храм в княгинино нижегородской области

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

храм в княгинино нижегородской области

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы запись закреплена

храм в княгинино нижегородской области

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы запись закреплена

8 ноября в Нижний Новгород прибудут честные мощи святого благоверного великого князя Александра Невского

8 ноября в Нижний Новгород прибудут честные мощи святого благоверного великого князя Александра Невского.

В 8:45 перед Александро-Невским кафедральным собором встречу святыни возглавит митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. После этого в соборе будет совершена Божественная литургия.
Показать полностью.

Принесение честных мощей приурочено к 800-летию святого князя Александра Невского. В общей сложности им смогли поклониться сотни тысяч верующих из более 100 городов и населенных пунктов в России и Беларуси.

12 июня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начался крестный ход сразу в четырех направлениях. Первому, историческому крестному пути, было дано начало в Москве от Храма Христа Спасителя. Он прошел по местам жизни и деятельности князя, а также по маршруту перенесения его мощей в XVIII веке из города Владимира в Шлиссербург. Южный крестный ход, отправившийся в путь из Ростова-на-Дону, прошел по городам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Восточный крестный ход, начальной точкой которого стал Екатеринбург, посетил города на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Самой восточной его точкой стал Анадырь – административный центр Чукотского автономного округа, расположенный на крайнем северо-востоке России.

И, наконец, крестный ход по Центральной России и Республике Беларусь начался в Давидовой пустыни в Подмосковье. Он охватил 38 городов Союзного государства России и Белоруссии. В его маршруте насчитывается 12 епархий на российской земле и 15 епархий – на белорусской. Среди российских регионов, где встречали ковчег с мощами благоверного князя, – Московская, Тульская, Калужская, Смоленская, Рязанская, Липецкая, Воронежская и Курская области. В каждом населенном пункте собиралось множество жителей и паломников. На территории Беларуси святыня побывала в Витебске, Минске, а также в Полоцкой, Лидской, Молодечненской, Новогрудской, Гродненской, Брестской, Пинской, Слуцкой, Туровской, Гомельской, Могилевской, Бобруйской, Борисовской епархиях.

Ковчег с честными мощами будет находиться в Александро-Невском кафедральном соборе до 12 ноября включительно. Каждый день в 8:30 перед святыней будут совершаться молебен с акафистом и Божественная литургия, в 12:00 – молебен с акафистом, в 16:30 – молебен с акафистом и всенощное бдение.

12 ноября по окончании утреннего молебна состоятся проводы честных мощей и Божественная литургия. Затем святыня будет принесена в Городец, где пробудет до 14 ноября.

Все мероприятия проводятся с соблюдением требований Роспотребнадзора в связи с пандемией COVID-19.

Источник

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов

храм в княгинино нижегородской области

храм в княгинино нижегородской области

храм в княгинино нижегородской области

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов запись закреплена

храм в княгинино нижегородской области

Леонид Панасенко запись закреплена

храм в княгинино нижегородской области

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов запись закреплена

храм в княгинино нижегородской области

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов запись закреплена

Большой праздник в Холязине
Освящение часовни в честь Казанской иконы Божией Матери в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Фото А.Толкачева
Покров Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых и любимых церковных праздников нашего народа, вне зависимости от того, верующий или нет человек. В глубине души, он даже не у всех ассоциируется с религией.
Показать полностью.
В Холязине 14 октября стало настоящим, даже двойным праздником. В этот день на местном кладбище состоялось освящение часовни в честь Казанской иконы Божией Матери.

Выбор иконы для часовни не случаен, ведь церковь, существовавшая когда-то в Холязине, носила название Казанской, поскольку, была построена в ее честь.

По сложившейся в наши дни традиции освящение религиозного объекта было совмещено с гражданским торжественным открытием. На мероприятии присутствовали около ста местных жителей и гостей Холязина.

Торжественную часть открыл глава администрации Холязинского сельсовета П.А. Дойников.

Он подчеркнул, что строительство часовни – это пожелание и инициатива самих сельчан. Но это пожелание могло и остаться пожеланием, если бы не поддержка со стороны ННПП-2, которое выступило меценатом проекта.

– Много сил и души вложил в строительство часовни Александр Борисович Краев, – отметил Павел Александрович, – от фундамента до маковки, она построена его руками.

Глава сельской администрации вручил благодарственные письма А.Б. Краеву и замгенерального директора ННПП-2 А.Н. Большакову.

– Мы с большим удовольствием поддерживаем инициативы холязинцев, и готовы помогать им в дальнейшем,– сказал в ответном слове Андрей Николаевич.

На церемонии открытия присутствовал посетивший в этот день наш район депутат Заксобрания Нижегородской области А.В. Ефремцев.

Александр Владимирович сердечно поздравил жителей с праздником, пожелал им здоровья и счастья. Депутат поблагодарил мецената и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание сельчан и этого мощного предприятия.

От холязинцев выступила Н.С. Щербакова, которая поблагодарила и сельскую администрацию и ННПП-2 за замечательный подарок для жителей.

По завершении торжественных речей, священник из Княгининского района отец Дмитрий совершил чин освящения часовни.

храм в княгинино нижегородской области

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов запись закреплена

храм в княгинино нижегородской области

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов запись закреплена

храм в княгинино нижегородской области

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Рубское

храм в княгинино нижегородской области

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Рубское

Святая ответственность.
Дорогие братья и сёстры, хотел написать пост об ответственности и заботе о своём Приходе.
В этом тексте будет затрагиваться тема личной ответственности, активности и солидарности за христианскую семью.
Прошу Вас писать комментарии,в которых вы сможете отразить свою позицию.
Мысли вслух.
Показать полностью.
Братья и сестры!
Есть такая хорошая пословица «Храм не в бревнах, а в ребрах».
Каждый из нас составляет большую христианскую семью и конкретно каждый Приход.
Без нас нет прихода, нет общины.
Каждому из нас важно осознать свою личную ответственность за Церковь, общество, село, где я живу.
Нам часто кажется, что окружающие проблемы должен решить кто-то, но не я. Человек говорит почему я? Пусть другой сделает, я не умею или просто не хочу..
«Моя хата с краю, ничего не знаю».
Почему же так? Достаточно трудно перестроить себя на другой полюс. Давать людям себя, жертвовать своим временем, дарить людям свое тепло и любовь трудно, проще брать и раздражаться на то,почему мне не дают любви, внимания, добрых слов.
На Приходе мы учимся жить по христиански в парадигме общины.
Если мы не будем заботится о своём Храме,то кто будет заботится о нем?
Кто будет его содержать?
Ответ жду от Вас.. храм в княгинино нижегородской области

«А кто у Вас подсвечники чистит?»
Я отвечаю,что добрые прихожанки.
Он: Скажите им, что они плохо чистят.
Я: Давайте Вы им поможете? Вместе будет чище..
Он: Ну.. У меня времени нет.

Хотите,чтобы в Храме все было хорошо? Рецепт простой:помоги сам, предложи свои услуги, прояви свой талант на служении Богу и ближнему.
«Наконец-то я понял, почему Господь в cвоей любви сотворил людей ответственными друг за друга и одарил их добродетелью надежды. Ибо так все люди стали посланниками единого Бога, и в руках каждого человека — спасение всех». Антуан де Сент-Экзюпери.

храм в княгинино нижегородской области

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов запись закреплена
МАУК Лысковский Районный Дворец Культуры

храм в княгинино нижегородской области

Церкви Княгининского и Б.Мурашкинского районов запись закреплена

Силуан и Сила
12 августа христиане по всему миру торжественно почитают память апостолов от 70-ти Силуана и Силы, а вместе с ними Епенета, Андроника и Крискента, учеников великого Спасителя. Все они верой и правдой служили Всевышнему, повествуя по областям писания священных текстов и обличая инакомыслящих.

В народе праздник видоизменил свое название, в результате чего стал более известен как Силин (или Силов) день. Самого проповедника славяне считали прототипом Сильнобога, языческой фигуры, олицетворяющей ловкость и богатырскую мощь. Ему воспевали молитвы в процессе работы по дому и в поле, потому как главе семейства нужна недюжинная крепость, чтобы собрать урожай и засеять озимые.

Апостол Сила занимал главенствующий сан в Иерусалимском храме. После того как в столице прошло Соборование, рассматривающее вопросы соблюдения основ христианства верующими, произошедшими из язычников, Силу направили в Антиохию вместе в Иудой, Варнавой и Павлом. Целью их визита было разъяснение соборного послания. В писании сообщалось, что крещеные выходцы из идолопоклонников обязаны воздерживаться от приношений жертв, пролития крови, блуда и всего, что не хотели бы испытать на себе. После выполнения возложенной миссии Иуда принял решение вернуться в Иерусалим, а Сила остался при апостоле Павле. Вместе они посетили Македонию, Сирию, Киликию, Филиппы, где проповедовали слово Господне.

В последнем городе толпа обвинила праведников в том, что они сеют смуту, схватили мужчин и избили их палками, после чего заключили в темницу. Ночью на Филиппы спустилось землетрясение, стены и оковы разрушились, а Павел с Силой вышли на свободу.

Чтo нeльзя дeлɑть 12 ɑʙгyϲтɑ
Дeлɑть мɑнuкюρ u пeдuкюρ. Дoʙoльнo ϲтρɑнный зɑпρeт для цeρкoʙнoгo пρɑзднuкɑ, oднɑкo дeлɑть этoгo дeйϲтʙuтeльнo нe ϲтouт. Дeлo ʙ тoм, чтo 12 ɑʙгyϲтɑ – нeблɑгoпρuятный дeнь для жeнϲкux пρoцeдyρ, ϲʙязɑнныx ϲ oϲтρымu пρeдмeтɑмu. Сeгoдня нyжнo тɑкжe oчeнь oϲтoρoжнo oбρɑщɑтьϲя ϲ нoжɑмu.

Ρɑϲϲкɑзыʙɑть плoxue ϲны дo зɑкɑтɑ. Eϲлu ʙ этy нoчь ʙɑм пρuϲнuлϲя плoxoй ϲoн, пρoϲтo зɑбyдьтe eгo u нuкoмy нe ρɑϲϲкɑзыʙɑйтe. Eϲлu ʙы пρoбoлтɑeтeϲь кoмy-тo o плoxoм ϲнe, oн мoжeт ϲбытьϲя. Пoϲлe зɑкɑтɑ зɑпρeт пeρeϲтɑёт дeйϲтʙoʙɑть
Откɑзыʙɑть ʙ пoмoщu. B этoт дeнь нyжнo ϲoʙeρшɑть тoлькo блɑгue дeлɑ. Eϲлu ʙɑϲ пoпρoϲuлu o пoмoщu – нe oткɑзыʙɑйтe. Eϲлu мoжeтe чeм-тo пoмoчь xoтя бы бeздoмнoмy жuʙoтнoмy, oбязɑтeльнo ϲдeлɑйтe этo. Сyщeϲтʙyeт пoʙeρьe, чтo eϲлu ʙ этoт дeнь ʙы oткɑжeтe кoмy-тo ʙ пoмoщu, тo ϲкoρo ʙ ʙɑшeй жuзнu нɑϲтyпuт чeρeдɑ нeyдɑч.
Пeρeeдɑть. B дeнь Сuлы 12 ɑʙгyϲтɑ нyжнo eϲть ϲтoлькo, ϲкoлькo тρeбyeтϲя oρгɑнuзмy. Сeгoдня лyчшe oткɑзɑтьϲя oт ʙρeднoй пuщu. Eϲлu ʙ этoт дeнь ϲъeϲть бoльшe, чeм пoлoжeнo, ʙ бyдyщeм ʙы мoжeтe ϲтoлкнyтьϲя ϲ бeднoϲтью.

B этoт дeнь людu нɑ ϲeлe нɑчuнɑлu ϲeять oзuмыe кyльтyρы. Счuтɑлoϲь, чтo 12 ɑʙгyϲтɑ блɑгoпρuятный дeнь для пoϲeʙɑ пoзднux кyльтyρ. B нɑшe ʙρeмя этoт дeнь мoжнo пoϲʙятuть ρɑбoтe нɑ oгoρoдe.

B дρeʙнue ʙρeмeнɑ людu ʙeρuлu, чтo ʙϲe жuʙoe нɑ 3eмлe ʙ этoт дeнь нɑпoлняeтϲя нeʙuдɑннoй ϲuлoй. Пoэтoмy ϲeгoдняшнuй дeнь блɑгoпρuятeн для пρoʙeдeнuя мeдuцuнϲкux пρoцeдyρ. 12 ɑʙгyϲтɑ пρɑʙoϲлɑʙныe ϲoбuρɑлu лuϲтья лoпyxɑ u пρuклɑдыʙɑлu eгo к бoльным мeϲтɑм.

Ηɑρoдныe пρuмeты 12 ɑʙгyϲтɑ 2020 гoдɑ
Eϲлu ʙ этo ʙρeмя днu ϲтoят пɑϲмyρныe u пρoxлɑдныe, тo дoждя oпɑϲɑтьϲя нe нyжнo.
Eϲлu дyшнo u тягoϲтнo u нɑϲeкoмыe oϲoбeннo злы u eдкu, тo бyдeт дoждь.
3ʙeзды ϲuльнo мeρцɑют ʙ пρeдρɑϲϲʙeтнoм нeбe – к дoждю.
Пoρыʙuϲтый ʙeтeρ бeз дoждя – к яϲнoй пoгoдe нɑ ϲлeдyющuй дeнь.
Сплoшнoй пoкρoʙ нeбɑ нuзкuмu ϲлouϲтымu oблɑкɑмu пρu ϲлɑбoм ʙeтρe – к xoρoшeй пoгoдe, бeз oϲɑдкoʙ.
Кyρы ʙзлeтɑют нɑ ϲɑмыe ʙыϲoкue пρeдмeты ʙ ϲɑдy, ϲɑρɑe uлu пoд нɑʙeϲoм – к дoждю.
Кoшкɑ ϲпuт пoϲρeдu кoмнɑты, oткuнyʙ xʙoϲт – нɑ тeплo.
Кoшкɑ ϲтɑρɑтeльнo yмыʙɑeтϲя – к xoρoшeй пoгoдe.
B кɑкoй чɑϲтu нeбɑ зʙeзды блeϲтят ϲuльнee, oттyдɑ ждu ʙeтρɑ.
Очuтoк пyρпyρный зɑкρыл цʙeткu к ʙeчeρy – к ʙёдρy.
Ρɑнняя пɑxoтɑ нuʙы u зɑϲeʙкu нɑ Сuлy – к oбuльнoй oзuмu.
Чɑϲтыe гρoзы ʙ ɑʙгyϲтe – к дoлгoй oϲeнu.
Ηɑ yлuцe пɑϲмyρнo u пρoxлɑднo – дoждя мoжнo нe ждɑть.
Ηɑϲeкoмыe бoльнo кyϲɑютϲя, жɑлят ϲкoтuнy – к дoждю.
Meлкuй дoждь пρu ϲuльнoм ʙeтρe – к зɑтяжнoмy нeнɑϲтью.
Mнoгo ρябuны пoϲпeлo – к дoждлuʙoй oϲeнu u ρɑннeй, мoρoзнoй зuмe.
Сuльнɑя гρoзɑ – к дoлгoй oϲeнu.
Инeй нɑ дeρeʙьяx – к бoгɑтoмy yρoжɑю oзuмыx xлeбoʙ.
Тeплo u ϲyxo – к yρoжɑю гρuбoʙ.
Ηɑчɑть ϲeʙ oзuмыx ʙ этoт дeнь – oбeϲпeчuть ϲeбe пρeкρɑϲный yρoжɑй.

12 ɑʙгyϲтɑ: тρɑдuцuu u oбычɑu дня
B дρeʙнeϲлɑʙянϲкoм кɑлeндɑρe дɑтɑ 12 ɑʙгyϲтɑ пoлyчuлɑ нɑзʙɑнue дeнь Сuлы u Сuлyянɑ uлu Сuлuн дeнь. B нɑρoдe гoʙoρuлu: «Ηɑ Сuлy u Сuлyянɑ ρoжь быʙɑeт пьянɑ». Этo oзнɑчɑлo, чтo нɑпoлнeннɑя зeρнoм ρoжь нɑчuнɑeт клoнuтьϲя к зeмлe.

Обычнo ʙ этoт дeнь ϲтouт пɑϲмyρнɑя u пρoxлɑднɑя пoгoдɑ. Кρeϲтьянe нɑчuнɑлu ϲeʙ oзuмыx. Счuтɑлoϲь, чтo любoй xлeб, пoϲeянный нɑ Сuлy, дɑϲт xoρoшuй yρoжɑй. Eщё ʙeρuлu, чтo ϲɑм ɑпoϲтoл Сuлɑ 12 ɑʙгyϲтɑ пoмoгɑeт ʙ пoϲeʙнoй ρɑбoтe кρeϲтьянuнy. Ηɑ этoт ϲчeт ϲyщeϲтʙoʙɑлu тɑкue пoгoʙoρкu:

Сʙятoй Сuлɑ дoбɑʙuт мyжuкy ϲuлы.

Ηɑ ϲʙятuтeля Сuлy u бeϲϲuльный бoгɑтыρeм ϲтɑнeт.

Обычнo нɑчuнɑл ϲeʙ oзuмыx ϲɑмый ϲтɑρшuй зeмлeдeлeц – нɑ ϲтɑρuкoʙϲкoe ϲчɑϲтьe.

Сʙятыe Сuлyɑн u Сuлɑ ʙ нɑρoдe ϲчuтɑлuϲь пoкρoʙuтeлямu пɑϲeчнuкoʙ. Им мoлuлuϲь o здoρoʙьe пчeл u xoρoшeм yρoжɑe мeдɑ.

К этoмy ʙρeмeнu ʙ лeϲy ϲoзρeʙɑeт eжeʙuкɑ, кoтoρɑя яʙляeтϲя нe тoлькo ʙкyϲнoй, нo u пoлeзнoй. Ρeгyляρнoe yпoтρeблeнue ягoд ϲпoϲoбϲтʙyeт yкρeплeнuю ϲoϲyдoʙ u кɑпuлляρoʙ. Плoды eжeʙuкu oкɑзыʙɑют пρoтuʙoʙoϲпɑлuтeльнoe дeйϲтʙue, пoмoгɑют пρu пρoϲтyдe, ОΡBИ u бoляx ʙ ϲyϲтɑʙɑx. Из ягoд ʙɑρuлu ʙкyϲныe джeмы u ʙɑρeнья, кoтoρыe ϲ yдoʙoльϲтʙueм eлu ʙ xoлoднoe ʙρeмя гoдɑ.

Сyщeϲтʙoʙɑлɑ пoʙeρьe, чтo ʙ нoчь нɑ 12 ɑʙгyϲтɑ ʙeдьмы ʙ oбρɑзe лeтyчux мышeй uлu кoшeк xoдят пo дʙoρɑм u пьют y кoρoʙ пρямo uз ʙымeнu мoлoкo. Опuʙшuϲь мoлoкɑ, oнu oбмuρɑют – нɑϲтoлькo кρeпкo зɑϲыпɑют, чтo пρoϲнyтьϲя ϲʙouмu ϲuлɑмu нe мoгyт. Ρɑзбyдuть ux мoжнo тoлькo бρызнyʙ нɑ нux ϲʙятoй ʙoдoй uлu пoднeϲя зɑжжённyю ϲoлoмy к пяткɑм.

B этoт дeнь ϲoбuρɑлu лuϲтья лoпyxɑ. С кɑждoгo кyϲтɑ ϲρыʙɑлu пo тρu лuϲтoчкɑ, кoтoρыe ʙыϲyшuʙɑлu нɑ пeчкe u пρuклɑдыʙɑлu тρu ρɑзɑ нɑ тρu Спɑϲɑ к бoльным ϲyϲтɑʙɑм. Счuтɑлoϲь, чтo этɑ пρoцeдyρɑ пoмoжeт uзбɑʙuтьϲя oт лoмoты ʙ кoлeняx u кoϲтяx.

Хозяйки отправлялись 12 августа на поиски свежей осины,- из нее делали банные веники, способные выгнать бесов.

Источник

Среди руин былых храмов

Печальная судьба церквей Княгинина

храм в княгинино нижегородской области

От церкви остались только “уши”

В XIX веке Княгининский уезд Нижегородской губернии со всей ответственностью можно было назвать “божьим местом”. На территории уезда было 99 церквей. Два века простояли два монастыря: мужской Троицкий – за Княгинино и женский Михайло-Архангельский в самом селе, на посаде.

Когда и кем были основаны эти монастыри, сейчас однозначно утверждать невозможно. В святом Новопрестольном Евангелии, которое хранилось в Успенской церкви села Княгинино, их устроителями числились местные помещики князья Воротынские.

В мужском монастыре было два деревянных храма – во имя Троицы и Благовещенья Пресвятой Богородицы. В женском тоже два – во имя Успенья Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела.

В 1764 году по всей России было закрыто много монастырей, в том числе и в Княгинино. Ветхие храмы были обращены в приходские церкви. С этого времени в селе Княгинино их стало четыре: к существующим до этого Богоявленской церкви и Рождества Пресвятой Богородицы добавились Троицкая и Успенская.

За каждой из них закреплялись деревни уезда, само Княгинино и слободы распределялись по приходам. При каждой церкви стало действовать свое кладбище.

Несмотря на то, что в 1784 году приходские кладбища были закрыты, под захоронения отвели отдельную землю, человеческие останки XVIII века на территории Княгинино находят до сих пор.

Для того чтобы узнать о судьбе церквей, мы отправились в Княгининский краеведческий музей. И, сами того не ожидая, оказались в одном из храмов.

– Вы находитесь во флигеле бывшей Рождественской церкви, – сообщил нам научный сотрудник музея Иван Макаров. – Здесь жила Анастасия Николаевна Каликутская, жена местного штабс-капитана. На ее деньги в 1867 году Рождественская церковь была перестроена из деревянной в каменную, снабжена богатой утварью. Кстати, в этом же флигеле она и умерла в 1896 году совершенной нищенкой. В последний год ей выдавали пособие из дворянского банка – 25 рублей в месяц.

Сейчас во флигеле располагается всего пара каморок. Они завалены документами и книгами. От флигеля и сохранилось-то всего ничего: в советское время его разобрали, оставив лишь несколько комнат по краям. Промежуток заложили обычным кирпичом.

Сейчас в нем располагаются небольшие конторки, кружки для детей и музей. Само здание похоже на слоненка: серый дом советской постройки, окна с решетками и покосившийся вход, имеет “уши” – пристройки XIX века по бокам.

Самой Рождественской церкви тоже давно нет, ее разобрали в 30-е годы прошлого века. Освященные стройматериалы пошли на строительство школы.

В главном соборе стояли трактора

Благодаря совместным усилиям жителей к середине XIX века удалось сделать каменной кладбищенскую Троицкую церковь. Деньги на нее собрали с трудом: в 1808 году в Княгинино развернулось другое масштабное строительство. На главной площади села началось возведение Богоявленского собора. Его решено было строить сразу каменным.

Деньги на постройку собирали всем миром. В 1807 году капитал уже составлял 1200 рублей. Мещане, купцы, крестьяне составили приговор 1 октября 1807 года, по которому обязались платить по 1 рублю в год с ревизской души на постройку собора.

Но этих денег было мало: по приговору собирали сотни, а требовались тысячи рублей. Предприимчивые строители, протоиерей Княгининский, священник Д.В. Соколовский, церковный староста Акакий Акатов отправились за помощью в Нижний к Высокопреосвященству Вениамину II, архи-епископу Нижегородскому и Арзамасскому. Они ходатайствовали о выплате пособия на строительство.

Общими усилиями через восемь лет, в 1816 году, собор уже был сложен и покрыт железом. В том же году приступили к штукатурке снаружи и изнутри. Через два года начали работу столяры, резчики, живописцы и позолотчики.

Мастера приезжали в Княгинино со всей губернии – из Лыскова, Больших Кемар, Арзамаса. Первый престол был освящен в июне 1819 года при массовом скоплении народа и строителей. На освящении было собрано 550 рублей, 100 из них тут же потратили на угощение.

Богоявленский и Георгиевский престолы освятили в 1835 и 1836 годах. После этого главной заботой протоиерея Соколовского и старосты Степана Транцева было возведение каменной колокольни. Ее строительство началось в 1844 году и закончилось через четыре года.

Колокольню оштукатурили, покрыли железом и покрасили медянкой. На верхний ярус подняли большой, в 251 пуд, колокол. Позднее он треснул, звук стал значительно хуже. В 1885 году благодаря стараниям церковного старосты В.А. Панова, его заменили на новый, 400-пудовый.

Вся постройка с оградой стоила около 25 тысяч рублей серебром. Из этой суммы только пятая часть была отпущена синодом. Остальные деньги составляли пожертвования.

Собор красовался на главной площади до 30-х годов XX века. Бог его хранил: даже во время большого пожара в Княгинине в 1855 году: когда сгорели все деревянные постройки и дома на площади, церковь осталась целой и невредимой. А в годы советской власти собор был осквернен и разграблен.

Сбросили колокол, спилили кресты, иконы и церковные ценности растащили. Склепы и памятники, которые были вокруг собора, тоже разрушили и увезли.

В декабре 1936 года в соборе расположили мастерскую при Княгининской МТС. Там, где раньше молились прихожане, теперь стояли трактора и бродили рабочие. МТС находилась в соборе почти 20 лет. Затем для мастерской было построено новое здание, а красавец собор взорвали. Осталась только груда щебенки.

На прежнем месте собора построили невзрачный Дом культуры.

Колокольню взрывали на глазах у всего села

Пожалуй, счастливее всех сложилась судьба Успенской церкви Княгинина. Как и все остальные храмы, изначально она была деревянной. К 1886 году пришла в совершенную ветхость. Ее судьбой тогда озаботилась вдова купца Александра Ивановича Дунаева.

В 1872 году из-за ветхости церкви и малочисленности прихожан – их было 325 душ – церковь планировали присоединить к Богоявленскому собору. Это сильно огорчило привыкших к небольшой церквушке Дунаева и прихожан.

Купец дал обещание построить каменную церковь и даже заготовил необходимое для этого количество кирпича. Но внезапная кончина не дала ему возможности исполнить обещание. Супруга заложила и счастливо закончила строительство каменной Успенской церкви, как и завещал ей муж.

Успенская церковь строилась на века из кирпичей, скрепленных цементом, замешанным на куриных яйцах. В крепости сооружения убедились советские рабочие, пытавшиеся разобрать церковь. Разрушению она не поддавалась упорно. В краеведческом музее сохранилась уникальная фотография, как взрывали колокольню Успенской церкви.

– Свидетелем этого оказался житель Княгинина Сергей Семенович Матвеев. Он был еще совсем мальчишкой, – рассказал директор музея Вячеслав Масленников. – Точно неизвестно, кому удалось сделать фотографию. Но фотографу удалось четко поймать момент – секунду, когда камни повисли в воздухе, перед тем как с грохотом обвалиться.

После ликвидации купола и колокольни, помещение церкви использовалось под клуб, спортзал и хозяйственный магазин. В качестве торговой лавки она и простояла до нового времени. А в начале 90-х взялись за ее восстановление. В 1993 году церковь была вновь открыта, в 1996 году заново отстроен купол, в 1997-м – колокольня.

Сейчас Успенский собор является главной церковью города: здесь регулярно проходят службы, отмечаются все церковные праздники.

17 января 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий впервые совершил архипастырский визит в Княгинино. В этот день архиерей в сослужении клириков Нижегородской епархии совершил в Успенском соборе Божественную литургию.

Однако выбор места обусловлен не столько красотами восстановленной церкви, сколько тем, что больше восхвалять Господа и негде. На территории всего Княгининского района действуют всего две церкви: Успенская в райцентре и Рубская в одноименном селе. Церковь Пресвятой Живоначальной Троицы в селе Троицкое, Нерукотворного образа Спасителя в Егорьевском, Владимирской Божией Матери в Песочном, Казанской Божией Матери в Нутренке и ряд прочих по-прежнему смотрят на мир пустыми глазницами окон.

Церковь Казанской Божией Матери в Спешневе и Николая Чудотворца в Белке находятся в состоянии долгосрочной реставрации. На одной привели в порядок купола, на другой – вставили новые окна. Однако деньги кончаются, и работа идет, что называется, в час по чайной ложке.

– В Белке в церкви отремонтировали купола, двери и окна. Теперь ищут 50 тысяч рублей, чтобы за сделанное рабочим заплатить. Работа стоит, – сетует Вячеслав Масленников. – Население готово скинуться по тысяче, но ведь на восстановление таких церквей миллионы нужны. Ремонт идет от момента, когда местные депутаты или предприятия денег дадут до следующего такого вложения.

Беда еще в том, что даже если церкви отремонтируют, район не сможет сделать им нормальный приход. В деревнях Воля, Золотуха, Парково, Николаевка, Сосновка, Мокруша – уже и населения-то нет. Да и самих деревень уже нет! То же самое в селах Спасского района, которые к нам прилегают. В Высоково, Ключищах, Яблонке – ни души.

Старые люди уходят из жизни, а молодежь не особо интересуется религией, кто бы что ни говорил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *