храм спаса на ковалеве

Храм спаса на ковалеве

Памятник открыт исключительно для экскурсионного показа

Великий Новгород, 3 км от города

храм спаса на ковалеве

Билеты

Как добраться

О музее

Церковь Спаса на Ковалеве возведена в 1345 году по заказу новгородского боярина Онцифора Жабина с благословения архиепископа Василия. Вероятно, одновременно был основан пригородный монастырь, впервые упоминаемый в летописи под 1386 годом.

В 1380 году церковь расписана по заказу неких Афанасия Степановича и Марии с благословения владыки Алексея. Роспись, завершенная перед самой Куликовской битвой, по мнению художника-реставратора В.Б. Грековой, «отличалась глубокой лирической эмоциональностью, торжественной приподнятостью и внутренней силой. Культ святых воинов отражал национальные настроения в преддверии важнейших исторических событий». Пять изображений в рост святых воинов составляли внушительный фриз в нижнем регистре северной стены и на гранях северо-западного столба.

В 1941 году храм оказался на линии фронта и был превращен огнем немецкой артиллерии в руины. Сохранилось примерно 30 % кладки. В.Н. Лазарев в 1947 году с горечью заключил: «Полных интимности фресок Ковалева мы уже никогда не увидим, ибо погибшее безвозвратно уже не вернуть». Однако подвиг реставраторов опроверг очевидное. В 1960-х годов были проведены раскопки руин, извлечено 450 ящиков фрагментов фресок. Церковь Спаса на Ковалеве стала первым памятником, где был применен метод реставрации живописи на фрагментах, разработанный реставратором А.П.Грековым. Работа продолжается в течение длительного времени. Увидеть фрески из храма, понаблюдать за кропотливой работой реставраторов сегодня можно в Мемориальной мастерской А. и В. Грековых в Новгородском кремле.

Сама церковь в начале 1970-х годов была восстановлена по проекту архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева в формах XIV века. Глубокая штроба отделяет сохранившиеся части стен от восстановленных. С 2003 года памятник открыт для посещений как объект музейного показа.

Источник

Церковь Спаса на Ковалёве

Ковалёвская церковь расположена на холме в четырёх километрах от Новгорода, недалеко от Московской дороги, за рекой Малый Волховец. Памятник живописно обозревается с дальних расстояний.

Приятно наблюдать, что по местам, которые я посетил и о которых рассказал в спецпроектах сетевого издания «Генплан Великого Новгорода» Необычные места и Музейные истории, идут читатели. Отдельное спасибо за обратную связь.

храм спаса на ковалевеЦерковь Спаса на Ковалёве. © GPVN.RU

Итак, в феврале я был в мастерской реставраторов Грековых, где занимаются возрождением росписи 1380 года церкви Спаса Преображения на Ковалёве. Конечно, после посещения мастерской непременно хочется побывать в самой церкви, потому как уже что-то об этом знаешь, есть какие-то зацепки и желание соотнести увиденное в мастерской с тем местом, где всё это находилось исторически. Поэтому я отправился в церковь Спаса на Ковалёве.

храм спаса на ковалевеЦерковь Спаса на Ковалёве. Северный и западный приделы. Вход. © GPVN.RU

Приезжая сюда на машине, не поворачивайте к самой церкви, там сплошная линия разметки, а проедьте несколько метров дальше на специальную асфальтированную площадку в низине, где можно припарковаться. Пожалуй здесь не достаёт знака о наличии парковки, так как я не сразу сообразил.

храм спаса на ковалевеЦерковь Спаса на Ковалёве. Южный придел. Вход. © GPVN.RU

А вот и сама церковь. Ранее доводилось быть только рядом и обходить её вокруг. Уже снаружи есть на что посмотреть. Например, на кладке можно увидеть ломаную линию, показывающую уровень, до которого церковь была разрушена артиллерийским обстрелом во время войны. Линия эта проведена довольно низко, очень близко к земле. Послевоенные фотографии руин я видел в мастерской реставраторов. Действительно, храм был восстановлен из руин, как и фрески собраны по кусочкам.

храм спаса на ковалеве Фото руин церкви в конце 1950-ых годов на экране в мастерской Грековых. @ GPVN.RU

Церковь была построена в 1345 году из красного бурого камня-ракушечника и серой известковой плиты, а также древнего кирпича различных размеров, выравнивающего поверхность стен, а расписана позже, в 1380 году. В наружных стенах присутствуют каменные закладные кресты, а в южном притворе были обнаружены обломки каменных саркофагов. Этот притвор был усыпальницей для членов патронажной семьи. Всего у церкви три притвора. Северный и западный — были у церкви первоначально, а южный — появился позже. В арочном проёме северного притвора находилась звонница.

храм спаса на ковалевеЦерковь Спаса на Ковалёве. Закладные кресты и линия-граница уровня руин на стене южного придела. © GPVN.RU

Фрески внутри были хорошей сохранности до начала войны в 1941 году. Сейчас многие из них восстановлены и экспонируются в мастерской Грековых. В церкви же представлено в данный момент двенадцать фресок, восстановленных на титановых пластинах по методике Александра Грекова.

храм спаса на ковалевеРоспись церкви Спаса на Ковалёве. © GPVN.RU

Реставрация росписи началась в 1965 году, а восстановление самой церкви — в 1970 году по проекту и под руководством Леонида Красноречьева. То есть фактически была построена новая церковь с фрагментами подлинных стен.

храм спаса на ковалевеРоспись церкви Спаса на Ковалёве. © GPVN.RU храм спаса на ковалевеРоспись церкви Спаса на Ковалёве. © GPVN.RU

Объект электрифицирован. Внутри работают обогреватели. Планировка очень напомнила планировку церкви Николы на Липне, а также Спаса на Нередице, о которой тоже расскажу. Я забрался по крутой лестнице на хоры, но в отличие от церкви Николы на Липне — лестница из камня. По бокам от хор также есть небольшие помещения без окон.

храм спаса на ковалевеЦерковь Спаса на Ковалёве. Вид снизу на хоры. © GPVN.RU

Надо сказать, что церковь является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения. Церковь входила в Ковалёвский монастырь, который был сожжён в 1386 году в связи с подступом войск Дмитрия Донского. В 1686 году монастырь приписали к Новгородскому Архиерейскому дому, а в 1764 году упразднили. Позже появилась деревянная колокольня, которую сломали в 1876 году, раскрыв заложенную ранее арочную звонницу.

храм спаса на ковалевеЦерковь Спаса на Ковалёве. Лестница. © GPVN.RU

Кстати, при реставрации церкви использовали материал из завалов и камень-ракушечник из Бурегских каменоломен.

храм спаса на ковалевеЦерковь Спаса на Ковалёве. Вид с хора вниз. © GPVN.RU

Источник

Храм спаса на ковалеве

Шикарная церковь в пригороде Великого Новгорода.

2. Она построена по заказу боярина Онцифора Жабина около 1345 года. Когда-то здесь был Спасский монастырь на Ковалёве, упразднённый по реформе Екатерины II в 1764 году. После этого церковь стала приходской

3. Увы, в годы Второй мировой Великий Новгород оказался на линии фронта. Церкви Спаса, как и многим другим памятникам города и окрестностей, не повезло. Её разрушили до высоты 5 метров.

После войны реставраторы совершили настоящий подвиг. В 1970 году по проекту Л. Е. Красноречьева была построена новая церковь, включившая в себя сохранившиеся части древних стен. Спасли для потомков и интерьеры. По мельчайшим кусочкам собирали древние фрески второй половины 14 века и восстановили росписи.

Жаль, не удалось попасть внутрь(

4. Детали. Видна граница нового и старого храмов

6. Граница похожа на операционный шов, который, к сожалению, не заживёт никогда. Надеюсь, он будет отличным напоминанием потомкам, что лучше не разжигать войны

7. На некоторых участках стен встречается обычная кирпичная кладка. Что это? В этом месте не смогли восстановить участок стены по обломкам?

По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия. Жаль, при нас она тоже была закрыта(

10. Во дворе церкви

Поэтому вместо Городища вот вам картинка из Варлаамо-Хутынского монастыря, одного из известных в Великом Новогоде и области)

Источник

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (Россия, Новгородская область, Ковалево). Расположена в 4 км к востоку от Великого Новгорода, за р. Малый Волховец (по дороге к храму Спаса на Нередице)

По свидетельству летописей, каменная церковь сооружена в 1345 г. неким Акинфом (Онцифором) Жабиным, вероятно, богатым боярином, не занимавшим, однако, высоких официальных должностей (как одно время считалось). Одновременно или чуть ранее здесь основан мужской монастырь. В 1380 г. храм расписан по заказу Афанасия Степановича и его «подружи» Марии. Примерно в это же время к основному объему пристроен южный притвор, в котором при исследованиях обнаружен целый ряд погребений, в том числе и в каменных саркофагах — по-видимому, захоронений заказчиков строительства и росписи храма. Памятник возведен в период поисков в новгородском зодчестве, поэтому он во многом не похож на другие храмы своего времени. Это невысокая кубическая постройка средних размеров (11,5 х 11 м без апсиды), с позакомарным завершением, крупной главой и сильно выступающей апсидой.

Описание

С трех сторон к зданию примыкают пониженные притворы, отличающиеся друг от друга размерами, формами, а также назначением: западный притвор, самый маленький, служил входным тамбуром, северный удлиненный и двухэтажный не сообщался с храмом и использовался для хозяйственных нужд, а его верхний арочный проем — как звонница (возможно, уникальный пример для данного периода); южный, более поздний притвор, являлся усыпальницей, а потом приделом.
Кровли были сделаны из свинцовых листов. Фасады расчленены лопатками только в верхней части, лишены окон и декора (за исключением стрельчатой ниши на южной стене, позднее оказавшейся внутри притвора, и карниза из зубцов). На фасадах притворов отсутствуют даже лопатки, и только стены южной пристройки украшены пятью каменными вкладными крестами. Внутри храма четыре квадратных в сечении столба придвинуты к стенам, освобождая центральное пространство. В западной трети вверху размещены хоры и тесные каморы в углах, куда ведет внутристенная лестница.
Особенностями интерьера являются наличие ниш-печур (тайников?) в стенах, полукоробовые («четвертные») своды в западных углах, не соответствующие позакомарному покрытию, и необычно малое количество оконных проемов. Первоначально имелось восемь больших окон в барабане, окно на южном фасаде, маленькое оконце в диаконнике и, может быть, одно или два окна в апсиде.

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

Во время росписи и строительства южного притвора были заложены четыре окна в барабане и южное окно, а позднее — остальные окна барабана и одно в апсиде. Затемненность интерьера была связана с аскетическими философско-богословскими представлениями и мистическим отношением к свету, распространившимися в это время в монашеской среде. Образ памятника и некоторые его формы (позакомарное завершение) тяготеют к древности, к архаике; скорее всего, образцом для подражания мастерам послужили расположенные неподалеку церкви Спаса на Нередице (1198) и Благовещения на Городище (1342—1343).Остальные здания Ковалева монастыря (колокольня, кельи, ограда, хозяйственные строения) долгое время оставались деревянными. В XVI в. была сооружена каменная трапезная с церковью св. Николая. Монастырь, как и большинство небольших пригородных обителей, упразднен в 1764 г.; главный храм обращен в приходской, а остальные постройки постепенно разобраны.

Спасская церковь на Ковалеве. Архивные фото, чертежи

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

храм спаса на ковалеве

Церковь Спаса не подвергалась крупным перестройкам, лишь ее кровли переделаны в XIX в.
В годы Великой Отечественной войны храм оказался на линии фронта и был превращен вражеской артиллерией в руины (сохранилось примерно 30% кладки). В 1962 г. начались археологические раскопки и работы по расчистке завалов с целью определения состояния конструкций и фресок, чтобы решить дальнейшую судьбу памятника. Руины были законсервированы, над ними устроено временное покрытие и начата работа по подбору фресковых композиций, которую с 1965 г. возглавил художник-реставратор А.П. Греков. Одновременно проводились натурные исследования руин (Л.E. Красноречьев), обмеры (Н.Н. Кузьмина) и разработка проектных предложений. Когда появились обнадеживающие результаты в подборке фресок, было принято решение восстановить храм и экспонировать собранные композиции в интерьере, на прежних местах. В 1968— 1969 гг. подготовлен проект реставрации с частичной реконструкцией на первоначальную дату (Л.E. Красноречьев).

При его разработке использованы данные натурных исследований нижних частей памятника, многочисленные фотографии и рисунки довоенного времени, обмеры 1913, 1922 и 1930-х гг. Утвержденный проект осуществлен в 1970— 1974 гг. При воссоздании храма использован подлинный материал, извлеченный из завалов. На фасадах оставлена извилистая борозда, показывающая границу сохранившейся древней кладки (сигнация). Несмотря на тщательно проведенные научные исследования, нужно иметь в виду, что для воссоздания верхних частей памятника и некоторых форм достоверных данных было недостаточно и существующий облик здания является в какой-то мере гипотезой.

Качество строительных работ оказалось невысоким из- за плохих материалов (кирпич, известь, песок). Для ускорения просыхания стен вскоре сбита сделанная при реставрации штукатурка на фасадах, еще позднее сбита штукатурка на северной стене внутри основного объема.
В силу ряда причин возрожденные фресковые композиции не удалось разместить на стенах храма и они экспонируются в залах Новгородского музея-заповедника. В интерьере церкви остались лишь уцелевшие нижние части фресковой живописи (орнаментальные «полотенца» по периметру и голгофский крест в нише жертвенника) — В.А. Ядрышников (Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области, Спб, 2008, с. 415-418)

Источник:
Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области, Спб, 2008

Источник

Российские древности: церковь Спаса на Ковалеве

Церковь Спаса на Ковалеве

О храме XIV века, который сохранился после Гражданской войны, однако в Великую Отечественную попал на линию фронта, о героических людях, которые в течение 15 лет вручную, без компьютеров восстанавливали практически уничтоженные уникальные росписи — в выпуске нашей рубрики «Российские древности».

Каждый город в старину встречал путника еще на подъезде чем-то приметным. Чаще всего это был храм, или даже несколько. Более полувека людей, приезжающих в Великий Новгород из Москвы, на въезде в город встречали два храма, по обе стороны дороги. Построенные приблизительно в одно и то же время, расписанные одинаково непохоже на все остальное, что было создано в Новгороде, церкви в соседних деревнях разделили одну, но удивительную судьбу. После 600 лет жизни им суждено было погибнуть, чтобы потом возродиться вместе с росписями. Об одной из них, возродившейся еще в советское время, мы поговорим сегодня. Итак, церковь Спаса из бывшего села Ковалево.

Церковь была построена в 1345 году неким Акинфом (или Онцифором) Жабиным. Судя по всему, это был весьма богатый боярин, но, как ни странно, не занимавший высоких должностей в боярской республике Новгорода. То ли чуть раньше постройки, то ли одновременно с ней здесь был основан мужской монастырь.

Это очень и очень необычное здание. Кубической формы невысокий храм окружен тремя притворами разного размера, формы и назначения. Западный служил входным тамбуром, а северный — двухэтажный — вообще не соединялся с храмом и использовался как кладовка (впрочем, в Великом Новгороде купцы так активно строили каменные храмы еще и потому, что они служили своего рода несгораемым шкафом, и хранили в них свои сокровища. Кстати, в самом храме Спаса тоже обнаружено несколько пустых ниш-тайников). В верхнем, арочном проеме этого притвора была звонница, которую хорошо видно на старых снимках. Южный же притвор сначала был усыпальницей, вероятнее всего именно там похоронили сначала заказчика храма, а затем и заказчиков росписи. Потом он стал приделом — дополнительным храмом.

Через 35 лет после окончания строительства храм расписали. Мы знаем имена заказчиков: некий Афанасий Степанович и его «подружа» Мария. Южный притвор как раз при них пристроили.

Как можно прочесть в книгах по живописи Великого Новгорода «колористика фресок не знает себе равных в новгородском искусстве». Фрески Спаса на Ковалеве действительно впечатляют, однако, если бы не подвиг нескольких десятков людей, мы бы вряд ли смогли об этом говорить сейчас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *