храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня

Храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня

ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ

ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Московский Патриархат

Санкт-Петербургская епархия

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня

Дорогие братья и сестры!

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

открыт ежедневно с 8 до 20 часов.

Литургии совершаются ежедневно в 10 часов,

вечером в 18 часов уставные богослужения.

По воскресным дням и великим праздникам, выпадающим на рабочие дни, служатся ранние литургии в 7 часов утра. Исповедь в это же время.

Накануне праздников совершаются всенощные бдения и полиелеи.

Исповедь проходит ежедневно в 9:30, а также во время всенощных бдений.

По воскресным дням, вторникам и четвергам в 18 часов поются молебны с акафистами о Вашем здравии и спасении.

«БРАТСТВО ТРЕЗВОСТИ» —- каждую пятницу в 18 часов в малом храме служится молебен с акафистом пред иконой «Неупиваемая Чаша» об избавлении страждущих от пьянства.

Ежедневно в 13 часов совершается Таинство КРЕЩЕНИЯ.

ВНИМАНИЕ: ДЕЖУРНЫЙ СВЯЩЕННИК в храме может ответить на Ваши вопросы с 11:30 до 13:00 и с 17:00 до 18:00 ЕЖЕДНЕВНО, а также по субботам и воскресеньям в течение всего дня.

Источник

Церковь Воздвижения Креста Господня

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня
Улица Воздвиженка. Открытка XIX в.

Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице – Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина – также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты».

По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона церковь стала обыкновенным московским приходским храмом.

История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд.

Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество.

Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой.

Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы – Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине.

Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар 1547 года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо.

В том же 1547 году был впервые упомянут в летописи и Крестовоздвиженский монастырь. Он тогда назывался монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, «что на Острове». Предполагают, что в той местности тогда находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название. После пожара церковь отстроили в камне, и стояла она в этом монастыре.

В петровское время храм был перестроен из плинфы, как тогда называли кирпич, тогда же Воздвиженкой была названа Смоленская улица. Новую церковь возводили около 20 лет – работам помешал указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве, когда все силы и средства должны были быть брошены в Петербург. Интересно, что храм возведенный, «иже под колоколы», был одним из самых последних в городе, построенных в традиции допетровского зодчества – в стиле московского барокко. Впрочем, другие исследователи называют стилем церкви южнорусское (в первую очередь украинское) деревянное зодчество. А в 1848 году арх. П.П.Буренин построил самостоятельную колокольню.

В 1812 году монастырь по одним сведениям, почти не пострадал, по другим – пострадал так, что из-за этого и был упразднен. Доподлинно известно то, что он был разграблен захватчиками. В нижней церкви они устроили конюшни, а в алтаре расставили походные кровати для французских солдат. В иконостас вбивали гвозди для сбруи, деревянные части храма вместе с иконами жгли вместо дров. В последних числах августа, накануне вступления Наполеона в Москву, монахи вывезли ризницу в Вологду, засыпали монастырские ворота землей, а имущество спрятали в подпол – там оно и было обнаружено французами.

В 1814 году соборную Крестовоздвиженскую церковь обратили в приходскую, а на территории бывшего монастыря построили дома для семейств церковнослужителей кремлевского Успенского собора, заселенные в 1820 году.

В Крестовоздвиженском храме были похоронены многие русские государственные деятели – канцлер и руководитель внешней политики России М.И.Воронцов, принимавший участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Елизавету Петровну, и много сделавший для Ломоносова; московский генерал-губернатор В.Я.Левашов, занимавший этот пост в годы правления Елизаветы, боярин Стрешнев.

В истории Москвы Крестовоздвиженская церковь была знаменита тем, что в ней 6 июня 1856 года венчался М.Е.Салтыков-Щедрин с дочерью вятского вице-губернатора Елизаветой Аполлоновной Болдиной. Он познакомился со своей будущей невестой, когда той было около четырнадцати лет, во время ссылки в Вятке, куда был отправлен по высочайшей резолюции в 1848 году за «распространение революционных идей, потрясших Европу». Салтыков, как и Достоевский, посещал кружок петрашевцев, увлекался социалистическими идеями Фурье и Сен-Симона и попал в опалу за свои две ранние «неблагонамеренные» повести – «Противоречие» и «Запутанное дело».

Вскоре после знакомства с семейством Болдиных Салтыков договорился ждать совершеннолетия своей невесты. Он был так увлечен ею, что сам написал целый курс истории России для юной и весьма далекой от подобных интересов девушки, мечтавшей о балах, журфиксах, светской жизни, Петербурге. Потом она всю жизнь жалела, что ее муж «манкировал карьеру» и засел в кабинете писать «Мишелевы глупости» вместо того, чтобы стать министром. Малоизвестно, что именно Елизавета Аполлоновна придумала мужу знаменитый псевдоним: чиновнику было неудобно печатать литературные труды под своей фамилией, и она посоветовала ему взять псевдоним от слова «щедрый», поскольку молодой сатирик в своих сочинениях был щедр на сарказмы. А многолетняя работа над переписыванием набело рукописей мужа стоила ей в старости почти полной потери зрения.

Известно, что сразу же после смерти Николая I из ссылки ему помог выбраться генерал-адьютант П.П.Ланской, женатый на вдове Пушкина и вместе с ней приехавший в Вятку для создания там военных ополченских дружин осенью 1855 года. Его двоюродный брат, С.С.Ланской, ставший министром внутренних дел, служил тогда в Петербурге, и сама Наталья Николаевна написала родственнику ходатайственное письмо о Салтыкове. В ноябре тот доложил о Салтыкове Александру II, и государь разрешил ему «проживать и служить, где пожелает», и снять с него полицейский надзор.

Салтыков захотел вернуться в Петербург и по дороге из Вятки заехал в Тверскую губернию, к своей знаменитой матери – спросить у нее благословения на свадьбу. Его мать, ставшая прототипом сразу двух героинь крупнейших произведений Щедрина – Арины Петровны из романа «Господа Головлевы» и Анны Павловны Затрапезной из «Пошехонской старины», – оказалась резко против бракосочетания сына с юной «бесприданицей», урезала ему месячное содержание и отказалась приехать на свадьбу.

Венчание было назначено в Москве, проездом в Петербург – из-за столичной дороговизны и нехватки средств. Этот брак не был счастливым. Впоследствии из-за расхождения в образе жизни больной Щедрин последние годы прожил обособленно от семьи, денно и нощно в собственном кабинете, где он не только писал, но и принимал посетителей по редакционным вопросам, возглавляя журнал «Отечественные записки» – вплоть до их закрытия в 1884 году. Дверь в квартиру в знаменитом доме №62 (ныне 60) на Литейном проспекте не запиралась, и к нему мог беспрепятственно придти любой человек с улицы.

Видимо, семейный разрыв привел к тому, что после его смерти в этом доме не был создан мемориальный музей Салтыкова-Щедрина, хотя супруга пережила его на 21 год. Личные вещи писателя остались в основном у его дочери, которая после революции уехала за границу. В доме же на Литейном проспекте и сейчас находится обыкновенная питерская коммуналка, хотя у жильцов на стенах висят портреты Щедрина. «Он тут хозяин!» – с некоторым страхом говорят они.

Память о Щедрине, весьма чтимого советской властью, не спасла и московский храм от сноса в 1934 году – в отличие от храма Большого Вознесения у Никитских ворот, спасенного именно памятью о Пушкине.

Священника Крестовоздвиженской церкви арестовали и сослали в концлагерь, где он погиб, а на месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы 1979 года на проспект Калинина выходили только бывшие монастырские ворота, также снесенные при строительстве подземного перехода. Сейчас там простая асфальтовая площадка.

Источник

История Крестовоздвиженского собора в Петербурге

История Крестовоздвиженского собора богата и увлекательна, начинается она в годы постройки — 1747-1749. Крестовоздвиженский казачий собор до 1938 года назывался — Крестовоздвиженская Ямская церковь. Стиль исполнения — в стиле барокко.

Это православный храм в честь праздника Воздвижения Креста Господня. Располагается он в Петербурге, у пересечения Лиговского проспекта и Обводного канала. Является одним из старейших приходов Санкт-Петербурга. Собор, который был построен в период 1747-1749 году, был перестроен в середине XIX века.

Теперь перейдем к исторической части. В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями. Первоначально у них не было своего храма.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls» «Лавры, монастыри и храмы…»

В 1710—1712 годах они построили при местном кладбище, существовавшем до 1756 года, деревянную часовню. Вероятнее всего, эта часовня сгорела при пожаре 1714 года. По прошению ямщиков Василия Федотова, Петра Кусова с товарищами, по благословению архимандрита Феодосия, в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи с Никольским приделом.

В 1719 г. она была освящена наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом. Это было небольшое, вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Затем, в 1723 году была построена деревянная ярусная колокольня. Колокола для храма были взяты из тех, которые привозились для переливания в пушки.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls» Церковь Воздвижения Честного и
Животворящего Креста Господня на Лиговке. Фото нач.1900-х г. храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls»

В 1730 году церковь сгорела, на её месте опять поставили деревянный храм. В 1731 г. на место сгоревшей церкви была перевезена Ильинская часовня, купленная на Охтинских пороховых заводах. 25 февраля была освещена как церковь, а в ноябре 1733 г. освящен придел Николая Чудотворца. Эта церковь помещалась ближе всего к Лиговому каналу. Она имела высокую кровлю, увенчанную маленькой главкой.

В 1740 году причт и прихожане сообщили, что «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением». Просили вместо ветхой Иоаннопредтеченской построить каменную «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», откуда церковь, а затем и собор получили название.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls» храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls»

Таким образом, каменная церковь была возведена в 1747-1749 гг. Имя архитектора этой церкви неизвестно. Наблюдал за строительством архитектор И. Шумахер. Этот храм был выстроен в традициях позднего барокко. Главный алтарь был освящен архиепископом Феодосием 24 июня 1749 г. во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, приделы посвящены Рождеству Иоанна Предтечи и Святому Николаю Чудотворцу. Одноэтажный каменный храм был холодным.

В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. В след за этой церковью в 1764—1768 гг. была построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери также в стиле барокко. Она была расширена в 1842-44 перед перестройкой Крестовоздвиженской церкви.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls» храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls» 1994 u/

Над западным притвором церкви находилась колокольня, ее построили в 1804-1812 гг. Работы выполнены по проекту архитектора Постникова. Колокольня соединяется двумя полуциркульными колоннадами с часовнями. В нишах помещены скульптуры Апостолов Петра и Павла. Высота колокольни около 60 м. Колокольня в верхней части украшена восемью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя — четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 г.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls» 2014

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls» 09.2014

Церковь Кирилла и Мефодия расположилась на втором этаже нижнего яруса колокольни, выполнена по проекту архитектора Л. Бульери. Освящен он был 2 февраля 1878 г. митрополитом Исидором. К 1830 г. обе церкви, Крестовоздвиженская и Тихвинская, обветшали. Было решено выстроить одну новую церковь. План, утвержденный в 1841 г., составил арх. В. Морган (храм напоминал Исаакиевский собор). Он же разработал план временной пристройки к Тихвинской церкви, куда в 1844 г. были перенесены Предтеченский и Никольский приделы из Крестовоздвиженской церкви.

В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным. Общество создало и опекало три благотворительных заведения. В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls»

К началу 20 века приход насчитывал 14 тысяч прихожан. Причт, возглавляемый митрофорным протоиереем Владимиром Григорьевичем Гуляевым, кавалером ордена Св. Александра Невского, считался образцовым среди причтов столичных приходов.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls» Памятники святым мученикам цесаревичу Алексею, императору Николаю II и императрице Александре Федоровне у восточного фасада Крестовоздвиженской церкви. храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняФото: «Сitywalls» 3 одинаковых медальона у основания памятников с гербом Российской империи и надписью «Съ нами Богъ»

В 1932 году Тихвинская церковь была закрыта и переделана под школу, затем в ней разместились мастерские радиотехнического техникума. Крестовоздвиженская церковь была закрыта в 1938 году.

Во время Великой Отечественной войны в здание попали несколько снарядов, которые, к счастью, не разрушили ее до основания. В 1947 году помещения были отданы для размещения там реставрационных мастерских, фактически превратившие храм в завод.

В 1991 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко. Возрождены храмы свв. Кирилла и Мефодия, Тихвинской иконы Божией Матери, ведутся работы по реставрации центрального Крестовоздвиженского собора.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения Царя-Страстотерпца Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск. 26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых, рядом был установлен Памятник святому Цесаревичу Алексию, Атаману всех казачьих войск России.

Завершил композицию Памятник святой Царице Мученице Александре Федоровне, установленный 4 мая 2014 года. Все три Памятника выполнены петербургским скульптором Сергеем Алиповым.

Сейчас Крестовоздвиженский собор действует, несмотря на то, что еще полностью не завершены работы по его восстановлению. Он широко известен тем, что в нем располагается православный приход, который объединяет казачество Санкт-Петербурга.

Источник

В Петербурге освятили храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Приблизительное время чтения: 1 мин.

11 октября 2018 года в северной столице состоялось великое освящение храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Чин освящения и Божественную литургию в новоосвященном храме возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня

Идея строительства церкви появилась в 2009 году. 27 сентября 2016 года был освящен закладной камень будущего храма, а через год на главный купол храма был установлен крест. 27 сентября 2018 в храме Спаса на Каменке была совершена первая Божественная литургия. Храм выполнен по проекту архитектора Кирилла Яковлева (архитектурная мастерская «Тектоника»).

Новый храм уже получил в народе настоящее русское имя – Спас на Каменке.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня

Фасад Спаса на Каменке украшают мозаики и скульптурное изображение святой равноапостольной Елены и святителя Макария Иерусалимского. Внутреннее убранство храма сочетает в себе каноническую живопись и неоклассические детали, древнерусское искусство и искусство Ренессанса. Спас на Каменке – первый храм в Петербурге, построенный по монолитному методу.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господня

На Кипре близ Никосии (Эпископио, Тамасосская митрополия Кипрской Православной Церкви) по идентичному проекту возведен храм святого Апостола Андрея Первозванного и Всех святых, в земле Русской просиявших. Храм открыл двери для прихожан в 2017 году и стал одной из достопримечательностей Кипра. Генеральный ктитор обоих храмов – заслуженный строитель России, президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков.

Источник

Крестовоздвиженский храм — 7 московских храмов

Церковь, с наименованием Воздвижения Креста Господня или Распятская церковь — домовая церковь в Теремном дворце Московского Кремля.

История

В период времени, который принято называть смутным, первый Кремль был разрушен. И в 1635 г. царь Михаил Федорович распорядился построить вновь из камня Теремной дворец. При нем выстроили домовые церкви. Эти церкви строились не разом.

Наиболее возрастная церковь дворца — это церковь Екатерины Великомученицы. В 1626 г. она не устояла на пожаре, и в последующем году специалист из Англии Джон Талер построил Екатерининский храм, но уже каменный, «у царицы на сенях», который включили в структуру Теремного дворца.

В 1654 г. государь Алексей Михайлович в указанной церкви в честь матери своей Евдокии Стрешневой устроил приделы: один по именинам царицы — во имя святой Евдокии, который стал потом самостоятельным теремным храмом, другой в память дня ее рождения — святого Онуфрия.

Федор Алексеевич взошел на царство в 1676 г. Его озарили святые и великие мысли создать в Кремле символичный образ, подобный храму Гробу Господня и Воскресения Христова, который в Иерусалиме. Есть мнение о том, что юный царь вдохновился Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырем, который находится под Москвой.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняКомплекс Теремных церквей, куда входит и церковь Воздвижения Креста Господня

Государем были переделаны эти домовые храмы. В 1681 году святой Евдокии храм заново освятили в память Воскресения Словущего, и уже царь присутствовал на Преображение в нем на службе.

В Воскресенском храме в этом же 1681 году по весне освятили крохотную Распятскую церковь.

В 1681 году данную церковь выстроил Царь Федор Алексеевич выше северного предела в соборе Верхоспасском. Длина ее в пределах 7 м, а ширина в пределах 4 м. Пол изготовлен из плит мрамора (цвета чёрный и белый), обладает сомкнутым сводом.

В конце 17 века зодчий Осип Старцев устроил над домовыми церквями Теремного дворца единый верх.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняВерхоспасский собор Московского Кремля. Купола теремных церквей, куда входит и Распятская церковь

Судьба храма после Октябрьской революции 1917 г.

Дворцовые храмы оставались действующими до революции. В 1903 г. в Распятской церкви говели государь Николай II и императрица Александра Федоровна. А в Верхоспасском соборе они слушали всенощную на Великий четверг и Пасхальную утреню.

Впоследствии, когда произошла Октябрьская революция, работа Церкви была прекращена. Церковные службы в Крестовоздвиженской не производят. Эта церковь включена в комплекс дворца, который составляет часть Резиденции Президента России.

Внутреннее убранство

Убранство церкви содержит барочный оттенок. Храмовые двери из дерева, сделанные в XVI веке, доставлены из Троицка-Голенищева.

Установлен в храме четырёхъярусный отчеканенный из меди иконостас, чертежи которого разработал Карп Золотарев.

храм в честь воздвижения честного и животворящего креста господняИконостас церкви Воздвижения Креста Господня Московского Кремля

Золотарёв выполнил наброски, по которым изготовлены киоты из слюды, в коих размещены иконы с представленными сценами Страшного Суда и Страстей Господних, написанные Иванами Салтановым и Безминым.

Икона «Поклонение Кресту», которую на холсте написал Богдан Салтановый, пребывала в церкви, в алтаре. На иконе изображаются: император Константин и царица Елена, царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон.

В Крестовоздвиженской располагается в меру Креста Господня Распятие, которое изготовлено в 1687 году резчиком Новоспасского монастыря старцем Ипполитом. От этого Распятия имеет место второе название Церкви — Распятская.

Реликвии и святыни

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения)

Праздник церковный Крестовоздвижения имеет христианский духовный смысл. Он является праздником двунадесятым непреходящим и отмечается ежегодно в один и тот же день 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Данный древнейший праздник в истории трактуется по-разному. Известны 3-и события, которые случились в разные периоды времени и объединены эпизодами, связанными с Крестом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *