церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Сокольники. Церковь Смоленской иконы Божией Матери при бывшем Коронационном убежище.

Карта и ближайшие объекты

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Статьи

Весь квартал между нынешними улицей Короленко (бывшая Ермаковская улица) и Колодезным переулком когда-то был частью большого царского владения – здесь располагался Преображенский (или Старый Преображенский) дворец, построенный в 1660-х годах для царя Алексея Михайловича. Здесь же была выстроена и деревянная церковь Воскресения Христова. Сам дворец тоже был деревянным. Здание Преображенского дворца было разобрано в 1740-х годах, а церковь – в 1780-х. Бывшее дворцовое владение, перешедшее в частные руки, было отдано для устройства промышленных предприятий – сначала здесь располагалась ситцевая фабрика Чороковых, а во второй половине XIX века – небольшой сахарный завод купцов Борисовских.

В 1897 году заводское владение было приобретено Московской городской управой. Та его часть, что выходит в Колодезный переулок, была отдана Сокольническому отделению Московского Работного дома. Другая часть владения, выходившая на Ермаковскую улицу, была выделена для устройства здесь убежища (приюта) для неимущих, учрежденного «в память Священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны». Для краткости его стали называть просто Коронационное убежище. Средства на постройку и содержания убежища выделила Московская городская дума. Приют был предназначен для престарелых людей, хронических больных (в том числе и детей), а также людей, требующих специального призрения – слепых, эпилептиков и пр.

В августе 1898 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня, на которой присутствовал сам император Николай II вместе с императрицей Александрой Федоровной. Проект комплекса был выполнен архитектором Александром Обером. Вскоре после начала строительных работ автор скоропостижно скончался, после чего руководство стройкой взял на себя архитектор Александр Мейснер. В соответствии с первоначальным проектом были выстроены два здания, поставленные по красной линии улицы симметрично друг другу – один был предназначен для взрослых, второй – для детей. Нарядные корпуса, украшенные башенками, были выполнены в формах эклектики.

Торжественное открытие Коронационного убежища состоялось в мае 1901 года, на церемонии присутствовал московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович.

В 1902 году во владении убежища был построен дом призрения для неизлечимых больных, средства на который пожертвовали купцы братья Баевы. Дом призрения был назван в честь их отца Ивана Баева-старшего. Здание построено по проекту архитектора Ивана Кузнецова в том же стиле, что и корпуса Коронационного убежища, но уже с некоторыми элементами модерна.

В 1907-1910 годах была построена церковь при Коронационном убежище, часть средств на нее также пожертвовали купцы Баевы. Проект храма Смоленской иконы Божьей Матери (Одигитрии) был создан архитектором Александром Мейснером. Стройная пятиглавая церковь с высокой колокольней была выполнена в неорусском стиле и украшена изразцами.

После революции 1917 года Коронационное убежище было закрыто. С 1930-х годов и по настоящее время здесь находится Городская клиническая больница №14. Церковь в советские годы была закрыта, обезглавлена и приспособлена под научно-медицинские нужды (здесь располагался виварий). Возвращение храма верующим и его реставрация в ближайшее время не планируется.

Смоленской иконы Божией Матери при бывшем Коронационном убежище церковь (улица Короленко, дом № 3, корпус 6; уничтожена).

Пятиглавый храм во дворе убежища для неизлечимо больных (архитектор А.Ф. Мейснер) освятили 31 января 1910 г. В трехъярусном иконостасе, сооруженном в древнем стиле, находилось около шестидесяти икон. Еще столько же размещалось на стенах и в алтаре. Храм закрыли в 1922 г., сломали главки и шатер колокольни, перестроили под клуб. Позже его передали больнице. Богослужения не возобновлены.

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

В марте 2018 года здание храма, ранее бывшее корпусом медицинского центра ФГБУ «Государственный научный центр дермато-венерологии и косметологии», было возвращено Православной Церкви. На время первоочередных восстановительных работ церковь приписана к расположенной по соседству церкви Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Для возобновления богослужений выделен второй этаж храма, где ранее размещалась институтская библиотека; после косметического ремонта и обустройства временного иконостаса планируется на Пасху 2018 года совершить в возвращённой церкви первую за более чем 90 лет службу. В дальнейшие планы прихода входит подготовка проекта реставрации церкви и её реконструкция с восстановлением первоначального облика, в том числе путём удаления появившихся в советские годы межэтажных перекрытий в главном объёме.

По материалам газеты «Восточный округ», №10 (241)

Источник

Коронационное убежище

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

В 1907-1910 годах была построена церковь при Коронационном убежище, часть средств на нее также пожертвовали купцы Баевы. Проект храма Смоленской иконы Божьей Матери (Одигитрии) был создан архитектором Александром Мейснером. Стройная пятиглавая церковь с высокой колокольней была выполнена в неорусском стиле и украшена изразцами.

С 1911 года по решению Городской думы Коронационное убежище и Дом призрения им. И. Д. Боева-старшего стали клинической базой Высших женских курсов.

11. 1909 год. Одна из палат (полы были паркетные, кстати).
церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Как ухаживали там за пациентами? В газете Русское слово за 1908 год было написано о смерти одного отставного гренадера Ивана Бакотина, пережившего 118-летие!

С 1938 года бывшее Коронационное убежище вошло в состав городской больницы № 14, кожно-венерологической клиники. В годы войны здесь был развернут эвакуационный госпиталь № 5010.

13. Ну, а в 2015г. здания Коронационного убежища выглядели так:
церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

17. И походить вокруг бывшего храма, :
церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Источник

Церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Откуда: ЮЗАО
Появился: 14.01.2009
Сообщения: 46656

Давно уже ничего интересного не рассказывал никто, в этой теме.

Я, в очередной раз, по работе, оказавшись на территории больницы им. Короленко в Сокольниках, наконец нашла время поснимать заброшенную церковь, которая стоит прям на против центрального входа на территорию больницы.

Фотоаппарат у меня простой, поэтому не могу, в полной мере передать всю красоту этого здания. Хотя и так понятно, какая это потеря. Впрочем, часть одна там функционирует, т. е. используется как подсобное и административное помещение. Но принадлежит не больнице № 14, в

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Это церковь Смоленской иконы Богоматери именуемой «Одигитрия»(«Целительница» и «Скоропослушница»), закладка которой состоялась 13 мая 1901 года в присутствии Их Императорских Высочеств Московского генерал-губернатора князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны, построенная к 7 декабря 1907 года и освященная 31 января 1910 года. Это работа архитектора Александра Фелициановича Мейснер (кстати, три его архитектурных объекта до сих пор стоят на близком нам Ленинском проспекте).
Церковь стала заключительной частью архитектурного комплекса Коронационного убежища «для неизлечимо больных и нуждающихся в уходе, призрении и заботе о себе», открытого 14 мая 1901 года в память священного коронования императора Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны. Причем возвести Храм во дворе убежища постановила Московская Дума.
К слову сказать, Церковный иконостас был пожертвован великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Была она каменная, пятиглавая, с шатровой колокольней.
Церковь Божией Матери Одигитрии считается лучшим произведениям национально-романтического направления в архитектуре начала века.

В 1993 году Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории города Москвы комплекс зданий Коронационного Убежища и Дома призрения им. И. Д. Баева старшего был поставлен под охрану как вновь выявленный памятник архитектуры (Постановление экспертной комиссии № 39 от 07.04.1993 г.).

Источник

Согласно канонам православной церкви в день захоронения усопшего необходимо провести отпевание. Организация этой процедуры на дому допускается только в крайних случаях. Желательно проводить ее в храме, где создана соответствующая обстановка, обеспечивающая должную атмосферу. Если вы заказали ритуальные услуги на портале RITUAL-INFO, отпевание усопшего в Храм Смоленской иконы Божией Матери при б. Коронационном убежище входит в комплекс мероприятий по подготовке и проведению похорон. Вы можете сделать отдельный заказ только на организацию отпевания.

Общие правила заказа отпевания усопшего в храме

Данный обряд проводит каждый храм в Москве. Условия в церквях идентичные, соответствуют канонам православия. Предусмотрен ряд требований:

Если вы пользуетесь квалифицированными ритуальными услугами, все процедуры по подготовке к отпеванию выполняет агент. Специалист собирает необходимые документы, договаривается со священнослужителем о дате, времени проведения ритуала.

Церковь родственники покойного могут выбирать по своему усмотрению или по волеизъявлению усопшего. Многие москвичи считают лучшим вариантом Храм Смоленской иконы Божией Матери при б. Коронационном убежище. В наш реестр ритуальных услуг входит предоставление катафалка, который доставит усопшего для отпевания.

Документы, атрибуты, необходимые для проведения обряда

Священнослужителю, который будет проводить обряд, предоставляется свидетельство о смерти, полученное в ЗАГС, или справка о смерти с подписями, печатью. В комплексные ритуальные услуги входит получение документов. Самоубийцы христианскими церквями не отпеваются. Но если в этот момент человек находился в невменяемом состоянии, можно провести обряд после получения разрешения в епархии.

Атрибуты, которые используются в отпевании, необходимо приобретать в церковных лавках. К ним относятся:

В ритуале обычно участвуют близкие люди, родственники, друзья усопшего. Их искренние молитвы выполняют очищающую функцию, освобождают покойного от грехов, в которых он каялся на исповеди, о которых забыл сказать священнику, но раскаивался в душе. Все участники обряда должны в руке держать зажженную свечу. Необходимо приобрести их в достаточном количестве.

По церковным канонам строго фиксированной оплаты за проведение отпевания назначаться не должно. Родственники, заказавшие ритуал, добровольно вносят пожертвования. Но определенные размеры этой благотворительности все же определены в каждом храме. Желательно узнать сумму заранее, чтобы иметь ее при себе. В комплексных ритуальных услугах предусмотрен и этот момент.

Преимущества квалифицированной организации отпевания через наш портал

Каждый человек может зайти на официальный сайт Храм Смоленской иконы Божией Матери при б. Коронационном убежище, ознакомиться с условиями проведения ритуала, сделать заявку или позвонить священнослужителю. Однако людям, которых постигла тяжелая утрата и такой способ может оказаться не по силам. Кроме того после этого все равно необходимо посетить храм для предоставления документов, уточнения даты, времени проведения обряда. Это потребует дополнительного времени, сил.

Профессиональные ритуальные услуги наших специалистов избавляют от этих проблем. Агент:

Благодаря профессиональным ритуальным услугам, родственники покойного могут не беспокоиться об организации важного обряда.

Источник

Тайны Смоленского собора

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря идет реставрация, которая уже принесла много сюрпризов и открытий. Открытием года можно без всяких преувеличений назвать обнаружение реставраторами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (АО «МНРХУ) неизвестных композиций стенных росписей XVI века.

И когда появилась возможность своими глазами увидеть работу реставраторов и побывать под куполом собора, я ее не упустил.

Я вошел на территорию монастыря через нарядную Преображенскую надвратную церковь, предварительно изучив план реставрации, и, конечно, с удовольствием фотографировал и монастырь, и пруд возле него, и работу реставраторов и рабочих, благо преображается весь монастырь, а не один собор.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Обычно в монастыре довольно многолюдно, его любят туристы, которые сфотографировали и исследовали, кажется, уже все закоулки и кирпичи. Но период самоизоляции и пандемии сделал свое дело, сейчас в монастыре почти нет посетителей, только батюшка на лавочке беседовал с прихожанкой, чья дочь тут же возле скамейки изучала цветы, да рабочие с инструментами проходили споро и скоро мимо по своим делам.

На территории всегда тихого женского монастыря сейчас есть и грязь, и обилие строительных материалов.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Реставраторы встретили и проводили меня в собор, заранее предупредив, что придется забираться по лесам, поэтому все тяжелое лучше оставить внизу.

Интерьер Смоленского собора – полностью в реставрационных лесах. Огромное пространство разгорожено на несколько ярусов, и на каждом – вплоть до главного купола – трудятся реставраторы. Из того, что мы видим, и из рассказов сопровождавшего художника-реставратора I категории Дмитрия Черемисина становится понятно, с какой тщательностью работают реставраторы в Смоленском соборе. Например, только живописью в малой скуфье северо-западного барабана – это 23 квадратных метра – занимались два с половиной месяца.

Старинная плитка пола четко обозначала всем известного производителя: МюрЪ и МерилизЪ. Конечно, век с небольшим этим никого нельзя было удивить, а для сегодняшнего времени это уже событие и повод рассмотреть все повнимательней.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Когда же, наконец, я поднялся на второй уровень лесов, где разгрузился и оставил вещи, началось самое интересное.

Мы с друзьями краведеами рассматривали и фотографировали фрески, которые впервые увидели так близко.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Сейчас реставраторы и высшее духовенство монастыря обсуждают, как не нарушить сложившийся образ храма и оставить фрески открытыми, для всеобщего обозрения. Терять такую красоту еще раз было бы просто преступлением.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Расчищаются фрески всего собора. Это профессиональная, академическая реставрация.

Реставраторы подсветили фрески и уходить совсем не хотелось, но ждали и другие открытия под самым куполом, куда мы медленно, но верно продвигались по многочисленным лесенкам.

Дмитрий Черемисин разъяснил тонкости проектирования реставрационных работ по живописи. Это процесс очень сложный и даже непредсказуемый. Ведь выполнить проект, заранее предусматривающий все необходимые работы и операции, почти невозможно. Очень многое раскрывается и узнается непосредственно в процессе работ – и состояние штукатурки, и состояние живописи на конкретных участках, и необходимость тех или иных реставрационных вмешательств. В главном куполе перед нашими глазами предстала композиция «Отечество». Обычно посетители собора воспринимают ее снизу, на высоте около 30 метров. И только благодаря реставрации нам повезло увидеть древние фрески вплотную, так, что можно даже потрогать.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Нас ждал Саваоф, чей суровый взгляд оценивал каждого поднявшегося. Разве что привычные реставраторы уже не так вздрагивали под его взглядом и взахлеб рассказывали нам о красках, которые использовали древние иконописцы, и о проведенных работах.

И тут вдруг я обратил внимание на двоеперстие, которое указывало на время написание фрески еще до никонианства.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

А за новым алтарем был обнаружен древний XVI-XVII веков. Его восстановили, но посетители его не увидят, так как деревянный алтарь закрыт новым. А еще я увидел отопительную систему в стиле модерн, которая появилась в храме век назад, но так и не была запущена. Причиной тому – неудачный опыт Успенского собора в Кремле, где тоже сделали теплый пол и отопление аналогичное Смоленскому собору, но фрески «потекли», и систему, уже готовую к эксплуатации, решили не запускать. Так она и стоит «под парами».

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Обнаружился в алтаре и вход в подземелье, ведущее в подклет.

В качестве бонуса мне показали древнюю кованную дверь, в которую были вставлены слюдяные окошки-украшения с красной тканью внутри. Можно только представить, как они ярко горят под солнечными лучами!

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Ну и напоследок, заговорщицки сказал сопровождающий, я вам покажу некрополь в подклете и плиты, которые мы нашли на улице. Реставраторы обещают, что вскоре желающие смогут тоже попасть в эти святые места. Готовится большая программа музеефикации объектов монастыря, в том числе и крипты Смоленского собора. Это будет и место поминовения усопших, и место, где будет экспонироваться древнейшая часть некрополя. Сами захоронения не потревожены. Были расчищены плиты, уточнена топография захоронений, прочитаны эпитафии.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежищецерковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Сам некрополь, как драгоценная святыня был бережно сохранен. Одна беда – близость воды не дает реставраторам покоя – на стенах постоянно выступает соль, и с этой напастью пока справиться не получается.

А на улице под фундаментом тоже были в ходе работ найдены белокаменные надгробные плиты. В прежние столетия это была обычная практика – использовать старые плиты из белого камня при строительстве. Часть из них, возможно, удастся идентифицировать.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежищецерковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Справка

Собор Смоленской иконы Божией Матери принадлежит к старейшим храмам Новодевичьего монастыря. Он построен в 1524-1525 годах в честь возвращения в состав Русского государства города Смоленска и является объектом культурного наследия.

В том, кто его построил, встречаются разночтения. По одним данным итальянский архитектор Алевиз Новый, по другим – Нестор. Это древнейшая каменная постройка монастыря, которая представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, с трех сторон окруженный широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви.

Собор всегда был в центре исторических событий в России. В 1598 году именно в нем Борис Годунов принял избрание на царство, здесь же, в соборе, одно время жила и сестра Бориса Годунова – Ирина. Именно при Годунове Смоленский собор был обновлен, в нём были построены новые кельи, трапезная и домовая церковь. Из письменных источников известно, что во время правления Годунова были обновлены росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, а для вдовствующей царевны-инокини были построены Иринины палаты.

В период смуты в соборе перед главным сражением с восставшим крестьянским войском Ивана Болотникова находилось войско, доставленное по приказу князя Василия Шуйского. В 1612 году народное ополчение Минина и Пожарского разгромило у стен монастыря польско-шведских интервентов, освободив себе тем самым путь на Кремль.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

При перестройке обители в петровские времена царевна Софья поставила новые, богато украшенные стены с «зубцами» и башни, на которых появились декоративные завершения в виде корон. Так монастырь обрёл свой современный вид.

Строительство Собора шло по образцу Успенского собора в Кремле, но с некоторыми архитектурными особенностями. Он напоминает церковь-усыпальницу римской (раннехристианской) разновидности. Службы проводились наверху, а погребения расположены в подцерковье.

В советский период Собор был единственным сооружением Новодевичьего монастыря, не использовавшимся под хозяйственные службы.

В соборе сохранились две из четырех придельных церкви: святых апостолов Прохора, Тимона, Никанора и Пармена (их память совпадает с празднованием Смоленской иконы, а также святой мученицы Софии). Столпы собора расписаны изображениям святых воинов-мучеников, русских князей и византийских цариц, преподобных жён.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежищецерковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Кроме этого, в соборе сохранились росписи мастеров «Оружейной палаты» во главе с Симоном Ушаковым.

Основные темы настенной росписи, относящейся к концу XVI века — Акафист Пресвятой Богородице, и Сказания о земной жизни Богоматери и о Римской-Лиддской иконе. В люнете над восточной аркой находится монументальный образ Богоматери Одигитрии, которой посвящен храм. К годуновскому времени относятся иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, а также украшенные орнаментальной росписью тябла иконостаса. Роскошная вызолоченная рама с 84-мя колонками в виде виноградных лоз, выполненная мастерами Оружейной палаты в технике «флемской» сквозной резьбы, была сделана при царевне Софье, в 1683-1685 годах. Тогда же к пяти рядам годуновских икон сверху был добавлен страстной ряд, разобранный в начале XX века при реставрации собора.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

В некрополе собора погребены царевны Софья Алексеевна, Евдокия Алексеевна, Екатерина Алексеевна, а также царица Евдокия Фёдоровна Лопухина. В подклете находятся захоронения дочерей Ивана Грозного, князя Ивана Кубенского, знатных бояр, других князей, княгинь, представителей аристократических родов, монахинь-схимниц.

Новодевичья археологическая экспедиция ИА РАН работает в обители с 2016 года. Ее возглавляет член-корреспондент РАН Леонид Беляев.

Раскопки ведутся в рамках программы реставрации и подготовки к празднованию 500-летия монастыря в 2024 году.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежищецерковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Известно, что в 1666 году под началом ярославских иконописцев Ивана Елизарова и Федора Карпова росписи поновлялись на сводах и подпружных арках собора. В 1684–1685 годах мастерами Оружейной палаты Никифором Бовыкиным и Василием Леонтьевым прописывались отдельные фигуры и лики святых после промывки стен от копоти и пыли. В 1759 году по поручению императрицы Елизаветы Петровны под руководством архитектора Ивана Мичурина были растесаны окна, а фрески были плотно записаны масляными красками, нимбы и детали одежд – позолочены. В конце XIX – начале XX века артелью иконописцев Софоновых была проведена серия «реставрационных работ» по росписям Смоленского собора. Живопись грубо очищалась от масла и плотно записывалась в «древнерусском стиле». Укрепление древней штукатурки тогда не производилось, отслоившийся грунт вместе с живописью удалялся и восполнялся гипсом, рисунок восстанавливали по заранее снятым калькам. В 30-е годы ХХ века Новодевичий монастырь становится музеем.

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

церковь смоленской иконы божией матери при коронационном убежище

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *