храм святителя николая чудотворца на щепах

Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы

храм святителя николая чудотворца на щепаххрам святителя николая чудотворца на щепах

Расписание богослужений

ХРАМ ОТКРЫТ с 8.00 до 20.00, каждый день.

Скачать расписание богослужений на 3-9 июня 2019 г. в формате pdf.

Прор. Осии (820 г. до Р.Х.).

Прмч. Андрея Критского.

Сщмч. Неофита и Анатолия пресвитеров, прмчч. Иакинфа и Каллиста; сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского.

Прп. Антония Леохновского, Новгородского.

Мчч. бессребреников Космы и Дамиана, Аравийских, и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия.

Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного,

Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и «Избавительница».

Апостола и евангелиста Луки.

Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца.

Сщмчч. Андрея, Сергия, Николая и Сергия пресвитеров, мц. Елисаветы.

Прор. Иоиля (8.00 г. до Р.Х.).

Мч. Уара и с ним семи учителей христианских.

Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.

Сщмч. Сергия пресвитера.

Блж. Клеопатры и сына ее Иоанна.

Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников.

Собор святых Архангельской митрополии.

Вмч. Артемия. Прав. отрока Артемия Веркольского.

Сщмч. Николая пресвитера; сщмчч. Зосимы, Иоанна, Иоанна, Иоанна, Николая, Леонида, Иоанна и Александра пресвитеров, Михаила и Петра диаконов и мч. Павла.

Прп. Илариона Великого.

Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского.

Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия и Никандра пресвитеров и мч. Киприана; сщмч. Дамиана, архиеп. Курского.

Сщмчч. Константина, Сергия, Василия, Феодора и иже с ними.

Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах.

Мчч. Дасия, Гаия и Зотика.

Празднование Казанской иконе Божией Матери.

Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца.

Семи отроков, иже во Ефесе.

Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира, Александра, Василия, Александра пресвитеров и прмчч. Германа и Мины.

Сщмчч. Николая, Николая пресвитеров и прмч. Григория.

Андрониковской и Якобштадтской икон Божией Матери.

Апостола Иакова, брата Господня по плоти.

Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца.

Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров; прмц. Евфросинии.

Свт. Игнатия, патр. Константинопольского.

Прп. Елиссея Лавришевского.

Димитриевская родительская суббота.

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников.

Прп. Зосимы Верховского.

Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера и мч. Алексия; прп. Арефы исп.; сщмчч. Иоанна и Николая пресвитеров; сщмч. Петра пресвитера.

Прпп. Арефы, Сисоя и Феофила, затворников Печерских, в Ближних пещерах.

Мц. Синклитикии и двух дщерей ее.

Мчч. Маркиана и Мартирия.

Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в дальних пещерах.

Вмч. Димитрия Солунского.

Воспоминание великого и страшного трясения, бывшего в Царьграде.

Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского,

Прп. Афанасия Мидикийского.

Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского.

Мч. Нестора Солунского.

Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах.

Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского

Мч. Марка и иже с ним.

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница.

Мчч. Терентия и Неониллы и чад их.

Прп. Стефана Савваита, творца канонов.

Прп. Иова, игумена Почаевского.

Свт. Арсения I, архиеп. Сербского.

Свт. Димитрия, митр. Ростовского.

Сщмч. Иоанна пресвитера.

Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти.

Прмц. Анастасии Римляныни.

Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его.

Прп. Аврамия, архим. Ростовского.

Сщмч. Николая пресвитера и с ним мчч. Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии; сщмч. Иоанна пресвитера; сщмч. Евгения пресвитера; мц. Анастасии; сщмч. Леонида пресвитера.

Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы.

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии.

Сщмч. Матфея диакона.

Апп. от 70-ти: Тертия, Марка, Иуста и Артемы.

Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского.

Мц. Анастасии Солунской.

Озерянской иконы Божией Матери.

Сщмч. протоиерея Иоанна. Прмч. Леонида.

Сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия, Алексия, Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмчч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова; прмч. Иннокентия.

Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах.

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии.

Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров; сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров, мц. Елисаветы; мч. Петра.

Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших.

Источник

Церковь Николая Чудотворца На Щепах, Москва

храм святителя николая чудотворца на щепах

Меня заинтересовала приписка «на Щепах», и вот что удалось выяснить. В XVII-м веке, когда эта местность, примыкающая к Москве-реке была окраиной Москвы, здесь располагался Государев дровяной или щепной двор на котором изготавливались деревянные срубы для дворцовых зданий. Здесь же находился дровяной рынок, здесь же изготавливали и продавали различные деревянные бытовые поделки. Место было выбрано не случайно, или близость к реке позволяла сплавлять по ней сюда древесину и отправлять на баржах уже готовые изделия.

Это был также жилой район с ночлежками и трактирами, в которых, в том числе, проживала и дворцовая прислуга. С этой же части Москвы начиналась знаменитая Смоленская дорога, ведущая на запад России и в европейские страны по которой купцы, государевы служащие и просто странники отправлялись в своё путешествие. И вот, в 1949 году, в этом районе на Воронухиной горе, по воле царя Алексея Михайловича (1645-76) был построен деревянный храм, в котором совершали путевые молебны перед отправлением в путешествие по Смоленской дороге, а церковь посвятили св. Николаю Чудотворцу – покровителю путешествующих и мореплавателей. Однако, церковь простояла недолго, в том же году она сгорела во время возникшего пожара. Учитывая, что такие отходы при работе с древесиной как щепы (отсюда и название на Щепах) и стружка были здесь в достаточном количестве, то и не удивительно, что пожар мог быть в этой местности явлением частым.

В 1672 году на деньги пожертвованные прихожанами уничтоженного храма, опять же по указу царя Алексея Михайловича, на месте сгоревшей церкви началось строительство новой каменной. А в 1686 году, при патриархе Иоакиме храм был перестроен и расширен в набиравшем моду на то время стиле «нарышкинское барокко».

храм святителя николая чудотворца на щепах

Почти через век, в 1773 году в трапезной храма на деньги супруги царского советника Михаила Иванова Анны был обустроен предел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

В 1812 году, во время оккупации Москвы войсками Наполеона, храм Николы на Щипах сначала был разграблен французскими солдатами, а затем пострадал в пожаре охватившем в то время город. После того как французов изгнали из Москвы, храм стали восстанавливать благодаря опять же пожертвованиям прихожан, и уже через год он возвратил не только своё великолепие, но и пополнился новой трёхъярусной колокольней и новым пределом посвящённым святым Петру и Павлу. А предел в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы из трапезной был перенесён в сооруженную для него пристройку в южной стороне храма. Церковь становилась всё более известной и популярной у народа.

храм святителя николая чудотворца на щепах

Надо сказать,что на те времена церковь располагала своим погостом, на котором располагалось и кладбищем.. Это сейчас церковь плотно кантована улицами и о зажата окружающими её домами.

Церковь на фотографии 1883 года.

храм святителя николая чудотворца на щепах

Грянула Октябрьская революция, началась борьба с верой, храмами и священнослужителями, естественно, под разнос попал и храм на Щипах, который разграбили уже революционеры вытащив из него всю ценную церковную утварь из золота, серебра и драгоценных камней. В дальнейшем, пришёл черёд и самому храму.

Из архивных документов, датирующихся 1934 годом, известно, что церковь решено было закрыть и приспособить её для размещения в ней Научно-исследовательского института твердых сплавов, «так как эта церковь является наиболее пригодным для этого помещением» (Выписка из протокола заседания президиума Моссовета).Здание перестроили да так, что глядя на фотографию того времени невозможно себе представить, что здесь когда-то стояла красивая церковь. В это же время было ликвидировано и церковное кладбище.

Две фотографии с одного ракурса для сравнения. Попробуйте разглядеть церковь на первом снимке, у меня это не получилось.

храм святителя николая чудотворца на щепах
храм святителя николая чудотворца на щепах

В период Великой Отечественной войны на территории завода производили боеприпасы, а после войны его помещения занял цех №2 производственного объединения «Художественная гравюра».
На удивление, то, во что была превращена церковь не снесли, а решили в 1983 году включить в список охраняемых зданий Москвы. И только через десять лет здание-завод вместе с находящимися в нём многотонными станками было передано церковной общине.

Вот что рассказал настоятель этой церкви Стефан Пристая в своём интервью: «После оформления акта передачи я получил не храм, а завод. Внутри было около пятидесяти помещений, восемь цехов, среди них – гальванический. Полно станков, транспортные линии, перегородки. Территория на три метра была засыпана мусором, мы вывезли сотни «КАМАЗов».

С этого времени благодаря усилиям энтузиастов и на средства спонсоров, среди которых были как коммерческие организации, так и община Троице-Лыковского прихода, началось историческое восстановление церкви по сохранившимся архивным фотографиям.Трудно представить, сколько понадобилось сил, энергии и средств, чтобы расчистить здание и двор от многочисленного оборудования и мусора, снести все ненужные надстройки, сохранив лишь историческую кладку, а потом фактически заново отстроить церковь настолько педантично, чтобы она вернула свой дореволюционный облик.

храм святителя николая чудотворца на щепах

Если бы я проходил мимо церкви в начальный период перестройки, я бы сильно удивился увидев непонятные руины, в которых абсолютно не проглядывается их сакральная принадлежность, но с возвышающимся железным крестом.

храм святителя николая чудотворца на щепах

И так это выглядит сейчас.

храм святителя николая чудотворца на щепах

Масштабная реконструкция продлилась по 2008 год, к этому времени был восстановлен главный шестиярусный иконостас, а в 2009 году завершились работы по росписи предела в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Непременно следует заглянуть внутрь церкви, чтобы увидеть его великолепный интерьер.

храм святителя николая чудотворца на щепах

Если приглядеться на окончания креста самого высокого купола церкви, то можно увидеть что его венчает корона – символ царской молельни.

храм святителя николая чудотворца на щепах

По мне, так это церковь пример того, как можно и как нужно возрождать то, что было когда-то потеряно из-за действий неадекватных людей дорвавшихся до власти или разрушительных войн. И дело тут не только в вере. Мы едем в европейские страны за красотой, посещая, в том числе, и церкви. Любуемся их архитектурой, интерьерами и воспринимаем всё это как произведение искусства радующее глаз А ведь в нашей стране есть очень много церквей, усадеб и дворцов, но увы, заброшенных, разрушающихся и никому не нужных. Иногда можно увидеть лишь прикреплённую к руинам табличку «Охраняется государством», и это выглядит как издевательство. А по мне так стоило вбухивать деньги не в очередные «северные потоки» из-за которых нас постоянно шантажируют, а на восстановление своей истории, и это бы принесло стране больше денег из-за возросшего туристического потока, а нам бы больше гордости и радости.

Источник

Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы

храм святителя николая чудотворца на щепаххрам святителя николая чудотворца на щепах

Святые нашего храма

Священномученик Николай (Померанцев Николай Петрович), священник

Память 16 августа и в собор новомучеников и исповедников Российских (память в воскресный день, выпадающий на 7 февраля, или же в ближайшее последующее воскресенье).

Служил в храме святителя Николая на Щепах в 1914 г.

Священномученик Николай (Гаварин Николай Иванович), иерей

Память 24 апреля (11 апреля по ст. ст.), в собор новомучеников и исповедников Российских (память в воскресный день, выпадающий на 7 февраля, или же в ближайшее последующее воскресенье) и в Соборе Белорусских святых (празднуется в 3-ю неделю по Пятидесятнице).

Служил в храме святителя Николая на Щепах с 1915 по 1930 гг.

храм святителя николая чудотворца на щепахСвященномученик Николай родился 23 декабря 1870 года в городе Якобштадте Курляндской губернии в семье священнослужителя Иоанна Гаварина. Николай окончил в 1893 году Рижскую Духовную семинарию по первому разряду и один курс Духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно. Во время Первой мировой войны в 1915 году, в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади.
храм святителя николая чудотворца на щепахСпустя десятилетие после революции, в 1930 году советские власти стали выселять из Москвы тех, кого они считали социально чуждыми, а к ним в первую очередь принадлежало духовенство. Потеряв место жительства, отец Николай уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.
храм святителя николая чудотворца на щепахХрам в Немчиновке появился в 1918 году, когда община верующих попросила местного домовладельца Немчинова пожертвовать под храм свою летнюю дачу. Тот согласился, но с условием, что верующие сами ее отремонтируют, чтобы она могла служить церковью. Местные власти дали разрешение на устройство православного молитвенного дома, и верующие принялись за ремонт. Дача, построенная шестьдесят лет назад, была без фундамента, с одинарным полом, одинарными дверями и окнами и к этому времени сильно обветшала. Верующие произвели капитальный ремонт, полностью заменили сгнивший правый угол здания, пристроили колокольню и выстроили рядом небольшой дом для священника. Однако, несмотря на ремонт, температура в храме в зимние месяцы не поднималась выше трех градусов.
храм святителя николая чудотворца на щепахВ конце 1934 года новый председатель Немчиновского поселкового совета запретил проведение приходских собраний, колокольный звон, а затем по его распоряжению были сняты и сами колокола. Спустя немного времени, он решил храм закрыть, а здание отдать под занятия физкультурников, ссылаясь на малочисленность прихожан. В это время в поселке было около семисот домов и проживало восемь тысяч жителей, из которых две тысячи подписались как верующие под заявлением с протестом против закрытия храма.
храм святителя николая чудотворца на щепах2 апреля 1935 года живший на покое в Немчиновке сподвижник по миссионерской деятельности митрополита Макария (Невского) архиепископ Иннокентий (Соколов) направил ходатайство на имя сестры Ленина Марии Ильиничны.
храм святителя николая чудотворца на щепах«Я, нижеподписавшийся, – писал владыка, – проживаю в поселке Немчиновка с 1927 года в качестве частного лица под кровом и на иждивении одного моего сына, протоиерея Алексия Константиновича Соколова. Ранее этого времени, в течение полувека, трудился я на миссионерском поприще, приводя из тьмы неведения к познанию Христовой истины идолопоклонников, кочевников горного Алтая… сначала в звании простого миссионера-священника, потом в должности начальника Миссии в сане епископа. В настоящее время по преклонности лет (родился 13 февраля 1846 года) нахожусь в полной отставке. Состою не у дел. Однако имею благословение Священного Патриаршего Синода на совершение церковного богослужения в немчиновском храме. Пользуясь этим правом, я совершаю здесь Божественную литургию по праздникам. И это доставляет мне величайшее духовное утешение, так что я готов и кости сложить при подножии сего храма. Но вот горе. 25 марта сего года Президиум Мособлисполкома вынес постановление о закрытии нашей церкви по ходатайству председателя Немчиновского поссовета гражданина Куликова, мотивируемое крайне малым количеством верующих Немчиновского прихода, число коих якобы не превышает двадцати человек, тогда как на самом деле число верующих при здешней церкви простирается до двух тысяч душ.
храм святителя николая чудотворца на щепахВвиду изложенного и зная притом Вашу христианскую готовность оказывать посильную помощь всем нуждающимся в оной, обращаюсь к Вам, добрейшая Мария Ильинична, с покорнейшей просьбой поддержать ходатайство православных, поданное в Отдел Культов ВЦИКа об оставлении нам молитвенного здания для совершения необходимых треб».
храм святителя николая чудотворца на щепахОтвета на это письмо не последовало. Общиной были написаны и отправлены еще несколько прошений, но ответа и на них не последовало. Все это время в храме, однако, продолжались богослужения.
храм святителя николая чудотворца на щепах20 сентября 1935 года было отдано окончательное распоряжение о закрытии храма. В течение трех дней верующие попытались обжаловать это решение, добавляя, что если невозможно оставить им храм, то они просят разрешения снять для богослужений сарай, который у них для этой цели уже найден. Но власти стояли на своем: храм закрыть и не разрешать взять другого помещения.
храм святителя николая чудотворца на щепахВесь клир храма, включая протоиерея Алексия Соколова, священника Николая Гаварина и служившего в этом же храме диакона Елисея Штольдера, вынужден был перейти служить в Николаевский храм в селе Ромашково.
храм святителя николая чудотворца на щепахПосле выхода в 1937 году секретной сталинской директивы о массовых репрессиях следователь Кунцевского отделения НКВД составил списки тех, кого он предполагал арестовать, а также списки «свидетелей», которые могут подписать лжесвидетельства, и начертил схемы – какой «свидетель» какой эпизод антисоветской деятельности обвиняемого должен был подтвердить, а поскольку набор таких эпизодов был невелик, то они тщательно перетасовывались, чтобы создать видимость достоверности.
храм святителя николая чудотворца на щепахВ августе 1937 года следователь вызвал одного из жителей Кунцево, некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на священника Николая Гаварина. Свидетель был со священником незнаком и отказался от подлой роли, и тогда следователь пустился в длинные рассуждения о современном политическом положении и задачах коммунистической партии, которая одной из первых задач поставила посадить всех попов. «То, что ты здесь покажешь, – заключил следователь, – об этом никто не будет знать, и на суд тебя вызывать не будут». Затем следователь вручил свидетелю чистые бланки протоколов допросов, чтобы тот заполнил их дома. Бланки свидетель взял, но не заполнил их, и не зная, чем заполнять, и боясь ответственности.
храм святителя николая чудотворца на щепахСледователь, видя, что свидетель не торопится прийти к нему с показаниями, два раза заходил к нему на квартиру сам, но тот, избегая встречи, прятался от него. Тогда следователь снова вызвал его, а также одного из его приятелей, некоего Илью Тимофеевича, в районный отдел НКВД. Первым он позвал к себе в кабинет Александра Ивановича. Дал ему бланки протоколов допросов и предложил заполнить их собственноручно. Увидев через некоторое время, что свидетель ничего не пишет, следователь составил небольшой конспект и на основании этого конспекта предложил свидетелю написать показания. Когда протокол был написан, следователь прочитал его, но он ему не понравился, и, разорвав его, он сам заполнил бланк протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, не читая, и сделал. Затем следователь позвал к себе Илью Тимофеевича, которому также предложил подписать заранее написанные протоколы «свидетельских показаний». Увидев на его лице колебание, следователь стал его убеждать, что в этом ничего страшного нет, и сослался на бывшего тут только что Александра Ивановича, и таким образом убедил и его подписать, не читая, протокол. Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал.
храм святителя николая чудотворца на щепахТой же осенью оба лжесвидетеля случайно встретили на улице следователя, и тот предложил им дойти до села Ново-Ивановского, где, по его словам, ему нужно было кое-кого допросить, и те согласились. Когда они пришли в село, следователь попросил лжесвидетелей подождать его, а сам вошел в здание клуба. Выйдя оттуда через некоторое время, он вручил лжесвидетелям в награду за оказанные ими услуги спиртное, но сам пить с ними не стал и ушел.
храм святителя николая чудотворца на щепахДля более эффективного ведения дел следователь привлек к следственному процессу председателя Ново-Ивановского сельсовета, который согласился вместе со следователем писать протоколы допросов от лица лжесвидетелей, как хорошо знавший людей, проживающих в этом районе. Следователь сначала составлял конспект об антисоветской и антигосударственной деятельности подозреваемого, потом писал протоколы, а затем вызывал того, от чьего лица протоколы были написаны, а председатель сельсовета – тех, за кого он писал протоколы. Так в течение короткого времени они вдвоем составили более полусотни протоколов показаний лжесвидетелей.
храм святителя николая чудотворца на щепахНа основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Беседовали ли вы со Штольдером на политические темы? – спросил священника следователь.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Мы беседовали о церковных делах, как сейчас нам, священнослужителям, живется плохо при советской власти. Говорили о газетных новостях, об испанских событиях, выражая сомнения, что испанские войска победят фашистов, которые сильны своим вооружением.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Значит, вы находились на стороне фашистских войск?
храм святителя николая чудотворца на щепах– Я этого не могу сказать: мы считали, что фашистские войска сильны своей техникой и организованностью; кроме того, им помогают такие сильные государства, как Германия и Италия.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Расскажите о своих антисоветских разговорах, которые вы вели вместе со Штольдером.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Мы беседовали о том, что советская власть неправильно делает, что закрывает церкви, устраивает гонения на церковнослужителей, давит налогами.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Расскажите о содержании антисоветских бесед подробнее.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Не могу. Забыл.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Расскажите о вашем отношении к советской власти.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Мое отношение к советской власти отрицательное. Я не могу помириться с советской властью за те притеснения, которые мы терпим.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Следствием установлено, что вы состояли в контрреволюционной террористическо-повстанческой группе и вели активную агитацию против советской власти, членов советского правительства и вождей коммунистической партии. Дайте показания по этому вопросу.
храм святителя николая чудотворца на щепах– Я был недоволен советской властью по вопросу ее отношения к религии и к нам, священнослужителям. Но в контрреволюционной группе я не состоял.
храм святителя николая чудотворца на щепах15 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Ухтпечлаг.
храм святителя николая чудотворца на щепахВ это время некоторые родственники осужденных вместе со священником стали жаловаться на неправый приговор, доказывая их невиновность; было затеяно новое следствие и передопрошены свидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей. Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо. Однако в силу того, что перед безбожниками верующие люди, и тем более священнослужители, оставались все теми же врагами коммунистической власти, приговор относительно них отменен не был.
храм святителя николая чудотворца на щепахСвященник Николай Гаварин скончался в Ухтпечлаге 24 апреля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
храм святителя николая чудотворца на щепахОпределением Священного Синода от 24 декабря 2004 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
храм святителя николая чудотворца на щепахНа состоявшемся 12 января 2012 года заседании Синода Белорусского экзархата был заслушан рапорт архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия, председателя Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви о включении в Собор Белорусских святых священномученика Николая Гаварина, пресвитера (1870-1938), клирика Свято-Софийского кафедрального собора г. Гродно и законоучителя частной женской 7-классной гимназии г. Гродно (1906-1915 гг.). Итогом заседания стало включение в Собор Белорусских святых имени священномученика Николая Гаварина.

Величание
Величаем вас, / святии Белорусския земли, / и чтим святую память вашу, / вы бо молите о нас // Христа Бога нашего.

Тропарь
Почти Господь Белорусский край / святыми, Ему благоугодившими: / святители, мученики, преподобными и праведными, / верно Господеви послужившими / и мзду трудов приявшими. / К тем же ныне и мы вопием: / о нас молитеся ко Господу, // да в вере и делех плод добр принесём.

Священномученик Сергий (Сергий Михайлович Успенский), протоиерей

Память 19 декабря (6 декабря по ст. ст.), в собор новомучеников и исповедников Российских (память в воскресный день, выпадающий на 7 февраля, или же в ближайшее последующее воскресенье) и в собор Бутовских новомучеников (4-ю субботу по Пасхе).

Служил в храме святителя Николая на Щепах с 1932 по 1933 гг.

Священномученик Алексий (Рождественский Алексей Иванович), протоиерей

Память 26 декабря и в собор новомучеников и исповедников Российских (память в воскресный день, выпадающий на 7 февраля, или же в ближайшее последующее воскресенье).

Служил в храме святителя Николая на Щепах с 19.05.1932 по 16.05.1934 гг.

храм святителя николая чудотворца на щепах храм святителя николая чудотворца на щепахАлексий Иванович Рождественский родился 22 марта 1865 года в селе Введенском Тарусского уезда Калужской губернии. Он происходил из семьи священника и получил образование в Вифанской духовной семинарии. По окончании ее по второму разряду в 1888 году он в течение года учительствовал в Московской женской школе ведомства императрицы Марии Феодоровны. В 1890 году Алексий Иванович был рукоположен сначала во диаконы, а 20 июня того же года – во священники.
храм святителя николая чудотворца на щепахНовопоставленный священник начал служить во Введенской церкви родного села Введенского и при этом состоял законоучителем Левшинской земской школы. В 1892 году его перевели в церковь Песочного Завода Жиздринского уезда Калужской губернии, где он впоследствии стал попечителем Песочнозаводской и Савинской церковно-приходских школ и членом приходского попечительства. 3 августа 1897 года последовал перевод в Калугу, в церковь святителя Алексия. В ней будущий священномученик прослужил до 3 февраля 1900 года. Он не оставлял преподавательской деятельности и состоял законоучителем Калужского епархиального училища.
храм святителя николая чудотворца на щепахВ 1900 году священник был переведен в Калужскую церковь вмч. Георгия за Лавками, где он прослужил до 1923 года. Отец Алексий Рождественский не раз был отмечен священноначалием высокими наградами, а 19 мая 1909 года его возвели в сан протоиерея. Деятельность отца Алексия помимо священнического служения была разнообразной: можно назвать множество мест, в которых он трудился – состоял законоучителем IV Калужского женского приходного училища (1901–1907) и образцовой школы при епархиальном училище (1902), был депутатом Калужской епархии (1905 1912), состоял председателем ревизионного комитета Калужского епархиального училища (1906–1912), законоучителем в женской общине сестер милосердия (1907–1911), членом правления Калужской духовной семинарии (1907–1913).
храм святителя николая чудотворца на щепах храм святителя николая чудотворца на щепахТак же велико число храмов, в которых служил отец Алексий. После церкви вмч. Георгия за Лавками он был переведен в село Ольхи Юхновского уезда Калужской губернии. Во время пожара церковь в Ольхах сгорела, и отец Алексий с семьей 19 февраля 1927 года переехал в Москву. С 1927 по 1929 год он служил в церкви во имя Ржевской иконы Божией Матери на Пречистенском бульваре, с 1929 по 1931 гг. – в церкви Рождества Христова в Кудрине. С 1931 по 1932 он был настоятелем церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Большом Новинском переулке, а с 19.05.1932 по 16.05.1934 гг. прослужил в церкви святителя Николая на Щепах. Из московских храмов можно назвать еще церковь Благовещения на Бережках.
храм святителя николая чудотворца на щепахС 1934 по 1935 год он служил в Мытищах, а в 1935–1936 – в церкви вмч. Георгия на Озере в Клинском районе Московской области. Последним местом служения отца Алексия стала церковь святителя Николая Чудотворца в селе Никольское Кунцевского района Московской области.
храм святителя николая чудотворца на щепах17 сентября 1937 года отца Алексия Рождественского арестовали органы НКВД с обвинением в «проведении контрреволюционной агитации провокационно-пораженческого характера». Виновным себя он не признал. Последовал приговор: 10 лет исправительно-трудового лагеря. Здоровье 72-летнего священника не вынесло испытания тяжелыми условиями. Отец Алексий Рождественский отошел ко Господу 26 декабря 1937 года в местах лишения свободы. По устному сообщению в управлении ГУЛАГАа он скончался в лагере строгого режима «Тайшет».
храм святителя николая чудотворца на щепахКанонизирован определением Священного Синода от 17 июля 2006 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *