храм сербское подворье в москве

Подворье Сербской Православной Церкви в Москве

храм сербское подворье в москве

храм сербское подворье в москве

храм сербское подворье в москве

/p>

Храм апостолов Петра и Павла у Яузских ворот расположен в самом центре Москвы. Подворье Сербской Православной Церкви до 1917 года располагалось в другом месте. После октябрьского переворота оно было закрыто, а храм и часовня, принадлежавшие подворью в последствии были разрушены. Храм апостолов Петра и Павла известен с 1625 года, ныне существующий каменный храм построен в 1700 году. Храм не закрывался и сохранил свое внутреннее убранство. В храме три престола во имя иконы Божией Матери «Знамение», свв. апп. Петра и Павла и Казанской иконы Божией Матери.

храм сербское подворье в москве
Архимандрит Антоний (Пантелич)

Настоятель подворья архимандрит Антоний Пантелич. Родился 23 июля 1970 года в г. Вальево. В 1991 году закончил семинарию Трех Святителей в монастыре Крка. 23 сентября 1989 года, будучи учеником 4 класса семинарии принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в сан иеродиакона. 5 января 1991 года рукоположен в иеромонаха в монастыре Жича. В 1991/1992 учебном году по благословению Священного Синода Сербской Церкви поступил в Московскую Духовную Академию. В 1996 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «История Сербской Православной Церкви с 1945 по 1995 гг.». По возвращении на родину был возведен в сан сингела и назначен настоятелем монастыря Студеница. Исполнял обязанности настоятеля до 2000 года. С 2000 года преподает богословские дисциплины в духовных семинарии и академии в Србинье (Республика Сербская, Босния и Герцеговина) и историю в университете в Сербском Сараево. Настоятель кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Сараево (Дабробоснийская епархия). Решением Священного Синода и Архиерейского Собора Сербской Церкви от 15 марта 2001 года назначен настоятелем подворья Сербской Православной Церкви в Москве.

Расписание богослужений / Распоред богослужењa:

Адрес подворья/ Адреса:

102028 Москва, Петропавловский пер., 4-6.
Телефон: (095) 917 29 75

Настоятель/Старешина: (095) 917 80 36
e-mail: antonije@rambler.ru

Проезд: метро «Китай-город», троллейбус № 45, 63 до остановки «Яузские ворота»
Метро «Чистые пруды», трамвай № 3, 39.

Источник

Сербская святыня на Московской земле

Храм Петра и Павла у Яузских ворот никогда не закрывался. В тихом Петропавловском переулке сохранялись традиции московского патриархального благочестия, сюда передавали святыни закрытых и поруганных церквей, безместное духовенство находило себе приют в этих стенах и получало посильную помощь от прихожан.

В наши дни эта церковь стала подворьем Сербской Православной Церкви, являясь символом духовного единения сербского и русского народов.

О том, какую миссию в Москве выполняет Сербское представительство сегодня, в канун праздника святителя Саввы порталу Православие.ру рассказал настоятель храма, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском, епископ Моравичский Антоний (Пантелич).

— До революции Сербское подворье в Москве играло значительную роль в развитии отношений между двумя Церквями и двумя странами. Открытое в 1874 году, оно просуществовало до 1918-го.

Затем, еще в 1948 году, Патриарх Алексий I и Патриарх Сербский Гавриил (Дожич) договорились об открытии подворья, однако этому помешал разрыв отношений СССР с Югославией: югославским гражданам было запрещено находиться в СССР, а советским гражданам – в Югославии. Открытие подворья пришлось отложить.

В 1999 году представители наших Патриархий наконец подписали соглашение об открытии подворья. Передача нам храма Петра и Павла за Яузскими воротами состоялась в 2002 году, во время визита в Москву Святейшего Патриарха Павла.

В это время я был профессором богословского факультета в Сараевском университете. Нужно было закончить учебный год, но я выкраивал время и приезжал сюда на Страстную Седмицу и на праздник Пасхи, а также на праздник Петра и Павла. Конечно, тогда мы застали храм в очень тяжелом состоянии: хотя он никогда не закрывался, но несколько лет не имел настоятеля.

— Как известно, храм не был разграблен и сохранил свое убранство. Также сюда были принесены несколько икон из разрушенных окрестных храмов. Какое попечение вам приходилось нести об этом наследии?

— Конечно, нам в наследство досталось большое духовное богатство. Это старинное намоленное место, известное всей православной Москве еще с XVII века.

Но когда храм отдали нам, здание было очень запущенным, пришлось начинать срочный ремонт. А то поначалу, когда по улице шел трамвай, в старых железных рамах стекла дребезжали так, что прихожане во время службы пугались. На полу лежала дешевая сантехническая плитка разных видов и цветов, а на солее – 6-7 слоев прогнившего насквозь линолеума, из-за которого в храме пахло старьем, все трубы текли. Все, вплоть до икон и облачений требовало реставрации. Облачения, кстати, были всего двух цветов, они были пошиты, видимо, еще в советское время. У меня была фелонь с заплаткой.

храм сербское подворье в москве

При этом на любые работы надо было получать разрешения: ведь здание храма – это памятник архитектуры. Надо было зарегистрировать проект, пройти бюрократические препятствия, стучать во все двери. В общем, было трудно решить, с чего начинать восстанавливать храм…

Но уже в 20-х числах января Святейший Патриарх Павел отслужил здесь первую после периода запустения Литургию.

— Сербы, приезжающие на работу в Москву, трудятся преимущественно в строительном бизнесе. Могли ли они помочь как-то своему храму?

— Когда я сюда приехал, земляки отремонтировали мне две комнаты, чтобы я мог где-то жить.

Несмотря на то, что это памятник архитектуры, государство на ремонтные работы денег не выделило. Все делалось за счет частных пожертвований. В течение этих девяти лет, что я здесь нахожусь, в ремонт и реставрационные работы было вложено около 3,5 миллионов евро. На эти деньги было восстановлено храмовое убранство, дом причта и другие здания.

У нас никогда не было какого-то постоянного крупного спонсора – помогали нам всем миром, кто-то приносил 10 или 100 евро, а кто-то – 5000. И так за восемь прошедших лет удалось почти все привести в порядок: вывезти с территории огромные горы мусора, заменить все окна, двери, полы – да всего не перечислить.

Потихоньку богослужебная жизнь в храме стала налаживаться. Мы закупили облачения, заказали утварь, начали реставрацию фресок, заменили двери, вымостили небольшую площадку около храма плиткой, – все это за счет благотворителей: либо сербов, либо русских.

Реставрация продолжается до сих пор. Каждый год возникает необходимость в каких-то работах. То надо подновить фасад, то заменить кирпичи в кладке, то сделать еще что-нибудь. Пришлось заменить около 150 квадратных метров кирпичной кладки. Дело в том, что северная сторона храма находится в сырости и кирпич там просто гниет. Одно время мы боялись, что храм вообще может рухнуть, – на стенах образовались трещины. Чтобы все это укрепить, потребовалось вытащить старый кирпич и уложить новый, сухой. Много сил отняла реставрация колокольни, покраска фасадов, переделка ризницы.

Отреставрировали 45 древних икон. Также мы приобретали новые образа и заказывали их иконописцам. Так, например, в Оптиной Пустыни нам написали образ Симеона Мироточивого. Расписали притвор храма, где все фрески были уничтожены, сюжетами из сербской церковной истории.

Мне помогали московские художники. Потихоньку у храма стали появляться и свои святыни. Однажды на свои именины прихожанка по имени Елена принесла нам икону Святой Елены Сербской. Также была написана икона святого Саввы Сербского, появилась частичка мощей князя Лазаря, а около трех лет назад, – мощевик с частицей святых мощей Николая Сербского.

Я лично принимал участие в украшении икон филигранью и драгоценными камнями. Знакомые батюшки из Троице-Сергиевой Лавры подарили частицу мощей Святителя Николая Мирликийского. В храме хранится и множество других реликвий.

— Какая община сложилась в храме за эти годы?

Поэтому основа нашей общины – это те самые «верные» московские бабушки. Конечно, поначалу от них мне приходилось слышать всякое: например, удивлялись, как мы посмели заменить «намоленую» пластмассовую плитку на полу или «почему такой красивый храм отдали иностранцам». Но потом, когда достаточно мрачный внутри, заваленный хламом храм привели в порядок, вроде неудовольствия ни у кого не было – все удивились, какой он, оказывается, может быть просторный и светлый.

Мы организовали новый хор и воскресную школу для русских и сербских детей. Хор исполняет сербские песнопения – и старинные, и современные. Недавно мы даже выпустили диск. Раньше, до кризиса, когда дела у строительного бизнеса шли лучше, у нас училось много сербских детей. Когда я приехал сюда, сербская диаспора насчитывала не менее 40000 человек. Сейчас их гораздо меньше.

Теперь многие сербские семьи уехали на родину, у нас всего несколько учеников изучают Закон Божий на сербском языке и историю Сербии.

На нашем сайте можно заниматься в Воскресной школе дистанционно, on line: в классах установлены камеры, и занятия в школе с этого года транслируются по сети. С помощью камер можно посмотреть и трансляцию богослужения в храме.

Литургию я совершаю на церковнославянском языке, и она проходит так же, как и во всех других московских храмах. Но таинства, которые я совершаю над сербами, такие как Крещение или Венчание, я совершаю на их родном и понятном для них сербском. Литургии на сербском не бывает никогда. Сербы неплохо понимают церковнославянский язык, и я не стал нарушать богослужебных традиций, ведь на Литургию приходит много русских людей.

Кроме того у нас действует паломническая служба «Путь веры», которая отправляет богомольцев по всему миру, в том числе и в Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину.

— Какой вам показалась церковная жизнь в Москве по сравнению с Сербией?

— Я жил в России достаточно долго, но непостоянно. Когда я закончил Московскую Духовную Академию, то вернулся на родину.

Не скажу, что в России церковная жизнь сильно отличается от церковной жизни в Сербии. Количество народа, которое приходит к нам в храм на службы, достаточно большое. Но надо понимать, что это из-за того, что в Москве в принципе не так много храмов, а количество населения – огромно.

Впрочем, если брать процентное соотношение людей, которые посещают храм, то тогда можно говорить, что в Сербии люди более религиозные. В Москве живет около 15 миллионов человек, из них практикующих христиан всего несколько процентов. Тогда как у себя на родине я привык, что церковной жизнью живут не менее 30 процентов населения городов.

В России люди стали приходить в храм после перестройки, вследствие тех кризисных моментов, которые они переживали из-за распада страны, обнищания и прочих вещей. В основном это пожилые люди, пенсионеры, или школьники и молодые. Людей среднего, активного возраста, не много.

— В чем главная миссия сербского подворья в Москве сегодня?

— С одной стороны я здесь действительно для того, чтобы окормлять сербов, но с другой должен представлять интересы Сербской Церкви при Московской патриархии. Я отвечаю за все аспекты межцерковных отношений, в том числе связь и корреспонденцию. Мы принимаем участие в подготовке всех встреч между нашими иерархами. Кроме того, любой желающий узнать про Сербскую Церковь может обратиться к нам.

Подворье является культурным и духовным центром для нашей диаспоры. Здесь у нас, например, проходят такие традиционные сербские обряды, как Крестная Слава, которых нет в практике Русской церкви. В дни памяти сербских святых у нас совершаются особые службы.

Кроме того, с некоторых пор сербы отмечают здесь свои национальные праздники – в том числе у нас проводятся и пасхальные приемы.

Получается и так, что к нам в храм приходят послы всех шести государств бывшей СФРЮ. Это очень ценно для развития взаимоотношений между нашими странами.

Я сейчас преподаю в Российском Православном Университете на богословском факультете, заведую кафедрой литургики. Когда есть время, я с удовольствием рассказываю студентам про сербские богослужебные традиции.

На подворье у нас бывают выставки, – например, рассказывающие о тяжелом положении сербов в Косово. Мы издаем книги и материалы для туристов о нашей стране. Также у нас выходят книги сербских авторов на русском языке. В основном это труды наших известных современных богословов: приснопамятного Патриарха Павла, святителя Николая (Велимировича), преподобного Иустина (Поповича), архимандрита Фаддея (Штрабуловича) и других. У нас в храме представлено очень большое количество книг на сербском языке: есть и молитвословы, и Новый Завет, и Библия для детей, сербские церковные календари.

— Теперь, когда основной объем работ по реставрации храма окончен, есть ли у вас новые замыслы?

— На территории храма мы поставили беседку и соорудили источник – там мы проводим освящение воды на праздник Крещения. Теперь мы работаем над мозаиками – образы Спаса Нерукотворного и Казанской Божией Матери разместятся в специальных нишах у входа в храм.

Есть также проект достроить построить небольшую часовню и посвятить ее святому Савве Сербскому. Там можно было бы совершать таинство крещения и другие требы, чтобы «разгрузить» главное здание храма, которое, как и все старинные церкви, небольшое.

Источник

В 1873 году митрополит Михаил обратился с ходатайством в Синод о разрешении открыть в Москве Сербское подворье. А вскоре для этой цели по высочайшему повелению сербам была дарована церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания. Этот храм строился архитектором К.И.Бланком в 1768 году в память принятия императрицей Екатериной II православной веры.

храм сербское подворье в москве

В мае 1874 года настоятель Горнякского (в Белградской митрополии) монастыря архимандрит Савва прибыл в Москву и вскоре вступил в управление подворьем на Солянке. Тогда же возвели и новый престол, переименовав храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно в день этого великого праздника в 1805 году сербы подняли восстание против турок.

30 ноября 1874 года церковь и подворье были освящены. На торжестве присутствовали многие видные деятели отечественной культуры, поборники развития сербско-русских связей: ректор Московского университета историк С.М.Соловьев, председатель Славянского комитета М.П.Погодин, профессор Московского университета протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, а также И.С.Аксаков, Ю.Ф. и Д.Ф.Самарины.

Особую историческую символику имели и святые образа. Нижний ярус икон включал иконы Святой Троицы, которой был посвящен храм до 1768 года; Благовещения Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца. Шесть икон одинакового размера помещались на стенах: св. Андрея Первозванного, в день празднования которого Сербия получила политическую и церковную самостоятельность, свв.Кира и Иоанна (бывшая храмовая), св. Саввы, первого архиепископа Сербского, московских первосвятителей, прп. Сергия Радонежского.

Этот удивительный по символике и значению храм-памятник стал центром сбора денежных и других пожертвований в пользу сербских церквей не одной только Сербии, но и Боснии, Герцеговины, Воеводины, Далмации, Хорватии, Славонии и других земель. На подворье прихожане многих московских храмов приносили иконы, которые потом пересылались в бедные храмы далекой Сербии. В числе первых были отправлены 26 старых иконостасных образов из храма подворья в разоренные турками храмы Черногории.

Год окончательного устроения в Москве Сербского подворья стал годом начала решающей для южных славян кровопролитной борьбы за независимость. Мусульманский гнет привел летом 1875 года к массовому восстанию в Боснии и Герцеговине. Вести об уничтожении и разграблении храмов турками и о массовых зверских убийствах православных вызвали горячий отклик у москвичей. В воскресенье 14 сентября 1875 года в Благовещенском храме Сербского подворья на Солянке после Божественной литургии совершена была торжественная панихида об упокоении «всех православных иже в старой Сербии, Герцеговине и Боснии христолюбиво и братолюбиво пострадаша». В московских газетах было напечатано воззвание жившего на подворье архимандрита Саввы об ужасном положении сербов. После богослужений в московских храмах зачитывалось послание митрополита Сербского Михаила и проводился тарелочный сбор для пострадавших жителей Герцеговины и Боснии. (В архиве Московской духовной консистории хранятся подписные листы по церквам всех московских сороков.) В октябре 1875 года состоялся приговор Московской городской думы об отчислении на те же цели 20 тысяч рублей.

храм сербское подворье в москве

1881 г., вид церкви Кира и Иоанна с северо-востока (часовни ещё нет). Фото из книги Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». 1882-83гг

На помощь истекающим кровью братьям в июне 1876 года пришли Сербия и Черногория, объявившие Турции войну. Православная Москва напряженно следила за этой неравной борьбой. Русские были частыми гостями московского Сербского подворья. 28 июня 1876 года в день празднования свв. чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна в Благовещенской церкви подворья состоялось торжественное молебствие о ниспослании сербскому и черногорскому воинству победы и одолении на врагов. Еще более широко потекли пожертвования москвичей. Старообрядцы Москвы собрали 30 тысяч рублей, купили походный лазарет на 100 коек и отправили в Белград. На средства знаменитого московского профессора Захарьина в Сербию был отправлен один из врачей университетской клиники. Туда же выехала и группа сестер милосердия женской Покровской общины. Десятки вооруженных добровольцев ежемесячно отправлялись в армию генерала Черняева, воевавшего за свободу сербов.
Несмотря на помощь из России, сербская армия потерпела несколько серьезных неудач и в феврале 1877 года Сербия была вынуждена подписать с Турцией мир. Лишь небольшая Черногория не подписала мирный договор и с началом русско-турецкой войны в апреле 1877 года сумела нанести туркам ряд поражений. Так, летом 1877 года 8-тысячный отряд черногорцев разбил 40-тысячный корпус Сулейман-паши. По случаю этой победы в московском Сербском подворье и в Казанском соборе на Красной площади были отслужены благодарственные молебны.

В Московском университете, Духовной академии, других учебных заведениях обучалось много выходцев из южнославянских областей. Сербское подворье было своеобразным духовно-культурным центром студенческой православной молодежи. На подворье продолжалась традиция совместного празднования сербами и русскими гражданских и церковных праздников. 10 октября 1880 года в Благовещенской церкви отпевали первого настоятеля Сербского подворья архимандрита Савву, погребенного затем в Алексеевском монастыре.

Сербское подворье в Москве продолжало существенно влиять на материальное положение всей Сербской Церкви. Благодаря щедрым пожертвованиям москвичей в Благовещенский храм многие бедные монастыри и храмы Сербии украсились ценной утварью и облачениями.

Однако уже первые годы независимости Сербии были омрачены раздором, вызванным посягательством Скупщины на права православной церкви. Против этого горячо восстал митрополит Михаил, за что в октябре 1881 года был удален королем Миланом с митрополичьего престола и даже на несколько месяцев посажен в тюрьму. Митрополит, так много сделавший для освобождения своей родины, вынужден был жить то в Болгарии, то в Константинополе, то в Иерусалиме. В 1883 году он получил разрешение поселиться в России. В том же году страдалец-иерарх приехал в Киев, а затем в Москву на Сербское подворье, которое поступило в его распоряжение. Как вспоминали современники, «страдалец приобрел общую любовь и уважение среди жителей первопрестольной столицы. Москва горячо полюбила доброго, умного, кроткого старца, который нашел в ней вторую родину».

храм сербское подворье в москве

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при Сербском подворье. Вострышев, Шокарев «Москва православная. Все храмы и часовни.» М. 2012.г.

Изгнанник жил на Солянке до мая 1889 года, когда по предложению нового сербского короля Александра I он возвратился в Белград на митрополичий престол. Святитель Сербии Михаил был награжден многими орденами России: св. Владимира I и II степени, св. Александра Невского, св. Анны и другими. Он был избран почетным членом Московской Духовной академии, Московского университета. Умер митрополит Михаил 5 февраля 1898 года и был погребен в кафедральном Белградском Михайловском соборе. Когда об этом узнали в Москве, во многих ее церквах были совершены панихиды.

Особо торжественно отмечались на подворье праздники в память первого архиепископа и просветителя Сербии св. Саввы. В этот день 14 января на Божественной литургии в храме присутствовали все проживающие в Москве сербы. Вот как, например, проходил праздник в 1893 году. По окончании службы в покоях настоятеля архимандрита Саввы состоялся традиционный сербский обряд «Славы» и «Крестного имени». Студенты-сербы хором исполняли гимн св. Савве, русский и сербский. Затем произносились речи о св. Савве, о дружбе сербов с русскими. Так, студент IV курса Московской Духовной академии Ч.И.Митрович вспомнил о русской обители на Афоне, где постригся в иноки св. Савва, о великих сербах в России, о постоянном заступничестве России за сербов.
В 1894 году у входа с Солянки на подворье, рядом с Благовещенским храмом на средства московского купца И.И.Силуанова была сооружена часовня во имя св. Саввы (архитектор М.С.Шуцман). Закладка состоялась 12 июня 1894 года и сопровождалась крестным ходом из храма на место сооружения.

Москва православная видела в своих храмах части и других святых мощей, привезенные из Сербии. Так, осенью 1893 года в храме Христа Спасителя были поставлены части мощей великомученика Никиты и преподобного Феоктиста, присланные из сербского монастыря Высокие Дечаны. Приношения к ним помогли восстановлению древней обители Сербии.

В 1912-1913 годах Москва, как и тридцать пять лет назад, пришла на помощь южным славянам, увязшим в балканских войнах, в том числе Сербии и Черногории. В декабре 1912 года черногорская королева Милена прислала московскому городскому голове телеграмму с выражением благодарности за пожертвование Черногории 15 тысяч рублей. В помощь православным Сербии и Черногории значительные суммы жертвовали московские банки, благотворительные общества, отдельные лица.

Москва, несмотря на тяжелейшее экономическое положение, посылала в Сербию врачей и медсестер, оборудование для лазаретов, деньги. В апреле 1916 года москвичи с воодушевлением встречали премьер-министра Сербии Н.П.Пашича. От имени Московской городской думы ему было вручено 100 тысяч рублей в помощь сражающейся Сербии.

В 1918 году вместе с другими православными подворьями закрыли и Сербское, а Благовещенский Киро-Иоанновский храм сделали приходским. В 1933 году храм с часовней был разрушен. Однако дух единства русского и сербского народов не угас. После революции в России Сербия приютила тысячи русских беженцев. Нигде в Европе русским эмигрантам не жилось так спокойно, как в единоверной Сербии.

Источник: В.Ф. Козлов «СЕРБСКОЕ ПОДВОРЬЕ В МОСКВЕ» Опубликовано: «Московский журнал» 5’1999 года

Источник

храм сербское подворье в москвехрам сербское подворье в москвеВ отличие от других церквей, расположенных на Ивановской горке, храм во имя св. ап. Петра и Павла со времени постройки и до наших дней не закрывался. В тихом Петропавловском переулке сохранились традиции Московского православного благочестия, в храм передавали Святыни закрытых и поруганных церквей, безместное духовенство находило себе приют в стенах церкви и получало посильную помощь от прихожан. Храм стал на долгие годы средоточием церковной жизни в этой части исторического центра нашего города. В наши дни по благословению священноначалия храм святых апостолов. Петра и Павла стал подворьем Сербской православной церкви, являясь символом духовного братства и единения Сербской и Русской православных церквей.

Храм на этом месте был издревле и имел наименование «Петра и Павла высокого, что на горке». Первый каменный храм поминается в 1631 году. Сохранилось свидетельство, что святейший Патриарх Московский и всея Руси Адриан в марте 1693 года отпевал в храме Вассу Строганову. По благословению Святейшего был устроен в приходе Петропавловской церкви домовой храм во имя Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1698 году при доме генерала Федора Головина («каменный со звоном»). По благословению же Святейшего Патриарха был разобран старый каменный храм и сооружен новый в 1700-1702 годах, который и стоит до наших дней. Главный престол нового храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», а для старого престола во имя св. ап. Петра и Павла с северной стороны устроили особый теплый зимний предел. Ктиторами и храмоздателями новой церкви были старинные прихожане из рода Еропкиных и Колычевых. Основные расходы взяла на себя Василиса Еропкина. Выдача антиминса во вновь сооруженный храм произошла 1 января 1702 года. Архитектурный стиль нового храма относится к «Московскому барокко».

храм сербское подворье в москве

Церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Фото из книги Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». 1882-83гг

В 1731 году в церкви устроили особый Казанский предел с южной стороны и храм стал трехпрестольным. Престол был освящен 13 октября 1731 года протопопом Большого Успенского Собора Иоанном Максимовым. Храм сильно пострадал от московского пожара 1748 года, но на средства прихожан был быстро восстановлен. Значительным событием Петропавловского прихода стало строительство в 1771 году новой трехъярусной колокольни, которая сооружалась долго из-за эпидемии чумы и строгого карантина. От вступления аполеоновских полчищ в Москву, мародерства и пожаров в 1812 году сам храм пострадал менее ближайших цервей и после освящения к нему были временно приписаны две приходские церки (св. Николая в Подкопаях и Трех Святителей на Кулишках). Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были все сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях. Из ныне существующих построек в хронологическом порядке были построены:в 1830 годах – каменный с антресолями 2-этажный дом священника. Перестроен в 1888 г. по проекту В.Н. Корнеева;в 1853 г. по проекту архитектора Н.Н. Елагина построен 2-этажный каменный дом дьякона; в 1879 г. по проекту архитектора С. Сонина построено 2-этажное здание – дом дьячка и просфирни.

После революции над храмом нависла реальная угроза закрытия, т.к. этого требовал местный отряд пионеров, призывая к передаче здания храма под свои нужды. Несмотря на множество резолюций советских органов, милостью Божией храм не был закрыт. В храме не было и обновленческого раскола. На Пасху 1946 года, сразу после окончания ночной литургии, в алтаре тихо скончался горячо любимый прихожанами многолетний настоятель храма протоиерей Аркадий Пономарев. В 1948 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I при храме было открыто подворье Сербской православной церкви, которое фактически не начало действовать по политическим причинам. Указом Святейшего Патриаха Московского и всея Руси Алексия II от 31 декабря 1999 года храм св. ап. Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было возобновлено представительство Сербской Православной церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *