храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

Храм святой вмцы Параскевы Пятницы г. Казани

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

«Внутри деревянной крепости церковь великомученицы Параскевии,
Показать полностью.
нареченныя Пятницы в Глятковых слободах близ деревянного города»
М.С. Пестриков,
Описание Казани, составленное в 1739 году.

Храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы находится в самом центре Казани, близ Кремля. В том виде, в каком храм существует сейчас, он был заложен в 1726 году. Окончено строительство было в 1728 году. Тогда же храм был освящен.

Храм был построен в стиле русского барокко. Форма храма – это традиционный восьмерик на четверике. Высота храма 22 метра. В народе храм называли Пятницким в честь находящегося в храме чудотворного образа святой Параскевы Пятницы. В дни празднования памяти Параскевы 10 ноября в храм стекались паломники. В приделе Богоявления хранился древний крест с частицами святых мощей. Правый придел до нашего времени не сохранился. За свою историю храм несколько раз полностью выгорал. Оставались только стены. Храм много раз переделывали.

В 1923 году храм сделали подобием музея. В него свозили святыни из разрушенных и закрытых церквей и монастырей. В 1937 году храм был превращен в тюрьму. В нем расстреливали тех, кому были вынесены смертные приговоры. Расстрелянных, закапывали прямо внутри храма и возле него. В 1950-ые годы храм был заброшен, колокольня разрушилась. Новая история началась в 1993 году, когда храм передали министерству культуры. Начались восстановительные работы. В планах министерства было создание музея икон. В 1996 году церковь передали Казанской епархии.

При проведении восстановительных работ обнаружилось, что вся территория храма была кладбищем. Человеческие останки тщательно собрали и захоронили. На братской могиле во дворе храма установили мраморный крест. В 2004 году на этом месте выстроили усыпальницу, в которой покоятся останки убиенных. Четырехъярусный иконостас, по благословению архиепископа Казанского, в честь мучеников окрасили в красный цвет. Разрушенную колокольню восстановили в 2000 году.

С 2004 года при храме работает воскресная школа. В 2010 году была открыта приходская библиотека.

Источник

Об «упрямой» иконе, храбром монахе и чудесах святой Параскевы

Есть в российской глубинке храмы, отмеченные особым благоволением Божиим, где молитва со дня основания никогда не прекращалась, а благодать проявляется с особой силой. Таков храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Савино Екатеринбургской епархии.

История этой церкви началась с того, что по реке к деревне приплыла икона святой Параскевы и остановилась в небольшой заводи. Как говорит предание, это произошло во второй половине XIX века, когда здесь ни храма, ни часовни, ни поклонного креста не было.

Из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года узнаем, что село было основано выходцами из центральных губерний раскольниками братьями Ощепковыми, один из которых основал деревню Савино, а другой – Тупицинскую: «Первые поселенцы были раскольники-беглопоповцы, посему и потомству своему оставили в наследство те же воззрения; но с открытием единоверческого прихода в селе Казаковском Шадринского уезда многие приняли единоверие, другие перешли в Православие, приписавшись к Савинскому приходу. Единоверцы же, за отдаленность единоверческого прихода, не стали посещать храм и исполнять христианских обязанностей, а начали придерживаться раскола – то беглопоповщины, то стариковщины. Численность ни тех, ни других неизвестна. Численность же всего прихода простирается до 815 душ мужеского пола и 961 душ женского пола. Жители прихода все русские, крестьяне, занимающиеся земледелием, скотоводством и смолокурением».

Чудесным образом икона святой Параскевы вновь оказалась в Савино на берегу реки, на том же самом месте, где ее нашли

В эту историю можно верить или не верить, но факты таковы, что с того самого времени молитва здесь не прекращалась ни на один день, и даже в самые суровые годы богоборчества храм никогда не закрывался. Православные уверены, что церковь хранит небесная покровительница края – великомученица Параскева, поклониться которой верующие едут со всех уголков Урала и Сибири.

Мы выехали с группой паломников из храма 40 Севастийских мучеников в Камышлове. Нас набралось полный автобус, некоторые отправились с детьми. Моя соседка Ирина с грудной Елизаветой, несмотря на раннее утро, улыбаются. Гляжу на светлое радостное личико лопочущей малышки, и в душе рождается чувство, словно ты как в детстве по дороге на Новогоднюю елку: хочется говорить только хорошее и улыбаться без причины.

После молитвы на дорогу одна из прихожанок вдруг вспомнила, что оставила дома включенной плиту. Она готовилась к этой поездке, собиралась сегодня причащаться, а сейчас чуть не плачет. Матушки переглядываются: «Беги!» Спустя пять минут одна тетушка громко произносит, глядя куда-то в сторону: «Не надо никого ждать! Мы и так опаздываем!» Куда опаздываем, почему опаздываем – непонятно. Отец Олег спокойно покачал головой: «Нужно подождать!» Тетушка не сдается: «Батюшка, звоните, может она не поедет…».

Забывчивая домохозяйка задержала автобус ровно на одиннадцать минут. Опоздай еще на пару секунд – ей устроили бы инквизицию. Я тихо спрашиваю: «Что с плитой?» Она отводит глаза и хлопает себя по лбу. Конечно, плита была выключена и всё было в порядке. Духовное путешествие к святыне началось.

Автобус весело тарахтел, за окном начинался рассвет, а колеса отмеривали километры. Но радость путешествия была недолгой. Километров через десять у старенького «Пазика» вскипел двигатель, и мы съехали на обочину. У нашего автобуса перетерся шланг, и весь тосол вылился на дорогу. У водителя из инструментов – только пара разводных ключей и улыбка. Отец Олег с шофером идут смотреть двигатель. А чего его смотреть? Его ремонтировать надо. Опаздывающая тетушка сразу нашлась и предложила всем отправиться пешком. Идти всего ничего – километров 20 по замерзшему шоссе на промозглом ветру с грудными детьми, колясками и бабушками с палочками. Все мои разумные доводы разбиваются о ее презрительно-снисходительный взгляд. Вам надо – вы и сидите! Сидите, молитесь, а мы на праздник пойдем! Бравый вид непреклонной паломницы, случайно узнавшей от соседки о поездке, соблазняет пару старушек побойчее, и они с песнями и бутылками для воды из святого источника исчезают в придорожных сумерках.

Но духовное путешествие для того и духовное, чтобы всё разрешилось простым изящным способом. В водительской аптечке нашелся моток лейкопластыря, шланг замотали, и как ни в чем не бывало мы поехали дальше. Метров через 300 подбираем бравых паломниц, которые наперебой сожалели, что никто не решился с ними пойти встречать рассвет. Наш настоятель и отец шестерых детей знает, как вернуть полезную энергию в мирное русло, и спокойно говорит:

– А теперь давайте почитаем акафист святой великомученице Параскеве!

В Савино возле белоснежного храма вся улица заставлена машинами и автобусами со всего региона. Народу много, но теснота не давит. Все улыбаются и стараются быть друг с другом вежливыми, особенно с теми, кто прибыл на праздник с детьми. А таких здесь очень много. Большинство в храме готовились к Причастию. Служба идет торжественно и величаво, а когда из алтаря выносят Чашу, народ падает на колени не только в храме, но и на улице.

После Литургии все отправились крестным ходом к святому источнику великомученицы Параскевы – он возле того самого места, где когда-то была обретена икона. Источник славится многими чудесами и исцелениями, о которых долгие годы ведутся записи в специальные тетрадки. Сколько же эти старые пухлые тетради хранят простого настоящего человеческого счастья жизни с Богом, когда всё невозможное становится возможным, всё сломанное исправляется, а нехорошее заканчивается хорошо.

Вот некоторые из них:

«Сегодня годовщина моей свадьбы. В декабре 2009 года мы приехали с паломнической поездкой от храма Всех святых г. Тюмени. Я читала акафист святой Параскеве 40 дней, когда мне и повстречался мой суженый. Приехали поблагодарить и окрестить дочку. Спаси Господи! Светлана и Павел»;

“По молитвам святой Параскевы после 14 лет бездетства у нас родился малыш”

«Мы прихожане г. Талицы: Вячеслав, Фотиния, Фотиния и Мария. По молитвам святой Параскевы после 14 лет бездетства у нас родился малыш, которого мы окрестили в честь святителя Николая Мирликийского, а у наших друзей родилась девочка Екатерина! Просите – и дано будет вам! Слава Богу за всё!»;

«В июле 2010 года мы с мужем просили у святой Параскевы дать нам малыша, через 6 месяцев наша просьба была исполнена (до этого 10 лет не было детей). Вот сегодня приезжали крестить нашу Дарьюшку! Слава Богу! 17 августа 2012 (г. Екатеринбург)».

А потом я познакомился с чудесными матушками Зинаидой Васильевной и Любовью Васильевной. Они – родные сестры. Младшая в инвалидном кресле. Старшая почти ослепла. Застенчивые и улыбчивые. Чтобы так улыбаться, много им пришлось пережить за свою долгую жизнь. Когда молодая еще Зинаида и ее муж взяли четырехмесячную девочку из приюта, у Зинаиды врачи обнаружили рак. Вскоре и печень начала отказывать: стала Зинаида вся желтая. Ей сделали две операции, назначили третью… Облегчения не было, становилось только хуже. А она каждый день в храме молилась об исцелении Спасителю Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Илии-пророку и святой мученице Параскеве – не то чтобы врачам не доверяла, а просто верующей была. Их с сестрой родители так воспитали, чтобы всегда Богу молились и на Него только надеялись.

И молилась она больше не из-за себя, а из-за маленькой дочки Анюты: ей, Зинаиде, никак умирать было нельзя, иначе девочка окажется в детском доме, ведь муж один с малышкой не управится. И Господь ее услышал. Однажды ночью ее стало вдруг трясти, и вся грязь и камни из нее вышли. И стала Зинаида с того времени здорова.

– Прямо так и здоровы? – спрашиваю.

“Прямо так и здоровы?”– спрашиваю. Она смеется: “Когда у меня рак нашли, мне 27 было. А сейчас 65!”

– Когда у меня рак нашли, мне 27 было. А сейчас 65! А вот с глазами плохо. Слепну. Но еще Господь терпит за младшую сестру, которую в храм надо возить на каталке.

Здесь, в Савино, Зинаида была старостой прихода больше 30 лет. Каких только милостей от Христа не насмотрелась!

Например, ей очень хотелось благословиться у владыки. Такая у нее была странная мечта. Кому-то хочется денег мешок, кому-то жить безбедно, а она, поди-ж ты, у владыки благословиться возжелала! А не получалось.

– Владыка как приедет в деревню, к нему сразу народ, не подступишься. А я никогда вперед людей не лезу – не так воспитана. Да и дел столько, что всегда опаздывала: за всем досмотри, порядок обеспечь, а еще и накормить всех гостей надо. Однажды на престольный все пошли на крестный ход, а я, как обычно, осталась храм караулить. Прибралась, лампадки маслом заправила и пошла на улицу на лавочку передохнуть. С неба мелкий дождь сыплет. Радуга на полнеба. Сижу грустная, усталая, глаза в землю. Слышу: кто-то подошел. Голову поднимаю – напротив стоит владыка Викентий и с улыбкой на меня смотрит. «Давай, – говорит, – матушка, тебя благословлю!»

А потом две женщины из местных прибежали и стали хвалиться владыке, как всё хорошо да славно здесь, в Савино. А она возьми да и возмутись: как же, говорит, хорошо, когда монах Василий, который этот храм от разорения спас, на мирском кладбище лежит всеми забытый?! Владыка взял ее за локоток: «А ну, рассказывай, чего знаешь!» Как владыке отказать? Она и рассказала про монаха Василия из Далматовского монастыря, который в 1920-е годы сюда пришел и стал служить вместо заболевшего старенького настоятеля:

– А когда большевики решили храм закрыть, он просто запирался внутри и никого не пускал. Они снаружи стучат, бегают, ругаются, а он знай молится да поклоны земные кладет. Те с ним и по-хорошему разговаривали, и грозились, а он уперся – и ни в какую: «Не отдам храм, и всё тут!» Несознательный элемент, одним словом.

Отец Василий вышел на середину храма. “Делай, что задумал!” Начальник топором-то замахнулся, а опустить руку не может

Начальник местной пожарной части Косых, как узнал, что ни милиция, ни комсомольцы с одним темным монахом справиться не могут, распсиховался так, что в кабинете со стола все бумаги раскидал. Затем схватил топор и побежал монаха Василия убивать. А в храме как раз служба шла. Отец Василий, как увидел начальника с топором, всё сразу понял, перекрестился, икону Спасителя поцеловал и вышел со скрещенными руками на середину храма. «Делай, – говорит, – что задумал!» Начальник топором-то замахнулся, а опустить руку не может. Не дает что-то. Он затрясся, побледнел как мел, ругаться не может, шипит, глаза вытаращил. Так с поднятой рукой с топором и бросился наутек. А ночью ни с того ни с сего помер. Все собаки потом в округе выли, спать никому не давали. И после этого власти храм так и не закрыли. Хотя много раз собирались.

За разговором подошла еще одна матушка – Раиса Дмитриевна. Она из Тарасково, подружка сестер. Вместе с сестрами с детства в храм ходит:

– Раньше, когда маленькой была, нас бабушка на Параскеву Пятницу за 30 верст водила. Мне тогда шесть лет было, а я помню. Бабушка еды в лукошко наложит, внучат соберет и айда на службу! Идем – песни Пресвятой Богородице поем. Устанем – под березкой отдохнем и снова в путь. После службы здесь, в храме, на полу и спали. А в Тарасково храм пророка Илии взорвали. Как ГЭС строить начали, так и взорвали. На дне он сейчас. Только одну храмовую икону Илии-пророка успели тогда спасти. Она сейчас здесь, в Савино.

Очень хотят в деревне Тарасково новый храм построить вместо взорванного. Да денег у сельчан нет

Возле этой иконы я молитвенниц и сфотографировал. Они очень хотят у себя в деревне новый храм построить вместо взорванного. Денег у них нет. Спонсоров и благотворителей тоже. Одна молитва есть. А в деревне им комнату молельную выделили. Зинаида Васильевна староста. По понедельникам туда священник приезжает, молебен служит. Так и живут.

После крестного хода столы вокруг храма накрыли – и начался пир. А у нас арендованный автобус и водитель, нетерпеливо поглядывающий на часы. Радостно, конечно, и празднично на душе, только кушать всё равно хочется! Я глянул в погрустневшие лица паломниц и пошел в трапезную. А что, дорогие матушки, делают у вас с непутевыми паломниками, которые не могут на праздничный обед остаться? Матушки смеются: «Дают пирогов на дорогу!» И наложили мне целый пакет с горкой выпечки. А алтарник завел меня в храм, чтобы дать мешок праздничных просфор.

И вот мы едем домой, поем песни и вкуснющие пироги жуем. Все вокруг улыбаются, а тетушка, что собиралась пешком идти, просто светится от радости как именинница!

Источник

От взятия Казани до расстрельной тюрьмы НКВД: что хранит в себе история храма Параскевы Пятницы на Большой Красной

О прошлом Пятницкого храма – тюрьме НКВД и сотнях убитых и о том, чем храм живет сейчас, – в материале ИА «Татар-информ».

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

Недалеко от стен Казанского Кремля, в самом начале Большой Красной улицы, стоит белокаменный храм, названный во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. По словам исследователя Казани Алексея Клочкова, история храма берет свое начало от деревянной церкви, построенной после взятия Казани. Пятницкий храм не раз горел в пожарах, закрывался и становился то тюрьмой НКВД, то приемным пунктом стеклотары. В 1990-х годах храм был передан Казанской епархии и отреставрирован. Уже почти восемь лет его настоятелем является отец Алексей. Он рассказал ИА «Татар-информ» о главных святынях храма и его прихожанах и опроверг байки экскурсоводов.

Церковь Николы Зарайского

Этот храм — один из старейших в Казани. Свой современный вид он приобрел в 1728 году, а появился гораздо раньше. История храма начинается в 1566 году, когда в начале современной Большой Красной улицы построили деревянный храм во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы.

Прошло немного лет после взятия Казани. Здесь, на этой улице, расположились войска из подмосковных городов, в частности, Тулы. У каждого полка был свой образ Николая Чудотворца. Здесь стояли стрельцы из подмосковного города Зарайска, рассказывает Алексей Клочков.

В XVI веке в Казани было несколько храмов, названных в честь Николая Чудотворца. Среди них — не сохранившаяся церковь Николы Тульского в Казанско-Богородицком монастыре, церковь Святого Николая Чудотворца (ныне — Никольский кафедральный собор), Николо-Гостинодворская церковь, закрытая в 1929 году, и, наконец, построенный в середине XVI века храм Николы Зарайского.

Деревянная церковь Николы Зарайского имела богадельню и большой приход в несколько десятков дворов, расположенных по Большой Казанской улице. Церковь сгорела в страшном пожаре 1579 года, превратившем в пепел часть города рядом с Кремлем. Спустя более века храм был воссоздан в камне.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

«В 1728 году на средства Ивана Афанасьевича Михляева (настоящая фамилия Микляев), богатейшего казанского купца и промышленника, владельца винокуренных, кожевенных и суконного заводов построили храмовый комплекс. Как и храм Святой Евдокии на Федосеевской улице, церковь Параскевы Пятницы была построена специально для рабочих мануфактур Михляева», — отметил исследователь.

Храм пережил череду страшных пожаров

Третьего мая 1749 года в Казани случился опустошительный пожар, где выгорел весь Пятницкий приход вместе с церковью, от которой остались лишь стены. В 1774 году, как и многие другие культовые сооружения, храм Параскевы Пятницы был разграблен пугачевцами.

В 1815 году Казань снова вспыхнула. В губительном пожаре выгорело 70 кварталов, 1500 домов, около 20 церквей. Пожар не обошел стороной и Пятницкую церковь. Здание выгорело дотла, а с колокольни упал и разбился колокол. Такая же судьба была уготована церкви и в 1842 году, когда в руины превратился весь центр города.

Храму всегда помогали прихожане, среди них — Платон Суханов, внук известного миссионера Кирилла Суханова. Платон Степанович был крупным чаеторговцем, а позднее — городским главой. Будучи на этом посту, он «поднял» Пятницкую церковь после разрушительного пожара. Напротив Богородицкого монастыря и поныне стоит дом казанского градоначальника, снесенный в 2005 году и спустя десятилетие восстановленный.

Главный престол храма был отреставрирован в 1831 году и переименован из Богоявленского в Рождество-Богородицкий, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был заново построен в 1855 году.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

«Если посмотреть на Пятницкую церковь, можно заметить, что это мини-копия Петропавловского собора, — отмечает краевед. — Это сходство, конечно, неслучайно. Петропавловский собор был тоже воздвигнут на средства купца Михляева».

Петропавловский собор был построен почти в те же годы, что и Пятницкий храм, в том же стиле русского барокко. Только высота Петропавловского достигает 52 м, а Пятницкого — 22 м.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

На протяжении четырнадцати лет храм действовал как обновленческий (обновленчество — движение в русском православии, выступавшее за модернизацию богослужения), а в 1937 году храм закрыли и превратили в спецтюрьму НКВД СССР.

«Мой дед рассказывал, что все местные знали, что в церкви происходит что-то неладное, но никто не показывал виду. Вся территория церкви была обнесена высоким пятиметровым забором с колючей проволокой, и иногда люди даже слышали выстрелы», — рассказывает Алексей Клочков.

Коммуналки и приемный пункт стеклотары

Когда тюрьму закрыли в здании разместили коммунальные квартиры. По словам Клочкова, тут было четыре квартиры, а на первом этаже вплоть до 90-х работал приемный пункт стеклотары.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

Пятницкая церковь в 1970-х годах. Фото Андрея Дымского

В 1990-х храм передали Казанской епархии и в здании начались реставрационные работы.

«Масштабы ужаса, который творился в Пятницкой церкви, были осознаны только тогда, когда ее начали восстанавливать. Эта церковь стоит на костях. Стены церкви были изрешечены пулями, под полом были найдены человеческие кости», — поведал исследователь.

В 2000 году главный престол восстановленной церкви освятили в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, а придел в честь Рождества Богородицы был освящен двумя годами позже.

Сегодня в церкви служит настоятель отец Алексей, который и рассказал нам, чем живет храм в наши дни.

Икона Параскевы Пятницы находится в храме еще с дореволюционных времен. В советские годы она была утрачена, а в 1997 году, когда храм открыли после реставрации, икону принесла в храм старушка, которая всё это время хранила ее у себя, рассказывает священнослужитель.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

«Икона была вся черная. Батюшка сначала даже не поверил, что это икона. Перед ней отслужили молебен, и она посветлела», –рассказал отец Алексей.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

Рядом с иконой хранится частичка мощей Параскевы Пятницы. Мощи были подарены храму в 1997 году.

«Впервые я задумался об этом храме в студенческие годы. Мой однокурсник изучал архивы и писал исследовательскую работу. Выяснилось, что на протяжении восьми лет в здании была тюрьма. Здесь были безжалостно расстреляны невинные люди, были найдены даже маленькие черепки. Меня до глубины души потрясла жестокость тех времен. Мы каждый день молимся о тех, кто здесь невинно убиен», ­– поделился священник.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

Рассказывая о тяжелой судьбе храма, отец Алексей сравнил его со Спасом на Крови. Когда в конце 90-х годов храм внутри ремонтировали, помощники по очереди ночевали здесь, следя за тем, чтобы из храма ничего не украли. Многие говорили, что ночью здесь спать было невозможно – им будто слышались жуткие крики и плач.

Для нас священнослужитель открыл главные врата иконостаса. Трудно представить, что когда-то за этими стенами расстреливали людей.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

Найденные останки предали земле на Самосыровском кладбище, часть из них была похоронена на территории храма. В 2004 году над братской могилой построили усыпальницу.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

Задержавшись у мощей Виктора Дамасского, настоятель рассказал историю их появления в храме. Несколько лет назад в церковь зашел мужчина, по всей видимости, арабского происхождения. Между настоятелем и прихожанином завязалась дружелюбная беседа. Выяснилось, что пришедший в храм оказался священником, служащим в одной сирийской православной церкви. Год спустя сирийский священнослужитель вновь посетил храм и подарил ему мощи святого мученика Виктора Дамасского.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

Пятницкий храм – кряшенский?

В 2011 году храм стал приписным к Богородицкому монастырю, но уже спустя три года стал вновь самостоятельным. До 2014 года службы в храме велись только по выходным и праздникам, но, как рассказывает нынешний настоятель, было принято решение проводить их каждый день.

Зимой в Пятницкой церкви меньше прихожан. С наступлением туристического сезона люди заходят чаще. Прошлым летом церковь посетило множество туристов, в том числе чилийцы, американцы и мексиканцы.

Местные экскурсоводы часто рассказывают туристам, что в Пятницком храме службы идут на татарском языке, реже – о том, что на чувашском. На самом деле в Казани есть единственный кряшенский приход, и находится он не в Пятницком храме, а в Тихвинской церкви.

храм в честь святой великомученицы параскевы пятницы

Разговоры о том, что службы здесь идут на чувашском языке, имеют под собой какие-то основания. Когда в 1997 году храм был передан Казанской епархии, его первым настоятелем стал священник чувашского происхождения Михаил Григорьев. Несколько лет священнослужители использовали в церковных службах фразы на чувашском языке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *