храм в лисьем носу официальный сайт
Интересные факты истории
Прежде чем рассказать о возникновении и судьбе Князь – Владимирской церкви, кратко вспомним историю поселка Лисий Нос, так как она тесно переплетается с историей самой церкви.
Первое упоминание о посёлке находим в Переписной окладной книге Новгородской Водской пятины 1500 года. (Таким образом, Лисий Нос старше Санкт- Петербурга на целых 200 лет.) Указанное в окладной книге «Село Лисичье в Корине Носу», лежащее на «море», относилось к Воздвиженско – Корбосельскому погосту Ореховского уезда Водской пятины. Оно располагалось вблизи длинной песчаной косы (носа), далеко вдававшегося в залив. Косу называли Корин Нос, что по-фински означало «подводный камень или риф». Впоследствии нерусское название отпало, и вместо него появился Лисий Нос. С 1323 года до Северной войны 1721 года земли, где потом возник Лисий Нос, неоднократно переходили от русских к шведам и наоборот, пока окончательно не вошли в состав России, в границы Санкт-Петербургской губернии (до 1710 года она именовалась Ингерманландией). Во времена императрицы Анны Иоанновны большая часть земель, находившихся в северной части Невской губы, включая Лисий Нос, были переданы Дворцовой конторе. В середине 18-го века селение Лисий Нос, входившее в состав мызы Лахта, оказалось в ведомстве 1 — ой Канцелярии от строений дворцов и садов. В 1764 году из ведомства Канцелярии мызу Лахта отдали во владение фавориту Екатерины Второй графу Григорию Григорьевичу Орлову. Григорий Орлов недолго владел мызой Лахта. В конце 1760-х годов новым владельцем земель стал граф Яков Александрович Брюс. В конце 18-го века на мысе Лисий Нос появились первые оборонительные сооружения.
После смерти Я.А.Брюса в 1791 году владелицей мызы Лахта стала супруга полковника В.Н.Куломзина – Сара Яковлевна (урожденная графиня Стенбок).
С 1813 –го года во владение мызой вступила Капитолина Ивановна Яковлева. Из-за множества её долгов в 1840 году уездный суд учредил над имением
опекунское правление, а через некоторое время эти земли продали с публичных торгов. С 5-го октября 1844 года новым владельцем земель стал граф Александр Иванович Стенбок – Фермор, который являлся выходцем из старинного шведского рода Стенбоков. С начала 19-го века на мысе Лисий Нос не прекращались фортификационные работы. В 1854-м году из-за начавшейся Крымской войны и угрозы со стороны Англии в Лисьем Носу был построен военный лагерь с гаванью и укрепленным редутом. С возведением военных укреплений возникла необходимость постройки часовни, а затем и храма, о чём будет рассказано позже.
Пятнадцатого декабря 1866 года А.И.Стенбок — Фермор продал принадлежавшие ему земли своему младшему брату Владимиру.
Именно в память о Владимире Александровиче дачный поселок был назван Владимировка, впоследствии переименованный в Лисий Нос. В 1907 году земли мызы Лахта были разбиты на участки с образованием поселков: Ольгино, Александровка и Владимировка.
Владимирский проспект, начало 20-го века. РНБ, сайт старые открытки.Ольгино получило название в честь супруги А.В.Стенбок-Фермора Ольги, Александровка была названа в честь Александра Владимировича Стенбок-Фермора и, наконец, Владимировка, как уже упоминалось, была названа в честь отца А.В.Стенбок-Фермора. Главный проспект в поселке Владимировка был также назван Владимирским, что в свою очередь повлияло на название построенной в будущем церкви.
После утверждения Генерального плана в 1909 году началась План поселка Владимировкапродажа земельных участков и их застройка. Планировка улиц и их первоначальное название сохранились до настоящего времени, за исключением двух улиц: Земская (ныне Приморское шоссе) и Владимирский проспект (ныне Балтийский).
В 1895 году частное акционерное общество построило тридцатикилометровую железную дорогу, связавшую Петербург с курортом Сестрорецк.
Приморская железная дорога являлась частной и принадлежала акционерному обществу инженера Петра Станция Раздельная. РНБ, сайт старые открыткиАлександровича Авенариуса. Кроме неё он владел ещё и Невской пригородной конно-железной дорогой. В конце июля 1892 года государь-император Николай Второй, находясь в Балтийском море на своей яхте «Полярная звезда», лично утвердил проект Станция Раздельная. РНБ, сайт старые открыткиновой железной дороги. Согласно его резолюции, было «разрешено устройство железной дороги для перевозки пассажиров и грузов между С.- Петербургом и Сестрорецком (протяженностью 25 верст) с ветвями: к Озеркам (6 верст) и пристани в Лисьем Носу (3 версты), отходившей на 16-ой версте основной дороги, так что общая протяженность дороги была не менее 36 верст».
Станция Раздельная Приморской ж.д. РНБ, сайт старые открытки
Железная дорога вдохнула новую жизнь и в поселок Владимировка. Железнодорожная станция получила название Раздельная, так как в этом месте от неё отходила трехкилометровая ветка до пристани на мысе Лисий Нос. Отсюда ежедневно по расписанию, согласованному с движением поездов, отходили пароходы на Кронштадт. Открытие пароходного сообщения между пристанью Лисьего Носа и Кронштадтом торжественно состоялось 2 августа 1895 года. После окончания молебна супруга строителя дороги П.А.Авенариуса М.Я.Авенариус открыла путь к пристани на дамбе, перерезав символическую ленточку. Затем служители церкви, гости, местные жители и рабочие направились по полотну железной дороги к пристани, где состоялось освящение обоих пароходов, предназначенных для сообщения между Кронштадтом и Лисьим Носом. В конце 1900 года между станциями Раздельная и Горская появилась платформа Каупилово, возле одноименной деревни. Станция Раздельная представляла собой двухэтажный деревянный вокзал с буфетом. Пассажиры, следовавшие в Кронштадт, пересаживались на поезд, шедший до пристани Лисий Нос.
Уже после революции названия поселка Владимировка и станции Раздельная были упразднены, и весь поселок стал называться Лисий Нос.
Согласно описи имения Лисий Нос, сделанной в конце 1908 года, земли в нем числилось 2818 десятин 240 саженей, из них 12 десятин усадебной, 100 десятин пашни, 250 десятин кустарника. Таким образом, «удобной» земли числилось 2372 десятины, а «неудобной» — 446 десятин 240 саженей. «Хозяйство в имении ведется самими владельцами за свой счет, причем, главным образом засевается клевер с тимофеевкой», — сообщалось в описи имения. «Но так как в последнее время явилось много желающих заселиться в этой местности, в особенности около железной дороги, то продажа земли производится арендаторам, и они устраивают культуру садов и огородов».
Для приведения в порядок поселка Владимировка и для его благоустройства было учреждено Общество по благоустройству.
Согласно уставу, членами Общества могли стать «лица обоего пола всех званий, состояний и вероисповеданий, владеющие в районе деятельности Общества недвижимым имуществом, или арендующие, или нанимающие таковые, а также лица, имеющие какие-либо интересы в благоустройстве означенной местности.» В то же время, как указывалось в примечаниях, в число членов Общества не принимались «лица иудейского происхождения», а также: а) несовершеннолетние, за исключением имеющих классные чины; б) учащиеся в учебных заведениях; в) состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера; г) подвергшиеся ограничению прав по суду и д) состоящие под надзором полиции». Общество включало почетных действительных членов и «членов-соревнователей». «Членами- соревнователями» считались арендаторы и съемщики дач.
В число почетных членов Общества вошёл владелец Лахтинского имения граф Стенбок-Фермор. В 1913 году в комитет Общества благоустройства на должность председателя избрали В.П.Викентьева, его заместителем (товарищем) — почетного гражданина А.М.Попова, секретарем – К.В.Петрова, казначеем – Н.А.Дорогутина. Кроме них членами кабинета стали К.Ф. фон Гунниус, Э.Н.Гельвих, Ф.Ф.Мазинг и К.Ф.Колюбанов.
Население поселка постоянно росло, возникла необходимость в строительстве новой церкви, Общество по благоустройству стало решать эту проблему. На общем собрании был избран состав правления, в который вошли: в церковно-строительную комиссию — настоятель Сестрорецкой Петропавловской церкви Комаров и архитектор П.М.Мульханов, в ревизионную комиссию – надворный советник А.М.Иванов, крестьянин Новгородской губернии Д.А.Шувалов, почетный гражданин Ф.И.Кононов.
Приморский район
Князь-Владимирская церковь в Лисьем Носу признана памятником регионального значения
Церковь Святого равноапостольного князя Владимира в посёлке Лисий Нос признана памятником регионального значения. В соответствии с распоряжениями председателя КГИОП Сергея Макарова церковь включена в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Храм считается образцом русского стиля, ориентированного на древнерусское северное деревянное зодчество. В нем сохранились подлинные интерьеры, соответствующие мотивам наружного декора. В здании сохранилась историческая деревянная многомаршевая лестница, а также исторические дверные заполнения. Большую ценность представляет исторический деревянный резной иконостас. Иконостас – двух-трех ярусный, оформлен трехчетвертными колоннами со стилизованными византийскими капителями.
Также сохранились два деревянных резных киота, которые установлены по обеим сторонам перед солеей (с одной стороны – киот с иконой Св. Николая Чудотворца, с другой – киот с иконой Св. Серафима Саровского). Киоты имеют полуциркульные завершения с резными гербами Российской Империи и надписями в честь цесаревича Алексея Романова.
Деревянная церковь Святого Равноапостольного князя Владимира (Князь-Владимирская церковь) была построена в 1913-1917 годы по инициативе Общества Благоустройства дачной местности в поселке Владимировка при станции Раздельная на земле, подаренной графом В. Стенбок-Фермором. Проект храма составил архитектор Павел Михайлович Мульханов.
В июле 1917 года храм был торжественно освящен. Чин освящения совершил Архиепископ Петроградский и Гдовский Вениамин, впоследствии священномученик (новомученик).
Первым священником церкви Святого Равноапостольного князя Владимира в Лисьем Носу был отец Павел Михайловский, которого вскоре после октябрьской революции 1917 года арестовали. Отец Павел пробыл в заключении десять лет. Позже, два года настоятелем в храме служил отец Николай, в постриге Никон (Фомичев).
В 1930-е годы с колокольни церкви был сброшен 62-пудовый колокол. Лишенная колокола, церковь Святого Равноапостольного князя Владимира оставалась при этом единственным уцелевшим в эти годы действующим православным храмом на Карельском перешейке.
В 1937 году храм было закрыли, но уже в 1938 году верующие добились возобновления богослужений, которые не прекращались и в годы Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда.
В храме бережно хранится множество реликвий. Здесь находятся большие напольные иконы, перевезенные сюда верующими по льду Финского залива из Кронштадта. Икона Казанской Божией Матери, икона Божией Матери Скоропослушница, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», а также иконы Святителя Николая, Св. Преподобного Серафима Саровского и Св. Великомученика Пантелеймона – особо чтимые иконы храма.
В настоящее время церковь Святого Равноапостольного князя Владимира является действующей. При церкви работает православная воскресная школа.
Приморский район. Церковь Владимира равноапостольного в Лисьем Носу.
Владимирская церковь, Князь-Владимирская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Владимирская церковь построена в 1917 г. Архитектор П. Мульханов. Придел свт. Николая. Действует.
Этот деревянный храм был построен на станции Раздельная (ныне Лисий Нос), на земле, принадлежавшей Бельгийскому акционерному обществу, в 1913-1917 годах. Входит в число десяти ленинградских храмов, действовавших во время блокады.
Дополнительную информацию можно найти здесь
Церковь построена по инициативе купца А.И. Нефёдова и бригадира плотников Ф.П. Воробьёва, создавших в 1908 году на станции Раздельная (ныне Лисий Нос) Общество по постройке церкви. Здание церкви строилось на земле, принадлежавшей Бельгийскому акционерному обществу. Деревянная шатровая церковь с двумя большими и шестью малыми куполами построена в 1913-1917 годах архитектором П.М. Мульхановым. Храм был освящен 28 июля 1917 года. В 1923 году храм был передан Обновленческой церкви, в 1942 году он перешел в ведение Московской патриархии. В 1937 году храм был закрыт, однако через год с небольшим, в 1938 году, верующие добились возобновления богослужений в церкви. Совершались они и во время ленинградской блокады. До 2-й половины 1960-х годов старостой храма был один из её храмоздателей Фёдор Порфирьевич Воробьёв.
В 1951 году был освящен второй малый престол храма во имя Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Особо чтимыми иконами храма являются иконы Казанской Божией Матери, Божией Матери Скоропослушницы, Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», а также Святителя Николая, преподобного Серафима Саровского и святого великомученика Пантелеймона. В храме находятся большие напольные иконы, перевезенные сюда верующими по льду Финского залива из Кронштадта после разорения Андреевского собора. На приходе сохраняются лучшие традиции русского церковного пения.
Храм святого равноапостольного великого князя Владимира в пос. Лисий Нос
Сто лет для деревянной церкви — не срок. По крайней мере по петербургским меркам. Храм святого равноапостольного великого князя Владимира в поселке Лисий Нос как раз отметил сто лет со дня освящения.
Примечательно, что в этом же году практически завершился ее масштабный ремонт, результаты которого сделали ее стилистическое решение более ярко выраженным.
Церковь построили в 1913 — 1917 году под руководством архитектора Павла Мульханова, автора почти сотни зданий, расположенных в центре города на и Петроградской стороне.
Инициатором строительства были купец А.И Нефёдов и бригадир плотников Ф.П. Воробьев, создавшие в 1908 году на станции Раздельная общество по ее постройке. Земля отведенная под строительство принадлежала Бельгийскому акционерному обществу.
В советское время, на волне общей борьбы с религией храм закрывался. В 1937 году службы прекратились, но через год с небольшим верующие добились возобновления богослужений.
Из разрушенного Андреевского собора в Кронштадте сюда были перенесены напольные иконы. После этого Князь-Владимирская церковь не закрывалась уже никогда. Даже в тяжелые годы блокады здесь совершались богослужения.
Проект реставрации храма разработала архитектор Ольга Рунтова, причем совершенно бесплатно. По словам настоятеля, ее видение внутреннего убранства храма — продолжение замысла Мульханова, который он довел бы до конца, если бы не случились события 1917 года.
Изначально во внутреннем убранстве храма был только иконостас и два киота с иконами Серафима Саровского и Николая Чудотворца. Все остальное — это интерьер из других храмов, частично пожертвованный прихожанами. В советское время многие приносили сюда иконы, предметы убранства, все что удалось сохранить.
Точкой в ремонте храма стал своебразный «угол Пресвятой Богородицы». Все ее образы, висевшие в разных местах были собраны в один большой киот на южной стене, доминантой которого является икона Божией матери — млекопитательницы, 19 века, выполненная в технике афонского письма и подаренная прихожанином Денисом Мартюшевым.
Конечно, в ремонте храма еще остались небольшие проблемы, однако в целом можно сказать что восстановление его внутреннего убранства закончено.
Храм в лисьем носу официальный сайт
Начало века в Лисьем Носу было омрачено политическими обстоятельствами. Здесь тайно, ночами казнили революционеров — анархистов, эсеров, участников революционных сообществ, проводивших политику террора. По закону все смертные приговоры должны были приводиться в исполнение внутри тюремной ограды. Но в таком случае о казнях сразу же становилось известно заключённым, и революционеры в ответ приговаривали к смерти тюремных и полицейских начальников. Поэтому казни были перенесены в «неожиданное» место. Этим местом и стал Лисий Нос.
В архивном деле штаба гвардии и Петербургского военного округа оказался воспроизводимый нами план местности «Лисий Нос». Здесь, за пороховыми складами, было произведено большинство казней.
В приведенном распоряжении об исполнении смертных приговоров упоминалась разборная виселица. Предшествующая история царизма не знала разборных виселиц. Не известно, чем руководствовался ее «изобретатель». Использование нового сооружения вызвало ряд затруднений и нечто вроде протеста со стороны временного кронштадтского генерал-губернатора. На четвертом месяце действия этого сооружения он писал (23 декабря 1906 г.) С.-Петербургскому градоначальнику, что при каждой казни на Лисьем Носу приходится собирать, а потом разбирать виселицу и проделывать это руками нижних чинов караула военно-пороховых погребов. «Так как караул постоянно меняется, то сборке и разборке виселицы приходится обучать все новых людей». Он считал это несовместимым с воинским званием, а потому и просил высылать каждый раз «особо обученных вольных рабочих». Вместе с тем он просил удалить место казни «в лесок», чтобы ее не видел часовой при пороховых погребах.