храм в керро ленинградская область
Храм в керро ленинградская область
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Свт. Димитрия, митр. Ростовского
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Бессребреников и чудотворцев
Космы и Дамиана Азийских
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол, 1917 г.)
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Всенощное бдение
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Свт. Иоанна Златоустого,
архиеп. Константинопольского
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Св. апостола Филиппа
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Свв. мчч. и испп. Гурия, Самона и Авива
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Св.преп. Никона, игумена Радонежского, ученика преп. Сергия
Литургия свт. Иоанна Златоуста
По средам в 16.00 совершается панихида и молебен
с чтением акафиста иконе Божией Матери «Всецарица»
Вы можете заказать различные требы и поминовение на различный срок, договориться о беседе.
Заказать требы и получить подробную справку можно по электронной почте vsecarica-hram@yandex.ru либо по тел. +7(921) 998 90 32. При заказе необходимо указать: требы, имя о здравии или о упокоении.
Храм в керро ленинградская область
Наиболее драматический период истории Ингерманландии начался в 1570г. с началом Двадцатипятилетней Северной войны между Швецией и Россией. Боевые действия продолжались и в начале XVII века, в результате чего в 1617г. по Столбовскому мирному договору Ижорская земля была присоединена к Швеции. На обезлюдившие в ходе военных действий земли стало переселяться население из восточной Финляндии, исповедовавшее лютеранство.
Положение коренного населения было отягощено высокими налогами и запретом отправление православных обрядов. Поэтому православные крестьяне большими группами уходили в Россию. Таким образом в Ингерманландии появлялись новые свободные земли и новые финские переселенцы. В 1640 году они составляли уже около трети населения. Помимо финских переселенцев, Ингерманландию заселяли выходцы из самой Швеции.
Первый в Ингерманландии лютеранский приход был создан в 1611г. в деревне Лемболово. В 1655г. в Ингерманландии уже действовало 58 Евангелическо-Лютеранских общин с 36 кирхами и 42 пасторами.
В 1656-1658 годах война между Швецией и Россией возобновилась. Многие православные жители Ижоры вступили в русскую армию, а когда русские войска потерпели поражение и отступили, значительная часть населения была выведена в Россию, где переселенцам выделили участки земли в Тверской губернии и на 10 лет их освободили от всяких повинностей.
Церковь по имя святого благоверного князя Александра Невского в селе Матокса
В документе 1825г. отмечалось, что церковно-приходское деление не совпадало с административным. К Матоксскому приходу Шлиссельбургского уезда были приписаны жители деревень Куйвозовской волости соседнего Санкт-Петербургского уезда, которые исповедовали православие, в том числе и тогдашней деревни Керро и, вероятно, Лемболовской волости Шлиссельбургского уезда.
Фото церкви Святого Духа в селе Мякки (Троицкое) из архива финского офицера
Церковь Святого Духа в селе Мякки (Троицкое)
В 1902 году в Лемболово при земской народной школе по проекту архитектор Н.В. Никитина на средства купца 2-й гильдии Степана Богомолова была построена церковь во имя Святого Николая Чудотворца.
Церковь святого Николая Чудотворца в селе Лемболово
По фрагменту карты от 1923 года, имеющей, возможно, более раннюю топографическую основу, мы можем понять место, где стояли школа и церковь – у Кексгольмского тракта (нынешнего Приозерского шоссе) немного не доезжая до нынешнего СНТ Озерное-1.
Школа на карте Лемболово, 1923 год
Вероятно, школу открыли в бывших казармах таможенной стражи, а позднее рядом построили церковь.
Лемболово на карте от 1885г.
В 1936 году все население села Лемболово было выселено в связи с расширением пограничной зоны и активным строительством Карельского укрепрайона. Оставшиеся дома жителей села были разрушены во время Великой Отечественной войны.
Вы можете заказать различные требы и поминовение на различный срок, договориться о беседе.
Заказать требы и получить подробную справку можно по электронной почте vsecarica-hram@yandex.ru либо по тел. +7(921) 998 90 32. При заказе необходимо указать: требы, имя о здравии или о упокоении.
В день памяти иконы Божией Матери «Всецарица» епископ Выборгский и Приозерский Игнатий возглавил торжества престольного праздника храма поселка Керро
31 августа, в день памяти иконы Божией Матери «Всецарица», епископ Выборгский и Приозерский Игнатий возглавил торжества престольного праздника храма поселка Керро Токсовского благочиния.
Правящему архиерею сослужил благочинный протоиерей Лев Нерода, секретарь управления епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, настоятель храма иерей Олег Герасимов и сонм клириков епархии.
По завершении Литургии Преосвященнейщий Игнатий возглавил крестный ход вокруг храма и обратился с архипастырским словом к богомольцам:
«Ваше Высокопреподобие, отец Лев, благочинный Токсовского округа, Ваше Преподобие, отец Олег, настоятель сего Божьего храма, дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с престольным праздником, днем памяти иконы Божией Матери «Всецарица»!
Как и каждая Ее икона, образ «Всецарицы» являет нам особую заботу Богородицы о каждой печали человека. Икона Царицы Небесной есть в доме у каждого, и в каждой нужде мы возносим молитвы к нашей Небесной Ходатаице.
Помощь Матери Божией нужна нам постоянно: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором», — воспеваем мы словами акафиста. Если кто-то полагает устроить свою жизнь вне Божиего промысла легко, «успешно» — в обеспеченности, с домами, квартирами, влиянием на других и прочим — он вскоре обнаружит, что счастья-то в такой жизни нет. В духовной пустыне человек начинает искать причины этого немирного духа, обвиняя Бога и ближних и забывая, что первой причиной его несчастий является отсутствие гармонии с миром в Богообщении. Бог дает возможность каждому человеку почувствовать себя Его созданием — но не насилует ничью волю. Кто-то приходит к Богу от радости, кто-то — в печали, кто-то в великих потрясениях, через потери. Если Господь попускает нам испытания — это неслучайно. Я знаю, что в результате непростой эпидемиологической ситуации многие люди обрели веру, стали посещать храмы, потому что осознали: невозможно предусмотреть все в жизни, невозможно сделать ее мирной и спокойной без Бога.
Каждый воскресный и праздничный день нужно стремиться в храм Божий — не лежать дома на диване, не приучаться к практике просмотра телевизионной или интернет-трансляции Литургии, которая была введена в ряде храмов на некоторое время по необходимости. Молитва совершается там, где живет Бог — и там, где все мы, составляя часть Тела Церкви, собираемся воедино! Да, мы разные, и в Доме Божием мы стоим перед нашим Отцом Небесным такими, какие мы есть. В общей молитве мы взываем ко Господу, и Бог снисходит к нашим мольбам.
Необходимо ценить соборную молитву, спешить в Божий храм на богослужение, вести своих детей и внуков — иначе мироустройство будет снесено злой человеческой волей, стихией или бедствиями. Разрушение останавливает только любящая Божественная рука Спасителя и Покров Его Пречистой Матери. Мы не видим Ее физически, но Она всегда рядом и Ее сердце болит за нас.
Совсем недавно мы встретили праздник Успения, вспоминали свидетельства о переходе Ее от земли на Небо даже в физическом теле. В день Успения воссияла слава Матери Божией: Она всегда слышит наши молитвы и преклоняет Божию милость к каждому из нас Своим ходатайством. Прославляя Матерь Божию вновь и вновь, мы обращаемся к ней и с покаянной молитвой: будем просить о прощении грехов наших, обновлении наших сердец, чтобы мы были не формально, а реально жителями Царствия Небесного, явленного в храме Божием по милости Господа на земле. Будем доверять Господу и Царице Небесной открытым, чистым, безбоязненным сердцем, — а когда будет доверие Богу, будет и любовь, и мир, и покой в сердце.
Всех вас вновь поздравляю с праздником! Желаю вам крепости духовной, учителям и ученикам — сил и помощи Божией на новый учебный год».
Владыка Игнатий передал в храм иконы «Всецарица» образ Собора Всех Небесных Сил Бесплотных с пожеланием покровительства святых Ангелов и Архангелов в жизни прихода.
Настоятель храма священник Олег Герасимов поблагодарил правящего архиерея, а также духовенство и богомольцев, за совместную молитву в день торжества престольного праздника храма, построенного в военном городке Керро в короткий срок. В память о совместной молитве о. Олег преподнес владыке Игнатия старинный образ «Всецарицы» с пожеланием помощи Пречистой Богородицы и Ее Божественного Сына во всех трудах.
Храм иконы Божией Матери «Всецарица» при в/ч 31810 расписание богослужений
Слово о богослужении
Центральное место в нашей жизни как православных христиан занимает Цикл Богослужений. Благодаря служениям и Таинствам, совершаемым в них и через них, мы исцеляемся и наполняемся Благодатью Святого Духа. Обычный недельный цикл включает в себя Великую вечерню в субботу вечером, а также Утреннюю молитву и Божественную литургию в воскресенье утром. Другие службы предписываются в течение всего года, но эти службы являются основой богослужения.
Принадлежность:
Русская Православная Церковь, Санкт-Петербургская митрополия, Выборгская епархия
Адрес:
Ленинградская область, Всеволожский р-н, п. Керро
Язык богослужений:
Виды богослужений в храме
Богослужение вечерня
Вечерня, или Великая вечерня, если ее поют в субботу вечером, является началом литургического цикла выходных. Мы празднуем вечерню на «заходе солнца», следуя ветхозаветному обычаю считать вечер началом дня. (Бытие 1: 5).
Вечерня призвана напомнить нам о периоде Ветхого Завета, сотворении мира, первых людях, впавших в грех, об их изгнании из Рая, их покаянии и молитве о спасении, надежде человечества в соответствии с обетованием. Бога для Спасителя и заканчивая исполнением этого обещания.
Утреня
Утреня совершается непосредственно перед Божественной литургией. Состоит из прошения, чтения псалмов и гимнов; ее можно рассматривать как «начальные» молитвы Божественной литургии.
Божественная литургия
Храм Мемориал св.кн.Александра Невского
При храме создан музей с экспозицией военных артефактов, среди которых личные вещи красноармейцев, предметы их быта, обмундирования, письма с фронта, части вооружения, стена памяти с фотографиями 20-ти советских солдат, поднятых поисковиками в Кировском районе Ленинградской области.
С 2015 года на Подворье действует летняя церковно-приходская школа для детей.
С 2020 года начала работу Воскресная школа для взрослых. Занятия проходят по окончании Божественной Литургии.
В 2014 году, к 70-летию снятия блокады, было произведено торжественное открытие Подворья.
С 14 октября 2015 года в храме регулярно совершаются Богослужения.
***
Адрес храма: 187300, Ленинградская область, Кировский район, пос. Апраксин, ул. Школьная, д. 16 Б
Проезд на электричке: от Московского, Ладожского вокзалов (Волховское направление). В пути от 1 ч.20 минут. Подворье находится напротив ж.д. платформы ст. Апраксин.
Храм Мемориал св.кн.Александра Невского запись закреплена
Храм Мемориал св.кн.Александра Невского запись закреплена
Воскресная онлайн-школа «Светоч»
ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. В ПЯТНИЦУ 5 НОЯБРЯ СЛУЖИМ ПАРАСТАС. (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) + НОТЫ
Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних. – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы).
Показать полностью.
Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот (пятница вечер). Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части — статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.
В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.
Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, ( 118 псалом) называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду
Храм Мемориал св.кн.Александра Невского запись закреплена
Приходская школа в поселке Апраксин
Димитриевская родительская суббота была установлена по указу князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле над татаро-монгольским войском, князь Димитрий отправился в Свято-Троицкий монастырь.
Показать полностью.
Ранее настоятель монастыря, преподобный Сергий Радонежский, благословил его на битву с захватчиками и отправил в помощь ему двух иноков, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые пали в бою и были погребены у стен монастырского храма Рождества Пресвятой Богородицы. В Свято-Троицком монастыре преподобный Сергий отслужил заупокойную службу в память о православных воинах, павших в Куликовской битве. С Куликова поля домой не вернулось великое множество людей, отдавших свои жизни за веру и Отечество. В их семьи вместе с радостью победы пришла горечь утрат, и этот светлый и скорбный день стал на Руси днем повиновения усопших.
С тех пор в субботу накануне дня памяти святого Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского, в храмах и на кладбищах по всей Руси совершаются заупокойные богослужения, а православные христиане посещают могилы своих почивших родственников. А если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, то следует дома помолиться об упокоении почивших.
Храм Мемориал св.кн.Александра Невского запись закреплена
Монастырь прп. Александра Свирского
Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Показать полностью.
Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.
Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь принимает имена для поминовения на Проскомидии, Ектинии и Панихиде.
Молитвенно желаем Вам и Вашим близким всегда быть под защитой Божией предстательством преподобного Александра Свирского.
6 ноября – Родительская Суббота.
Храм Мемориал св.кн.Александра Невского запись закреплена
Протоиерей Александр Захаров официальная группа
5 ноября память апостола от 70-ти Иа́кова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Апостол Павел в Послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним.
Показать полностью. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян.15). Это обстоятельство имеет важное значение ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за римским папой.
Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.
Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.
Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.
Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» – «Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», – закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.
Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, – мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.
Я́ко Госпо́день учени́к, восприя́л еси́ пра́ведне, Ева́нгелие,/ я́ко му́ченик, и́маши е́же неопи́санное,/ дерзнове́ние я́ко бра́т Бо́жий,/ е́же моли́тися, я́ко иера́рх:// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
О́тчее Единоро́дное Бог Сло́во,/ прише́дшее к нам в после́дняя дни,/ Иа́кове Боже́ственне,/ пе́рваго тя показа́ Иерусали́млян па́стыря и учи́теля/ и ве́рнаго строи́теля та́инств духо́вных:// те́мже тя вси́ чти́м, апо́столе.
О, вели́кий, богоизбра́нный и богопросла́вленный апо́столе Иа́кове, бра́те Госпо́день, вели́кий архиере́ю свята́го гра́да Иерусалима, те́плый наш засту́пниче и хода́таю, предстоя́й престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы! Не отри́ни нас от твоего́ заступле́ния, воздви́гни из глубины греховныя и, яко име́яй власть вяза́ти и реши́ти, разреши́ зол на́ших соу́зы, любви Бо́жией причти́ и Ца́рствия Небе́снаго прича́стники моли́твами твои́ми соде́лай. Моли́, святе, Христа́ Спа́са, да сподо́бит непреткнове́нно соверша́ти на́ше земно́е стра́нствие, да, ве́чныя и блаже́нныя жи́зни на Небеси́ сподо́бившеся, вку́пе с тобо́ю возмо́жем непрестанно славити Тро́ицу Неразде́льную и воспева́ти еди́но Божество́ Отца́ и Сы́на и Ду́ха Свята́го во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Храм Мемориал св.кн.Александра Невского запись закреплена
Храм Мемориал св.кн.Александра Невского запись закреплена
ЛУЧИКИ РАДОСТИ: детям о Боге
ООО «Балтийское телевидение» (при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации)
Показать полностью.
2010 год. 26 минут. Компьютерная перекладка.
Ограничения на просмотр: Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей
Режиссер Наталья Федченко
Авторы сценария В. Бовкун, Е. Грачева, Я. Тумина, Н. Федченко
Композитор Александр Иовлев
Художник Наталья Фадеева
Роли озвучили Георгий Корольчук, Евгений Перевалов,
Марина Девяткова, Михаил Хрусталев
Продюсер Дмитрий Дорофеев
Храм Мемориал св.кн.Александра Невского запись закреплена
Протоиерей Александр Захаров официальная группа
4 ноября празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов.
Показать полностью. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во: // Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.
Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол // благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.
О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь // всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.