храм святой анны кашинской каменск шахтинский
Храм святой Анны Кашинской г. Каменск-Шахтинский
официальный сайт храма
О храме
Храм святой Анны Кашинской г. Каменск-Шахтинский
Храм святой А́нны Ка́шинской — действующая православная церковь в микрорайоне Заводской города Каменск-Шахтинский. Входит в состав Каменск-Шахтинского благочиннического округа Шахтинской и Миллеровской епархии. Единственный в Ростовской области храм во имя святой благоверной великой княгини — инокини Анны Кашинской. Расположен по адресу — ул. Строителей, дом 12.
В 2012 году по просьбам и инициативе местных жителей в микрорайоне Заводской образована приходская община. 18 января 2013 года зарегистрирована местная религиозная организация Православный приход храма святой Анны Кашинской. Решением Администрации г. Каменск-Шахтинский приходской общине передано одно из заброшенных зданий больницы. В этом же году первым настоятелем прихода святой Анны Кашинской назначен иерей Павел Почтовый. Cилами настоятеля и прихожан новообразованной общины произведены работы по реконструкции и благоустройству храма: построена алтарная часть, возведена крыша, изготовлены деревянный резной иконостас и купол с крестом.
25 июня 2012 года, в день обретения мощей (1650 год) и второго прославления (1909 год) благоверной великой княгини Анны Кашинской состоялась первая Божественная Литургия — приход отметил свой первый престольный праздник.
25 августа 2012 года в день памяти святителя Тихона Задонского в храме пребывала икона с частицей мощей святителя.
13 апреля 2013 года, в седмицу 4-ую Великого поста, в ходе рабочей поездки в Каменск-Шахтинское благочиние епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов) совершил чин освящения купола и креста для храма.
В период с 14 до 21 апреля 2013 года в храме пребывал ковчег с частицей мощей святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). С апреля 2013 года святыня хранится в церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Каменск-Шахтинский.
7 октября 2013 года настоятелем прихода назначен иерей Олег Выборов.
Храм святой Анны Кашинской г. Каменск-Шахтинский
официальный сайт храма
Рождество Христово 7 января 2018 г. в храме святой Анны Кашинской
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Рождество Христово 7 января 2016г. Рождественский концерт
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Выступление семейного певческого ансамбля Зотовых «Живая старина» в храме святой Анны Кашинской
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Приход святой Анны Кашинской г. Каменск-Шахтинского отметил свой престольный праздник
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Воспитанники социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних посетили Покровский храм г. Каменск-Шахтинский
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Священник Олег Выборов посетил детский сад №29 и поздравил детей с Пасхой
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Священник Олег Выборов посетил детский социально-реабилитационный центр и поздравил детей с Пасхой
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
ПАСХА 12 апреля 2015 г.
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Фотографии храма после ремонта
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Рождество 7 января 2015 год
This slideshow requires JavaScript.
Поделиться:
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Храм святой Анны Кашинской г. Каменск-Шахтинский
официальный сайт храма
Главная
Рады приветствовать Вас на сайте храма святой Анны Кашинской!
Храм святой А́нны Ка́шинской — действующая православная церковь в микрорайоне Заводской города Каменск-Шахтинский. Входит в состав Каменск-Шахтинского благочиния Шахтинской и Миллеровской епархии. Единственный в Ростовской области храм во имя святой благоверной великой княгини — инокини Анны Кашинской.
Поделиться:
Свежие записи
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Храм святой Анны Кашинской г. Каменск-Шахтинский
официальный сайт храма
Новости
По приглашению директора Каменск-Шахтинского медицинского колледжа монахиня Мария (Литвинова) провела встречу со учащимися
This slideshow requires JavaScript.
В рамках духовно-просветительской программы «Единая вера – единая Русь святая» насельница Свято-Елисаветинского монастыря (г. Минск) монахиня Мария (Литвинова) по приглашению директора Каменск-Шахтинского медицинского колледжа Светланы Васильевны Калимулиной провела встречу со учащимися.
Монахиня Мария, как доктор биологических наук, быстро находит общий язык с аудиторией будущих медицинских работников. Ученики колледжа проявили интерес не только к вопросам науки, но и духовной сферы.
Поделиться:
В г. Каменск-Щахтинский состоялась духовная беседа монахини Марии (Литвиновой) с сотрудниками детского сада № 27
This slideshow requires JavaScript.
В рамках духовно-просветительской программы «Единая вера – единая Русь святая» монахиня Мария (Литвинова), насельница Свято-Елисаветинского монастыря (г. Минск) провела встречу с сотрудниками детского сада № 27 г. Каменск-Шахтинский.
Обсуждаемые вопросы вышли за рамки исключительно духовной сферы, в диалоге были затронуты проблемы воспитания и образования.
В завершение мероприятия к присутствующим обратились заведующая детским садом Валентина Васильевна Быковец и заместитель благочинного Каменск-Шахтинского округа иерей Олег Выборов. Они поблагодарили монахиню Марию за интересную и познавательную беседу и отметили важность подобных встреч.
Поделиться:
В храме святой княгини Анны Кашинской отметили престольный праздник
This slideshow requires JavaScript.
В микрорайоне Заводской г. Каменск-Шахтинский в храме святой княгини Анны Кашинской состоялось праздничное богослужение, посвященное престольному дню храма – дню перенесения мощей и второго прославления благоверной великой княгини Анны Кашинской.
Праздничное богослужение совершили настоятель храма иерей Олег Выборов, настоятель храма святой блаженной Матроны Московской г. Донецка протоиерей Александр Барановский, настоятель Всехсвятского храма в Халтуринском переулке г. Ростов-на-Дону иерей Алексий Кашуба, настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы ст. Митякинской иерей Антоний Можаев.
По завершении богослужения состоялся крестный ход и братская трапеза.
Поделиться:
В Каменском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних состоялась встреча с монахиней Марией (Литвиновой)
В рамках духовно-просветительской программы «Единая вера – единая Русь святая» Свято-Елисаветинского монастыря (г. Минск) и по приглашению руководства реабилитационного центра прошла очередная встреча монахини Марии (Литвиновой) с детьми.
В ходе живой беседы матушка Мария рассказала детям о важных элементах духовной жизни. Дети с интересом участвовали в беседе, а также задавали интересующие их вопросы.
Поделиться:
Состоялась духовная беседа монахини Марии (Литвиновой) с сотрудниками дошкольных образовательных учреждений г. Каменск-Шахтинский
В рамках духовно-просветительской программы «Единая вера – единая Русь святая» монахиня Мария (Литвинова), насельница Свято-Елисаветинского монастыря г. Минск провела встречу с сотрудниками детских дошкольных учреждений мкр. Заводской г. Каменск-Шахтинский.
В ходе беседы были подняты проблемные вопросы воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также особенности тесно связанных с ними вопросов духовной жизни самих преподавателей и воспитателей.
Монахиня Мария напомнила присутствующим важность следования Евангелию в жизни каждого работающего с детьми и соблюдение главной заповеди – заповеди любви, без которой не мыслится ни одно служение ближнему.
Поделиться:
По благословению епископа Шахтинского и Миллеровского Симона в Каменск-Шахтинском благочинии начала свою работу выставка-ярмарка «Кладезь»
This slideshow requires JavaScript.
Уже традиционно в День России в г. Каменск-Шахтинский начинает свою работу духовно-просветительская программа «Единая вера – единая Русь святая» Свято-Елисаветинского монастыря (г. Минск).
В рамках программы действует выставка-ярмарка, на которой представлены изделия многочисленных мастерских минского монастыря, ежедневно ведет работу кукольный театр для детей «Батлейка», а также проходят встречи с насельницей монастыря монахиней Марией (Литвиновой).
Перед началом доброго дела заместитель благочинного иерей Олег Выборов совершил молебное пение.
Поделиться:
В средней школе № 9 г. Каменск-Шахтинский прошел день профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Иерей Олег Выборов принял участие в мероприятии
В целях предупреждения и профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и пропаганды здорового образа жизни в школе № 9 г. Каменск-Шахтинский состоялась очередной день профилактики правонарушений. В мероприятии принял участие заместитель благочинного Каменск-Шахтинского округа иерей Олег Выборов.
Со школьниками провели беседу о правилах личной и имущественной безопасности, правилах поведения на водоемах, железнодорожных путях.
Основным направлением профилактической работы с подростками стали беседы о вреде употребления наркотических средств, алкоголя и табакокурения. Также не остался без внимания вопрос о преступлениях против жизни и здоровья, ведь часто ссоры и драки учеников приводят к тому, что их участники становятся фигурантами уголовных дел.
Сотрудники полиции, эксперты и гости не только напомнили школьникам правила безопасности, но и ответили на все вопросы учащихся.
Поделиться:
В спортивном комплексе «Строитель» г. Каменск-Шахтинский прошли спортивные соревнования среди учащихся воскресных школ Каменск-Шахтинского благочиния
This slideshow requires JavaScript.
В состязании приняли участие 85 человек, были представлены команды младшего и среднего возраста. Кроме участников веселых спортивных соревнований собрались также болельщики. Мамы и папы, бабушки, сестренки, учителя воскресных школ пришли поддержать участников.
Началось мероприятие с общей молитвы и напутственного слова заместителя благочинного иерея Олега Выборова. «Мероприятие хоть и спортивное, но все же главная его цель – стать добрее друг ко другу, чтобы старшие научились помогать младшим, не завидовать команде победителя и не расстраиваться из-за проигрыша, а научиться радоваться победам других и разделять эту радость вместе!»
Программа соревнований предусматривала веселые командные состязания, участники которых для достижения победы должны были проявить силу, ловкость, скорость, выносливость, а также смекалку и незаурядный командный дух.
По результатам жюри победу одержали все участники спортивного праздника. Зал присутствующие покидали с приятными впечатлениями и положительными эмоциями, а самое главное, что в результате встрече дети крепче подружились.
Отрадно отметить, что соревнования проходили в дружеской атмосфере, участники проявляли взаимовыручку и помогали друг другу. Они не только от души повеселились и проверили свою физическую форму, но и проявили свои христианские навыки и добродетели.
Поделиться:
В храме святой благоверной княгини Анны Кашинской г. Каменск-Шахтинский отметили престольный праздник
This slideshow requires JavaScript.
В микрорайоне Заводской г. Каменск-Шахтинский в храме св. княгини Анны Кашинской состоялось праздничное богослужение, посвященное престольному дню храма – дню преставления св. кн. Анны Кашинской. Праздничное богослужение совершили настоятель храма иерей Олег Выборов, настоятель Донецкого Успенского Архиерейского подворья протоиерей Глеб Гладышев, настоятель Всесвятского храма в Халтуринском переулке г. Ростов-на-Дону иерей Алексий Кашуба, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы ст. Калитвенской иерей Игорь Лосев, настоятель храма апостола Андрея Первозванного мкр. Лиховской г. Каменск-Шахтинский иерей Антоний Грогуленко.
По завершение богослужения состоялся крестный ход и братская трапеза.
Поделиться:
В Каменск-Шахтинском благочинии прошел фестиваль «Покровские колокола»
This slideshow requires JavaScript.
В Доме культуры им. Маяковского г. Каменск-Шахтинский прошел ежегодный фестиваль казачьей песни и танца «Покровские колокола», посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
В мероприятиях приняли участие атаман Городского казачьего общества г. Каменск-Шахтинский есаул Куркин Сергей Михайлович и казачий духовник ГКО г. Каменск-Шахтинский иерей Олег Выборов.
В начале мероприятия отец Олег обратился ко всем присутствующим с поздравительным словом, а также благословил начало фестиваля.
Поделиться:
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Храм святой Анны Кашинской г. Каменск-Шахтинский
официальный сайт храма
Таинство Брака (Венчание)
В православном катихизисе дается следующее определение Таинства Брака: «Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».
О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел: «… оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и Церкви» (Еф. 5:31-32).
Брак, несомненно, имеет Божественное установление, о чем вполне определенно свидетельствует Божественное Откровение (см.: Ин. 2:1-11; Мф. 19:3-12; Еф. 5:22-32). Уже в апостольские времена христиане четко различали между браком вообще и христианским браком «в Господе» (см.: 1 Кор. 7:39), который был особым делом веры и Церкви.
В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например продолжения человеческого рода, но имеет цель в самом себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь одной плотью (Быт. 2:24; Мф. 19:5-6) т.е. единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.
Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», — единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.
Основная цель жизни человека – услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того, чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача». Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царство Божие.
Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие – девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути – через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования.
«Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное». Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества: «…не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:11-12).
При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Гоподнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33).
Начальным моментом существования христианской семьи является священнодействие брака. В этом священнодействии Церковь призывает на брачующихся Божественную благодать для исполнения и достижения ими стоящих перед ними задач, а именно представлять собою «домашнюю церковь», установить в семье истинно христианские отношения, воспитать в вере детей, быть примером благочестивой жизни для окружающих, вместе переносить с терпением и смирением скорби, посещающие семейную жизнь.
Видимой стороной Таинства Брака является, во-первых, торжественное свидетельство жениха и невесты перед лицом Церкви о том, что они вступают в брак добровольно и обещают сохранять супружескую верность до конца жизни, а во-вторых, торжественное благословение их брачного союза священнослужителем, которое осуществляется через возложение венцов на головы брачующихся с произнесением слов: «Венчается раб Божий… рабе Божией… (Венчается раба Божия… рабу Божию…) во имя Отца и Сына и Святого Духа» — с последующим троекратным общим благословением обоих брачующихся священником и троекратным произнесением им краткой молитвы: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».
Невидимой стороной этого Таинства является то, что оно соделывает заключаемый христианами брак таинственным союзом во образ соединения Христа и Церкви (см.: Еф. 5:32). Тем самым брачный союз, как совершаемый с призыванием имени Господа Иисуса Христа, невидимо присутствующего посреди брачующихся (см.: Мф. 18:20), скрепляется нерасторжимыми вечными узами и освящается благодатью, которая в течение всей жизни христианских супругов будет содействовать им в достижении всех целей христианского брака.
Далеко не всегда прочность брака обеспечивается венчанием. Бывает, что люди вступили в церковный брак, над ними было совершено венчание по всем канонам, а брак не сохранился, распался. И наоборот, можно привести множество примеров, когда по тем или иным причинам супруги не венчались, но при этом в течение многих лет жили как единое неразрывное целое, как прочная христианская семья.
По мнению игумена Илариона (Алфеева) существует два типа брака. Первый – брак как Таинство, второй – брак как сожительство. Брак как Таинство – это когда два человека соединены друг с другом настолько полно, глубоко и нераздельно, что не мыслят себе жизни друг без друга, когда они дают обет верности друг другу не только на земную жизнь, но и на всю последующую вечность.
Брак как Таинство может состояться только в том случае, если он с самого начала – и даже еще до начала – будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к браку христианская Церковь. Почему Церковь установила строгие правила, касающиеся, в частности, взаимоотношений между женихом и невестой до брака? Почему существуют отдельно обручение и венчание, которые в древности совершались в разное время, и временной промежуток между ними составлял порой несколько лет? Сейчас, как правило, и обручение, и венчание совершаются одновременно, но изначальный смысл этих двух событий совершенно разный. Обручение свидетельствовало, что мужчина и женщина решились принадлежать друг другу, что они дали друг другу обет верности, то есть, по сути дела, уже вступили в брак, но их брак до венчания еще не является полноценной семейной жизнью: они, в частности, должны воздерживаться от супружеского общения. Они встречаются и расстаются, и этот опыт совместного пребывания и разлуки закладывает тот фундамент, на котором затем будет построено прочное здание брака.
В наше время брак нередко распадается именно потому, что у него не было прочной основы: все было построено на мимолетном увлечении, когда люди, не успев вбить в землю сваи, определить, каким должен быть «дизайн» их будущего дома, сразу же начинают возводить стены. Такой дом неизбежно оказывается построенным на песке. Подули ветры, разлились реки – и он падает. Церковь именно потому устанавливает для супругов подготовительный срок, чтобы мужчина и женщина сумели построить брак не только на страстном половом влечении, но на чем-то гораздо более глубоком – на душевном, духовном и эмоциональном единении, на совместном желании отдать жизнь друг другу.
Таинственный брак заключается, если можно так сказать, на горячее сердце, но на трезвую голову. Спешка здесь неуместна. Мужчина и женщина должны иметь достаточно времени, чтобы первое увлечение, которое рискует пройти, было испытано временем. Опыт совместного и раздельного пребывания должен дать им ответ на вопрос, готовы ли они жить вместе, готов ли каждый из них сказать: «Да, это именно тот человек, с которым я могу разделить всю свою жизнь, которому могу отдать все, что у меня есть».
Нельзя заключать брак, если у одной из сторон остаются хоть какие-то сомнения относительно правильности выбора. Нельзя идти под венец, если где-то, пусть даже на самом отдаленном горизонте сознания, присутствует «третий». До тех пор, пока остается двойственность, пока остаются сомнения и колебания, с заключением брачного союза спешить нельзя. Если же подготовительный период прошел, а люди не только не разлюбили друг друга, но, наоборот, еще крепче привязались друг к другу, сроднились, поняли, что они готовы соединить свои судьбы, тогда после венчания их брак получает завершение, обретает полноту через физическую близость.
Чем брак как сожительство отличается от брака как Таинство? Брак как сожительство означает, что в какой-то момент судьба свела двух людей, но между ними нет той общности, того единства, которое необходимо для брака, чтобы он стал Таинством. Живут двое – и у каждого своя жизнь, свои интересы. Они давно бы развелись, но жизненные обстоятельства заставляют их оставаться вместе, потому что, например, невозможно разделить квартиру. Такой брак, — будь он «венчанный» или «невенчанный», — не обладает теми качествами, которыми должен обладать христианский брак, когда, как говорит апостол Павел, муж является для жены тем же, чем Христос для Церкви, и жена для мужа тем же, чем Церковь для Христа. В таком браке отсутствует тесная, неразрывная взаимосвязь, верность, жертвенная любовь. Люди в таком браке не переступают через свой эгоизм и, прожив вместе много лет, остаются замкнутыми каждый на самом себе, а значит, чужими друг другу.
У всякого брака, начавшегося как простое сожительство, есть потенциал перерастания в Таинство, если супруги работают над собой, если они стремятся уподобиться соответственно Христу и Церкви. Брак, который начался как сожительство, может обрести новое качество, если супруги воспринимают брак как возможность вырасти в некое новое единство, выйти в иное измерение, преодолеть свой эгоизм и замкнутость. Очень важно научиться вместе переносить испытания. Не менее важно учиться переносить недостатки друг друга. Нет людей и супружеских пар, у которых не было бы недостатков. Нет семей, где все проходило бы идеально и гладко. Но, если супруги хотят, чтобы их брак был Таинством, если хотят создать настоящую, полноценную семью, они должны бороться с недостатками вместе, воспринимая их не как недостатки другой половины, но как свои собственные.
Очень важно, чтобы не было и другой крайности, когда взаимная привязанность, любовь и верность становятся источником ревности, деспотизма и духовного насилия. Это случается, когда один из супругов воспринимает другую половину как собственность, подозревает его или ее в неверности, во всем видит угрозу. Очень важно, чтобы при духовном, душевном и телесном единстве супруги умели не посягать на свободу другого, уважать в нем личность, чтобы каждый признавал за другим право на возможность иметь и какую-то свою жизнь помимо той, что протекает в семейном кругу. Эта свобода, естественно, не должна быть свободой от брачных уз, от нравственных норм, но она должна помочь человеку раскрывать в браке, как и в других сторонах жизни, свою индивидуальность.
Особая тема – дети. Когда в семье рождается первый ребенок, брачные отношения супругов вступают в новую фазу: появляется третье лицо, которое, особенно в первые годы своей жизни, находится в полной зависимости от родителей – не только физической, материальной, но и духовной. Все то, что происходит с родителями и между родителями, неизбежно сказывается на детях. Если брак родителей является таинственным, полноценным, христианским браком, который основан на любви и самопожертвовании, если супруги посещают церковь, вместе молятся, с ранних лет приобщают ребенка к церковной жизни, к той благодати, которую дети получают неосознанно, но которая дается им столь же обильно, а иногда и более обильно, чем взрослым, то в такой семье ребенок растет в гармонии с родителями, с окружающими, с самим собой и с Богом. Если же в отношениях супругов существует дисгармония, если их совместное бытие является в лучшем случае сожительством, то ребенок не может впитать в себя чувство единства и единения со своими родителями, ибо этого чувства нет между ними.
Идея развода для православного учения о браке совершенно неприемлема: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6; также см.: Мк. 10:11-12; Лк. 16:18; 1 Кор.7:10; Рим. 7:2-3). В Новом Завете указывается только одно возможное основание для расторжения брака: нарушение супружеской верности одним из супругов. В таком случае пострадавшая сторона имеет право инициировать расторжение брачного союза (см.: Мф. 19:9). Бывают и другие ситуации, когда развод не только допустим, но и желателен. Есть семьи, где совместная жизнь превращается в пытку, например, когда один из супругов страдает алкоголизмом или наркоманией, когда в семье постоянные скандалы, ссоры, когда муж избивает жену или детей и т.д.
Церковь не считает целесообразным и душеполезным сохранять те брачные союзы, которые фактически уже распались по причине нарушения брачных обетов одним или обоими супругами. Преступая брачные обеты, супруги сами разрушают свой брачный союз, лишая себя дарованной в Таинстве благодати. Если согрешившие супруги не обнаруживают признаков покаяния и стремления к взаимному примирению, то формальное сохранение такого союза с точки зрения православного понимания сущности брака оказывается бессмысленным. Однако это не означает, что Церковь осуществляет развод; Церковь лишь констатирует тот факт, что данный брак в действительности более не существует.
Решительно запрещая многоженство, т.е. не дозволяя иметь двух или более жен одновременно, Церковь допускает возможность вступления во второй брак в случае смерти одного из супругов (см.: 1 Кор. 7-9; Рим. 7:2-3; 1 Тим. 5:14). Однако с христианской точки зрения на сущность брака единичность брачного союза является не идеалом, а нормой (это выражается, например, в том, что Церковь безусловно запрещает второй брак для клириков и не допускает рукоположения двоебрачных или женатых на двоебрачных в священный сан), поэтому повторные браки не приветствуются Церковью и рассматриваются как проявление церковной икономии, т.е. снисхождение к человеческой немощи, допускаемое во избежание большего зла. По этой причине вступление во второй брак совершается по особому чину, который заметно отличается от обычного чинопоследования Таинства брака и имеет ярко выраженный покаянный характер. Третий брак допускается Православной Церковью лишь в исключительных случаях; четвертый безусловно не допускается.
1. Митрополит Филарет «Катихизис»
2. Протоиерей Олег Давыденков «Догматическое богословие»
3. Прот. Н. Малиновский «Очерк православного догматического богословия», т. 2
4. Игумен Иларион Алфеев «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие»