храм спиридону тримифунтскому в москве с мощами
Даниловский монастырь в Москве: место, где хранится башмачок Спиридона Тримифунтского.
Христос воскрес, друзья! Поздравляю всех со светлым праздником Пасхи! Недавно я рассказывала Вам о Покровском монастыре на Таганке и Матронушке Московской, а сегодня речь пойдет о таком же удивительном месте, где происходят чудеса: Даниловском монастыре на Тульской, в котором хранится башмачок Спиридона Тримифунтского.
Даниловский монастырь в Москве.
Но обо всем поподробнее. Даниловский монастырь еще называют Данилов монастырь, или Свято-Данилов монастырь. Это первый мужской монастырь в Москве, расположенный на Даниловском валу и основанный в 1560 году московским князем Даниилом, сыном великого князя Александра Невского.
Адрес Даниловского монастыря: Москва, Даниловский вал, 22. От метро Тульская всего 650 метров, или 9 минут пешком.
По пути Вам встретится приписанная к Данилову монастырю часовня святого Даниила Московского. Можете заглянуть и туда, здание небольшое, там можно поставить свечи и заказать требы, которые в тот же день передадут в Даниловский монастырь.
Часовня по пути от метро к монастырю.
Даниловский монастырь в Москве ставропигиальный, это значит, что его настоятелем является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Кстати, именно этот монастырь является местом резиденции Патриарха Кирилла.
Не буду пересказывать подробную историю монастыря, с ней можно познакомиться на официальном сайте. Упомяну лишь о факте, что в 1988 году Даниловский монастырь посетили Президент США Рональд Рейган с супругой.
Современная жизнь обители весьма разнообразна. Каждый день совершаются богослужения, при монастыре есть воскресная школа, издательство «Даниловский благовестник», катехизические курсы для взрослых, церковные мастерские, несколько лавок с церковными принадлежностями и небольшая лавка с церковной выпечкой (очень и очень вкусной!).
Круглосуточную охрану Данилова монастыря осуществляют казаки. Фото и видео съемка на территории запрещена, они за этим пристально следят, поэтому фотографий не так много.
На территории монастыря.
При входе в Данилов монастырь установлен шкафчик с платками. Если женщина пришла без головного убора, или в коротком платье, там можно взять платок и повязать его.
Состояние монастыря, несмотря на возраст, отличное. Часто проводятся реставрационные работы, которые позволяют поддерживать монастырь в таком виде.
Территория большая и благоустроенная. Есть несколько зданий и сооружений: Храм Святых отцов семи Вселенских соборов, Троицкий собор, ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника, настоятельские покои, братский корпус, поминальная часовня, резиденция Священного Синода и Патриарха.
Часовня в честь 1000-летия Крещения Руси, построенная в 1988 году.
За часовней Троицкий собор (Собор Троицы Живоначальной) — главный храм московского Свято-Данилова монастыря.
Большинство святынь, которые хранятся в настоящее время в Даниловом монастыре, было туда передано после возрождения обители в 1983 году. Сейчас там можно увидеть раку с частицами мощей святого князя Даниила, ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского, ковчег с частицей мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, иконы с частицами мощей: Серафима Соровского, Сергия Радонежского, Пантелеимона, святителя Луки, блаженной Матроны Московской, святителя Иоанна Суздальского и многих других святых. Но, пожалуй, самая удивительная для многих прихожан святыня — это башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.
Это Храм Святых отцов семи Вселенских соборов, где и хранится главная реликвия.
Впереди зал, где можно увидеть образ Спиридона Тримифунтского и его башмачок.
Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Бархатный башмачок с его мощей был подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, в связи с пребыванием в России десницы святителя Спиридона. Святыня хранится в отдельном застекленном киоте: вверху чтимый образ Спиридона Тримифунтского, а внизу его башмачок.
При жизни Спиридон Тримифунтский совершил немало чудес и после кончины чудеса продолжаются: его тело нетленно и поддерживает нормальную температуру человеческого тела. Священники рассказывают, что святитель Спиридон продолжает «ходить» по миру и помогать нуждающимся. Этот факт подтверждает его обувь, которая изнашивается и ее периодически меняют. Изношенные башмачки раздают монастырям всего мира, чтобы все могли прийти и поклониться им, обратиться за помощью.
Мой постоянный читатель обратился ко мне за иконой Матроны Московской, а в благодарность прислал кусочек башмачка Спиридона Тримифунтского (филахто), который раздают в монастыре на Корфу всем нуждающимся. В Даниловом монастыре такого, конечно, не делают, но приложиться к стеклу ящичка, в котором лежит главная реликвия этого храма — красный бархатный с золотой отделкой башмачок — может каждый.
Еще верующие пишут записки с просьбами и кладут их в щель между образом и башмачком, через время служители эти записки собирают и сжигают. Рядом с иконой установлена информационная табличка, рассказывающая об удивительном Спиридоне Тримифунтском, и молитва ему.
К Спиридонушке не бывает таких очередей, как к Матроне Московской на Таганке.
Здесь обычно не многолюдно, но иногда можно встретить любые медийные личности, которые ежедневно мелькают на телеэкранах. Не буду перечислять фамилии этих певцов, актеров, бизнесменов, но и им часто нужна помощь в делах житейских, поэтому их тоже выручает Спиридон Тримифунтский.
Пожалуй, это единственный святой, к которому идут молиться о деньгах, работе, движимом и недвижимом имуществе и всех мирских бедах, связанных с купюрами. Мобильный телефон в храме принято отключать, а многие бизнесмены забывают об этом простом правиле, не обращают внимания на знак перечеркнутого мобильника и их охрана, а во время службы начинаются перезвоны и решение проблем.
А чудеса происходят! Вам, друзья, остается или поверить, или проверить данный факт! Нашей семье Спиридонушка помог в решении жилищного вопроса, который не получалось решить долгие годы. Но с молитвой чудо произошло! Еще Спиридон Тримифунтский помогает всем путешественникам, перед поездками к нему тоже обращаются за помощью.
Кстати, в Москве, в самом центре, в Брюсовом переулке, есть еще одна чудотворная икона Спиридона Тримифунтского, о ней я рассказывала здесь.
Друзья, прочитать реальные истории помощи Спиридонушки Вы можете на сайте Храма Спиридона Тримифунтского в Ломоносове, а также там можно попросить Спиридона о помощи, написав записку, которую служители распечатают и положат рядом с его иконой и башмачком. Чудеса не заставят себя ждать. Верьте!
Брюсов переулок в Москве, Храм Воскресения Словущего и его святыни.
История постройки
Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.
Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке
Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.
Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.
Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.
Возведение каменной церкви
Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.
Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.
В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.
Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.
Богослужение в Московском храме Воскресения Словущего
К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:
Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.
В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.
Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.
В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.
Период разрушений
Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.
Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.
На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.
Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке
Еще одна церковь в самом центре города, в шаге от Тверской улицы — храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Наверное, это один из самых знаменитых храмов Москвы, и вот по каким причинам.
Храм с частицей мощей Спиридона Тримифунтского
Для многих верующих храм в Брюсовом переулке — это прежде всего место, где можно поклониться образу и частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
Народ полон суеверий, и одно из них гласит: святитель Спиридон помогает в квартирных вопросах.
Это такое немного обмирщенное знание о великом святом, который действительно считается заступником сирых и убогих, и помогает в действительно безвыходных ситуациях.
Отчасти, именно из-за мощей святителя Спиридона Тримифунтского эта церковь в Брюсовом переулке полна народу — и в будни, и в выходные, во время служб и без них. Храм даже иногда по незнанию называют храмом Спиридона Тримифунтского в Брюсовом. Представляете?
Храм, который не закрывался в советское время
Храм в Брюсовом переулке — один из немногих, который оставался открытым в советские времена. Википедия пишет, что за него «просили» актеры и музыканты, что жили неподалеку.
Поэтому для тех, кто ходил в советское время в Церковь, это место, — Брюсов переулок и небольшой храм в нем, — дороги, как память.
Храм рядом с Тверской улицей
Храм Воскресения Словущего расположен в удивительно тихом для центра города месте. Еще 100 метров — и будет Тверская улица с толпой туристов и легионом машин. Но по самому Брюсовому переулку, — мимо храма, — автомобили ездят редко, а на площади перед входом в церковь — еще реже.
Это вообще удивительное свойство городов, когда в шаге от центральных улиц оказываешься вдруг в противоположном мире — неспешном и тихом. В данном случае: видишь ту Москву, которой не только восхищаешься или гордишься, но которую любишь.
Храм Воскресения Словущего: как добраться
Ближе всего до этой церкви дойти будет от метро «Охотный Ряд»: это пять минут пешком.
(Чуть дольше, если идти от Пушкинской площади и станций «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».)
Если идти от метро «Охотный ряд», то — по левой стороне Тверской улицы из центра. Вскоре — после Телеграфа и «Макдональдса» — в сталинском доме будет гигантская арка. Нужно в нее: это и есть Брюсов переулок.
Современное состояние
Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.
Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.
Внутри Воскресенского храма
С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.
Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.
Колокольня
Репрессии советского периода всё же не обошли стороной и эту старинную московскую церковь. Но выразились они лишь в том, что с её колокольни были изъяты и уничтожены уникальные исторические колокола. На протяжении нескольких десятков лет колокольня храма выполняла исключительно декоративную функцию. Вновь услышать колокольный звон жителям Брюсова переулка суждено было только 18 февраля 2008 года, в этот день был вновь освящён, главный колокол Храма Воскресения «Архангел Михаил». Теперь в этом старинном уголке Москвы можно слышать колокольный звон по всем каноническим православным праздникам.
Святыни
Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.
Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:
Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.
Чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского
Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.
Примечания
Возведение каменной церкви
Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.
Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».
Расписание богослужений
В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.
Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.
Происхождение названия
В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.
Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня
) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.
Храм спиридону тримифунтскому в москве с мощами
Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.
В настоящее время особо почитаемыми святынями нашего храма являются: пребывающая у левого клироса чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», чтимый образ с мощами Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, образ Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, образ Пресвятой Богородицы «Страстная», образ с мощами преподобного Саввы Сторожевского и мн. другие.
Дивный образ Божией Матери «Взыскание погибших» пользуется особой любовью москвичей, и его нередко называют «жемчужиной верующей Москвы». Для многих чудотворная икона служит последним прибежищем в горе и отчаянии: перед ней молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а по старинному московскому обычаю перед иконой молятся о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. И всем Царица Небесная ниспосылает помощь и заступление. Об этом говорят многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы. Известно, что 27 января 1912 перед образом Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Перед образом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Взыскание погибших» каждое воскресение в 18:00 в нашем храме по окончании вечерни служится молебен с акафистом, но см.расписание богослужений.
К редким московским святыням относится чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского, пребывающая в главной части храма, справа, рядом с образом Спаса Нерукотворного. Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя. Святого считают помощником бедных и обездоленных, и существует поверье, что человеку, оставшемуся без денег, по молитвам к святителю, уже на следующий день будет послана неожиданная помощь. Вспоминая его великие благодеяния людям, в том числе и занимавшихся торговлей, многим думается, что Святитель вправе именоваться покровителем людей бизнеса, но тех, которые стараются вести свои дела честно. Святитель прославился также, как покровитель жилищ, особенно в тех случаях, когда возникает опасность потери имущества. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. На нашем сайте мы публикуем свидетельства наших прихожан о благодатной помощи святителя в разделе «Из писем прихожан».
Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но см.расписание богослужений.
Из других особо чтимых святынь можно отметить образ св. пророка Божия Елисея и образ св. Илии-пророка с житийными клеймами – древние иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела.
Св.мч. Иустин Философ
Эти иконы перешли в наш храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.
В нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, а также преподобного Саввы Сторожевского и благоверной княгини Анны Кашинской с частицей их святых мощей.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Всего 15 фото
В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Главная христианская Святыня, главный христианский храм – это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был “обновлен”, т.е. возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе – на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, “обновлением” поруганной святыни.
С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, а Воскресенский храм построен в память о нем. У этого праздника есть одна очень интересная особенность – в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху – пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Воскресение Словущее – это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.
Первое упоминание о Воскресенском храме в этом месте датируется 1548 годом. Первоначальный деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова (в просторечии именовавшийся церковью Воскресения Словущего «что на Успенском вражке») показан на Петровом плане Москвы, вычерченном в 1596-1598 годах.
Откровенно говоря, используя текстовые источники, найти с детальной точностью на Петровском плане церковь Воскресения Словущего мне так и не удалось, поэтому и не прикладываю соответствующего фрагмента карты. А вышло-таки найти самое раннее визуальное отображение церкви только на карте Мейерберга 1661 года (церковь выделена красным контуром).
02.
Документы показывают, что строительство каменного храма было завершено к 1634 году, так как именно под этим годом сохранилась архивная запись, сообщающая о прошении к патриарху Иоасафу I священника храма отца Матфея благословить освящение двух престолов: «142 года (то есть 7142/1634) июля 4 запечатана Благословенная грамота по челобитью с вражка Успенского попа Матвея на два престола».
04.
С Тверской выходим в Брюсов переулок через этот внушительный портик с шестью массивными колоннами и несколько минут идем по нему в сторону Большой Никитской
В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Это урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.
С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память состоявшейся в день памяти этого святого (14/27 июня) встречи царём Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века (по другим сведениям, вследствие Московского пожара 1812 года разобран в 1818 году). При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, южный Покровский придел которого, освященный в 1705 году, переосвятили в Елисеевский. Другой престол Елисеевского храма в честь мученика Иустина Философа (в день его памяти 1/14 июня 1619 года будущий патриарх Филарет был освобожден из польского плена) также был перенесен в северный придел Воскресенской церкви, позднее (видимо, на рубеже 1860-х и 1870-х годов) переосвященный в честь святителя Николая Чудотворца.
06.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. 1881 год. Фото Николая Найденова.
В 1930-х годах, в безбожную эпоху, храм не закрывали (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты. В годы гонений в храм были перенесены многие святыни из окрестных закрытых и разрушенных церквей.
07.
Росписи купола четверика церкви
В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме проводились реставрационные работы. В 2018-2019 годах осуществлена комплексная научная реставрация стенописи алтаря и четверика, в ходе которой раскрыта из-под многослойных записей и приведена к экспозиционному виду наиболее ранняя сохранившаяся авторская живопись 1820-1854 годов.
08.
Сорри, за нерезкий кадр)
В 2019 году завершен первый этап реставрации фасадов храма, включающий в себя ремонт белокаменного основания колокольни, её стен, лепного декора, металлических элементов и купола с крестом.
09.
Немного об архитектуре храма
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. 2011 год.
От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816-1820 годах. Четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами. Реставраторами сделано раскрытие старой (белокаменной) стены на южной стене храма.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. 2011 год.
Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870-1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы приделов относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.
12.
К редким московским святыням храма относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (находится с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного) (на фото выше и ниже).
13.
Икона с частицей мощей св. Спиридона Тримифунтского из храма Воскресения Словущего
Ковчег с мощами св. Спиридона Тримифунтского (на фото выше) находится в центре большой иконы с левой и правой сторон которой расположены частицы мощей других святых. Икона чудотворная. С ней связано много удивительных историй. Вот одна из них. Как то раз одна работница храма пришла помолиться перед иконой св. Спиридона. Неожиданно во время молитвы плотно закрытый (и находящийся под стеклом) ковчег с мощами святого сам собою отворился. На чудо сбежались посмотреть все молящиеся. Позвали батюшку и спросили, что с этим делать? Батюшка сказал, пусть тот, кто открыл дверцу, её и закроет. Каково же было всеобщее удивление, когда та же самая работница храма помолилась ещё раз, и дверца закрылась.
14.
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. 2011 год.
В храме неоднократно проводились отпевания известных артистов, композиторов и художников. При храме действуют детская и взрослая воскресные школы, киноклуб, добровольческая служба помощи, вещевой склад, проводятся занятия по православному вероучению и богослужению, истории Церкви; встречи молодежи, концерты, лекции и выставки.
15.
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке со стороны Елисеевского переулка
Интерьеры церкви сняты фотокамерой смартфона