храм святой великомученицы екатерины в мурино
Храм великомученицы Екатерины (Мурино)
Це́рковь свято́й Екатери́ны — православный храм в посёлке Мурино Ленинградской области. Принадлежит Выборгской епархии Русской православной церкви. Храм состоит на учете как выявленный объект культурного наследия.
Содержание
История [ править ]
17 января 1786 года владелец села Мурино граф Александр Романович Воронцов обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой о постройке церкви. Средства на строительство выделил отец графа, попросил назвать церковь во имя святой Екатерины, в память о скончавшейся жене своего младшего сына Семёна — графине Екатерине Алексеевне.
В мае 1786 года по проекту Н. А. Львова рядом с усадьбой была заложена однопрестольная приходская церковь. 25 февраля 1790 года храм был освящён.
Существует предположение, что образа для иконостаса написал В. Л. Боровиковский.
В храме хранилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая ранее принадлежала царевне Наталье Алексеевне.
В 1856 года была переделана колокольня; в 1914—1915 годах при ремонте укреплены наружные стены здания.
Ночью 18 октября 1918 года был убит сторож и ограблена церковь. 2 мая 1922 года изъяты ценности из церкви, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости.
В церкви снимались сцены венчания из кинофильма «Дубровский».
3 мая 1938 года на Радоницу состоялось последнее богослужение перед закрытием церкви. В 1940 году здание передано под клуб.
В 1941 году в связи с наступлением финских войск было принято постановление о ликвидации церкви. В военные годы храм не пострадал. Он служил наблюдательным пунктом и временным убежищем для беженцев.
После войны здание церкви передано под «нужды народного хозяйства». Его арендовали парголовское предприятие «Заготпункт» и муринское сельпо, переоборудовавшие помещение в склад соли. В алтаре хранились овощи. Действовал пункт приёма стеклотары.
В 1960-х годах, при подготовке к сносу Троице-Лесновской церкви, её прихожане безуспешно хлопотали о получении в «бесплатное пользование» Муринской церкви. В ответ в 1968 году Всеволожский райисполком принял решение «О снятии с учёта и сносе памятника архитектуры XVIII века в селе Мурино». К счастью, оно не было приведено в исполнение.
В здании происходила формовка десятиметрового гипсового хоккеиста. Предлагалось использовать также помещение в качестве музея или концертного зала.
Летом 1988 года церковь передали православной общине. После этого началась интенсивная косметическая реставрация. 6 декабря того же года, накануне престольного праздника, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил восстановленный храм. При этом митрополит подарил церкви икону святой великомученицы Екатерины с надписью: «Сей святой образ вмц. Екатерины был вручен митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 г. Митрополитом Кипрским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящем её имя».
На Муринском кладбище расположена часовня Святой Екатерины, построенная после 2010 года.
Предположительно, к Екатерининской церкви была приписана церковь во имя Архангела Михаила, находившаяся в посёлке Медвежий Стан, ныне включённом в состав пос. Мурино.
Описание [ править ]
Церковь построена по довольно редкому архитектурному типу «иже под колоколы», в стиле классицизма. В одном здании совмещены четырех вертикальные части: цокольный этаж — сводчатые помещения усыпальницы; церковь, занимающая основной объем здания; ярус звона (колокольня); бельведер (ротонда) с коринфской колоннадой (12 колонн). Последние два яруса были выполнены из дерева.
В интерьере преобладают плавные полуциркульные линии. Свет поступает только через небольшие окна в апсидах. Присутствуют каннелированные дорические колонны, кессонированные своды и купол. Полукруглый иконостас декорирован белыми колоннами коринфского ордера с позолоченными капителями.
Престольные праздники [ править ]
Святыни [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 188661, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Мурино, ул. Кооперативная, д. 21.
Телефон: 595-50-79; 595-70-79 (бухгалтерия)
Паломнику [ править ]
Божественная Литургия начинается в 9 часов по субботним, воскресным дням, особо чтимых праздников и служб по расписанию. В двунадесятые праздники и предполагаемые дни, когда много причастников, служится две литургии: ранняя — в 7 часов (в храме Тихвинской иконы Божией Матери) и поздняя – в 9-30. (в Екатерининском храме). Начало всенощного бдения в 17 часов. Исповеди проходят по окончании Всенощного бдения и перед Литургией.
Храм открыт ежедневно с 9 до 18:30 часов. Дежурный священник с 10 до 14 часов, а в воскресные дни до 17 часов. Служатся молебны, панихиды, отпевания. По разрешенным дням (с обязательной исповедью) – венчания. Таинство крещения детей ( с предварительной катехизацией родителей и восприемников) также каждый день. Таинство крещения взрослых полным погружением (с предварительной катехизацией): мужчин – в субботу, женщин – в воскресенье.
ХРАМ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ (г. Мурино, Лен. облас
Группа для тех, кто интересуется Православной верой и любит храм Божий.
Храм состоит на учете как выявленный и восстановленный объект культурного наследия.
Таинство крещения младенцев совершается каждый день. Крещение взрослых в субботу и воскресенье в 14.00. Перед крещением проводятся катехизические беседы. Первая беседа в сб. в 12.00; вторая беседа в вс. в 12.00 Более подробная информация по тел. 595-50-79
ХРАМ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ (г. Мурино, Лен. облас запись закреплена
ХРАМ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ (г. Мурино, Лен. облас запись закреплена
Мы часто сталкиваемся с какими-то вещами и явлениями, к которым уже давно привыкли, думаем, что нам о них все известно, но вдруг открываем для себя их особый смысл. Наверное, то же самое можно сказать о Православии.
ХРАМ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ (г. Мурино, Лен. облас запись закреплена
БИБЛЕИСТИКА
ПРАВОСЛАВНАЯ ГОМИЛЕТИКА
Протоиерей Борис Безменов
Каждому пастырю, чтобы быть продолжателем великого дела Христа Спасителя – спасения людей, необходимо, по заповеди Господней: «Идти в мир и проповедовать Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), т.е. быть проповедником.
Показать полностью.
Гомилетика призвана помочь пастырю стать проповедником. Эта наука изучает теорию проповедничества и историю христианской проповеди. В семинарском курсе гомилетики, наряду с теоретическими основами проповеди (3-й кл.), изучалась и история христианской проповеди в России с Х по ХХ вв. (4-й кл.). В настоящем курсе лекций будет предложена история христианской проповеди с I-го до XI-го века.
Условно христианская проповедь в первые десять веков может быть разделена на следующие периоды:
ХРАМ СВ. ВМЦ. ЕКАТЕРИНЫ (г. Мурино, Лен. облас запись закреплена
4 ноября день иконы Богородицы, именуемой «Казанская»
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во: // Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол // благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.
Молитва ко Пресвятой Богородице.
О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Храм Святой Великомученицы Екатерины, п. Мурино
Официальный приходской сайт
Духовенство храма
Настоятель — протоиерей Николай Георгиевич Тетерятников
День ангела: 22 мая
Священник — протоиерей Борис Борисович Безменов
День ангела: 6 августа
Священник — протоиерей Василий Васильевич Довжанский
День ангела: 14 января
Священник — иерей Владимир Владимирович Афанасьев
День Ангела: 28 июля
Протодиакон — Петр Петрович Стукал
День Ангела: 12 июля
Хор храма Св. Вмц. Екатерины под руководством регента — Супрун О.Л.
Большой храм в маленьком Мурино
В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ
Современное Мурино представляет собой пеструю картину: промышленная зона, богатые особняки за высокими заборами, новенькие, растущие как на дрожжах, высотки и бок о бок с ними — деревянные домики с «окнами в сад» и живописным дымком печных труб. В центре этого смешения эпох и реалий как архитектурная и смысловая константа — Муринский храм. Он хорошо просматривается с Токсовского шоссе и «старинным» видом привлекает взгляды людей. Екатерининская церковь — главный уцелевший свидетель исторического прошлого этих земель, принадлежавших древнему дворянскому роду Воронцовых.
Храм был возведен архитектором Николаем Львовым в 1786–1790 годах в память о скоропостижно скончавшейся жене графа Семёна Воронцова Екатерине Алексеевне. После революции двухэтажный господский дом на высоком берегу Охты (его архитектор неизвестен) был разобран на кирпичи. И храм святой Екатерины, закрытый в 1941 году (и какая дата: ровно через месяц после начала войны!), неумолимо ветшавший, власти тоже не раз пытались уничтожить. В 1968 году Всеволожский райисполком принял решение о сносе здания, но на защиту уникального сооружения вставали архитекторы и активисты, а небольшая группа местных жителей просила вернуть церковь верующим.
ТАКОЙ ХОККЕИСТ НАМ НЕ НУЖЕН
Возвращение состоялось в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси. Что увидели тогда первые прихожане? Типичную картину: изрядно разрушенный остов здания с покосившейся ротондой, черными стенами (храм поджигали), грудами мусора и стаями голубей внутри. Но у Муринской церкви имелось «отягчающее» обстоятельство.
— В советские годы храмы старались разрушить, поэтому в них устраивали либо овощехранилища, либо скульптурные мастерские, — рассказывает клирик храма протоиерей Борис Безменов. — И в обоих случаях от сырости разрушались стены. В нашем храме в последнее время была такая мастерская. Там стояла десятиметровая, почти во всю высоту храма, скульптура хоккеиста. А как её из храма вынести? Ни в окна, ни в двери она не пройдет. Только разрушив сам храм.
Помощь пришла от объединения «МИР». Оно организовало распил и вынос «тела» хоккеиста, помогло подготовить храм к его открытию, убрали мусор.
ПЕРВЫЙ В ПЕТЕРБУРГЕ
Чтобы в кратчайшие сроки, да еще и в безденежные 1990-е, организовать в храме богослужения, назначенному на должность исполняющего обязанности настоятеля прихода протоиерею Николаю Тетерятникову, клирику Спасо-Преображенского собораЛенинграда, потребовались нестандартные решения. Стены Екатерининской церкви огородили панелями из оргалита, полуразрушенные колонны обтянули чехлами из белого материала, а под потолком установили страховочную сетку — чтобы обезопасить людей на случай падения кусков штукатурки с потолка. Первыми большими иконами помогли Троицкий, Спасо-Преображенский и Владимирский соборы, Павловский собор в Гатчине и храм Александра Невского в Шувалово.
В декабре 1988 года Муринский храм был освящен митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (будущим Патриархом Алексием II). Это был первый храм Санкт-Петербургской епархии, освященный полным архиерейским чином после эпохи атеизма.
ОДНОКЛАССНИК ПАТРИАРХА
Протоиерей Николай Тетерятников — бессменный настоятель Муринского прихода на протяжении 28 лет. Высокий, среброволосый, располагающий к себе веселой улыбкой и простотой в общении, за которой угадывается незаурядный жизненный опыт и масштаб личности.
— Каждый год я проводил летние каникулы в Ярославской области — там жили сестры бабушки, они были до революции монахинями, — рассказывает протоиерей Николай о том, как в советские годы выбрал священнический путь. — Помню и отца Павла Сизова на протезе — он на войне пообещал Богу, что, если выживет, станет священником. У них я научился читать по-славянски, молиться. А в Петербурге жил в одном доме с Володей Гундяевым (нынешним Патриархом Кириллом). Их семья жила на пятом этаже, моя на шестом. Мы родились с разницей в несколько месяцев. В школе за одной партой проучились до 6 класса. Потом протоиерея Михаила Гундяева, отца нынешнего Патриарха, перевели в Красное Село. Я к ним ездил каждые выходные, но священником быть и не думал. Поступил в станкостроительный техникум. Почему станкостроительный? — даже не помню (смеется). На втором курсе (мне было 15 лет) меня судили товарищеским судом. Тогда — а это было при Хрущёве — кто-то сказал, что я хочу поступить в семинарию. А я даже не знал тогда, где семинария. Но нашел, заинтересовался, стал читать книги по религиозной философии, ходить в храм.
Справка
Студентом 4 курса экономического института Николай Тетерятников понял, что с дипломом о высшем образовании стать священником власти не позволят, и в 1969 году ушел в семинарию. Сделал перерыв в учебе на два года — забрали в армию. По возвращении был старшим иподиаконом у митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима.
ХРАМ НАЧИНАЕТСЯ СО СВЕЧНИЦЫ
Чем отличается Муринский приход сегодня? Первое, что бросается в глаза, — это ухоженная территория. Дорожки выложены тротуарным камнем, разбиты цветники и небольшой сад, где можно погулять, отдохнуть на скамье, почитать книгу (когда-то Мурино славилось зеленым убранством, а еще раньше — английскими садами имения Воронцовых, но высотная застройка всё больше уничтожает старые деревья в округе). Для детишек организована игровая площадка. Есть здесь небольшой пруд с фонтаном и стайками красных карасей. «Был воронцовский, стал николаевский», — шутят прихожане, имея в виду, что уже в наши годы исторический водоем, как и вся прихрамовая территория, благодаря отцу Николаю приобрели наиболее привлекательный вид.
Еще одно яркое впечатление человека «со стороны» — доброжелательная атмосфера прихода.
— У нас всё — радостно, — соглашается прихожанка храма Елена Никифорова. — Нет внешней строгости, но в то же время, наверное, каждый к себе строго относится.
— Театр начинается с вешалки, а Церковь — со свечницы, — объясняет протоиерей Николай Тетерятников. — Как иногда бывает? Неофиты приходят, и их сразу начинают учить: ты не так встал, не так перекрестился! Нужно, чтобы люди не пугались Церкви. К сожалению, уже ушли те, с кем я начинал в 1988 году. Это были удивительные люди: пережившие сталинские, заставшие даже царские времена. Сейчас приходит новое поколение. Главная задача — и моя, и клира, и всех, кто в храме работает — людей не оттолкнуть. Они только делают первые робкие шаги. Важно, чтобы они стали полноправными членами Церкви.
РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОБОЛЬШЕ ИСТОРИЙ!
К 2008 году на территории Муринского прихода построили причтовый дом. Просторное двухэтажное здание с хорошей библиотекой, трапезной, классами для воскресной школы, большим, расписанным в светлых тонах (по контрасту с погруженным в полумрак Екатерининским храмом, где колорит росписи приближен к исторической, в том числе сделанной Владимиром Боровиковским) храмом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь проходят крестины, в двунадесятые праздники — ранние Литургии, а также богослужения, когда Екатерининский храм, стены которого быстро чернеют от свечной копоти, приходится закрывать на ремонт.
В субботу в причтовом доме шумно и весело. В этот день занимается дошкольная группа воскресной школы, носящей название «Первоцвет». Стайка мальчишек в коридоре носится паровозиком, пытаясь сосчитать всех ребят для чаепития. Но это оказывается непросто, потому что и остальные, отстояв Литургию, не прочь размяться. Как преподавать таким малышам Закон Божий?
— Когда-то я в нашей Духовной семинарии и академии вел воскресную школу для детей, кстати, первую в городе, — отвечает руководитель младшей группы протоиерей Борис Безменов. — И такой же вопрос задал ребятам. Один мальчик встал и сказал: «Рассказывайте побольше историй!» И я этому методическому совету с тех пор следую.
В этой школе взрослым разрешено посещать занятия вместе с ребенком. Никто из мам и пап не остается ждать в коридоре, напротив, они охотно включаются в ход занятий.
— Наша воскресная школа задумана как коллектив, где родители вместе с детьми осваивают путь духовного взросления, — объясняет многодетная мама «со стажем», а сейчас и воспитатель воскресной школы Надежда Орлова. — Большинство ребят приходят из невоцерковленных семей. Чаще всего родители сначала думают, что воскресная школа — это кружок, куда они отдадут ребенка, а сами уйдут по делам. Но тогда детям не понравится этот кружок!
Младшие школяры с удовольствием рисуют, вместе с прихожанкой Дарьей Смирновой осваивают рукоделие. Интересны детям музыкальные занятия, которые ведет Татьяна Рубина. Она раскрывает смысл Литургии через то, что поется в храме.
Иерей Владимир Афанасьев прошел путь от ученика воскресной школы до священника, в сане четыре года. Представляет приход на епархиальных мероприятиях, совершает выездные требы в приписанных к приходу часовнях Преображения Господня на Муринском кладбище и святителя Николая Чудотворца при кладбище в Нижних Осельках. Совместно с настоятелем преподает в группе для взрослых воскресной школы.
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
В воскресенье после службы в причтовом доме занимаются ребята постарше и взрослые. Школьникам среднего возраста преподает протоиерей Василий Довжанский. Отец Василий, сам отец четырех сыновей, умеет на занятиях увлечь учеников.
Помимо изучения Закона Божия ребята занимаются клиросным пением, сольфеджио, раз в месяц в составе детского хора полностью поют Литургию.
— На примере собственных детей мы, преподаватели, столкнулись с тем, что ребята просто отбывают службу, не понимая ее, даже изнывая, — признается руководитель детского хора Татьяна Рубина. — Хотя в момент Причастия они чувствуют радость, но дожить до него им сложно. Мы поняли: их надо задействовать в хоре. И лучше всего на душу ложится древнее песнопение — византийское и знаменное. Это отвечает нашему составу, нравится детям и прихожанам.
Как и во многих воскресных школах, ученики здесь (совместно с родителями) ставят музыкальные спектакли к Рождеству и Пасхе. Осенью и весной много паломничают. Существует в этой воскресной школе и выездной летний лагерь для детей, он организуется на различных площадках. Ребята жили в монастыре в Пушкинских Горах, в частной загородной школе «Лужки», в палатках на Валааме. Ежегодно группа юных прихожан ездит в детский санаторий в Калининграде, где насыщенная культурно-просветительская программа сопряжена с оздоровительными мероприятиями.
КУРС НА ОБЩИНЫ
Молодежная и взрослая группы воскресной школы построены по общинному принципу. Люди не прослушивают определенный курс и уходят, а создают коллектив единомышленников, с которым уже не расстаются.
— Костяк нашей воскресной школы для взрослых образовался более двадцати лет назад, — рассказывает руководитель группы Михаил Закоулов. — Бывает, и пятьдесят человек собирается: от среднего до пенсионного возраста. Наша община — ядро церковной общины. Мы не только изучаем Священное Писание и предание Церкви, учение святых отцов, богослужение, но и вместе паломничаем, отмечаем дни ангела, помогаем друг другу в житейских вопросах, если кто-то, например, заболел. Получается такая большая церковная семья. Когда-то на первом молебне отец Николай сказал, что Церковь — это не стены здания, а община людей. И наши школы воплотили эту мысль.
ЧТО НУЖНО МОЛОДЫМ?
— Молодежи важен формат дружеского общения, — объясняет руководитель молодежной группы протодиакон Пётр Стукал (в приходе он уже десять лет). — Они сами предлагают темы, интересные им для обсуждения, даже напрямую не связанные с программой воскресной школы. Например, нужна ли в России смертная казнь, или существует ли проблема инфантилизма молодых. Какие жаркие у нас бывают дискуссии! Но главное — резюмировать разговор так, чтобы они поняли: мы, христиане, на всё должны смотреть с точки зрения Божественной, а не человеческой правды.
Часто такие поиски истины проходят на природе: участники группы под руководством отца Петра сплавляются на байдарках и рафтах, любят посидеть у костра, совершают совместные поездки, ищут связи с молодежными группами других приходов.
— Я считаю, что создание общин при храмах — одна из главных задач, — высказывается молодой прихожанин Денис Мельницкий. — Люди сейчас живут обособленно и не особенно идут на контакт с окружающими. А плечом к плечу с человеком, с которым мыслишь одними категориями, легче решать проблемы нашей жизни и жизни страны. Мы поддерживаем друг друга, и это здорово!