храм равноапостольной марии магдалины в москве

Храм святой Марии Магдалины в Южном Бутово

храм равноапостольной марии магдалины в москве

храм равноапостольной марии магдалины в москве

храм равноапостольной марии магдалины в москве

Религиозная организация
Подворье Патриарха Московского и всея Руси –
храм святой равноапостольной Марии Магдалины
в Южном Бутово г. Москвы Русской Православной Церкви
Московский Патриархат.
Показать полностью.

Телефон церковной лавки : +7 (977) 861-12-14.
Лавка работает с 9.00 до 19.00, в остальное время по этому телефону отвечает охранник.

храм равноапостольной марии магдалины в москве

Храм святой Марии Магдалины в Южном Бутово запись закреплена

храм равноапостольной марии магдалины в москве

Храм святой Марии Магдалины в Южном Бутово запись закреплена

храм равноапостольной марии магдалины в москве

Храм святой Марии Магдалины в Южном Бутово запись закреплена
Православный журнал «Фома»

Лидер легендарной группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов крестился в 30 лет, перед венчанием, — по настоянию супруги. Но по-настоящему пришел в Церковь позже. И этому предшествовал тяжелейший период в его жизни. Что он чувствовал тогда и как ему удалось выбраться из ямы отчаяния? Об этом он рассказал журналу «Фома».

По словам Бутусова, в какой-то момент он пережил «духовную смерть»:

«. Я пребывал в совершенно неоправданном праздном состоянии. Какая-то сплошная пьянка, безответственность. А ведь близким, особенно детям, тяжело: они не понимают, что это за унылое чучело с утра до вечера по дому мотается.

А потом страшно стало. Было ощущение надвигающейся беды, ужаса. Появилось отвращение к жизни и… На мне такой грех — я три раза на себя руки накладывал. В голове — бардак, ее просто распирало. И совесть меня мучила. Я спать перестал. Появились невероятные проблемы со здоровьем. И все это как-то сразу на меня навалилось — отвратительное физическое и моральное самочувствие. »

Источник

Храм равноапостольной марии магдалины в москве

Дорогие братья и сестры!

С 9 июня снято ограничение на посещение храма прихожан старше 65 лет.

До окончания снятия всех ограничений, рекомендуем:

Благодарим за понимание и строгое соблюдение рекомендаций!

31 октября воскресение

Неделя 19-я по Пятидесятнице.
Апостола и евангелиста Луки

Исповедь
Часы
Божественная литургия
Молебен
Крещение

8.00
8.30
9.00

3 ноября
среда

Акафист Казанской иконе Божией Матери
Всенощное бдение

4 ноября
четверг

Празднование Казанской иконе Божией Матери.

Исповедь
Часы
Божественная литургия

8.00
8.30
9.00

5 ноября
Пятница

Заупокойная вечерня
с поминовением усопших

17.00

6 ноября
суббота

Димитриевская родительская суббота.
День поминовения усопших
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Исповедь
Часы
Божественная литургия
Панихида
Беседы перед крещением
Всенощное бдение

8.00
8.30
9.00
10.30

16.00
17.00

7 ноября
воскресение

Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Прав. Тавифы

Исповедь
Часы
Божественная литургия
Молебен
Крещение

8.00
8.30
9.00

12 ноября
пятница

Вечерня

17.00

13 октября
суббота

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула

Исповедь
Часы
Божественная литургия
Крещение
Беседы перед крещением
Всенощное бдение

8.00
8.30
9.00
11.00
16.00
17.00

14 ноября
воскресение

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

Исповедь
Часы
Божественная литургия, Молебен
Крещение

8.00
8.30
9.00

19 ноября
пятница

Вечерня

17.00

20 октября
суббота

Прп. Зосимы Ворбозомского
Прп. Кирилла Новоезерского

Исповедь
Часы
Божественная литургия
Крещение
Беседы перед крещением
Всенощное бдение

8.00
8.30
9.00
11.00
16.00
17.00

21 ноября
воскресение

Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Исповедь
Часы
Божественная литургия
Молебен
Крещение
Акафист иконе Божией Матери Скоропослушница

8.00
8.30
9.00

12.00
16.00

26 ноября
пятница

Вечерня

17.00

27 ноября
суббота

Апостола Филиппа
Заговенье на Рождественский пост.

Исповедь
Часы
Божественная литургия
Крещение
Беседы перед крещением
Всенощное бдение

8.00
8.30
9.00
11.00
16.00
17.00

28 ноября
воскресение

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й.

Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива
Начало Рождественского поста.

Исповедь
Часы
Божественная литургия
Молебен
Крещение

8.00
8.30
9.00

Источник

Храм равноапостольной марии магдалины в москве

Религиозная организация
Подворье Патриарха Московского и всея Руси –
храм святой равноапостольной Марии Магдалины
в Южном Бутово г. Москвы Русской Православной Церкви
Московский Патриархат.
Параскево-Пятницкое благочиние
Юго-Западное викариатство г. Москвы
Управляющий викариатством епископ Дмитровский Феофилакт

Местоположение храма: город Москва, Южное Бутово, пересечение Чечерского проезда с проектируемым проездом № 1114 и улицей Горчакова.

Вы можете проехать до храма следующими маршрутами:

Информация для маломобильных прихожан!

храм равноапостольной марии магдалины в москвеДорогие братья и сестры!
На территории храма имеются необходимые условия для обеспечения подъезда инвалидных колясок (боковой вход).
Для прохода необходимо обратиться к дежурному.
Телефон для вызова дежурного +7 (977) 861-12-14.

Всегда рады видеть вас в храме!

Телефон церковной лавки : +7 (977) 861-12-14.
Лавка работает с 9.00 до 19.00, в остальное время по этому телефону отвечает охранник.

Настоятель храма протоиерей Василий Василевский

Вы можете задать нам вопрос, заполнив следующую форму:

Источник

Храм святой равноапостольной Марии Магдалины на Сетуни

Храм строится. Требуется ваша помощь.

храм равноапостольной марии магдалины в москве

История храма

Наверное, мало кто из жителей нашего микрорайона Потылихи знает, что в этом месте в конце 19 – начале 20 вв. существовал православный храм в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Причины такого незнания в том, что во-первых, храм был домовый – т.е. примыкал к комплексу других зданий, а во-вторых, существовал храм недолго, всего два-три десятилетия (храм был освящен в 1893 году, а после революции, видимо, скоро был закрыт). Еще одной причиной малой известности храма было, очевидно, и то что храм не был приходским, а был храмом для воспитанников и сотрудников дачи Московского Николаевского Сиротского Института.

храм равноапостольной марии магдалины в москве

Чертеж церкви Марии Магдалины (конец 19 века).

Не только история церкви Марии Магдалины, но и всего районы Потылихи была тесно связана с детскими сиротскими учреждениями Москвы. Не случайно, вплоть до 25 января 1952 года, современные 1-й, 2-й и 3-й Сетуньские проезды носили названия «1-й, 2-й и 3-й переулки Загородного двора Воспитательного дома». Дело в том, что начиная со второй половины 18 века, это место стало относиться к Императорскому Московскому Воспитательному дому.

Воспитательный дом был учрежден Императрицей Екатериной Второй 1 сентября 1763 года. «Сие богоугодное и благочестивое государственное учреждение, предназначенное для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, будет навеки под особым Монаршим покровительством и призрением», говорилось в манифесте, изданном Екатериной Второй. Здание, построенное для Воспитательного дома на берегу Москвы-реки, до сих пор является одним из красивейших зданий города – до недавнего времени в этом здании располагалась Военная академия Ракетных войск имени Петра Великого (Устьинский проезд, 9).

Процент смертности, среди приносимых в Воспитательный дом младенцев был очень высок, первое время не хватало кормилиц, поэтому руководство дома занялось вопросами искусственного вскармливания. В 1766 году, руководство Дома закупило стадо лучших холмогорских коров. Для выпаса коров, вблизи устья реки Сетунь Дорогомиловской заставы был арендован заливной Лужницкий. или Красный Луг, что за Москвой-рекой напротив Новодевичьего монастыря. К лугу было прирезано еще соседнее место с садами и землями крестьянского села Троицы-Голенищева. Там был построен скотный двор и устроена молочная ферма для снабжения молоком детей Воспитательного дома. Постепенно, это место становится и местом летнего отдыха воспитанников Дома.

В конце 18 – начале 19 вв. Московский Воспитательный дом входит в число благотворительных учреждений, которыми управляет вдова императора Павла Мария Феодоровна. После смерти императрицы Марии Феодоровны в 1828 году, ее сын, император Николай I распорядился образовать для управления благотворительными и сиротскими заведениями IV отделение собственной Е. И. В. канцелярии — «Ведомство императрицы Марии». Во второй половине 19 века в Ведомство императрицы Марии входило 365 учебных и благотворительных заведений. Загородный двор Воспитательного дома расположенный на Потылихе до революции также принадлежал Ведомству императрицы Марии – в конце 19 – начале 20 вв. в нем располагалась дача Московского Николаевского Сиротского Института – одного из четырех женских институтов Москвы.

храм равноапостольной марии магдалины в москве

Фрагмент карты Москвы 1912 г. В месте расположения Сетуньских проездов на карте надпись «Дача Николаевского инстит.»

В конце 19 века на даче Николаевского Института была построена церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы императрицы Марии Феодоровны. Об этой церкви есть сведения в известном издании «Сорок Сороков» под редакцией Павла Паламарчука: «…в 19 веке здесь, за Дорогомиловской заставой на берегу Сетуни близ ее устья был загородный двор Воспитательного дома. Дача стояла на правом берегу Сетуни, позже потеряла хозяйственное значение и здесь проводили лето воспитанницы Николаевского сиротского института. Церковь при даче построена купцом Щербаковым, которому это обошлось 11000 рублей. Она была деревянной. Непосредственно примыкала к столовой, строил архитектор Прыжов. Освящена 11 июля 1893 года. Дожила до революции.» Адрес храма звучал тогда так: Московский уезд, ур. Дача Николаевского института (у полустанка Потылиха Окружной ж/д).

храм равноапостольной марии магдалины в москве

Чертеж церкви св. Марии Магдалины конца 19 века. Вид со стороны иконостаса.

Материалы взяты из статей Наталии Комовской, опубликованных в трех номерах Приходского листка церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (№2(83) февраль, №3(84) март, №4(85) апрель – 2013 года. См. http://kadilo.info/ezhemesyachnyj-prikhodskoj-listok.html)

Фотографии старинного храма св. Марии Магдалины на Потылихе.

Фотографии деревянного храма Марии Магдалины хранятся в Российской Государственной Библиотеке. Фотографии датированы: «конец XIX — начало XX веков». Размер всех фотографий одинаковый — 23 x 17 см.

храм равноапостольной марии магдалины в москве

1. Церковь Марии Магдалины на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии.

храм равноапостольной марии магдалины в москве

2. Церковь Марии Магдалины на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии.

На первых двух фотографиях мы видим красивые высокие окна с наличниками не только в храме, но и в окружающих домах. Видно много декоративной резьбы на фасадах храма, красивые точеные и резные столбы. В барабан встроены иконы.

Недалеко от алтаря, к северу, располагаются качели, на которых видны три воспитанницы.

В правом нижнем углу фотографии №2 мы видим небольшие ворота, за воротами и вообще в той стороне не видно никаких строений, вдалеке – деревья. Возможно эти ворота вели в сад или на небольшую проселочную дорогу.

Вокруг растут высокие деревья, много берез.

Напротив храма, на другой стороне площадки, расположена большая беседка. Рядом с нею — поляна цветов (розы?).

Во всем — сочетание изысканности и простоты.

храм равноапостольной марии магдалины в москве

3. Церковь Марии Магдалины на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии. Вид центральной части иконостаса.

На двух следующих фотографиях мы видим иконостас и внутреннее убранство храма. Иконостас выполнен в стиле барокко. На царских вратах вверху – икона Благовещения, снизу, по двое – Евангелисты. Над царскими вратами икона Тайной Вечери.

Основные иконы иконостаса – ростовые. Спаситель и Божия Матерь с Богомладенцем. Справа от Спасителя судя по всему – св. Мария Магдалина. В руках у Марии Магдалины видимо сосуд с миром и пасхальное яйцо. Слева от Богородицы – икона святителя, и, судя по образу, можно сказать безошибочно, что это святитель Николай. Интересно, что делая иконостас в нашем временном храме, мы тоже решили поставить в левую его часть (и также симметрично с иконой Марии Магдалины) – икону святителя Николая!

храм равноапостольной марии магдалины в москве

4. Церковь Марии Магдалины на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии. Вид из трапезного зала на иконостас.

На фотографии № 4 в иконостасе видны иконы Архангелов. Слева — скорое всего, архангел Гавриил (и это — северная диаконская дверь, так как видна снизу большая щель). В руках у архангела Гавриила, кажется, изображен цветок. Это лилия — символ радостной вести о рождении Спасителя.

В правой части иконостаса – симметрично архангелу Гавриилу икона другого архангела – Михаила. В правой руке у него меч, одежда его более темная (красная?), и весь образ более мужественный. Скорее всего – это тоже диаконская дверь (южная), хотя щель под нею видна хуже, чем у северной двери.

Дальше от центра иконостаса видны еще иконы. Справа от архангела Михаила виден только маленький край следующей иконы и нельзя определить кто там изображен.

Слева от иконы архангела Гавриила мы видим также ростовую икону. Эта икона сильно засвечена светом из окна и плохо видна, но образ очень похож на образ благоверного князя Александра Невского, да и естественно было бы его видеть в храме, относящемся к ведомству императрицы Марии Феодоровны. Почитание благоверного князя Александра Невского, как великого предка русских царей стало особенно сильным начиная с императора Петра I и продолжалось в царствующем доме и Русской Церкви и в последующем. В XIX веке три русских императора были названы в честь Александра Невского. Во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей и написаны тысячи икон.

Кроме крайней справа иконы иконостаса, не видно и еще две иконы, которые скрыты за центральными двумя столбами. Вернее, эти иконы видны, но на фотографии столовой, с очень большого расстояния и понять кто на них изображен нельзя.

Интересная особенность, связанная с иконостасом – напротив центральных икон иконостаса стоят напольные подсвечники. В наше время это является редкостью, чтобы на солее перед иконостасом ставили такие подсвечники.

По бокам от диаконских дверей видны высокие древки хоругвей. Сами хоругви почти не видны, можно едва различить их нижний край.

По краям иконостаса расположены места для клироса и чтецов, отделенные от храма поясными перегородками. Слева перед клиросом располагается канунный столик с небольшой голгофой на нем.

Солея приподнята относительно пола храма на одну небольшую ступеньку.

В центральной и боковых проемах между центральными колоннами храма мы видим косяки дверей – то есть храм (алтарная часть храма) закрывался. Похоже, что двери сделаны «гармошкой», состоящей из двух частей.

На четвертой фотографии на колонах видны два настенных бра. Если приглядеться, то можно увидеть, что шаровидный стеклянный абажур бра имеет стеклянную трубку вверх – это говорит о том, что бра работали на керосине, то есть были «керосинками».

А вот на паникадиле, скорее всего светильники – обычные лампады. Их видно на фотографии № 3.

храм равноапостольной марии магдалины в москве

5. Столовая на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии. К дальнему концу помещения примыкает церковь Марии Магдалины.

На фотографии столовой первое, что удивляет это ее большой размер, простор, широта центрального прохода. Простые лавки для воспитанниц. В торцах столов стоят стулья со спинками, видимо для воспитателей, следящих за порядком во время трапезы. Над столами висят керосиновые лампы. В стороне алтаря под потолком – икона.

Надеемся, что в будущем удастся разыскать и другие фотографии старинного храма Марии Магдалины, а также, возможно, и воспоминания о храме кого-то из служителей храма, воспитанниц, воспитателей и сотрудников дачи Николаевского института. Найденные материалы будут использованы для создания музея посвященного истории нашего храма. Также, возможно, какие-то художественные элементы внешнего и внутреннего оформления старинного храма будут использованы в новом храме и в приходских строениях.

Источник

Домовая церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Москве

В этот августовский день Православная Церковь чтит память святой равноапостольной Марии Магдалины, спасенной Господом от смерти и последовавшей за Ним. Святая Мария Магдалина вместе с Богоматерью стояла у Креста Господня на Голгофе, и была первой, кому явился Воскресший Христос. Именно она первой возвестила Апостолам о Его Воскресении радостным восклицанием: «Видела Господа!»

Церковь св. Марии Магдалины при московском Императорском Вдовьем доме была освящена по тезоименитству его создательницы, императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Однако инициатива создания благотворительного заведения для вдов принадлежала августейшей свекрови Марии Федоровны, императрице Екатерине Великой. Именно она предложила обширную государственную программу по созданию как сиротских приютов, вроде грандиозного Воспитательного дома (см. 7 декабря), так и домов призрения для вдов. И ее замысел осуществила вторая жена государя Павла Петровича, нареченная в православии Марией Федоровной – мать императоров Александра I и Николая I. После коронации в 1797 году она получила от императора заведование Санкт-Петербургским и Московским воспитательными домами. Благотворительность стала ее главной деятельностью. Мария Федоровна основывала училища, институты, дома призрения, инвалидные дома, больницы, а после смерти супруга при правящих сыновьях она продолжала занималась только благотворительностью. Даже при дворе ее называли «самой трудолюбивой женщиной России».

В феврале 1803 году настал срок Вдовьего дома, учрежденного на доходы от детских Воспитательных домов. На эти же средства были устроены две знаменитые больницы для бедных в Санкт-Петербурге и Москве, получившие имя «Мариинские» в честь своей основательницы. Другая часть прибыли пошла на создание Вдовьих домов «для тех бедных и помощи достойных вдов, которые остались по смерти мужей в военной и гражданской службе Российской Империи. и по старости и слабости или по каким-нибудь другим причинам безвинно не имеют никакого содержания».

Александр I выпустил соответствующий указ. Средствами к содержанию были назначены проценты с капитала Воспитательного дома, вклады благотворителей и пожертвования из личных средств Императрицы и Императора, для чего при Вдовьем доме учреждались три «казны» или кассы. 12 мая 1803 года московский Вдовий Дом был открыт. Однако располагался он тогда не в Кудрине, а в Лефортово, в ветхом деревянном домике, принадлежавшем капитану Балкашину, прежде занятом «оспенной больницей». Вскоре этот дом стал тесен, и для Вдовьего приюта стали строить новое собственное здание на Божедомке, рядом с Мариинской больницей, на участке, принадлежавшем Воспитательному дому. Отечественная война прервала эти замыслы. Новое роскошное здание на Божедомке отдали Мещанскому училищу – до 1812 года оно и занимало тот исторический дом в Кудрине, в котором затем разместился московский Вдовий дом.

Местность Кудрино известна в Москве с XIV века, со времен Дмитрия Донского. Тогда село Кудрино принадлежал его двоюродному брату, участнику Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму – свой титул он получил за смелость в этом судьбоносном для России сражении. Его вдова подарила Кудрино Новинскому монастырю. Приходской же церковью Кудрина была Покровская церковь, стоявшая до 1937 года на месте сталинской «высотки». История здания Вдовьего дома тоже уходит корнями в глубь московских веков. В первой половине XVIII века здесь было фамильное владение адмирала Ф.М.Апраксина, сподвижника Петра Великого (см. 9 февраля), а в 1770-м году владение выкупил у его родственников А.И. Глебов. О нем ходили легенды в Москве. Одна из них гласила, что, будучи незнатного происхождения, Глебов добился благосклонности графини Гендриковой, которая приходилась родственницей государыне Елизавете Петровне. Императрица, узнав о предстоящей свадьбе, воскликнула: «Сестра моя сошла с ума! Как отдать ее за подьячего!» – и произвела Глебова в обер-прокуроры. Он достиг немалых чинов, но, не брезгуя взятками и подношениями, был все-таки удален от дел императрицей Екатериной. После его смерти наследники продали кудринский дом казне для главной московской аптеки, и она находилась тут до 1805 года, пока не уступила место Александровскому мещанскому училищу.

В 1802 году Мария Федоровна учредила в Москве Екатерининский институт благородных девиц, где учились дети обер-офицерского звания. А для детей низших сословий («захудалых дворян, чиновников, разночинцев и мещан»), не имевших право поступать в благородные заведения, были устроены специальные отделения институтов – мещанские училища. Для Московского мещанского училища, получившего имя императора Александра I, в 1805 году предоставили роскошную усадьбу в Кудрине – ее тогда перестроил архитектор И.Жилярди. И домовая церковь св. Марии Магдалины была освящена в этом здании раньше, чем его занял Вдовий дом – в 1805 году, при Александровском мещанском училище. Храм освятили в честь тезоименитства вдовствующей императрицы, благотворительницы и матери правящего государя.

Незадолго до Отечественной войны Александровскому училищу решили передать выстроенное для Вдовьего дома здание на Божедомке, а Вдовий дом из Лефортова перевести сразу в Кудрино. Училище освободило здание и переехало, а вот вдовы не успели занять свое новое пристанище, так как грянул 1812 год. И в здании на Кудринской площади случилась трагедия. Там был устроен военный госпиталь для русских воинов, в том числе и раненых на Бородинском поле. При отступлении из Москвы войска Кутузова не успели взять их с собой, и французское командование обвинило раненых в связях с партизанами. Наполеоновцы учинили в госпитале настоящий погром: обстреляли дом из пушек, а потом подожгли – погибли 700 раненых.

От самого дома остались только стены. Однако он вошел и в литературную историю, посвященную тому страшному времени, оставшись на страницах толстовской эпопеи «Война и мир». Мимо Вдовьего дома в 1812 году проезжала Наташа Ростова, покидая Москву и свой дом на Поварской улице. После войны Доменико Жилярди, сын архитектора прежнего дома, выстроил новое здание, дожившее до наших дней. В 1814 году сюда из Лефортова переехал Вдовий дом, и домовая церковь во имя св. Марии Магдалины осталась ему в наследство. Под ее сенью Вдовьему дому и суждено было прожить здесь до самой Октябрьской революции.

На его воротах красовался герб Ведомства императрицы Марии с фигурой пеликана, кормящего птенцов из собственного зоба – символ милосердия. Во Вдовьи дома вначале следовало принимать вдов генералов, старших офицеров и высших гражданских чинов, но на деле принимались даже и солдатские вдовы, если их мужья достигли первого офицерского чина и прослужили в нем не менее десяти лет. Предпочтение оказывалось вдовам офицеров, погибших на войне. Принимали сюда и вдов чиновников Воспитательного дома, или женщин, прослуживших в ведомстве императрицы Марии не менее 15 лет. Попадали в пансионерки и за плату, и даже с малолетними детьми, но только с двумя и в возрасте от трех до десяти лет. Генеральским вдовам были сделаны небольшие поблажки, но они должны были частично финансировать свое «генеральское» содержание – шить форменное платье и белье за свой счет, иметь собственный стол или «лишнее кушанье», а также жить вместе со взрослой дочерью не моложе 40 лет, оплачивая за ее проживание 150 рублей в год. Остальные пансионерки полностью получали казенное содержание, скудное: белье, форменное платье, сундучок, кровать с принадлежностями и собственный шкафчик около кровати. В спальных было по шесть кроватей, а в центре стоял ломберный стол – женщинам разрешалось играть в «коммерческие», то есть не в азартные карточные игры. По сути, это была привилегированная «богадельня для вдов». Вдовий дом имел казенное управление – почетным опекуном был назначен московский губернатор Н.И. Баранова, первой настоятельницей стала Анна Тимофеева, вдова коллежского асессора, ей помогали смотритель и лекарь. Прислуга поступала из выпускниц Воспитательного Дома.

Попасть сюда было мечтой, но многие старушки мечтали и переехать к детям или родственникам на квартиру, если ситуация позволяла. Порядки здесь царили суровые. Вдовий дом скорее напоминал строгую больницу, чем гостиницу. За казенное содержание вдовам было положено работать, а именно ежемесячно вязать по три пары чулок «для общества», из казенных ниток. Если пансионерка хотела отлучиться из дома, на прогулку или в гости, она должна была получить особое разрешение настоятельницы, которая выдавала ей пропускной билет. Его отмечали на выходе, как пропуск – у дверей всегда стоял швейцар в красной ливрее. Вернуться следовало до ужина, о чем по возвращении на билет ставилась вторая отметка. С особого же разрешения настоятельницы можно было заночевать в гостях или у родных. Неопрятных женщин или раз замеченных в уличном попрошайничестве вообще не выпускали за ворота. Пансионерку можно было навестить, но только до ужина. За ссоры, и особенно за драки, немудреные в такой обстановке, вдовы исключались. Также покидали пансион вдовы, вновь вышедшие замуж или принявшие монашеский постриг.

Однако именно в этих стенах началось самое милосердное благотворительное дело в истории России – организация службы «сердобольных вдов», или первых сестер милосердия. Эта идея возникла у императрицы Марии Федоровны еще в 1804 году, но замысел был впервые реализован в Петербурге в 1813 году, и Москва чуть позже последовала его примеру. Московский институт сердобольных вдов был создан в январе 1818 года. Тогда императрица повелела выбрать 12 вдов хорошего поведения, которым предложили ухаживать за тяжелыми больными, с соответствующим обучением. Их направили в Мариинскую больницу, где поставили на дежурства за небольшую плату, в должности сиделки и сестры милосердия, хотя в обиход понятие «сестра милосердия» вошло только в середине XIX века из сочинений Льва Толстого, описывавшего Крымскую войну. Каждый год 12 декабря происходило торжественное посвящение избранных вдов в звание «сердобольных». Принимая присягу, они произносили торжественный обет с такими словами: «Желая. подражать сердоболию. Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству исцелявшему всякий недуг и всякую болезнь. клянусь. что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим»…

А за работу полагались поблажки. Добровольно поступить в «сердобольные вдовы» значило попасть в вожделенный Вдовий Дом на казенное содержание. Для таких был сбавлен и срок выслуги, брали тех, чьи мужья прослужили в офицерском чине не десять лет, как для всех остальных, а пять. Если же «сердобольная вдова» имела детей, то двоих из них содержали вместе с матерью в доме, а потом передавали их в казенное учебное заведение. Десять лет службы «сердобольной вдовы» обеспечивали ей в дальнейшем ежегодную пенсию в размере 150 рублей с различными надбавками. Кроме того, их отлично кормили. Особенно сестры проявили себя во время Крымской войны, когда 16 «сердобольных вдов» из московского дома уехали в действующую армию. Однако они могли служить по найму и в частных домах и получать вознаграждение. Институт сердобольных вдов существовал в России до 1892 года и явился прототипом общин сестер милосердия.

Это богоугодное начинание осеняла домовая церковь св. Марии Магдалины. В декабре 1834 года святитель Филарет, митрополит Московский, служил здесь в праздник св. Николая Чудотворца, день тезоименитства Государя Николая I. И перед торжественным обетом сердобольных вдов он напутствовал их пастырским словом, напоминая о христианской любви: «Попекись утешить и облегчить болящаго, чтобы некогда и тебе послано было Провидением потребное утешение и облегчение». Интересно, что церковь Императорского Вдовьего дома была настолько модной среди московской знати, что на большие праздники в нее пускали только по пригласительным билетам. А в 1854 году здесь служил о. Петр Смирнов, автор популярных в Москве учебников Закона Божия, переведенных на многие языки.

Здесь же, в стенах Вдовьего дома, прошло несколько детских лет жизни А.И. Куприна, оставившего о нем яркие зарисовки в рассказе «Святая ложь». Мать писателя, урожденная княжна Кулунчакова, перешла сюда на пансион в 1874 году после смерти мужа, когда сыну было только 4 года. Он был ее единственным ребенком: перед родами некий старец велел матери заготовить дубовую досточку, и когда родится младенец, заказать художнику образ святого Александра Невского точно по мерке новорожденного – и обязательно окрестить его самого Александром.

Шаловливому непоседливому мальчику было здесь очень скучно. Яркая и цепкая детская память запомнила массу впечатлений: зелёные стены, горы подушек на кроватях, казённые шкафчики, вечное вязание и вечные, «бросавшиеся в голову» запахи пачули, мятного куренья, мастики от паркета, воска и чистой опрятной старости. Мать, уходя по делам, привязывала сына за ногу к кровати, чтобы он не сбежал, не попал под лошадь, и не уехал куда-нибудь. Как-то он даже переплывал пруд, чтобы попасть без билета в соседний Зоологический сад (нынешний Зоопарк).

Во Вдовьем доме проводила свои дни и бабушка знаменитых братьев Дуровых. Именно она, как-то отпросившись у настоятельницы, впервые повела внуков в цирк, и первые впечатления остались у них на всю жизнь. Рано осиротевшие дети воспитывались у крестного, известного московского адвоката Н.З. Захарова. Он готовил их в военное училище, отдал в гимназию, но братья обожали цирк и убегали с уроков поглазеть на клоунов в народных балаганах. За эти провинности следовало наказание: детей отправляли к бабушке во Вдовий дом. Одна только угроза этой «побывки» действовала на братьев умиротворяюще, и шалости на время прекращались. Но даже у бабушки они находили для себя достойное дело. Владимир Дуров, как-то гостя во Вдовьем доме, засунул между оконными рамами белых крыс и долго наблюдал за ними. Кстати, там Дуровы и подружились с Куприным, а потом вместе учились в кадетском корпусе.

Во время ноябрьских боев 1917 года Вдовий дом находился в эпицентре обстрела юнкеров, так как его здание заняли большевистские войска. Пансионерки спаслись от пуль и осколков стекла в коридоре. В помещениях не осталось ни одного целого окна, здание не отапливали, еду не привозили, а старухи боялись стрельбы и не выходили за продуктами. Многие приготовились к смерти от голода и холода и просили священника исповедать их.

Революция упразднила не только домовую церковь св. Марии Магдалины, но и сам Вдовий дом. Его здание было передано Наркомату Здравоохранения, и в нем квартировали то нервно-психиатрический институт, то институт охраны детей и подростков. Только в 1936 году здесь открылся Центральный институт усовершенствования врачей. Во время войны в здании бывшего Вдовьего дома было бомбоубежище, в котором летом 1941 года, возможно, укрывалась Марина Цветаева, гостившая тогда у своих знакомых в Конюшках.

Теперь здесь Российская Академия последипломного образования врачей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *