храм стружаны рязанская область
Храм стружаны рязанская область
И.В. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, с. Стружаны: стр. 154-157/
Историческая справка. Первое летописное известие о селе встречается под 1625 г., по окладной книге 1676 г. в селе значится уже Воскресенская церковь, при коей тогда в притче были: 3 попа,1 дьякон, дьячок и пономарь. Церковной земли значится 3 четверти в поле, сена 4 копны. Приходских домов было160, из коих два двора помещиковых, 124 крестьянских, 25 дворов бобыльских и 9 дворов «нужных вдов, крестьянских жен с сиротами скитаются меж двор, хлебного ради прокормления».
Церковь Успенская построена в 1798 г. Притча при обеих церквях по штату 1873 г. положено: 3 священника, 3 псаломщика, земля во владении притча ныне значится 214 десятин, 1324 сажени. В это время в селе Стружаны живут одни священнослужители, а приход состоит из 27 деревень, в коих при 751 дворе 5329 душ обоего пола. Прихожане занимаются плотничеством, рыболовством и плетением неводов, которых сбывают в Астрахани и в других местах по Волге и Уралу на 200 тысяч рублей серебром.
Воскресенская церковь в селе Стружаны Рязанского уезда была построена в 1746 году на средства прихожан, освящена 6 июля того же года, деревянная, с «таковой же колокольней, покрыта железом и довольно крепка»- так указано в клировой ведомости за 1915 г.
Престол в ней один во имя Обновления храма Воскресения Христова, празднуемого 13 сентября.
В клировой ведомости указано, что утварь из храма была перенесена в новую каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Там же указано, что Успенская церковь, находящаяся в самом селе Стружаны, была построена вместо упраздненной деревянной в 1910 г. и проданной в с. Ершово. Освящена она 14 августа того же года.
В приходе имелись три школы от Рязанского уездного земства: в селе Стружаны, в которой обучалось 65 мальчиков и 17 девочек; в деревне Алтуховой в школе обучалось 60 мальчиков и 17 девочек; в деревне Пансуровой обучалось 30 и 7 девочек, и от Егорьевского уездного земства – Маньшинская школа, в которой обучалось в 1915 году 80 мальчиков и 20 девочек.
Стружанская церковно-приходская школа размещалась в собственном доме при деревни Аверкиевой, на содержание которой от сельского общества выделялось 44 рубля, от церкви и других источников еще 16 руб. 60 коп. В ней обучалось 33 мальчика и 12 девочек.
Вторая церковно-приходская школа располагалась в деревне Давыдовской, размещалась в общественном доме, и на ее содержание отпускалось от сельского общества 25 рублей. В 1915 году в ней обучались: 21 мальчик и 7 девочек.
С 1890 года законоучителем в Алтуховской и Стружанской земских школах был местный священник Николай Григорьевич Добролюбов, с 1897 года был заведующим и законоучителем в Стружанской школе грамоты, им открытой, и в Давыдовской церковно-приходской школе. С 1899 года заведующим и законоучителем Стружанской церковно-приходской школы был священник села Михаил Александрович Радеев. С 1914 года заведующим и законоучителем в Давыдовской церковно-приходской школы был священник Иоанн Сергеевич Загатский, он же состоял законоучителем в Стружанской церковной школе и в Пансуровской земской школе.
Сведений о закрытии церкви в архиве нет, так как многие храмы закрывались без решения вышестоящих организаций, а вот об открытии церкви в селе Стружаны Клепиковского района в 1945 году было принято решение Рязанского облсовета № 250, протокол 10 от 3 апреля 1945 года.
Стружанский воробушек. Воспоминания Королькова Ю.А. о Марии Григорьевне Васькиной
Можно ли себе представить Францию без Наполеона? В ответ на этот вопрос вспоминается образ красноармейца Сухова из кинофильма «Белое солнце пустыни» и его красноречивое хмыканье, когда разговор коснулся павлинов. Действительно, ну какая же песня без баяна, и, в конце концов, Марья без Ивана? А как представить себе культуру Франции 20 века без Эдит Пиаф? Без этой маленькой, хрупкой женщины, которая в военные годы оказалась более значительна для страны, чем некоторые маршалы. Недаром французы ласково назвали её – наш маленький воробушек.
Таким маленьким воробышком в стужанской троице являлась Мария Григорьевна Васькина. В добавок к невысокому росту, имелась и настоящая проблема – одна нога имела изъян, что вынуждало носить специальную ортопедическую обувь на высокой подошве. Понятно, что в такой обувке особенно не разбежишься. А вот выпавшее на её долю назначение требовало достаточно длительной ходьбы.
Появилась Мария Григорьевна в Стружанах позже двух других лиц, служителей храма. Этому способствовал кризис в религиозной жизни формировавшейся общины районного храма.
В 90-ые годы в Спас-Клепиках открылся храм. Под него вернули здание спортзала техникума и детской спортивной школы. Ребятня 60-ых годов с упоением звенела мячами в этих зданиях, натирала смазкой лыжи к соревнованиям, нисколько не подозревая, о совершенно другом изначальном предназначении этих стен. И лишь иногда, когда случалось быть в зале в одиночестве, и звук отскочившего от пола мяча уходил в гулкую тишину высоких потолков, в душе ощущалась какая-то необъяснимая таинственность этого места.
После открытия храма был период, когда службы проводил о. Александр (Литвинов). Он оказался ревнителем веры. Службы были долгими, так сказать «по полной программе». Не лицеприятно реагировал он на посторонние разговоры во время службы. Это вызывало обиды у провинившихся. Пошли жалобы на строгого священника; и после Рождества 2002 года о. Александр вынужден был покинуть Спас-Клепики.
Мария Григорьевна принадлежала к той части прихожан, которую устраивал имевшийся порядок службы, и после ухода о. Александра она, житель районного города, оказалась «за тридевять земель» от дома, в приходе Стружанского храма, в этаком «медвежьем углу», куда и автобус-то из райцентра не каждый день ходит.
Стружанский храм в это время переживал не лучшие времена. Памятной вехой стал для него 1996 год. Весной этого года на звездном небе можно было наблюдать прилетевшую комету. Для страны этот год запомнился выборами президента России, этой пресловутой «коробкой из-под ксерокса». Так или иначе – победителем на выборах официально был признан Ельцин.
В это время я метался между Подмосковьем и Рязанью, между работой и больничной палатой, где после серьезной операции находился в тяжелом состоянии мой отец. А перед этим только что прошли 40 дней после похорон моей бабушки, последнего представителя из поколения моих дедушек и бабушек.
Что чувствовал, и о чём думал о. Василий, когда топил печь для обогрева Стружанского храма, неизвестно, но где-то не уследил за стихией и в результате случился пожар. Внутренности храма выгорели.
В этой связи вспоминается сказка из моего детства. Двум молодожёнам во сне явился старец и спросил: «Когда вы хотите жить спокойно и счастливо? В молодости или в старости?». Обсудив между собою этот вопрос, молодые решили, что спокойную жизнь хорошо бы иметь в старости. Только они выстроили дом для совместной жизни, как он сгорел. И, когда это повторилось несколько раз, то они обнаружили, что старость-то вот она – у порога. И дальше они уже жили в спокойствии и достатке.
У стужанских о. Василия и м. Арсении получилось не так, как в сказке. Последний период их земной жизни сопровождался хлопотами по возрождению выгоревшего храма. И только после того, как реставрация закончилась и храм обновился, они завершили свой жизненный путь на земле.
Стружанский храм уже давно не находится в эпицентре деятельной людской жизни. Местность вокруг него опустела, и приход, из когда-то большого, сократился до минимума. Денег на ремонт храма у бедного прихода не было. Вот в такой ситуации и пригодилась Мария Григорьевна. После развала Союза, на его пространствах возникло движение «челноков». Люди ринулись в зарубежье. Покупали там товары, набивали ими огромные сумки, а потом на себе волокли это сюда, где и продавали на возникших рынках-базарах.
В Спас-Клепиках до 1991 года существовало большое предприятие, занимавшееся перевозкой грузов. На обширной территории размещалось множество грузовиков. Потом началась приватизация, грузовики «испарились», а пустующую территорию приспособили под рынок. Каждую пятницу в Спас-Клепики стали съезжаться частные торговцы. Укрепляли на алюминиевых направляющих хлопающие от ветра тканевые навесы, и торговали всем, что смогли приобрести за ближними и дальними кордонами.
В этот день Мария Григорьевна укрепляла на груди небольшой ящичек с прорезью и шла меж рядов торговцев. Те писали поминальные записочки со своими именами и именами родственников для помина во время службы в храме и опускали в прорезь ящичка материальное пожертвование на ремонт храма. Эта её деятельность продолжалась несколько лет, так что Мария Григорьевна стала достопримечательностью рынка.
Миссия нашей скромной труженицы на этом была завершена, и Мария Григорьевна первой из стружанской троицы мирно и благородно отошла ко Господу из мира, где много плачут, в мир, где никогда не плачут. Вечная ей память.
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Стружаны
Контактная информация:
Адрес: 391040 с. Стружаны, Клепиковского р-на
Телефон: 8-49142-2-83-15
Настоятель: иерей Роман Филиппов
Тел. настоятеля: 8-906-548-85-00
Историческая справка:
Воскресенская церковь в селе Стружаны Рязанского уезда была построена в 1746 году на средства прихожан, освящена 6 июля того же года, деревянная, с «таковой же колокольней, покрыта железом и довольно крепка»- так указано в клировой ведомости за 1915 г.
Престол в ней один во имя Обновления храма Воскресения Христова, празднуемого 13 сентября.
В клировой ведомости указано, что утварь из храма была перенесена в новую каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Там же указано, что Успенская церковь, находящаяся в самом селе Стружаны, была построена вместо упраздненной деревянной в 1910 г. и проданной в с. Ершово. Освящена она 14 августа того же года.
Пределов в ней три: главный — в честь Успения Божией Матери, правый — в честь Параскевы, левый в честь Иоанна Предтечи.
В приходе имелись три школы от Рязанского уездного земства: в селе Стружаны, в которой обучалось 65 мальчиков и 17 девочек; в деревне Алтуховой в школе обучалось 60 мальчиков и 17 девочек; в деревне Пансуровой обучалось 30 и 7 девочек, и от Егорьевского уездного земства – Маньшинская школа, в которой обучалось в 1915 году 80 мальчиков и 20 девочек.
Стружанская церковно-приходская школа размещалась в собственном доме при деревни Аверкиевой, на содержание которой от сельского общества выделялось 44 рубля, от церкви и других источников еще 16 руб. 60 коп. В ней обучалось 33 мальчика и 12 девочек.
Вторая церковно-приходская школа располагалась в деревне Давыдовской, размещалась в общественном доме, и на ее содержание отпускалось от сельского общества 25 рублей. В 1915 году в ней обучались: 21 мальчик и 7 девочек.
С 1890 года законоучителем в Алтуховской и Стружанской земских школах был местный священник Николай Григорьевич Добролюбов, с 1897 года был заведующим и законоучителем в Стружанской школе грамоты, им открытой, и в Давыдовской церковно-приходской школе. С 1899 года заведующим и законоучителем Стружанской церковно-приходской школы был священник села Михаил Александрович Радеев. С 1914 года заведующим и законоучителем в Давыдовской церковно-приходской школы был священник Иоанн Сергеевич Загатский, он же состоял законоучителем в Стружанской церковной школе и в Пансуровской земской школе.
Сведений о закрытии церкви в архиве нет, так как многие храмы закрывались без решения вышестоящих организаций, а вот об открытии церкви в селе Стружаны Клепиковского района в 1945 году было принято решение Рязанского облсовета № 250, протокол 10 от 3 апреля 1945 года.
Поделиться:
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
СТРУЖАНЫ ХРАМ
СТРУЖАНЫ ХРАМ запись закреплена
Тамара Филиппова
СТРУЖАНЫ ХРАМ запись закреплена
Тамара Филиппова
КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ СОРОКОУСТА И КОГДА ЕГО НУЖНО ЗАКАЗЫВАТЬ?
Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.
В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой),
Показать полностью. и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.
Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».
Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».
Но как бы то ни было, нужно сказать, что #сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.
Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.
Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.
Храм стружаны рязанская область
Причт в церквях села Стружаны до 1917 г. всегда был впечатляюще большим. Даже по окладной книге 1676 г. в селе значится уже Воскресенская церковь, при коей тогда в причтее были: 3 попа,1 диакон, дьячок и пономарь. Из клировых ведомостей за 1915 г. известно, что при Успенской церкви состояли в штате 3 священника, 1 диакон и 3 псаломщика; Кроме того, 3 вдовы с семействами. Не удивительно, что многие из членов причта состояли в родстве, близком или дальнем, и свойстве.
В 50-е годы в с. Сртужаны служил архимандрит Серафим (Урбанский), в 50-е годы позже, игумен Косьма (Артюхов).
Иерей Владимир Данилов
Иерей Владимир Третьяков
Протоиерей Василий Логвенов служил 23 года (с 1985 по 2008 г.)
Иерей Георгий Вахромеев
Схимонахиня Досифея (умерла 13.05.2013)
Иерей Роман Филиппов с 2009 г.
Василий Логвенов, протоиерей
Родился 11 января 1927 года в селе Санское Шиловского района.
Был участником Великой Отечественной войны.
Рано овдовел и в одиночку воспитывал двух дочерей.
3 февраля 1974 года был рукоположен в сан диакона тогда епископом Рязанским и Касимовским Симоном.
14 октября 1975 года был рукоположен в сан иерея.
Долгое время служил в Успенском храме в селе Сабурово Касимовского района.
23 ноября 1987 года был назначен настоятелем Успенского храма села Стружаны Клепиковского района, где и служил до 2008 года.
Был возведён в сан протоиерея.
Последнее время находился за штатом по состоянию здоровья.
Скончался 12 апреля 2011 года на 85-м году жизни. Отпевание состоялось 14 апреля того же года в Успенском храме села Стружаны.
Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, палица, наперсный крест с украшениями, медаль благоверного князя Даниила 1-й степени (за ревностное служение, ко дню святой Пасхи, патриархом Алексием).