирий, как и о. Иоанн Рудаков, похоронены у стен храма. Матушка о. Порфирия, Екатерина Ивановна, в заботе о родном храме просила прислать священника на место о. Порфирия. (У него был сын Пётр, но он не хотел посвящать себя служению Церкви, хотя некоторое время прислуживал в храме). Уже на склоне лет сын о. Порфирия Пётр Порфирьевич Доброхотов (1909-1961) был председателем ревизионной комиссии Покровского храма и похоронен у его стен.
С 1919 по 1925 г., в период гонений и церковной смуты, на приходе сменилось несколько священников. По воспоминаниям местных жителей, в 1920-х гг. диаконом был о. Фитининский, псаломщиками (в разное время) Леонов и Виноградов.
К 1937 г. остался один дом, но и его пришлось продать. Решили переехать в с. Кабаново, где после ареста о. Василия Максимова не было священника. В церковной сторожке поселилась вся семья, трое в одной комнате (один сын уже вырос и жил отдельно).
6 ноября 1937 г., в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сыновья о. Александра уехали в Орехово. Вернувшись вечером, узнали, что отец арестован. От него пришло несколько писем. Сын и сейчас помнит странный адрес, по какому отправляли передачи и деньги: «Красноярский край, Подконвойный городок, свиноферма». Весной 1938 г. посланные деньги вернулись с пометой о невручении в связи со смертью адресата, без объяснения, когда и от чего умер. А спросить боялись.
После о. Александра священников в Старый Покров не присылали, церковь стояла в сохранности, но служить было некому. Когда же в 1944 г. местный житель Василий Яковлевич Решетов поехал хлопотать об открытии храма, то ему сказали, что храм числится действующим. За все годы вынужденного бездействия храма налоги платил церковный староста Феодор Пискарёв из собственных средств (у него в Новониколаевке была пасека).
Внутреннее убранство храма и роспись, частично сохранились. Напротив храма вероятно уже последние свои дни стоит дом, в котором и в старые времена помещались священники.
В 1948 г. настоятелем храма стал о. Александр Нечаев.
С 1948 по 1951 г. в храме с. Старый Покров служил о. Алексей Сокольский: «в самом конце 1940-х в храме служил о. Алексей Сокольский. Он был из репрессированных, после освобождения из лагеря направлен в Старый Покров».
В 1951-1952 гг. настоятелем храма был священник Феодор Степанович Марухин.
В 1952 г. венчался в г. Зарайске, в том же году 15 июня рукоположен во священника, 30 июня назначен настоятелем Покровского храма в Старом Покрове. В послужном списке приведена характеристика о. Петра: «поведения отличного, к пастырским обязанностям относится с любовью и усердием. Заботится об украшении храма и умело ведёт церковное хозяйство».
Священник Пётр Рыбицкий был переведён в с. Нестерово, а оттуда перешёл священник Николай Алексеевич Предтеченский, который с 1957 г. был настоятелем храма. Он родился в 1895 г. в с. Поэлово Юрьевского уезда Владимирской губернии, в семье священника. Николай Предтеченский окончил Переславское Духовное училище, выдержал экзамен на звание учителя церковноприходских школ.
В 1961 г. советским правительством Церкви была навязана реформа органов приходского управления. Вся власть в приходе переходила к Исполнительному органу церковного совета. Священник был устранен от участия в хозяйственной деятельности прихода. Он как бы «нанимался» церковным советом данного храма для совершения богослужений. Целью реформы было разрушение приходской жизни изнутри, путем внедрения в органы приходского управления чуждых Церкви лиц, и противопоставления органов приходского управления священству. Цель реформы иногда достигалась в городах, где исполкомам удавалось провести в состав «двадцатки» и в церковные старосты своих людей, но в селе это сделать было трудно.
Более 30 лет (с 1962 по 1994 г.) настоятелем Покровского храма был о. Владимир Кошечкин, его жена Людмила Вячеславовна Кошечкина-Елпидифорова умерла в 1970-х гг., похоронена у алтаря церкви. Она запомнилась жителям тем, что «как белка, лазила на крышу храма и сама красила купола». В 1950-е гг. псаломщиком в храме был Иван Терентьевич Лебедев из с. Пашнево. После о. Владимира настоятелем храма был иеромонах Тихон
К западу от колокольни, стояла часовня (сломана в конце 1930-х гг.) Она указывала место расположения древнего деревянного храма Святителя Николая перенесенного в Пашнево. Лесная тропинка, проложенная вдоль восточной стороны ограды храма, ведёт к святому источнику.
В 2005 г. во главе общины храма священноначалием был поставлен священник Антоний Рыжаков, в детстве и юности алтарник в Иоанно-Богословском храме г. Ликино-Дулёво, выпускник Свято-Тихоновского Богословского института.