храм святого николая на пенье
Николо-Пенье. Церковь Николая Чудотворца.
Церковь Николая Чудотворца в с. Николо-Пенье (Никольское на Пеньях)
Карта и ближайшие объекты
Статьи
По преданию, на старых пнях, оставшихся после рубки леса, в 1688 году был поставлен деревянный храм. Новый храм построен в 1863 году на средства крестьянина Алексея Адрианова Писцова по типовому проекту архитектора К. Тона. Каменный, одноглавый, с ярусной колокольней. В 1892 году расписан на средства купца Дмитрия Кононовича Кекина. Престол во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Особенно почитались храмовая икона святителя Николая, чудотворца, написанная в пошехонском Адриановом монастыре, и икона Божией Матери, именуемая «Всех скорбящих радость».
Закрыт в 1933 (1934?) году. В советский период в храме был склад зерна.
Источник информации: «Монастыри и храмы земли Ярославской», краткая иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах, том первый, 2000 год
Никола-Пенье, владельческое село, при прудах и колодцах, в 28 верстах от Ростова; в нем 25 дворов, 58 душ и 62 надела. Каменная пятиглавая, в связи с колокольнею церковь во имя св. Николая построена в 1863 г. усердием крестьянина Писцова, а прежде создания этого храма в селе находилась церковь деревянная, которая и была окончательно нарушена 28 июня 1878 г.
Из местно чтимых икон следует указать на храмовую икону св. Николая с надписью: «написался сей святой образ в Ростовском уезде в церковь св. Николая, зовомый что на Пенье. А строил сей образ Адриановой пустыни игумен Иаков по своим родителям своими келейными деньгами».
Крестных ходов в приходе бывает два: 9 мая – в честь храмового праздника и 28 июля, установленный с давних пор в память скотского падежа. При церкви числится 33 десятины земли и приход из одного селения.
Относительно возникновения села существует следующее предание: на том месте, где стоит теперь село, был лес, рубленный для постройки деревянной церкви при д. Клепках. Когда построили основание церкви, то бревна раскатились на ту сторону, где был рублен лес, вследствие чего постройка церкви была перенесена на пни рубки, а затем и вся деревня Клепки переселилась к новосозданной церкви. Местность, где стояла эта деревня, до сих пор носит название «Клепки».
А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.
Церковь Николы Пенского (Ярославль)
Церковь Николая Пенского в Ярославле относится к историко-культурным памятникам города и страны. Храм был возведен в конце 17-го столетия на одном из берегов Которосли. Церковь принадлежит к числу храмов, сохранивших самобытность допетровской эпохи. Храм строился прихожанами в 1689-90 годах как тёплый храм Федоровского прихода, в советское время (до 1987 года) функционировал в качестве кафедрального собора древней Ростовско-Ярославской епархии.
Содержание
История [ править ]
Церковь Николая Чудотворца на Пенье, в просторечии Никола на Пенье или церковь Николо-Пенская — небольшой одноглавый бесстолпный храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля, на правом берегу реки Которосли. Строился прихожанами в 1689-90 гг. как тёплый храм Федоровского прихода, в советское время (до 1987 г.) функционировал в качестве кафедрального собора древней Ростовско-Ярославской епархии. Это единственный храм в старой части города, не закрывавшийся в годы советской власти, и один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца.
О построении в 1660-е годы деревянной Никольской церкви повествует обработанная в XVIII веке «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».
Случившийся в 1659 году пожар Толчковской слободы лишил её жителей деревянной Предтечевской церкви. Новый каменный храм возводился долго, ибо был призван превзойти все прочие церкви Ярославля как размерами, так и изяществом отделки. Жители восточной окраины слободы решили не ждать завершения строительных работ и испросили у митрополита Ионы Сысоевича разрешение на возведение особого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. Кожевенник Гурий Кочуров выделил под строительство двор своего должника. Окрестности были очищены слобожанами от леса, после которого «остася множество пенья» и от этих пней «именование свое церковь сия прият, и доныне именуемая пенская». Храм был построен за одно лето; освятил его протопоп Успенского собора Никита. По словам автора «Повести…», «из нелепоственного здания соделася храм светолепен». Захар и Гурий Даниловы Кочуровы вместе с Власом Власовым не только больше других сделали для образования нового прихода, но и заказали для него икону с изображением своих небесных покровителей — пророка Захарии, Гурия Исповедника, священномученика Власия. Из утвари деревянного храма в «Повести…» упомянуты серебряный потир и 20-пудовый колокол.
В 1681-87 гг. чуть южнее Николо-Пенской церкви прихожанами велось строительство холодной Фёдоровской церкви. На следующий год после её освящения они обратились к митрополиту с ходатайством о замене деревянной церкви Николы каменным строением. Эта каменная церковь была освящена 30 ноября 1691 года и сохранилась до нашего времени. Как было тогда принято в Ярославле, зимняя церковь была решена как небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением. Над простым четвериком возносится стройный, прорезанный рядами слухов шатёр единственной в приходе колокольни. В самом конце XVII века прихожане Еремины оснастили колокольню звонами; набор колоколов пополнялся при закрытии и сносе приходских храмов в XX веке. В 1890 году купец С. А. Черногородов устроил с северо-восточной стороны придел Сергия Радонежского, над которым была надстроена Никольская часовня с отдельным входом со двора. Сам придел решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующем с архитектурой четверика, однако крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках.
Нынешний иконостас придела был перевезён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря, который стоит на месте рождения св. Сергия. В советское время Николо-Пенская церковь долгое время была единственной действующей в городе, именно здесь почивали мощи ярославских чудотворцев — святых князей Василия и Константина.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время это домовая церковь ярославских архиепископов.
Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Пенского).
Церковь Николы Пенского
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Николая Чудотворца на Пенье, в просторечии Никола на Пенье или церковь Николо-Пенская — небольшой одноглавый бесстолпный храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля, на правом берегу реки Которосли. Строился прихожанами в 1689-90 гг. как тёплый храм Федоровского прихода, в советское время (до 1987 г.) функционировал в качестве кафедрального собора древней Ростовско-Ярославской епархии. Это единственный храм в старой части города, не закрывавшийся в годы советской власти, и один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца.
О построении в 1660-е годы деревянной Никольской церкви повествует обработанная в XVIII веке «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».
Случившийся в 1659 году пожар Толчковской слободы лишил её жителей деревянной Предтечевской церкви. Новый каменный храм возводился долго, ибо был призван превзойти все прочие церкви Ярославля как размерами, так и изяществом отделки. Жители восточной окраины слободы решили не ждать завершения строительных работ и испросили у митрополита Ионы Сысоевича разрешение на возведение особого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. Кожевенник Гурий Кочуров выделил под строительство двор своего должника. Окрестности были очищены слобожанами от леса, после которого «остася множество пенья» и от этих пней «именование свое церковь сия прият, и доныне именуемая пенская». Храм был построен за одно лето; освятил его протопоп Успенского собора Никита. По словам автора «Повести…», «из нелепоственного здания соделася храм светолепен». Захар и Гурий Даниловы Кочуровы вместе с Власом Власовым не только больше других сделали для образования нового прихода, но и заказали для него икону с изображением своих небесных покровителей — пророка Захарии, Гурия Исповедника, священномученика Власия. Из утвари деревянного храма в «Повести…» упомянуты серебряный потир и 20-пудовый колокол.
В 1681-87 гг. чуть южнее Николо-Пенской церкви прихожанами велось строительство холодной Фёдоровской церкви. На следующий год после её освящения они обратились к митрополиту с ходатайством о замене деревянной церкви Николы каменным строением. Эта каменная церковь была освящена 30 ноября 1691 года и сохранилась до нашего времени. Как было тогда принято в Ярославле, зимняя церковь была решена как небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением. Над простым четвериком возносится стройный, прорезанный рядами слухов шатёр единственной в приходе колокольни. В самом конце XVII века прихожане Еремины оснастили колокольню звонами; набор колоколов пополнялся при закрытии и сносе приходских храмов в XX веке. В 1890 году купец С. А. Черногородов устроил с северо-восточной стороны придел Сергия Радонежского, над которым была надстроена Никольская часовня с отдельным входом со двора. Сам придел решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующем с архитектурой четверика, однако крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках.
Нынешний иконостас придела был перевезён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря, который стоит на месте рождения св. Сергия. В советское время Николо-Пенская церковь долгое время была единственной действующей в городе, именно здесь почивали мощи ярославских чудотворцев — святых князей Василия и Константина. В настоящее время это домовая церковь ярославских архиепископов.
Т.А. Рутман. «Храмы и святыни Ярославля». Ярославль, 2005. О.И. Шабасова «Ярославские сказания о чудотворных иконах в историко-культурной традиции края (XVII-нач. XVIII в.)». Ярославль, 1998. В.Ф. Маров. «Ярославль: Архитектура и градостроительство». Ярославль: Верхняя Волга, 2000.
Каменный новый храм строился долго, так как должен был превзойти все прочие церкви Ярославля как изяществом отделки, так и размерами. Купец С.А. Черногородов соорудил в 1890 году придел Сергия Радонежского с северо-восточной стороны. Позже над ним надстроили Никольскую часовню с отдельным входом со двора. Он решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующим с архитектурой четверика. Крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках. Иконостас был переносён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря, который стоит на месте рождения св. Сергия.
Церковь Николы Пенского продолжительное время была единственной действующей в городе в советское время. Именно здесь хранили мощи святых князей-ярославских чудотворцев Константина и Василия. В данное время церковь Николы Пенского служит домовой церковью ярославских архиепископов.
В 1681 году, видя, как по соседству растёт и украшается Иоанно-Предтеченский храм, прихожане Никольского храма тоже решили отстроиться в камне. Правда, были и некоторые другие обстоятельства, которые подтолкнули их к этому решению. В «Повести. » говорится, что в 1669 году посадский человек Иоанн Плешков «впаде в лютую болезнь», а исцелился после явления ему во сне двух мужей в святительском одеянии, которые повелели Иоанну отправиться в Кострому к Феодоровской иконе Божией Матери, заказать список с неё и возвести в приходе Николы Пенского каменную церковь в её честь. Исполнение заказа ярославцы поручили знаменитому иконописцу Гурию Никитину, и тот подошёл к нему со всей ответственностью: «пред начинанием того дела воздержася от брашен, исповедася грехов своих, Святых Таин причастися и тогда начать того святого дела касатися». Когда привезённый из Костромы список с Феодоровской иконы Божией Матери несли в Николо-Пенскую церковь, от него произошло первое исцеление: «болезнующий с полгодичное время и не могий сам ходить» Василий Потапов встал со своего одра, на котором он его вынесли «предврату дома своего», и собственными ногами пошёл за торжественной процессией. На созидание будущего каменного храма он пожертвовал 20 рублей (в то время на эти деньги можно было построить дом).
За образец для Феодоровской церкви толчковцы взяли недавно сооружённый Вознесенский храм на Власьевской улице. Они не ставили перед собой никаких амбициозных задач, поэтому церковь получилась хотя и просторной, но довольно скромной в смысле оформления. Впрочем, надо полагать, прихожане понимали, что, как бы они не старались, превзойти строителей Предтеченской церкви им вряд ли удастся. Феодоровский храм освятили в один год с Иоанно-Предтеченским (1687), а на следующий год началось строительство каменного зимнего храма, который призван был заменить деревянную Николо-Пенскую церковь. Его строительство завершилось к 1691 году. Тогда, конечно, никто не мог представить, что эта маленькая одноглавая церковка в советские годы будет оставаться единственным действующим храмом Ярославля. А между тем именно так оно и случилось. Только в 1987 году епархии вернули соседний Феодоровский храм. И до того времени (2010), когда произошло освящение нового Успенского собора, он являлся кафедральным собором Ярославской епархии. Устройство церкви Николы Пенского типично для ярославских тёплых церквей: маленький четверик с пристроенной трапезной частью. С западной стороны пристроена красивая восьмигранная на четверике шатровая колокольня.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам», Выпуск №52, 2013 г.
О построении в 1660-е г.г. деревянной Никольской церкви повествует обработанная в XVIII в. «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».
Случившийся в 1659 г. пожар в Толчковской слободе лишил её жителей деревянной Предтечевской церкви. Новый каменный храм возводился долго, ибо был призван превзойти все прочие церкви Ярославля как размерами, так и изяществом отделки. Жители восточной окраины слободы решили не ждать завершения строительных работ и испросили у митрополита Ионы Сысоевича разрешение на возведение особого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. Кожевенник Гурий Кочуров выделил под строительство двор своего должника. Окрестности были очищены слобожанами от леса, после которого «остася множество пенья» и от этих пней «именование свое церковь сия прият, и доныне именуемая пенская».
В 1681-1687 г.г. чуть южнее Николо-Пенской церкви прихожанами велось строительство холодной Фёдоровской церкви. На следующий год после её освящения они обратились к митрополиту с ходатайством о замене деревянной церкви Николы каменным строением. Эта каменная церковь была освящена 30 ноября 1691 г. и сохранилась до нашего времени. Как было тогда принято в Ярославле, зимняя церковь была решена как небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением. Над простым четвериком возносится стройный, прорезанный рядами слухов шатёр единственной в приходе колокольни. В самом конце XVII в. прихожане Еремины оснастили колокольню звонами; набор колоколов пополнялся при закрытии и сносе приходских храмов в XX в.
В 1890 г. купец С.А. Черногородов устроил с северо-восточной стороны придел Сергия Радонежского, над которым была надстроена Никольская часовня с отдельным входом со двора. Сам придел решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующем с архитектурой четверика, однако крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках. Нынешний иконостас придела был перевезён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря.
В 1999 г. был сооружен крестильный храм равноапостольного князя Владимира в кирпичном корпусе, стоящем по западной границе церковного двора. Внешне выделен куполом с главкой.
Также на территории Фёдоровского подворья (прихода) находятся могилы Архиепископа Михея (Хархарова) и Митрополита Иоанна (Вендланда).
Храм Николы Пенского
Наш сегодняшний рассказ продолжает ранее начатый цикл о Никольских храмах Ярославской земли и их ктиторах из купечества. Сам Ярославль, именуемый градом семи Николаев, каждый свой храм, посвящённый этому угоднику Божию, наделял как бы вторым именем, различия их между собой и подчеркивая индивидуальный облик каждого из них. Храм Николы Надеина во втором своём имени упоминает “прозванье” храмоздателя – купца, принявшего к концу земного пути монашеский постриг. Храм Николы Мокрого указывает в названии на свое местоположение у слияния двух рек. Храм Николы Рубленого стоит у входа в старый деревянный кремль – рубленый город.
Сегодня же мы поговорим о Николо-Пенском храме, чьё второе название прямо указывает на слово “пень”. Именно обилие пней отличало когда-то данную местность, ибо для строительства храма жители Толчковской слободы корчевали лес, не желая долго оставаться без должного окормления рядом с местом своего обитания.
Ровно триста шестьдесят лет тому назад, в 1659 году в Толчковской слободе сгорает большой деревянный храм, освященный во имя Иоанна Предтечи, Крестителя и брата Господня. Затевается строительство нового храма, но оно длится весьма продолжительное время, так как новый храм должен превзойти остальные и своими размерами, и красотой своего убранства. Жители Толчковской слободы, не желая долго оставаться без дома Божьего, испрашивают у местного митрополита Ионы благословения на строительство нового деревянного храма во имя святителя Николая, столь почитаемого, как мы уже знаем, в этом купеческом городе.
Храм возводится очень быстро, в течение одного лета, коштом, как тогда говорили, всех приходских людей. Среди них были и богатые купцы, сделавшие в храм немалые вклады. Это и кожевник Гурий Кочуров, и его брат Никита, и Власий Власов, которые, помимо жертвы на само строительство, заказывают для храма большую икону с ликами своих небесных покровителей: Гурия Исповедника, пророка Захарии и священномученика Власия. Кто-то из богатых прихожан (может, вышеупомянутые братья Кочуровы или Власий Власов) пожертвовали Никольскому храму серебряный потир и двадцатипудовый колокол.
В начале восьмидесятых годов семнадцатого столетия было завершено строительство нового, каменного Иоанно-Предтеченского храма. Именно его строительства не стали когда-то дожидаться жители Толчковской слободы, возведя деревянный Никольский храм. Но глядя на великолепие и красоту Иоанна Предтечи в камне, слобожане добились перестройки своего Никольского храма также в каменном виде. Одновременно с этим поблизости от Никольского был возведен холодный Феодоровский храм.
В конце 17-го столетия богатые прихожане Еремины оснастили звонами шатровую Никольскую колокольню, единственную на приходе и оснащённую множеством слуховых оконцев. Спустя два столетия, в 1890 году купец Черногородов устроил при Никольском храме северо-восточный придел во имя своего небесного покровителя – преподобного Сергия Радонежского.
Николо-Пенский храм (именуемый в народе Никола на Пенье) стал одним из немногих и единственным Никольским в Ярославле, который никогда не закрывался. Он, хоть и является небольшим, служил кафедральным собором Ростовско-Ярославской епархии. Именно в нем хранились мощи столь почитаемых ярославских святых, как благоверные князья чудотворцы Константин и Василий. Иконостас Николы на Пенье был привезен из разоренного и недействовавшего тогда Ростовского Варницкого мужского монастыря, основанного на родине преподобного Сергия.
Ныне Николо-Пенский храм, один из стариннейших и прекрасный в своей строгой простоте, возвышающийся на правом берегу Которосли, является домовым храмом высшего духовенства Ростово-Ярославской епархии.
Но наш рассказ не будет полным, если мы не приведем хотя бы некоторые старинные свидетельства и об этом Никольском храме, как приводили о предыдущих. Тем более, что эти сведения расширяют современные представления об этом доме Божием. Вот что говорит нам “Краткий путеводитель по церквам Ярославля за 1887-й год”: «Церковь Феодоровская, или Николо-Пенская. На месте, где теперь стоит одноэтажный тёплый каменный храм, построенный в 1689 году во имя святителя и чудотворца Николая, существовали прежде две деревянные церкви: первая во имя сего чудотворца, и вторая во имя святого Льва, епископа Катанского. Храм, заменивший названные церкви, построен был по случаю пожара, истребившего храм святого Предтечи, что в Толчкове (“из соборныя церкви вдадеся образ Пресвятыя Богородицы Тихвинския, который и доныне стоит в трапезе, его же украсиша серебром и жемчугом местные жители”- выдержка из книги 17 века, хранящейся в храме – А.К.) Но главное здание Николо-Пенского прихода в настоящее время составляет отдельно стоящий от тёплой церкви холодный храм во имя Феодоровской Божией Матери, с приделом на южной стороне во имя Тихвинской иконы Пресвятыя Богородицы. Храм этот каменный и построен в 1687 году; он византийской архитектуры, увенчан пятью главами. Внутреннее устройство его также носит на себе отпечаток древнего вкуса: пятиярусный иконостас поднят до сводов; стенное письмо украшает храм и его паперти. Самая замечательная здесь икона – это Богоматери Феодоровския. К сей иконе богомольцы и доселе притекают с особенно верою. Стоит она в иконостасе, по левую сторону царских врат, и богато украшена. Из других достопримечательностей сего храма обращает на себя внимание хранящиеся здесь серебряный ковш, весом 1 фунт 38 золотников, пожертвованный ярославским посадским Иродионом Ереминым. Ковш этот пожалован ему от Государей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686 году января 25 и употребляется теперь при водоосвящении. Что до придела, то он устроен в 1776 году купцом Иваном Яковлевичем Кучумовым.”
Есть и ещё сведения, почерпнутые из книги “Церкви города Ярославля в 1781 году”.
“Приход Николо-Пенский в предместии городском за рекою Которостию в слободе Толчковской, зовомый по именованию тёплой церкви и по оставшимся на том месте от вырубленного леса пеньям…. из рукописной книги, находящейся в сей церкви, видно, что местный образ Пресвятой Богородицы Феодоровской списан в городе Костроме, с находящегося в соборной церкви чудотворного образа, зовомого Феодоровския, по обету долговременною болезнию одержимаго Ярославского гражданина, который, получа здравие, поусердствовал к созданию по именованию образа Богоматери настоящей холодной каменной церкви, к чему из иждивения и основание положил и прочих согласил каменную воздвигнути… Приходских, купеческих и мещанских дворов 55; в них жителей мужеска пола 168, женска пола 191, обоего пола 359 душ.”
Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,
постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,
лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,
экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)