храм рождества христова в гололобово коломенский район
Христорождественский храм села Гололобово
Адрес: Московская область, Городской округ Коломна, с. Гололобово, ул. Рождественская, д. 16.
Храмовые праздники: Рождество Христово (7 января)
Приписная часовня: Преображенская часовня. Адрес: Московская область, Коломенский городской округ, д. Хлопна.
Настоятель: Протоиерей Дионисий Владимирович Басов
Официальная страница храма: http://gololobovo-hram.ru
Электронная почта: xpam1888@yandex.ru
Телефон: (496) 617-50-59, 8 (916) 148-10-54
Как добраться
От Москвы электропоездом с Казанского вокзала до станции «Коломна», далее автобусом № 1, или пешком до автостанции «Старая Коломна», далее автобусами № 48, 63 до остановки «Гололобово».
От Москвы от автовокзала «Котельники» автобусом №460 до остановки «Площадь двух революций» (г. Коломна), далее пешком до автостанции «Старая Коломна», далее автобусами № 48, 63 до остановки «Гололобово».
Историческая справка
В с. Гололобово с XVI в. была деревянная церковь Рождества Христова, которую построил боярин Шерефединов для своей семьи и крестьян. К середине XVIII в. она обветшала, в ней запретили совершать богослужения. По инициативе священника Никиты Стефановича церковь была обновлена. В 1789 г. под церковь подвели каменный фундамент и покрылиее тёсом. Было сделано два верхних яруса иконостаса, возведена колокольня, храм обнесли оградой. Около 1790 г. вместо ветхой церкви поставили новую, тоже посвященную Рождеству Христову. Этот храм просуществовал до 1924 г. В 1888 г. на средства местного помещика и церковного старосты В.А. Гридина и его супруги был заказан проект нового каменного храма у московского архитектора Дмитрия Виноградова. Храм строили четыре года. Именно эта церковь сохранилась до наших дней. Церковь построили в стиле позднего классицизма. Венчал храм шатровый купол и четыре главки с витыми маковками. Шатровое завершение имела и колокольня, украшенная арками и кокошниками. Симфонию шатров дополняли и маленькие шатры над северной и южной папертью. У храма была просторная трёхчастная апсида. Сама церковь располагалась на обширной поляне, огороженной живой изгородью из деревьев, естественными границами служила канава.
В 1924 г. деревянный храм был разрушен, а в 1929 г. с каменного храма сорвали главный колокол, разрушив при этом один из столпов колокольни. В 1930 г. здание церкви передали районному Совету депутатов трудящихся, тем не менее, до 1931 г. он не закрывался. После закрытия храма его убранство взяли местные жители на хранение, а частично его разграбили. В здании было зернохранилище, во время Великой Отечественной войны там устроили скотобойню и забивали коней, в 1945-1949 гг. в храме действовал клуб, затем грибоварка. В 1950 г. упал центральный купол с крестом, который оттащили и бросили в речку Коломенку. В конце XX в. в храме был склад азотных удобрений. В 1995 г. церковь передали верующим. Начались восстановительные работы: вывезли удобрения, залили бетонный пол, вставили окна, заделали дыры в крыше, провели свет и газ, установили иконостас и подготовили алтарь для проведения богослужений. С 1999 г. в церкви совершаются регулярные богослужения. Восстановительные работы продолжаются по настоящее время.
Храм рождества христова в гололобово коломенский район
Известная с XVI в. деревянная церковь Рождества Христова была обычным сельским приходом. Построенная боярином Шерефединовым для духовного окормления своей семьи и крестьян. К середине XVIII в. она пришла в плачевное состояние, и из-за этого в ней даже было запрещено совершать богослужения.
Благодаря заботам и усердию священника Никиты Стефановича церковь была обновлена. 20 ноября 1789 г. ему было разрешено подвести под церковь каменный фундамент и покрыть церковь тёсом. Также было велено сделать два верхних яруса иконостаса, возвести колокольню и обнести храм оградой. Это означает, что на эти цели были выделены деньги.
Церкви принадлежали небольшие земельные угодья. В её ведении находилась 1 десятина усадебной земли и 33 десятины пахотной и сенокосной. Как пишет исследователь истории Коломенского края Г. И. Бычков: «Дома священнослужителей были собственные и стояли на церковной земле. Постоянного оклада они не имели, и содержание их было «скудным»».
К сожалению, известны имена лишь немногих священнослужителей, служивших в храме. О священнике Никите Стефановиче мы уже писали. Людская память сохранила до нас дорогие имена двух священников: первого настоятеля храма священника Михаила и последнего – священника Александра.
Некоторые имена священнослужителей мы узнали из архивных данных. В 1813 г. в нашем храме служил священник Иоанн Иоаннов, о котором известно, что он «в школах не был», то есть не имел богословского образования. В «Метрической книге для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших Христорождественской церкви села Гололобово Коломенского уезда Протопоповской волости» значится, что с марта 1829 г. в ней служил священник Василий Померанцев вместе с псаломщиком Василием Введенским.
Согласно метрическим книгам с 1877 г. многие Таинства в храме совершает протоиерей Виктор Давидович с диаконом Иаковом Иваницким и пономарем Трифоном Макаревичем. Отец Виктор, скорее всего, лишь иногда замещал больного и немощного отца Сергия.
После священника Сергия Птенцова следующим настоятелем церкви Рождества Христова стал протоиерей Иоанн Карпов. С его именем связана постройка нового каменного храма и обновление всей жизни в селе Гололобово. Неутомимый труженик и ревностный пастырь, он не жалел своих сил для возрождения потерянного благочестия в народе.
Строительство нового храма
В 1877 г. Иоанн Андреевич Карпов окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда и был назначен учителем в одно из начальных училищ Бронницкого уезда, в 1879 г. переведён в начальное училище при Старо-Голутвинском монастыре, где проводил долитургийные беседы с народом. В 1886 г. Коломенский училищный совет выразил ему письменную благодарность. В 1887 г. он был посвящён в священнический сан к Никольской церкви при Московской Духовной семинарии, а в 1888 г. переведен настоятелем Христорождественской церкви с. Гололобово Протопоповской волости Коломенского уезда. В то время это был бедный приход, не смотря на то, что Гололобово было немалым селом и имело своих ямщиков. Деревянный храм стал ветхим, к тому же он был холодный и маленький.
Первое на что обратил внимание отец Иоанн, когда стал настоятелем церкви Рождества Христова, было неудовлетворительное духовное состояние жителей: повальное пьянство, редкое посещение церковных служб и равнодушие к духовной жизни. Ко всему этому в селе царила бедность – ведь крестьяне несли деньги в кабак. Казалось, что вдохнуть церковную жизнь в стены заброшенного храма не возможно, просветить светом Христовым темных, заблудших людей не под силу. Нужно было что-то, что-то необычайное, чтобы заставило людей отойти от пагубных пристрастий. И вот отец Иоанн решил строить новый храм, каменный и необычайно красивый.
За четыре года строительства в с. Гололобово на месте ветхого храма возвысилась большая каменная церковь, существующая до настоящего времени.
Церковь была построена в стиле позднего классицизма и представляла собой сложное архитектурное строение. Венчал храм шатровый купол и четыре главки с витыми маковками. Шатровое завершение имела и колокольня, украшенная арками и кокошниками. Симфонию шатров дополняли и маленькие шатры над северной и южной папертью. У храма имелась просторная трёхчастная апсида. Сама церковь располагалась на обширной поляне, огороженной живой изгородью из посаженных деревьев и обнесённых канавой.
Помещик Гридин, как врач, хотел, чтобы престол построенной им церкви был освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Но Святейший Синод отклонил его просьбу, и по существующей церковной традиции постановил освятить церковь как и прежде – в честь Рождества Христова. К сожалению, мы очень мало знаем о нашем благодетеле – человеке, который всю жизнь заботился о благе народа.
Заботясь о воцерковлении своей паствы, и детей и взрослых, при храме им был организован любительский церковный хор, который существовал до революции в течение 25-ти лет.
Прихожане любили своего батюшку. И 15 ноября 1912 года всем селом отмечали 25-летие служения настоятеля церкви Рождества Христова.
У отца Иоанна и его супруги Екатерины Матвеевны было двое сыновей: Сергей (род. 1884 г.), окончил Московскую Духовную семинарию и Демидовский юридический лицей, с 1904 по 1906 гг. он преподавал в Гололобовской школе; и Николай (род. 1892 г.), учился на историко-филологическом факультете Московского Императорского университета.
Вместе с отцом Иоанном на приходе служил диакон Антоний Димитриевич Пашков и помогал им пономарь Илья Орлов. Церковным старостой был дворянин, помещик села Дубёнки статский советник Алексей Ростиславович Расторов, зять генерал-майора Вельяшева.
Записи, сделанные в Метрической книге рукой протоиерея Иоанна Карпова, обрываются в декабре 1918 г. Далее он служить не мог по старости и по причине болезней, одолевавших его в этом возрасте. Богослужения вместо него совершали приходящие время от времени разные священники.
Храм рождества христова в гололобово коломенский район
ИСТОРИЯ СЕЛА ГОЛОЛОБОВО
1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СЕЛЕ ГОЛОЛОБОВО
Если посмотреть на карту и углубиться в исторические источники, то в сравнительной близости от села Гололобово Коломенского можно найти села с таким же наименование в Зарайском и Звенигородском районах Московской области, а также есть село Гололобово и в Рязанской области. Связь между этими селами, несмотря на их одинаковое название, не установлена, как и не выявлена этимология самого названия «Гололобово». По сведениям, полученным от местных жителей, село получило свое название по имени своего первого помещика Гололоба, но эта информация представляется собой малодостоверной и основанной более на догадке, чем на реальных фактах.
Первое упоминание о селе Гололобово близ Коломны встречается в XVI веке. В Писцовой книге «Коломенского уезда, письма и меры Данила Петровича Житова да Федора Комынина с товарыщи, лета 7086-го году», то есть 1577-78 гг. находится следующая запись: «За Иваном Ивановым сыном Шерефединова старая их вотчина: село Гололобово, на речке Коломенке, а середи села пруд, да в селе церковь Рождество Христово, древяна, клецки».
Во времена Иоанна Грозного Шерефединовы стали крупными землевладельцами и, по свидетельствам исторических источников, имели много вотчин в Коломенском уезде и Рязанской земле. Самым известным представителем их рода был Андрей Васильевич Шерефединов, который посылался царем послом в Польшу, Стокгольм, Смоленск и, став первым дьяком в правительстве Иоанна Грозного, принимал важное участие во всей внешнеполитической жизни Российского государства того времени.
Завладеть большим количеством имений Шерефединовы смогли благодаря полученным от царя льготам, с помощью которых переманивали свободных крестьян работать на свои земли, и тем самым увеличивали свое состояние. За это в 1584 г. на них Иоанну Грозному поступила жалоба от разоряющихся помещиков.
По свидетельству Писцовой книги Иван Иванов Шерефединов не жил в Гололобово, его усадьба располагалась в сельце Ондрюково, «Коргошино тоже». Ему также принадлежала также «деревня Жюкова на реке на Коломенке». Он упоминается в «Десятни», которые были специальными списками служилых людей, за 1577 год по Коломне, где говорится, что «дано ему свершеное жалованья 14 руб.; быти ему на службе на коне, в пансыре, в шеломе, в саадаке, в сабле, да за ним три человеки на конех, в пансырех, в шапках в железных, в сада(цех, в саблех)… коня просты, да человек на мерине с юком». На этом сведения за XVI век о Гололобово пока оканчиваются.
Дальнейшие сведения об этом селе встречаются лишь в Исповедальной ведомости Гололобовской церкви Рождества Христова за 1743 г., согласно которой село Гололобово, как и близлежащие села Дубенки, Шеино, и Новоселки принадлежали нескольким помещикам, что очень удивительно, ведь само по себе они были небольшими,
В 1766-1770 гг. проводилось Генеральное межевание земель Московской губернии. Согласно данным этого межевания, село Гололобово Коломенского уезда Большого Микулина стана было общим владением капитана Петра и порутчика Андрея, детей Алексея Дашкова; капитана Ивана и сержанта Василия, детей Михаила Лодыгина; подпорутчика Якова Антоновича Хомякова и содержателя Суконной и Каразейной фабрик коломенского купца Ивана Тимофеевича Мещанинова.
С 1807 по 1820 гг. одним из владельцев села Гололобово был известный русский богослов Иван Иванович Дмитревский (Дмитриевский) (1754-1828 гг.), который жил в нем со своим большим огромным семейством. Будучи сыном протоиерея, он учился в Рязанской духовной семинарии, а потом в Славяно-греко-латинской академии. Одновременно был певчим в архиерейском хоре и даже сам сочинял духовную музыку. Известный русский этнограф и археолог И. М. Снегирев (1793-1868 гг.) в своих воспоминаниях о гимназии, в которой одним из преподавателей был Иван Иванович, характеризовал его как сведущего богослова, археолога (ценителя древностей) и знатока греческого языка, переводившего с учениками Корнелия Непота и басни Федра, а в бытовом отношении – как тип «старинного семинариста»: «… среднего роста, с старомодною прическою и длинною косой, он носил тафтяной кафтан, весь масляный от блинов, которые любил есть, штаны с медными шлифными пуговицами, неуклюжие башмаки с заплатами… По простоте и доброте был ребенок».
В 1805 г. Иван Иванович был произведен в коллежские асессоры в связи с успехом его труда «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии», который стал учебным пособием по Литургике в русских духовных школах, и затем многократно переиздавался. «Изъяснение Литургии» было одобрено самим императором Александром I. Эту работу использовал Н. В. Гоголь при работе над «Размышлениями о Божественной Литургии».
2. РОД ВЕЛЬЯШЕВЫХ И ИХ УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ СЕЛА
Став постоянно проживать в Новосёлках с их удобным, прекрасно обставленным домом, при котором располагались английский парк и три фруктовых сада П.И. Вельяшев постепенно писал свои «Записки о Кавказе». К сожалению, его мемуары не были опубликованы и погибли в революцию вместе с личным архивом и почти всей библиотекой.
В 1869 году настоятель храма Рождества Христова священник Сергий Птенцов обвенчал генерал-майора П. И. Вельяшева с вдовой Н. И. Сазонова – политического эмигранта, друга Герцена и его хорошего друга – Варварой Иосифовной Сазоновой, у которой от прежнего брака осталось пятеро детей, всех их он воспитал как родных и дал им прекрасное образование. В этом же году у Петра Ивановича и Варвары Иосифовны родилась дочь Ольга, которую крестили также в Гололобовской церкви. Восприемниками при крещении были соседи – генерал-майор Василий Агафонович Преображенский и помещица Елизавета Александровна Лажечникова. Подполковница Елизавета Александровна Лажечникова, была женой Николая Лажечникова, брата известного писателя Ивана Ивановича Лажечникова, происходившего родом из Коломны.
Генерал-майор Петр Иванович Вельяшев умер на 85-м году жизни, 29 марта 1897 года, в своем доме в Новосёлках и был похоронен на варварски уничтоженном в 60-х годах XX века древнем погосте в Гололобове рядом с деревянной Христорождественской церковью.
Ольга Петровна Вельяшева, став по смерти отца наследницей имения в Новосёлках,
Как можно видеть из архивных материалов, село Гололобово еще с XVIII века было разделено между различными землевладельцами. Так известно, что в 1830-х г. частями села владели поручик Николай Павлович Смагин, генеральша Христина Карловна Дашкова, майорша Прасковья Петровна Дашкова, надворный советник Маркел Диомидович Мещанинов (именитый гражданин, в 1781 г. из коломенских купцов выбыл в военную службу, где выслужил дворянство), коллежский асессор Пётр Маркелович Мещанинов, капитан А.А. Дашков и поручик Александр Иванович Вельяшев.
По данным 1852 г. Гололобово числилось селом 1-го стана. Владельцами частей села были Мещанинов Петр Маркелович, Савин Федор Тихонович (коллежский асессор), штабс-капитан Дашков Николай Матвеевич, штабс-капитан Вельяшев Николай Иванович, капитанша Дашкова Татьяна Адамовна. Про Татьяну Адамовну Дашкову известно, что она постоянно пребывала в д. Речки (возле с. Непецино). В это время в селе насчитывалось крестьян 134 души мужского пола, 131 женского пола, 1 церковь, 33 двора. Было указано, что село отстоит на 111 верст от Столицы и на 12 верст от уездного города на проселочной дороге.
Христорождественский храм (Гололобово)
Христорождественский храм построен в 1888 г. стараниями помещика Гридина, по проекту Д. Виноградова, в стиле классицизма с шатровым куполом и пятью главами с витыми маковками-кокошниками.
Содержание
История [ править ]
Известная с XVI в. деревянная церковь Рождества Христова была обычным сельским приходом. Построенная боярином Шерефединовым для духовного окормления своей семьи и крестьян. К середине XVIII в. она пришла в плачевное состояние, и из-за этого в ней даже было запрещено совершать богослужения.
Благодаря заботам и усердию священника Никиты Стефановича церковь была обновлена. 20 ноября 1789 г. ему было разрешено подвести под церковь каменный фундамент и покрыть церковь тёсом. Также было велено сделать два верхних яруса иконостаса, возвести колокольню и обнести храм оградой. Это означает, что на эти цели были выделены деньги.
Но, скорей всего, в 1790 г. вместо ветхой церкви поставили новую, также посвященную величайшему евангельскому событию Рождеству Христову. По некоторым данным сруб на новую церковь был куплен у помещика села Кривцы П. М. Волконского. Этот храм просуществовал до 1924 года, и находился он невдалеке от нынешнего, возле верхнего пруда, там, где располагалось помещичье кладбище, сохранившее до сих пор старые надгробия.
В 1888 г. на средства местного помещика Владимира Александровича Гридина, который в то время был церковным старостой, и его жены, землевладелицы Аполлинарии Дмитриевны Гридиной, был заказан проект у московского архитектора Дмитрия Виноградова.
За четыре года строительства в с. Гололобово на месте ветхого храма возвысилась большая каменная церковь, существующая до настоящего времени. Церковь была построена в стиле позднего классицизма и представляла собой сложное архитектурное строение.
До первой четверти ХХ-го века в селе стояли оба храма, каменный и деревянный. Рядом с деревянным храмом находилось старое церковное кладбище. На нём в 2004 году были обнаружены могильные плиты приблизительно XVI века. Здесь же находились могилы действительного статского советника А. Н. Сазонова, генерал-лейтенанта Ф. А. Преображенского и генерал-майора П. И. Вельяшева, помещика Бьорка. В 1924 г. деревянный храм был разрушен. Недолго после этого действовал и каменный храм, в 1929 году с него сорвали главный колокол, разрушив при этом один столпов колокольни.
После закрытия храма его убранство было взято местными жителями на хранение или разграблено, а здание приспособили под различные нужды. Сначала в нём располагалось зернохранилище, во время Великой Отечественной войны устроили скотобойню и забивали коней, с 1945 по 1949 гг. был клуб и показывали кино, потом открыли грибоварку. В 1950 году за ветхостью упал центральный купол с крестом, который оттащили и бросили куда-то в речку Коломенку.
Несмотря на тяжелые гонения на Русскую Православную Церковь в годы советской власти, народ не терял веру в Бога и во время тяжелых испытаний, не взирая ни на какие запреты открыто и горячо молился Ему. Так было в годы Великой Отечественной войны, так было и после нее. Одна из жительниц с. Гололобова В. Е. Константинова (в девичестве Погодина) в своем письме писала, что помнит, как на поле между селом и кладбищем (оно находится в полукилометре от храма) в 1947 году священник вместе с народом служил молебен «по случаю жестокой засухи два лета подряд. Люди просили у Бога дождя». Еще она вспоминает, что «все школьники в эти два года собирали колоски на поле после жатвы, а весной приносили золу для колхозного поля».
В последнее время в заброшенной церкви Рождества Христова располагался склад азотных удобрений. Их действие сильно повредило внутреннее помещение храма. Запах аммиака очень долго ощущался за богослужением вместо запаха благовонного ладана, а впитавшиеся в стены удобрения сильно повредили их изнутри.
В 1995 г. церковь Рождества Христова была передана Русской Православной Церкви. Первым настоятелем после возвращения храма верующим был назначен протоиерей Виктор Спиридович. Под руководством председателя Приходского совета Борисовой Клавдии Николаевны начались восстановительные работы.
В 1999 году настоятелем был назначен преподаватель Коломенской Духовной Семинарии священник Дионисий Басов. С этого года в церкви начались совершаться регулярные богослужения и продолжились восстановительные работы. В 1999 году на пожертвованные средства внутреннее помещение храма было заново отштукатурено, постелены деревянные полы, а в следующем – восстановлен центральный купол с позолоченным крестом.
В реставрации храма принимают активное участие Карасёвский керамический и Гололобовский кирпичный заводы. С 2000 по 2004 года проводились работы по восстановлению крыши храма. В 2007 закончили восстановление колокольни храма. В 2008-2009 годах восстановили кирпичную кладку боковых маковок. В 2011 году установили восточные витые маковки.
Архитектура [ править ]
В 1888 г. на средства местного помещика Гридина, был заказан проект у известного тогда московского архитектора Дмитрия Евгеньевича Виноградова. Дмитрий Евгеньевич Виноградов в 1885 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и был членом Московского архитектурного общества.
За четыре года строительства на месте ветхого храма возвысилась красивая каменная церковь, существующая до настоящего времени. Построенная в стиле позднего классицизма, она представляла собой сложное архитектурное строение. Венчал храм шатровый купол с кокошниками и четыре главки с витыми маковками. Шатровое завершение имела и колокольня, украшенная арками и кокошниками. Симфонию шатров дополняли и маленькие шатры над западной и южной папертью. У храма имелась просторная трёхчастная апсида. Сама церковь располагалась на обширной поляне, огороженной живой изгородью из посаженных деревьев и обнесённых канавой.
После реставрации храм восстановлен.
Жизнь прихода [ править ]
Настоятель: протоиерей Дионисий Владимирович Басов
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Коломенский район, с. Гололобово, ул. Рождественская, 16. Христорождественский храм.
Архив событий
Проект редакции журнала «Наше наследие»
Поиски прошлого.
Гололобово, Новосёлки, Дубёнки, Шейно
Ровно год прошел с тех пор, как мы были в этих местах неподалеку от Коломны, бродили по старым паркам, в которых когда-то стояли усадьбы, где текла насыщенная, весёлая, интеллигентная жизнь их владельцев – Вельяшевых, Расторовых, Сазоновых… Ничего от того времени не осталось, быльём поросли места, где были удобные дома, сады и парки срослись с окружающими лесами, полноводная, с мельничными плотинами живописная река Коломенка, приток Москвы-реки, обмелела, превратилась в небольшой ручеек до сих пор живописный, как живописна всякая речка среднерусской полосы, по берегам которой раскинулись леса и поля.
Мы ехали сюда на этот раз с инженером-ракетчиком Дмитрием Алексеевичем Расторовым. В этих местах прошли многие годы жизни его предков: Расторовы владели в Коломенском уезде усадьбами Дубёнки и Шейно, их ближайшие родственники Вельяшевы жили в имении Новосёлки в одном километре от Дубёнок. Об этих местах и их обитателях мы достаточно подробно рассказали в 102-м номере «Нашего наследия».
На этот раз наша поездка началась с села Гололобово. Миновав, не задерживаясь, Коломну, мы направились к Храму Рождества Христова в Гололобове. Эту небольшую краснокирпичную церковь любовно и квалифицированно восстанавливает с помощью доброхотов её настоятель, протоиерей Дионисий (Басов). Видно, что с прошлого года на храме восстановлены две живописные маковки, после чего храм стал ещё более напоминать московский Храм Василия Блаженного. С особой радостью встретил отец Дионисий Д.А. Расторова, чей дед, местный помещик, статский советник Алексей Ростиславович Расторов был старостой этого храма в 10-х годах ХХ века. Уютный, светлый Храм Рождества Христова радует глаз и дает надежду на возрождение России. Такие священники, как его настоятель отец Дионисий, становятся не только проводниками православия во глубине России, но самим служением своим утверждают высокую духовность и культуру в своем приходе.
Мы передали отцу Дионисию для Храма Рождества Христова икону Казанской Божьей матери, написанную в начале XIX века и хранившуюся все эти годы в семье Вельяшевых и Енишерловых в Новосёлках и Москве. Возможно, молился у этой иконы один из последних настоятелей храма в Гололобове протоиерей отец Иоанн (Карпов), когда бывал в имении Новосёлки. Его фотографию, сделанную именно в Новосёлках и сохранившуюся в семейном архиве Енишерловых-Вельяшевых, мы тоже передали отцу Дионисию. Недавно у церковной стены было найдено место, где похоронен отец Иоанн. Теперь прихожане могут увидеть портрет этого замечательного священника. Ранее его фотографии были неизвестны.
Жаль, что древнее, чуть ли не с XVI века кладбища в Гололобове, неподалеку от храма, превращено в место выгула скота. А ведь там похоронены люди, сыгравшие значительную роль в истории коломенской земли и России – Вельяшевы, Сазоновы, Расторовы, Лажечниковы, Преображенские, Биорки… Усилия отца Дионисия, пытающегося вместе с учащимися церковно-приходской школы начать как-то приводить в порядок это памятное место в порядок, пока наталкивается на непонимание местных жителей, ничтоже сумняшеся пасущих скот на костях, и равнодушие местных властей, видимо, пока не осознавших значения этого печального места, где некогда стояла деревянная церковь, для истории их земли. Вокруг ведь есть много мест, где можно пасти скотину и вовсе не обязательно делать это на древнем погосте. Впрочем, зная, как внимательно и доброжелательно относятся местные власти к служению отца Дионисия, его духовной и культурной миссии, можно надеяться, что они внемлют ему в этом важном духоподъёмном деле, а мы будем всячески батюшке в его начинаниях помогать.
А затем мы направились в бывшие усадьбы. В Шейно увидели каскад красивых прудов, удивительную однорядную аллею многовековых дубов, единственных свидетелей прежней жизни, а на месте усадьбы хаотичные безвкусные постройки дачников, мусор и бытовую грязь, которые по нашей «доброй» традиции никто не удосуживается убирать.
Гораздо более живописна, чиста и уютна деревенька Дубёнки над Коломенкой. Здесь чувствуется настоящая русская деревня. По просьбе отца Дионисия одна из пожилых местных жительниц показала нам место, где была усадьба Дубёнки. Оно четко прослеживается на высоком обрыве над рекой, изрядно за минувшее время обмелевшей. Место, где был дом Расторовых, поросло бурьяном, но сохранилась липовая аллея и несколько одичалых яблонь.
В километре от Дубёнок Новосёлки, куда обитатели усадеб ходили пешком. В Новосёлках на холме, где была усадьба Вельяшевых, разросся настоящий лес, такой густой, что даже место фундамента дома определить трудно. Аллеи, яблоневые сады, куртины слились с окружающим лесом, поглощая память о былом.