храм святой живоначальной троицы кондрово
Хранимый Богом и людьми…
К 200-летию храма в честь Святой Живоначальной Троицы г.Кондрово.
Домом Божьим издавна называет православный народ городские и сельские церкви. Поэтому с давних времен люди старались сделать так, чтобы все в церкви было особенным, величественным и красивым. И это поистинне удалось храмоздателям церкви в честь Святой Живоначальной Троицы с. Троицкого на Вздыни в Медынском уезде Калужской губернии (ныне г. Кондрово). Снаружи и внутри храм скорее похож на собор, чем на сельскую церквушку. Несмотря на то, что много испытаний было на веку этой святыни, она выстояла с Божьей помощью и людской заботой.
Для многочисленного и сплоченного прихода этой церкви 2018 год — юбилейный. Храму исполняется 200 лет и, несомненно, для клира и прихожан это не только большая радость, но и определенное подведение итогов возрождения святыни, ведь вторая памятная дата – 30 лет со дня первого молебна в возрождающемся после разрухи атеистических времен храме. Конечно, эти 30 лет входят в двухсотлетнюю историю, но не было бы возрождения – не получилось бы такого торжества. Две даты: за одной из них века, за другой десятилетия. Но каждая из этих дат важна по-своему, а объединяются они общей историей, в которой было много значимых событий, поучительных примеров любви к Богу и силы веры, о них нужно помнить.
Главный же итог сегодняшнего дня состоит в том, что возродились храм и приход, обратились люди к традициям предков, которые соборно молились здесь не только о своих нуждах, но и процветании родного края. Прекрасные традиции живут и развиваются! В будни, а особенно в праздники, спешат стар и млад в Дом Божий. Они знают: там их ждут всегда. В древних стенах соединяется прошлое и будущее, как всего прихода, так и каждой семьи, каждого прихожанина. Именно здесь постигается любовь к Спасителю и ближним, где молитвенное единение сплачивает и указывает общий путь. Свет веры Православной очищает душу, направляет на этот путь истинный.
Конечно, в приходе в первую очередь готовятся к 200-летию храма, вспоминая богатую событиями историю по-прежнему величественного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, как в лучшие времена. О его строительстве рассказывают пожелтевшие листы клировых ведомостей церкви с. Троицкого на Вздыни, сообщают о важной дате двухсотлетней давности: «Построена сия церковь в 1818 году иждивением Помещицы Веры Ивановны Хлюстиной. Здание каменное с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Святой Живоначальной Троицы и два в приделах, холодном во имя Святителя и Чудотворца Николая, в другом теплом во имя Казанской Божией Матери. Освящены». Из документов известны сведения, что в 1815 году строительство храма еще не было завершено.
Каменный храм был воздвигнут там, где ранее были деревянные. Основываясь на традиции храмового строительства в сельских поселениях 15-17 веков, можно привести много примеров, когда церковь строилась сразу же после закладки домов и основания села. Без спасительной молитвы в Доме Божьем не мыслили своей жизни наши предки. Поэтому и появлялись церкви одновременно с первыми сельскими строениями. Часто это были так называемые обыденные церкви, т. е. сработанные за день-два общими усилиями. А. И. Артизов в своей книге указывал, что в переписной книге Медынского уезда 1678 года сказано о селе, находящемся в собственности одного из землевладельцев: «За боярином князем Федором Федоровичем Куракиным в с. Троицы и Вздынь тож на реке Шане».
Таким образом, обозначена дата, когда село уже существовало. Более того, село это было центром владений Ф. Ф. Куракина. Из записи в переписной книге для нас интересен и тот факт, что село носило двойное название: Троицы или Вздынь. Это не было исключением из правил, так как многие села Медынского уезда в течение достаточно длительного периода носили двойное название. Первое из них было связано с тем, в честь какого события или святого был освящен храм. Поскольку одно из названий села было – Троицы, то это является неопровержимым доказательством имеющегося уже Дома Божия, высившегося над сельскими жилищами.
Все соответствовало числу проживающего населения. В тот период, о котором идет речь, по имеющимся данным вотчина боярина Куракина состояла (кроме с. Троицы – Вздынь тож) из деревень Починки, Дробышево, Меньшово, Толкачево. А в них насчитывалось «29 крестьянских и бобыльских дворов и 121 крестьянина». Уже названный исследователь дает описание того, что представляло из себя это поселение: «Тогда в селе был всего один боярский двор, в котором жили семьи приказчика, конюха и сокольника, а также «нищая вдова Онисья, кормившаяся христовым именем».
Медынская десятина свидетельствует о следующем: в начале 18 века храм «Пресвятой Троицы в селе Вздыне (в др. месте Здыне)» в вотчине бояр Куракиных, в 1705 году «дан антиминс к освящению новостроенной ц-ви Живоначальной Троицы в вотчине стольника кн. Ивана Ивановича Хованского в с. Вздыни», в 1755 г. сент. 29 – сведения «о резолюции о освящении в селе Троицком – Вздыни тож построенной вместо сгоревшей деревянной ц-ви Жив. Троицы». Все эти выдержки из разных источников подтверждают, что до каменного храма прихожане довольствовались деревянным.
Как в период строительства и освящения, так и во все последующие времена, каменный Троицкий храм был святыней, напоминающей на грешной земле о Небесном и Вечном. Это замечательный образец храмового зодчества. Новым каменным храмом любовались, в нем молились наши предки, и будут продолжать эти традиции потомки! В течение всего девятнадцатого века храм постоянно благоукрашался, и все вокруг него менялось в лучшую сторону. В материалах Калужской Духовной Консистории есть упоминания о работах, проводимых благодаря помощи щедрых жертвователей и заботливого духовенства. Перечисление длинного списка тех благодеяний и пожертвований, которые связаны с историей храма, можно было бы продолжать и продолжать.
Местные землевладельцы менялись, но многие следы их благодеяний остались на страницах документов. Вера Ивановна Хлюстина не только приблизила освящение каменного храма, но и заранее, до этого торжества оформила землю для «новых усадеб причтовых домов и для кладбища» с разрешения Епархиального начальства. Были жертвователями Иван Петрович Сабанеев, Георгий Петрович Пусторослев. Более того, последний был и старостой храма.
Во все времена не только владельцы с. Троицкого на Вздыни, но и местные жители. Рабочие Троицкой фабрики отличались заботой о приходском храме, жертвенной помощью на благоустройство и благоукрашение Дома Божьего. Все пожертвования, как уже отмечалось, перечислить невозможно – значительные по суммам – они были многочисленными в разные годы. Даже в отчете Калужской епархии в Святейший Синод за 1901 год значится: «Замечательные пожертвования в пользу церквей: В церкви с. Троицкого на Вздыни Мед. У. прихожане пожертвовали на ремонт храма – 1451 р. 67 коп.». И это была не единичная передача значительных средств для приходского храма.
Церковные средства тоже расходовались для того, чтобы во все времена года Дом Божий имел достойный вид. Вот один из примеров: «Прошение причта и церковного старосты церкви Троицкой на Вздыни: исправить церковные колонны, заменить цементом пороги на крыльцах, уничтожить на наружных стенах храма известковые изваяния, обелить все наружные стены храма с израсходованием на все это дело из церковной кошельковой суммы 200 рублей». Страховое дело начала ХХ века на храм Живоначальной Троицы показывает прекрасное его состояние и заботу со стороны духовенства и местных жителей.
Представители духовенства, служившие в разные годы в Троицком храме, проявляли действительно исключительную заботу не только о Доме Божьем, но и о прихожанах, их укреплении в вере. И тому можно найти много примеров, подтвержденных документально. Епархиальное начальство награждало настоятелей храма «за примерную ревность о просвещении народа». В конце XIX века священнослужители, стараясь оградить свою паству от пагубного влияния со стороны противоправительственных и антицерковных сил, всячески старались укреплять народ в вере и благочестии.
В этот период их усилиями были открыты:
1892 г. – отделение Братства Св. апостола Иоанна Богослова,
1894 г. – церковно-приходская школа.
С Божьей помощью сохранился устав Братства Святой Троицы при названном храме. По уставу и отчетам о деятельности Братства в приходе можно сделать выводы о том, насколько учредители и члены Братства стремились к тому, чтобы единение духовенства и прихожан давало плоды – жизнь по евангельским правилам. Деятельность Православного Братства Троицкого храма, благородные старания братчиков в укреплении Православия на родной земле не остались незамеченными. В 1898 г. в Калужских епархиальных ведомостях опубликовано сообщение о пожертвовании протоиерея Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского этому Братству.
Общие усилия традиционно направлялись на сохранение и преумножение святынь храма. Особо нужно выделить один из интереснейших фактов. В 1903 г. был причислен к лику святых преп. Серафим Саровский. Первая в Калужской епархии икона этого святого появляется в церкви с. Троицкого на Вздыни на пожертвования рабочих Троицкой фабрики: «Икона преп. Серафима Саровского писанная по чеканному золоту на кипарисной доске, вышиною 2 аршина». Икона утрачена, но по Промыслу Божьему сохранились сведения об этом замечательном факте, как и о других перечисленных важных событиях не только в летописи Троицкого храма, но и Калужской епархии.
Годы процветания сменились годами гонений на Церковь, но это не сломило верных Христу. Самые достойные из них причислены к лику святых. Среди сонма священномучеников есть Небесный покровитель земли Калужской и Троицкого храма, в котором звучали его проповеди – священномученик Владимир Преображенский. Первый арест и Соловецкие лагеря не сломили настоятеля Троицкого храма. Его подвиг жизни и смерти был и остается примером силы веры и истинной любви к Христу. Священномученик Владимир, моли Бога о нас!
Благодаря преданным Христу священно-церковнослужителям и мирянам в годы богоборчества сохранилось Православие на земле Калужской. Господь по милости своей и по молитвам этих подвижников, сохранил Троицкий храм. Слава Богу за все! Не забудем тех, благодаря чьим трудам и молитвам пришла пора возрождения. 29 апреля 1988 года была открыта новая страница истории храма: люди объединились и создали приход. Следующим этапом была передача разоренного здания храма Живоначальной Троицы в ведение Калужской епархии. Приблизилась пора возрождения святыни, хотя каждый здравомыслящий человек понимал, что до светлого праздника еще очень-очень далеко. Все знали, что потребуется много сил и труда, чтобы Дом Божий принял достойный вид.
Настоятель храма отец Николай Суходолов и прихожане-единомышленники совместным трудом и соборной молитвой приблизили первое богослужение, состоявшееся 29 июля 1988 года. Убогость и теснота приспособленных помещений не убавили благодарности Спасителю и общей радости. Проходило богослужение в части первого этажа храма, соединенной с деревянной пристройкой. Но даже при этом условии места было недостаточно для всех, кто пришел помолиться о восстановлении той церкви, в которой молились их предки. Более 300 человек стояли плечо к плечу. У многих на глазах были слезы счастья. Каждый чувствовал, что с Божьей помощью наступит торжество освящения храма, и все были готовы продолжать подвижнический труд во Славу Божью.
Шли годы. Восстанавливался храм, возрождалась молитвенная жизнь в период служения священников Геннадия Евдачева, Сергия Вишнякова, Романа Андрюшенкова, а с 2004 года – отца Вячеслава Сабурова. С Божьей помощью духовенству и мирянам удалось добиться того, что еще недавно казалось невозможным: храм облагораживался внутри и снаружи, приход начал и продолжает жить: богослужения в будни и праздники, занятия для детей и взрослых, совместное трудничество и паломничества. Летопись этого периода истории храма состояло из постоянного стремления возродить не только былое благолепие здания, но и приходские традиции.
Много внимания было обращено на то, чтобы чистый, светлый, обновленный храм заполнился иконами. С самого начала восстановления в этом помогал художник Вячеслав Григорьевич Филимонов. Благодаря его интересу к иконописи стали появляться на стенах дорогие сердцу прихожан иконы. Позднее на средства прихожан были написаны иконы Святой Живоначальной Троицы и Божьей Матери: Калужская, Страстная, Иверская, Казанская, Нечаянная радость, Споручница грешных, Покров Пресвятой Богородицы, Всех Скорбящих радость, иконы святых: благоверных Петра и Февронии, вмч Георгия, св. блаж. Матроны, блаж. Ксении Петербургской, прпмц Елизаветы и инокини Варвары. На сегодняшний день в храме собрано немало святынь. Как в былые времена находятся неравнодушные люди, которые по мере возможностей направляют средства на Дом Божий, для его благоукрашения.
Все в этом Доме Божьем постепенно менялось к лучшему, несмотря на сложности и трудности восстановительного периода. Настало время процветания сельского храма, который 200 лет Господь помогал богобоязненным людям сохранять на земле, где когда-то воздвигли эту святыню. В приходе есть обоснованная уверенность в том, что малыши, которые ходят на службы с родителями, вырастут православными людьми, любящими Бога и ближних, и приведут своих деток в храм Живоначальной Троицы, который станет еще прекраснее по молитвам и заботам людей, которые не забыли веру предков…
Были упомянуты только некоторые важные события истории храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Но по благословению настоятеля храма протоиерея Вячеслава Сабурова по крупицам собирается не только богатство старины – сведения о различных периодах процветания святыни до 1917 года, но и воспоминания старожилов о трудных годах при богоборческой власти. К этому стремлению духовенства и инициативной группы прихода с пониманием относятся сотрудники Районного музея г. Кондрово, особенно директор музея – Орлова Е. А. Все участвующие в сборе материалов по истории храма надеются, что с Божьей помощью в храме будут не только стенды, которые подготовлены к 200-летнему юбилею, но и станет возможным создание музея.
Статья в «Православный христианин», 12.08.2018 г.
История храма
Первое упоминания о селе Троицкое
Хочется отметить, что в XVIII — начале XIX века чаще употреблялось название села «Вздынь». Первое упоминание — 1678 год. Владелец — князь, боярин, воевода Фёдор Фёдорович Куракин. А. И. Артизов в своей книге указывал, что в переписной книге Медынского уезда 1678 года сказано о селе, находящемся в собственности одного из землевладельцев: «За боярином князем Федором Федоровичем Куракиным в с. Троицы и Вздынь тож на реке Шане». Вотчина князя — деревни Починки, Дробышево, Меньшово, Толкачево — всего 29 крестьянских и бобыльских дворов и 121 крестьянин (мужского пола). Впоследствии селом владела вдова Ф.Ф.Куракина, боярыня Авдотья Андреевна Куракина. «Тогда в селе был всего один боярский двор, в котором жили семьи приказчика, конюха и сокольника, а также «нищая вдова Онисья, кормившаяся Христовым именем». Во владельцах упоминается стольник Иван Иванович Хованский. Далее селом Троицкое с деревнями владели представители известных родов: Козловские, Кочубеи. Князь Яков Алексеевич Козловский в 1786 году пустил в действие Троицкую бумажную фабрику, которую впоследствии приобрели представители рода Хлюстиных, известного своей благотворительностью в Калужской губернии. Впоследствии князь Сергей Викторович Кочубей, разделив имение на фабрику и непосредственное село Троицкое с деревнями, в 1851 году продал фабрику англичанину Вильяму Говарду, а селения — помещице Екатерине Петровне Сабанеевой (во втором браке Трескиной).
Медынская десятина свидетельствует о следующем: в начале 18 века храм «Пресвятой Троицы в селе Вздыне (в др. месте Здыне)» в вотчине бояр Куракиных, в 1705 году «дан антиминс к освящению новостроенной ц-ви Живоначальной Троицы в вотчине стольника кн. Ивана Ивановича Хованского в с. Вздыни», в 1755 г. сент. 29 – сведения «о резолюции о освящении в селе Троицком – Вздыни тож построенной вместо сгоревшей деревянной ц-ви Жив. Троицы». Все эти выдержки из разных источников подтверждают, что до каменного храма прихожане довольствовались деревянным.
Устроители и служители Троицкого храма
Высоко под купол на протяжении многих лет летела молитва к Богу. А сколько похоронено в церковной ограде этого изящного и в то же время величественного храма! Священнослужители, помещики, жертвователи и благоустроители. И первым открывает этот благородный список основатель храма, владелец Троицкой бумажной фабрики, штабс-ротмистр Семен Антонович Хлюстин, умерший 3 ноября 1810 года от «антонова огня» в возрасте 29 лет.
Кроме священников, в церковной ограде похоронены помещик Дмитрий Дмитриевич Трескин, его жена — владелица Троицкого Екатерина Петровна Трескина, жена последнего помещика Георгия Петровича Пусторослева — Наталья. Есть основания предполагать, что и Вера Ивановна Хлюстина (1783-1879) может быть похоронена здесь, рядом с мужем. Ведь до самой своей смерти она не оставляла «свой» семейный храм без внимания: так в 1878 году, за год до своей кончины, она жертвует «потир с прибором и напрестольный крест серебряные, вызлащенные. На Троицкий престол — парижской парчи одежда, мельхирового металла горка вызлащенная». Вера Ивановна Хлюстина не только приблизила освящение каменного храма, но и заранее, до этого торжества оформила землю для «новых усадеб причтовых домов и для кладбища» с разрешения Епархиального начальства. Были жертвователями Иван Петрович Сабанеев, Георгий Петрович Пусторослев. Более того, последний был и старостой храма.
Есть предположения, что Троицкий храм был построен по проекту известного в начале XVIII века губернского архитектора Ивана Денисовича Ясныгина (1745-1824), автора градостроительного плана застройки Калуги. Он же был автором постройки Хлюстинской богадельни, а так как Троицкий храм был начат при жизни Семена Антоновича Хлюстина. Вполне вероятно, что И.Д.Ясныгин является архитектором этого храма. Но пока это предположения.
Как известно из первоисточников, деревянный храм упоминается в «Медынской десятине» в 1728 году. В 1755 году упоминается построенная вместо сгоревшей деревянная церковь.
В 1782 году, при составлении атласа Калужской губернии, церковь во имя Живоначальной Троицы также упоминается. И во владении означенной церкви состоит 41 десятина земли. В 1818 году помещицей Верой Ивановной Хлюстиной, урожденной Толстой, был построен каменный трехпрестольный храм, который считался одним из красивейших в Калужской губернии. Несколько позднее при храме была построена богадельня.
О его строительстве рассказывают пожелтевшие листы клировых ведомостей церкви с. Троицкого на Вздыни, сообщают о важной дате двухсотлетней давности: «Построена сия церковь в 1818 году иждивением Помещицы Веры Ивановны Хлюстиной. Здание каменное с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Святой Живоначальной Троицы и два в приделах, холодном во имя Святителя и Чудотворца Николая, в другом теплом во имя Казанской Божией Матери. Освящены». Из документов известны сведения, что в 1815 году строительство храма еще не было завершено.
Служащие храма
В 1810 году на служение назначен священник Владимир Герасимович Баталин, при нем будет закончено строительство храма. До 1828 года в штате храма состояли священник, дьячок и пономарь. Впоследствии прибавляется должность дьякона. Священник Владимир Герасимович Баталин служил в Троицком храме примерно до 1840 года. Вместе с ним до 1838 года исправно нес службу дьякон Григорий Дмитриевич Троицкий и дьячок Авраам Стефанов [1] начавший служение в 1780 году еще в старой деревянной церкви и прослуживший до 1826 года. Согласно записи в метрической книге Троицкой церкви, умер он 25 января 1831 года в возрасте 86 лет и похоронен в церковной ограде. Его преемником с 17 марта 1826 года стал дьячок Иван Антонович Лавров, священнический сын. Обязанности пономаря исполнял Иван Антонович Преображенский, участник Отечественной войны 1812 года. Начал свое служение с 9 сентября 1814 года, а 13 февраля 1816 года посвящен в стихарь. ».
В 1840 году в Троицкий храм назначен священник Петр Афанасьевич Волков, прослуживший до апреля 1857 года. С 1857 по 1859 годы служил Петр Ильич Ильинский. Об этом священнике сведений мало, по неизвестным причинам он прослужил в храме самый маленький срок.
О других церковнослужителях сохранилось больше информации. Таким был священник Петр Алексеевич Нарский [2] (1824-1892), пономарский сын. Ко времени назначения его на «настоящее место» он уже имел опыт служения. С апреля 1859 года определен в Троицкий храм, служил до самой смерти, которая наступила 10 января 1892 года от воспаления легких. Похоронен в церковной ограде.
Хочется отметить и дьякона церкви, изображение надгробия которого сохранилось на фотографии начала XX века. Это Василий Семенович Рагозинский [3] (1795-1884), который похоронен также в церковной ограде.
Долгое время прослужил и пономарь (псаломщик) Стефан Андреевич Покровский (1837-1899). Женат был на дочери его предшественника на должности. Умер 16 декабря 1899 года от порока сердца, прослужив 42 года.
С 1 марта 1890 года штатным дьяконом состоял Иван Михайлович Смирнов, священнический сын, ставший сразу законоучителем в Троицкой народной земской школе.
После смерти П.А.Нарского некоторое время (около 4-х месяцев) исполнял должность священника Петр Азбукин. Затем 12 февраля 1892 года назначен был Яков Иванович Никольский (1866-1908), сын псаломщика. Умер 18 апреля 1908 года от рака горла. Похоронен в церковной ограде. Вместе с ним службу нес с 16 августа 1897 года дьякон Георгий Ильич Сахаров.
Интересные факты
Во все времена не только владельцы с. Троицкого на Вздыни, но и местные жители. Рабочие Троицкой фабрики отличались заботой о приходском храме, жертвенной помощью на благоустройство и благоукрашение Дома Божьего. Все пожертвования, как уже отмечалось, перечислить невозможно – значительные по суммам – они были многочисленными в разные годы. Даже в отчете Калужской епархии в Святейший Синод за 1901 год значится: «Замечательные пожертвования в пользу церквей: В церкви с. Троицкого на Вздыни Мед. У. прихожане пожертвовали на ремонт храма – 1451 р. 67 коп.». И это была не единичная передача значительных средств для приходского храма.
Церковные средства тоже расходовались для того, чтобы во все времена года Дом Божий имел достойный вид. Вот один из примеров: «Прошение причта и церковного старосты церкви Троицкой на Вздыни: исправить церковные колонны, заменить цементом пороги на крыльцах, уничтожить на наружных стенах храма известковые изваяния, обелить все наружные стены храма с израсходованием на все это дело из церковной кошельковой суммы 200 рублей». Страховое дело начала ХХ века на храм Живоначальной Троицы показывает прекрасное его состояние и заботу со стороны духовенства и местных жителей.
Представители духовенства, служившие в разные годы в Троицком храме, проявляли действительно исключительную заботу не только о Доме Божьем, но и о прихожанах, их укреплении в вере. И тому можно найти много примеров, подтвержденных документально. Епархиальное начальство награждало настоятелей храма «за примерную ревность о просвещении народа». В конце XIX века священнослужители, стараясь оградить свою паству от пагубного влияния со стороны противоправительственных и антицерковных сил, всячески старались укреплять народ в вере и благочестии.
В этот период их усилиями были открыты:
1892 г. – отделение Братства Св. апостола Иоанна Богослова,
С 1894 года при церкви начала действовать церковно-приходская школа, построенная на средства прихожан в 1893 году. К 1895 году в ней обучалось 26 мальчиков и 22 девочки.
С Божьей помощью сохранился устав Братства Святой Троицы при названном храме. По уставу и отчетам о деятельности Братства в приходе можно сделать выводы о том, насколько учредители и члены Братства стремились к тому, чтобы единение духовенства и прихожан давало плоды – жизнь по евангельским правилам. Деятельность Православного Братства Троицкого храма, благородные старания б ратчиков в укреплении Православия на родной земле не остались незамеченными.
В 1898 г. в Калужских епархиальных ведомостях опубликовано сообщение о пожертвовании протоиерея Иоанна Ильича Сергиева-Кронштадтского этому Братству.
Общие усилия традиционно направлялись на сохранение и преумножение святынь храма. Особо нужно выделить один из интереснейших фактов:
— В 1903 г. был причислен к лику святых преп. Серафим Саровский. Первая в Калужской епархии икона этого святого появляется в церкви с. Троицкого на Вздыни на пожертвования рабочих Троицкой фабрики: «Икона преп. Серафима Саровского писанная по чеканному золоту на кипарисной доске, вышиною 2 аршина». Икона утрачена, но по Промыслу Божьему сохранились сведения об этом замечательном факте, как и о других перечисленных важных событиях не только в летописи Троицкого храма, но и Калужской епархии.
О священномученике Владимире
Годы процветания сменились годами гонений на Церковь, но это не сломило верных Христу. Самые достойные из них причислены к лику святых. Среди сонма священномучеников есть Небесный покровитель земли Калужской и Троицкого храма, в котором звучали его проповеди – священномученик Владимир Преображенский. Первый арест и Соловецкие лагеря не сломили настоятеля Троицкого храма. Его подвиг жизни и смерти был и остается примером силы веры и истинной любви к Христу. Священномученик Владимир, моли Бога о нас!
И вновь арест! За свою активную религиозную деятельность, за веру Христову вместе со священником о.Иоанном Мироновским и монахом Виктором (Матвеевым) был арестован в ссылке 24 декабря 1937 года Чаяновским РОВД за контрреволюционную деятельность и за организацию тайного молитвенного дома. Во время обыска сотрудники НКВД нашли несколько написанных им стихов религиозного содержания.
Вместе с ним с 1 февраля 1909 года нес служение диакон Иван Сергеевич Корольков и псаломщик Владимир Васильевич Мерцалов, определенный на должность 1 ноября 1900 года.
Имеются интересные сведения о том, что в 1895 году на иждивении Троицкого прихода состояло 128 человек (64 мужчины и 64 женщины). Всего приход состоял из жителей села Троицкого: семьи помещика Пусторослева, его дворовых людей, а также крестьян, живущих при Троицкой бумажной фабрике (125 домов, 392 мужчины, 455 женщин), семей служащих (58 мужчин и 57 женщин), а также деревни: Макарово (32 дома, 97 муж., 102 жен.), Касякино (9 домов, 30 муж., 37 жен.), Толкачево (39 домов, 130 муж., 125 жен.), Калюковка (6 домов, 25 муж., 28 жен.), Дробышово (19 домов, 49 муж., 62 жен.), Слобода (42 дома, 114 муж., 157 жен.), Дубинино (17 домов, 56 муж., 54 жен.).
Для сравнения: приход в начале XIX века составлял 124 дома, 703 человека. В середине века — 162 дома, в которых жили 1375 человек. В конце — 295 домов и 2097 человек.
Эти данные горят нам о том, что в конце XIX века население увеличивалось, в основном, за счет расширения производства на бумажной фабрике, а также построенной Троицкой железнодорожной станции. Все больше становилось мещан (мелкие ремесленники, торговцы) и разночинцев.
После Октябрьской революции 1917 года храм претерпел такие гонения, как и другие храмы нашей страны. Точная дата его закрытия неизвестна – приблизительно в 30-хх годах ХХ –века.
Храм пострадал и в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. В оставшейся части храма в советское время располагались школа, пивоваренный цех, инкубаторный цех, краеведческий музей, магазин.
Страница находится в стадии разработки
Если у вас есть информация по истории нашего Храма, просим обращаться
по тел.+7 (910) 705 86 97 или на эл.почту: hramtroitsakondrovo@mail.ru
[1] Протопопов Аврам Стефанов (1745-1831) – дьячок Церкви села Троицкого на Вздыни. Служил с 1776г. (может быть ранее) по 1812г.
Жена: Евдокия (Авдотья) Тимофеева (1749-1821). Ее отец – Тимофей Сафронов (фамилии нет), диакон Церкви села Архангельского на драни Медынского уезда.
Дети: Гликерия Аврамова – 1771 г.р., умерла в 1785 г.
Иван Аврамов – 1772 г.р., обучался в Перервинской духовной семинарии. Жена: Аграфена Семенова – 1775 г.р., дочь диакона церкви Николая Чудотворца села Богданова Медынского уезда.
Петр Аврамов – 1774 г.р., обучался в Перервинской духовной семинарии.
Матрена Аврамова – 1777 г.р., выдана замуж за пономаря села Дубенок Павла Данилова.
Анна Аврамова – 1780 г.р.
Григорий Аврамов – 1781 г.р., обучался в Перервинской духовной семинарии и Калужской духовной семинарии.
Марфа Аврамова – 1786 г.р.
Алексей Аврамов – 1787 г.р.
Семён Аврамов – 1789 г.р., обучался в Перервинской духовной семинарии и Калужской духовной семинарии.
Евдокия Аврамова – 1792 г.р., выдана замуж в 1816 г.
Брат (Аврама): Мартин Стефанов – 1750 г.р. Священник церкви села Троицкого на Вздыни. Служил в Москве в церкви Антипы Священномученика Пречистенского Сорока дьяконом и (вроде) в церкви Саввы Освященного Пречистенского Сорока г. Москвы. В 1792 г. Переведен на место умершего священника в церковь села Троицкое на Вздыни (на место умершего брата). Служил 1792-1810г.г.
Анна Матвеева (жена Мартина) – 1750 г.р., дочь умершего священника Савинской церкви Матвея Иванова.
Брат (Аврама): Борис Стефанов (1742-1792). Священник церкви села Троицкое на Вздыни. Вдовец. Служил в селе Троицкое с 1776г. (может быть ранее) до 1792 г.(внезапная кончина)
Дети (Бориса): Семен Борисов — *1760 г.р., (второбрачный), пономарь церкви села Троицкое на Вздыни. Служил с 1779г. по 1810г. Его 1-я жена Елена Зотова (1760-1785), дочь священника села Богданова Медынского уезда Зотипа (Зотина) Иванова. Дети Семена Борисова: Никифор Семенов – 1781 г.р., в 1795 г. обучается в Московской академии. (Поэтому в период переписи его дочь Надежда живет с дедушкой и новой бабушкой. Где жена Никифора?) Ирина Семенова – умерла младенцем в 1782 г. Вера Семенова – 1783 г.р. 2-я жена Марья Семенова – 1760 г.р., дочь священника села Драни (не нашла?) Семена Иванова. Дети: Анисья Семенова – 1788 г.р. Александр Семенов – 1791 г.р.
Егор Борисов – 1771 г.р. Определен в 1793 г. К Медынскому Константина Еленскому Собору в протопопа.
Семен Борисов (меньшой) – 1776 г.р. В 1795г. Обучается в Московской академии (?)
Ксения Борисова – 1778 г.р. Выдана в замужество за дьячка церкви Великомученицы Параскевы села Лукьяново Боровского уезда Ивана Михайлова.
Ульяна Борисова – 1779 г.р.
Из переписи 1995 г. «Умершего до ревизии (наверное, до ревизии 1782 г.) дьячка Степана Семенова (думаю, что отца Аврама, Мартина и Бориса), жена Федосья Семенова (1711-1784), Малоярославецкого уезда села Шишкина церковническая дочь»
«Вдова ж Аграфена Степанова – 1727 г.р. Вышла в замужестве в городе Медынске за церковничьим Никитою Семеновым, а дочь дьячка Вздыни ж Степана Семенова (не понятно ничего. )
У ней (них) дочь записанная в последнюю ревизию Пелагея – 1756 г.р., выданная в замужество Медынского ж уезда дворцовой(. ) Морозовской волости деревни Ивашовой (не нашла) за крестьянина Герасима Никитина.»
[2] Имел многочисленные награды от Епархиального начальства. Прослужил только в Троицком храме 33 года. В семье у него было 9 детей, из которых только один сын пошел по пути духовного служения. Младшая дочь Наталья в 1900 году вышла замуж за Георгия Петровича Пусторослева, помещика, потомственного дворянина. У них родились две дочери: Мария (1901) и Екатерина (1904). 3 мая 1916 года Наталья Петровна умерла и была похоронена в церковной ограде.
[3] Определен был в 1838 году, в 1863 был выведен за штат, но оставлен на дьячковской вакансии сверхштатным в сане дьякона, продолжая служить в храме. И только в 1877 году в возрасте 82 лет окончательно выведен за штат, получая дьяконовскую пенсию из Медынского уездного казначейства. Умер в 1884 году в возрасте 89 лет.