храм расписанный врубелем в смоленской области

Место силы: Храм Святого Духа в Талашкино под Смоленском, построенный Рерихом

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Есть на земле особые места, куда людей притягивает некая мистическая сила. В этих местах люди черпают творческие силы, вдохновение и желание жить. Одним из таких мест является уникальный храм Святого Духа в Талашкино под Смоленском. Этот храм был задуман и построен самим Николаем Рерихом.

Недалеко от Смоленска, на хуторе Фленово, примерно 100 лет назад построили пирамидальный храм Святого Духа. Задуман этот храм был мистиком, художником и ученым Николаем Рерихом, и должен был стать церковью будущей религии, предсказанной величайшими пророками и мыслителями всех времен и народов.

храм расписанный врубелем в смоленской области

В начале XX века передовые творцы считали это место мистическим. Они утверждали, что во Фленово, в имении князей Тенишевых, снисходит особое вдохновение, и здесь повсюду витает некий особый творческий дух.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Именно здесь Николай Рерих создал одну из своих величайших художественных работ – огромную мозаику «Спас Нерукотворный» с изображением лица Иисуса. Мозаика, выложенная на портале церкви Святого Духа, завораживает глубиной бездонных глаз.

храм расписанный врубелем в смоленской области

К сожалению, время безжалостно и к храмам в том числе. Здание храма разрушалось. Но в 2016 году Церковь Сошествия Святого Духа в смоленском историко-архитектурном комплексе «Теремок» отреставрировали. В храме была восстановлена кирпичная кладка, отмостки, окна, воссоздано внутреннее убранство храма.

храм расписанный врубелем в смоленской области

При этом реставраторам удалось сохранить фрагменты росписи стен, созданной в начале XX века Николаем Рерихом, хотя сырой микроклимат внутри церкви нанес им значительный вред их еще при жизни Рериха. На реставрацию было потрачено около 40 миллионов рублей. Сегодня реставраторы надеются, что в ближайшее время будут выделены деньги на восстановление мозаики, созданной Рерихом.

храм расписанный врубелем в смоленской области

И сегодня сюда стремятся паломники-эзотерики из разных стран. В этом место всегда много туристов. Ведь кроме церкви, во Фленово действует два музея, в которых собраны богатейшие коллекции произведений искусства и предметов народного быта.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Из-за неканонических взглядов создателей церкви в Талашкино на христианство, Храм Духа никогда не был освящен православной церковью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Мистический Храм, который никогда не будет освящен православной церковью.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Есть на земле особые места, куда людей притягивает некая мистическая сила.
Одним из таких мест является уникальный храм Святого Духа в Талашкино под Смоленском, который был задуман и построен самим Николаем Рерихом.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Недалеко от Смоленска, на хуторе Фленово, 100 лет назад построили пирамидальный храм Святого Духа.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Задуман этот храм был мистиком, художником и ученым Николаем Рерихом, и должен был стать церковью будущей религии, предсказанной величайшими пророками и мыслителями всех времен и народов.

храм расписанный врубелем в смоленской области

В начале XX века передовые творцы считали это место мистическим.
Они утверждали, что во Фленово, в имении князей Тенишевых, снисходит особое вдохновение, и здесь повсюду витает некий особый творческий дух.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Именно здесь Николай Рерих создал одну из своих величайших художественных работ – огромную мозаику «Спас Нерукотворный» с изображением лица Иисуса.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Мозаика, выложенная на портале церкви Святого Духа, завораживает глубиной бездонных глаз.

храм расписанный врубелем в смоленской области

К сожалению, время безжалостно и к храмам в том числе. Здание храма разрушалось. Но в 2016 году Церковь Сошествия Святого Духа в смоленском историко-архитектурном комплексе «Теремок» отреставрировали.

храм расписанный врубелем в смоленской области

В храме была восстановлена кирпичная кладка, отмостки, окна, воссоздано внутреннее убранство храма.

храм расписанный врубелем в смоленской области

При этом реставраторам удалось сохранить фрагменты росписи стен, созданной в начале XX века Николаем Рерихом, хотя сырой микроклимат внутри церкви нанес им значительный вред их еще при жизни Рериха.
На реставрацию было потрачено около 40 миллионов рублей.

храм расписанный врубелем в смоленской области

И сегодня сюда стремятся паломники-эзотерики из разных стран. В этом место всегда много туристов.
Кроме церкви, во Фленово действует два музея, в которых собраны богатейшие коллекции произведений искусства и предметов народного быта.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Из-за неканонических взглядов создателей церкви в Талашкино на христианство, Храм Духа никогда не был освящен православной церковью.

храм расписанный врубелем в смоленской области

Источник

Флёново. Церковь Святого Духа.

Карта и ближайшие объекты

храм расписанный врубелем в смоленской области

Статьи

В 1902 году в самом живописном месте села Фленова, в бывшем имении княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, была выстроена церковь Святого Духа. Автором проекта была сама княгиня, а также археолог И.Ф. Барщевский и художник С.В. Малютин. Строительство было закончено только 1905 году. Росписи в храме и смальтовая мозаика выполнены знаменитым художником Н.К. Рерихом. Он трудился над её убранством с 1908 по 1914 год. В 1923 году разорили храмовую усыпальницу, в которой был захоронен князь В.Н. Тенишев. Его перезахоронили на деревенском кладбище. В советское время церковь Святого Духа в Смоленской области использовался под зернохранилище, поэтому росписи интерьера не сохранились, но бесценным даром дошла до нас великолепная мозаика «Спас Нерукотворный». Она в полной мере дает представление о стиле талашкинских произведений Рериха.

Хотя церковь Святого Духа в Смоленской области построена в лучших традициях русского зодчества, само здание напоминает древнюю пирамиду, русский шатер и одновременно буддийскую пагоду. Храм, лишенный русских православных канонов, получился необычным и очень выразительным. Три ряда кокошников и маленькая главка, а также уцелевшая смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный» на фронтальной части храма сделали её очень красивой и нарядной. Изучивший в полной мере старинное искусство икон и стенной росписи всех времен, Рерих во фронтальной мозаике изобразил суровый Лик в огненном кольце беспредельности, следящий огромными глазами за входящими в храм. Слева внизу изображен Святой Сергий, как промежуточное звено между Иисусом и человеком.

Существует мнение, что храм долго не освящали из-за разногласий с православной Церковью. Идея единства всех религий и многочисленные отступления в росписях художника не были поддержаны Синодом. Церковь так и осталась неосвященной.

Из журнала: «Туризм и Отдых». Выпуск №37 (473), сентябрь 2007

В 1900 году в имении князей Тенишевых Талашкино, в деревне Флёново под Смоленском, был заложен храм. К 1905 году его строительство было почти завершено. Архитектором проекта выступила княгиня Мария Клавдиевна Тенишева совместно с археологом, собирателем народного искусства И.Ф. Барщевским и художником С.В. Малютиным.

Первоначально храм должен был быть построен во имя Преображения Господня. «Смоленский вестник» от 12 сентября 1900 года по этому поводу сообщал: «В четверг, 7 сентября, в имении Талашкине, в 15 верстах от Смоленска, совершена была закладка новой церкви во имя Преображения Господня. Церковь сооружается владелицей имения кн. М.К. Тенишевой преимущественно для нужд местной сельскохозяйственной школы. Церковь строится по личным указаниям владелицы в строго древнерусском стиле, будет богато расписана и разукрашена мозаикой, майоликой и обещает быть выдающимся в художественном отношении сооружением».

Издревле на Руси существовала традиция строить храмы, посвященные Сошествию Святого Духа, в которых воспевались события, описанные в Деяниях апостолов: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Существовала веками разработанная иконография, изображающая апостолов или Богоматерь с апостолами, на которых нисходят языки пламени. Особенностью храма во Флёнове является то, что он посвящён не Сошествию, а самому Святому Духу. Есть все основания утверждать, что храм во Флёнове стал первым и на Руси, и в России, имеющим подобное посвящение.

О том, что в талашкинском храме по замыслу устроителей должен был быть низкий иконостас, писал поэт М. Волошин: «Глубоко интересно, какое впечатление будет производить она (Царица Небесная), когда заполнит собою всё пространство главного нефа церкви над низким деревянным иконостасом».

Возвращение к истокам православной традиции в построении храма Святого Духа возрождало первоначальное понимание символа открытого алтаря как возможности в моменты богослужения и молитвы утверждаться в том, что открытые самим Христом врата предоставляют право войти каждому, дерзнувшему идти Его Путём. В этом также заключено глубокое непреходящее значение храма Святого Духа, возведенного во Флёнове.

Храм Святого Духа – уникальный памятник архитектуры конца XIX − начала ХХ века, созданный в имении князей Тенишевых во Флёново. Закладка храма состоялась в 1900 году. Проект постройки разрабатывала княгиня Тенишева вместе с художником, архитектором Сергеем Малютиным и археологом, фотографом Иваном Барщевским. При взгляде на строение казалось, что оно соединяет в себе пирамиду, пагоду и «русский шатёр». В 1908 году для росписи внутреннего убранства храма был приглашён выдающийся русский художник Николай Константинович Рерих. Храм в Талашкино никогда не был освящен Православной церковью, а после революции использовался в качестве хранилища зерна.

Благодаря решению руководства страны в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» стало возможным выделение на реставрацию храма и уникальной мозаики свыше 46 миллионов рублей. С июля 2016 по сентябрь 2017 года была восстановлен фундамент, воссоздана кирпичная кладка, отмостка, окна, приведено в порядок убранство и подвальные помещения храма. Команда петербургских реставраторов смогла привести огромную мозаику Николая Константиновича Рериха «Спас Нерукотворный» с изображением лица Иисуса практически к первозданному состоянию.

Реставраторам удалось сохранить фрагменты росписи стен, созданной в начале XX века, и это позволяет надеяться на их полное восстановление по сохранившимся подлинным эскизам Николая Константиновича Рериха.

Архитектор и историк архитектуры И.Д. Белогорцев относил замысел храма к 1896 году и считал, что Тенишева использовала опыт Абрамцево, где была построена церковь по проекту Виктора Васнецова в стиле псковско-новгородского зодчества. Белогорцев считал, что княгиня основывалась в своём замысле на фотографиях русских храмов, которые сделал и издал основатель российской архитектурной фотографии И. Ф. Барщевский. В 1898 году в сопровождении Барщевского она предприняла для непосредственного знакомства с архитектурой Древней Руси археолого-этнографическое путешествие по России. По мнению Белогорцева, именно тогда Тенишева впервые для себя отметила единство архитектурных форм с русским природным ландшафтом.

В церковном отношении деревня Флёново, которая входила в состав имения Талашкино, относилась к Знаменскому приходу, но располагалась на расстоянии пяти вёрст от него. Талашкино же, хотя и располагалось в непосредственном соседстве с ним, входило в Бобырёвский приход, но находилось от церкви на таком же расстоянии. Ученики тенишевской школы в любую погоду по воскресеньям и по праздникам ходили петь в Знаменскую церковь, что было достаточно неудобно. М.К. Тенишева писала: «Моя школа во Флёнове взяла столько моих сил, симпатий и преданности, и мне захотелось увенчать своё создание храмом Божиим».

Князь В.Н. Тенишев, супруг Марии Тенишевой, выступил против строительства церкви. Тенишева обратилась за поддержкой к смоленскому губернатору Василию Сосновскому, который был другом князя. Только после этого В.Н. Тенишев ассигновал деньги на постройку храма. Тенишева писала: «Мы долго искали место для церкви. Ездили и ходили вокруг Флёнова, обсуждали этот вопрос со всех сторон и наконец нашли. Это было восхитительное место, лучше которого вряд ли возможно найти для церкви. Оно точно для того и было предназначено. Здесь, рядом со школой, на высокой красивой горе, поросшей соснами, елями и липами, с необозримым кругозором, положено было основание храму во имя Святого Духа».

М.К. Тенишева упоминала о собственных размышлениях по поводу внешнего вида будущего храма: «Когда я искала форму, создавая мой храм, я уже многое обдумала и глубоко прониклась русской стариной. Мне хотелось создать храм не из драгоценных материалов, а исключительно из местного камня, дерева, местными силами. Из моего путешествия по России мне стало вполне ясно, что храмы на нашем севере создались согласно с условиями и требованиями климата. Все наши крупные праздники бывают зимой, или ранней весной, или осенью. Для крестных ходов в эти торжественные дни наши храмы в древности строились с крытой папертью вокруг церкви». (М.К. Тенишева, «Впечатления моей жизни»)

Всего было создано около 15 различных проектов церкви. В проектировании храма пробовали свои силы Илья Репин, В.М. Васнецов, Константин Коровин, предложивший четыре варианта (а также Барщевский). Их проекты не сохранились. Сохранившиеся эскизы представляют различные варианты облика храма. Белогорцев утверждал, что Тенишева проводила целый конкурс на лучший проект и в качестве образца начертила для него карандашный набросок будущего храма. Конкурс упоминала в своей статье и С.Н. Михайлова, при этом она писала, что сама Тенишева представила на него собственный проект.

Княгиня обратилась первоначально к историку искусств и археологу Адриану Прахову. Он по её просьбе в 1899 году поселился в Талашкино и создал модель храма, которая представляла огромный собор с пятью куполами, похожий на Владимирский собор в Киеве. Тенишева отвергла этот проект.

Самым скромным был проект, разработанный Барщевским и основанный на приёмах псковско-новгородской архитектуры. Храм, тяжёлый по формам, в то же время, благодаря крупным кокошникам, плавно вздымался вверх. Тенишева передала проект Барщевского для дальнейшей разработки академику архитектуры Владимиру Суслову.

Ещё одним проектировщиком выступил исследователь русского деревянного зодчества В.В. Суслов (его эскизы, выполненные тушью и акварелью на бумаге: СОМ 436, СОМ 11662/ 9, 14, 15, 16, 17, находятся в Смоленском музее-заповеднике, они поступили из Тенишевского собрания в 1919 году). Его модель семиглавого собора, по утверждению самой Тенишевой и мнению Кочановой, была отвергнута княгиней. Белогорцев, однако, утверждал, что именно эскизный проект В.В. Суслова на основе набросков Тенишевой и Барщевского в конце 1898 года был представлен на утверждение губернскому архитектору. После одобрения этого эскизного проекта Суслов создал технический проект, который летом 1902 года был утверждён губернским инженером и губернским архитектором. С этого времени, по мнению Белогорцева, именно на основе проекта Суслова началось строительство храма. По мнению Белогорцева, Суслов выполнял обязанности главного архитектора, во время его отсутствия эти обязанности исполняли Сергей Малютин и Барщевский. Суслову приписали авторство осуществлённого проекта храма и авторы монографии о его творчестве, изданной в 1976 году, дочь архитектора Анна Суслова и академик архитектуры Татьяна Славина.

Летом 1899 года Михаилом Врубелем, во время двухнедельного пребывания в Талашкине, были выполнены эскизы храма (проект включал собор, колокольню и трапезную), которые также не устроили Тенишеву (в графическом собрании Смоленского музея-заповедника находятся два его эскиза СОМ 432, 433, они представляют северный и западный фасады здания, выполнены акварелью и коричневой тушью на бумаге, наклеенной на картон, были переданы в музей А. П. Мишоновым 5 ноября 1929 года). Этот проект Белогорцев считал наиболее интересным. Роскошный орнамент, вытянутые арки-кокошники с треугольными завершениями, высокие крылечки и множество мелких художественных деталей придавали ему дворцовую помпезность. Проект Врубеля в советские времена экспонировался в смоленском областном музее имени Крупской.

Работа С. Малютина над проектом

В 1899 году М.А. Врубель написал С.В. Малютину по просьбе княгини Тенишевой: «Многоуважаемый Сергей Васильевич, когда я прочел Ваше письмо, она (М.К.) очень пожалела, что лишилась возможности познакомиться с Вами и лично побеседовать о том, что она поручила мне изложить в этом письме. Она просит сделать ей эскиз в красках церкви небольшой, но отвечающий следующему заданию: 1) тёплая паперть, 2) склепной этаж, 3) обходные галерейки или сенцы для крестных ходов, когда время года не позволит их делать снаружи. Стиль ярославский. Затем полный простор декоративной фантазии… Не откажите ответить поскорее, берете ли Вы этот заказ, а также его стоимость. Жму вашу руку. М. Врубель». (Михаил Врубель, Письмо С.В. Малютину)

В собрании Смоленского музея-заповедника хранятся шесть графических проектов церкви Св. Духа, выполненных С.В. Малютиным на картоне акварелью, с использованием белил, алюминиевой и бронзовой красок: СОМ 7512-7517. На эскизах изображены три восточных фасада, два западных и один северный. Сохранившиеся эскизы церкви, принадлежащие Сергею Малютину, позволяют современным специалистам музея утверждать, что церковь строилась именно по его проекту.

Хотя храм сооружался по рисункам Малютина и под его непосредственным наблюдением, его создание долгое время приписывалось различным авторам. В своей книге о храме в Талашкино М.К. Тенишева даже приписывала себе проект строительства. Ей приписывал авторство и А. Зелинский. Эту же точку зрения поддержала искусствовед Н.В. Тютюгина, назвав Тенишеву главным архитектором храма. Искусствовед Алина Абрамова отвергала авторство Барщевского, Тенишевой и Суслова и считала единственным архитектором Сергея Малютина. Исследовательница творчества Малютина Галина Голынец не называет храм среди построек, созданных Малютиным в Талашкино. Л.С. Журавлёва считала, что проект церкви был результатом совместного творчества Малютина, Тенишевой и Барщевского. Л.Г. Михайлова предполагала, что княгиня действительно принимала участие в строительстве храма но только в связи со смертью супруга, когда появилась необходимость, чтобы в церкви была создана усыпальница. Осенью 1903 года Сергей Малютин уехал в Москву, где устроился на постоянную работу в качестве преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тенишева потребовала от Малютина, чтобы он подписал расписку, которая юридически закрепила разрыв творческих отношений между ними, а по мнению Алины Абрамовой, и в глазах княгини стала отказом Малютина от авторских прав на проект храма Святого Духа.

Создание модели храма

Эскизы С.В. Малютина отвечали общему замыслу Тенишевой, которая с помощью И.Ф. Барщевского приступила к созданию макета церкви, используя элементы из предыдущих проектов, преимущественно (как предполагают искусствоведы) из проекта С.В. Малютина. Тенишева писала в своих воспоминаниях «Впечатления моей жизни»: «Под мою диктовку, шаг за шагом, по кусочкам мы клеили, ломали, снова клеили, лепили, добиваясь той формы, которая удовлетворила бы меня. Было сделано две модели. Первую я по окончании совсем забраковала, вторая же все более и более подходила к моему внутреннему чувству, отвечала ему и, наконец, поправленная и дополненная, вылилась в форму, встречавшую одобрение даже у самых равнодушных людей…».

Княгиня забраковала модель с колокольней, находившейся, вопреки канону, с восточной стороны. Макеты, созданные княгиней, не сохранились. В 2011 году в музей поступила фотография модели храма, на которой написано карандашом по-немецки: «…in Phlonowo (Talasckino)», а выше — русская надпись карандашом: «Макет церкви Св. Духа во Флёнове». Хранитель коллекции ДПИ А.Л. Карнаухова обнаружила деталь модели храма — маковку, выточенную из дерева. Стало возможным установление размера модели храма. Высота деревянной маковки — 26,5 см, а так как на фотографии она укладывается 3,3 раза в высоту модели до её купола, то высота картонной модели вместе с маковкой была определена в 113,95 см. В декабре 2011 года Джеско Озер передал в Смоленский музей-заповедник альбом «Храм Святого Духа в Талашкине», изданный Русским историко-генеалогическим обществом в 1938 году в Париже. В нём присутствуют три фотографии модели храма Святого Духа во Флёнове с западной, юго-восточной и восточной сторон, выполненной М.К. Тенишевой с помощью И.Ф. Барщевского.

Художественные особенности постройки

Несмотря на малые размеры, церковь кажется монументальной. Этот эффект достигается за счёт отсутствия дробности и членения форм. В постройке использована предельно простая конструкция — куб церкви опоясан галереей, храм бесстолпный. Он был построен из кирпича местного производства, который был произведён в Талашкино специально для строительства церкви. Маломерный кирпич, использованный для него, относится к типу плинфы. Такой кирпич, похожий на пластины, широко применялся в каменном храмовом строительстве XI-XIII веков на Руси. На этом же заводе производились для храма декоративная майолика и изразцы, осуществлялась шлифовка гранитных пилонов, привезённых из Поречья (в настоящее время это город Демидов). Для многоступенной кровли была изготовлена терракотовая черепица.

Малютин основное внимание уделил декоративным элементам постройки. Небольшая главка возвышается над четырёхскатной кровлей. Завершается главка шпилем, а не крестом, что является редкостью для церковного строительства. Переход от стен к главке осуществляется благодаря трём ярусам кокошников. В виде кокошника оформлен также главный вход. В храме нет религиозности в понимании официальных церковных властей и следования канону. По мнению Михайловой, храм представляет собой народное прочтение христианства и даёт художественный образ народной веры.

Роспись и мозаика храма

К началу работы в Талашкино Рерих уже имел опыт создания циклов церковных росписей. В 1904 году художник получил заказ от члена Государственного Совета И.Г. Каменского на иконостас для фамильной усыпальницы в Успенском женском монастыре в Перми. В 1906 году он создал эскизы для церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Пархомовке (имение Голубевых под Киевом) и для храма в Шлиссельбурге, а также для часовни во Пскове. Л.С. Лившиц просил художника создать эскизы для моленной на своей вилле в Ницце.

В мае 1909 года Тенишева писала художнику, что с нетерпением ожидает эскизы к росписям (к настоящему времени сохранились четыре из них). В 1910 году Рерих непосредственно приступил к росписи, сделал необходимые обмеры и сделал контуры, написал несколько живописных этюдов в Смоленске. Летом 1912 года он работал над росписью. Ему помогали художник Павел Наумов и ученики Школы поощрения художеств Елена Земляницына, Александра Щекатихина-Потоцкая, Чернов и Дмитриев. Живописный слой при создании изображения наносился на холст, наклеенный на штукатурку. Журавлёва считала, что Рерих в своей работе пытался воплотить синтез «не только лучших достижений древнерусского зодчества, но и декоративное узорочье индийских храмов Аджанты и Лхасы», в лице Тенишевой он нашел союзника в такой трактовке.

Мозаика Рериха над входом и живопись по холсту на стенах были им созданы в приёмах русской живописи XII-XIII веков. По технике мозаичная работа Рериха является одной из ценных работ русского прикладного искусства дооктябрьского периода. Рерих работал над выполнением росписи с 1908 по 1914 годы. Эскизы для мозаики он сделал в 1910 году (один из них хранится в Смоленском музее-заповеднике, исполнен темперой на бумаге, поступил из Тенишевского собрания, СОМ 2305) и вскоре подписал договор на исполнение мозаик в мастерской В.А. Фролова в Санкт-Петербурге.

Сохранилась только смальтовая мозаика Н. Рериха «Спас Нерукотворный» над входом в храм. Спас Нерукотворный «наблюдает» за входящими в храм, напоминая им о необходимости очиститься, обратить помыслы к возвышенному. Кандидат искусствоведения и доктор педагогических наук А.Д. Алёхин отмечал, что Рерих сумел вписать каждую линию мозаики в общий строй композиции и «сгармонировать её с масштабами и архитектурными особенностями постройки, с окружающим пейзажем. Колористический строй этого торжественно-монументального произведения прекрасно согласуется с красками природы». Кроме росписи алтаря предполагалось, что Рерих выполнит композиции «Князья», «Трон невидимого бога», «Отроки», «Никола», «Слушай веление Бога».

Доктор искусствоведения Е.И. Полякова находила в росписях Рериха для церкви в Талашкине отзвуки фресок ярославской иконописной школы. Рерих был в восхищении её произведениями: «Какие чудеснейшие краски вас окружают! Как смело сочетались лазоревые воздушнейшие тона с красивою охрою! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневатые одежды! По тепловатому светлому фону летят грозные архангелы с густыми желтыми сияниями, и белые их хитоны чуть холоднее фона. Нигде не беспокоит глаз золото, венчики светятся одною охрою». При этом Полякова отмечала, что Рерих не копировал работы ярославских мастеров, а только вдохновлялся ими. Ему удалось создать «единую роспись храма, где все композиции дополняют друг друга, выдержаны в единой тональности, в едином ритме».

Храм Святого Духа и официальная церковь

Н.В. Тютюгина относит появление мысли посвятить храм именно Святому Духу к 1908 году и связывает её со смертью супруга Тенишевой. Особенностью храма является то, что он посвящён не Сошествию Святого Духа, а самому Святому Духу. У исследователей есть основания утверждать, что он стал первым в России, имеющим подобное посвящение.

Доктор искусствоведения профессор Евгений Маточкин увидел в росписи Рериха соединение народных представлений с православными и католическими. Так изображение Богородицы он сближал с образом «Мадонны во славе» неизвестного итальянского художника из Марради конца XV века, а престол, на котором она восседает имеет аналог в мозаике 1297 года из флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте, орнамент в форме извивающихся побегов, характерный для европейского искусства XV века, художник использовал в изображении облачения воинов, он поместил изображение Царицы Небесной между двух окон, что характерно для картин Леонардо да Винчи. На покрове Богородицы Маточкин отмечал изображение художником языческих элементов. По его мнению, Николай Рерих соединил образ Богородицы с идеей Святого Духа, которому посвящён сам храм.

Тютюгина считает это представление ошибочным. По её мнению, М.К. Тенишева оценивала его исключительно как православный. Предварительные эскизы росписи храма Рерих обсуждал с представителями Смоленской епархии, они были официально утверждены. Тютюгина настаивает, что храм Святого Духа не был освящён только из-за начала Первой мировой войны, которая помешала завершить росписи, а затем и Октябрьской революции, после которой княгине пришлось эмигрировать в Париж. Эту точку зрения разделяла и Кочанова. Сам Рерих вспоминал, что были возражения со стороны церковного начальства, но ссылка на каноничность Киевской «Нерушимой Стены» и соотнесение её с росписями храма в Талашкине «прекратило ненужные словопрения».

Полякова утверждала, что если от канонов древней живописи отходили Васнецов и Врубель, то к канонам византийской живописи возвращался Рерих. Рерих изобразил в алтарной композиции строгую Царицу Небесную в традициях именно византийской иконографии. По мнению Поляковой, в отличие от церковных росписей Врубеля, церковь одобряла фрески Рериха.

В 1970-е годы в храме была предпринята неудачная реставрация, которая так и не была завершена. В апреле 2016 года после обращения губернатора Смоленской области к вице-премьеру Ольге Голодец, посетившей Талашкино, Министерство культуры Российской Федерации выделило на реставрацию храма более 40 миллионов рублей. Спустя год более 6 миллионов было направлено на обновление мозаики. В храме Святого Духа была воссоздана кирпичная кладка, отмостка, обновлены подвальные помещения, которые занимают около 60 % площади здания. Реставраторы сохранили оставшиеся росписи и намерены восстановить их по фотографиям, сделанным Тенишевым и Рерихом, а также по подлинникам эскизов, выполненных художником, которые находятся в Библиотеке Конгресса США. В храме планируется открыть экспозицию, рассказывающую об истории его возведения.

В советское время Храм Святого Духа с мозаикой над входом был запечатлён на двух цветных маркированных карточках, выпущенных Министерством связи СССР 27 июля 1976 года и 17 февраля 1977 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *