храм рождества богородицы в городне на волге
Храм рождества богородицы в городне на волге
Когда утром с Волги поднимается туман и обволакивает городенский холм, белокаменная церковь Рождества Богородицы, кажется, плывет по воздуху, навстречу встающему солнцу.
Более шестисот лет назад эту церковь заложил Великий Тверской князь Михаил Александрович в память о своем предке Михаиле Ярославиче Тверском, мученической смертью погибшем в Орде. Но получилось так, что стала церковь Рождества Богородицы памятью о всем Великом княжестве Тверском: храм Рождества Богородицы в Городне — единственный памятник старины, сохранившийся от Тверского княжества.
Белокаменная церковь Рождества Богородицы в Городне построена во второй половине XIV века и является древнейшим памятником архитектуры на территории Тверской области и единственным сохранившимся в полном объеме сооружением великокняжеского периода. В подклете церкви существовал престол во имя Св. Николая Чудотворца.
В 1412 году церковь Рождества Богородицы сильно пострадала от пожара и по повелению Великого тверского князя Бориса Александровича была отстроена заново на старом подклете.
Эта перестройка была завершена до 1425 года. Спустя несколько лет церковь была расписана. Вся внутренняя фресковая роспись храма, выполненная в XV веке, сбита в результате перестроек XVIII-XIX веков. Остатки древней росписи частично сохранились в подклете (в том числе изображение св. благоверного князя Михаила Тверского) и на внутренних откосах некоторых окон. В росписях Рождественской церкви исследователи находят связь с работами сербских живописцев того времени. Церковь украшали скромные белокаменные резные детали, в которых чувствуются отголоски мастерства владимиро-суздальских резчиков домонгольского периода.
Церковь Рождества Богородицы в Городне строилась по княжескому заказу и украшалась лучшими тверскими мастерами. Еще в XVII веке в церкви находились «образа и всякое строение церковное великого князя Бориса Тверского», среди которых выделились храмовая икона Рождества Богородицы и местночтимая икона Св. Иоанна Предтечи. Северный вход украшали древние врата «корсунского дела», вероятно, изготовленные в конце XIV века тверскими мастерами в технике «золотой наводки».
В конце XVII века после очередного пожара церковь долгое время оставалась «без пения церковного». В 1745 году она была вновь перестроена, над древним барабаном появилась небольшая главка, окна растесали, к церкви пристроили кирпичную трапезную и колокольню. Был устроен второй престол — во имя Св. Иоанна Предтечи. Во второй половине XIX века храм заново расписали масляной живописью. С городенского холма открывается необычайно красивый вид на Волгу. А. Н. Островский писал: «Долго любовался я живописным видом с обрывистого берега от церкви. Под ногами Волга, синяя от пасмурной погоды и подернутая рябью; за рекой зеленел поемной луг, который расстилался ковром вплоть до высокого, темного соснового лесу. Справа и слева между кустарниками кое-где блестели изгибы и плесы Волги; по крутым берегам виднелись белые каменные церкви сел».
Церковь Рождества Богородицы (Городня)
Церковь Рождества Богородицы — православный храм Конаковского благочинного округа Тверской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Городня Конаковского района Тверской области. Объект культурного наследия федерального значения. Наиболее древняя сохранившаяся постройка в Тверской области, единственный дошедший до наших дней памятник архитектуры Великого княжества Тверского.
Содержание
История [ править ]
Стоящая на крутом правом берегу Волги в 30-ти километрах к юго-востоку от Твери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы является самым древними самым ценным памятником старины, сохранившимся от Тверского княжества. Как указывалось в клировых ведомостях 200-летней давности, построена она «неизвестно когда и кем».
Описание [ править ]
Церковь Рождества Богородицы изначально представляла собой четырехстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. Подклет был довольно высоким (сейчас он сильно погрузился в землю), поэтому ко входу в храм вели высокие лестницы-«всходы». Храм был белокаменным, и в целом имел весьма характерную для каменного зодчества той эпохи архитектуру. В частности, считается, что изначально храм был очень похож на Никольскую церковь в селе Каменском. Также церковь предположительно имела оборонное назначение, будучи «главной башней» крепости Городня.
В результате перестройки 1740-х годов прежняя кровля храма была изменена с позакомарной на простую четырёхскатную. Окна были растёсаны. Тогда же была «надстроена» главка храма: на старый барабан был поставлен еще один, более тонкий, а сверху — луковичная главка. В таком виде церковь дошла до нашего времени.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тверская область, Конаковский район, с.Городня-на-Волге, ул.Ленинградская, д.105
ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ
ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ запись закреплена
04.11. Четверг.
Казанской иконы Божией Матери.
8:00 Литургия.
Показать полностью.
06.11. Суббота.
Дмитриевская родительская суббота.
8:00 Утреня. Литургия.
14:30 Всенощное бдение.
07.11. Воскресенье.
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Прав. Тавифы.
9:00 Часы. Литургия.
Храм открыт с 8:00 до 16:00.
ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ запись закреплена
НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ
В Оптиной поем Акафист с сестрой К. Подошло время молитвы, во время чтения которой все молящиеся встают на колени. Только я успела опуститься, слышу над ухом шепот К.: «Я ведь причастилась!». С удивлением от несвоевременной реплики отвечаю: «Слава Богу» и пытаюсь сосредоточиться на словах молитвы. Но К. не унимается: «А можно я встану на колени?». Эта странная просьба (все вокруг уже давно стоят на коленях) меня озадачивает еще больше. Тем более, что К. гораздо старше меня и уже несколько лет живет в монастыре. Несмотря на мой утвердительный ответ, К. все еще мнется. Ни о какой молитве речи уже нет: я пытаюсь разгадать причину этого загадочного поведения. И тут раздается последняя реплика К.: «А благодать от Причастия в пол точно не уйдет?»
***
Как-то, благословили в пономари вновь пришедшего в наш храм молодого человека.Серьезный, молчаливый, чернявый, глаза с восточной поволокой.Благословили его, в первый же день его пребывания в храме,прочесть «апостола» на Литургии.Выходит он, как положено, в стихаре,торжественно неся книгу над головой, встает перед амвоном,все торжественно и чинно.Диакон:»Премудрость», чтец:»Ко ЕВРЕЯМ послания св.Апостола Павла чтение», диакон:»Вонмем», и тут оказалось, что новенький чтец прилично картавит, но не смотря на это понизив голос и выдержав паузу чинно начал:»Бхххатие. «. Певчих пришлось откачивать, они не как не могли успокоиться от смеха.
***
Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института однажды произошел смешной случай. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» — «Нет, я православный!».
***
«Увидев у своей кельи толпу страждущих мирян, отец Паисий бросился бежать. Резво кинулись за ним страждущие, кто-то схватил было его за кончик мантии, да упустил.
Долго бегали они так за непослушным духовником, помяли уже две монастырские клумбы, но догнать не умели и до того расстроились, что пошли жаловаться на отца Паисия игумену.
Игумен же, выйдя на крыльцо, поманил отца Паисия толстым пальчиком и говорит ему на ухо:
— Что ж ты, братец, бежишь от своих духовных чад, а?
— Не от них, отец, но от духа тщеславия, — отвечал запыхавшийся отец Паисий.»
***
Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха Павла для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
— Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
— Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?
***
У владыки Василия Родзянко была трагическая судьба, но при этом он был человеком светлым, веселым, любил шутку.
В иконную лавку в г. Новогрудке зашла женщина: “Мне, пожалуйста, дайте икону Божией Матери огнеcтрельную”. Продавец, которая только недавно начала работать и,
будучи недостаточно воцерковленной, пересмотрев иконы, растеpянно отвечает: “Огнестрельных на этот раз что-то не завезли…”
***
Есть такая традиция-после отпевания усопшего икону с его груди забирают и оставляют на 40 дней в храме, а по истечении этого срока забирают домой. Многие люди (особенно из тех, кто в храм заходит только по случаю отпевания или крестин) забывают об оставленной иконе, вследствие чего в храме иногда накапливается изрядное количество образов, так что церковницам приходится заводить специальные ящички для них, чтобы как-то упорядочить. Вот однажды такие «забывшие» вспомнили об оставленной иконе и пришли в храм, чтобы её забрать. Обращаются к церковнице:
-Вот мы тут давно оставляли икону, нам бы забрать.
-А какую именно Вы оставляли? (достали ящичек с иконами, стали искать)
-Точно мы не помним, но там Божия Матерь изображена.
-А как называется?
-Да вот что-то такое. название такое. с едой связано.
-. Может, Спорительница хлебов?
-Нет,не она. (продолжают искать: церковница смотрит иконы, а пришедшие стоят рядом)
-Может, Домостроительница?
-Нет-нет, там такое название-чтобы с едой благополучие было.
Ищут-ищут, не могут найти. Пошли по второму разу. Вдруг пришедшие радостно восклицают:
-Да вот же она!
Церковница держит в руках икону «Достойно есть».
*Слово «ЕСТЬ» люди восприняли буквально.
***
Из жизни семинаристов:
ХРАМ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ГОРОДНЕ-НА-ВОЛГЕ запись закреплена
БИБЛИОТЕКА В ГОРОДНЕ
ОТ КРАЕВЕДЕНИЯ К КРАЕЛЮБИЮ
А вы знаете кому стоит памятник у Городенской Православной гимназии и почему?
Показать полностью.
Сегодня, 4 ноября, мы празднуем День народного единства.
4 ноября 1612 года народное ополчение выдворило из российской столицы польских интервентов. Более 10 тысяч людей из всех сословий России объединились и дали отпор врагу.
Однако кто знает, как сложилась бы история страны, если бы чуть дольше прожил выдающийся полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, положивший начало победам русских войск в Смутное время. Еще до 1-го народного ополчения (руководители – Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой) и 2-го народного ополчения (руководители – Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский) создал народное ополчение М.В. Скопин-Шуйский. Именно этому воеводе у здания Православной гимназии в Городне стоит памятный знак, который был открыт 1 августа 2009 года.
Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (18 ноября 1586 — 3 мая 1610) — русский государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времён польско-литовской интервенции, организовавший освободительный поход на Москву, осаждённую войсками Лжедмитрия II. Князь был потомком суздальско-нижегородских князей. Его предком был младший брат Александра Невского князь Андрей Ярославич. Иноземцы, описывая русского вождя, говорили, что он, при своей молодости, был необыкновенно красив, статен, приветлив и привлекал всех своим умом и силой души.
«Замутнившееся, расшатавшееся в своих основах общество русское страдало от отсутствия точки опоры, от отсутствия человека, к которому можно было бы привязаться, около которого можно было бы сосредоточиться. Таким человеком явился, наконец, князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский». С.М. Соловьёв, историк.
Летом 1607 года в России объявился самозванец, вошедший в историю как Лжедмитрий II или «Тушинский вор» (по названию села Тушино, где самозванец расположился лагерем, когда подступил к Москве.) К концу 1608 года власть Лжедмитрия II распространялась на Переяславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострому, Галич, Вологду. Из крупных центров верными Москве оставались Коломна, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Новгород, Нижний Новгород и Казань. В результате деградации пограничной службы 100-тысячная Ногайская Орда разоряет «украины» и Северские земли в 1607—1608 гг. Лжедмитрий II фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. Официальный же царь Василий Шуйский был заперт в Москве и потерял контроль над страной.
На М.В. Скопина-Шуйского была возложена миссия возглавить посольство для начала переговоров о союзе со шведским королём Карлом IX. По договору русское правительство должно было оплачивать наёмников, составляющих большую часть шведского войска. Выполняя обязательства, Карл IX предоставил 5-тысячный отряд наёмников, а также 10-тысячный отряд.
В мае 1609 года 22-летний полководец князь М.В. Скопин-Шуйский выступил в освободительный поход из Великого Новгорода на помощь осажденной войсками «Тушинского вора» (Лжедмитрия II) Москве и изнемогавшим в кровопролитных боях с гетманом Сапегой и атаманом Лисовским героическим защитникам Троице-Сергиевой обители.
Шведами командовал Якоб Делагарди, а общее командование над всем войском осуществлял юный князь Михаил Скопин-Шуйский. Первому из них было 26 лет, второму – всего 23 года. Царь Василий Шуйский торопит князя Михаила скорее двигаться к Москве.
К концу весны от самозванца отложилось большинство северо-западных русских городов. К лету численность русских войск достигла 20 тысяч человек. 17 июня в тяжёлом сражении у Торжка русско-шведские силы принудили польско-литовское войско Зборовского к отступлению. 11—13 июля русско-шведские силы, под командованием Скопина-Шуйского и Делагарди, разбили поляков под Тверью.
В сочинении тверского историка Диомида Ивановича Карманова «Исторические известия Тверского княжества», опубликованном в 1775 году, читаем: «…В 1609 году, после Петрова дня, идущим из Нова-города боярином и воеводою князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским с набранным им российским и вспомогательным шведским войском, Тверь атакована и, по великом на вылазке с поляками бою, в коем поляки побеждены, взята…
Немцы (т.е., иноземцы) хотели приступать (т.е., пограбить) город, но князь Михайло Васильевич пожалел людей и не повелел им приступать к городу, а сам пошел на Городню, а немецкие люди, осердясь, поворотили назад и пошли к Нову-Городу, однако были через посланных уговорены и воротились к князю, с коим совокупно пошли к Колязину и прочая».
Ошеломленные жестокостью боёв и обозленные нежеланием Скопина-Шуйского отдать им Тверь на разграбление, наёмники Делагарди начали высказывать недовольство. Тем временем не успевшие укрыться в кремле вражеские отряды преследовались некоторое время по Волоколамской и Клинской дорогах. Вполне вероятно, что одна из стычек могла произойти в Городне (древнем Вертязине), где находился брод и переправа через Волгу. После боя за переправу русский полководец, названный Н.М. Карамзиным «гением Отечества», решил дать отдых войску. В этот момент произошел бунт легионеров, отказавшихся двигаться дальше и вернувшихся через Заволжье на Новгородскую дорогу. Верными присяге королю остался лишь отряд Кристиерна Зомме, состоявший из 250 конных и 750 пеших воинов.
24 июля русские отряды переправились на правый берег Волги и вступили в Макарьевский монастырь, располагавшийся в городе Калязине. Став под Калязином, Скопин-Шуйский разослал гонцов по всем соседним городам, призывая прислать ему дополнительные отряды, а также денежные средства. Одновременно он послал за благословением к Ростовскому чудотворцу Иринарху. Иринарх благословил его просфорой, крестом и наказал: «Дерзай, и Бог поможет тебе!» Тем временем подошли полки из Костромы и Ярославля, а из окрестных земель начало стекаться крестьянское ополчение. Кристер Зомме активно обучал их ратному ремеслу и строевым порядкам западного образца. К августу у Скопина-Шуйского было уже 20 тысяч воинов. В битве под Калязином 19 августа поляки под командованием Яна Сапеги были разбиты Скопиным-Шуйским. 10 сентября русские вместе с отрядом Зомме заняли Переяславль, а 9 октября воевода Головин занял Александровскую слободу. 16 октября русский отряд прорвался в осаждённый поляками Троице-Сергиев монастырь. 28 октября Скопин-Шуйский разбил гетмана Сапегу в битве на Каринском поле под Александровской слободой.
Очень быстро Михаил Скопин-Шуйский освободил от войск Лжедмитрия II весь северо-запад и центр России. В марте 1610 года им была освобождена Москва. Люди при виде князя Михаила падали на колени и благодарили за «очищение Московского государства». Эта народная любовь и погубила Михаила Васильевича.
Городня на Волге (древнерусский город Вертязин).
Храм Рождества Богородицы – уникальный памятник тверской архитектуры – стоит на крутом берегу р.Волги в с. Городня, в тридцати километрах от Твери. Это единственный храм, сохранившийся со времен Тверского княжества. Церковь с позолоченным куполом хорошо видна с Волги.
Построенный в конце XIV в. великим князем Тверским Борисом Александровичем, являлся соборным храмом удельного княжества. Точное время строительства неизвестно. Сопоставление исторических фактов позволяет сделать вывод, что он сооружен между 1380 (после Куликовской битвы) и 1390 гг. (временем приезда святителя Московского Киприана в Тверь).
Церковь неоднократно перестраивалась и сегодняшний ее вид существует с XVIII в. От первоначального храма сохранился лишь глубокий белокаменный подклет (нижняя часть). Облик храма отличается ясностью и простотой, запоминающимся силуэтом: окруженный со всех сторон каменной оградой, состоит из массивной низкой аспиды, трапезной с приделом Иоанна Предтечи и шатровой колокольни. Простой прямоугольный в плане объем храма венчает золоченая главка-луковичка. В результате реставрационных работ, в подклете храма найдены уникальные фрески XV в., хранящиеся сейчас в музеях Твери и Москвы, выяснены различные архитектурные особенности храма и надписи XV в., освобождены от поздних наслоений оригинальные металлические XVII-XVIII вв.
Для одних храм стал символом многоликой и богатой культуры России, для других – местом молитвенного сосредоточения и душевного отдыха. Сюда приезжали писатели В.А.Солоухин и В.Д.Дудинцев, М.Н.Алексеев и Ю.Лощиц, В.Сергеев, В.Распутин, С.Куняев, поэт А.Я.Марков, артисты М.Ульянов, А.Шенгелая и многие другие известные деятели культуры. Знаменитый итальянский кинорежиссер Де Сика в самых разных ракусах показал нам это сказочной красоты строение в фильме «Подсолнухи»!
Многие жители Твери и ее области помнят духовное торжество, которым стало празднование 600-летия церкви во имя Рождества Богородицы в селе Городня в сентябре 1990 г., когда в храме служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении многочисленного духовенства. Тогда это был первый приезд на Тверскую землю Предстоятеля Русской Православной Церкви за последние триста лет.
В 2004 г. была выпущена серебряная монета из серии «Памятники архитектуры России», на одной из сторон изображена церковь Рождества Богородицы в Городне.
В ночь с 6 на 7 января 2005 г. в городенском храме Президент РФ В.В.Путин встречал Рождество.
Церковь действующая. Настоятель храма – протоиерей о.Алексей (Злобин) избран от Тверской области в Общественную палату РФ.
Церковная лавка у храма Пресвятой Богородицы в Городне на Волге.
Люди селились на территории данной местности начиная с 5-6 тысячелетия до н. э. При раскопках городища в Городне найдены осколки кремня, наконечники стрел, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики, относящиеся к временам позднего неолита. Во 2-ом тысячелетии до н. э. распространяется фатьяновская культура. Во второй половине первого тысячелетия до н. э. распространяется дьяковская культура, бронзовый век сменяется железным. В VII—VIII веках н. э. край заселяется славянским племенем кривичей. В 1944 году при раскопках Городни обнаружены остатки славянской, дьяковской, бронзовой культур.
Городище овальной формы площадью около 5000 м2 отделялось от равнины оврагами. Крепость располагалась на 20 метров над уровнем реки, у её подножья на низменном берегу Волги находился посад, защищённый валом высотой более 2-х метров.
По одним данным, впервые город Вертязин упоминается в 1312 году, здесь тверской князь Михаил Ярославич подписал мирный договор с побеждёнными новгородцами. По другим — первое упоминание о городе было в 1399 году.
Город был центром удела Холмских князей, затем перешёл к тверским князьям.
В 1390 году упоминается в летописи: «В ту же осень пристроили крепость в Городке на Волге»
В 1399 году по завещанию тверского великого князя Михаила Александровича Вертязин в числе прочих тверских городов отходил старшему сыну Ивану Михайловичу.
В конце XIV—начале XV века в городе была возведена белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 31 октября 1412 года она пострадала во время опустошительного пожара. Из сообщения об этом бедствии видно, что Городень был крупным княжеским центром с княжеским двором, «имениа княжа и жита» и всевозможными запасами. Церковь, вероятно, была восстановлена при Борисе Александровиче Тверском в 40-х годах XV века.
В 1412 году Александр Иванович Тверской (сын Ивана Михайловича, внук Михаила Александровича), на месте древнего Вертязина «паки заложи Городен и пристави людей множество Тверичь и Кашинцев, и срублен бысть вборзе».
По некоторым испочникам в середине XV века в Вертязине чеканят княжеские монеты — «деньгу городескую», другие источники называют это утверждение ошибочным, так как название Городец относилось также к более крупному городу Старице.
После падения в сентябре 1485 года Великого княжества Тверского Городень с прочими тверскими городами и землями отошёл Ивану Ивановичу Молодому — сыну Ивана III. Не ранее 21 декабря 1506 года великий князь московский Василий Иванович передаёт полученный от отца «Городень городъ» вместе с Клином в вотчину новокрещеному казанскому князю Петру.
С XVI века Городня известна как почтовая станция на дороге между Москвой и Новгородом. По данным Писцовой книги 40-х годов XVI в., «на Городне», помимо собора Рождества Пресвятой Богородицы, находилась церковь Воскресения и два монастыря — Петровский, владевший восемью деревнями и починком, и Афанасьевский — с двумя деревнями и двумя пустошами.
В 1569 году Иван Грозный разрушает Городню, заподозрив его жителей в измене, повторное опустошение город испытывает в начале XVII века при столкновениях с поляками русских войск под предводительством боярина Скопина-Шуйского. К середине XVII века Городень превращается в «село Городок, Городен Вертязин тож» Захожского стана Тверского уезда, которое царь жалует боярину Борису Ивановичу Морозову, с 1678 года снова дворцовое село, а в начале XVIII века Пётр I подарит его князю Меньшикову, но после того как тот попадает в опалу, его владения конфисковывают.
С 1730-х годов Городня принадлежала военному бригадиру Петру Алексеевичу Бему, на его деньги после очередного пожара 1716 года церковь была «возобновлена» в 1740—1745 годах: отремонтирован и расписан храм, построены кирпичные трапезная и шатровая колокольня.
В конце XVIII века в Городне был построен Путевой дворец (архитектор М. Ф. Казаков), в котором останавливались цари, государственные курьеры, иностранные дипломаты. По другим данным, автором проекта дворца был архитектор П. Р. Никитин, а возведён дворец был в стиле позднего барокко в 1776 году по указу Екатерины II, по аналогичному проекту строились Путевые дворцы в Торжке, Вышнем Волочке, Выдропужске, Медном.
В 1856 году Городню посетил знаменитый русский драматург А. Н. Островский, по заданию морского министерства он изучал экономику и быт приволжского населения. «Приобидела чугунка нас», — пожаловался ему ямщик, а когда писатель посоветовал местным жителям заняться земледелием, ему ответили: «От косы да от сохи не будешь богат, а будешь горбат».
В 1866 году, после изучения за границей техники и организации молочного дела, Н. В. Верещагин при помощи Российского вольного экономического общества организовал в районе производство сыра, была создана артель и в Городне.
После земской реформы, в 1880 году в Путевом дворце была открыта больница на 25 коек, считавшаяся самой большой и благоустроенной больницей в губернии, кроме неё, действовал также акушерский пункт.
В конце XIX — начале XX века село насчитывало 1200 жителей.
XX век — наши дни.
В начале 1930-х годов в селе открывается грязелечебница.
Северо-западная часть Завидовского района была освобождена 46-ой стрелковой дивизией.
В 1970—1980 годах Храм Рождества Богородицы реставрировался под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера. В начале 1990-х по инициативе настоятеля храма Алексея Злобина в селе открывается церковно-приходская школа, а в начале 2000-х — православная гимназия, рассчитанная на 140 учащихся.
«На волне колокольного звона К нам плывет голубая весна. » (К. Фофанов)