храм в калаче воронежской области

Под Твою Милость Под Твою Милость

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Калач

храм в калаче воронежской областиК циркулярному письму № 742 от 16 октября 2012г.

(об особо нуждающихся храмах, на сайт правительства)

Приходу храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Калач Воронежской обл. не хватает средств для продолжения восстановительных работ.
По благословению высокопреосвященнейшего Сергия митрополита Воронежского и Борисоглебского 24 сентября 2012 г. на восстанавливающийся пятипристольный храм установлены купол и освящённый крест. Средств не хватает для начала капитального восстановления, требуются внутренние и наружные работы, перекрытие крыши, благоустройства территории.

Храм Успения Пресвятой Богородицы находится в самом центре города на главной административной площади. На месте сгоревшей деревянной церкви (во времена татаро-монгол) возведена каменная часовня. А строго по оси сгоревшего здания деревянной церкви несколько западнее строится в сороковые годы 18 века каменная церковь Успения. Освящена она 22 мая 1750г.
В 1771 году на месте часовни возводится отдельно стоящая надвратная колокольня (в ней находились ворота для въезда во двор храма) с караулкой. Нетипичное ее расположение обусловлено тем, что ставить колокольню с запада было опасно из-за реки, а также была она построена как дань памяти на месте колокольни первой деревянной церкви. В храме пять приделов: Успения пресвятой Богородицы, Архистратига Божия Михаила, Святителя Митрофана Воронежского, Сретения Господня, Преподобной Евдокии Илиопольской. Этот храм самый первый на территории нынешнего Калачеевского района, купеческий, находился на торговой площади. На территории Воронежской области храмовый комплекс церкви Успения Пресвятой Богородицы полностью сохранился. Церковный комплекс состоял из церкви, надворной колокольни, двух торговых зданий и приходской школы с трапезной.

1928 году приход был ликвидирован, а здание церкви отдано коммунальным службам города. В 1997 году началось возрождение колокольни. Инициаторами выступили глава районной администрации В. А. Шмыков и глава городской администрации И. П. Головчанский.

Источник

Храм в калаче воронежской области

храм в калаче воронежской области

Построен в 1818 году. Перестроен в 1863 г.: расширена трапезная, пристроены боковые апсиды, выполнен декор с элементами русского стиля.

Закрыт около 1938 г.

Есть два придела: северный — во имя Параскевы Пятницы, южный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В подвальном помещении храма находился склеп священника Львова, который был настоятелем в течении 40 лет (скончался в 1903 году). Склеп был нарушен и осквернён в Советское время. Последний настоятель — Пятницкий (родной брат руководителя известного воронежского хора) и двое его взрослых сыновей покинули храм по требованию властей в конце 30-х годов. От дома священника, располагавшегося по улице Герцена (дом № 36), до алтаря в приделе Параскевы Пятницы был вырублен в мелу подземный ход. По нему батюшка приходил на службу.

До 18.07.1922 г. из храма было изъято 21 фунт 12 золотников золота и серебра (ГАВО Фонд Р-4 оп.1 дело 473 лист 128).

Одним из последних дореволюционных священников был Василий Иванович Ижогин (Воронежские епархиальные ведомости.1916.№27 с.397,№33 с.457) который с 1923 года был священником Покровской церкви г. Воронежа.

В 1938 году с храма были сняты купол и колокольня.

Сегодня от Воскресенского храма сохранился лишь нижний объем (четверик, трапезная, первый ярус колокольни), используемый средней школой. Здесь расположены школьный спортзал и столовая; раньше здесь были учебные классы, а в алтаре — сцена. Храм расположен на Меловой горе. Рядом — гора Пеньковая, которая представляет собой массивный меловой пласт, по исследователям геологов, высота пласта — 30 метров. От храма в разных направлениях расходятся подземные коридоры. Один из них проходил под дорогой, идущей мимо школы. В 70-е годы бульдозер, расчищающий место для дороги на гору Пеньковую, просел на 2 метра: осевший участок закрыл один из ходов подземных катакомб. Подземными ходами часто пользовались учащиеся школы, и директор Г.П.Сорокин в конце 70-х годов распорядился замуровать ходы со стороны храма в целях безопасности детей.

В июле 2004 года храм посетил протоиерей Владимир Ляхов. С помощью учащихся и прихожан началось восстановление входа в подземные лабиринты.

В июле 2006 года храм посетили геологи и учёные из Воронежского ФГУП «Чернозёмный институт мониторинга земель и экосистем» и Института Госземкадастрсъёмки.

В 2008 году была открыта Молитвенная комната.

Источник

Церковь Успения Богородицы нуждается в восстановлении

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

храм в калаче воронежской области

Разрушенный храм Успения Божией Матери

История храма не просто неразрывно связана с историческим прошлым города – он и есть это прошлое: от самого основания «слободы Калач». Так было всегда, так остается сейчас, когда уже многие годы идет восстановление святыни.

Благодаря добровольным пожертвованиям на храм неравнодушных людей, по крупицам собираются средства на его восстановление и выполняются необходимые работы. Но денег катастрофически не хватает и кажется, что собрать необходимую сумму на полную реставрацию просто невозможно… Но, памятуя слова Христа о том, что «все возможно верующему (Мк. 9:19), настоятель и прихожане продолжают молиться и делать все возможное, чтобы завершить начатое восстановление.

«Слобода Калач»

Нынешнее место расположения Успенской церкви – город Калач, центр одного из районов Воронежской области. Ныне это небольшой город с населением около 20000 человек.

храм в калаче воронежской области

Не был исключением и Калач. Именование города совершенно не связано с известным хлебным изделием: по одной версии, его назвали из-за именуемой так местной реки (какой именно, краеведы пока не установили), по другой – «калачом» именовали круглую возвышенность, на которой построена была крепость.

Во всяком случае, название «слобода Калач» документы упоминают с конца XVII в., а официальный статус поселение получает около 1715 или 1716 г. Жили здесь казаки, выходцы с Украины. Крепость была частью так называемой «Толучеевской оборонительной линии», названной так по местной речке.

К этому времени здесь уже был по крайней мере один храм, стоявший на месте, где находится нынешний каменный.

История строительства церкви

Церковь при крепости не раз перестраивалась, пройдя путь от деревянного здания до ныне известного пятипрестольного храма. Главный престол освящен в честь «Пресвятой Богородицы, честнаго Ея Успения».

храм в калаче воронежской области

Успение Пресвятой Богородицы

Церкви с таким посвящением стали появляться на Руси сразу после Крещения. Славянам особенно близка Владычица, Которая «во Успении мира не оставила еси», став всегдашней предстательницей о каждом христианине. Особенно Ее заступничество было необходимо на земле Воронежской, несколько столетий подвергавшейся нападениям врагов.

Первая Успенская

Деревянные церкви в России редко «жили» долго из-за частых пожаров. А уж о церковном здании при военной крепости, подвергавшейся постоянным нападениям, даже говорить нечего. Сведений о нем сохранилось очень мало. К числу документов, свидетельствующих о существовании храма, принадлежат:

Архимандрит Димитрий (Самбикин), на рубеже XIX — XX вв. занимавшийся историей церквей Воронежского края, опираясь частью на местные предания, частью – на документы, полагает, что храм находился по центру деревянной крепости.

Во всяком случае, более или менее достоверно известно, что:

Каменное строительство

Новые алтари

Куда больше известно о том, как менялась церковь в течение XIX в.: это время появилось сразу четыре новых алтаря:

храм в калаче воронежской области

Свт. Митрофан Воронежский

Впрочем, церковная летопись, которую вели священники Успенской со 2 пол. XIX в. по 1888 г. отмечает, что вообще вся церковь, ее приделы, убранство устроены «усердием прихожан». Их же усилиями с 1886 г. храм стал отапливаемым, то есть «зимним»: здесь появились печи.

Архитектура

Так как здание создавалось, перестраивалось с середины XVIII по 2 пол. XIX в., его архитектура – смешение разных стилей, сменявших друг друга за долгий период времени.

храм в калаче воронежской области

Например, декор стен трапезной части, специалисты оценивают как «русский стиль», а колокольня несет элементы модного в XVIII в. барокко.

Интересная деталь архитектуры комплекса – особое расположение колокольни, которая находится с восточной, а не с западной стороны. Полагают, что такое решение могло быть вызвано:

Внутреннее убранство храма

храм в калаче воронежской области

Церковь расписывали по крайней мере трижды:

Успенская считалась не только самой благоустроенной из шести Калачеевских храмов, но также самой богатой:

Служители и прихожане

К концу XIX в. здесь служили два священника, диакон, а также три псаломщика. Церковная летопись отмечает, что причт не получал жалованья, «довольствуясь доброхотными приношениями». При этом людей по-настоящему состоятельных на приходе было немного, ведь большинство постоянных прихожан были потомками казаков, основавших Калач, хотя к концу XIX в. принадлежали уже к сословию не военных, а государственных крестьян. Чаще всего жители Калача занимались земледелием, торговлей, ремеслом, что приносило скорее средние, нежели высокие доходы.

Местные священники отмечали, что среди верующих было некоторое количество отставных военных, чиновников средней руки, и «всего один купец первой гильдии».

Под этим предпринимателем имеется ввиду самый, пожалуй, известный житель Калача – Иван Филиппович Комов. Всеобщее почитание снискало ему не столько значительное состояние, сколько необыкновенная доброта. О нем известно, что:

Сохранилось также множество рассказов о том, как в магазинах Комова каждого покупателя непременно угощали чаем, как любили купца Калачевские дети, приходя к нему на Рождество «славить Христа» — при этом каждый получал щедрое угощение.

Немало сделал Иван Филиппович для храма, усердным прихожанином которого был. Иждивением купца к колокольне были пристроены несколько лавок, где продавались товары Комова. При этом помещения были самим купцом переданы церкви, сам же он работал здесь на правах арендатора, исправно выплачивая 600 рублей ежегодно. Столь своеобразный договор аренды благотворитель заключил на 18 лет, после чего планировалось… повышение платы!

Кроме того, в Государственный банк он внес 300 рублей капитала, проценты с которого также шли причту – с просьбой поминовения родных предпринимателя и его самого.

Церковная летопись свидетельствует, что это – лишь один из многих примеров прихожан-благотворителей, каковых было немало. Среди них:

Но куда важнее для причта было благочестие калачеевцев. Л етопись с радостью отмечает:

«В религиозном отношении прихожане усердны. Имеют обыкновение часто служить в домах молебны. В день ангела почти всякий старается прийти в церковь и отслужить молебен своему ангелу. В отношении поминовения умерших также усердны. Вследствие чего у нас при церкви и совершается ежедневное служение… Каждый обязательно старается записать своего умершего родственника на годичное поминовение. Плата за поминовение зависит от усердия и достатка каждого прихожанина».

К началу XX в. эти «усердие и достаток» дали возможность приходу полностью содержать:

Жизнь храма в советские годы

После 1917 г., с началом гражданской войны, мирный ход жизни города оказался нарушен. Есть данные, что сюда приезжал (и останавливался у И.Ф.Комова) атаман Войска Донского, П.И.Краснов, а многие горожане противостояли советской власти на стороне «белого» движения.

Советская власть установлена в Калаче с 1919 г. К этому времени уехал (по другой версии – умер) И.Ф.Комов, покинули город или погибли многие благочестивые прихожане. Но все же церковь, духовное сердце города, была открыта еще 9 лет. Более того, с 1922 г. образовано викариатство, а Успенская церковь впервые стала кафедральной. В город прибыл первый в его истории епископ, Серафим (Адамов).

Однако духовно торжествовать оснований не было. Церковная летопись за 1922 год свидетельствует: приход не обошли стороной церковные расколы того времени, споры вокруг так называемого «обновленчества» и предполагавшихся церковных «реформ» вроде отмены монашества или введения женатого епископата.

Строки летописи, написанные тогдашними настоятелями, бесстрастно свидетельствуют: многие тогда сочувствовали обновленчеству, именовали его противников «тихоновцами», по подобию сектантов, хотя действующий предстоятель, свт. Тихон (Белавин) Патриархом был вполне законно. Уклонился к «обновленчеству» даже сам владыка Серафим.

Хроника приходской жизни обрывается на 1927 г. А архивные документы свидетельствуют: именно тогда был юридически ликвидирован приход, ведь церковная «десятка» (такая минимальная численность общины была установлена новой властью) не смогла уплатить все возрастающие «страховые взносы» за конфискованное властями здание.

Закрытие церкви

Ее решили переоборудовать под дом культуры. Но еще около 4 лет прихожане упорно не отдавали здание, обжаловали каждое решение. В 1931 г. Успенскую пришлось закрывать повторным решением властей.

Старожилы Калача помнят, как со всеми любимого Успенского снимали колокола, как оборвалась веревка, так что самый большой из них, пятитонный, рухнул, ломая перекрытия. Верующие разбирали по домам выброшенные иконы, хранили, как святыню, даже осколки колоколов.

Впрочем, ни звонница, ни храм полностью разрушены не были. Колокольню передали местной пожарной части, а в церковном здании открыли электростанцию, работавшую на мазуте. Копоть от него настолько пропитала стены, что ныне даже просто покрасить их – почти неразрешимая проблема.

храм в калаче воронежской области

Церковь Успения, Калач 2011г.

За советский период безвозвратно утрачено все имущество Успенской, уникальное убранство, фрески, созданные лучшими художниками страны. Когда с начала 1990-х заговорили о возможной второй жизни исторически и культурной значимой церкви, возрождать было уже почти нечего.

Планы на восстановление и их реализация

С 1997 г. воссоздание храма началось с реставрации колокольни. Общий кризис в стране не дал возможности восстановить ее полностью. Однако, удалось украсить проемы ажурными решетками. Их изготовил художник, скульптор А.В.Козинин. Тогда же бывшая звонница украсилась часами-курантами, созданными мастерами из Воронежа А.В.Струковым и С.О.Балем.

храм в калаче воронежской области

Однако начать службы удалось только через 13 лет, с 2010 г. Тогда силами прихода удалось более или менее отремонтировать Сретенский придел, где начались ежедневные богослужения.

храм в калаче воронежской области

С 2017 г. началась реставрация уникальных фресок. Помимо того, что их пришлось освобождать от штукатурки, извести, оказалось, что лики буквально выцарапаны безбожниками, ненавидевшими святыню. Вердикт реставраторов, работавших здесь, был неутешителен: большинство фресок утрачены, по сути, нужно писать новые. Часть этой работы уже проделана художниками из Владимира, Александром и Ниной Барановыми. Им удалось восстановить пять фресок. Но на дальнейшую работу требуются средства.

Современное состояние храма и жизнь прихода

храм в калаче воронежской области

К настоящему времени удалось частично отремонтировать фасад, отремонтировать здание просфорной, заменить лестницы колокольни. Но реставрация церкви идет крайне медленно за недостатком финансов.

храм в калаче воронежской области

Между тем, специалисты говорят о почти критическом состоянии здания, которое, по сути, разрушается. Например, за советский период стены церкви «ушли в землю», теперь необходимо снимать грунт, который находится выше цоколя здания. К тому же, срочно нужен водоотвод: сейчас талые и дождевые воды текут под фундамент, продолжая его уничтожать.

Без реставрации остаются многие росписи, требуют замены двери, с фасада продолжает осыпаться штукатурка, обнажая кладку. Кроме одного придела, все остальные представляют собой развалины. Фотографии, размещенные на сайте прихода, показывают провалившиеся перекрытия, разбитые окна, груды кирпича.

храм в калаче воронежской области

Молебен в Сретенском приделе

Тем не менее, в Сретенском приделе с вечера пятницы по вечер воскресного дня, а также по праздникам, неопустительно совершаются богослужения, работает воскресная школа. Приход сейчас невелик. По признанию настоятеля, иерея Димитрия Ткаченко, в основном это пожилые люди.

Но все же предстоящий объем работы поистине необъятен, население Калача невелико, а православных здесь, против прежних лет, немного.

Сбор средств на восстановление храма

Собирать деньги начали с конца 1990-х гг. Все, что к настоящему времени удалось, сделано благодаря пожертвованиям благотворительных фондов, частных лиц, которые оказывают помощь храму.

Чем помочь храму

Интернет-страница Успенской церкви буквально заполнена просьбами о финансовой помощи на строительство храма, что не случайно: пытаясь восстановить здание своими силами, приход закупает стройматериалы в кредит, так что постоянно находится в долгах. Кроме финансовой помощи, можно:

Как перевести пожертвования

Сделать пожертвование на проект восстановления храма очень просто — форма для целевого перевода через интернет находится на сайте прихода вот тут.

Можно просто принести свое пожертвование в церковь и передать настоятелю. Мы должны помнить, что храм — это некоммерческая организация, он живет благодаря безвозмездным пожертвованиям верующих.

Главный праздник этой церкви – как 300 лет назад, Успение Пресвятой Богородицы – несмотря на то, что главный алтарь продолжает лежать в руинах. А куранты на колокольне как бы отсчитывают время жизни разрушающейся святыни, сердца города. Найдутся ли те, кто внесут свою лепту в дело восстановления храма и сохранят ему жизнь?

Наталья Сазонова

Источник

Храм в калаче воронежской области

храм в калаче воронежской области

В храме пять приделов: Успения Пресвятой Богородицы, Архистратига Божия Михаила, Святителя Митрофана Воронежского, Сретения Господня, Преподобной Евдокии Илиопольской.

В центре Калача стояла деревянная крепость — город для отражения набегов татар, калмыков, ногайцев. Первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы появилась именно здесь не ранее 1695 года. Вокруг храма и расположилась крепость с башнями-амбразурами по углам, окруженная рвом, наполненным водой. На северной ее стороне находился подъемный мост. На возвышенностях были сторожевые курганы со стогами сена. При появлении врага дозорные поджигали их. Таким образом предупреждали жителей о появлении неприятеля.
Как гласит предание, во время одного из набегов защитники крепости потерпели поражение. Вражеская орда ворвалась в крепость. Не сумев взять приступом храм, в котором скрывались мирные жители, неприятель поджег его.

На месте престола сгоревшей церкви был установлен памятный знак. Впоследствии в память об этой страшной трагедии возводится каменная часовня, а строго по оси сгоревшего здания деревянной церкви несколько западнее строится в сороковые годы 18 века каменная церковь Успения. Освящена она 22 мая 1750 г.

В 1771 г. с востока от Успенской церкви была выстроена колокольня с караульным помещением. Такое нетипичное взаиморасположение храма и колокольни было обусловлено, во-первых, тем, что ставить колокольню с запада было опасно из-за близости реки, а во-вторых, каменная колокольня была возведена на месте колокольни первой деревянной церкви как своего рода памятный знак. К северо-востоку от колокольни в этот период формируется торговая площадь слободы. Многоярусные объемные композиции церкви и колокольни становятся главной доминантой Калача, обозначив его исторический и торговый центр.

Успенская церковь в XIX в. несколько раз перестраивалась: в 1820-е гг. были пристроены портики, выполненные в стиле классицизма, в 1878 г. расширяется трапезная, фасады получают декор в русском стиле. В облике колокольни, отреставрированной несколько лет назад, сохранилось не только объемное построение, но и элементы, характерные для барокко: крепованные колоннами углы объемов, фигурные накладки. С севера к колокольне примыкает небольшой объем караульного помещения, фасадный декор которого также сохранил элементы барокко: криволинейные и треугольные накладки над проемами.

В 1863 г. к колокольне Успенской церкви был пристроен протяженный одноэтажный торговый корпус, отделивший территорию церкви от площади с востока. Первоначальный декор этого здания сейчас полностью утрачен.

На 1910-е гг. приходится новая волна строительства зданий, принадлежавших Успенской церкви.

В 1910 г. к колокольне с юга был пристроен двухэтажный торговый корпус, окончательно отгородив с востока территорию церкви от площади.

В 1915 г. к юго-западу от церкви было выстроено одноэтажное здание церковно-приходской школы, главным фасадом обращенное к парку и усадьбе Комова. Русский стиль убранства фасадов трапезной и торгового корпуса служил связующим звеном между зданиями храмового комплекса и застройкой центра слободы.

В то время Храм Успения Пресвятой Богородицы был особенно почитаем. Примером этого может служить цитата из летопись слободы Калач : 1912 год «…30 августа у нас было открытие памятника Императору Александру II в память 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости. …30 числа августа, в самый день открытия памятника, и накануне во всех Калачеевских церквах были отправлены праздничные всенощные и литургии. В особенности торжественностью служба отличалась в нашем Успенском храме: священнослужители служили соборне и пели два хора певчих — местный под управлением г. Шульгина и Вознесенской церкви под управлением псаломщика Корчнева. По окончании Литургии общий крестный ход из нашего Успенского храма направился к месту памятника. Духовенство было в белых облачениях. За духовенством шел начальник губернии со своей свитой. Народу, как говорили впоследствии, было до 40000.»

В 1928 году приход был ликвидирован, а здание церкви отдано коммунальным службам города. Колокольню с северным торговым комплексом приспособили под пожарную часть.

В тридцатые годы ХХ века местные активисты при стечении толпы зевак сняли малые колокола. Большой колокол, весивший более пяти тонн, оборвал веревки, сорвался вниз, проломив перекрытия.

В 1997 году началось возрождение колокольни. Инициаторами выступили глава районной администрации Виктор Андреевич Шмыков и глава городской администрации Иван Петрович Головчанский. В ходе реставрации на колокольне появились узорчатые металлические решетки, изготовленные художником и скульптором Александром Егоровичем Козининым. А воронежские мастера А. В. Струков и С. О. Баль изготовили часы с боем. Их установили в двух оконных проемах третьего яруса.

В 2010 указом митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия настоятелем храма был назначен иерей Евгений Бей. Был облагорожен предел Сретения, где с декабря 2010 постоянно служится Божественная Литургия.

В 2011 году изготовлен барабан, купол и крест на колокольню на личные средства предпринимателя Хвостикова Дмитрия Ивановича. Приобретены Богослужебная утварь и книги.

16 июля 2011 года Его Высокопреосвященство митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий прибыл в Успенский храм г. Калача, где совершил чин освящения новосооруженных крестов и куполов для восстанавливающегося храма, а также колоколов для храмовой звонницы.

В 2012 году был выложен барабан центрального купола храма кирпичом.

21 сентября 2012 года был освящен крест для купола, восстанавливающегося по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского, Успенского храма. Праздничное богослужение и чин освящения возглавил секретарь Воронежского Епархиального Управления протоиерей Андрей Скакалин.

24 сентября 2012 года были подняты и установлены купол, крест и колокола.

Осенью 2013 года перекрыта кровля и выложен алтарь.

В июле 2014 года настоятелем храма назначен иерей Димитрий Ткаченко, который продолжает работы. В данный момент произведена замена входных дверей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *