храм в лявле в архангельске

Никольская церковь в селе Лявля

Село Лявля расположено на берегу Северной Двины, в 29 км от Архангельска. В нескольких минутах езды к югу от музея «Малые Корелы» взору открывается высокий Лявленский холм, увенчанный монументальной башней церкви Николая Чудотворца. Её величественный шатровый силуэт над простором реки, словно маяк, притягивает взгляд издалека.

В далёкие времена освоения северных территорий по берегам рек обозначали христианские поселения. Сложившийся в древности тип шатрового храма, рубленного «кругло», восьмериком от основания, был широко распространен на всём Русском Севере вплоть до конца XVIII века. На сегодняшний день осталось только три храма этого типа. Самый ранний из них — Лявленская Никольская церковь, возведённая Не вызывает сомнения, что первые храмы Архангельска, основанного в эти же годы, были именно такими.

Никольская церковь построена в Лявленском Богородицком монастыре на месте своей предшественницы и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Восьмигранный столпообразный объём церкви с восточным и западным прирубами целиком, от основания до креста, срублен из мощных брёвен толщиной до полуметра. Высота храма, поставленного на подклет, превышала сорок метров. Прирубы восьмерика завершались килевидными бочками, обитыми городчатым лемехом. Такой же лемех покрывал шатер, барабан и главу памятника. С трёх сторон церковь опоясывала паперть с крыльцами.

Кроме летней Успенской церкви монастырский ансамбль включал зимнюю церковь с трапезной, посвящённую Николаю Чудотворцу. Вблизи от них располагалась столбовая колокольня, завершавшаяся, как и оба храма, шатром.

Основали Богородицкий монастырь в последней трети XIV века предки крестьян Княжестровской волости на речке Лявле «всем миром». Об этом свидетельствуют древние грамоты. Здесь, в устье Северной Двины, пересекались владельческие интересы Новгорода Великого, московских и ростовских великих князей. Княжестровцы веками опекали свой монастырь. Они выделяли земли на содержание причетников и старцев, строили храмы, платили тягло и различные сборы государству. О богатстве и влиятельности небольшой двинской обители говорят не только описи церковного имущества, изобилующие перечислением драгоценных окладов, риз, книг, служебной посуды и убранства.

по заказу великого князя московского Ивана Калиты было написано и выслано «на Двину к святей Богородици» лицевое пергаменное Евангелие, украшенное заставками и миниатюрами. Исследователи доказали, что книга предназначалась Лявленскому монастырю. Эта ценнейшая московская рукописная книга сейчас хранится в Библиотеке Академии наук России.

В 1633 году, несмотря на упорное сопротивление княжестровцев Богородицкая обитель была приписана к крупному Антониево-Сийскому монастырю и потеряла самостоятельность. В 1764 году Лявленская пустынь была упразднена, а её храмы получили статус приходских.

В сороковых годах XIX века во время капитального ремонта, осуществлённого на средства архангельского военного губернатора А. И. де Траверсе, древнюю Успенскую церковь пришлось опустить на несколько сгнивших венцов и разобрать ветхую круговую паперть с крыльцами. Наружные стены храма обшили тёсом и покрасили. После ремонта, обновлённую Успенскую церковь переименовали и посвятили Николаю Чудотворцу, так как в приходе к тому времени уже имелась каменная Успенская церковь, построенная в 1804 году на средства архангельского купца Андрея Харитонова и его матери.

Современный облик Никольской церкви далёк от первоначального. Монументальная церковь-башня, потеряв за века несколько венцов, погрузнела. Древние, выщербленные ветрами стены осели. В ходе реставрационных работ конца шестидесятых годов ХХ столетия тесовая обшивка стен была удалена и воссоздано лемеховое покрытие шатра, главы и бочек прирубов. К сожалению, время не сохранило ничего из убранства интерьера памятника. Сейчас в храме установлена уникальная рубленая глава XVI века, снятая реставраторами в 1967 году.

Музей «Малые Корелы» осуществляет уход за памятником, проводит необходимые консервационные мероприятия для предупреждения дальнейшего разрушения древнего храма.

Источник

Новинки (Лявля). Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы.

Храмы комплекса:

Карта и ближайшие объекты

храм в лявле в архангельске

Статьи

Село Лявля расположено на берегу Северной Двины, в 29 км от Архангельска. В нескольких минутах езды к югу от музея «Малые Корелы» взору открывается высокий Лявленский холм, увенчанный монументальной башней церкви Николая Чудотворца. Её величественный шатровый силуэт над простором реки, словно маяк, притягивает взгляд издалека.

В далёкие времена освоения северных территорий храмы-башни по берегам рек обозначали христианские поселения. Сложившийся в древности тип шатрового храма, рубленного «кругло», восьмериком от основания, был широко распространен на всём Русском Севере вплоть до конца XVIII века. На сегодняшний день осталось только три храма этого типа. Самый ранний из них — Лявленская Никольская церковь, возведённая в 1581–1584 годах. Не вызывает сомнения, что первые храмы Архангельска, основанного в эти же годы, были именно такими.

Никольская церковь построена в Лявленском Богородицком монастыре на месте своей предшественницы и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Восьмигранный столпообразный объём церкви с восточным и западным прирубами целиком, от основания до креста, срублен из мощных брёвен толщиной до полуметра. Высота храма, поставленного на подклет, превышала сорок метров. Прирубы восьмерика завершались килевидными бочками, обитыми городчатым лемехом. Такой же лемех покрывал шатер, барабан и главу памятника. С трёх сторон церковь опоясывала паперть с крыльцами. Кроме летней Успенской церкви монастырский ансамбль включал зимнюю церковь с трапезной, посвящённую Николаю Чудотворцу. Вблизи от них располагалась столбовая колокольня, завершавшаяся, как и оба храма, шатром.

Основали Богородицкий монастырь в последней трети XIV века предки крестьян Княжестровской волости на речке Лявле «всем миром». Об этом свидетельствуют древние грамоты. Здесь, в устье Северной Двины, пересекались владельческие интересы Новгорода Великого, московских и ростовских великих князей. Княжестровцы веками опекали свой монастырь. Они выделяли земли на содержание причетников и старцев, строили храмы, платили тягло и различные сборы государству. О богатстве и влиятельности небольшой двинской обители говорят не только описи церковного имущества, изобилующие перечислением драгоценных окладов, риз, книг, служебной посуды и убранства.

В 1339–1340 годах по заказу великого князя московского Ивана Калиты было написано и выслано «на Двину к святей Богородици» лицевое пергаменное Евангелие, украшенное заставками и миниатюрами. Исследователи доказали, что книга предназначалась Лявленскому монастырю. Эта ценнейшая московская рукописная книга сейчас хранится в Библиотеке Академии наук России.

В 1633 году, несмотря на упорное сопротивление княжестровцев Богородицкая обитель была приписана к крупному Антониево-Сийскому монастырю и потеряла самостоятельность. В 1764 году Лявленская пустынь была упразднена, а её храмы получили статус приходских.

В сороковых годах XIX века во время капитального ремонта, осуществлённого на средства архангельского военного губернатора А. И. де Траверсе, древнюю Успенскую церковь пришлось опустить на несколько сгнивших венцов и разобрать ветхую круговую паперть с крыльцами. Наружные стены храма обшили тёсом и покрасили. После ремонта, обновлённую Успенскую церковь переименовали и посвятили Николаю Чудотворцу, так как в приходе к тому времени уже имелась каменная Успенская церковь, построенная в 1804 году на средства архангельского купца Андрея Харитонова и его матери.

Современный облик Никольской церкви далёк от первоначального. Монументальная церковь-башня, потеряв за века несколько венцов, погрузнела. Древние, выщербленные ветрами стены осели. В ходе реставрационных работ конца шестидесятых годов ХХ столетия тесовая обшивка стен была удалена и воссоздано лемеховое покрытие шатра, главы и бочек прирубов. К сожалению, время не сохранило ничего из убранства интерьера памятника. Сейчас в храме установлена уникальная рубленая глава XVI века, снятая реставраторами в 1967 году.

Музей «Малые Корелы» осуществляет уход за памятником, проводит необходимые консервационные мероприятия для предупреждения дальнейшего разрушения древнего храма.

С 1929-го года, после ареста лявленского священника протоиерея Селиверстра Титова, церковь использовалась 9-й базой УСЕВЛОНа как пункт передержки этапов заключённых, направляемых на лесоповал: сначала в Нижне-двинское лесопромышленное предприятие, потом в Облзаглес, наконец – в Кулойлаг. В 1943-ем году обе лявленские церкви занимает воинская часть – связь Северного Флота, а после того, как военные построили себе новую казарму и базу связи, Никольская церковь было передана на баланс Государственного музея-заповедника «Малые Корелы».

Источник

Новости

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

храм в лявле в архангельскеВ святцах совсем немного имен святых. На самом деле, святых, конечно, гораздо больше. Далеко не все люди, достигшие святости, были прославлены Церковью. Огромное множество других святых известно только Богу. И этот праздник Всех Святых посвящается
памяти всех святых – и поименно известных Церкви, и ведомых только одному Богу.

Святые помогают тем, кто молится им. Через них можно и нужно обращаться к Богу. Наши «бабушки» каждый день начинали с того, что открывали календарь и смотрели, день какого святого празднует Церковь. Будем думать о них, и будем стремиться прожить жизнь так, чтобы они могли радоваться, что у них есть последователи достойные Христа. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский
Источник: http://remmash.prihod.ru/

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

храм в лявле в архангельскеЕдиная Святая, Соборная и Апостольская Церковь – столп и утверждение истины – вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в Жизнь Вечную. И явила Святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов – учителей Церкви, и вскармливает народ Божий.

И всё, и все есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые – у Бога ни в чем нет недостатка. Бог умудряет простецов в нужное время. И Бог же послушанием Матери-Церкви хранит мудрецов от семени тли, от гордыни. Пока человек в лоне Церкви – он спасен. Дух Святой соблюдает Божественным разумом Церкви и ее саму, и нас в ней.

Пасхальный водосвятный молебен

2 мая в «Малых Корелах» состоялся пасхальный водосвятный молебен, где были освящены принесённые с собой куличи, пасхи, яйца.

храм в лявле в архангельске храм в лявле в архангельске храм в лявле в архангельске храм в лявле в архангельске

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Поздравляю вас, дорогие братия и сестры, с великим, с радостным праздником, всемирной радостью Светлого Христова Воскресения! На языке церковных песнопений праздник Светлого Христова Воскресения именуется праздником всех праздников и торжеством всех торжеств.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе!

храм в лявле в архангельске храм в лявле в архангельске храм в лявле в архангельске храм в лявле в архангельске

Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

храм в лявле в архангельскеКаждому из нас дана благодать по мере дара Божия, благодать по мере того, как Бог нам этот дар передает.
Ничто не может спасти человека, кроме благодати Божией, — никакие труды, никакие усилия. Мы знаем, что люди употребляют огромные усилия, чтобы сделать карьеру, чтобы выучиться, чтобы достичь чего-то в своей жизни.
И достигают, но достигают временных целей, которые имеют лишь относительное значение для жизни будущего века. Но если говорить о достижении подлинной цели бытия, то эту цель, именуемую спасением, то есть полноту жизни в общении с Богом, невозможно достичь никакими средствами, кроме как силой благодати Божией.

Источник

Церковь Николая Чудотворца в с. Лявля

Село Лявля, расположенное приблизительно в тридцати километрах от Архангельска на правом берегу Двины, при впадении в нее речки Лявли, известно с XIV века как одно из древнейших новгородских поселений в низовьях Двины. Здесь располагался древний Успенский Лявлин монастырь, основанный в 14 веке. До 1641 г. монастырь был самостоятельным, а затем перешел в ведение Антониево-Сийского монастыря. В 1339 году для обители, по распоряжению великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, было написано пергаментное Евангелие, одно из первых рукописных на Руси, сохранившееся до настоящего времени, и известное как «Сийское Евангелие». Такое название Евангелие получило, так как было обнаружено в 1829 году в библиотеке Антониево-Сийского монастыря. В 1887 году оно было передано в древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. В 1931 году Евангелие передали в библиотеку Академии наук.

храм в лявле в архангельске

Успенский мужской монастырь всегда имел два храма, Успенский и Никольский. Во время пожара 1580 года первая монастырская Успенская церковь сгорела. Существующая Никольская (Успенская) шатровая церковь, была построена в 1581-1584 гг. (в различных источниках эта цифра колеблется в промежутке 1581-1589). По преданию, храм поставлен стараниями новгородской посадницы Анастасии над гробом её брата Стефана, бывшего иноком Успенского монастыря. До 1765 года церковь принадлежала Лявлинской пустыни, образованной из Успенского мужского Лявлина монастыря. После упразднения пустыни, в 1765 году стала приходской церковью. С 1805 по 1845 годы богослужения в ней не проводилось из-за её ветхости. В 1844 г. храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр Иванович де Траверсе и решил за свой счет отремонтировать древнюю церковь. При ремонте, в 1845-м году, нижние сгнившие венцы сруба не заменили новыми, а просто убрали, опустив весь храм на 2,5 м. Были искажены общие пропорции церкви и утрачена построенная на «выпусках» висячая тесовая галерея-паперть, окружавшая храм с трёх сторон. Тогда же церковь обшили тесом и покрасили в белый цвет «под камень». После возобновления, храм был переосвящён из Успенского в Никольский, так как существовавшая тогда Никольская деревянная церковь обветшала и подлежала закрытию. В приходе к тому времени, на средства купца и судостроителя Андрея Харитонова, в 1804 году была уже построена каменная Успенская церковь. Обновленный храм был освящен 1 июля 1845 г. В церкви был устроен новый иконостас, вызолоченный на полимент. В 1886 г. храм был перекрашен, покрыт железом и обнесен деревянной оградой на средства крестьянина Ухтостровского прихода Илариона Ермолина. В советское время церковь была закрыта. В 1943 году помещение храма заняла воинская часть, которая устроила в нем клуб. В начале 70-х годов XX века Никольский храм передали музею деревянного зодчества «Малые Корелы». В 1967-1970 гг. Архангельской реставрационной мастерской выполнена реставрация памятника, в результате которой была снята поздняя обшивка, восстановлено первоначальное покрытие шатра, бочек и главки лемехом, но на сложные работы по подводке нижних венцов и воссозданию галереи-паперти не хватило средств.

Никольская церковь в селе Лявля представляет собой самый древний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, так называемый «восьмерик от пошвы».

К восьмерику церкви, с востока и запада, прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная. Перед трапезной небольшой притвор. Восьмерик, алтарь и трапезная рублены из массивных брёвен «в обло» (с остатком), притвор рублен из бруса «в лапу». Восьмерик и прирубы в верхней части имеют повалы. Никольская церковь сохранила редкие архаичные конструктивные формы. Шатер является продолжением сруба, но брёвна рублены «в реж» (с просветами), так же «в реж» рублена и глава и барабан-шея и килевидные бочки, покрывающие прирубы. В результате Никольский храм в Лявле является цельной срубной конструкцией. Шатёр, барабан, глава и килевидные бочки покрыты лемехом. Из-за срубной конструкции главка и барабан получили гранёную форму. У основания шатра и бочек устроены «полицы», которые служили для отвода дождевой воды от стен церкви. Притвор покрыт на два ската тесом.

Мощный, почти без окон, восьмерик с двумя прирубами выглядит очень монументально, декоративных деталей практически нет, только лемех покрытия и фигурные завершения «полиц». Первоначально эта суровость облика храма смягчалась более стройными пропорциями восьмерика и висячими галереями с крыльцом.

Источник

Новинки (Лявля). Церковь Николая Чудотворца.

Карта и ближайшие объекты

храм в лявле в архангельске

Статьи

Шатровых церквей типа восьмерик «от пошвы» (от земли), сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. В 17 веке здесь был Успенский Лявленский монастырь, приписанный к Антониево-Сийскому монастырю. В 1764 году по указу Екатерины II его закрыли, обратив церкви в приходские. В 1804 году на смену деревянной Успенской построили каменную, а Никольскую закрыли на сорок лет на ремонт «за ветхостью». В настоящее время (декабрь 2007) принадлежит музею «Малые Корелы», вход в нее закрыт.

Село Лявля, расположенное приблизительно в тридцати километрах от Архангельска на правом берегу Двины, при впадении в нее речки Лявли, известно с XIV века как одно из древнейших новгородских поселений в низовьях Двины. Здесь располагался древний Успенский Лявлин монастырь, основанный в 14 веке. До 1641 г. монастырь был самостоятельным, а затем перешел в ведение Антониево-Сийского монастыря. В 1339 году для обители, по распоряжению великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, было написано пергаментное Евангелие, одно из первых рукописных на Руси, сохранившееся до настоящего времени, и известное как «Сийское Евангелие». Такое название Евангелие получило, так как было обнаружено в 1829 году в библиотеке Антониево-Сийского монастыря. В 1887 году оно было передано в древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. В 1931 году Евангелие передали в библиотеку Академии наук.

Успенский мужской монастырь всегда имел два храма, Успенский и Никольский. Во время пожара 1580 года первая монастырская Успенская церковь сгорела. Существующая Никольская (Успенская) шатровая церковь, была построена в 1581-1584 гг. (в различных источниках эта цифра колеблется в промежутке 1581-1589). По преданию, храм поставлен стараниями новгородской посадницы Анастасии над гробом её брата Стефана, бывшего иноком Успенского монастыря. До 1765 года церковь принадлежала Лявлинской пустыни, образованной из Успенского мужского Лявлина монастыря. После упразднения пустыни, в 1765 году стала приходской церковью. С 1805 по 1845 годы богослужения в ней не проводилось из-за её ветхости. В 1844 г. храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр Иванович де Траверсе и решил за свой счет отремонтировать древнюю церковь. При ремонте, в 1845-м году, нижние сгнившие венцы сруба не заменили новыми, а просто убрали, опустив весь храм на 2,5 м. Были искажены общие пропорции церкви и утрачена построенная на «выпусках» висячая тесовая галерея-паперть, окружавшая храм с трёх сторон. Тогда же церковь обшили тесом и покрасили в белый цвет «под камень».

После возобновления храм был переосвящён из Успенского в Никольский, так как существовавшая тогда Никольская деревянная церковь обветшала и подлежала закрытию. В приходе к тому времени, на средства купца и судостроителя Андрея Харитонова, в 1804 году была уже построена каменная Успенская церковь. Обновленный храм был освящен 1 июля 1845 г. В церкви был устроен новый иконостас, вызолоченный на полимент. В 1886 г. храм был перекрашен, покрыт железом и обнесен деревянной оградой на средства крестьянина Ухтостровского прихода Илариона Ермолина. В советское время церковь была закрыта. В 1943 году помещение храма заняла воинская часть, которая устроила в нем клуб. В начале 70-х годов XX века Никольский храм передали музею деревянного зодчества «Малые Корелы». В 1967-1970 гг. Архангельской реставрационной мастерской выполнена реставрация памятника, в результате которой была снята поздняя обшивка, восстановлено первоначальное покрытие шатра, бочек и главки лемехом, но на сложные работы по подводке нижних венцов и воссозданию галереи-паперти не хватило средств.

Никольская церковь в селе Лявля представляет собой самый древний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, так называемый «восьмерик от пошвы». К восьмерику церкви, с востока и запада, прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная. Перед трапезной небольшой притвор. Восьмерик, алтарь и трапезная рублены из массивных брёвен «в обло» (с остатком), притвор рублен из бруса «в лапу». Восьмерик и прирубы в верхней части имеют повалы. Никольская церковь сохранила редкие архаичные конструктивные формы. Шатер является продолжением сруба, но брёвна рублены «в реж» (с просветами), так же «в реж» рублена и глава и барабан-шея и килевидные бочки, покрывающие прирубы. В результате Никольский храм в Лявле является цельной срубной конструкцией. Шатёр, барабан, глава и килевидные бочки покрыты лемехом. Из-за срубной конструкции главка и барабан получили гранёную форму. У основания шатра и бочек устроены «полицы», которые служили для отвода дождевой воды от стен церкви. Притвор покрыт на два ската тесом. Мощный, почти без окон, восьмерик с двумя прирубами выглядит очень монументально, декоративных деталей практически нет, только лемех покрытия и фигурные завершения «полиц». Первоначально эта суровость облика храма смягчалась более стройными пропорциями восьмерика и висячими галереями с крыльцом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *