храм святой троицы в челябинске официальный сайт
История Свято-Троицкого храма
Свято-Троицкая церковь в Челябинске — уникальное явление истории, архитектуры, религиозной традиции.
(официальный сайт — www.hram-troica74.ru)
История создания Свято-Троицкой церкви окружена множеством загадок, которые еще ждут своих открывателей. Но уже сегодня известно, что после уничтожения Христорождественского собора она оставалась самым крупным храмом Челябинска. Что архитектором ее был Петр Сараев, а главным спонсором (да простят мне читатели современную терминологию) известный челябинский купец Максим Ахматов. Есть версия, что это один из 300 российских храмов, построенных в честь 300-летия Дома Романовых.
Храм строили споро, и к началу мировой войны, в августе 1914 года, он был уже освящен. Он считался многоштатным, потому что вместе с настоятелем в нем было три священника. Для сравнения: в Христорождественском соборе, находившемся на месте сегодняшнего оперного театра, служили пятеро священников, а нынешний кафедральный Симеоновский собор был скромной кладбищенской церковью.
Главным инициатором обновления старой Никольской церкви, ставшей прообразом сегодняшней Свято-Троицкой, был уже упомянутый купец Максим Ахматов. Но поскольку церковка получилась небольшой, в 1909 году правящий архиерей Оренбургский и Ирбитский Дионисий подписал проект строительства нового Свято-Троицкого храма, который до сих пор является главным украшением заречной части Челябинска.
Отсюда необычный для наших мест псевдорусский стиль и корабельная планировка, делающая церковь похожей на ковчег спасения, плывущий во времени и пространстве. На протяжении почти двухсот лет устремляются сюда богомольцы, чтобы воздать благодарность Богу, попросить о насущном, поделиться заветным.
Про такие уголки говорят — намоленое место:
История Cвято-Троицкого храма восходит своими корнями к началу XVIII века. Настоятель храма, протоиерей отец Игорь Шестаков, рассказывает, что возник он на месте деревянного Cвято-Никольского храма благодаря усилиям местных купцов-хлеботорговцев, имевших большой вес в тогдашнем обществе и стяжавших Зауралью славу житницы, известной не только в России.
В двадцатые годы Cвято-Троицкий храм закрыли, и это спасло его от печальной участи Христорождественского собора, взорванного в годы революционной смуты. Старожилы помнят, что ключи от храма хранил один из горожан, живший поблизости от храма. Когда чекисты пришли изымать церковное имущество, он отказался отдавать им ключи. Его застрелили. Точно так же закончил свою жизнь священник храма Александра Невского. К сожалению, их имена неизвестны. Центральный исторический архив Москвы на запросы южноуральцев, интересующихся историей Cвято-Троицкого храма, прислал официальный ответ: «Кроме страховой оценки, других документов о Свято-Троицком соборе Челябинска не обнаружено».
Сегодня храм на улице Кирова несколько потерялся на фоне выросших рядом высотных зданий, и это обстоятельство не может не беспокоить его настоятеля — протоиерея отца Игоря Шестакова. — Обратите внимание, как органично вписываются храмы в районы московских новостроек, особенно если въезжаешь в столицу со стороны Рублевского шоссе, — говорит отец Игорь. — Даже высотки не «спорят» с храмовыми сооружениями, не «гасят» их, они мирно сосуществуют, оттеняя и дополняя друг друга. У нас другая картина. Челябинская Свято-Троицкая церковь, бывшая доминантой Заречья, перестала играть свою прежнюю роль. Увы, таковы реалии рыночной действительности.
Тем не менее, церковь по-прежнему притягивает прихожан, среди которых, наверное, и жители тех самых окрестных многоэтажек, работники современных офисов: Да, конечно, Свято-Троицкая церковь привлекает не только необычностью внешнего облика, но и внутренним убранством, особенно росписью в так называемом васнецовском стиле, представителями которого являются Нестеров, Корин.
Бережно хранят здесь святыни. В 1881 году настоятель Свято-Троицкого храма привез из Афонского монастыря частицы мощей святых великомученика и целителя Пантелеймона и апостола Андрея Первозванного. Они хранились в храме вплоть до 1924 года, исцеляя больных и страждущих. Потом власти изъяли церковное имущество, в том числе и святыни, и только благодаря усилиям работников областного краеведческого музея кое-что удалось вернуть. Пока на временное хранение, но верующие надеются, что скоро святыни займут в храме свое постоянное место. В их возвращении большую роль сыграл настоятель храма «Утоли моя печали» Дмитрий Алферов, трепетно относящийся к истории. Именно он нашел в музейных запасниках ковчежец с мощами cвятого Пантелеймона и ходатайствовал о возвращении их в Свято-Троицкий храм.
В числе возвращенных святынь и икона Знамения Божией Матери, являющаяся чудотворной, о чем свидетельствует соответствующая табличка с тыльной стороны.
В 1911 году икона чудесным образом исцелила от тяжелого недуга дочь одного челябинского мещанина, который и пожертвовал образ Богоматери Свято-Троицкому храму. В 2002 году произошло еще одно не менее чудесное исцеление: приложившись к мощам святого великомученика Пантелеймона, излечилась от болезни девушка, долгое время пребывавшая в состоянии комы. Свято-Троицкий храм. Зима Кроме того, в Свято-Троицком храме находятся частицы мощей многих святых: святого мученика Трифона, св. великомученика Пантелеймона, преподобного Серафима Саровского, апостола Тимофея, апостола Андрея Первозванного и др.
(перепечатано из материалов «Челябинского рабочего» от 21.08.2004г.)
Свято-Троицкая церковь (Челябинск)
Свято-Троицкий храм — православный храм Челябинской и Златоустовской епархии Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры, самый крупный храм города.
Содержание
История [ править ]
История создания Свято-Троицкой церкви окружена множеством загадок, которые еще ждут своих открывателей. Но уже сегодня известно, что после уничтожения Христорождественского собора она оставалась самым крупным храмом Челябинска. Что архитектором ее был Петр Сараев, а главным спонсором (да простят мне читатели современную терминологию) известный челябинский купец Максим Ахматов. Есть версия, что это один из 300 российских храмов, построенных в честь 300-летия Дома Романовых. Отсюда необычный для наших мест псевдорусский стиль и корабельная планировка, делающая церковь похожей на ковчег спасения, плывущий во времени и пространстве. На протяжении почти двухсот лет устремляются сюда богомольцы, чтобы воздать благодарность Богу, попросить о насущном, поделиться заветным. Про такие уголки говорят — намоленое место.
История Cвято-Троицкого храма восходит своими корнями к началу XVIII века. Настоятель храма, протоиерей отец Игорь Шестаков, рассказывает, что возник он на месте деревянного Cвято-Никольского храма благодаря усилиям местных купцов-хлеботорговцев, имевших большой вес в тогдашнем обществе и стяжавших Зауралью славу житницы, известной не только в России.
Главным инициатором обновления старой Никольской церкви, ставшей прообразом сегодняшней Свято-Троицкой, был уже упомянутый купец Максим Ахматов. Но поскольку церковка получилась небольшой, в 1909 году правящий архиерей Оренбургский и Ирбитский Дионисий подписал проект строительства нового Свято-Троицкого храма, который до сих пор является главным украшением заречной части Челябинска.
Храм строили споро, и к началу мировой войны, в августе 1914 года, он был уже освящен. Он считался многоштатным, потому что вместе с настоятелем в нем было три священника. Для сравнения: в Христорождественском соборе, находившемся на месте сегодняшнего оперного театра, служили пятеро священников, а нынешний кафедральный Симеоновский собор был скромной кладбищенской церковью.
В двадцатые годы Cвято-Троицкий храм закрыли, и это спасло его от печальной участи Христорождественского собора, взорванного в годы революционной смуты. Старожилы помнят, что ключи от храма хранил один из горожан, живший поблизости от храма. Когда чекисты пришли изымать церковное имущество, он отказался отдавать им ключи. Его застрелили. Точно так же закончил свою жизнь священник храма Александра Невского. К сожалению, их имена неизвестны. Центральный исторический архив Москвы на запросы южноуральцев, интересующихся историей Cвято-Троицкого храма, прислал официальный ответ: «Кроме страховой оценки, других документов о Свято-Троицком соборе Челябинска не обнаружено».
Сегодня храм на улице Кирова несколько потерялся на фоне выросших рядом высотных зданий, и это обстоятельство не может не беспокоить его настоятеля — протоиерея отца Игоря Шестакова.
Тем не менее, церковь по-прежнему притягивает прихожан, среди которых, наверное, и жители тех самых окрестных многоэтажек, работники современных офисов:
Да, конечно, Свято-Троицкая церковь привлекает не только необычностью внешнего облика, но и внутренним убранством, особенно росписью в так называемом васнецовском стиле, представителями которого являются Нестеров, Корин.
Святыни [ править ]
В 1881 году настоятель Свято-Троицкого храма привез из Афонского монастыря частицы мощей святых великомученика и целителя Пантелеймона и апостола Андрея Первозванного. Они хранились в храме вплоть до 1924 года, исцеляя больных и страждущих. Потом власти изъяли церковное имущество, в том числе и святыни, и только благодаря усилиям работников областного краеведческого музея кое-что удалось вернуть. Пока на временное хранение, но верующие надеются, что скоро святыни займут в храме свое постоянное место. В их возвращении большую роль сыграл настоятель храма «Утоли моя печали» Дмитрий Алферов, трепетно относящийся к истории. Именно он нашел в музейных запасниках ковчежец с мощами cвятого Пантелеймона и ходатайствовал о возвращении их в Свято-Троицкий храм.
В числе возвращенных святынь и икона Знамения Божией Матери, являющаяся чудотворной, о чем свидетельствует соответствующая табличка с тыльной стороны. В 1911 году икона чудесным образом исцелила от тяжелого недуга дочь одного челябинского мещанина, который и пожертвовал образ Богоматери Свято-Троицкому храму. В 2002 году произошло еще одно не менее чудесное исцеление: приложившись к мощам святого великомученика Пантелеймона, излечилась от болезни девушка, долгое время пребывавшая в состоянии комы.
Также в Свято-Троицком храме хранятся частицы мощей святых преподобного Серафима Саровского, великомученика Трифона, апостола Андрея Первозванного, целителя великомученика Пантелеймона и Святой блаженной Матроны Московской.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: ул. Кирова, 60а, Челябинск, Челябинская обл., Россия
Тайны старого Челябинска: история Свято-Троицкой церкви
Свято-Троицкая церковь ведет свою историю с 1768 года. На этом месте сменилось три храма: первый — деревянный, второй — небольшой каменный и третий, что существует и поныне, — краснокирпичный.
Вскоре после основания Челябинской крепости в ней появилась первая церковь. Из записок путешественника Палласа известно, что уже в 1740 году в челябинской деревянной церкви Николая Чудотворца велись службы. После освящения в 1766 году каменного Христорождественского собора соседняя Николаевская церковь оказалась ненужной.
В то же время разрасталась заречная часть Челябинска, где не имелось собственной приходской церкви. Появилась идея перенести в Заречье Николаевскую церковь. Летом 1768 года здание деревянного храма разобрали и перенесли за реку, где 8 декабря 1768 года протоиерей Осип Нагибин освятил его во имя Святой Живоначальной Троицы. На новом месте под храм был занят участок «длиннику 45, поперешнику 45 саженей», т. е. площадью 2025 саженей (это почти 1 гектар).
Однако храм перенесли не полностью. Колокольню бывшей Никольской церкви переместили в Заречье лишь в 1780 году, но без колоколов, которые оставили для Христорождественского собора. Поэтому 8 марта 1784 года причта Свято-Троицкой церкви обратился в Челябинское духовное правление с просьбой: «Потребен к оной Троицкой церкви колокол и для покупки обязывается и сюда поставится Нижнего Тагила Демидова завода протоиерей Григорий Мухин, а содержащие при оной церкви казенные церковные деньги церковного старосты мещанина Якова Ильина от оного наши и требовано для платы за оной колокол рублей до ста, но он Ильиных по своему упрямству оных денег не дает и требует на то указного повеления, о чем Челябинскому духовному правлению доложапокорнейше просим…» Колокол планировалось приобрести весом 10–12 пудов. Получив «репорт», протоиерей Филипп Галяховский приказал выдать необходимую сумму.
Уже к концу 1780-х годов деревянная Свято-Троицкая церковь считалась ветхой. Кроме того, она была небольшим храмом и не могла вместить даже тех, кто проживал в ближайшей округе. А ведь к концу XVIII века в приходе числилось более 3000 человек. Поэтому рано или поздно должен был встать вопрос о строительстве новой просторной церкви. По-видимому, после долгих обсуждений, увещеваний и убеждений прихожан решение о возведении каменной церкви было принято. 14 июня 1795 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам благословил строительство нового храма в Челябинске. 9 июня 1796 года протоиерей Петр Топорков пригласил мастеров из Тобольска.
Дело, начатое скоро и с энтузиазмом, вскоре столкнулось с проблемами. И главная из них — отсутствие необходимых свободных средств. Это стало одной из причин обращения отца Василия Земляницына в духовное правление с просьбой изменить проект будущего храма.
13 февраля 1798 года Указом Тобольской духовной консистории определено: «На заложенном фундаменте вместо двуэтажной церкви для прочности одноэтажную с приделом во означенные именование строить дозволить, а под придел сделать фундамент новый».
Однако и изменение проекта не помогло интенсифицировать строительные работы. 30 лет тянулось ожидание человека, который бы взял на себя бремя ктитора, то есть спонсора. И только в 1828 году это произошло: «Челябинский купец Максим Ахматов в присланном к его Преосвященству Аркадию, Архиепископу Оренбургскому и Уфимскому от 25 сентября 1830 года письме написал: что в течение прошедших 1828 и 1829 годов кочтом и усердием своим достроил он каменную церковь во именование Живоначальныя Троицы в городе Челябе, которая с лишком 30 лет строилась, состоящую с приделом Знамения божьей Матери, в коем иконостас уже поставлен, положил он намерение и в настоящую церковь Животворящей Троицы своим коштом построить, который уже и подрядил, новый иконостас с присовокуплением к его пожертвованию из вкладовой церковной суммы по согласию священноцерковнослужителей тысячи рублей, почему просил по приложенному плану соорудить иконостас».
Купец Максим Ахматов израсходовал более 10 тыс. рублей на завершение строительства, а, по сути, он отстроил храм целиком, а сверх того потратил 3500 рублей на новый иконостас и написание всех икон. Кроме того, Ахматов совместно с купцом Смолиным прибрел для храма большой колокол весом 80 пудов. Каменное здание церкви имело длину 22,75 метра, ширину 19,75 метра, высоту с колокольней 19,9 метра. Здание было оштукатурено и снаружи выкрашено в желтый цвет, а крыша, крытая железом, — в зеленый. К 1836 году относится последнее упоминание о деревянном храме, в котором «по освящении каменной служения не производятся». Очевидно, тогда же его и разобрали.
Благородный поступок купца Ахматова был не забыт. В 1853 году был составлен план города с новыми названиями улиц. Предполагалось переименование практически всех улиц города. Среди новых названий была Ахматовская улица. Именем Ахматова назвали ту самую улицу, на которой и располагалась его усадьба, — бывшую Ключевскую. В 1881 году название Ахматовская осталось только за отрезком улицы от улицы Сибирской (Труда) на север, то есть, собственно, за той частью улицы, где и стоял дом Ахматовых. Ныне это улица Свободы.
К началу XX века в приходе Свято-Троицкой церкви проживало около пяти тысяч человек. Уже и каменное здание церкви оказалось тесным, и появились идеи об расширении. 14 декабря 1903 года после литургии состоялось собрание прихожан по вопросу о перестройке здания церкви. Однако никакого решения так и не было принято. Прошло еще несколько лет, и 2 апреля 1909 года на собрании церковно-приходского попечительства вновь обсуждался вопрос о расширении церкви, на этот раз утвердили план и смету строительных работ.
Проект нового здания к этому времени разработал потомственный строитель Петр Сараев. По нему предполагалось разобрать существующее здание и взвести новое краснокирпичное здание, при этом стоимость материалов и работы оценивались в 51 тысячу рублей. Это была огромная сумма даже для такого крупного прихода. Во время визита в Челябинск епископа Оренбургского и Тургайского Иоакима 22 апреля 1909 года представители общины были приняты преосвященным в его резиденции в Одигитриевском монастыре и обратились к нему за по мощью. Ознакомившись с планом, владыка высказал свое одобрение, разрешил использовать на его строительство четыре тысячи рублей из церковных сумм. У церковно-приходского попечительства на этот момент уже были все необходимые для реконструкции строительные материалы и шесть тысяч рублей. Поэтому работы можно было начинать. В июне 1909 года попечительство приняло решение об отдаче подряда на каменную кладку Сараеву без торгов. Однако строительство по каким-то причинам началось лишь в 1911 году. Руководителем строительных работ стал Иван Кулаков.
24 апреля 1911 года состоялось последнее богослужение в старой Свято-Троицкой церкви, после чего старое здание было разобрано и начато строительство нового.
До постройки нового храма для служб в праздничные дни на Свято-Троицкой площади было сооружено временное помещение. Работы постоянно сталкивались с главной проблемой: отсутствием свободных средств и долгами. Но, несмотря на это, строительство продвигалось, хотя порой казалось, что далее продолжать строительные работы нет возможности. К осени 1913 года путем самообложения прихожан и доброхотных пожертвований было израсходовано на постройку более 60 тысяч рублей. Но на завершение постройки не хватало около 13 тысяч рублей. Обсудив вопрос, гласные городской думы единогласно решили отпустить 3000 рублей, поручив бюджетной комиссии изыскать источник. Еще год шли отделочные и подготовительные работы к освящению. 2 октября 1914 года епископом Челябинским Дионисием было совершено освящение нового здания Свято-Троицкой церкви.
После революции службы в церкви продолжались. Но недолго… В 1929 году храм был закрыт.
По материалам публикаций Н. Антипина, В. Боже, Г. Самигулова.
Храм Св.Пр. Илии (Приход Св. Мученицы Татианы)
Официальная группа храма Святого пророка Илии и мученицы Татианы города Челябинска.
Наша группа рассказывает о жизни и развитии православной общины строящегося храма в честь пророка Божьего Илии.
Настоятель храма —протоиерей Евгений Мартенец
Показать полностью.
По телефонам, указанным ниже, Вы можете заказать нужные требы, попросить поставить свечи о здравии и об упокоении, передать пожертвование в алтарь (лампадное масло, ладан, свечи), а также задать интересующие Вас вопросы:
Телефон храма: 8-912-805-06-21
Телефон настоятеля: 8-968-111-49-17
Местная православная религиозная организация Прихода храма Святой мученицы Татианы г. Челябинска Челябинской епархии Русской Православной церкви
ИНН 7453066860
КПП 745301001
р/сч 40703810450060000018
БИК 047501779
к/сч 30101810100000000779
в ОАО «Челябинвестбанк» г. Челябинск
Юридический адрес: г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 12.
Фактический адрес: 454015, г. Челябинск, ул. Берёзовая, 1-а.
Храм Св.Пр. Илии (Приход Св. Мученицы Татианы) запись закреплена
Давайте помогать друг другу и творить дела добра.
Мы верим, что с Божьей помощью у нас все получится.!
Спаси Бог.
Храни Вас Господь!
Храм Св.Пр. Илии (Приход Св. Мученицы Татианы) запись закреплена
11 ноября день памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни
Ставшая сиротой в возрасте трех лет, знатная девушка воспитывалась в христианской общине близ вечного города. Она была очень красива, и в 20-летнем возрасте отвергнутые женихи выдали ее градоначальнику Прову. Тот потребовал отречься от Христа и выйти замуж за какого-нибудь патриция.
Показать полностью.
Анастасия отказала, взбешенный гонитель приказал мучить ее голой пред толпой, но святая продолжала славить Спасителя и в конце-концов была казнена. Ее тело было найдено местными христианами и погребено в окрестностях Рима.
Троицкая епархия
Троицкая епархия запись закреплена
Челябинская митрополия
Троицкая епархия запись закреплена
Челябинская митрополия
Троицкая епархия запись закреплена
Приглашаем Вас на еженедельную встречу с руководителем Миссионерского отдела Троицкой епархии иереем Алексеем Ляшовым.
В теплой, дружественной обстановке, за чашкой вкусного чая, Вы можете задать священнику волнующие Вас вопросы.
Троицкая епархия запись закреплена
В субботу 20 ноября в рамках VIII Рождественских образовательных чтений Троицкой епархии открывает свою работу секция Миссионерского епархиального отдела.
— иерей Алексей Ляшов: «Миссия Церкви в эпоху цифровизации»
Показать полностью.
— Д.М. Котышев: «От Третьего Рима ко второму Константинополю: кризис церковно-государственной доктрины Московской Руси накануне Петровских реформ
— Н.В. Котышева: «Молодежные и семейные общественные движения и современные миссионерские практики»
— Г.Г. Семенова: «Упразднение Патриаршества Петром I и его значение для Церкви»
Приглашаем всех желающих послушать и обсудить интересные темы.
Троицкая епархия запись закреплена
Евангелие дня, 9 ноября
Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. (Лк. 11:2-4)
Троицкая епархия запись закреплена
Челябинская митрополия
Чтобы принять Слово Божие так, как подобает, нам нужно обязательно к этому готовиться.
Выступление в эфире телеканала «Россия-24. Южный Урал» секретарь Челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков посвятил притче о сеятеле.
Троицкая епархия запись закреплена
Челябинская митрополия
Митрополит Алексий возглавил Литургию в Покровском храме посёлка Первомайский
7 ноября митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил воскресную Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы посёлка Первомайский. Правящему архиерею сослужили секретарь Челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков, благочинный Копейско-Коркинского округа протоиерей Виктор Вавилов, настоятель Покровского храма иерей Димитрий Бакка.
Показать полностью.
Богослужебные песнопения исполнял мужской хор храма в честь образа Божией Матери «Достойно есть» города Миасса под управлением священника Макария Шиповского. За богослужением вместе с прихожанами молились представители казачества. Настоятель Покровского храма иерей Димитрий Бакка руководит отделом по работе с казачеством Челябинской епархии. Владыка Алексий отметил труды священнослужителя на этом направлении.
Прихожанам храма в Первомайском митрополит Алексий привёз на Литургию икону преподобного Никифора Прокаженного с частицей мощей. Святой получил от Бога особую благодать – исцелять больных во время эпидемий, в том числе, коронавируса. Жители посёлка смогли приложиться к образу и попросить заступничества Угодника Божия.
Правящий архиерей подчеркнул, что чудесные явления случаются и в нашей жизни, но нужно правильно к ним относиться.
«Мы видим множество милостей Божиих, которые Господь изливает на нас. Мы ищем милости, ищем чудес. Но когда Господь для укрепления нас в вере, для помощи посылает эти чудеса, мы очень быстро забываем о них. И мы ищем чудо не ради пользы душевной, а чудо ради чуда. Это говорит о том, что идёт отступление от веры в Бога, – отметил владыка Алексий. – Господь даёт чудо, чтобы мы задумались о своей бессмертной душе и здесь, на земле начали исправлять свою жизнь. За гранью жизни и смерти исправление уже невозможно».
Святыни есть и в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Верующие обращаются с молитвой к образу Матери Божией. Хранятся в церкви частицы мощей праведного Феодора Ушакова, преподобного Севастиана Карагандинского и праведного Симеона Верхотурского.
«Православная община в Первомайском возникла в 1992 году. В 1996 верующим выделили помещение для храма, поэтому в нынешнем году наш приход отметил своё 25-летие. В 2004 году власти посёлка дали приходу участок земли, где был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. С его возведением помогали местные предприятия», – рассказал настоятель храма иерей Димитрий Бакка.
Священнослужитель и прихожане благоустроили территорию вокруг храма. Летом здесь прекрасный цветник. Постепенно обновили звонницу – храм зазвучал. В отдельном помещении дети и взрослые занимаются в воскресной школе. Уютный и красивый Покровский храм – украшение рабочего посёлка.