храм стружаны рязанская область

Храм стружаны рязанская область

И.В. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, с. Стружаны: стр. 154-157/

Историческая справка. Первое летописное известие о селе встречается под 1625 г., по окладной книге 1676 г. в селе значится уже Воскресенская церковь, при коей тогда в притче были: 3 попа,1 дьякон, дьячок и пономарь. Церковной земли значится 3 четверти в поле, сена 4 копны. Приходских домов было160, из коих два двора помещиковых, 124 крестьянских, 25 дворов бобыльских и 9 дворов «нужных вдов, крестьянских жен с сиротами скитаются меж двор, хлебного ради прокормления».

Церковь Успенская построена в 1798 г. Притча при обеих церквях по штату 1873 г. положено: 3 священника, 3 псаломщика, земля во владении притча ныне значится 214 десятин, 1324 сажени. В это время в селе Стружаны живут одни священнослужители, а приход состоит из 27 деревень, в коих при 751 дворе 5329 душ обоего пола. Прихожане занимаются плотничеством, рыболовством и плетением неводов, которых сбывают в Астрахани и в других местах по Волге и Уралу на 200 тысяч рублей серебром.

Воскресенская церковь в селе Стружаны Рязанского уезда была построена в 1746 году на средства прихожан, освящена 6 июля того же года, деревянная, с «таковой же колокольней, покрыта железом и довольно крепка»- так указано в клировой ведомости за 1915 г.

Престол в ней один во имя Обновления храма Воскресения Христова, празднуемого 13 сентября.

В клировой ведомости указано, что утварь из храма была перенесена в новую каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Там же указано, что Успенская церковь, находящаяся в самом селе Стружаны, была построена вместо упраздненной деревянной в 1910 г. и проданной в с. Ершово. Освящена она 14 августа того же года.

В приходе имелись три школы от Рязанского уездного земства: в селе Стружаны, в которой обучалось 65 мальчиков и 17 девочек; в деревне Алтуховой в школе обучалось 60 мальчиков и 17 девочек; в деревне Пансуровой обучалось 30 и 7 девочек, и от Егорьевского уездного земства – Маньшинская школа, в которой обучалось в 1915 году 80 мальчиков и 20 девочек.

Стружанская церковно-приходская школа размещалась в собственном доме при деревни Аверкиевой, на содержание которой от сельского общества выделялось 44 рубля, от церкви и других источников еще 16 руб. 60 коп. В ней обучалось 33 мальчика и 12 девочек.

Вторая церковно-приходская школа располагалась в деревне Давыдовской, размещалась в общественном доме, и на ее содержание отпускалось от сельского общества 25 рублей. В 1915 году в ней обучались: 21 мальчик и 7 девочек.

С 1890 года законоучителем в Алтуховской и Стружанской земских школах был местный священник Николай Григорьевич Добролюбов, с 1897 года был заведующим и законоучителем в Стружанской школе грамоты, им открытой, и в Давыдовской церковно-приходской школе. С 1899 года заведующим и законоучителем Стружанской церковно-приходской школы был священник села Михаил Александрович Радеев. С 1914 года заведующим и законоучителем в Давыдовской церковно-приходской школы был священник Иоанн Сергеевич Загатский, он же состоял законоучителем в Стружанской церковной школе и в Пансуровской земской школе.

Сведений о закрытии церкви в архиве нет, так как многие храмы закрывались без решения вышестоящих организаций, а вот об открытии церкви в селе Стружаны Клепиковского района в 1945 году было принято решение Рязанского облсовета № 250, протокол 10 от 3 апреля 1945 года.

Стружанский воробушек. Воспоминания Королькова Ю.А. о Марии Григорьевне Васькиной

Можно ли себе представить Францию без Наполеона? В ответ на этот вопрос вспоминается образ красноармейца Сухова из кинофильма «Белое солнце пустыни» и его красноречивое хмыканье, когда разговор коснулся павлинов. Действительно, ну какая же песня без баяна, и, в конце концов, Марья без Ивана? А как представить себе культуру Франции 20 века без Эдит Пиаф? Без этой маленькой, хрупкой женщины, которая в военные годы оказалась более значительна для страны, чем некоторые маршалы. Недаром французы ласково назвали её – наш маленький воробушек.

Таким маленьким воробышком в стужанской троице являлась Мария Григорьевна Васькина. В добавок к невысокому росту, имелась и настоящая проблема – одна нога имела изъян, что вынуждало носить специальную ортопедическую обувь на высокой подошве. Понятно, что в такой обувке особенно не разбежишься. А вот выпавшее на её долю назначение требовало достаточно длительной ходьбы.

Появилась Мария Григорьевна в Стружанах позже двух других лиц, служителей храма. Этому способствовал кризис в религиозной жизни формировавшейся общины районного храма.

В 90-ые годы в Спас-Клепиках открылся храм. Под него вернули здание спортзала техникума и детской спортивной школы. Ребятня 60-ых годов с упоением звенела мячами в этих зданиях, натирала смазкой лыжи к соревнованиям, нисколько не подозревая, о совершенно другом изначальном предназначении этих стен. И лишь иногда, когда случалось быть в зале в одиночестве, и звук отскочившего от пола мяча уходил в гулкую тишину высоких потолков, в душе ощущалась какая-то необъяснимая таинственность этого места.

После открытия храма был период, когда службы проводил о. Александр (Литвинов). Он оказался ревнителем веры. Службы были долгими, так сказать «по полной программе». Не лицеприятно реагировал он на посторонние разговоры во время службы. Это вызывало обиды у провинившихся. Пошли жалобы на строгого священника; и после Рождества 2002 года о. Александр вынужден был покинуть Спас-Клепики.

Мария Григорьевна принадлежала к той части прихожан, которую устраивал имевшийся порядок службы, и после ухода о. Александра она, житель районного города, оказалась «за тридевять земель» от дома, в приходе Стружанского храма, в этаком «медвежьем углу», куда и автобус-то из райцентра не каждый день ходит.

Стружанский храм в это время переживал не лучшие времена. Памятной вехой стал для него 1996 год. Весной этого года на звездном небе можно было наблюдать прилетевшую комету. Для страны этот год запомнился выборами президента России, этой пресловутой «коробкой из-под ксерокса». Так или иначе – победителем на выборах официально был признан Ельцин.

В это время я метался между Подмосковьем и Рязанью, между работой и больничной палатой, где после серьезной операции находился в тяжелом состоянии мой отец. А перед этим только что прошли 40 дней после похорон моей бабушки, последнего представителя из поколения моих дедушек и бабушек.

Что чувствовал, и о чём думал о. Василий, когда топил печь для обогрева Стружанского храма, неизвестно, но где-то не уследил за стихией и в результате случился пожар. Внутренности храма выгорели.

В этой связи вспоминается сказка из моего детства. Двум молодожёнам во сне явился старец и спросил: «Когда вы хотите жить спокойно и счастливо? В молодости или в старости?». Обсудив между собою этот вопрос, молодые решили, что спокойную жизнь хорошо бы иметь в старости. Только они выстроили дом для совместной жизни, как он сгорел. И, когда это повторилось несколько раз, то они обнаружили, что старость-то вот она – у порога. И дальше они уже жили в спокойствии и достатке.

У стужанских о. Василия и м. Арсении получилось не так, как в сказке. Последний период их земной жизни сопровождался хлопотами по возрождению выгоревшего храма. И только после того, как реставрация закончилась и храм обновился, они завершили свой жизненный путь на земле.

Стружанский храм уже давно не находится в эпицентре деятельной людской жизни. Местность вокруг него опустела, и приход, из когда-то большого, сократился до минимума. Денег на ремонт храма у бедного прихода не было. Вот в такой ситуации и пригодилась Мария Григорьевна. После развала Союза, на его пространствах возникло движение «челноков». Люди ринулись в зарубежье. Покупали там товары, набивали ими огромные сумки, а потом на себе волокли это сюда, где и продавали на возникших рынках-базарах.

В Спас-Клепиках до 1991 года существовало большое предприятие, занимавшееся перевозкой грузов. На обширной территории размещалось множество грузовиков. Потом началась приватизация, грузовики «испарились», а пустующую территорию приспособили под рынок. Каждую пятницу в Спас-Клепики стали съезжаться частные торговцы. Укрепляли на алюминиевых направляющих хлопающие от ветра тканевые навесы, и торговали всем, что смогли приобрести за ближними и дальними кордонами.

В этот день Мария Григорьевна укрепляла на груди небольшой ящичек с прорезью и шла меж рядов торговцев. Те писали поминальные записочки со своими именами и именами родственников для помина во время службы в храме и опускали в прорезь ящичка материальное пожертвование на ремонт храма. Эта её деятельность продолжалась несколько лет, так что Мария Григорьевна стала достопримечательностью рынка.

Миссия нашей скромной труженицы на этом была завершена, и Мария Григорьевна первой из стружанской троицы мирно и благородно отошла ко Господу из мира, где много плачут, в мир, где никогда не плачут. Вечная ей память.

Источник

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Стружаны

храм стружаны рязанская область

Контактная информация:
Адрес: 391040 с. Стружаны, Клепиковского р-на
Телефон: 8-49142-2-83-15

Настоятель: иерей Роман Филиппов

Тел. настоятеля: 8-906-548-85-00

Историческая справка:
Воскресенская церковь в селе Стружаны Рязанского уезда была построена в 1746 году на средства прихожан, освящена 6 июля того же года, деревянная, с «таковой же колокольней, покрыта железом и довольно крепка»- так указано в клировой ведомости за 1915 г.
Престол в ней один во имя Обновления храма Воскресения Христова, празднуемого 13 сентября.
В клировой ведомости указано, что утварь из храма была перенесена в новую каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Там же указано, что Успенская церковь, находящаяся в самом селе Стружаны, была построена вместо упраздненной деревянной в 1910 г. и проданной в с. Ершово. Освящена она 14 августа того же года.
Пределов в ней три: главный — в честь Успения Божией Матери, правый — в честь Параскевы, левый в честь Иоанна Предтечи.
В приходе имелись три школы от Рязанского уездного земства: в селе Стружаны, в которой обучалось 65 мальчиков и 17 девочек; в деревне Алтуховой в школе обучалось 60 мальчиков и 17 девочек; в деревне Пансуровой обучалось 30 и 7 девочек, и от Егорьевского уездного земства – Маньшинская школа, в которой обучалось в 1915 году 80 мальчиков и 20 девочек.
Стружанская церковно-приходская школа размещалась в собственном доме при деревни Аверкиевой, на содержание которой от сельского общества выделялось 44 рубля, от церкви и других источников еще 16 руб. 60 коп. В ней обучалось 33 мальчика и 12 девочек.
Вторая церковно-приходская школа располагалась в деревне Давыдовской, размещалась в общественном доме, и на ее содержание отпускалось от сельского общества 25 рублей. В 1915 году в ней обучались: 21 мальчик и 7 девочек.
С 1890 года законоучителем в Алтуховской и Стружанской земских школах был местный священник Николай Григорьевич Добролюбов, с 1897 года был заведующим и законоучителем в Стружанской школе грамоты, им открытой, и в Давыдовской церковно-приходской школе. С 1899 года заведующим и законоучителем Стружанской церковно-приходской школы был священник села Михаил Александрович Радеев. С 1914 года заведующим и законоучителем в Давыдовской церковно-приходской школы был священник Иоанн Сергеевич Загатский, он же состоял законоучителем в Стружанской церковной школе и в Пансуровской земской школе.
Сведений о закрытии церкви в архиве нет, так как многие храмы закрывались без решения вышестоящих организаций, а вот об открытии церкви в селе Стружаны Клепиковского района в 1945 году было принято решение Рязанского облсовета № 250, протокол 10 от 3 апреля 1945 года.

храм стружаны рязанская область

Поделиться:

Православный календарь

Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).

Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).

Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).

Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.

Источник

СТРУЖАНЫ ХРАМ

храм стружаны рязанская область

храм стружаны рязанская область

СТРУЖАНЫ ХРАМ запись закреплена
Тамара Филиппова

храм стружаны рязанская область

СТРУЖАНЫ ХРАМ запись закреплена
Тамара Филиппова

КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ СОРОКОУСТА И КОГДА ЕГО НУЖНО ЗАКАЗЫВАТЬ?

Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.

В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой),
Показать полностью. и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».

Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».

Но как бы то ни было, нужно сказать, что #сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.

И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.
Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.

Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.

Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.

Источник

Храм стружаны рязанская область

Причт в церквях села Стружаны до 1917 г. всегда был впечатляюще большим. Даже по окладной книге 1676 г. в селе значится уже Воскресенская церковь, при коей тогда в причтее были: 3 попа,1 диакон, дьячок и пономарь. Из клировых ведомостей за 1915 г. известно, что при Успенской церкви состояли в штате 3 священника, 1 диакон и 3 псаломщика; Кроме того, 3 вдовы с семействами. Не удивительно, что многие из членов причта состояли в родстве, близком или дальнем, и свойстве.

В 50-е годы в с. Сртужаны служил архимандрит Серафим (Урбанский), в 50-е годы позже, игумен Косьма (Артюхов).
Иерей Владимир Данилов
Иерей Владимир Третьяков
Протоиерей Василий Логвенов служил 23 года (с 1985 по 2008 г.)
Иерей Георгий Вахромеев
Схимонахиня Досифея (умерла 13.05.2013)
Иерей Роман Филиппов с 2009 г.

храм стружаны рязанская область

Василий Логвенов, протоиерей
Родился 11 января 1927 года в селе Санское Шиловского района.
Был участником Великой Отечественной войны.
Рано овдовел и в одиночку воспитывал двух дочерей.
3 февраля 1974 года был рукоположен в сан диакона тогда епископом Рязанским и Касимовским Симоном.
14 октября 1975 года был рукоположен в сан иерея.
Долгое время служил в Успенском храме в селе Сабурово Касимовского района.
23 ноября 1987 года был назначен настоятелем Успенского храма села Стружаны Клепиковского района, где и служил до 2008 года.
Был возведён в сан протоиерея.
Последнее время находился за штатом по состоянию здоровья.
Скончался 12 апреля 2011 года на 85-м году жизни. Отпевание состоялось 14 апреля того же года в Успенском храме села Стружаны.
Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, палица, наперсный крест с украшениями, медаль благоверного князя Даниила 1-й степени (за ревностное служение, ко дню святой Пасхи, патриархом Алексием).

храм стружаны рязанская область

храм стружаны рязанская область

храм стружаны рязанская область

Досифея, схимонахиня (в миру Ксения Никитична Диденко)

13 января на 83 году жизни, после тяжелой продолжительной болезни отошла ко Господу монахиня Арсения в схиме Досифея.

Не смотря на это, она все же смогла в 1947 г. получить не полное среднее образование. В 1949 г. Ксения поступает в Немировский Николаевский (ныне Свято-Троицкий) женский монастырь Винницкой области, где настоятельницей в то время была родная ее тетя игумения Арсения (Диденко). В 1950 г. по причине закрытия монастыря все насельницы во главе с игуменией были переведены в Брайловский Свято-Троицкий женский монастырь той же Винницкой области. В 1952 г. по благословению епископа Черновицкого и Буковинского, временно управляющего Винницкой епархией Андрея (Сухенко) игумения Арсения с тремя послушницами, среди которых была и Ксения Диденко, были переведены в Городищенский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь Шепетовского р-на Хмельницкой области. Здесь в 1957 г. послушница Ксения была облечена в рясофор с оставлением прежнего имени.

В 1960 году по причине закрытия Городищенского монастыря, по совету протоиерея Виктора Шиповальникова, игумения Арсения с инокиней Ксенией и еще несколькими сестрами переселяются в г. Рязань. В то время Рязанской кафедрой управлял архиепископ Николай (Чуфаровский), который с любовью принял изгнанниц. Игумения Арсения с инокиней Ксенией поселились в самой Рязани, где последняя несла послушание просфорницы при Кафедральном Борисо-Глебском соборе в течение девяти лет, а также певчей левого хора. Здесь в Рязани пришлось испытать и силу т. н. хрущевских гонений. Сколько пришлось претерпеть ведомо лишь Единому Богу. От рук безбожников-комсомольцев погибла родная сестра матушки Досифеи монахиня Аркадия. Злоумышленники подожгли дом, и пока мать Аркадия выбралась из огня, на ней почти не было живого места, даже кожа от стоп ног осталась на асфальте. Доставленная без сознания в больницу, монахиня Аркадия скончалась вечером в тот же день. Еще одна сподвижница по Городищенскому монастырю послушница Мария, также прибывшая в Рязань, была зверски убита недалеко от храма св. Космы и Дамиана с. Летово Рыбновского р-на. Обе мученицы похоронены на кладбище с. Борки под Рязанью. Могилки их находятся недалеко от Богоявленского храма.

В 1973 году инокиня Ксения с тетей игуменией по благословению епископа Рязанского и Касимовского Симона поселяются при Успенской церкви с. Стружаны Клепиковского р-на. Уединенное тихое местечко всего лишь с несколькими домиками походило на монастырский скит и стало для прибывших тихой пристанью и успокоением. Здесь инокиня Ксения несла послушание уборщицы, псаломщицы и певчей на клиросе, просфорницы и сторожа. Все эти послушания в течение сорока лет матушка несла до самой своей кончины. 13 апреля 1983 г. по благословению Святейшего Патриарха Пимена инокиня Ксения была пострижена в мантию с именем Арсения в честь преподобного Арсения Великого (в память о тете игумении Арсении, незадолго до кончины принявшей великую схиму с именем Иоанна и скончавшейся 28 мая 1980 г.). Постриг совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Духовным отцом матушки был до конца своей жизни старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), с которым она познакомилась в годы его служения в Рязанской епархии.
В сентябре прошлого 2012 года, чувствуя приближение своей кончины, матушка побывала на своей родине, посетила также все три монастыря, где она подвизалась в юности. Вернувшись в Рязань, побывала на могилках сестер-мучениц, а также простилась со знакомыми, живущими в Рязани, монахинями.

30 сентября 2012 г. по благословению епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, в связи с усилившейся тяжелой болезнью, матушка Арсения была пострижена в великую схиму с именем Досифея в честь преп. Досифеи затворницы Киевской. Постриг совершил настоятель Крестовоздвиженской Полунинской монашеской общины с. Красный Холм Шиловского р-на иеромонах Иоаким (Заякин). До самой своей кончины матушка ежедневно причащалась Святых Христовых Таин, терпя мужественно усилившиеся боли. В своей болезни она ни капли не роптала, так как сама просила Бога, что бы перед кончиною очиститься страданиями.

Отпевание схимонахини Досифеи состоялось 15 января в день памяти преподобного Серафима Саровского чудотворца в Успенском храме с. Стружан. По благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Касимовского и Сасовского, чин отпевания возглавил настоятель Крестовоздвиженской Полунинской монашеской общины иеромонах Иоаким (Заякин) в сослужении благочинного Спас-Клепиковского округа настоятеля Благовещенской церкви д. Ушмор иерея Симеона Правдолюбова, настоятеля Успенской церкви с. Стружан иерея Романа Филипова, настоятеля Преображенской церкви г. Спас-Клепики протоиерея Александра Мельник, настоятеля Преображенской церкви с. Екшур иерея Геннадия Арсекова, насельника Крестовоздвиженской Полунинской монашеской общины иеромонаха Гавриила (Железкина). Проводить дорогую матушку собрались ее почитатели, многим из них она была духовной матерью, а также племянница почившей, приехавшая с Украины. После отпевания гроб с телом был обнесен вокруг храма и состоялось погребение на церковном кладбище. Похоронена схимонахиня Досифея рядом со своей тетей схи-игуменией Иоанной. Для всех, кто знал схимонахиню Досифею, она останется примером искренней любви к ближним и истинного смирения и терпения. Мир праху твоему дорогая матушка, Царствие Небесное и вечный покой.

Имеются материалы для составления родословных по всем членам причта. Из священно- и церковнослужителей означенной церкви известны по книгам Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», Ревизским сказкам (1795, 1811, 1815, 1834 и 1850) и Клировым ведомостям (ГАРО, ф.240):

Священники с. Стружаны, не имевшие фамилий:

Остальные члены причта, не имевшие фамилий:

Источник

Стружаны

Если верить легенде, крайне этим старинным селом в Мещёре когда-то заинтересовался сам Пётр I. После чего здесь появились верфи по строительству судов-стругов.

Дабы освежить обрывки школьных познаний, можно вспомнить о стремлении Петра Великого к морю. То был XVII век, и российская территория не могла похвастать морскими побережьями и, как следствие, дешёвыми путями сообщения. Сибирь и Дальний Восток только-только начали осваивать, отчего северные и восточные моря под хозяйство толком не применялись. Единственным морским порталом был Архангельск, но, во-первых, Белое море на девять месяцев в году замерзало, а во-вторых, до Европы от него было довольно-таки не близко. Балтийское и Чёрное в ту поры были закрыты, а в своё время популярный путь из варяг в греки по Днепру уже зачах: в устье Днепра была турецкая крепость Очаков, устье Дона запирала другая — Азов. Попытка вернуть полоску Финского залива успехом не увенчалась, плюс к этому русское государство вело затяжную войну с Польшей за воссоединение Украины с Россией.

Потому Пётр к морю стремился рьяно, зная, что без него обречёт страну на экономический и культурный застой. Но первые попытки Петра наладить военно-морской флот особых успехов не сулили. На верфи в подмосковном Дединове царь указал построить суда для защиты торговых интересов купцов в Каспийском море, но корабль тот был сожжён. Пётр принял решение пробиваться к южному морю — организовал первый поход на Азов. Неудача Азова заставила царя сделать дерзкий вызов и осуществить великий замысел — создать морской флот в сухопутной стране. На верфи в Воронеже полным ходом пошло строительство стругов и галер. Среди тысячи плотников с топором в руках трудился, как известно по кинофильмам, и сам Пётр.

Кстати, подводные археологи и сегодня находят остатки стругов. Создававшиеся в петровские времена в промышленном масштабе струги были из гладких выструганных досок, плоскодонные и небольшие грузовые суда. Они свободно скользили по волнам — «стругам», легко проходили отмели — «заструги», отчего и получили своё название. Вот и село Стружаны получает своё имя за производство в том живописном местечке плоскодонных лодок струг во благо Российского флота. У южного берега озера Сокорево повелением Петра открываются государевы верфи — весной струги сплавляют по Пре в Оку. Долблёными лодками село славилось — мастеров знали далёко за пределами Мещёры. Видимо, царь неспроста выбрал мещёрский уголок, потому как в «сысках по челобитьям» 1629 и 1636 годов сказано: «стружаки пловут с рожью к Москве из Переславля-Рязанского…». Неслучайно одна из рек, протекавшая возле села называлась Работники, здесь жили рабочие – строители стругов. По другой версии, село взяло название по речке Стружань, что протекает во Владимирской области в окрестностях Гуся-Хрустального. А вот название речки исходит от древнеславянского стружить, что значит стружиться, бежать.

В Стружаны организовать своё путешествие можно ещё и потому, что в перспективе при въезде в соседствующее с ним село Дунино открывается вид на синие купола Успенского храма. У входа к нему пока ещё трётся белый кот с тоскливым и озадаченным видом. Церковь довольна молода — была построена в 1910 году на месте упразднённой деревянной и проданной в село Ершово. Освятили храм 14 августа того ж года. И по сей день в ней три предела: главный — в честь Успения Божией Матери, правый — в честь Параскевы, левый в честь Иоанна Предтечи. На просторах интернета можно найти всякие занимательные подробности, которым не хочется не верить. Так, от местных можно услышать легенду про Екатерину II, пожертвовавшей храму пуд серебра, что потом употребили на оклад для Евангелия. Книга получилась столь неподъёмной, что открыванием и листанием её занимались сразу двое. Поговаривают, что был и огромный, украшенный драгоценными камнями, крест. Только вот сохраниться ни тому, ни другому не дал пожар. И горел храм не единожды. В 1996 году сгорел дотла (говорят, по недосмотру местного батюшки, что не уследил за печкой) — не осталось ни иконостаса, ни росписей. Но Успенский храм на пожертвования восстановили, повесили колокола, отремонтировали убранство…

Увидеть эту частичку Мещёры можно, отправившись из Рязани в сторону Клепиков, а увидев поворот на Тюково , завернуть и следовать через встречные деревни до упора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *