храм святого илии в солнечной долине

Храм Святого Илии в Солнечной долине

Безжалостное время не стерло с каменной плиты порога церкви след крови: на этом месте погиб священник Петр и его юная дочь, не покинувшая отца в его последний час.

По свидетельству очевидцев, каждый год, в Страстную пятницу, плиту поднимали, извлекали тело убиенного священника, облаченное в парчовую ризу, и с торжественными песнопениями обносили вокруг церкви. Затем священник Свято-Ильинского храма рассказывал историю о его подвиге.

Главной реликвией древнего храма была мраморная купель, сделанная из капители колонны, которая украшала какой-то языческий храм в IV—V веке. Мрамор для колонны добыли на острове Проконес на Мраморном море, а в Крым она попала из Константинополя. После выхода христиан из Крыма Свято-Ильинская церковь охранялась одним семейством, в конце XIX века каждый желающий мог осмотреть ее.

Богослужения в Свято-Ильинском храме продолжались до 1936 года, затем его закрыли, сбросили с купола крест, а в алтарной части поставили дизельный мотор для выработки электроэнергии. Но проработал дизель в здании храма недолго. Однажды ночью дежурный увидел седого старца, после чего наотрез отказался входить в церковь. Мотор перенесли в другое место, а здесь устроили зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны в древнем храме молились румыны, после войны он снова был закрыт и заброшен. Без присмотра он стал разрушаться и пришел в запустение. Только в конце 1990-х годов провели реставрацию в храме святого Илии, возобновили богослужения. А в 2000 году произошло радостное событие: нашли и вернули в храм древнюю мраморную купель.

Еще один поворот — и вы попадаете в Судакскую долину, со всех сторон ее защищают горы: с севера Ай-Георгий, с юга Сокол (Куш-Кая), с востока Алчак-Кая и мыс Меганом, на западе Перчем-Кая. Но ваше внимание сразу же привлекает Генуэзская крепость, возвышающаяся над долиной и городом.

Судак — город многовековой и бурной истории, о чем свидетельствуют его многочисленные названия. Археологи обнаружили несколько таврских поселений в окрестностях Судака, но сам город появился в III веке (212 г.). Его основали аланы и назвали Сугдеей (в переводе «чистая, непорочная, святая»). Со временем Сугдея стала крупным портом, через который проходил Великий шелковый путь.

В VI веке все побережье от Херсона до Боспора вошло в подчинение православной Византии. В середине VIII века в долине появились византийские греки, которым пришлось покинуть родные берега из-за религиозных притеснений иконоборцев. В окрестностях Сугдеи они основали поселения и монастыри, построили храмы. Археологи обнаружили остатки семи православных монастырей. Один из них находился на горе Ай-Георгий и, возможно, носил имя этого святого. В средние века монастырь скрывался в лесной чаще, а с его крыш была видна вся долина. Из обители монахи могли наблюдать за жизнью города. В кладке стен древнего монастыря была найдена плита с посвящением богине Деметре. Возможно, в еще более древние времена здесь находилось святилище греческой богини. Еще в 1794 году ученый П.С. Паллас любовался монастырем и храмом. Французский путешественник Дюбуа де Монпере видел храм уже полуразрушенным, но писал, что «стоит уподобиться поднимавшимся сюда древним грекам. с целью полюбоваться творением Создателя». У самой вершины горы бьет из-под земли источник с чистой холодной водой. Может быть, этой водой утоляли жажду и монахи. Источник почитается местным населением целебным, паломники с удовольствием омываются в нем и увозят с собой чистую святую воду.

На склонах мохнатой горы Перчем («грива») сохранились остатки средневекового византийского монастыря, в котором был храм, келья и хозяйственный внутренний дворик. У входа в храм археологи обнаружили несколько древних могил. Этот монастырь просуществовал почти семь веков, насельники покинули его после турецкого нашествия. У подножия горы в 1992 году обнаружили еще один крупный монастырский комплекс, разрушенный в XIII веке монголо-татарскими племенами. Раскопки открыли фундаменты стен и алтарной части храма. А у подножья горы Сокол обнаружены остатки средневекового пещерного монастыря.

Постепенно Сугдея становится центром православной епархии, которую возглавлял сначала епископ, с X века — архиепископ, а позже — митрополит. Богатство города привлекало внимание не только торгового люда. «Житие святого Стефана Сурожского» рассказывает о нападении на город русского князя Бравлина в начале IX века, который «побиша» все побережье Крыма от Херсонеса до Керчи и напал на Сурож.

Интересна личность самого святого Стефана Сурожского, сыгравшего немаловажную роль в становлении Сугдейской епархии. Из «Жития» известно, что Стефан Сурожский родился в конце VII века в Каппадокии, в небольшом селении Моривас. Его родители были христианами и воспитывали сына в страхе Божием. Мальчик был тихим и кротким, не любил шумных игр. С семи лет он начал обучаться грамоте, особенно внимательно изучая Божественное писание. В 15 лет отправился в Константинополь изучать философию и своими способностями удивлял учителей. Сам патриарх Герман, услыхав об учености юноши, пригласил его к себе и, благословив, стал расспрашивать о жизни и учении. Несколько лет Стефан прожил у патриарха, а потом тайно ушел в монастырь, где принял иночество и подвизался, пребывая в молчании. Спустя какое-то время он оставил монастырь и поселился в уединенном месте, где пребывал довольно долго в посте и молитве.

Сколько времени еще провел бы в этом никому не ведомом месте святой Стефан, неизвестно. Но в то время умер епископ в Суроже. Патриарх Герман старался выбрать достойного преемника. Однажды во время молитвы он увидел ангела, который сказал: «Завтра пошли в тайное место к избраннику Божию Стефану и поставь его епископом Сурожу, он может хорошо упасти вверенное ему стадо Христово и привести к вере неверных». В тот же день Божий посланник явился Стефану, стоящему на молитве: «Я ангел Господень, послан от Спаса Христа возвестить тебе радость и повелеть идти в град Сурож научать людей вере Христовой, утром пришлет за тобой патриарх, и, посвятив, пошлет тебя туда архиепископом, ты же не ослушайся его, чтобы не прогневать Бога».

На следующий день святого Стефана привезли к патриарху. Он с искренней радостью рукоположил Стефана в архиепископы, и тот отправился на корабле в Тавриду. Стефан стал третьим епископом в Сугдее (всего их было 19).

Это было время расцвета христианства. Стефан учил Слову Христову не только в церкви, но и в домах, и на торжищах, поэтому много людей крестилось. За пять лет в Суроже почти не осталось язычников.

Но наступали нелегкие времена. В Константинополе новым императором стал Лев III Исавр, он поддержал требования некоторых церковных иерархов отказаться от поклонения иконам. А в 730 году он законодательно отменил почитание икон. Новый патриарх Анастасий потребовал от Стефана Сурожского не поклоняться иконам, но тот ответил отказом: «Не будет этого, не позволю народу моему отступить от закона Христова».

Стефан сам отправился в Константинополь и предстал пред императором, требуя прекратить гонения на иконопочитателей. На угрозы он отвечал: «Если ты меня и сожжешь, и на части рассечешь, или еще каким-либо образом замучаешь, все претерплю за иконы и крест Господень. О, царь, оставь иконоборчество, если же будешь продолжать, то ты предтеча антихристов». Святой не поддался уговорам и увещеваниям со стороны императора. Тогда его жестоко избили, волокли за волосы по земле и посадили в темницу.

Спустя некоторое время император вновь позвал Стефана, стремясь сломить волю святого, он плюнул на икону Деисуса и потребовал, чтобы Стефан сделал то же самое. Но святитель гневно отвечал: «Враг Божий, недостойный царства, как не ослепли твои глаза — и не иссохли беззаконные руки? Скоро Бог отнимет у тебя царство и прекратит жизнь твою», за это святого вновь избили, привязали к хвосту лошади и потащили в темницу.

Но предсказание Стефана вскоре свершилось, император Лев умер в 741 году. Новый император Константин Копроним терпимо относился к иконопочитателям, а его жена сама молилась пред иконами. По ее заступничеству Стефана Сурожского вызволили из темницы. Императрица пригласила святителя окрестить ее маленького сына. После этого Стефан с великими почестями был посажен на корабль и отплыл в Сурож.

Святой Стефан Сурожский умер 15 декабря 750 года. Весть о его смерти опечалила многих горожан. Слепой от рождения Ефрем, которому святитель при жизни помогал едой и одеждой, воскликнул: «Кто теперь мне поможет, ведите меня к святителю, я хочу поцеловать ноги его». Он горько плакал у гроба святого, и вдруг случилось чудо: его глаза стали видеть. И это не единственное чудесное событие, оставшееся в памяти народа. Когда князь Бравлин захватил Сурож, в городе начался грабеж. Сам князь вошел в храм, где на раке Стефана он увидел покрывало, украшенное жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Но лишь только протянул князь руку, чтобы взять это покрывало, как лицо его перевернулось назад, и он упал с пеной у рта. Исцелился князь только после крещения.

Греческая царевна Анна по дороге в Керчь заболела, но обратилась с молитвой к святому Стефану и получила исцеление.

Святой Стефан был похоронен в алтаре Софийского собора в городе Суроже. После собор был обращен в мечеть, но верующие сумели спасти мощи святого от поругания. До сих пор неизвестно, где они хранятся.

Первые нашествия монголо-татарских племен в XIII веке доставили немало бед Сугдейской епархии. Сам город был не единожды разорен, разрушены храмы, в том числе и замечательный храм Софии, разграблены монастыри. Монахи одного из монастырей, располагавшегося в окрестностях Судака, вели записи на полях синаксария — рукописной книги религиозного содержания, ныне хранящейся в Турции. Одна из записей синаксария сообщает, что татары разорили крепость и храмы Сугдеи: святую Софию, святого Стефана и святой Варвары. В другой читаем: «Пришел Толактемир и апокрисиарий узбеков. Имя ему Карабулат. И взял Сугдею без войны, и сняли колокола все, и сломали иконы и кресты, и затворили ворота, и была скорбь, какова не была никогда». Постепенно татары осели в Крыму, сделав прибрежные города и селения своими данниками. Из степных районов татары продвинулись в горы, здесь образовалось Крымское ханство.

храм святого илии в солнечной долине
Генуэзская крепость

Причиной, по которой татары разоряли города, монастыри и храмы, было золото. Религия тогда не вызывала разногласий, потому что племена татар были язычниками, верили в разных богов и некоторые из них даже становились христианами, о чем свидетельствуют записи в уже упоминавшемся синаксарии.

Другой бедой для православных христиан стало распространение влияния в Крыму генуэзцев, которые в 1365 году получили разрешение от византийского императора Михаила Палеолога плавать по Черному морю. Они основали торговые фактории в Кафе (Феодосии) и Сугдее, вытеснили своих конкурентов венецианцев и со временем захватили все побережье от Черкио (Керчи) до Чембало (Балаклавы), основав свои колонии. С утверждением власти генуэзцев утвердилась и католическая вера. В Кафе и Сугдее находились католические епископы. Здесь же появились три обители францисканского и доминиканского орденов. Католическая церковь, руководствуясь решениями флорентийской унии 1439 года, пыталась лишить Православную Церковь в Крыму самостоятельности и подчинить ее власти папы. Но Сугдея оставалась центром православия.

храм святого илии в солнечной долине
Образ Пречистой Богородицы Семистрельная

От далекого времени Сугдейской епархии сохранились руины храмов в окрестностях Судака и в Генуэзской крепости, о которой русский историк М. Погодин сказал: «Во всей Европе нет развалин живописнее этих, никакие рейнские замки не сравнятся с ними». Крепость стали возводить в X веке на месте более ранних укреплений. Кто только не строил ее стены: сначала греки, затем венецианцы, а после их торговые конкуренты генуэзцы. С 1371 по 1469 год ими были построены все крепостные стены и башни. В Солдайе (так называли город генуэзцы) жили представители разных народов: греки, хазары, армяне, татары, генуэзцы и многие другие. Разным было и вероисповедание, но основным оставалось православие. В городе насчитывалось 13 православных храмов.

Напротив главных ворот, на склоне горы стоят руины небольшой двухапсидной базилики, ее называют «Храм на консолях». Ее апсида поддерживалась тремя каменными кронштейнами, или консолями (отсюда и название храма). Стены были сложены из колотого камня, а углы и апсида из тесаных каменных блоков. Вторая апсида, совсем маленькая, была построена с юго-восточной стороны храма, позже ее разобрали. Храм перекрывал каменный полуциркульный свод. Нижнюю часть базилики предположительно построили в X—XII веке византийцы. Весь храм был построен или восстановлен на древнем фундаменте в XIV веке.

В некоторых башнях устраивали небольшие домовые церкви — капеллы. В верхнем ярусе крепости, так называемом Консульском замке, на юго-запад от Консульской башни расположена Георгиевская башня. В ней на первом этаже находится ниша с округлым верхом, а над ней плита с изображением всадника на коне. Барельеф стерся за минувшие столетия, но традиционно считают, что это Георгий Победоносец. Однако исследователь А. Полканов высказал мнение, что именно эта башня, а не Дозорная, в средние века носила название «Замок святого Ильи», это предположение основано на виденной им в 1896 году фреске. На ней была изображена фигура святого с поднятыми руками, летящая на облаке вверх (вспомним, что Илья Пророк был взят живым на небо). Но сегодня изображение с трудом можно различить.

В легендарной Девичьей (или Дозорной) башне сохранилось помещение, которое, по всей видимости, было домашней церковью. Вход в него вел со второго этажа, в небольшой треугольной в плане комнате без окон сохранились остатки фрески, изображающей Богоматерь с пронзенным семью мечами сердцем. В 70-е годы XV века в этой башне находились в плену братья второго крымского хана Менгли-Гирея — Эминек и Нур-Девлет. Затем их перевезли в замок святого Николая в Балаклаве, откуда они бежали в Турцию и уговорили турецкого султана Кедук Ахмет пашу направить свои войска в Крым.

храм святого илии в солнечной долине
Храм Двенадцати апостолов

Источник

Храм Святого Илии в Солнечной Долине

храм святого илии в солнечной долине

храм святого илии в солнечной долине

В окрестностях Судака, в самом центре села Солнечная Долина, находится древнейший из всех действующих соборов Крымского полуострова — храм Св. Илии. Он был построен между 9 и 11 веками. Считается, что строителями и первыми прихожанами церкви были греки, после их переселения заботы о храме перешли к местным жителям. В 1904 г., после значительного ремонта храм Св. Илии вновь был освящён и открылся для богослужений. В те времена рядом с храмом располагалось огромное живописное озеро, по берегам которого росла шелковица. Главной реликвией храма Св. Илии была мраморная купель 4—5 веков, которую привезли в Солнечную Долину из Константинополя.

В советские годы церковь ещё пару десятилетий была действующей, но в 1939 г. её закрыли, а церковные помещения стали использовать сначала как электрическую будку, установив дизельный мотор в алтаре, а затем в качестве зернохранилища.

После Великой Отечественной войны храм Св. Илии и территория рядом с ним окончательно пришли в запустение: озеро иссушили, холм срезали, забор снесли. Сам собор тоже планировалось разрушить, но благодаря энтузиазму археологов, которые занимались здесь исследованиями, он чудом избежал горькой участи. В это же время была украдена церковная святыня — мраморная купель.

Новая жизнь храма

Возрождение церкви Св. Илии началось в 1998 г., когда в Солнечной Долине была восстановлена православная община. Храм отреставрировали, вернули древнюю купель и даже обнаружили могилу мученика Петра, разграбленную в годы советской власти.

В настоящее время ремонтные работы не закончены, многое уже сделано, но и предстоит немало трудов. Прихожане верят в то, что их храм будет жить, поскольку имеет поддержку свыше. Словно подтверждение этого, каждый год 2 августа — в день пророка Илии — в Солнечную Долину приходит чудо. Небо озаряется вспышками молнии, а по всей долине слышатся раскаты грома. Говорят, что это проезжает огненная колесница пророка, который порой окормляет долину благодатным дождем.

Внешний облик

Архитектурное решение собора очень необычно. Божий престол этого храма, состоящий из трёх плит, прилегает к восточной стене, поэтому обогнуть его невозможно. Дверь в южной стене настолько крохотная, что посетителям приходится наклоняться, чтобы войти. Кстати, во многом по этой причине верующие назвали ее «дверью смирения». Окошки в церкви тоже миниатюрные, поэтому внутри довольно сумрачно. Над входом висит камень, украшенный греческими крестами, которые, правда, уже практически не различимы.

Как добраться

Адрес: Солнечная Долина, ул. Черноморская, 2.

Координаты: 44°52’31″N, 35°06’03″E.

Найти храм Св. Илии совсем нетрудно. Ориентируйтесь на автобусную остановку, храм расположен рядом с ней.

Источник

Древнегреческий храм в Солнечной Долине: чудеса и святыни ФОТО

храм святого илии в солнечной долине

Храм Святого Пророка Илии в Солнечной Долине под Судаком является древнейшей из действующих на полуострове церквей. За свою более чем тысячелетнюю историю святыня пережила множество бед и потрясений, но осталась цела и невредима, явив миру множество чудес.

Согласно исследованиям, церковь была возведена в X-XII веках, когда на месте Солнечной Долины было древнее греческое поселение. Существует версия, что храм этот был не единственный, однако выстоять все невзгоды и дожить до настоящего времени удалось только ему. После переселения греков церковь осталась на попечении местных жителей, которые и заботились о святыне на протяжении многих веков.

храм святого илии в солнечной долине

Вход в древний храм. Фото big-rostov.ru

В 1771 году в храм пришла беда. Многотысячное русское войско под командованием князя Н. Долгорукова разбило 95-тысячное турецкую армию под Кафой. Узнав об этом, турки, стоявшие тогда в районе Солнечной Долины, решили отомстить и зверски убили православного священника Петра, одного из настоятелей храма. Верующие с почестями похоронили тело невинно убиенного настоятеля, а на его могилу положили гладкую каменную плиту.

Среди местных жителей Петр слыл человеком мудрым, глубоко верующим и прозорливым. Так, он предсказывал свою гибель незадолго до трагедии. А потому место захоронения его через некоторое время стало местом паломничества православных христиан. Сюда стали приводить больных за исцелением. Оставив под могильной плитой кусочек бинта, тряпицы, или, наоборот, взяв с могилы немного земли, страждущие просили исцеления. Паломничества продолжаются и по сей день, а чудеса исцеления иногда случаются у всех на глаза. Так, по рассказам настоятеля, однажды к святыне приехал профессор, страдающий радикулитом. Боль в спине была такой, что тяжело было даже идти. Как и многие, он приложил руки к камню и тут же почувствовал себя лучше. Спина перестала болеть, и мужчина наконец-то смог нормально двигаться.

храм святого илии в солнечной долине

Ильинский храм в начале ХХ века. Фото journalpp.ru

храм святого илии в солнечной долине

Храм освещается всего лишь двумя маленькими окошками. Фото wikipedia.org

Затем наступили ненастные времена. При советской власти церковь была закрыта, а в 1939 году здесь устроили генераторную. Поставили дизельный мотор и приставили к нему ночного сторожа. И вот однажды ночью явился к сторожу старец с белой бородой и начал выгонять сторожа из храма, говоря, что место сие святое, и оно не должно быть поругано. Наутро сторож явился к начальству, рассказал о случившемся и наотрез отказался дальше нести службу. По мнению местных жителей, явившимся старцем был настоятель Петр, который и после своей гибели продолжил защищать церковь.

храм святого илии в солнечной долине

Мраморная купель – главная святыня храма. Фото gidcrima.ru

О чуде власти помнили недолго и через некоторое время устроили в храме зернохранилище. Но после того, как трактор, подвозивший зерно, необъяснимым образом перевернулся, отказались и от этой затеи. Затем началась Великая Отечественная война, но и тут не обошлось без чуда. Храм, находившийся под самым обстрелом, нисколько не пострадал. На его стенах не нашли ни одного пулевого отверстия. В 60-е годы мраморную купель увезли в качестве музейного экспоната в Генуэзскую крепость, а сам храм решили снести. Но тут его спасли археологи. Проведя исследование, они пришли к решению, что церковь эта является памятником архитектуры, а потому должна охраняться государством. Так церковь не уничтожили, а холм, на котором она стоит, укрепили плитами.

храм святого илии в солнечной долине

Могила настоятеля Петра, убитого турками. Фото azbyka.ru

В 1998 году возродившаяся в Солнечной Долине православная община приступила к ремонту храма. В 2000 году сюда вернулась главная святыня церкви – мраморная купель. В 2001 году была найдена разграбленная в советские годы могила настоятеля Петра. Каменную плиту на ней также восстановили.

А в 2004 году произошло в церкви еще одно чудо. Ночью возле мраморной купели загорелся пол. Пожар длился несколько часов, но огонь не продвинулся дальше купели, оставив храм невредимым. А лежавшая рядом с купелью икона «Воскресение Христово», обгорела лишь с одной стороны. Та часть, на которой был изображен воскресший Спаситель, осталась нетронутой.

храм святого илии в солнечной долине

Горевшая несколько часов икона. Фото journalpp.ru

Также в церкви есть еще две уникальные обновляющиеся иконы. Одну из них принесла прихожанка, и через некоторое время на иконе стал проявляться лик святителя Николая. Вторую икону мужчина нашел у себя на чердаке. Она была настолько стара, что было даже непонятно, в честь кого ее написали. И только сейчас из темноты стал выступать лик Спасителя.

храм святого илии в солнечной долине

Внутреннее убранство храма. Фото azbyka.ru

К Ильинской церкви ежегодно приезжают паломники, чтобы поклониться древней святыне. Как и тысячелетие назад, храм непривычно аскетичен. Над входом установлен каменный блок, на котором едва различимы греческие кресты. Сам вход в помещение невероятно низок, так что войти, не пригнувшись, практически невозможно. Местные жители называют его дверью смирения. Внутри помещение освещается двумя маленькими окошками. Престол церкви состоит из трех каменных плит, которые так плотно прислонены к восточной стене, что их невозможно обойти.

При проведении раскопок около церкви обнаружили кладку на глине, а значит, что на этом месте могло быть еще более древнее строение.

Доехать до храма можно, сев на автовокзале в Судаке на автобус №8. Выходим на остановке «Солнечная Долина», проходим 400 метров, и мы на месте.

Источник

Чудеса и святыни древнего греческого храма в Крыму

храм святого илии в солнечной долине

В центре села Солнечная Долина под Судаком стоит небольшой православный храм в честь святого пророка Илии. Храму больше тысячи лет. Он пережил не одну войну, но остался невредим. Эти древние стены окутаны легендами и здесь совершилось не одно чудо.

ЧЕРЕЗ «ДВЕРЬ СМИРЕНИЯ»

Отец Игорь, настоятель святой обители, идёт отпирать ворота. Грунтовая дорожка ведёт вверх, на холм, откуда открывается вид на солнечнодолиненские домики – храм стоит в центре села. Когда-то Солнечная Долина была греческим поселением, причём довольно большим. Здесь возвели несколько православных храмов, но лишь этот пережил века.

Храм пророка Илии совсем небольшой и архитектура его довольно проста – это прямоугольное строение с выступающей на востоке аспидой. Вход в обитель настолько низок, что даже невысокому человеку, проходя внутрь, нужно склониться.

– Это так называемая «дверь смирения», – объясняет отец Игорь. – Входя, нужно приклониться, потому что сразу можно получить себе напоминание. В древности у православных греков строительство низких входов в храмы было распространено и носило практическую роль: чтобы воин не мог заехать в храм на коне и таким образом осквернить его.

Над входом в храм на каменных блоках отец Игорь показывает едва различимые стёртые временем розетки с греческими икс-образными крестами. Это одно из доказательств древности храма.

КАК СОТВОРИЛОСЬ ЧУДО

В Солнечной Долине есть местный чудотворец. Это отец Пётр, один из настоятелей Ильинской церкви, убитый турками в XVIII веке и здесь же погребённый. Он почитался и почитается местными жителями. К его могиле в поисках исцеления всегда шли больные. Прося чуда, люди брали из-под могильной плиты священника горсть земли, а вместо неё клали свои тряпицы и бинты.

Сейчас у входа в храм лежит старая могильная плита – это всё, что осталось от захоронения. Мощи священника, так и не удалось найти, рассказывает отец Игорь, но по имеющимся данным, захоронение было именно здесь, у входа в церковь. Чудеса от могилы отца Петра происходят по сей день.

– Я сам был свидетелем, – подтверждает отец Игорь. – Однажды из Москвы приехал с группой профессор, медицинский работник. К храму он не пришёл, а приполз – настолько его разобрал радикулит. Пока я проводил экскурсию, он приложился к камню. И тут же забежал в храм, начал танцевать, приседать. Говорит: «Чудо сотворилось». Он оставил письменное свидетельство, что с ним здесь произошло такое чудо.

Местные верят, что отец Пётр оберегает святую обитель. Это подтверждает примечательный случай. В советское время храм, как и остальные в Союзе, был закрыт. Помещение использовалось как генераторная. Каждую ночь в храме оставался сторож.

– Однажды ночью сторожу чудесным образом явился благовидный старец с белой бородой и начал выгонять его из храма. Говорил ему: «Это церковь, она не должна быть поругана», – рассказывает отец Игорь. – Утром сторож пошёл к начальству, доложил о случившемся и отказался от работы. Храм закрыли.

Чуть позже началась Великая Отечественная война. В районе Солнечной Долины шли сражения, но ни одного осколочного или пулевого отверстия в стенах храма нет, хотя после сильных дождей на холме вокруг церкви находят как советские, так и фашистские гильзы и патроны.

Внутри храма прохладно и темно. Но вот отец Игорь включает свет – и на сводчатом потолке возникают лики святых. Впереди – деревянный алтарь, за спиной – хоры. Остаётся только удивляться, как там размещаются певчие.

– Это главная святыня храма, – указывает отец Игорь на небольшую мраморную купель у алтаря. – Это капитель (венчающая часть колонны. – Ред.) языческого храма IV-V века. В ней сделано углубление. Капитель привезена в Крым из Константинополя и подарена этому храму. По сегодняшний день здесь совершается таинство крещения.

В советское время купель была увезена в Генуэзскую крепость и хранилась там как экспонат. Потом её перевезли в Симферополь, где она была обнаружена и в 2000 году возвращена в храм.

Также в храме есть две обновляющиеся иконы и ещё одна, чудесным образом пережившая пожар.

– Икону святителя Николая принесла в церковь наша прихожанка, – вспоминает отец Игорь. – Со временем на ней начал проявляться лик. Когда прихожанка сама пришла в храм, она очень удивилась и подумала, что икону восстанавливали.

Эту икону можно увидеть сразу же, заходя в храм. На противоположной стене ещё один обновляющийся святой образ.

– Вторая икона – Спасителя, – продолжает настоятель. – Когда после распада Советского Союза открылся храм, её нашёл у себя на чердаке один мужчина и принёс сюда. При первом взгляде становилось ясно, что это икона, но в честь кого – совершенно невозможно было разглядеть. Теперь мы уже видим, что это Спаситель. Его лик выступил словно из
темноты.

Третья икона, совсем небольшая, хранится в киоте. Она пережила пожар, который случился в храме в 2002 году. Церковь горела пять часов. Икона же лежала на купели. Толстая доска истлела почти полностью, но тонкая бумага, на которой изображён воскресший Христос, осталась невредима…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *