храм в инкермане в скале
Крым. Инкерманский пещерный монастырь.
Вот и подошло к концу наше долгое путешествие по Крыму. Оно было очень интересным и поучительным для всех нас.
Первым местом нашего автотуризма были пещеры города Инкерман. Интересно то, что сверху это гордая неприступная красавица крепость, а внизу невероятной красоты галерея древнейших храмов,
Сам город Инкерман расположен в юго-западной части Крыма, вблизи Севастополя, и является составляющей единицей Балаклавского района города Севастополя.
Этот древний город возник ещё в VI веке нашей эры, когда византийцы возвели на Монастырской скале крепость Каламита которая служила для защиты подступов рубежей к Херсонесу.
Именно в VIII—IX веках в Каламите и возник монастырь, от которого сохранились комплексы пещерных храмов в обрыве скалы (базилика, крещальня и др.) и многочисленные кельи, расположенные в несколько ярусов По многим нам удалось лишь добраться при помощи монаха который постоянно подстрекал моего сына, что он в возрасте 74 лет туда залезает. Фотографироваться он отказался на отрез, но в течении всего нашего путешествия был всегда рядом.
Из истории стало известно о том, что в XII—XV веках крепость принадлежала христианскому княжеству Феодоро и выполняла важную роль защиты порта Авлита (со временем также ставшего называться Каламита). Благодаря своему удачному расположению в устье Чёрной реки, Именно Каламита надолгое время становится главным торговым портом Феодоро и «яблоком раздора» между феодоритами и генуэзцами из-за конкуренции с Кафой.
После в 1427 году здешний правитель Феодоро князь Алексей перестраивает эту древнюю крепость. Это было очень дальновидным решением, т.к. в 1434 году генуэзцы нападают на город и полностью сжигают порт, который вскоре был вновь восстановлен.
Лишь в 1475 году Каламиту захватывают турки и переименовывают её в Инкерман, что переводится как «пещерная крепость» (тур. in — «пещера», «нора»; тур. kermen — «крепость»).
После проведения удачного захвата крепость вновь частично перестроена для использования пушек. За время турецкого и татарского правления город теряет своё былое значение и приходит в упадок.
Во время известной нам Крымской войны в устье Чёрной реки прошли ожесточённые бои между российскими и английскими войсками. Наиболее значительным из них было Инкерманское сражение (1854).
Новые поселения в устье Чёрной реки появляются только во 2-й половине XIX века — хутора Скачковых, Плаксина, Гайтани, Клопина.
В годы ВОВ при обороне и освобождении Севастополя в ходе ожесточённых боёв большая часть построек в устье Чёрной реки была уничтожено.
В наши дни крепость представляет собой «лунный пейзаж», состоящий из хаоса каменных глыб. Будто в поднебесных скалах по обеим сторонам долины… имеются разнообразные пещеры, на двух ярусах расположенные с высеченными в скале нишами… Данные пещеры единственны в своем роде и выглядят так, как будто только что возникли из-под кирки какого-то неземного существа.
Спускаясь вниз, мы видим главный храм Инкерманского пещерного монастыря носящего имя Святого Климента Римского. Если быть точным, то такое название он получил в середине XIX столетия, когда в средневековом монастыре появились российские монахи. Это связано с тем, что ранее монастырь был греческим, и этот храм носил название базилики Святого Георгия.
Римский папа Климент является историческим лицом, о котором есть упоминание в раннехристианских источниках. Именно он является учеником апостолов, жившем в Риме с 60-х годов по РХ.
Первые упоминания о мученичестве святейшего Климента относятся только к началу V века, то есть появляются спустя несколько сотен лет после его смерти. Впервые об этом заявляет спустя многие годы в 410 году латинский клирик и переводчик Тураний Руфин. Именно на Западе подхватывают идею о том, что первый римский папа являлся мучеником, а также его имя связывают (ученик) с апостолом Петром.
Понятно, что уже в V веке появляется Житие Климента Римского на греческом языке, в котором уже впервые встречается упоминание Херсонеса Таврического как места ссылки самого папы. Именно по тем писаниям он, якобы, был сослан в Крым на мраморные каменоломни около города Херсонеса Таврического. Там он продолжает проповедовать христианство и совершает множество своих чудес.
В частности, после указания места в безводной местности, его молитвами начинает бить источник целебной воды. Кроме этого происходят различные чудеса выздоровления и т.п.
Настоящий Инкерманский монастырь был основан только в XIV столетии во времена княжества Феодоро. Именно эти храмы сегодня приходится экскурсоводам выдавать за древность по историческим меркам позднесредневековый «новодел». Только молчите об этом при посещении данного места!
Нужно только помнить о том, что расцвет пещерных монастырей в Инкерманской долине приходится на время существования в горной Таврике государства Феодоро, а это XIII-XV века (со столицей на плато Мангуп).
Данное государство образовалось после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году и стало последним форпостом Православия в Причерноморье. Ранее в данном ансамбле существовало около десяти пещерных монастырей, в которых действовало не менее трёх десятков пещерных храмов, не говоря о наземных. Все это заставило исследователей сделать вывод о существовании здесь крупного духовного центра, подобного Афону, Метеоре и Вулканической долине.
Именно этот факт притягивал как магнитом монахов-подвижников, которые пытались найти здесь более пригодные для отшельнической жизни и уединенной молитвы земли. Одним из таких мест и стало крымское княжество Феодоро.
На духовном пути именно здесь легко можно достигнуть главной цели исихазма Первая ступень которой характеризуется очищением души от всего мирского через полное мироотречение. Вторая предполагает просвещение души божественным светом. Третья ступень знаменует обретение мистического совершенства, единение с Богом, теозис (обожение). Попробуйте задержаться в этих пещерах хотябы на полчаса.
Именно здесь меня поразило сходство росписи с описанием литургии Грааля в западноевропейских рыцарских романах. Здесь тоже повсеместно встречается младенец в чаше. Ребенок в Чаше – это и есть распятый и приносимый в жертву Христос, чья кровь была собрана в Грааль. Подобного же рода видения посещали и православных подвижников Востока и являют собой быть может самую загадочную и страшную тайну христианства.
Радует то, что после присоединения Крыма к России крымские пещерные монастыри привлекли внимание Русской Православной церкви.
Храм в инкермане в скале
Апостол от 70-ти, священномученик Климент Римский
Наместник Свято-Климентовской обители Преосвященный Каллиник, епископ Бахчисарайский, викарий Симферопольской епархии
Слово священно- архимандрита Свято-Климентовского монастыря Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского
«Апостольских деяний сказателя, и Евангелия Христова светла списателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческия немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща, и молящася непрестанно за души наша» (тропарь ап. Луке). В воскресенье, 31 октября, в неделю 19-ю по Пятидесятнице, в монастыре во имя святого апостола и евангелиста Луки, что находится на месте древнего поселения Лаки в горах под Бахчисараем, прошли престольные торжества. В этом году Господь даровал в этот день великолепную погоду, и золотая, солнечная крымская осень осенила праздничными красками белоснежный монастырский храм среди горных полей и багряных лесов. На престольные торжества стеклось множество паломников и гостей со всех концов Таврики. Божественную литургию архиерейским чином возглавил наместник Лакской обители Преосвященнейший Каллиник, епископ Бахчисарайский, викарий Симферопольской епархии, благочинный по делам монастырей Крыма. Владыке сослужил сонм духовенства из монастырей и приходов Тавриды. Литургийные песнопения исполнял архиерейский хор Симферопольской епархии под управлением протодиакона Антония Марущака.
«Честным Твоим Крестом, Христе, диавола посрамил еси, и Воскресением Твоим жало греховное притупил еси, и спасл еси ны от врат смертных: славим Тя, Единородне» (Октоих, гл.5) Если Рождество Пресвятой Богородицы, праздновавшееся шестью днями ранее, является словно преддверием тайны Боговоплощения Христа, то Крест Его возвещает нам о будущей Искупительной жертве. В благоговейном и благодарном воспоминании обретения достопоклоняемого древа Креста, на котором был распят Спаситель, Святая Церковь 27 сентября ежегодно совершает празднование всемирному Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня. В Свято-Климентовском монастыре всенощное бдение и Божественная литургия на праздник Крестовоздвижения прошли в Троицком соборном храме обители. Богослужения возглавил иеромонах Киприан (Задорожный) в сослужении иеромонаха Даниила (Гришанова). Таинство исповеди совершил иеромонах Аристарх (Сащенко). Братским хором руководил иеромонах Андрей (Данилов). Благолепно украшенный цветами Крест Господень по церковному уставу будет пребывать на центральном аналое храма для поклонения до дня отдания праздника Воздвижения, 4 октября. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» (тропарь, гл.6).
«Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость» (тропарь праздника). В понедельник седмицы 13-ой по Пятидесятнице, на празднование Положения честнаго пояса Пресвятой Богородицы, исполнилось 25 лет со дня трагической гибели в автокатастрофе архимандрита Августина (Половецкого), первого наместника Инкерманского монастыря в 90-х годах, и иеромонаха Агапита (Маланича). Традиционно, на день поминовения, в Свято-Климентовский монастырь стеклось множество богомольцев, знавших, помнящих и любящих почивших отцов.
На этой неделе Свято-Климентовский монастырь посетил схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Введенского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь и личный духовник Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Отца Илия в монастыре тепло встретил наместник Инкерманской обители, Преосвященнейший Каллиник, епископ Бахчисарайский, викарий Симферопольской епархии и благочинный Севастопольского церковного округа, настоятель Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе протоиерей Сергий Халюта. Владыка Каллиник с любовью пригласил старца осмотреть древнейшую Святыню Русской Церкви и сопроводил отца Илия в пещерный комплекс и храмы монастыря, во время посещения которых были пропеты молитвенные славословия. Отец Илий глубоко воспринял повествования о многовековой духовной истории этого Святого места и подолгу молился у престолов и святынь монастыря. Старец Илий и ранее бывал в Инкерманской обители: так ещё в 1995 году батюшка тепло общался с первым наместником монастыря архимандритом Августином (Половецким), трагически погибшем вместе с иеромонахом Агапитом (Маланичем) в 1996 году в автокатастрофе. Отец Авель (Василенко), нынешний благочинный монастыря, в те годы бывший ещё послушником, всегда с любовью вспоминает о визите батюшки, его мудрых словах и монашеских советах опытного духовника. На могилах отцов Августина и Агапита в монастырском саду соборно были вознесены заупокойные молитвы.
Инкерманский монастырь святого Климента в Крыму: пещеры, которые удивляют
Совсем скоро в Крыму в рамках программы развития Крыма и Севастополя построят новый участок железной дороги в обход Инкерманского Свято-Климентовского мужского монастыря.
Железная дорога здесь появилась еще в середине XIX века длиной в 1 км, и она была первой в Крыму. Её построили для транспортировки строительного камня, который доставляли на пристань Инкермана, а затем по морю в Южную бухту.
Но в 1873 году по старой дороге, прямо под Монастырской скалой был проложен новый участок Лозово-Севастопольской железной дороги, по которому до сих пор ходят поезда. Но и она на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям.
Фото: travel-hystory.com
Это удивительно живописный участок пути, который всякий раз заставляет путешественников прильнуть к окнам, чтобы успеть разглядеть окрестности Инкермана. Увидеть его многочисленные загадочные пещеры, выдолбленные в скалах и непременно спросить у попутчиков: «А что это за место такое?!»
Возможно вы будете ехать в Севастополь уже совсем по другому пути, поэтому предлагаю вам путешествие в Свято-Климентовский мужской монастырь, тот, который прижался к обочине, и возле которого ещё пока бегут поезда.
В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь – Мекензиевы горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана, прямо над путями, нависает скала с окошками и балкончиками.
Фото: travel-hystory.com
Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.
За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.
Монастырь находится в окрестностях Севастополя, в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху, на плато, сохранились развалины древней крепости Каламиты.
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь. Храм Святой Троицы и крепость Каламита. Фото: travel-hystory.com
Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII – IX вв. во время массового переселения христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев.
Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже, в XIV – XV вв.
Открытка с фотографии С. М. Прокудина-Горского 1905 года
Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом – Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса, за проповедь христианской веры.
Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.
Фото: vmulder.livejournal.com
Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской – Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.
Историки считают, что в Средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов.
Загайтанская скала. Фото: travel-hystory.com
Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.
Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом.
Храм великомученика Димитрия Солунского. Фото: travel-hystory.com
Даже вход у него необычный – это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати. Железная дорога проходит в непосредственной близости от монастырского комплекса.
В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного – и два наземных – Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует.
Фото: travel-hystory.com
По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.
С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России.
Озеро в бывшем карьере. Фото: travel-hystory.com
Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря – пещерный храм в честь Святого Климента. В Средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу.
Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин – еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище.
Фото: travel-hystory.com
Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.
Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу.
Фото: on-the-road.ru
Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.
Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря – частица мощей Святого Климента.
Мощи священномученика Климента в храме Святой Троицы в инкерманском монастыре. Фото: unitedeuropeanchristendom.com
Второй храм частично наземный, т. к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.
Был в монастыре еще один наземный храм – в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламита.
Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только развалины крепости, куда мы и направились.
Пройдя под аркой, можно попасть на монастырское кладбище. Оттуда идет тропинка к крепости Каламита.
Как добраться
Город Инкерман находится в черте города Севастополя. Он является его спутником и расположен в самом начале Южной бухты, там, где река Чёрная впадает в Чёрное море. Добраться сюда всегда было непросто, однако сейчас с транспортом стало лучше.
Есть несколько способов приехать в Инкерман из Севастополя:
Материал подготовила Елена Озаренко из открытых источников интернет и по информации Истории наших путешествий
Крым, Инкерманский мужской пещерный монастырь
Пещер в инкерманских скалах огромное количество, они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.
Путь к монастырю идет по длинному тоннелю, расположенному под железной дорогой, о которой я расскажу чуть позже.
Попадаем на территорию монастыря и сразу же видим здание братского корпуса, оно сильно пострадало во время Второй мировой войны.
Недавно его восстановили, но специально остались следы от пуль на фасаде здания.
В 1875 году тут построили железную дорогу, соединившую Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с монастырем. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. В то время поезд тут проходил по согласованному времени, сейчас же, естественно, никто этого не делает.
Озеро можно увидеть, если подняться на смотровую площадку, где находятся развалины крепости Каламиты.
Там находился еще один храм, построенный в 1905 году в честь Святого Николая Чудотворца. Здание храма пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано.
Прямо из скалы нависают балкончики колокольни и с прорубленными окошками, благодаря которым в пещерном монастыре светло.
Храм великомученика Пантелеймона Целителя частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает храм, который возвели в 1895 году в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года.
Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны и вот так выглядела его алтарная часть, вырубленная в скале.
Попасть в пещерные храмы можно через монастырский дворик. Один вход через общий коридор ведет сразу к трем пещерным храмам.
Церковь во имя святого апостола Андрея небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком, и, как считают вырублена самим папой Климентом и больше напоминает пещеру.
Переходы из церкви в церковь мрачны и увешаны иконами.
Это еще одно интересное место, в котором стоит побывать, если будете проезжать Инкерман.