храм святого бруно кверфуртского
Храм Св. Бруно, Черняховск/Insterburg
Католиков в Восточной Пруссии всегда было немного. Думаю, как и на остальной территории Германии. Большинство верующих принадлежало к лютеранской церкви. В 1855 году в Инстербурге было всего 50 католиков, служить сюда приезжал пастор из Кёнигсберга.
В 1863 году в приходе появился первый постоянный католический священник, отец Эдуард Херрманн, в 1865 году была построена и освящена католическая часовня. Через несколько лет отец Херрманн ушёл со значительной частью приходской общины к старокатоликам. К ним же отошло и здание часовни, а католики остались без попечения (тут мы, кстати, можем порассуждать о том, что ничто не вечно под луной, и все уже украдено до нас повторяется – «первый раз, как трагедия, второй, как фарс». Церкви, имущество и прочие ништяки делили всегда, с удовольствием и хорошо, если без рукоприкладства и кровопролития, чего мы и нашим украинским братьям во Христе искренне желаем! ).
Впрочем, в 1887 году часовню вернули католикам, но она уже перестала удовлетворять потребностям растущей общины.
В 1902 году было выстроено здание нового храма. Архитектор Фридрих Хайтман, автор нескольких церквей и вилл в Кёнигсберге и окрестностях, спроектировал его в неоготическом стиле. Интерьер доделывали 10 лет, до 1912 года. До наших дней сохранились два фрагмента витражей, созданых художником Йоханнесом Олешом.
В 1927 году приход святого Бруно насчитывал 1800 прихожан, 4% населения города.
Во время Второй мировой войны в здании размещался лазарет. После передачи Восточной Пруссии СССР храм использовался Советской Армией как военный склад.
В 1992 году в Черняховске возродилась католическая община, которая обратилась в администрацию с просьбой о передаче храма общине. В июле 1993 года храм вернули Церкви, в нём начали служить священники из ордена францисканцев-конвентуалов (OFMConv). После возвращения храма были выполнены ремонт его кровли и косметический ремонт, при этом Министерство обороны РФ оказало содействие выделением автокрана. В 2000 году в храме был установлен орган фирмы «Висконт», с тех пор кроме богослужений в церкви проходят органные концерты. 14 июля 2002 года община вошла в состав Российской Генеральной кустодии св. Франциска, 1 ноября 2005 года при церкви был основан францисканский монастырь св. Максимилиана Кольбе. Францисканцы черняховского монастыря кроме прихода св. Бруно окормляют также и католическую общину в Озёрске.
В 2009 году община торжественно отмечала тысячелетие мученичества святого Бруно Кверфуртского. Вики
Невероятно, но факт – я в этот храм Черняховска, несмотря на то, что он стоит на центральной улице, смогла попасть этим летом всего второй раз и первый как следует. Почему? – отгадка все та же. Пастор приезжает служить из Польши! То есть храм открывают не часто, первый раз мы смогли заглянуть туда несколько лет назад, там готовились к причастию.
И вот этим летом я шла по улице и увидела объявлением – завтра органный концерт, бесплатно! И мы с Олей «поехали в город» 🙂
Что интересно – выступать приезжала органистка из Калининграда. А, как я уже писала у себя, Калининградская областная филармония располагается в бывшем храме Святого Семейства, который построил тот же архитектор, Фридрих Хайтман.
Об этом же нам рассказали во вступительном слове. Вообще, про концерт и культурную жизнь Черняховска тоже интересно 🙂 Концерт! Органный. Пришла интеллигентная публика, все тетеньки нарядно одетые. Народу было немного, но все равно очень приятно.
Весь концерт Ольга Дмитриевна, конечно, не высидела бы.
Так что мы послушали немного и потихоньку пошли смотреть дальше.
При входе как сейчас везде информация – служебная
Вокруг церкви можно ходить ДОЛГО!
Во-первых много интересных деталей.
Во-вторых этнографическое советское.
Я там залипла на этих кирпичах, на которых бедные солдатики Советской Армии, охранявшие воинский склад, от скуки царапали практически селфи.
Такого очень много
И интересно отыскивать даты и города
Была очень довольна, что так удачно сложилось с концертом и я наконец-то попала в храм. А то в следующий раз еще неизвестно когда мы совпадем.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
Храм Святого Бруно Кверфуртского — католический храм в городе Черняховск (Калининградская область). Расположен по адресу: ул. Ленина, д. 17. Приход Святого Бруно административно относится к западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.
История прихода
Реформация в XVI веке привела к тому, что католическая церковь стала религиозным меньшинством в Восточной Пруссии. Инстербург был основан в 1583 г. и стал третьим по величине в Восточной Пруссии городом, резиденцией апелляционного суда, насчитывавшим большое число католических служащих и солдат. «Основное значение этого места», — писали в 1861 г. католики Инстербурга своему епископу в прошении о направлении священника, — «это место сбора многих странствующих по Литве католиков, прибывающих по делам. К ним относятся вестфальские торговцы галантереей, шлезийские торговцы материей, словакские сталевары. В конечном счете, направленный в эти места пастырь, сможет заботиться о детях». На протяжении долгих лет они должны были довольствоваться лишь двумя богослужениями в год, которые проводились священниками из Тильзита (Советск). В 1855 г. на одном из заседаний суда был утвержден приказ о направлении католического священника, который принял попечительство над общиной, насчитывавшей около 50 проживающих в городе католиков, они в свою очередь заботились о бедных крестьянах и обнищавших рабочих из Тапиау (Гвардейск), а также душевно больных из Алленберга (п. Дружба). В 1861 г., когда заседания суда перенеслись в Вартенбург (Барчево — Польша), предписанный к работе суда священник тоже переехал. По настоянию католиков во главе с городским адвокатом Йеффе и главой апелляционного суда Фройсбергом епископ Йозеф Амбросий Геритц издал распоряжение о том, чтобы представитель духовенства из Кенигсберга регулярно один раз в четыре недели проводил богослужение. Он же осуществлял попечительство над солдатами Инстербурга, Велау (Знаменск), Гумбиннен (Гусев) и Пиллау (Балтийск), среди которых было много поляков, так что пастыри хорошо говорили по-польски. Отвечая на возобновленные просьбы, направление священника еще не было гарантировано, епископ направил в 1863 г. куратора в лице отца Эдуарда Херрманна, который до этого осуществлял миссию в Инстербурге и гарнизонах Велау, Гумбиннен, Инстербург и Пиллау. Во время своих поездок куратор собирал пожертвования на строительство дома, миссионеров. Был он построен на удобном месте у привокзальной улицы (участок владения Кляйдтш). (сн.1) 14 сентября 1865 г. Был освещен большой зал на первом этаже, который был обставлен как часовня.
Процветающей общине был нанесен тяжелый урон, когда преемник о. Херрманна вступил в старокатолическую схизму, уведя с собой большую часть членов церкви. Правительство отнеслось благосклонно к отколовшимся и разрешило им использование часовни и церковного имущества, а оставшиеся католики были выдворены из часовни. В 1872 г. перед куратором, занявшим место бывшего настоятеля, встала задача оборудования нового зала для молитв. Несмотря на справедливые требования католиков, судебные иски и т.д., католическая община была лишена права пользования своей часовней до тех пор, пока группка старокатоликов не прекратила ее посещать, и только после этого та была передана католикам, но большая часть церковной утвари была утеряна.
8 октября 1887 г. справедливость восторжествовала, католики с большой радостью вошли в заново освещенный Божий дом (к сожалению, до наших дней не сохранившийся).
Новая церковь Св. Бруно была построена в неоготическом стиле в 1902 г. по проекту архитектора Фрица Хайтманна (1853 — 1921), советника по делам церковного строительства в Кенигсберге. Он известен своим проектом католического храма Св. Семейства в Кенигсберге (в настоящее время концертный зал областной филармонии). В Инстербурге Хайтманн повторил свой проект, впервые реализованный в Растенбурге (Кентшин — Польша) в 1895 г., костел св. Катажины.
Храм Св. Бруно был освящен епископом Херрманном – первым настоятелем прихода. Внутреннее первоначальное убранство храма было сделано до 21 сентября 1907 года и освящено в 1912 году.
После учреждения приходов Гольдап и Гумбиннен, приход Инстербург ограничился городом и округом и большей частью округа Даркемен (Озерск), но он также распространялся и до округа Гердауен (Железнодорожный). Приход Инстербург насчитывал в 1927 году около 1800 прихожан — 4% населения округа. Дважды в неделю священник проводил уроки религии для городских школьников и учащихся гимназии. Выездной учитель проводил занятия с детьми в Тремпен (Новостроево) и Даркемен (Озерск).
Храм св. Бруно служил католикам почти до конца второй мировой войны. Последний настоятель декан Шабрам покинул город вместе с беженцами в 1944 году, спасая чашу для Евхаристии. Умер в 1978 году.
С 1945 года вся территория прихода, которая располагалась между улицами нынешней Ленина и Советской и включала в себя часть здания нынешнего РДК, была передана воинской части. В нынешнем помещении КЭЧа во время второй мировой войны размещался лазарет, в котором санитарами работали молодые священники. В послевоенное время здание храма использовалось в качестве склада различного назначения, в дальнейшем для хранения военной одежды, обуви и другого имущества. В конце 80-х годов единственный колокол (из трех) сохранившийся после войны был передан православной церкви.
В начале 90-х годов здание храма Св. Бруно было передано отделу культуры администрации г. Черняховска, который начал ремонт с возможной перестройкой здания в концертный зал. Ремонтные работы затянулись и были остановлены.
В июле 1993 года, учитывая просьбу католической общины Черняховского района (зарегистрированной 19 февраля 1992 года), администрацией г. Черняховска здание храма возвращено католикам. Святую Мессу служили в то время священники из Калининграда, иногда даже на площадке перед храмом. В этом же году апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России (позднее митрополит) архиепископ Тадеуш Кондрусевич пригласил монахов Ордена Францисканцев (OFM Conv.) окормлять приход и служить в этом храме. С тех пор начался капитальный ремонт здания.
Храм служит католикам разных национальностей. В Черняховском районе проживает их примерно 1500 человек. Он служит также городу в качестве места для проведения концертов хорового пения и духовной музыки. В 2000 г. установлен был орган фирмы Viscount.
Католический приход с момента возрождения ведет также и благотворительную деятельность. 25.10.2005 г. община братьев Францисканцев окормляющих приход получила канонический статус конвента (монастыря) Святого Максимилиана Мария Кольбе.
12.07.2009 г. прошли торжества, посвященные 1000-летней годовщине мученической смерти Св. Бруно Кверфуртского. редстоятелем во время Службы был новый архиепископ Паоло Пецци.
24.12.2009 г. решением Правительства Калининградской области № 799 храм Святого Бруно был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Сказ про Бруно Кверфуртского
Побегали немного по экзотике, и обратно в старую добрую Европу. Какую историю рассказать сегодня? Что ж, нет на Земле другого континента, столь богатого историями, легендами, историческими фактами… в пересчёте на километр квадратный территории. Посетив новое место, главное — найти время для рассказа, а о чём писать, всегда найдётся.
Иногда дорога приведёт в какой-нибудь городок совершенно незапланировано, по делам, по работе. Фотоаппарат всегда с собой, почему бы не пробежаться часок по незнакомому месту.
Случилось так и в Кверфурте, незаметном городке с населением чуть больше 11 000 человек, расположенном к западу от города Галле в земле Саксония-Анхальт.
Бродя под моросящим дождём по скучным улицам этого городка, в котором что и есть, так полуразрушенный замок, пара церквей, да тривиальная мэрия, подумал было, что так и уеду с парой фотографий, которые никогда не увидят свет.
Пока не набрёл на непримечательный фонтанчик с монахом, ослом и ребёнком.
Интернет в мобильнике — 15 минут, и я уже понял, о чём будет следующий рассказ. Вернее о ком.
Итак, Сказ про Бруно из Кверфурта.
В X веке, когда массово стали строиться по всей Европе феодальные замки, появился и у маленького Кверфурта свой синьор. Первый замок построил здесь Бруно Старший, граф фон Арнебург, прибавив к своей фамилии второй титул — граф фон Кверфурт.
Было у Бруно Старшего четыре сына. Одного из них звали тоже Бруно. В шестилетнем возрасте младший Бруно был отправлен на учёбу в знаменитую магдебургскую школу, основанную архиепископом Адальбертом. После её окончания остался служить каноником в Магдебурге.
А в 997 Бруно стал капелланом юного германского императора Оттона III. Оттон подружился со своим капелланом, будучи моложе на 10 лет, почитал его старшим братом, ни на шаг не отпускал от себя, называя его «своей душой». Взял он Бруно и в свою поездку в Рим. Наверное, Оттон впоследствии пожалел об этом, так как друг его, познакомившись в Риме со знаменитым Адальбертом Пражским, принял монашество и наотрез отказался покидать Италию. Монашествовал сначала в бенедиктинском монастыре святого Алексея на Авентине, позднее переехал в Равенну.
Германский император всегда помнил о своём друге, и в конце концов дождался момента, когда папа благословил Бруно на миссионерскую деятельность в Польше и направил в монастырь, который Оттон надеялся основать между Эльбой и Одером. В 1004 году Бруно стал архиепископом и настолько увлёкся миссионерскими идеями, что Папа Римский Сильвестр II назначил его «архиепископом язычников», приделив ему духовные земли «где найдёт».
Прежде всего, молодой архиепископ хотел закончить свою христианскую миссию в Польше. Но судьба распорядилась иначе. Внезапно умер Оттон III, а новый император Генрих II смотрел на международные дела совсем под другим углом. Вероятно, это был первый немец, который вражду со славянами поставил во главу своей политики. До этого жили более-менее добрососедски. Отношения между Польшей, первое государство в которой только-только возникло, и Германией достигли степени крайней враждебности. Не сложились отношения и у самого Бруно с Генрихом. Взяв с собой нескольких спутников, своего верного осла, с которым он путешествовал до самой смерти, надеясь донести проповедь христианства до самых дальних уголков земли, Бруно отправился в языческие края.
Сперва он направился к так называемым «чёрным венграм». Но там вовсю действовали представители Константинопольского патриархата, Бруно решил с ними не соперничать. Немного пожив среди венгров, написав яркие зарисовки нравов этого народа, он вернулся в Польшу, где встретился с польским князем Болеславом Храбрым. Болеслав принял миссионера радушно, убедил монаха в том, что он искренний поборник христианского благочестия, но вот немцы сильно мешают. Не только сами нападают, но и натравили на Польшу язычников лютичей. Бруно покидал Польшу с ощущением, что обрёл вторую родину, а Генрих II, привлекавший себе на помощь язычников против другого христианского государя, потерял в его глазах остатки уважения.
После долгого пути прибыл Бруно в Киев. Князь Владимир Святославович, креститель Руси, восхитил немецкого миссионера. Князь, по словам Бруно «великий умом, державой и богатством», принял миссионера с большим почётом. Узнав, что Бруно собирается дальше на восток к печенегам, он стал всячески отговаривать от путешествия, рассказывая о опасности этого народа. Можно сказать, что пару месяцев киевский князь чуть ли не силой удерживал Бруно у себя, каждый день уговаривая его остаться.
Убедившись в тщетности своих усилий, Владимир предложил миссионеру сопроводить его хотя-бы до южной границы Руси, которая в то время была укреплена засеками. Это был, вероятно, самый необычный поход русского войска. Под развивающимися красными стягами, поблёскивая доспехами, великолепная киевская дружина медленно струилась по выжженой южной степи, а по боку княжеского коня семенил осёл миссионера, друзья его несли католический крест. Всю дорогу до границы представитель православного Константинополя Владимир и бенедектинский монах Бруно провели в интереснейших беседах.
Попрощавшись с Владимиром у последней засеки, Бруно направился в незнамо. В записках миссионера сохранились последние слова князя, звучавшие примерно так — «Я довёл тебя до места, где кончается моя земля, начинается неприятельская. Ради Бога прошу тебя не погубить к моему бесчестию, жизнь свою понапрасну. Знаю, завтра, прежде третьего часа, без пользы, без причины, вкусишь ты горькую смерть». «Да откроет тебе Бог рай, как ты открыл нам путь к язычникам», — ответил Бруно. Подождал князь, пока осёл с наездником не скроется в степи, и вернулся в Киев.
Два дня пути степь была полностью пуста. Только на третий день Бруно и пара его спутников увидели на горизонте одинокого всадника. И уже через полдня католиков волокли в ярме в печенегское селение. Ждали их ужасные дни — прикованные к столбу без воды и пищи пережили дикие пляски с метанием топоров поверх голов, битьём и другими видами печенегского гостеприимства. «Пока старшины земли силой вытащили нас из их рук, и поняли, как люди разумные, что мы для добра вступили в их землю» — писал позже Бруно.
Полгода прожил миссионер среди печенегов, обошёл несколько племён, и в конце концов даже крестил около 30 человек и построил церковь. Посвятил одного из своих спутников в епископы, чтобы тот продолжил проповедь христианства у печенегов. И что не менее интересно, договорился о мире между печенегами и русскими, с вестью о чём и вернулся в Киев.
Зимой 1008/1009 годов Бруно, погостив предварительно у своего друга, польского князя Болеслава, с 18 монахами отправился проповедовать христианство к пруссам. Это племя, жившее примерно на территории нынешней Калининградской области, ещё было языческим. Сначала ему удалось крестить местного князя Нетимера с дружиной, но вскоре после этого после нападения пруссов Бруно был обезглавлен, а его спутники повешены по приказу Зебедена, брата Нетимера. Князь Болеслав, узнав о трагедии, молниеносно отбил и доставил тела убитых в Польшу.
Бруно был канонизирован в 1024 году, а в польском городе Гижицко в 1998 году установили памятник «на месте гибели». Однако многие историки считают выбор именно этого места необоснованным.
Дальнейшая судьба печенегской епархии неизвестна, по-видимому, она жила только 7 лет, есть предположение, что её конец совпадает с нарушением печенегами условий мирного договора с Киевом, посредником в котором выступил Бруно Кверфурский.
Вот они, усмешки истории — германский католик, монах-миссионер, стал хорошим другом православному киевскому князю, был понят дикими печенегами и был растерзан пруссами, которые позднее станут ядром возрождающейся Германской империи… Повесть о Бруно — тоненькая ниточка, из которых соткано гигантское полотно европейской истории. Но именно из таких малозаметных нитей и состоит этот красивейший ковёр.
Вернёмся же к замку, первый камень в основание которого был положен Бруно Старшим. Он постепенно перестраивался, и к XIII веку превратился в один из крупнейших во всей Германии.
Храм Святого Бруно в Черняховске
Описание
Храм Святого Бруно Кверфуртского — католический храм в городе Черняховск (Калининградская область). Памятник архитектуры, построен в 1902 году. Расположен по адресу: ул. Ленина, д. 17. Приход Святого Бруно административно относится к западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.
История
Черняховск (Инстербург) до Второй мировой войны принадлежал Восточной Пруссии, подавляющее большинство населения города составляли лютеране. В 1855 году в Инстербурге проживало всего около 50 католиков, к которым приезжал священник из Кёнигсберга. В 1863 году в городе появился первый постоянный католический священник, о. Эдуард Херрманн, в 1865 году построена и освящена католическая часовня. Через несколько лет о. Херрманн ушёл со значительной частью приходской общины к старокатоликам. К ним же отошло и здание часовни, а католики остались без попечения.
В 1887 году часовню вернули Католической церкви. Часовня перестала удовлетворять потребностям растущей общины, и в 1902 году было выстроено здание нового храма. Церковь возводилась в неоготическом стиле по проекту архитектора Фридриха Хайтмана. Интерьер доделывался вплоть до 1912 года. Храм был освящён в честь святого Бруно Кверфуртского, покровителя Пруссии. В 1927 году приход святого Бруно насчитывал 1800 прихожан, 4 % населения города.
После Второй мировой войны Черняховск вошёл в состав Калининградской области РСФСР. Церковь использовалась как военный склад вплоть до начала 90-х годов, когда её практически не пострадавшее здание было передано Министерству культуры для перестройки под органный зал.
В 1992 году в Черняховске возродилась католическая община, которая обратилась в администрацию с просьбой о передаче храма общине. В июле 1993 года просьба была удовлетворена, храм вернули Церкви, в нём начали служить священники из ордена францисканцев-конвентуалов (OFMConv). После возвращения храма были выполнены ремонт его кровли и косметический ремонт, при этом Министерство обороны РФ оказало содействие выделением автокрана. В 2000 году в храме был установлен орган, с тех пор кроме богослужений в церкви проходят органные концерты. 14 июля 2002 года община вошла в состав Российской Генеральной кустодии св. Франциска, 1 ноября 2005 года при церкви был основан францисканский монастырь св. Максимилиана Кольбе. Францисканцы черняховского монастыря кроме прихода св. Бруно окормляют также и католическую общину в Озёрске. В 2009 году община торжественно отмечала тысячелетие мученичества святого Бруно Кверфуртского.
Святой Бруно
БОНИФАЦИЙ КВЕРФУРТСКИЙ, епископ и мученик
Бруно родился в состоятельной семье графов кверфуртских в 974 г. Образование получил в кафедральной школе в Магдебурге. В 995 г. получил сан каноника. Немного позже был представлен ко двору императора Оттона III, племянником которого он был. В 998 г. прибыл с императором в Рим и там покинул его двор, и связанную с ним блестящую перспективу карьеры. Вступил в монастырь бенедиктинцев на Авентине, приняв второе имя — Бонифатий. Затем познакомился со св. Ромуальдом и некоторое время жил в его монастыре в Переум близ Равенны.
Узнав о мученической смерти епископа пражского Адальберта в Пруссии (997 г.) и пяти своих собратьев из переумского монастыря в Польше (1001 г.), решил направиться к восточно-европейским язычникам. Мечтал даже о миссии в Швецию. В 1004 г. был рукоположен в епископы в Магдебурге и решением папы римского Сильвестра II возглавил миссию на Востоке. Для ее выполнения направился в Мерзебург и искал помощи у императора Генриха II. Получив отказ, отправился в Польшу к королю Болеславу Хроброму, который поддержал его миссионерскую деятельность. В последующем Бруно отправился в Венгрию, где составил замечательное жизнеописание епископа Адальберта. Затем отправился в Киев и успешно распространял христианство среди печенегов и рукоположил для них епископа. В 1008 г. вернулся в Польшу просить помощи у короля Болеслава для миссии в Пруссию. Оттуда писал письма Генриху, в которых защищал молодое государство Хроброго перед жестокостью императора заключившего союз с язычниками против поляков. Несмотря на то, что не получил от Болеслава достаточной помощи, направился в землю ятвягов. 9 марта 1009 г. Вместе со своими 18 товарищами был замучен язычниками в пределах Литвы и Пруссии.
Бруно был канонизирован еще в начале XI века. В этом торжестве участвовал император Генрих II.
Стоит отметить тот факт, что св. Бруно, как, возможно, никакой другой святой неразделившегося Христианства, служил взаимному сближению протестантов и католиков Вармии (Эрмланд) и особенно Мазурии, а также, в более широком смысле, поляков и немцев. Символом этого сближения было в 1910 г., установление евангелическо-лютеранской общиной города Лёцен (Гижицко-Польша) креста — памятника в честь католического святого.
День Памяти св. Бруно Церковь празднует 12 июля.