храм в чихачево ивановской области
Еще один «старец» запрещен в служении. Кто такой схиархимандрит Иоанникий из Чихачева
С чего все началось
Екатерина Рыбина сообщила, что ее мать пропала после того, как начала ездить в Свято-Никольскую обитель в селе Чихачево Ивановской области. Женщину якобы вывезли в Нижний Новгород, где заставили работать.
Рыбина написала обращение к депутату Госдумы Евгению Марченко.
Екатерина Рыбина отметила, что паломникам обители ограничивают свободу, заставляют продавать квартиру, прихожане не могут уехать.
«Родственники сотен людей в отчаянии, они не могут забрать своих родных домой, боятся обращаться в правоохранительные органы», — цитирует обращение РИА Новости.
Депутат Евгений Марченко направил запросы в Следственный комитет и Генпрокуратуру, чтобы ведомства проверили деятельность схиархимандрита Иоанникия в Свято-Никольской обители.
Кто такой схимандрит Иоанникий
По этим данным Ефименко Иван Данилович якобы происходит из старинного казачьего рода. Был пострижен в малую схиму под именем Иоанн. Получил благословение монаха Серафима из Троице-Сергиевой Лавры. После чего был направлен в Никольский храм деревни Чихачево. Там он служит около 35 лет.
Был возведен в сан игумена, позднее архимандрита. При принятии великой схимы получил имя Иоанникий.
Схиархимандрит Иоанникий известен в сети, как «чихачевский старец», который обладает даром провидения и исцеления. Некоторые турагентства и просто предприимчивые люди возят желающих автобусами на встречу со «старцем».
Что говорят в епархии Ивановской области
Епархия оценивает ситуацию в приходе как «нездоровую».
— Там идет — психическое, конечно, не физическое — принуждение к тому, чтобы оставаться в этой общине, принуждение к значительным пожертвованиям. Физически там никого не держат. Однако людям говорят, что «вы больны смертельной болезнью, и если вы отсюда уедете, то непременно умрете — а вот здесь, в общине схиархимандрита Иоанникия, вы можете излечиться от болезни», — заявил «Независимой газете» председатель отдела митрополии по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ протоиерей Андрей Ефанов.
По его словам, схиархимандрит Иоанникий находится в состоянии «уже почти полного разрыва с епархиальным архиереем, не посещает богослужения с его участием и сам их не совершает, не бывает на регулярной исповеди духовенства».
— Все идет к тому, что человек отходит все дальше от Русской Православной Церкви. Это постепенный процесс. Не то, чтобы он разорвал с церковью. Он поминает патриарха, поминает епархиального архиерея, но по духу его состояние все ближе и ближе именно к сектантскому, — отметил протоиерей Андрей Ефанов.
Он сообщил, что и раньше на общину поступали жалобы, но они были единичными.
Схиархимандрит Иоанникий (с. Чихачево)
Август будние дни: 25-26
Август выходные дни: 21-22; 28-29
Запись по телефону: +7 (963) 772-92-04
Схиархимандрит Иоанникий (с. Чихачево) запись закреплена
РАСПИСАНИЕ ПОЕЗДОК НА НОЯБРЬ
Приглашаем Вас в наши поездки по святым местам из Москвы, организованные нами с любовью и заботой :
6-7, 13-14, 20-21, 27-28 ноября, (выходные, по субботам)
Показать полностью. —СВЯТО-ВЕДЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ г. Иваново. Индивидуальная исповедь у старца АРХИМАНДРИТА НИКИФОРА.
(стоимость 3300 р. + гостиница)
6 и 20 ноября— РЯЗАНЬ-ЗАХАРОВО. Поездка в рязань к игумену Стефану.
(стоимость 1900 р.)
6, 13, 20, 27 ноября, по субботам— КОЛЮПАНОВО (Владычний монастырь, ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»)!
(стоимость 1900 р.)
6 и 20 ноября, по субботам— ОЧЕВО, К АРХИМАНДРИТУ ПАИСИЮ Дмитровский район д. Очево Храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы
(стоимость 1500 р.)
12-13, 26-27 ноября, по пятницам— ЛИВНЫ, К иеромонаху Владимиру (Гусеву) на молебен о болящих на сутки (г. Ливны, с. Михайловское, Ливенский район)
(стоимость 2500 р.)
12-13, 26-27 ноября, по пятницам—ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Псков (двухдневная поездка)
(стоимость 5900 p. + питание)
У нас православные воцерковленные экскурсоводы, которые своими рассказами о месте паломничества создадут вам правильный настрой на поездку
Комфортабельный новый автобус с кондиционером и другими удобствами
Во время поездки мы подробно рассказываем о всех правилах и порядках тех мест куда мы едем, чтобы вы чувствовали себя уверенно даже приехав в первый раз.
Продуманный планы всех поездок, с остановками в хороших местах для приема пищи и отдыха.
Более чем десятилетний опыт организации регулярных паломнических поездок по святым местам России и зарубежья.
Записаться и узнать все подробности можно по телефонам (рекомендуем этот способ):
+7 (910) 442-0-111
+7 (963) 772-92-05
Также записаться и узнать всю подробную информацию о поездках можно на нашем сайте https://mirprosvet.ru
Оплата поездки производится только на месте перед самой поездкой, если не было предварительного бронирования на сайте.
Схиархимандрит Иоанникий (с. Чихачево) запись закреплена
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.
Показать полностью. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани»говорил:
«Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
Паломническая служба «Просвещение» приглашает вас в поездки из Москвы по святым местам России и ближнего зарубежья.
Уже больше десяти лет мы организуем регулярные паломнические поездки по святым местам и к подвижникам православной веры.
Узнать расписание и всю подробную информацию о поездках можно на нашем сайте https://mirprosvet.ru
У нас православные воцерковленные экскурсоводы, которые своими рассказами о месте паломничества создадут вам правильный настрой на поездку
Комфортабельные новые автобусы с кондиционером и другими удобствами
Во время поездки мы подробно рассказываем о всех правилах и порядках тех мест куда мы едем, чтобы вы чувствовали себя уверенно даже приехав в первый раз.
Продуманные планы всех поездок, с остановками в хороших местах для приема пищи и отдыха.
Записаться и узнать все подробности также можно по телефонам (рекомендуем этот способ):
+7 (910) 442-0-111
+7 (963) 772-92-05
Чихачево ๑۩۩๑Поездки к старцу Иоанникию.
Наша
Паломническая служба ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «УМИЛЕНИЕ» труждается по благославлению старца Отца Иоанникия.
Записаться в поездку можно по телефону,или написав сообщение в группу.
Чихачево ๑۩۩๑Поездки к старцу Иоанникию. запись закреплена
Чихачево ๑۩۩๑Поездки к старцу Иоанникию. запись закреплена
Димитрий Питерский
Чихачево ๑۩۩๑Поездки к старцу Иоанникию. запись закреплена
Православные шутят!
Чихачево ๑۩۩๑Поездки к старцу Иоанникию. запись закреплена
ПРАВОСЛАВИЕ | ОКЕАН МУДРОСТИ †
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ГРЕХОВ ДЛЯ ИСПОВЕДИ.
ВЫБЕРИТЕ И ЗАПИШИТЕ СВОИ ГРЕХИ.
Исповедаю аз многогрешный (свое имя назвать) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже (т.е. которые) содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.
Показать полностью.
Согрешил. Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил.
Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды — всуе.
Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа.
Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; закону Божию и св. преданиям от ленности и небрежения не поучался.
Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с ленностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы — согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по ленности и нерадению.
Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися.
Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней — среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством*; (Туне — даром, незаконно; ядство — ядение, даром хлеб есть.)
Своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.
Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных** (VI Вселенский собор, 67-правило. Деяние Апостолов, 15 гл.).
Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию.
Согрешил: осуждением всех людей — живых и мертвых, злословим и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, ленностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.
Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.
Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.
Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, ленностию к чтению слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы.
Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.
Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.
Согрешил: немилосердием, презрением и нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и учение.
Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телесного покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчаными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху — детоубийству. Проводил время в и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах.
Старец ненастоящий: почему сектанты выдают себя за православных
Ивановские следователи ищут потерпевших по делу о незаконном лишении свободы людей в селе Чихачево, куда несколько лет съезжались паломники к провозгласившему себя старцем схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Выяснилось, что приезжавших в храм удерживали на территории обманом пока не установленные следствием лица. Церковные власти уже запретили Иоанникия в служении, однако, как отмечают эксперты, уголовные дела против подобных сект часто разваливаются: сложно получить признательные показания. В происходящем разбирались «Известия».
Неустановленные лица
Дело было возбуждено еще в начале ноября по п. «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ («Незаконное лишение свободы, совершенное в отношении двух или более лиц»), однако обвиняемые не установлены. Сейчас третий отдел по расследованию особо важных дел СУ СК России по Ивановской области пытается найти новых потерпевших.
«Гражданам, в отношении которых совершены противоправные действия на территории указанной общины, либо их родственникам необходимо обратиться в третий отдел по расследованию особо важных дел для признания в качестве потерпевших и участия в связанных с расследованием уголовного дела следственных действиях», — говорится в опубликованном в среду, 25 ноября, сообщении СУ СК.
По версии следствия, с июля 2018 года по 12 октября 2020 года «неустановленные лица» вводили граждан в заблуждение о наличии у них смертельных болезней и убеждали в том, что они больше не могут находиться вне пределов территории, которая прилегает к православному приходу Свято-Никольского храма в селе Чихачево. Таким образом людей «незаконно удерживали на указанной территории, лишив последних возможности передвигаться по своему усмотрению, общаться с родственниками».
«Cтарец» схиархимандрит Иоанникий (Ефименко)
— Потерпевших по делу пока двое, дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретных лиц, поэтому нет подозреваемых и обвиняемых, — пояснила «Известиям» старший помощник руководителя СУ СК по Ивановской области Ирина Котова.
Следователи пока отказываются сообщать более подробную информацию по делу, которое обещает быть сложным. Судя по имеющейся информации, Иоанникий, по сути, выкупил дома в Чихачево и в близлежащих деревнях, а также на собранные с паломников средства построил новый храм, не освященный РПЦ, где теперь, судя по всему, собирается «служить».
Мини-государство
— При обысках [у Ефименко] были найдены значительные средства, которые не принадлежат церкви, — подтвердил «Известиям» председатель отдела по взаимоотношения церкви и общества и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов. — Эти средства он не передавал церкви. Иоанникий озвучивал, что у него обитель, то есть монастырь, и люди жертвовали ему как настоятелю обители. Но там никогда не было обители, это приход, приходской храм, на что мы указывали еще в 2014 году. И храм этот за время, пока там служил отец Иоанникий, пришел в удручающее состояние: там плесень, паутина, иконы разрушаются. Все же средства, которые ему поступали, тратились на то, чтобы строить здание, которое он называет храмом, какие-то фермы, жилые помещения, на покупку домов в ближайшей округе. Всё это является собственностью отца Иоанникия или близкого к нему круга лиц.
Отец Андрей считает, что найденные два с лишним миллиона рублей — лишь небольшая часть имеющейся суммы, так как к Ефименко ежедневно приезжали несколько автобусов паломников как к «старцу», обладающему неким даром.
Храм в Чихачево, Ивановская область
Он также сообщил, что Иоанникия запретили в служении, уже назначен новый настоятель прихода — временный, до окончательного решения церковного суда по Ефименко. Сейчас Иоанникию 78 лет, ему не положено быть настоятелем даже по возрасту, а теперь еще добавился и скандал. Однако какое-то время в епархии относились к нему довольно мягко, несмотря на имевшиеся претензии, еще и исходя из того, что Ефименко — инвалид, у него из-за диабета ампутирована нога.
Руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, профессор Александр Дворкин заметил, что на деятельность Иоанникия жалобы поступают достаточно давно — больше 10 лет.
— По сути, он создал свое собственное поселение, мини-государство в периметре одного села, которое полностью скупил, — сказал Дворкин «Известиям». — Он постригает людей в монашество, оказывая психологическое давление: говорит, что иначе невозможно спастись. А далее использует их рабский труд. У него есть ферма, картофельные поля, что-то еще. Все живут в диких, скотских условиях. Восстановительных работ в храме не велось, зато коттеджи по периметру, где живет сам Иоанникий и его «сподвижники», достаточно комфортные: денег там очень много, постоянно идут автобусы с так называемыми паломниками.
По словам отца Андрея, все имеющиеся у епархии сведения подкреплены рассказами людей, бывавших в Чихачево или у которых там удерживали родственников. Кроме того, представители епархии вступали в контакт с одним жителем обители — 38-летним Александром Бушманом. Однако недавно мужчина, страдающий психическим заболеванием, бесследно исчез. Ефименко, по имеющимся данным, запретил ему принимать лекарства.
Депутат Госдумы Евгений Марченко, ставший инициатором уголовного дела (к нему обратились родственники одной из жертв секты), отмечает, что само по себе расследование уже мешает Ефименко заниматься своей деятельностью.
— Если раньше про него писали, что это прозорливый и святой старец, то теперь все видят, что он из себя представляет. Что это человек, который занимается противоправной деятельностью много лет, что это секта, — говорит Марченко.
Паломников не остановить?
Бороться с такими «старцами» и священниками, которые создают вокруг себя культ, достаточно сложно. Глава адвокатского объединения «Радонеж» Геннадий Савенков отмечает, что Ефименко ведет себя по тому же сценарию, что и Сергий (Романов) на Урале.
— «Старец» Иоанникий, якобы имеющий дар прозорливости, создал вокруг себя тоталитарную секту — рассказал Савенков «Известиям». — Он выкупил землю, где построил храм, не принадлежащий РПЦ, с целью, чтобы, когда разразится скандал, уйти в него и самолично там исполнять религиозные обряды, юридически не касаясь РПЦ.
Отец Андрей Ефанов поясняет: это здание не может считаться храмом, поскольку возведено без благословения, а сам Ефименко запрещен в служении.
— Мы не относимся к этому зданию как к храму. [Иоанникий] не может там совершать богослужения, которые могут считаться православными людьми настоящими, — пояснил отец Андрей. — Он запрещен в служении и не имеет права не только служить, но не имеет права даже на ношение священнических одежд.
Однако количество желающих увидеть чихачевского «старца» пока не уменьшается. Александр Дворкин отмечает, что поездки к «старцам», зачастую не признанным церковью, без благословения и надлежащей паломнической подготовки стали в отдельных регионах настоящим коммерческим предприятием.
— Обработка «паломников» начинается уже в автобусе, — говорит Дворкин. — Экскурсовод начинает собирать деньги, рассказывает, что спрашивать у «старца», что не спрашивать, как себя вести. Помимо стоимости самой поездки собирают много денег на нужды «старца». И вычисляют паломников, у которых, как правило, есть сложные проблемы или они находятся в стрессовом состоянии. Таких могут оставить в секте, где они и исчезают с концами.
Впрочем, считает Дворкин, со временем поток посетителей к «старцу» Иоанникию прекратится.
— Все эти люди приобрели популярность за счет того, что они находились в церкви, — отметил он. — Если станет известно, что они уже за пределами церкви, то поток людей будет уменьшаться. Поэтому лишение сана для него крайне невыгодно.
Старец старцу рознь
— На мой взгляд, сейчас нет старцев, которые могли бы почитаться православной церковью. По крайней мере, я таких не знаю, — говорит Дворкин. — Поездки паломников совершаются к очень многим людям, которых раскручивают как старцев, но вообще-то старчество — это очень редкий дар. Стремление найти человека, который, как гуру, ответит на все вопросы, решит все вопросы, приводит к тому, что люди готовы платить большие деньги за веру в подобного чудотворца. Тут как раз один из главных критериев — отсутствие монетизации. Те подлинные старцы, которых мы знаем, никаких денег не брали, никаких структур не организовывали и сами себя старцами не называли. Если есть признаки монетизации и такой духовный элитизм — это значит, что надо просто разворачиваться и уходить.
По словам главы Центра религиоведческих исследований, люди «ведутся» еще и потому, что появилась путаница в терминологии, так как многие знают про старцев Афона.
— У слова «старец» есть по меньшей мере два значения. В греческой традиции это значит «мой духовник», причем монах не называет старцем другого духовника, — поясняет Дворкин. — Там это не используется в значении «святой человек». И люди слышат слова «старец с Афона» и думают, что у нас столько же старцев.
Защита от потерпевших
Евгений Марченко отмечает, что к нему продолжают приходить обращения от людей, чьи родственники до сих пор находятся в Чихачево.
— Сложность тут в том, что, когда дело доходит до разбирательств, сам потерпевший под влиянием своего гуру не дает показания, говорит, что это святой, старец, который ему помог, — отмечает депутат Госдумы. — На этом основании сложно возбуждать и расследовать дела. По Чихачево ситуация уникальная, потому что люди заговорили.
Он подчеркивает, что здесь нужно менять законодательство для раскрытия преступлений, изменив сам порядок сбора доказательств.
— Люди находятся в состоянии психологической зависимости и не дают показания, а это ключевой аспект в расследовании, — говорит Марченко. — Нужно менять подход к расследованию дел, связанных с сектами. Не ставить во главу угла показания членов секты. Как бы «старец» с ними ни поступал, они будут его защищать. Нужно собираться со специалистами, с юристами, серьезно обсуждать, как при отсутствии показаний потерпевших всё равно доводить до конца дела по сектам. Пока все дела стоят, хотя заявлений куча.
По его словам, нахождение человека в секте является своего рода «духовной наркоманией». По идее, нужно признавать члена секты временно недееспособным, но для этого необходимо найти другой механизм — пока это возможно только через суд, говорит Марченко.
Геннадий Савенков замечает, что проблема с расследованием дел по сектам заключается еще и в коррупционной составляющей.
— Секты довольно богаты, а все расследования проводят местные УВД, — считает он. — И они заранее подкупают следователей, оперативников, чтобы те особо яму глубоко не рыли. В этой ситуации должна помогать огласка.