храм в лесосибирске фото
Крестовоздвиженский кафедральный собор города Лесосибирска
Сайт создан по благословению Преосвященнейшего Никанора, Епископа Енисейского и Лесосибирского
О храме
На виду могучего Енисея, посреди широкого поля стоит на насыпном холме чудо-храм. Обступили его вокруг посаженные кедры и сосны, и отражает тихая гладь небольшого озера позолоту всех его куполов и крестов. Не храм, а целый город.
Семь лет (с 1995г. по 2002г.) жертвенных усилий попечителей и благотворителей, на чьи средства возводился храм, семь лет напряженного труда архитекторов, строителей, и, конечно же, семь лет неотступных и горячих молитв православных христиан Лесосибирска, Енисейска, Красноярска, всего Красноярского края.
Эти семь лет по чудному промыслу и великой милости Божией принесли плоды — трехпрестольный, величественный собор вознес в небеса свой сонм крестов на тринадцати куполах, самый высокий из них — 67 м. Сейчас Крестовоздвиженский кафедральный собор — главное украшение города, и не только города — он жемчужина всей Сибири. Памятник из красного кирпича, памятник любви к Богу и дорогому Отечеству, живой памятник, 11 мощных колоколов которого призывают: «Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28,2). И если спросят: «Зачем в таком небольшом, даже по меркам Сибири, городе такой дивный храм?» — то мы ответим: «Не по городу храм, а по храму будет и город»…
Собор является главным храмом Енисейской и Лесосибирской епархии. Освящен в 2002 году.
Храм стоит вблизи Енисея, проплывая по реке можно увидеть все 13 его глав, главная из которых вознесена на высоту 67 м.
Построен собор в традициях древней Московской архитектуры. Храм «иже под колоколы» — колокольня храма находится под главным куполом и венчается шатром. На колокольне 11 колоколов – от 8 кг и до 4,6 тонн. Собор стоит на высоком цоколе. В цокольном этаже размещены крестильный храм, ризница, службы собора, трапезные палаты.
Центральный Крестовоздвиженский иконостас – шестиярусный. 84 иконы его выполнены иконописной мастерской о. Виталия Шумилова (г. Дубна) в стиле преп. Андрея Рублева. Иконостас северного придела в честь иконы Божьей Матери Владимирской выполнен в византийском стиле. Иконостас южного придела во имя царственных страстотерпцев – семьи государя Николая II – в стиле русского модерна конца 19 в. Оба иконостаса выполнены иконописцами и резчиками мастерской Владимира Баранова (г. Нижний Новгород). Таким образом, иконостасы трех приделов являют собой историю развития иконописи на Руси от истоков и до революционного времени. Над входом в собор, на северном и южном фасадах расположены крупные мозаики, выполненные мозаистами Качаловым И. и Климовым Б. (г. Челябинск).
Крестовоздвиженский собор, по проекту архитектора Банникова А.В. (г. Красноярск) в соавторстве с протоиереем Андреем Юревичем, строился 7 лет коллективом Лесосибирских строителей СМП-3 под руководством Киселева И.М. Храм строился на средства ЗАО ЛДК-1, попечением генерального директора Рубцова А.С.
На территории собора разбит кедровый парк площадью 5 гектаров.
13 сентября 2012 года, в ходе Первосвятительского визита в Енисейскую епархию, Крестовоздвиженский собор г. Лесосибирска посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Крестовоздвиженский собор в Лесосибирске
Крестовоздвиженский собор — главное украшение Лесосибирска.
Крестовоздвиженский собор в г. Лесосибирске. Источник: сайт Крестовоздвиженского собора г. Лесосибирска Енисейской епархии, www.krestsobor-les.ru Крестовоздвиженский собор в г. Лесосибирске. Источник: сайт Крестовоздвиженского собора г. Лесосибирска Енисейской епархии, www.krestsobor-les.ru
Крестовоздвиженский православный собор в Лесосибирске был построен в течение 1995—2002 гг. на средства меценатов. Он является центром благочиния церквей Енисейского округа Красноярской епархии РПЦ.
Собор расположен вблизи Енисея. Собор, построенный по проекту красноярского архитектора Александра Банникова, выполнен из красного кирпича, имеет 13 золоченых куполов, самый высокий из которых достигает 67 м. На колокольне размещены 11 колоколов весом от 8 кг и до 4,6 т. Собор имеет три престола: северный — в честь иконы Божией Матери Владимирской, южный — во имя Царственных страстотерпцев, центральный — в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
История строительства
6 июня 1993 г., в праздник Троицы, в кедровом парке Лесосибирска был установлен памятный крест. Во время молебна и установки креста присутствующие заметили в небе крестное знамение — легкие облачка, вытянутые в форме Андреевского креста.
В 1994 г. директор ЛДК-2 Виктор Белорусский решил построить деревянный храм рядом с территорией предприятия на берегу речки Маклаковки. Главный архитектор Лесосибирска Андрей Юревич совместно с красноярским архитектором Александром Банниковым разработал проект деревянного храма. Место под строительство освятил епископ Красноярский и Енисейский Антоний. Однако в это же время генеральный директор ЗАО «ЛДК-1» Анатолий Рубцов, генеральный директор Новоенисейского ЛДК Виктор Шелепков и начальник СМП-3 Владимир Киселев решили начать строительство большого каменного храма. Местом строительства был выбран кедровый парк. Правящий архиерей Красноярской епархии дал свое благословение на строительство нового храма среди молодых кедров на берегу Енисея. Проект нового храма также выполнил Александр Банников.
Строительство с 1995 по 2002 г. вело Лесосибирское СМП № 3 под руководством В. М. Киселева. Финансирование строительства вело ЗАО «ЛДК-1».
Распятие для собора было изготовлено в Троице-Сергиевой лавре, центральный иконостас — в иконописной мастерской отца Шумилова в городе Дубна под Москвой, два других иконостаса — во имя икон Пресвятой Богородицы Владимирской и Страстотерпцев Царя Николая II с Семейством — выполнены мастерами из Новгорода, иконы из мозаики делали челябинские художники В. Качалов и Б. Климов, ранее работавшие над мозаикой в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга, резные аналои делались в Курске.
В течение 15 лет настоятелем собора был прежний главный архитектор Лесосибирска Андрей Юревич. В январе 2011 г. настоятелем Крестовоздвиженского собора был назначен протоиерей Димитрий Харцыз. В мае того же года Енисейская епархия была выделена из состава Красноярской епархии. Управляющим был назначен епископ Никодим.
При соборе с 1995 г. действуют 11-классная православная гимназия, сестричество милосердия, музей современного христианского искусства, музей собора, издательский центр «Крест» и летний лагерь «Скитъ». Фондом библиотеки православной гимназии пользуются все жители города. В 2011 г. при гимназии был образован военно-патриотический клуб «Пересвет», преобразованный затем в «Сибирскую школу воинского искусства». Здесь дети занимаются рукопашным боем, военно-прикладными видами спорта, туризмом, изучают историю российского воинства. Для этого при центре духовного просвещения был создан музей истории русской армии и военно-исторической реконструкции.
Большое значение придается работе по духовному окормлению правоохранительных органов, воинских частей. Настоятель Крестовоздвиженского собора протоиерей Димитрий Харцыз назначен помощником правящего архиерея епархии по представительским делам и избран членом Гражданской ассамблеи Красноярского края и общественного совета при ГУ МВД РФ по краю.
Кедровый парк собора площадью 5 га стал любимым местом отдыха горожан. Работа по его благоустройству была отмечена специальным сертификатом администрации Красноярского края. В 2005 г. на территории парка собора была открыта мемориальная аллея памяти лесосибирцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Крестовоздвиженский кафедральный собор (Лесосибирск)
Мiръ Россия Красноярский край Лесосибирск Крестовоздвиженский кафедральный собор (Лесосибирск)
Крестовоздвиженский кафедральный собор является одним из главных храмов Енисейской и Лесосибирской епархии. Освящен в 2002 году.
Содержание
История [ править ]
На виду могучего Енисея, посреди широкого поля стоит на насыпном холме чудо-храм. Обступили его вокруг посаженные кедры и сосны, и отражает тихая гладь небольшого озера позолоту всех его куполов и крестов. Не храм, а целый город.
Семь лет (с 1995г. по 2002г.) жертвенных усилий попечителей и благотворителей, на чьи средства возводился храм, семь лет напряженного труда архитекторов, строителей, и, конечно же, семь лет неотступных и горячих молитв православных христиан Лесосибирска, Енисейска, Красноярска, всего Красноярского края.
Эти семь лет по чудному промыслу и великой милости Божией принесли плоды — трехпрестольный, величественный собор вознес в небеса свой сонм крестов на тринадцати куполах, самый высокий из них — 67 м. Сейчас Крестовоздвиженский кафедральный собор — главное украшение города, и не только города — он жемчужина всей Сибири. Памятник из красного кирпича, памятник любви к Богу и дорогому Отечеству, живой памятник, 11 мощных колоколов которого призывают: «Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28,2).
Крестовоздвиженский собор строился по проекту архитектора Банникова А.В. (г. Красноярск) в соавторстве с протоиереем Андреем Юревичем коллективом Лесосибирских строителей СМП-3 под руководством Киселева И.М. Храм строился на средства ЗАО ЛДК-1, попечением генерального директора Рубцова А.С.
13 сентября 2012 года, в ходе Первосвятительского визита в Енисейскую епархию, Крестовоздвиженский собор г. Лесосибирска посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Храм стоит вблизи Енисея, проплывая по реке можно увидеть все 13 его глав, главная из которых вознесена на высоту 67 м.
Построен собор в традициях древней Московской архитектуры. Храм «иже под колоколы» — колокольня храма находится под главным куполом и венчается шатром. На колокольне 11 колоколов – от 8 кг и до 4,6 тонн. Собор стоит на высоком цоколе. В цокольном этаже размещены крестильный храм, ризница, службы собора, трапезные палаты.
Центральный Крестовоздвиженский иконостас – шестиярусный. 84 иконы его выполнены иконописной мастерской о. Виталия Шумилова (г. Дубна) в стиле преп. Андрея Рублева. Иконостас северного придела в честь иконы Божьей Матери Владимирской выполнен в византийском стиле. Иконостас южного придела во имя царственных страстотерпцев – семьи государя Николая II – в стиле русского модерна конца 19 в. Оба иконостаса выполнены иконописцами и резчиками мастерской Владимира Баранова (г. Нижний Новгород). Таким образом, иконостасы трех приделов являют собой историю развития иконописи на Руси от истоков и до революционного времени. Над входом в собор, на северном и южном фасадах расположены крупные мозаики, выполненные мозаистами Качаловым И. и Климовым Б. (г. Челябинск).
На территории собора разбит кедровый парк площадью 5 гектаров.
Деятельность прихода [ править ]
Православная жизнь общины тесно связанна со всем, что происходит в городе. С властями Лесосибирска установлены уважительные отношения и полное взаимопонимание.
Фондом библиотеки православной гимназии пользуются все жители города. Многие культурные мероприятия по линии православной общины стали крупными событиями для города. Это и трехдневный фестиваль с участием московских певцов и артиста театра и кино А. Петренко в 2000 году; это и прием в 2005 году многочисленной делегации священнослужителей Европы, Канады и Америки; незабываемый приезд Митрополита Сербии и Черногории Амфилохия; выступление с концертами и трехдневное пребывание в городе детско-юношеского хора из Голландии и многое другое.
За много лет, прошедших со дня открытия прихода, изменился состав прихожан. Еще живы те, теперь уже почтенные старики, которые были у истоков создания православной общины. Ныне пришли их дети и внуки, потянулись учителя города, интеллигенция. После образования православной гимназии более 30 педагогов стали прихожанами храма. На фестивали, выставки церковно-прикладного искусства, современного христианского искусства, организованные силами Собора, приходили тысячи горожан.
Очень популярны экскурсии по Собору, на которых люди знакомятся с огромным вкладом православия в мировую художественную культуру; с историей взаимоотношений между Древней Византией и Русью; особенностями церковной архитектуры и иконописи.
Жизнь общины многогранна, один только перечень повседневных забот по приходу, гимназии, сестричеству, музею занял бы не один лист. В 2011 г. Собор открыл новую страницу в своей истории. При Лесосибирской православной гимназии был образован военно-патриотический клуб «Пересвет», ныне уже разросшийся и преобразованный в Сибирскую Школу Воинского Искусства. Мальчишки и девчонки со всего города занимаются рукопашным боем, военно-прикладными видами спорта, туризмом, изучают историю российского воинства на героических примерах лучших представителей России. Для этого при центре духовного просвещения был создан музей истории русской армии и военно-исторической реконструкции. Огромное значение придается работе по духовному окормлению правоохранительных органов, воинских частей. Настоятель Крестовоздвиженского Собора протоиерей Димитрий Харцыз был назначен помощником правящего архиерея епархии по представительским делам и избран членом Гражданской Ассамблеи при Губернаторе Красноярского края и Общественного совета при Главном Управлении МВД РФ по Красноярскому краю.
Теперь приход насчитывает 2-3 тысячи человек и студенты, школьники, молодые рабочие стали составлять значительную часть прихода. Приходится батюшкам быть не только наставниками, заступниками и духовными отцами, но и психологами, и педагогами.
Крестовоздвиженский собор (г. Лесосибирск)
Крестовоздвиженский собор — православный храм в городе Лесосибирск Красноярского края.
На берегу могучего Енисея, посреди широкого поля стоит на насыпном холме чудо-храм. Обступили его вокруг посаженные кедры и сосны, и отражает тихая гладь небольшого озера позолоту всех его куполов и крестов. Не храм, а целый город.
Семь лет (с 1995г. по 2002г.) жертвенных усилий попечителей и благотворителей, на чьи средства возводился храм, семь лет напряженного труда архитекторов, строителей, и, конечно же, семь лет неотступных и горячих молитв православных христиан Лесосибирска, Енисейска, Красноярска, всего Красноярского края, необъятной Красноярской епархии.
Содержание
История [ править ]
6 июня 1993 г. в день Святой Троицы по окончании Божественной Литургии, с целью поставить памятный крест, был совершен крестный ход в одно из красивейших мест города Лесосибирска, совсем еще недавно, в то время, заложенный Кедровый парк. Со Святым Крестом, хоругвями и иконами под пение молитв, прославляя Святую Троицу, богомольцы пришли в парк. Начался торжественный молебен. И вот, во время совершения молебна и установки памятного креста, когда зазвучали богодухновеные слова « Кресту Твоему поклоняемся, Владыко …» кто-то из присутствующих вдруг заметил в небе над кедровым парком Крестное Знамение. Это были вытянутые облачка, перекрещенные в виде Андреевского креста. Мимо него и над ним спокойно проплывали другие облака, но сам крест, как ни в чем ни бывало, в течение почти получаса, оставался на месте, а потом просто растаял.
Проект храма выполнил красноярский архитектор Александр Банников. И надо сказать, что Анатолий Семенович Рубцов, которому в силу различных причин, пришлось практически одному достраивать храм, так и не узнал о его истинных размерах, до тех пор, пока не увидел воочию уже выложенный фундамент. Но, как он говорится, отступать уже было некуда.
И сейчас, когда над городом Лесосибирском величаво и торжественно возвышается Крестовоздвиженский Собор, по праву считающийся украшением православной Сибири, даже не верится, что когда-то все начиналось с инициативы двух десятков верующих, у которых не было ни настоятеля, ни своего помещения. Было только одно: горячее желание общего молитвенного собрания и горячая искренняя вера.
Образование общины [ править ]
В 1989 году православные верующие города Лесосибирска ездили в Успенскую церковь Енисейска на воскресные богослужения, а по пятницам, в вечерние часы, там же, настоятель Успенского храма о. Геннадий Фаст проводил семинары для тех, кто хотел изучать Библию, содержание Божественной литургии, Символа веры.
Вскоре лесосибирцы получили разрешение собираться самостоятельно. Собрания по изучению Библии и основ православной веры по благословению духовника проводил Андрей Юревич. Проходили они по разным квартирам, в тесном кругу 20-25 человек, заканчивались поздно. Наиболее активными и постоянными участниками собраний были наши «первопроходцы»: В.Глухова, Е.Глухов, Д. Глухов, И. Комогорцева, С. Дьяченко, М. Туркина, Л. Смирнова, Е. Лобанова, А. Хердякова, М. Светлакова и другие.
Начало строительства собора [ править ]
Сейчас в музее собора неподдельный интерес вызывает макет сарая, где проходили первые богослужения. Сарай, вернее, хлев, вычистили, отделили крохотную комнатку отцу Андрею; покрыли шифером крышу, дабы не протекла. Алтарь был такой маленький, что вокруг престола можно было пройти только боком.
Одновременно обратились с ходатайством к городским властям о выделении временного помещения для использования его под храм и земельного участка под строительство храма. Письмо с таким содержанием на имя заместителя горисполкома В.А. Насонова подписал Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний.
И вот, 2-го февраля 1992 года в вышеуказанном, побеленном, выкрашенном хлеву и состоялась первая служба. Зазвучали проникновенные слова Божественной Литургии. Это был уже храм, пусть маленький и неказистый, но храм Божий.
Наконец, в 1992 году община получила под храм здание бывшего кинотеатра, где сейчас находится гимназическая церковь во имя Св.прав. Иоанна Кронштадтского.
Три года спустя началось строительство Крестовоздвиженского Собора, и через семь лет приход, уже не десятки, а сотни прихожан, перешел в Собор, выстроенный по всем канонам древней церковной архитектуры.
15 лет его настоятелем являлся отец Андрей Юревич, который покинул ныне пределы Лесосибирска и несет ответственное послушание в Москве, в синодальном отделе по работе с вооруженными силами и правоохранительными органами. Совершали здесь свое пастырское служение в разное время еще несколько священников – это уважаемые ныне настоятели различных приходов, о. Павел Чистяков, о. Георгий Селин, о. Алексий Ахтулов, о. Сергий Маханько, о. Виталий Севостьянов. В январе 2011 года указом правящего архиерея Красноярской епархии архиепископа Красноярского и Енисейского Антония настоятелем Крестовоздвиженского собора был назначен протоиерей Димитрий Харцыз. В мае этого же года решением Священного синода Русской Православной Церкви и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из состава Красноярской епархия была выделена и образована Енисейская епархия. Управляющим был назначен Его Преосвященство Преосвященнейший Епископ Никодим. Крестовоздвиженский собор являет ныне собой важное звено вновь образованной Енисейской и Норильской епархии.
Деятельность прихода [ править ]
Жизнь общины многогранна, один только перечень повседневных забот по приходу, гимназии, сестричеству, музею занял бы не один лист. В 2011 г. Собор открыл новую страницу в своей истории. При Лесосибирской православной гимназии был образован военно-патриотический клуб «Пересвет», ныне уже разросшийся и преобразованный в Сибирскую Школу Воинского Искусства. Мальчишки и девчонки со всего города занимаются рукопашным боем, военно-прикладными видами спорта, туризмом, изучают историю российского воинства на героических примерах лучших представителей России. Для этого при центре духовного просвещения был создан музей истории русской армии и военно-исторической реконструкции. Огромное значение придается работе по духовному окормлению правоохранительных органов, воинских частей. Настоятель Крестовоздвиженского Собора протоиерей Димитрий Харцыз был назначен помощником правящего архиерея епархии по представительским делам и избран членом Гражданской Ассамблеи при Губернаторе Красноярского края и Общественного совета при Главном Управлении МВД РФ по Красноярскому краю.
Очень популярны экскурсии по Собору, на которых люди знакомятся с огромным вкладом православия в мировую художественную культуру; с историей взаимоотношений между Древней Византией и Русью; особенностями церковной архитектуры и иконописи.
Космос, «Бич-град» и чудный собор: что делать, если попал в Лесосибирск?
Уныло, беспощадно, северно
Уныло, беспощадно, северно
Город, похожий на кишку
Большую часть жизни я прожила в Лесосибирске, но 8 лет назад переехала в Красноярск и бываю на малой родине крайне редко. Воспоминания детства о родном Лесабоне (так для солидности его называют местные, а еще Лесухой или Лесиком) не давали покоя, поэтому прихватив с собой мужа, я отправилась навестить родителей.
Лесосибирск находится почти на 300 километров севернее Красноярска. Добраться до города можно автобусом с междугородного автовокзала. Трястись около 5 часов (а зимой — все 6 ) в автобусе с кучей сомнительных граждан — не наш вариант. Решили добраться на междугороднем такси: цена примерно та же, народу гораздо меньше, не останавливается у каждого столба.
Переслушав странный плейлист водителя, состоящий из тюремного блатняка, Нюши и почему-то ноктюрна Шопена, мы проезжаем ужасающе блеклую стелу с диском циркулярной пилы и буквами, сложенными в название города «ЛЕСОСИБИРСК». Да, уныло и беспощадно!
Кстати, сюрприз для тех, кто въезжает в Лесосибирск впервые — после стелы никакого города вы не увидите, а вашему взору предстанет лесополоса. Такая же, как была за окном все 270 километров. Первым признаком города становится кольцевая дорога. Если в Москве есть площадь трех вокзалов, то в Лесосибирске — кольцевая трех составляющих города: котельная, лесоперерабатывающий комбинат и железная дорога.
При всём сером и унылым первом знакомстве с Лесосибирском, есть здесь и неплохой бонус — в городе приятно пахнет деревом. За это спасибо комбинату.
Ну, всё. Мы приехали.
Факт: у многих недоумение вызывает форма города. «Почему Лесосибирск похож на какую-то кишку?». Дело в том, что Лесосибирск был образован из нескольких деревень (сейчас в нем живет чуть меньше 60 тыс. человек), которые когда-то «выросли» возле Енисея. Строиться дальше от берега возможности нет, потому что кругом заболоченная почва.
Лесосибирский Василий Блаженный
Родители живут в центре города, но и там особо нечем себя занять. Думаю, как развлечь мужа в Лесосибирске, и решаю: «А пойдем, я тебе город с церковной колокольни покажу?». Пройдя через поле по пыльной дороге, мы дошли до Крестовоздвиженского собора. Территория храма — яркий островок посреди серого города. Кедры, асфальтированные дорожки, скамейки и даже детская площадка — прекрасное место для прогулки.
Отказывать было неудобно, и мы остались. Людей было немного: кто-то подходил к иконам, кто-то стоял и молился. К слову, даже закоренелому атеисту можно сюда сходить и получить просто эстетическое удовольствие, посмотрев богатое внутреннее убранство и послушав песнопения.
А на колокольню нам попасть так и не удалось.
Факт: Крестовоздвиженский собор является самым крупным храмом в Сибири и самым крупным храмом в России из построенных в новое время. По внешнему облику и конструктивным особенностям является аналогом московского собора Василия Блаженного. Одним из авторов проекта церкви являлся архитектор Андрей Юревич, который посвятил себя религии и стал первым настоятелем собора.
Ты просто Космос
Домой решили возвращаться через микрорайон с поэтическим названием Космос. Это место являлось страшилкой для тех, кто вырос в 90-е. Райончик внешне, конечно, так себе — покосившиеся деревянные двухэтажки и частный сектор. Непременно, обязательной составляющей такого пейзажа должны быть бродячие собаки, которые бегают где-то неподалеку от тебя. Здесь жили и живут, в основном, неблагополучные семьи, которые любят принять за воротник. Поэтому для детей из панелек вход в это место по понятным причинам был запрещен родителями.
Легендарным местом и визитной карточкой Космоса является забегаловка «Садко». Заведение всегда пользовалось дурной славой, потому что клиенты оттуда выходили редко, чаще их выносили вперед ногами с многочисленными ножевыми ранениями. Вот такая невеселая история.