храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

Домовая церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Москве

В этот августовский день Православная Церковь чтит память святой равноапостольной Марии Магдалины, спасенной Господом от смерти и последовавшей за Ним. Святая Мария Магдалина вместе с Богоматерью стояла у Креста Господня на Голгофе, и была первой, кому явился Воскресший Христос. Именно она первой возвестила Апостолам о Его Воскресении радостным восклицанием: «Видела Господа!»

Церковь св. Марии Магдалины при московском Императорском Вдовьем доме была освящена по тезоименитству его создательницы, императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Однако инициатива создания благотворительного заведения для вдов принадлежала августейшей свекрови Марии Федоровны, императрице Екатерине Великой. Именно она предложила обширную государственную программу по созданию как сиротских приютов, вроде грандиозного Воспитательного дома (см. 7 декабря), так и домов призрения для вдов. И ее замысел осуществила вторая жена государя Павла Петровича, нареченная в православии Марией Федоровной – мать императоров Александра I и Николая I. После коронации в 1797 году она получила от императора заведование Санкт-Петербургским и Московским воспитательными домами. Благотворительность стала ее главной деятельностью. Мария Федоровна основывала училища, институты, дома призрения, инвалидные дома, больницы, а после смерти супруга при правящих сыновьях она продолжала занималась только благотворительностью. Даже при дворе ее называли «самой трудолюбивой женщиной России».

В феврале 1803 году настал срок Вдовьего дома, учрежденного на доходы от детских Воспитательных домов. На эти же средства были устроены две знаменитые больницы для бедных в Санкт-Петербурге и Москве, получившие имя «Мариинские» в честь своей основательницы. Другая часть прибыли пошла на создание Вдовьих домов «для тех бедных и помощи достойных вдов, которые остались по смерти мужей в военной и гражданской службе Российской Империи. и по старости и слабости или по каким-нибудь другим причинам безвинно не имеют никакого содержания».

Александр I выпустил соответствующий указ. Средствами к содержанию были назначены проценты с капитала Воспитательного дома, вклады благотворителей и пожертвования из личных средств Императрицы и Императора, для чего при Вдовьем доме учреждались три «казны» или кассы. 12 мая 1803 года московский Вдовий Дом был открыт. Однако располагался он тогда не в Кудрине, а в Лефортово, в ветхом деревянном домике, принадлежавшем капитану Балкашину, прежде занятом «оспенной больницей». Вскоре этот дом стал тесен, и для Вдовьего приюта стали строить новое собственное здание на Божедомке, рядом с Мариинской больницей, на участке, принадлежавшем Воспитательному дому. Отечественная война прервала эти замыслы. Новое роскошное здание на Божедомке отдали Мещанскому училищу – до 1812 года оно и занимало тот исторический дом в Кудрине, в котором затем разместился московский Вдовий дом.

Местность Кудрино известна в Москве с XIV века, со времен Дмитрия Донского. Тогда село Кудрино принадлежал его двоюродному брату, участнику Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму – свой титул он получил за смелость в этом судьбоносном для России сражении. Его вдова подарила Кудрино Новинскому монастырю. Приходской же церковью Кудрина была Покровская церковь, стоявшая до 1937 года на месте сталинской «высотки». История здания Вдовьего дома тоже уходит корнями в глубь московских веков. В первой половине XVIII века здесь было фамильное владение адмирала Ф.М.Апраксина, сподвижника Петра Великого (см. 9 февраля), а в 1770-м году владение выкупил у его родственников А.И. Глебов. О нем ходили легенды в Москве. Одна из них гласила, что, будучи незнатного происхождения, Глебов добился благосклонности графини Гендриковой, которая приходилась родственницей государыне Елизавете Петровне. Императрица, узнав о предстоящей свадьбе, воскликнула: «Сестра моя сошла с ума! Как отдать ее за подьячего!» – и произвела Глебова в обер-прокуроры. Он достиг немалых чинов, но, не брезгуя взятками и подношениями, был все-таки удален от дел императрицей Екатериной. После его смерти наследники продали кудринский дом казне для главной московской аптеки, и она находилась тут до 1805 года, пока не уступила место Александровскому мещанскому училищу.

В 1802 году Мария Федоровна учредила в Москве Екатерининский институт благородных девиц, где учились дети обер-офицерского звания. А для детей низших сословий («захудалых дворян, чиновников, разночинцев и мещан»), не имевших право поступать в благородные заведения, были устроены специальные отделения институтов – мещанские училища. Для Московского мещанского училища, получившего имя императора Александра I, в 1805 году предоставили роскошную усадьбу в Кудрине – ее тогда перестроил архитектор И.Жилярди. И домовая церковь св. Марии Магдалины была освящена в этом здании раньше, чем его занял Вдовий дом – в 1805 году, при Александровском мещанском училище. Храм освятили в честь тезоименитства вдовствующей императрицы, благотворительницы и матери правящего государя.

Незадолго до Отечественной войны Александровскому училищу решили передать выстроенное для Вдовьего дома здание на Божедомке, а Вдовий дом из Лефортова перевести сразу в Кудрино. Училище освободило здание и переехало, а вот вдовы не успели занять свое новое пристанище, так как грянул 1812 год. И в здании на Кудринской площади случилась трагедия. Там был устроен военный госпиталь для русских воинов, в том числе и раненых на Бородинском поле. При отступлении из Москвы войска Кутузова не успели взять их с собой, и французское командование обвинило раненых в связях с партизанами. Наполеоновцы учинили в госпитале настоящий погром: обстреляли дом из пушек, а потом подожгли – погибли 700 раненых.

От самого дома остались только стены. Однако он вошел и в литературную историю, посвященную тому страшному времени, оставшись на страницах толстовской эпопеи «Война и мир». Мимо Вдовьего дома в 1812 году проезжала Наташа Ростова, покидая Москву и свой дом на Поварской улице. После войны Доменико Жилярди, сын архитектора прежнего дома, выстроил новое здание, дожившее до наших дней. В 1814 году сюда из Лефортова переехал Вдовий дом, и домовая церковь во имя св. Марии Магдалины осталась ему в наследство. Под ее сенью Вдовьему дому и суждено было прожить здесь до самой Октябрьской революции.

На его воротах красовался герб Ведомства императрицы Марии с фигурой пеликана, кормящего птенцов из собственного зоба – символ милосердия. Во Вдовьи дома вначале следовало принимать вдов генералов, старших офицеров и высших гражданских чинов, но на деле принимались даже и солдатские вдовы, если их мужья достигли первого офицерского чина и прослужили в нем не менее десяти лет. Предпочтение оказывалось вдовам офицеров, погибших на войне. Принимали сюда и вдов чиновников Воспитательного дома, или женщин, прослуживших в ведомстве императрицы Марии не менее 15 лет. Попадали в пансионерки и за плату, и даже с малолетними детьми, но только с двумя и в возрасте от трех до десяти лет. Генеральским вдовам были сделаны небольшие поблажки, но они должны были частично финансировать свое «генеральское» содержание – шить форменное платье и белье за свой счет, иметь собственный стол или «лишнее кушанье», а также жить вместе со взрослой дочерью не моложе 40 лет, оплачивая за ее проживание 150 рублей в год. Остальные пансионерки полностью получали казенное содержание, скудное: белье, форменное платье, сундучок, кровать с принадлежностями и собственный шкафчик около кровати. В спальных было по шесть кроватей, а в центре стоял ломберный стол – женщинам разрешалось играть в «коммерческие», то есть не в азартные карточные игры. По сути, это была привилегированная «богадельня для вдов». Вдовий дом имел казенное управление – почетным опекуном был назначен московский губернатор Н.И. Баранова, первой настоятельницей стала Анна Тимофеева, вдова коллежского асессора, ей помогали смотритель и лекарь. Прислуга поступала из выпускниц Воспитательного Дома.

Попасть сюда было мечтой, но многие старушки мечтали и переехать к детям или родственникам на квартиру, если ситуация позволяла. Порядки здесь царили суровые. Вдовий дом скорее напоминал строгую больницу, чем гостиницу. За казенное содержание вдовам было положено работать, а именно ежемесячно вязать по три пары чулок «для общества», из казенных ниток. Если пансионерка хотела отлучиться из дома, на прогулку или в гости, она должна была получить особое разрешение настоятельницы, которая выдавала ей пропускной билет. Его отмечали на выходе, как пропуск – у дверей всегда стоял швейцар в красной ливрее. Вернуться следовало до ужина, о чем по возвращении на билет ставилась вторая отметка. С особого же разрешения настоятельницы можно было заночевать в гостях или у родных. Неопрятных женщин или раз замеченных в уличном попрошайничестве вообще не выпускали за ворота. Пансионерку можно было навестить, но только до ужина. За ссоры, и особенно за драки, немудреные в такой обстановке, вдовы исключались. Также покидали пансион вдовы, вновь вышедшие замуж или принявшие монашеский постриг.

Однако именно в этих стенах началось самое милосердное благотворительное дело в истории России – организация службы «сердобольных вдов», или первых сестер милосердия. Эта идея возникла у императрицы Марии Федоровны еще в 1804 году, но замысел был впервые реализован в Петербурге в 1813 году, и Москва чуть позже последовала его примеру. Московский институт сердобольных вдов был создан в январе 1818 года. Тогда императрица повелела выбрать 12 вдов хорошего поведения, которым предложили ухаживать за тяжелыми больными, с соответствующим обучением. Их направили в Мариинскую больницу, где поставили на дежурства за небольшую плату, в должности сиделки и сестры милосердия, хотя в обиход понятие «сестра милосердия» вошло только в середине XIX века из сочинений Льва Толстого, описывавшего Крымскую войну. Каждый год 12 декабря происходило торжественное посвящение избранных вдов в звание «сердобольных». Принимая присягу, они произносили торжественный обет с такими словами: «Желая. подражать сердоболию. Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству исцелявшему всякий недуг и всякую болезнь. клянусь. что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим»…

А за работу полагались поблажки. Добровольно поступить в «сердобольные вдовы» значило попасть в вожделенный Вдовий Дом на казенное содержание. Для таких был сбавлен и срок выслуги, брали тех, чьи мужья прослужили в офицерском чине не десять лет, как для всех остальных, а пять. Если же «сердобольная вдова» имела детей, то двоих из них содержали вместе с матерью в доме, а потом передавали их в казенное учебное заведение. Десять лет службы «сердобольной вдовы» обеспечивали ей в дальнейшем ежегодную пенсию в размере 150 рублей с различными надбавками. Кроме того, их отлично кормили. Особенно сестры проявили себя во время Крымской войны, когда 16 «сердобольных вдов» из московского дома уехали в действующую армию. Однако они могли служить по найму и в частных домах и получать вознаграждение. Институт сердобольных вдов существовал в России до 1892 года и явился прототипом общин сестер милосердия.

Это богоугодное начинание осеняла домовая церковь св. Марии Магдалины. В декабре 1834 года святитель Филарет, митрополит Московский, служил здесь в праздник св. Николая Чудотворца, день тезоименитства Государя Николая I. И перед торжественным обетом сердобольных вдов он напутствовал их пастырским словом, напоминая о христианской любви: «Попекись утешить и облегчить болящаго, чтобы некогда и тебе послано было Провидением потребное утешение и облегчение». Интересно, что церковь Императорского Вдовьего дома была настолько модной среди московской знати, что на большие праздники в нее пускали только по пригласительным билетам. А в 1854 году здесь служил о. Петр Смирнов, автор популярных в Москве учебников Закона Божия, переведенных на многие языки.

Здесь же, в стенах Вдовьего дома, прошло несколько детских лет жизни А.И. Куприна, оставившего о нем яркие зарисовки в рассказе «Святая ложь». Мать писателя, урожденная княжна Кулунчакова, перешла сюда на пансион в 1874 году после смерти мужа, когда сыну было только 4 года. Он был ее единственным ребенком: перед родами некий старец велел матери заготовить дубовую досточку, и когда родится младенец, заказать художнику образ святого Александра Невского точно по мерке новорожденного – и обязательно окрестить его самого Александром.

Шаловливому непоседливому мальчику было здесь очень скучно. Яркая и цепкая детская память запомнила массу впечатлений: зелёные стены, горы подушек на кроватях, казённые шкафчики, вечное вязание и вечные, «бросавшиеся в голову» запахи пачули, мятного куренья, мастики от паркета, воска и чистой опрятной старости. Мать, уходя по делам, привязывала сына за ногу к кровати, чтобы он не сбежал, не попал под лошадь, и не уехал куда-нибудь. Как-то он даже переплывал пруд, чтобы попасть без билета в соседний Зоологический сад (нынешний Зоопарк).

Во Вдовьем доме проводила свои дни и бабушка знаменитых братьев Дуровых. Именно она, как-то отпросившись у настоятельницы, впервые повела внуков в цирк, и первые впечатления остались у них на всю жизнь. Рано осиротевшие дети воспитывались у крестного, известного московского адвоката Н.З. Захарова. Он готовил их в военное училище, отдал в гимназию, но братья обожали цирк и убегали с уроков поглазеть на клоунов в народных балаганах. За эти провинности следовало наказание: детей отправляли к бабушке во Вдовий дом. Одна только угроза этой «побывки» действовала на братьев умиротворяюще, и шалости на время прекращались. Но даже у бабушки они находили для себя достойное дело. Владимир Дуров, как-то гостя во Вдовьем доме, засунул между оконными рамами белых крыс и долго наблюдал за ними. Кстати, там Дуровы и подружились с Куприным, а потом вместе учились в кадетском корпусе.

Во время ноябрьских боев 1917 года Вдовий дом находился в эпицентре обстрела юнкеров, так как его здание заняли большевистские войска. Пансионерки спаслись от пуль и осколков стекла в коридоре. В помещениях не осталось ни одного целого окна, здание не отапливали, еду не привозили, а старухи боялись стрельбы и не выходили за продуктами. Многие приготовились к смерти от голода и холода и просили священника исповедать их.

Революция упразднила не только домовую церковь св. Марии Магдалины, но и сам Вдовий дом. Его здание было передано Наркомату Здравоохранения, и в нем квартировали то нервно-психиатрический институт, то институт охраны детей и подростков. Только в 1936 году здесь открылся Центральный институт усовершенствования врачей. Во время войны в здании бывшего Вдовьего дома было бомбоубежище, в котором летом 1941 года, возможно, укрывалась Марина Цветаева, гостившая тогда у своих знакомых в Конюшках.

Теперь здесь Российская Академия последипломного образования врачей.

Источник

Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

Дивеево Источник Святого Пантелеймона

3 МЕСТА 2 дня / 1 ночь

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

Оптина Пустынь встреча со старцами

2 МЕСТА 2 дня / 1 ночь

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

1 МЕСТО 8 дней по монастырям

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

Часовня в честь Серафима Саровского

5 МЕСТ 2 дня / 1 ночь

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

Ночная Литургия в Годеново

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

Божественная Литургия в Оптиной Пустыни

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

Паломническая поездка в Серпухов

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

храм святой равноапостольной мироносицы марии магдалины

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины

Неподалеку от евангельской Магдалы, на самом берегу Гали­лейского озера расположено под­ворье Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в честь святой миро­носицы, равноапостольной Марии Магдалины. Это место, отстоящее на три километра от современной Тверии, часто называют Русским садом по причине имеющегося здесь большого грейпфрутового сада. Участок с несколькими радоновыми источниками утопает в зе­лени, а красота и богатство тропи ческих растений, их нежное благо­ухание приводят на память образы райского сада.

Впоследствии на окраинах еван­гельской Магдалы в 1908-1909 гг. начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Сенцов) (1903-1918 гг.), активно продолжавший труды архимандрита Антонина (Капустина) по расширению Русской Палести­ны, приобрел участок земли с не­сколькими минеральными источниками на самом берегу Галилейского озера. Сразу после покупки здесь был посажен апельсиновый сад, отчего весь участок стали звать «Магдальским садом». Вско­ре возник небольшой дом для при­ема паломников, где могли нахо­дить приют русские богомольцы, совершавшие обычно свое «хож­дение» пешком.

В 1912 г. архимандрит Леонид обращался в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построй­ку на этом месте храма, однако не успел заложить его основания, по­скольку по распоряжению турец­ких властей уже в 1914 г. пришлось ему вместе со всем составом Миссии покинуть Палестину. После Октябрьской революции 1917 г. в России участок с садом сдавался в аренду, а в 40-е годы усердием прихожан был заново возделан Магдальский сад. В этот период в одном из домиков, в простой глиняной хижине, была устроена часовня в саду, в которой изредка служились молебны. Белая хижина, увенчанная крестом, сохранилась на фотографии 50-х годов. Об этой часовне упоминает в своем Иерусалимском Дневнике архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский) первоначально член, а с 1956 г. начальник РДМ в Иерусалиме. Современный храм в честь святой мироносицы Марии Маг­далины был построен в 1962 г. в тяжелые для Русской Церкви хру­щевские времена стараниями На­чальника РДМ в Иерусалиме архимандрита Варфоломея (Гондаровского) (1961-1963 гг.). Небольшой по размерам храм с покатой дву­сторонней крышей и четырехгран­ной колокольней сложен из мест­ного камня.

Среди сестер Горненского мо­настыря из уст в уста передается предание, что сама св. мироносица Мария Магдалина явилась тогда одной из сестер монастыря с пове­лением построить храм на месте ее родины. Действительно, нет друго­го объяснения постройке храма во время массированной антицерковной компании, объявленной Н.С. Хрущевым в 1958-1964 гг. Именно в 1961 г. сам Никита Хрущев обе­щал «показать вскоре по телевизо­ру последнего попа».

В 1997 г. в храме был проведен капитальный ремонт, установлена новая крыша, новый деревянный резной иконостас привезен из Софрино. В иконостасе кроме иконы св. Марии Магдалины можно уви­деть русских святых: святителя Феофана Затворника и святую пре­подобномученицу великую княги­ню Елисавету Федоровну, судьбы которых тесными узами связана со Святой Землей. Новые росписи с изображениями евангельских сю­жетов, произошедших у Галилей­ского озера, были выполнены из­вестным московским художником Ярославом Добрыниным в том же 1997 г.

В наше время на территории участка был отремонтирован свя­той источник в честь св. Марии Магдалины. Он имеет высокое ограждение из черного базальта, предположительно, времен кресто­носцев. Основная каменная кладка источника сохранилась со времени римского владычества. По местно­му преданию, у этого источника Господь исцелил св. Марию Маг­далину, будущую мироносицу, от семи греховных страстей (Лк.8:2; Мк.16:9). Рядом с источником установлен большой киот с керамической ико­ной св. Марии Магдалины работы художницы-иконописицы Марины Григорян. Икона выполнена редкой техникой «майолики», благодаря чему краска на иконе не выгорает на солнце и не смывается дожде­вой водой. Технология изготовле­ния таких икон состоит в том, что готовые расписанные глиняные плитки обжигаются в муфельной печи, после чего глина приобретает красный оттенок черепичного цве­та. Обработанные таким образом плитки расписываются глазурью и обжигаются в печи при высокой температуре, после чего глазурь заплавляется наподобие стекла. В за­вершение все плитки монтируются в одно целое. Ближе к берегу озера находится другой святой источник, который называют «глазным», т.к. после омовения в нем произошло не­сколько случаев исцеления именно органов зрения.

В западной культуре укорени­лось мнение, что св. Мария Маг­далина была прежде грешницей, однако евангельский текст и вос­точная святоотеческая традиция не дают никаких оснований для тако­го утверждения. Ее имя традиционно расшифровывается как Мария «уроженка города Магдалы». В Евангелии несколько раз упоминается о ней: «После сего Он проходил по го­родам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Ма­рия, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Ио­анна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие дру­гие, которые служили Ему име­нием своим (Лк.8:1-3; Мк. 15:40- 41; Мф.27:56; Мф.28:1; Ин.20:11- 18 и др). Эти благочестивые жены, исцеленные Иисусом Христом от тяжких душевных и телесных не­дугов, располагая достатком иму­щественных средств, оказывали посильную помощь не только Спа­сителю и Апостолам, когда Он хо­дил по городам и весям Галилеи, «не имея где главу приклонить», но и другим нуждающимся.

Мария Магдалина была одной из святых евангельских жен, кото­рые бесстрашно стояли у подно­жия Креста Голгофы вместе с Бо­городицей и апостолом Иоанном Богословом (Мк. 15:40-41). Она была свидетельницей погребения Спасителя, когда св. прав. Иосиф Аримафейский с Никодимом по­лагали во гробе Его бездыханное тело (Мф.27:61; Мк.15:47). На рассвете первого дня недели, со­блюдая закон, в котором была вос­питана, не нарушая субботнего по­коя, она одна пришла оплакивать Спасителя, когда Он явился ей Воскресшим (Мк.16:9; Ин.20:1- 10). Ее преданность Иисусу Хри­сту при Его жизни и верность пред лицем Его Смерти родилась из глубокого чувства благодарности за то, что Он освободил ее из оков страстей (Лк.8:2; Мк.16:9). Имен­но за свою великую преданность и жертвенную любовь к Божествен­ному Учителю она сподобилась первой увидеть Его Воскресшим. Потом вместе с другими Женами-мироносицам вернулась ко Гробу, чтобы по еврейскому обычаю еще раз излить на Его тело благовония (Лк.23: 56). Первая весть о Вос­кресении Христа тоже исходила из её уст (Ин.20:11-17), поэтому свя­титель Иоанн Златоуст называет ее «апостолом апостолов». Воспри­няв сердцем учение Христа, она разделяла вместе с другими Апо­столами труды проповедничества преимущественно среди женщин.

Интересно, что яйцо вошло в традицию иудейской и христиан­ской Пасхи почти одновременно. На христианском Востоке яйцо, как элемент празднования новозаветной Пасхи, появилось уже в первые века христианства в Антиохии, Риме и Александрии. В ритуал иудейско­го пасхального Седера яйцо вошло после разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. после Р.Х., как символ печали и траура по Храму, но и на­дежды на его восстановление. Счи­тается, что эта традиция перешла в христианские общины Востока от иудео-христианских общин Святой Земли, Антиохии и Рима, которые продолжали соблюдать многие иу­дейские традиции и разделяли об­щую скорбь народа об утрате Храма. Со временем в христианской тради­ции яйцо стало однозначно симво­лизировать Воскресение Христа, но также и Гроб, который распахнулся, как яичная скорлупа, в момент Его Воскресения. Красный цвет яиц ука­зывает одновременно на пролитую кровь Спасителя и на его царское достоинство.

В саду за оградой, невдалеке от церкви, было обнаружено несколь­ко минеральных источников из грубо обработанных обтесанных базальтовых плит с целой системой выходящих от них каналов, пред­положительно, римского периода. Примечательно, что один источник с большим бассейном-купальней имеет овальную форму, напоми­нающую яйцо, что придает этому месту особый символизм. Ведь именно яйцо как символ Воскресе­ния Христова, символ новой жизни подарила св. Мария Магдалина им­ператору Тиверию во время своей проповеди в Риме. Согласно восточной традиции, из Рима св. Мария Магдалина уже в преклонном возрасте пересели­лась в Эфес, где самоотверженно проповедовала Евангелие св. апо­стола Иоанна Богослова. Ее мирная кончина последовала в Эфесе, где она была погребена. На иконах св. Марию Магдалину обычно изобра­жают держащей в руке алебастро­вую чашу с миром.

Мощи св. Марии Магдалины в 886 г. были перенесены из Эфеса в Константинополь и положены в храме монастыря во имя св. Ла­заря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. В наше время части мощей Марии Магдалины находятся во Франции в храме го­рода Сен-Боме, в монастырях Дохиар, Симонопетра и Эсфигмен на горе Афон, а также в сокровищнице Гроба Господня в Иерусалиме. День ее памяти празднуется 22 июля/4 августа и в неделю Жен-мироносиц. На территории участка находит­ся еще один большой радоновый источник с изумительно чистой водой, оформленный в виде плава­тельного бассейна. В него можно пройти по извилистой каменной дорожке мимо пещеры в честь св. пророка Илии. Уставшие от путешествия бо­гомольцы находят в нем в жаркие летние дни живительную прохла­ду, а в зимние месяцы могут даже согреться. Температура воды в нем зимой и летом удерживается на одинаковом уровне (+25-26 °С). Паломников, погружающихся в этом источнике, ожидает небыва­лый сюрприз. Множество малень­ких резвящихся рыбок смело под­плывает к стопам купальщиков и устраивает бесплатный, естествен­ный пилинг, убирая огрубевшую кожу ног.

В этом целебном кристально чи­стом источнике водится множество разных видов рыб, можно увидеть также живущих здесь разноцвет­ных крабов. Источники на берегу Галилейского озера с древних времен славились своей целебностью, а упоминания о них сохранились не только в летописях римского пе­риода, но также в древних египет­ских папирусах.

Из устроенной для паломников беседки отрывается прекрасный вид на ровную гладь Галилейско­го озера, Голанские высоты, здесь проглядывают очертания Капер­наума, видны места многих евангельских событий, а в хорошую погоду можно рассмотреть даже вершину горы Ермон с ее вечными снегами. Стройные, устремленные к небу высокие пальмы, через ко­торые проглядывает синева озера, и огромные вековые эвкалипты создают благоприятную атмосфе­ру для молитвенных размышлений и созерцания красоты мира Божия. На всем участке ощущается удивительная гармония: в озере и источниках дружно плещутся большие и малые рыбки, в возду­хе, переполненном благоуханием цветов и трав, кружатся, мелодич­но чирикая, стаи зеленых попуга­ев, а в зарослях медленно полза­ют черепахи, мелькают маленькие коричневые ящерицы и свободно пробегают египетские мангусты с длинными хвостами. Животный и растительный мир ликует и раду­ется дарованному Богом бытию.

Возможно, так выглядели эти святые места в те далекие евангель­ские времена, когда по этой зем­ле ходила будущая мироносица и «вестница Воскресения Христова».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *