храм семи священномучеников в херсонесе
Храм Семи священномучеников Херсонесских (Севастополь)
Мiръ Россия Севастополь Храм Семи священномучеников Херсонесских (Севастополь)
Храм Семи священномучеников Херсонесских — действующая православная церковь в Севастополе, находится на территории музея-заповедника Херсонес Таврический.
Содержание
История [ править ]
Храм был построен в 50-х годах XIX века, в период основания монастырской киновии. Во время Крымской войны 1854-55 гг. храм и все постройки монастыря были разрушены, здесь располагались батарея и пороховые склады французов. После ухода союзных войск монастырь возобновил свою жизнь. В 1857 г. была освящена восстановленная деревянная церковь.
В апреле 1881 года на этом месте освятили каменную церковь Семи священномучеников Херсонесских. Во время обороны Севастополя в период 2-й мировой войны в храме располагался склад военной амуниции, отсюда уходили на передовую новобранцы. В последующие годы храм неоднократно перестраивался, использовался как зал Херсонесского музея. В настоящее время храм передан в постоянное пользование Православной Церкви.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 99045 г. Севастополь, ул. Древняя, 1
Паломнику [ править ]
Крым, Россия и священномученики Херсонесские
20 марта по новому стилю (7 марта по старому) Церковь празднует память Семи священномучеников Херсонесских – Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафадора, Еферия, Капитона.
Многие бывали в Крыму, в Севастополе и посещали древний Херсонес, остатки древних базилик, знакомились в музее со старинными изделиями и христианскими святынями, попадавшими в этот портовый город со всей ойкумены. На экскурсиях по Херсонесу слышали кое-что и о святых, просвещавших этот некогда языческий город. Но мало кто знает жития этих святых, хотя в домонгольской Руси их почитание было велико.
Священномученики Херсонесские были сиро-палестинскими миссионерами, епископами, проповедовавшими Христа в Причерноморском городе Херсонесе в IV веке. Святители Василий, Евгений, Елпидий, Агафадор претерпели мученическую кончину от рук херсонеситов. Святитель Ефрем также стал мучеником в одной из областей Причерноморья. Епископы Еферий и Капитон при поддержке Константинополя совершили коренной перелом в жизни Херсонеса. Благодаря христианской политике императоров, проповеди святителей и их чудесам жители Херсонеса стал исповедовать Христа.
Несомненно, что почитание этой славной седмерицы святых было велико в домонгольский период, поскольку Креститель Руси князь Владимир принял святое крещение в Херсонесе. Тогда еще сильно было предание и влияние Херсонеса на церковную традицию утверждавшейся в вере Руси. Эти святые были покровителями епископов-греков, которые просвещали северные земли нашего Отечества.
Почитание этой славной седмерицы святых было велико в домонгольский период, поскольку Креститель Руси князь Владимир принял святое крещение в Херсонесе
Об этом косвенные свидетельства мы находим в истории древнейших обителей Руси. Традиция посвящения алтарей в честь Семи священномучеников восходит к древности, когда в России было еще мало своих русских святых, а просветителями русских были греки, и на Руси были распространены славянские минеи, переведенные с греческих.
В древнейшем Спасском монастыре в Муроме есть храм Священномучеников Херсонесских. Посвящение этому празднику, скорее всего, уходит в глубь истории монастыря. Мы знаем, что эта древняя обитель была связана с именем святого страстотерпца Глеба – сына святого равноапостольного князя Владимира, принявшего крещение в Херсонесе. В Суздале также имеется домовая церковь Святых Мучеников в Херсоне епископствовавших.
Напоминание о святых мучениках есть и в Москве, в самом ее центре, – в Рождественском монастыре надвратный храм посвящен священномученику Херсонесскому Евгению.
Тысячелетняя сложная и насыщенная история Христианства на Руси дала массу своих святых, мучеников, исповедников. Слава Херсонеса угасла после исторического события 988 года, да и жизнь города окончательно прекратилась после нашествий литовцев и татар в XIV веке. Хотя в свое время Херсонес прославили священномученики Климент Римский, Мартин Исповедник, Семь Херсонесских просветителей, преподобный Иосиф Песнопевец…
Вспомнить об этих святых нас заставляют события 2014 года. 18 марта – дата воссоединения Крыма с Россией – хронологически соседствует с праздником Семи Херсонесских священномучеников. В Севастополе, на территории заповедника «Херсонес Таврический» – бывшего Свято-Владимирского монастыря – с XIX века существует храм в честь этих святых, и возносятся молитвы об Отечестве.
Святая седмерица епископов, пострадавших в правление императора Диоклетиана и миссионерствовавших в эпоху Константина Великого, Феодосия Великого, были первоначально прославлены как местночтимые херсонесские святые, но после крещения русского князя Владимира они стали святыми Константинопольской Церкви, и их жития широко распространились по всей Церкви.
Об их деятельности сохранилось множество свидетельств в источниках, в том числе в минеях и синаксарях византийских императоров Михаила IV и Василия II. Сохранились пространные жития и синаксари на латинском, грузинском, армянском языках. Имеются списки житий на старославянском языке, происходящие из Болгарии.
Приведем описание житий по Синаксарю, составленному для императора Василия II Болгаробойцы (976–1025)[1]. В нем присутствуют две статьи, касающиеся Херсонских епископов. Первая, за 8 марта, посвящена памяти «Василея, Евгения, Агафодора и остальных», а вторая, за 22 декабря, вспоминает только Капитона. Позднее церковная традиция установила одну дату почитания этих святых – 7 марта по старому стилю.
«Месяц март. День восьмой.
И (еще в этот день поминается) подвиг епископов, которые были в Херсоне: Василея, Евгения, Агафодора и остальных. При царе Диоклетиане Гермон, епископ Иерусалима, послал епископов: в Туркию Ефрема, а в Херсон Василея. Там возвещая о Христе, он был побит и принужден уйти. Он же воскресил из мертвых сына архонта, снова призвал на сходку (горожан), крестил и архонта, и многих других. Неверные же, неистовствуя, поволокли его за ноги на веревках. И так влекомый, он скончался. После же его кончины пришли Евгений, Агафодор, Капитон и Елпидий, возвестили о Христе. И восставшие эллины убили их.
После же этого был послан из Иерусалима Еферий. Видя, что народ свиреп, он пришел к Великому Константину, царствовавшему тогда в Византии, и просил его. И были изгнаны из Херсона идолопоклонники. Он же основал дома собраний, вновь пришел к царю с благодарностью. И взяв у него святые предметы, направился обратно в Херсон. И на обратном пути он был отброшен к реке Данаприй и там скончался».
Память святого (священномученика) Капитона, епископа Херсона. Сей был послан в царствование Феодосия Великого епископом в Херсон после кончины Эферия-епископа. Прибыв в этот город, он учил народ вере во Христа. Был же в Херсоне храм, называемый храмом идола Парфения. И, желая его уничтожить и вместо него построить храм во имя святого апостола Петра, он сделал негасимые печи, дабы приступить к постройке. Эллины же и иудеи разъярились и стали поносить святого, как уничтожителя их бога. И окружили его, сказав, что если ты войдешь в одну из печей и выйдешь невредимым, то не только мы все уверуем, но и детей наших бросим в печь. Епископ вошел в печь и вышел здравым. И идолопоклонники, увидев, что так стало, все уверовали во Христа; и тогда уничтожили храм идолов. Сотворив многое, святой в мире переселился к Господу».
Херсонес чрезвычайно богат событиями христианской жизни. И многие события, известные по письменным источникам, подтверждаются материалами археологических исследований. В том числе и события из жития Семи священномучеников.
Как мы видим, священномученики были присланы иерусалимским епископом Ермоном. Это реальное историческое лицо, фигурирующее в сочинении Евсевия Кесарийского. Он был иерусалимским епископом, занимавшим кафедру как раз на момент диоклетиановских гонений. Но эта кафедра относилась к Антиохийскому патриархату, так как в IV веке Иерусалим не был самостоятельной церковью, а был в составе этого патриархата. События, изложенные в житиях, косвенно подтверждаются влиянием сиро-палестинской традиции в херсонесских захоронениях.
С повествованием о святителе Василии археологи связывают пещерный храм на Главной улице Херсонеса. Предположительно в нем он скрывался перед тем, как его попросили воскресить усопшего сына местного архонта. В подземный храм ведет лестница, а над самой криптой в средние века была воздвигнута наземная базилика.
С христианской просветительской деятельностью святого Капитона связано два других археологических свидетельства. В результате деятельности Капитона происходит разрушение синагоги в Херсонесе – ее материалы использовались для строительства христианской базилики, которую современные исследователи именуют по году открытия «Базилика 1935 года». Все, кто бывал в Херсонесе, помнят остатки этого строения с прекрасными колоннами на берегу моря.
Еще одна находка подтверждает чудо епископа Капитона – его вхождение в горящие печи, где он пробыл час
Еще одна находка подтверждает чудо епископа Капитона – его вхождение в горящие печи, где он пробыл час. Согласно житию, после этого чуда некрещеные язычники Херсонеса обратились ко Христу. Четырехапсидный храм, построенный на печах для обжига извести далеко от центра Херсонеса, подтверждает это событие. Большая часть ученых признает, что этот храм, безусловно, связан с событиями, описанными в житии священномучеников. В ХХ веке археологи проводили раскопки этого уникального храма. Построен он был в месте неудобном, в связи с серьезным событием в христианской истории Херсонеса, каким могло быть обращение язычников епископом Капитоном.
Предшественник Капитона епископ Херсонеса Еферий упоминается как реальное лицо среди участников Второго Вселенского собора.
На протяжении многих веков Херсонес был хранителем чистоты христианства. Сюда в ссылку был направлен борец с монофелитами папа Мартин Исповедник. Здесь же пребывал в ссылке знаменитый гимнограф и борец с ересью иконоборчества Иосиф Песнопевец, выдающийся создатель христианской музыки, чьи каноны и стихиры и поныне используются Церковью. Именно он, находясь в херсонесской ссылке в 830-840-х годах, составил канон в честь Семи священномучеников Херсонесских.
Ученые считают, что широкое почитание святых священномучеников, епископствовавших в Херсонесе, начинается именно после взятия города князем Владимиром и Крещения Руси. Возможно, это было одно из чудес, совершившихся по молитвам им. Но, видимо, Господь предуготовлял этот город для будущей миссии – передачи христианского наследия от Византии Руси и будущему Третьему Риму.
Святые Климент, священномученики Херсонесские, исповедник Мартин, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, посещавшие Херсонес в ходе своей Хазарской миссии, борцы с ересями в период иконоборчества – все они освятили Херсонес для его великой миссии.
Святые мученики также имели свое значение в христианизации Руси, как и мощи священномученика Климента, перенесенные в Киев. Сам князь Владимир почитал их и понимал значение места, в котором он принял крещение. Херсонес духовно был связан со Святой Землей, с Римом первых веков христианства, с Константинополем. Для Владимира были важны глубокие корни херсонского христианства.
Понимали это и в Константинополе, потому повсеместно в Византии распространяются и массово переписываются жития Семи Херсонесских священномучеников именно с конца X века. Не позднее начала XI века их жития проникают в славянском переводе на Русь.
Сегодня мы можем предположить, что еще одно чудо было явлено этими святыми – воссоединение русского населения Крыма с Россией. Так как дата референдума 2014 года (18 марта) близка к постоянной дате празднования памяти священномучеников Херсонесских (20 марта).
Потому вместе с жителями Крыма обращаемся к святым: священномученики Херсонесские Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафадор, Еферий, Капитон, молите Бога о нас и о всей земле Русской!
[1] Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Саргсян Т. Э., Сорочан С. Б., Шапошников А. К. Жития епископов Херсонских в контексте истории Херсонеса Таврического // Нартекс. Byzantina Ukrainensis. – Харьков: Антиква, 2012. – Т. 1. – 416 с.
Первый храм херсонесского Владимирского монастыря
К 150-летию освящения церкви в честь Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших
Когда в ноябре 1849 года архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) занялся упрочением православного благосостояния Крыма, он, по слову иеромонаха Ефрема, прежде всего «извлек из-под спуда забвения драгоценный памятник христианских древностей» – Херсонес.
Современный вид храма в честь Семи сщмчч. Херсонесских. Фото Ю. Данилевского |
И это, конечно, знаменательно. На херсонесской земле укореняли веру святые чада Церкви еще первого века ее истории: апостол Андрей Первозванный, ученик апостола Петра епископ Рима Климент, принявшие от него евангельскую эстафету Корнилий, Фив и блаженная Флавия – племянница римских императоров Тита и Домициана. Здесь в 860-х годах проповедовали евангельское слово равноапостольные просветители славян Кирилл и Мефодий. В 988 году в херсонесской купели был крещен киевский князь, правитель Древней Руси Владимир. Потому архиепископ Иннокентий, получив 15 апреля 1850 года одобрение императора Николая I и 4 мая Синодальный указ, «принялся с жаром» за основание Владимирской общежительной киновии, воскрешая тем самым славу Херсонеса как известного в средние века епархиального центра.
Инициатива архиепископа Иннокентия нашла полную поддержку в Севастопольской городской думе, Главном морском штабе и у главных командиров Черноморского флота адмиралов М.П. Лазарева и М.Б. Берга (с 1851 года). По просьбе владыки инженер-прапорщик Диммерт в ноябре 1851 года вычертил «План участка земли, предполагаемого к уступке Черноморским ведомством епархиальному для возобновления святых мест и обители на развалинах древнего Херсониса». 19 марта 1852 года император Николай I дозволил передать церкви 39,78 гектаров территории Херсонесского городища и его окрестностей. Через два месяца специально созданная епархиальная комиссия в составе самого архипастыря, настоятеля бахчисарайского Успенского скита архимандрита Поликарпа, игумена Василия и иеромонаха Виссариона, будущего настоятеля монастыря святого Климента в Инкермане, приняла выделенные земельные участки. После чего в 1852 году высокопреосвященный Иннокентий открыл херсонесский монастырь в ранге общежительной киновии.
Первым настоятелем обители стал игумен Василий (Юдин), выпускник естественного факультета Московского университета, человек образованный и просвещенный. Постриг он принял после трагической смерти семьи и до приезда в Севастополь четыре года подвизался на Афоне.
Конечно, не случайно в сердце владыки Иннокентия Господь вложил мысль поставить управлять киновией отца Василия: прекрасно понимая значение Херсонеса для русского Православия, игумен смог и бережно воссоздавать его раннехристианские святыни, и деятельно налаживать монастырский уклад. Не дожидаясь средств от благотворителей, он на свои личные сбережения принялся исполнять благословение архипастыря: «Здесь, кроме, может быть, оснований древней церкви, надобно будет делать все снова, а именно: 1) устроить помещение священнослужащим с особою комнатою для любителей (старины. – О.К.), 2) возобновить древнюю, находящуюся при церкви, цистерну, 3) насадить вокруг церкви деревья и сделать ограду…»
Действительно, игумен Василий первым делом обнес каменной стеной принадлежащее обители городище Херсонеса. По свидетельству А. Гроздова, составителя «Исторической записки о херсонисском святого равноапостольного великого князя Владимира монастыре», настоятель «своими трудами успел возбудить к святому месту внимание окрестных жителей» и внутри ограды «при вратех устроил три небольших кельи для жительства». Кроме того, он получил от капитана 1-го ранга З.А. Аркаса, по приказу адмирала Лазарева наблюдавшего за археологическими изысканиями на «херсонесских развалинах», разрешение на постройку «в пользу киновии» известковой печи для пережигания мелкого камня, в изобилии разбросанного по ее территории.
Игумену Василию потребовалось всего несколько месяцев, чтобы, как говорил архиепископ Иннокентий, «едва ли не одними слезами» возвести небольшую каменную церковь, снабдив ее необходимой для богослужений утварью, ризницей, книгами и колоколами.
При строительстве храма были обнаружены остатки византийской базилики, которые легли в его основание. Так как практически все сакральные сооружения Херсонеса устраивались над могилами христиан, то, получается, и монастырский «первенец» приобщился к этой благочестивой традиции.
Еще в ноябре 1849 года архиепископ Иннокентий в 4-м параграфе своей «Записки о восстановлении древних святых мест по горам Крымским» отмечал необходимость «новейшую архитектуру» возводимых в монастыре церквей согласовывать с «данными видов» древних памятников, «как они были при Владимире». Таким образом, владыка обязывал работавших в обители мастеров сохранять преемственность форм церковного зодчества византийского Херсонеса. Надо сказать, что завет святителя исполнялся буквально: если средневековые базилики там строились из «остатков» античных, то в ХIХ столетии в дело шли камни разрушенных временем раннехристианских культовых зданий.
Панорама монастыря. Фото начала ХХ в. Справа – колокольня храма в честь Семи сщмчч. Херсонесских |
Скорее всего, первую монастырскую церковь возвели в базиликальном стиле, типичном для Херсонеса: это была небольшая постройка, в плане представлявшая прямоугольник с полукруглой апсидой. По херсонесскому обычаю, заимствованному еще в VI веке из Малой Азии, ее алтарь был обращен на северо-восток.
По благословению Святейшего Синода 28 февраля (по некоторым источникам – 28 марта) 1853 года храм освятил настоятель крымских пустынножителей архимандрит Поликарп (Радкевич), впоследствии епископ Орловский.
Во время Крымской кампании, в конце 1854 года, не простоявшая и двух лет Владимирская киновия была стерта с лица земли. Архиепископ Иннокентий с горечью писал, что херсонесского скита «как не бывало», он «пошел на топливо для французов». После установления мира в марте 1856 года игумен Василий отправился собирать средства для восстановления обители и вскоре трагически погиб.
Так закончился очень короткий, яркий и интенсивный начальный этап истории монастыря. Однако попечительство святителя Иннокентия и неустанные труды отца Василия заложили незыблемое основание духовно-литургического бытия этого благочестивого монашеского приюта.
В краеведческой литературе построенную при игумене Василии церковь именуют по-разному: во имя святой княгини Ольги или Владимирской. Попробуем разобраться в этом вопросе.
В 1852 году настоятель представил владыке Иннокентию записку о предполагавшемся использовании земель монастыря, сопроводив ее планом Херсонеса с собственноручной расшифровкой обозначений. Проектируемый храм назван им во имя равноапостольного князя Владимира. И в своих письмах возводимую церковь настоятель упоминал не иначе как Владимирской. В архивном документе от 1 июня 1853 года, сохранившемся в делах канцелярии Севастопольского военного губернатора, приведена просьба управляющего киновией отца Василия к городским властям «приказать городовому архитектору составить планы… построившейся в Херсонесе церкви святого Владимира и находящейся при ней колокольни с комнатами» для отправления их на рассмотрение в Одесскую духовную консисторию. Благодаря этому источнику стало известно, что зодчим первого херсонесского храма был севастопольский городской архитектор Гаман.
В работах, отражающих историю херсонесского монастыря, будь то рукопись подвизавшегося в нем послушника М. Головина, историческое описание обители Ф. Ливанова, книга «Божии люди» митрополита Вениамина (Федченкова), бывшего епископа Севастопольского, первый храм единодушно назван Ольгинским. Причем Головин подчеркнул, что это посвящение игумен Василий определил «в память своей покойной дочери».
Как же могло получиться, что одна и та же церковь значится под двумя именованиями? Вопрос останется открытым, пока не будут обнаружены аутентичные планы или рисунки киновии. Впрочем, такому разночтению можно дать предположительное объяснение.
Архивные документы, современные храму, именуют его Владимирским, а, начиная с 1870-х годов, мемуаристы связывают эту церковь с памятью святой княгини Ольги. Конечно же, первая церковь киновии могла быть посвящена только ее небесному патрону – равноапостольному князю Владимиру. Ведь еще с 1825 года, когда главный командир Черноморского флота и портов адмирал А.С. Грейг вручил находившемуся в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую, изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, эта идея никогда не теряла своей актуальности.
Теперь вчитаемся в архивные документы. Если А. Гроздов пишет, что церковь в 1853 году была снабжена «даже небольшими колоколами», то в прошении отца Василия того же года имеется существенное дополнение о «находящейся при церкви святого Владимира колокольни с комнатами». Возможно, эти выделенные нами курсивом слова способны прояснить загадочное раздвоение храмового названия: настоятель упомянул только начальный этап благоустройства придела или надвратной часовни во имя святой княгини Ольги. Потом, когда в 1861 году был заложен, а в 1891 окончательно возведен херсонесский Владимирский собор, память об истинном посвящении того – первого – храма святому Владимиру стерлась, и его логичнее – даже удобнее – стало называть Ольгинским, о чем красноречиво свидетельствуют документы именно второй половины ХIХ – начала ХХ века.
Впрочем, есть одно вполне достоверное свидетельство, до сих пор остававшееся незамеченным, – слова Е.Л. Маркова из путевых «Очерков Крыма» о «двух бедных церквях, построенных в первый раз на развалинах Херсонеса, еще при преосвященном Иннокентии». Это упоминание двух первых храмов не могло быть оговоркой столь ответственного автора, посетившего монастырь в 1870-х годах. Возможно, и две даты освящения – 28 февраля и 28 марта 1853 года – тоже не архивная описка, а относятся к разным строениям.
Еще раз вспомним упоминание послушника Головина о «небольшом храме во имя святой княгини Ольги в память… покойной дочери» отца Василия. Нет, не мог настоятель киновии игумен Василий «забыться» до такой степени, чтобы первый храм на земле, где был крещен князь Владимир, превратить в семейную меморию. Другое дело, что придел или вторую церквушку вполне логично посвятить святой бабке Крестителя Руси.
После завершения Крымской кампании херсонесская киновия была вновь открыта. Однако развивалась она по новой строительной концепции. Еще летом 1853 года отец Василий рапортовал архиепископу Иннокентию об обнаружении на Херсонесском городище развалин Богородичной церкви и «терема царского», где якобы жила византийская царевна Анна, будущая супруга князя Владимира. После долгожданного открытия известного по русским летописям места крещения святого равноапостольного князя тут было назначено возведение Владимирского собора. Там, где стоял до «военнодействий и огня неприятельского» первый храм, построили корпус с настоятельскими покоями и домовой церковью, 14 июля 1863 года освященной епископом Таврическим и Симферопольским Алексием (Ржаницыным) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (новое освящение – 16 июля 1900 года в честь Корсунской иконы Божией Матери).
Чтобы восстановить богослужебную практику монастыря, весной 1857 года попечением севастопольского купца 1-й гильдии Павла Телятникова на скорую руку соорудили небольшой деревянный храм в честь Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших.
29 апреля 1857 года архиепископ Иннокентий хотел лично освятить новую херсонесскую церковь. Однако из-за болезни он поручил 30 апреля совершить чин освящения архимандриту балаклавского Георгиевского монастыря Геронтию, которому особенно наказал помолиться о своем здоровье на обедне и за молебном.
6 мая преосвященный Иннокентий побывал во Владимирской киновии. Его встретил настоятель с крестом и святой водой и приветствовал словами: «Вниди, преосвященный владыка, и вход твой да будет залогом радости сей страждущей земле; благовествуй нам мир». Вид обители, едва возникающей из развалин, болезненно подействовал на попечительного архипастыря. Он благословил киновию Корсунской иконой Божией Матери, перед которой, по установившемуся в монастыре обычаю, по средам стали совершать молебное пение с акафистом Покрову Пресвятой Богородицы. В 1895 году на этот образ сделали новую серебряную с позолотой ризу, украшенную драгоценными камнями.
В новой церкви после молитвы владыка благословил одного брата в рясофор, назвав Ефремом, по имени одного из священномучеников Херсонесских. Потом он обошел храм и, указывая на малые узкие окна алтаря, заметил: «Прекрасно сделали, придержавшись старины; это очень кстати на древних развалинах!»
В братских кельях архиепископ Иннокентий пробыл около часа. Во время чаепития он передал настоятелю Евгению 150 рублей серебром, сказав при этом: «На вот тебе на новоселье, на хлеб; а еще пришлю из Одессы, по приезде, 400 рублей». А братии, благословляя ее, промолвил: «Трудитесь и живите только, а мы для вас все сделаем, Бог даст». В заключение владыка преподал наставления бывшим на трапезе настоятелям крымских скитов и монастырей, после чего уехал в Балаклавский монастырь.
Посвящение храма семи епископам-мученикам выражало поклонение их подвигам во имя Христа Спасителя. 7 (20) марта празднуется день памяти этих истинных просветителей Херсонеса-Севастополя: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора.
Епископы Василий и Ефрем в начале IV века прибыли в Херсонес с миссией от Иерусалимского патриарха Ермона на христианскую проповедь. Язычники не желали внимать поучительному слову святителя Василия и, побив, выдворили его из города. Священномученик, согласно житию, удалился на Девичью гору, что «в ста стадиях от Херсонеса», где непрестанно благодарил Бога за возможность пострадать Христа ради. Множество чудес он сотворил в своей пещере, чем стяжал славу исповедника Господнего. Епископ Василий, несмотря на почитание его частью населения города, в 310 году принял в Херсонесе мученическую кончину от язычников.
Сподвижник святого Василия епископ Ефрем, автор «Сказания о свершившемся над отроком чуде священномученика и апостола Климента», некоторое время подвизался в Херсонесе, а затем отправился с проповедью в скифские земли. Его миссионерское служение обратило многих язычников ко Христу. Однако в 315 году епископ Ефрем был казнен противниками Церкви.
Епископ Евгений, узнавший о кончине святого Василия, с благословения Иерусалимского патриарха Ермона отправился в Херсонес. К нему присоединились епископы Агафодор и Елпидий. Труды их по распространению христианства среди местных жителей были столь успешны, что язычники, желая пресечь их, в 311 году подвергли истязаниям вначале святого Евгения, а затем и священномучеников Агафодора и Елпидия. Они были тайно погребены херсонесскими христианами.
Затем в Херсонесе мирно правил духовной паствой святитель Еферий († 324), убедивший византийского императора святого Константина Великого в необходимости указа о свободе христианского вероисповедания.
В 325 году на Херсонесскую кафедру прибыл епископ Капитон. В том же году он присутствовал на I Вселенском соборе в Никее. Увидев, что небольшая община херсонесских христиан подверглась остракизму всего городского населения, епископ явил чудо, свершившееся по вере его: остался невредимым в раскаленной пещи для обжига извести. После этого многие обратились ко Христу. Святой Капитон был утоплен язычниками во время его путешествия на корабле из Херсонеса в Константинополь. Мощи блаженного епископа покоились в посвященном ему херсонесском четырехапсидном храме, возведенном над чудесной пещью.
Из жития Херсонесских святителей известно, что два первых христианских храма в Херсонесе возвели святители Еферий (около 324 года) и Капитон (в 325 году). До того времени христиане не имели возможности строить храмовые здания и совершали литургия в частных домах.
Император Николай II во время осмотра Херсонеса. Фото 1902 г. В центре вверху – крест на колокольне храма в честь Семи сщмчч. Херсонесских |
Деревянный, «наскоро устроенный» храм в честь Семи священномучеников Херсонесских вскоре пришел в аварийное состояние и был разобран. На его месте заложили новую каменную церковь, автором проекта которой мог быть архитектор К. Вяткин, через два года построивший настоятельский корпус. Судя по воспоминаниям М. Головина, храмовое сооружение вышло «в увеличенных размерах». 2 апреля 1861 года его освятил епископ Таврический и Симферопольский Алексий. Немного ранее херсонесскую киновию Синодальным указом от 18 марта 1861 года перевели в степень штатного первоклассного монастыря – «во внимание к историческому значению местности».
Этот храм, сохранившийся до наших дней, является подлинным раритетом Русской Православной Церкви и важным свидетелем духовной истории Отечества. Он почти 30 лет являлся престольным в херсонесском монастыре, и в нем неоднократно молились члены царской фамилии и выдающиеся деятели российского государства.
Первым августейшим попечителем церкви стал император Александр II. В 1857 году он повелел в воспоминание о крещении князя Владимира и о «страшном испытании, постигшем многострадальный Севастополь», ежегодно 15 июля проводить крестный ход, который начинался от Адмиралтейского собора и заканчивался у церкви Семи епископов-священномучеников.
29 июня 1859 года государь передал из малой церкви Зимнего дворца в херсонесскую обитель частицу мощей равноапостольного князя Владимира. И более 25 лет святыня покоилась в намоленном пространстве единственного храма киновии в специально изготовленном ковчеге с надписью: «Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славнее, и святым крещением просветятся, светом познания Христова землю Русскую озарил еси».
23 августа 1861 года, после закладки Владимирского собора, император Александр II, государыня Мария Александровна, великий князь Константин Николаевич и великая княжна Мария Александровна передали обители список чудотворной иконы Богоматери, именуемой Корсунской. Образ торжественно поместили в храм Семи священномучеников Херсонесских. Молебен по этому случаю совершил преосвященный епископ Алексий.
Компактное и лаконичное здание храма – базиликального типа. Его прямоугольный удлиненный объем завершает полукруглая алтарная апсида, традиционно обращенная на северо-восток.
До предпринятой в 1887 году перестройки церкви над ее двускатной крышей высился барабан небольшого диаметра, завершаемый куполом и «яблоком» с крестом. К западному торцу примыкал притвор, перекрытый скатной крышей. Он выглядел довольно массивным из-за широких оконных проемов и высокого треугольного фронтона, увенчанного миниатюрным куполом с крестом. Монастырская колокольня располагалась напротив входа в церковь – над домом просфорной, называемым «старой трапезной».
К 1888 году, когда вся Россия готовилась к празднованию 900-летия крещения Руси, священноначалие и император Александр III постановили главные торжественные богослужения провести во Владимирском монастыре. К этой дате приурочивали открытие херсонесского собора во имя великого князя Владимира, а храм Семи священномучеников решили украсить колокольней, пристроенной к притвору.
Проект реконструкции, который осуществил севастопольский архитектор Ф. Барчем, утвердил 20 мая 1887 года епископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский).
Предполагалось стены храма облицевать инкерманским камнем, из него же сложить «шпиль», для подвески большого колокола проложить рельсы, покрыть купол, карнизы и крышу «русским листовым железом», отлить чугунную лестницу из 33 ступеней, окрасить главку, крышу и карнизы серой масляной краской по новому железу, две двери декорировать «с разделкой под дуб». Смета за работы по пристройке колокольни составила 3418 рублей 28,5 копеек. С разрешения духовной консистории Таврической епархии и по указу правящего архиерея договор на подрядные работы был подписан 2 июня 1887 года с севастопольским купцом Яковом Косачиным. Он брал на себя обязательство за 2450 рублей построить колокольню «из камня, принадлежащего херсонскому монастырю», не подвергая перестройке основной объем храма.
Согласно архивным документам, настоятель монастыря архимандрит Иннокентий (Солотчин) разрешил подрядчику «по его усмотрению» выбирать на территории Херсонеса крупный бутовый камень для строительства, кроме плит и камней археологической ценности.
После осмотра существующего притвора Косачев понял, что тот не выдержит пристроенной колокольни. Потому подрядчик решил «в счет той же суммы разобрать старый и устроить новый примыкающий к церкви притвор на более прочных и толстых каменных столбах – в размере прежнего притвора с употреблением нового материала, где это окажется нужным».
Купец Яков Косачев решил за свои деньги нанести «позолоту большой главки на шпиле колокольни, положенной по смете под окраску».
Из-за крайне сжатых сроков проведения работ проект архитектора был изменен. К тому же, использование старого фундамента и старых стен экономило расходы. В результате колокольня оказалась не пристроенной к притвору, а встроенной в его среднюю часть.
Искусствовед Л.К. Ильяшенко, внимательно изучив историю возведения колокольни, заключила, что в итоге «очевидно несовпадение карнизов, старого и нового, над входом. Выявилось несоответствие стилевых приемов: если ярус звона и его навершие выполнено в традиции русского стиля и с довольно замечательными деталями декора, то ранее возведенные части колокольни (старый притвор) сохраняют более классический характер с большими плоскостями и минимумом декора. Тем не менее, церковь, обретя колокольню, получила композиционно завершенный облик».
Судя по старым фотографиям, нарядный, легкий абрис колокольни гармонировал не только с окружавшими монастырскими постройками, но и прекрасно вписывался в общее пространство древнего Херсонеса.
С началом литургической жизни возведенного Владимирского собора храм Семи священномучеников Херсонесских стал называться малым, или летним, так как он не отапливался.
В 1924 году монастырь был упразднен и разорен, и все принадлежавшие ему постройки оказались на балансе организованного археологического музея – «Дирекции Херсонесских раскопок». Малый храм попал в список ветхих строений с неудовлетворительным внутренним состоянием и живописью, «не представляющих особой ценности». В 1926 году новоиспеченному учреждению культуры спустили директиву: «В самом срочном порядке приспособить старую церковь бывшего монастыря под нужды музея», то есть снять колокола, сбить кресты и купола, смыть фрески, разобрать иконостас. Тогда же в храмовом помещении разместили античный лапидарий.
Разборка колокольни храма в честь Семи сщмчч. Херсонесских. 1927 г. |
Ремонт здания церкви Херсонесских епископов-священномучеников 1927–1928 годов, согласно предписанию свыше, начался с разбора колокольни, так как она, по мнению экспертов, «давит на само здание, вследствие чего фундамент оседает и дает трещины». С того времени достопримечательная малая церковь Владимирского монастыря стоит в усеченном виде.
В 1998 году возобновились службы в храме в честь Семи священномучеников Херсонесских. Как и в середине ХIХ века, его литургическая жизнь легла в основание постепенно воскресающей Владимирской обители. Уже восстал из руин собор во имя Крестителя Руси. Вскоре должен обрести подлинный вид исторический и духовный памятник – церковь Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших.