храм в дивеево на канавке

Канавка Богородицы: обыкновенное чудо Дивеевского монастыря

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

«Святой» именуют ее, ведь принадлежа земле, место это еще причастно Царству Небесному. Освященное присутствием Самой Пречистой, оно именуется также – «Поясом Богородицы».

храм в дивеево на канавке

Где находится

Это Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, находящийся в самой южной Нижегородской области, близ границы с Мордовией.

Внешний вид

На фото, сделанных с высоты, хорошо виден ров, опоясывающий часть обительской территории. Внутри огражденного насыпью пространства долгое время были корпуса обители, часовня прп. Серафима. Ныне же, согласно завету прп. Серафима Саровского, здесь высится еще великолепный Благовещенский собор, строительство которого завершилось в 2013 г.

История создания

Она непосредственно связана с повелением прп. Серафима, духовного наставника обители.

Роль Серафима Саровского в жизни монастыря

Общение преподобного с сестрами имеет давнюю историю. В июне 1789 г. инокиня Александра (в мире – Агафия Мельгунова), которой Сама Пречистая еще с 1760 г. повелела учредить в Дивеево женскую обитель, обратилась с просьбой позаботиться о сестрах к настоятелю Саровского монастыря иеромонаху Пахомию. К тому времени община – еще не монастырь – была совсем мала. О. Пахомий, как м. Александра, уже престарелый, посоветовал ей просить о духовной поддержке иеродиакона Серафима – недавнего Саровского постриженика, уже выделяющегося своей духовностью. О. Серафим согласился не только «за послушание», но благоговению к м. Александре.

Иеромонаху Серафиму пришлось, согласно обещанию, принять на себя попечительство об общине не ранее 1794 г., когда скончался о. Пахомий. Впрочем, первоначально отношения сестер и нового духовника складывались непросто. Устав Саровской обители, на который опиралась община, показался прп. Серафиму превышающим слабые женские силы. Однако наставница сестер, Ксения Михайловна, отнюдь не хотела менять установлений, так что о. Серафиму пришлось отступиться.

храм в дивеево на канавке

К тому же образ жизни его – тогда совершавшего подвиг затворничества – тоже не располагал к духовному наставничеству.

Мельничная девичья община

Но Пречистая ждала от того, кого именовала «любимиче Мой» точного выполнения завещания м. Александры, чем сказала преподобному во время Своего явления, которое последовало 22 декабря 1826 г. Мягко укорив святого, Богородица повелела:

Она указала точно число сестер – восемь, а также повелела выстроить для них особый храм и мельницу – для пропитания. Дело, за которое взялся преподобный, было для того времени небывалым: государственная политика ограничивала женское монашество. Но преподобный не смущался ни косыми взглядами, ни тем, что новая община часто почти нищенствовала, а сестрам долгое время было негде жить. Ведь они имели благословение Самой Богоматери. Видимо, во время одного из ее явлений святому Она дала распоряжение о Канавке.

«Стопочки Царицы Небесной»

«Дивны святые… Кто подобен им из мира сего!» – так говорил о прп. Серафиме составитель его жития, митр. Вениамин (Федченков).

«Мельничные сестры» считали преподобного своим духовным наставником, во всем доверялись, но некоторые его распоряжения, как люди, понять не могли.

Великое и небывалое рассказал преподобный: видел он, как Сама Царица Небесная обошла место, где жили сестры, беря его себе «в удел».

Но верили ему не все. Смущение сестер вызвало:

Девушки медлили. Тогда святой вразумил маловерных чудом: поздно вечером 2 июня 1829 г., накануне Дня Святой Троицы одна из сестер увидела батюшку с лопатой на том месте, где он указал делать Канавку.

храм в дивеево на канавке

Канавка Богородицы в Дивеево

Выбежав приветствовать нежданный приход духовного отца, сестры, однако, никого не нашли – лишь раскопанную землю да оставленный инструмент.

Судьба канавки

Хотя прокопать канавку удалось, ее размеры соответствовали указаниям святого только на первых 150 метрах. Далее ров был куда меньше – 70-90 см ширины и глубины. Однако уже в первые годы сложилась традиция проходить здесь с Богородичной молитвой.

Около 20 лет община пережила не лучше времена. Противное завещанию святого и воле Богородицы объединение с Казанской, смуты, нестроения – многие считают виновником всего этого Саровского иеромонаха Иоасафа (Толстошеева). Пренебрежительно относясь с наследию прп. Серафима, он велел строить близ Канавки корпуса, сама она постепенно стала скорее тропой.

Но вот стали сбываться слова преподобного о наступлении гонений на Церковь. В последние годы перед закрытием обители еще раз довелось сестрам убедиться в несомненности слов своего духовного отца о том, что ежедневно здесь проходит Сама Пречистая:

После закрытия монастыря Канавку постарались уничтожить, однако еще в 1980-е многие помнили, где она проходила, к тому же сохранялись отдельные ее фрагменты. Но все же, когда с 1997 г. началось восстановление святыни, ее по большей части пришлось создавать заново.

Сейчас Канавка точно соответствует плану преподобного. Кроме того, ее благоустроили: забетонировали дно, укрепили склоны, предотвращая осыпание грунта. Здесь построена часовня, установлены поклонные кресты.

храм в дивеево на канавке

Почитание

Суть традиции почитания святого места точно выражена словами прп. Серафима:

Святой имел ввиду, что сама земля здесь освящена присутствием Матери Божией, потому причастна Раю, Царству. Приобщается к святости и каждый, молящийся здесь.

Народные и церковные традиции

Церковное почитание святыни сложилось под непосредственным влиянием прп. Серафима. Это:

храм в дивеево на канавке

Крестные ходы по святой Канавке – привычная примета жизни современного Серафимо-Дивеевского монастыря. А вот как проводился крестный ход в старину. Монастырский крестный ход идет вдоль святой Канавки.

Народное сознание, кроме молитвы, особое внимание обращает на святость самого места, освященного присутствием Богородицы. Отсюда традиции:

Все эти народные традиции не противоречат церковным. Да и прп. Серафим говорил о земле этого «Пояса Богородицы»:

«Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!»

Светское мнение

Точки зрения ученых о Святой Канавке различны:

Духовный смысл (мнения священников)

Протоиерей Стефан Ложевский (1899-1986 гг.) застал традицию почитания святыни еще дореволюционного времени. Вот что он пишет:

Вместе с тем, многие священники предостерегают от вульгарного перетолкования пророчеств преподобного о Канавке и судьбе монастыря, о необходимости установления достоверности каждого из предсказаний, приписываемых преподобному.

храм в дивеево на канавке

Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородице (28 августа) Канавку украшают цветами. Накануне с двух часов дня ее закрывают для прохода, и постепенно расцветают рукотворные букеты из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника. Есть здесь простор для фантазии, но есть и установившиеся за полтора десятилетия каноны для каждого участка и для каждого вида розеток.
Расцветившаяся к чину Погребения Божией Матери святая Канавка – это подарок Заступнице рода человеческого.

Особенно губителен «магический» подход некоторых паломников, предполагающих, что уже само по себе пребывание в Дивеево, молитва на Канавке ведут к спасению.

Игум. Петр (Мещеринов) говорит:

Как изображают на иконах

Развитой иконографии святыни пока нет. Существует лишь несколько ее иконописных изображений:

Когда приезжать

Монастырь принимает паломников круглогодично. Особенно торжественные крестные ходы по Канавке проходят во дни памяти прп. Серафима, по Богородичным праздникам, воскресным дням. Если есть желание поучаствовать, приурочивать приезд стоит к этим дням.

Как правильно пройти

Уставных правил молитвы здесь нет. Большинство паломников следуют совету прп. Серафима, читая 150 раз или столько, сколько получается, молитву Пречистой. Многие также следуют монашескому обычаю, кроме Богородичной молитвы, поминать живых, усопших.

Можно также встретить совет, обычно исходящий от опытных иноков или священников, молиться на Канавке ночью, как принято у монахов. Однако, это совет, а не правило, следовать ли ему – каждый решает сам.

Текст молитвы, которую читают

Как использовать землю с канавки?

Землю прикладывают к больным местам, иногда – растворяют водой небольшую часть, пьют как благословение.

Дивеевские чудеса

О них есть множество свидетельств паломников. Вот, например, рассказ Владимира из Саранска, сотрудника храма:

Однажды боль усилилась до такой степени, что я половину ночи не спал, держал руку вытянутой вверх: так было немного легче. Под утро вспомнил, что, будучи в Дивееве, я накопал земли в канавке и привез ее домой. Разыскав сумочку с этой святой землей, о которой я, к стыду моему, забыл, лег в постель. Опустив руку в сумочку, я зарыл ее в землю. Боль сразу утихла и через несколько минут совсем затухла. Сон сразу же окутал меня. Я блаженно спал, а рука покоилась в сумочке с целебной землей. Проснувшись утром, я не узнал свою руку. Нарыв был прорван, и земля вытянула из руки весь гной. Опухоль спала, и рука была совершенно здорова. Я смотрел на руку и не верил своим глазам…»

храм в дивеево на канавке

Отзывы паломников

К святыне приезжают люди разной степени воцерковленности и уровня веры. Потому можно увидеть здесь как истинное благочестие, так и теплохладность, непонимание. Вот отзыв паломника Антона Жоголева от 1 сентября 2006 г.:

Таких тут множество. А кто-то идет — и при этом спокойно болтает по мобильнику о своих совсем суетных мирских делах. Даже не понимая, по какой земле он идет! Но и этих принимает Святая Канавка. Может быть, и они получают свою меру благодати…

А в последний день моего паломничества в Дивеево, в самый Праздник Успения, видел я, как на Канавке отчаянно боролась с бесом одержимая молодая женщина. Шла, упорно читая молитву. Останавливалась, неестественно громко икала, сотрясаясь всем телом, и снова шла, читая молитву. Вновь останавливалась, слишком широко раскрывая рот, зевала, и снова шла…»

А вот отзыв от пользователя с ником Cantarela, написанный уже 25 мая 2020 г. (стиль и орфография сохранены):

«Вступив на Канавку я думала мне не удастся прочитать 150 раз, было шумно, но начинаешь читать и уходишь в себя, в свои мысли, толпа не мешает, каждый сам по себе. Видела многие шли на босые, либо в носках.

А ты идешь и наслаждаешься видом, духовностью и каким то уединением. И в этот раз я успела прочитать 150 раз молитву. О своей беременности я узнала через месяц после посещения Дивеева и Канавки. Думаете совпадение, я не думаю так. Почему? Я не первая кто там был с таким желанием. Я знаю двоих кто вернулся с малышом…»

Каждый увидевший святыню, понимает, что здесь встречаются земное и небесное, сердца касается благодать Самой Богородицы. А вот принять ли этот дар – уже выбор каждого.

Источник

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Святая Богородичная Канавка

храм в дивеево на канавке

«О Канавке говорил мне батюшка, – говорит сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина), – да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! «Стопочки Царицы Небесной, матушка!»

«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»

храм в дивеево на канавке

В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.

Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.

Батюшка Серафим положил начало Канавке

В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.

Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.

Источник

Святая канавка Богородицы в Дивеево

храм в дивеево на канавке

Что такая Святая канавка

Святая канавка Пресвятой Богородицы — самая известная святыня Дивеевского монастыря, излюбленное место для паломничества. На самом деле, канавка — не такая уж маленькая, это — достаточно глубокий ров. По нему ходят Крестным ходом, его посещают верующие, а по молитвам на Святой Канавке совершались многие православные чудеса. Известны даже случаи исцеления с помощью глины их Святой Канавки. Сама Царица Небесная явилась к Преподобному Серафиму Саровскому с указанием основать Мельничную общину и обнести ее канавой с валом. Преподобный Серафим говорил, что канавка хранит следы самой Богородицы, которая обошла общину по канавке, обозначив ее Своей обителью.

Святая канавка: история

Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику — преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен.

Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

храм в дивеево на канавке

Каждый день после вечерней службы в течении Светлой Седмицы здесь проходит крестный ход с иконой «Умиление». Принято и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке с молитвой. Крестные ходы здесь совершаются также:

Когда украшают канавку в Дивеево

На праздник Успения Пресвятой Богородицы канавку украшают, делая ее похожей на прекрасный цветущий сад. Сначала она заполняется ковром из свежей зеленой травы, потом на ней выкладывают орнаменты из цветов. Цветы обычно привозят паломники, они же участвуют в украшении Святой Канавки или просто жертвуют розы, ромашки, ирисы, гвоздики для ее украшения.

Кому приезжать на Святую канавку?

Можно смело сказать, что Дивеевский монастырь — это уникальный памятник истории и архитектуры, который часто посещают туристы, независимо от своих религиозных убеждений. Стоит ли ехать на Святую Канавку неверующим людям? Да, если вы не будете мешать молящимся и проявится уважение к участникам Крестного Хода. Для православных людей существует всего четыре удела Пресвятой Богородицы:

храм в дивеево на канавке

И все же в первую очередь сюда приезжают, чтобы помолиться, увидеть своими глазами места, по которым ступала Стопа Богородицы, посмотреть на монастырь, духовником которого был преподобный Серафим Саровский.

«Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!».» (Отец Василий Садовский).

Какую молитву читать на канавке

Святая Канавка Божией Матери — это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.

Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся»:

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.

Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.

«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

— Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

храм в дивеево на канавке

— Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

— Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

— «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Источник

Как называются церкви и храмы в Дивеево: подробный обзор монастырского комплекса

Дивеево – не только духовный центр православия, это жемчужина православной русской культуры. И когда глядишь на великолепие Дивеевских храмов и церквей, проникаешься величием этой красоты.

Храмов в Дивеево много: от маленьких домовых церквей в служебных зданиях монастыря, куда закрыт вход мирским людям, до величественных соборов, вмещающих под свои своды до 5 000 людей. И у каждой церкви своя история, своя архитектура, своя особая атмосфера, настраивающая на молитву. Приходя в эти храмы невозможно остаться равнодушным.

храм в дивеево на канавке

Казанская церковь

В то время, когда матушка Александра, послушавшись слова Матери Божией бывшего ей в ведении, пришла в село Дивеево, там была лишь деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. Матушка пристроила к ней теплые пределы во имя Казанской иконы Божией Матери и в честь святителя Николая. Но вскоре ей было новое видение, и после горячих молитв матушка Александра приступила к строительству новой каменной Казанской церкви, а старую, но еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово.

Строительство Казанской церкви началось в 1773 году, и матушка Александра лично принимала участие во всех работах. А когда каменную церковь закончили, она привезла точный список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Благодаря матушкиным хлопотам из Москвы был доставлен колокол в 76,5 пудов и разная церковная утварь. В 1780 г новая каменная церковь была освящена.

Центральный престол Казанского храма был посвящен Казанской иконе Богородицы. Левый предел был освящен в честь святителя Николая, а правый оставался какое-то время безымянным. И когда матушка Александра молилась о вразумлении то услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана».

На момент строительства Казанская церковь не принадлежала монастырю и сестры обители часто называли ее приходской, но батюшка Серафим запрещал им так говорить. И предсказывал, что Казанская церковь со временем станет теплым монастырским собором.

Годы послереволюционных гонений не пощадили Казанскую церковь. В 1940 году храм превратили в склад, были разрушены купол и колокольня.

Интересно, что предсказание батюшки Серафима исполнилось именно в наши дни. В 1992 году светские власти отдали Казанскую церковь возрождающейся Дивеевской обители. В 2003 году начались восстановительные работы, и уже осенью этого же года состоялось торжественное водружение креста на вновь отстроенную колокольню.

храм в дивеево на канавке

К счастью, часть внутренней росписи Казанской церкви сохранилась до наших дней и ее сумели отреставрировать. Но появились и новые живописные композиции, воспевающие историю Дивеевской обители в красках.

Освящение главного престола было совершено 31 июля 2004 года.

На данный момент в храме покоятся мощи Дивеевских блаженных и святые останки преподобноисповедницы Матроны Дивеевской.

В Казанской церкви идут церковные службы (расписание необходимо уточнять в монастыре), на которое могут попасть все желающие. Если же богослужения нет, храм открыт с 8 до 17 часов для поклонения мощам.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова был пристроен по повелению Царицы Небесной ко входу в Казанскую церковь. Получалось, что алтарь церкви Рождества Богородицы оказался на месте паперти Казанского храма. При жизни батюшка Серафим говорил о таком решении вот что: «Паперть эта достояна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна (мирское имя схимонахини Александры), стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее».

Строительство новой церкви возглавил Михаил Васильевич Мантуров, помещик, который будучи глубоко верующим человеком и учеником Серафима Саровского, не только непосредственно следил за работами, но жертвовал личные средства для этого.

Летом 1829 года церковь была построена, но не отделана внутри. Тем не менее, батюшка Серафим заповедал освятить ее непременно в праздник Преображения Господня, что и было выполнено в то же лето. Преподобный Серафим заповедал сестрам возжечь перед образом Спасителя в церкви Рождества Христова неугасимую свечу, что и было исполнено.

Неугасимая свеча горела в Рождественской церкви до самого закрытия монастыря. После долгих лет безбожной власти, когда храмы находились в запустении, Дивеевская обитель была снова открыта. И тогда, в 1992 году в тогда еще полуразрушенном храме была вновь зажжена неугасимая свеча. А в 1993 году повторно освятили и сам храм Рождества Христова.

Доступ мирянам и экскурсиям в эту церковь закрыт.

Храм Рождества Богородицы

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря хранит много чудесных историй, порой не сразу понятных людям, далеким от глубокой духовной жизни. Почему нужно было поступать так, а не иначе?

Но случайностей в духовном мире не бывает, даже то, каких людей Господь избирает на то, или иное служение говорит о многом.

Михаил Васильевич Мантуров, помещик, возглавлявший строительство Рождественских храмов в Дивеево, был настолько глубоко и искренне верующим, что с благоговением выполнял все, что указывал батюшка Серафим.

Призвал как-то батюшка Михаила Васильевича и говорит: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви –то у нас с тобой и нет! А Царица –то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобой под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…».

Пришлось сделать подкоп, и он как раз пришелся по мерке, данной Михаилу Васильевичу батюшкой Серафимом. Чтобы удержать пологий свод потолка, требовалось поставить четыре каменных столба, о чем Михаил Васильевич и доложил батюшке. Отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столпа – четверо мощей…. Четыре столба – ведь это значит, четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»

Церковь была освящена в 1830 году, в праздник Рождества Богородицы. Повторно ее освящали в 1992 году, после возобновления монастырской жизни в Серафимо-Дивеевской обители.

В храме Рождества Богородицы горит неугасимая лампада, и день и ночь читается не усыпаемая псалтырь.

Здесь же находятся мощи первоначальницы обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены. Лежат они в основании тех самых столбов. Доступ к мощам открыт ежедневно с 8 до 17 часов.

Колокольня

Долгое время в Дивеевском монастыре была простая звонница. А в 1893 году началось строительство колокольни по проекту архитектора А.К. Никитина.

Но вскоре обнаружился опасный наклон, и приостановили строительство. Но тщательно все исследовав, утвердили, что наклон колокольни вреда не принесет.

Достроенная колокольня имеет пят ярусов. Высота ее с кровлей и крестом – 70, 3 м. На ней были установлены часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

храм в дивеево на канавке

В советское время колокольню приспособили под телевизионный ретранслятор и гараж. На данный момент она полностью восстановлена.

Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины

Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины была устроена 1902 году в восточной части игуменского корпуса. Это старинное, двухэтажное здание голубого цвета слева от колокольни, как до революции, так и сейчас, служило административным корпусом.

В 1903 году Государь Император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима. В Дивеево по его просьбе была отслужена Литургия в храме св. равноапостольной Марии Магдалины.

После закрытия монастыря в 1927 году церковь подверглась разорению. После долгих лет запустения, в 1996 году сестры вновь открытой Дивеевской обители привели в порядок фасад Игуменского корпуса. На купол церкви водрузили крест.

Троицкий собор

Строительство Троицкого собора было, пожалуй, самым чудесным. Еще при своей жизни батюшка Серафим благословил Елену Васильевну Мантурову купить участок земли, а ее брату Михаилу Васильевичу, уже построившему Рождественские церкви, завещал ее хранить, несмотря ни на что. На земле этой следовало возвести пятиглавый собор, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!»

Закладка собора состоялась на заповеданном батюшкой Серафимом месте в 1848 году, но само строительство началось лишь 1865. Средств было мало, так что пришлось на монастырской земле построить небольшой завод, и делать свой кирпич.

Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов, ученик К.Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве. И многие находят сходства Троицкого собора в Дивеево со знаменитым Московским храмом.

храм в дивеево на канавке

Во время строительства Троицкого собора в Дивеево было множество чудес. Зимой, когда храм был заколочен и пуст, внутри слышались звуки строящихся работ. Временам, вечерами и ночью над собором видели необыкновенный свет. А в 1875 году Преосвященным Иоаникием был освящен неотделанный внутри собор.

В 1880 году был освящен правый нижний предел в честь иконы Богородицы «Умиления». Верхний правый придел во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, и верхний левый в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи освятили 1884 году.

Левый нижний предел оставляли неосвященным 28 лет! И сразу после прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, 4 августа 1903 года предел был освящен в честь преподобного.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и скончался батюшка Серафим. В наши дни в соборе находится копия этой иконы, тоже чудотворная, написанная вначале XX.

В 1927 году вместе с разгоном монастыря закрыли и Троицкий собор. А в октябре 1889 года этот храм был передан церковной общине. В 1990 году над собором водрузили крест, и в это время в чистом небе сияла радуга. Начиная с 1991 года, Богослужение в Троицком соборе совершается ежедневно. В этом же 1991 году в собор были перенесены вновь обретенные мощи батюшки Серафима, где они и покоятся ныне. Здесь же находятся и личные вещи святого старца, бережно сохраненные сестрами старого монастыря до наших дней и переданные в дар обители при ее повторном открытии.

Троицкий собор открыт ежедневно с раннего утра и до позднего вечера.

Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского

Справа от Троицкого и Преображенского соборов распложено здание желтого цвета – трапезные монастыря с храмом во имя святого благоверного князя Александра Невского. В старое время пищу разносили по корпусам, но батюшка Серафим пророчески говорил о будущей трапезе, хотя в его время там было сельское кладбище.

В конце XIX века началось строительство каменной трапезной. В восточной части здания находился храм, в западной части размещалась кухня, а сам трапезный зал вмещал 1600 человек.

В советское время здесь было все разорено, а само здание поделили между клубом, кинотеатром и библиотекой. Возвращали трапезный корпус монастырю частями, начиная с 1997 года и заканчивая 2000. Восстановительные работы приходилось тоже вести частями, но милостью Божией в ноябре 2000 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским, был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ныне трапезный корпус используется по назначению и здесь располагается несколько трапезных: сестринская, гостевая, рабочая.

В храме службы служатся редко и присутствуют на них только монашествующие.

Преображенский собор

Строительство нового собора предсказывал батюшка Серафим, и даже место определил: на одной линии с Троицким собором в конце Канавки. Но, из-за начавшейся в монастыре смуты, возникшей из-за Ивана Тихонова Толстошеева, рвавшегося к власти после кончины преподобного Серафима, строительство отложилось.

Новый собор заложили лишь в 1907 году. Расписывали его сестры монастыря, но благоустройство внутреннего убранства так и не успели завершить до революции. Все тяжелые безбожные годы новый собор простоял не освященным и поруганным: там был тир и гараж.

Когда в 1991 году вновь открыли Серафимо-Дивеевский монастырь, собор стали реставрировать, а в 1998 году его освятили.

храм в дивеево на канавке

Преображенский собор имеет пять пределов. Главный в честь праздника Преображения Господня, правый нижний – в честь Архистратига Михаила и всех небесных сил. Левый нижний в честь всех святых. Верхние пределы: правый в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левый в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Службы в Преображенском храме идут ежедневно.

С 8.00 до 17.00 (зимой до 16.00) часов здесь разливают масло от мощей преподобного Серафима, а в зимние время раздают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.

Храмы в ограде Канавки

Когда верующие благоговейно совершают моление на Канавке и их взору престает тихая и ухоженная монастырская территория, утопающая в цветах, то многие испытывают радость. И невольно взоры обращаются к красивым зданиям внутри ограды, над крышей которых видны маленькие купола. Не раз приходилось слышать от паломников вопрос: что там за церкви?

Огромное желтое относительно новое здание является монастырской больницей с домой церковью в честь иконы Божией Матери «Целительница». Храм был освящен в 2008 году.

Удивительна внутренняя роспись церкви: она выполнена московскими художниками Максимом и Ириной Мироновыми на евангельские сюжеты. Но помимо них живописные истории повествуют о современных исцелениях на мощах батюшки Серафима, Канавке и источниках.

Храм могут посещать только монахини и медперсонал больницы.

Другое интересное бело-голубое здание – корпус старой монастырской богадельни. Здесь, в 1861 году для стареньких монахинь была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1927 году в Скорбященской церкви состоялась последняя перед закрытием монастыря литургия. Впоследствии храм был разрушен, а кельи использовались вместо квартир. После передачи здания монастырю, в 2003 году началась его реконструкция. Восстановленный храм был освящен в 2006 году.

По четвергам в церкви «Всех скорбящих Радость» служиться Литургия, за которой причащаются старенькие и больные монахини, которые не могут самостоятельно добираться до центральных соборов. Здесь же совершаются постриги в монашество и отпевания усопших сестер. Доступ мирским людям, за исключением медперсонала, в домовую церковь богадельни закрыт.

храм в дивеево на канавке

В конце святой Канавки находится деревянная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Она была восстановлена по сохранившейся до наших дней фотографии. Сейчас, как и в позапрошлом веке в ней раздают сухарики батюшки Серафима. Их можно получить с 8.00 до 17.00 часов в летнее время. В зимнее время сухарики выдают в Преображенском соборе.

Благовещенский собор

Этого храма до революции на территории монастыря не было, решение о его возведение было принято в наше время, а закладка произошла 26 апреля 2012 года в конце Святой Канавки.

Строительство храма велось достаточно быстро, на данный момент он закончен, и хотя внутренняя отделка еще не завершена, освящен предел в честь Праздника Успения Божией Матери. Всего в Благовещенском соборе планируется сделать восемь пределов.

храм в дивеево на канавке

Примечательно, что поучаствовать в строительстве этого величественного собора могли все желающие. Есть такая старая традиция – пожертвования на «именной кирпичик». При покупке «кирпичика» выдавался билет (стоимость была разная, доступная всем категориям), где указывалось, что это «именной кирпичик», и в графе записывалось имя покупателя или его родственников (можно было покупать билеты в подарок). Имя, на которое приобретался «кирпичик» вносилось в специальную тетрадь.

Возможно, кто-то бы отнеся к этой традиции с недоверием, но автор статьи, как и многие местные жители лично видели целые поддоны кирпичей (еще даже не разгруженные с подставок) подписанные черным строительным маркером. На каждом кирпичике красовалось чье-то имя. Так эти проименнованые кирпичи и шли на возведение стен.

Сейчас, когда строительство собора завершено, можно приобрести билеты, вырученные средства с которых пойдут на внутреннюю отделку храма.

Казанская церковь на Казанском источнике

С нее возобновилась церковная жизнь в Дивеево. Это старое деревянное здание имеет непосредственное отношение к истории монастыря. До революции оно было свечной мастерской. Впоследствии его разобрали и перенесли на окраину села.

В 1989 году к срубу была пристроена алтарная часть, внутри соорудил иконостас и освятили церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. До открытия Троицкого собора здесь совершались богослужения по выходным дням и праздникам.

В наши дни в Казанской церкви на источнике служат в престольный праздник и на день памяти иконы «Живоносный источник» с крестным ходом на Казанский источник.

До появления в Дивеево приходского храма в Казанской церкви также совершались таинства венчания и крещения, потому что в монастырских храмах по уставу этого делать не положено. Сейчас и эти таинства совершаются в церкви крайне редко, но до сих пор здесь отпевают усопших работников монастыря (мирских людей). Если человек, работавший в монастыре, был одинок, или его семья бедствует, все расходы по отпеванию берет на себя монастырь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *