храм в невеле псковской области
НЕВЕЛЬСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР
Невельский Троицкий собор |
Кафедральный собор во имя Святой Живоначальной Троицы в городе Невеле Великолукской епархии
Устные сведения относят возведение храма к середине XIX века. По другим данным каменный храм был освящен в 1850 году протоиереем Успенского собора Зуевым [1].
Нынешний храм был построен невельским купцом Жданко на могиле своего отца как часовня примерно в 1853-1862 годах. Склепы, засыпанные песком, сохранялись под полом на начало XXI века. После постройки часовня была освящена.
В 1896 году с запада была сделана пристройка, включающая трапезную и притвор с колокольней. При храме был источник, который к началу XXI века был утрачен.
В 1957-1963 годах храм был закрыт для богослужений, а ключи находились в горсовете. Старые иконы церкви были изъяты.
В 1963 году в церковь был направлен молодой священник отец Иоанн Васильев, прослуживший в здесь 35 лет. При нём в 1964 году храм был вновь открыт, церковная жизнь в городе возродилась. Церковь отремонтировали. Все иконы были написаны заново, на металле. В 1967 году архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря подарил вновь открытому храму замечательный иконостас с одного из порушенных храмов Печерского района. В 1970-х годах храм был расписан.
С учреждением в 2014 году Великолукской епархии храм был определён её вторым кафедральным собором.
Святыни
Настоятели
Церковь Троицы Живоначальной (Невель)
Кафедральный собор Троицы Живоначальной построен на кладбище в середине XIX века на месте старой часовни-усыпальницы.
Содержание
История [ править ]
Исторических документов, свидетельствующих о строительстве храма Святой Троицы на городском кладбище Невеля не имеется. Устные сведения, заслуживающие доверия, относят возведение храма к середине XIX века. Нынешний храм был построен невельским купцом Жданко на могиле своего отца как часовня примерно в 1853-1862. После постройки часовня была освящена. В 1896 к ней с запада была сделана пристройка, включающая трапезу и притвор с колокольней. До сего дня под полом храма сохранились склепы, засыпанные песком. Имена архитекторов и художников — авторов росписей интерьера храма неизвестны.
С 1957-1963 храм был закрыт для богослужений; ключи находились в горсовете. В 1963 году в храм был направлен молодой священник о. Иоанн Васильев, прослуживший в нем 35 лет, при котором возродилась церковная и духовная жизнь в городе. В 1967 году архимандрит Алипий (Воронов), Наместник Псково–Печерского монастыря подарил вновь открытому храму замечательный иконостас одного из порушенных храмов Гдовского района. Он и сейчас находится в Троицком храме.
До революции в центре города был монастырь преподобного Нила Столобенского. Монастырь разрушен, но чудотворная монастырская икона Преподобного сохранилась до настоящего времени в существующем храме.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время церковь возвращена верующим, восстанавливается. Храм является действующим.
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель запись закреплена
7 ноября 2021 года в неделю 20-ю по Пятидесятнице и в день памяти святых мучеников Маркиана и Мартирия (355 г.) в соборе Святой Троицы города Невель состоялось богослужение. Божественную Литургию в храме совершил настоятель собора протоиерей Пётр Нетреба.
Святые Мученики Маркиан и Мартирий
Показать полностью.
Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей, Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.
Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву: «Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни». После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под меч нечестивых († около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель запись закреплена
Путь к истокам
Сейчас, к сожалению, часто случается, что в родительскую субботу очень мало народу приходит в храм.
Храм Божий в заупокойные субботы должен быть переполнен, потому что наши сродники страждут и ждут, когда мы им поможем своими молитвами. Всегда задавайте себе, дорогие мои, вопрос: «А когда я умру, придут ли мои дети, мои сродники и братья, чтобы помянуть меня?
Некоторые люди даже не знают, в какие дни Святая Церковь совершает особое поминовение усопших. А все должны стоять здесь, в храме Божием, с книжечками — с последованием Панихиды. Вы это последование должны выучить наизусть, чтобы молиться едиными устами и сердцем, как молится вся Святая Церковь.
Дорогие мои, пора проснуться. Пора вернуться к истокам, к Руси Православной. Время идет, оно переломилось. Бог дал нам возможность познать Себя и прийти в Церковь. Нас не сажают за веру в Бога, не увольняют с работы — пришло время вернуться к тому, что было.
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель запись закреплена
4 ноября 2021 года в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков 1612 г.) и в государственный праздник День Народного Единства в Свято-Троицком кафедральном соборе состоялось богослужение. Божественную литургию возглавил настоятель собора протоиерей Петр Нетреба. По окончании литургии о. Петр совершил славление перед празднуемым образом Богородицы, а также обратился к присутствующим с словом.
Показать полностью.
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская»
Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Казанской, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» (празднование 8 июля) говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году, а начиная с 2005 года в этот день также стал праздноваться государственный праздник — День Народного Единства И в наши дни эта икона особо почитается русским православным народом.
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель запись закреплена
Великолукская епархия
Обращение епископа Великолукского и Невельского Сергия к клиру и пастве Великолукской епархии
Сердечно благодарю дорогих молитвенников батюшек и клир Великолукской епархии за возносимые о мне во время болезни молитвы.
Господь Всемилостивый вознаградит вас за вашу любовь и усердие.
+ Сергий, епископ Великолукский и Невельский.
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель запись закреплена
31 октября 2021 года, в неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святого мученика Марина Аназаровского, в соборе Святой Троицы города Невель была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил благочинный Невельского Церковного округа, настоятель собора Святой Троицы протоиерей Петр Нетреба. По окончании литургии отец Петр обратился к присутствующим с пастырским словом.
Показать полностью. Рассказав о важности чтения Святого Евангелия, батюшка призвал прихожан уделять Слову Божию хотя бы 5-7 минут каждодневно, не отлагая разговор с Богом «в долгий ящик».
После проповеди отец Петр обратился с поздравлениями к своей супруге — матушке Марине, у которой в этот день именины и Юбилей — 55 лет. Поздравляя матушку, батюшка Петр отметил: » Для священника всегда важна семья, потому что она для него — надежный тыл, который поддерживает и помогает ему во всех событиях и трудностях его служения. Матушка Марина не только является этим тылом, но и всегда была надежной помощницей в устройстве приходской жизни, а особенно в такой важной части служения Церкви — как организация и управление церковным хором. Где бы мы не были — в Опочке, Себеже и сейчас, в Невеле, она всегда помогала мне в этом, потому что хоровое пение — неотъемлемая часть богослужения и от хора во многом зависит молитвенное настроение в храме.» В завершении поздравления было провозглашено многолетие имениннице с вручением цветов и святой просфоры.
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель запись закреплена
Великолукская епархия
По благословению епископа Великолукского и Невельского Сергия, 30-го октября 2021 года, в День памяти жертв политических репрессий, в Великолукской епархии повсеместно прошли поминальные богослужения.
Напомним, что в прошлом году на территории Великолукской епархии, кроме поминальных богослужений, повсеместно прошла акция «Молитва памяти», где были зачитаны имена пострадавших, даты арестов, статьи, приговоры и время реабилитации жителей Псковщины.
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель запись закреплена
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель запись закреплена
27 октября 2021 года исполнилось 23 года со дня отшествия ко Господу митрофорного протоиерея Михаила Зимарского. Отец Михаил на протяжении многих лет был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери дер.Шульги Невельского района. Исполненный любви к Богу и людям, отец Михаил многих привел в Церковь, по его молитвам рождались дети в бездетных семьях, исцелялись болезни, разрешались трудные ситуации. Каждого пришедшего в храм человека он встречал как родного…
Показать полностью.
Божественную Литургию в этот памятный день возглавил благочинный Невельского церковного округа протоиерей Петр Нетреба. Его Высокопреподобию сослужили настоятель храма Казанской иконы Божией Матери дер.Шульги протоиерей Александр Лебедев и клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г.Невеля иеромонах Нил (Лосев).
По окончании Божественной Литургии была совершена панихида по отцу Михаилу, а затем и заупокойная лития у могилы батюшки. К сожалению в этом году в связи со сложившейся ситуацией связанной с распространением новой кароновирусной инфекции в день памяти несмогли приехать многочисленные духовные чада почившего старца. Мы надеемся, что в будущем они смогут вернуться в Шульги, чтобы не только помолиться, но и попросить молитвенного предстательства почившего пастыря.
Кафедральный Собор Святой Троицы г. Невель запись закреплена
Великолукская епархия
В Москве завершился IX Международный фестиваль «Вера и Слово». Подведение итогов участия представителей Великолукской епархии
По благословению епископа Великолукского и Невельского Сергия участие в IX Международном фестивале «Вера и слово» приняли представители Великолукской епархии: руководитель отдела епархии по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Дарья Андреевна Нетреба и помощник благочинного Невельского церковного округа по миссионерскому служению иерей Гавриил Нетреба.
Показать полностью.
Темой фестиваля на этот раз стала «Церковь в меняющемся мире: вызовы и уроки цифровизации».
Программа фестиваля началась вечером 18 октября, когда, в преддверии официального открытия, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда провел традиционную неформальную встречу (в этот раз в онлайн-формате) с представителями епархиальных пресс-служб, информационных отделов, отделов по взаимоотношениям Церкви с обществом и православных СМИ.
В тот же вечер при участии авторов фильма состоялись показ и обсуждение рабочей версии комедийного фильма «Непослушник».
19 октября состоялась церемония официального открытия IX Международного фестиваля «Вера и слово», в рамках которой с обращением к участникам форума выступил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, а также был продемонстрирован видеоролик с приветствием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям Д.Н. Чернышенко.
В рамках проведения фестиваля 18-22 октября представители Великолукской епархии посетили множество лекций, презентаций и мастер-классов, а так же провели ряд рабочих встреч.
Со священниками-блогерами, в том числе иереем Георгием Максимовым и диаконом Дмитрием Павлюкевичем (Беларусь, канал @blogoslovie), отец Гавриил Нетреба обсудил вопросы катехизации новообращенных и тактику проведения огласительных бесед. Клирик Великолукской епархии поделился опытом ведения интерактивных бесед с рисованием различных схем для оглашаемых.
Посетили представители Великолукской епархии и Практикум «Участие Церкви в грантовых конкурсах: Православная инициатива, Фонд президентских грантов, Институт развития интернета». Спикеры рассказали, как правильно формировать заявки на участие в грантовых конкурсах, о сроках их проведения и типичных ошибках, которые допускают участники.
На мастер-классе по работе в социальной сети ВКонтакте Юрия Анциферова, генерального директора агентства «5+1 медиа», советника уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ, Дарья Андреевна задала вопрос о путях развития сообществ Приходов епархии, их популяризации, а так же актуальности данной социальной сети для молодежи. На вопрос «Стоит ли идти во «ВКонтакте»?» спикер ответил положительно.
По завершении мастер-класса Марии Коровиной и Антонины Маги «Новости на телеканале «СПАС». Как сформировать информационную повестку в епархии», Дарья Нетреба обсудила с Марией Евгеньевной сотрудничество Великолукской епархии с телеканалом «СПАС», в результате чего обе стороны высказали надежду на совместную плодотворную работу.
Невель. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Из «Памятной книжки Витебской губернии на 1864 год» мы узнаём, что в Невеле было семь православных церквей, один монастырь и одна часовня. В 1906 г. в «Списке населённых мест Витебской губернии» – церквей православных две, мужской монастырь один, часовен четыре. Практически все памятники архитектуры XIII – XIX веков, за исключением церкви Святой Троицы, были уничтожены в течение последующих лет. Нет документов, которые могли бы нам рассказать о строительстве церкви. Есть устные сведения, полученные от матушки Екатерины, вдовы покойного настоятеля храма протоиерея Иоанна (Васильева). Она получила их от покойного пономаря церкви, бывшего свидетелем строительства. По этим сведениям, храм был построен невельским купцом Жданко на могиле своего отца как часовня. После постройки часовня была освящена. На сайте Псковского областного архива есть сведения о невельском Успенском соборе, где указано, что к собору была приписана «кладбищенская Троицкая церковь в городе Невеле (каменная, освящена в 1850 году протоиереем Успенского собора Зуевым)». Склепы, засыпанные песком, сохранялись под полом на начало XXI века. В 1896 г. с запада к церкви была сделана пристройка, включающая трапезную и притвор с колокольней. Имена архитекторов и художников – авторов росписей интерьера храма неизвестны. При храме был источник, который сейчас утрачен. Сохранился каменный дом церковного причта (ныне расположено здание автостанции). Сохранилась кладбищенская сторожка – маленькое кирпичное здание на углу пл. Коммуны и ул. Октябрьской. В 1957-1963 гг. в ней был магазин (ныне разрушено).
Храм разделил печальную участь других храмов России. С 1957 по 1963 годы он был закрыт для богослужений. Старые иконы из церкви были изъяты. В 1963 г. в церковь был направлен молодой священник отец Иоанн Васильев, прослуживший в ней 35 лет. При нём в 1964 г. храм был открыт и церковная жизнь в городе возродилась. Церковь отремонтировали. Все иконы были написаны заново. В 1967 г. архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря, подарил вновь открытому храму иконостас из запасников монастыря. В кафедральном соборе во имя Святой Живоначальной Троицы находится православная реликвия, датируемая 16 веком – чудотворный образ преподобного Нила Столобенского из разрушенного Невельского Спасо-Преображенского монастыря.
Церковь пятиглавая с колокольней над притвором. Все поверхности стен, потолок трапезы и купол храма расписаны по штукатурке изображением святых и сценами на библейские темы. Художественная роспись относится к концу XIX – нач. XX в. Высота притвора – 4 м, трапезы – 6,05 м, храма – 10,5 м, алтаря – 6,05 м. Храм является редким и удачным примером трансформации часовни в полноценный объём церкви. В нём отражены приёмы архитектуры эклектики 2-й половины XIX века с влиянием классицизма, кирпичного стиля и мотивов декора народного зодчества. Храм дошёл до нашего времени с незначительными изменениями внешнего вида и интерьеров. Открытые некогда арочные проёмы яруса звона колокольни ныне закрыты деревянными щитами, обитыми жестью, имеющими в средней части распашные створки. На северном фасаде объёма храма под окнами прорублен поздний дверной проём и устроено бетонное крыльцо. Закрыты световые оконные проёмы на барабане центральной главы. В интерьере закрыто отверстие светового барабана в центре купола храма.
Объект культурного наследия регионального значения и находится под охраной (документ – постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г.). С учреждением в 2014 г. Великолукской епархии храм был определён её вторым кафедральным собором.
НЕВЕЛЬСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Невельский Преображенский монастырь. Фото 1872 года |
Спасо-Преображенский монастырь в городе Невеле (утрачен)
Монастырь был расположен недалеко от берега реки Еменка и занимал видное место на Торговой площади города Невеля Витебской губернии.
Обитель была образована в невельском замке во второй половине XVI века.
В 1658 году монастырь был упразднен.
В 1682 году по просьбе жителей города переведен к Благовещенской церкви упраздненный мужской Троицкий монастырь, находившийся в трех верстах от Невеля. Этот год считается годом возрождения монастыря.
В 1720 году Благовещенская церковь сгорела. Жители решили построить каменную церковь, и в 1725 году приступили к строительству церкви на собственные деньги, освященной 1 августа 1732 года в честь Преображения Господня.
С 1795 года монастырь являлся нештатным и необщежительным.
По штату монастырю братии не было положено. В 1909 году в монастыре проживали: настоятель, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 12 послушников. Управлял монастырем архимандрит.
Источниками существования монастыря были огороды, земли, использовавшиеся самим монастырем или сдававшиеся в аренду, непосредственно рядом с монастырем, в городе Невеле, фольварке Сипово, а также часть озера Каратай. В Невеле у монастыря была каменная лавка на базарной площади, которая сдавалась в аренду. Ежегодное пособие от Синода составляло 290 рублей. Монастырь находил возможность содержать столовую и иногда выдавать денежное пособие странникам и богомольцам.
Монастырь вместе с городом много и часто страдал от опустошительных пожаров. После пожара 1865 года монастырь долго не мог оправиться, погорели монастырские храмы и кельи немногочисленного братства. В пожарах 1865, 1888, 1897 годов погибли многие исторические документы. Архив и библиотека монастыря из-за частых пожаров не сохранились.
В 1920-х монастырь был закрыт.
На заседании президиума Великолукского окрисполкома 16 января 1930 года был рассмотрен вопрос о закрытии Преображенского собора бывшего монастыря, ставшего приходской церковью: «ввиду того, что религиозное объединение, пользующееся указанным молитвенным зданием, района обслуживания не имеет и фактически является остатком бывшего закрытого монастыря» было принято решение войти с представлением в президиум облисполкома о расторжении договора с религиозной двадцаткой от 14 июля 1929 года и передать церковь горсовету «для использования под культурно-просветительное учреждение». Здания церквей до наших дней не сохранились.
На месте монастыря находятся музыкальная школа и соседние с ней здания.
Архитектура
Преображенский храм был заложен в 1725 году и освящен 1 августа 1732 года. Имя архитектора, автора проекта храма, неизвестно. Храм имел в высоту 8 саженей, в ширину 6 и в длину 11 саженей. Церковь венчал восьмигранный купол. Крыша была двускатная, в храме было 25 окон разной величины. Храм был холодный. Вначале были два придела, но позднее, после пожара их убрали и храм стал однопрестольный. С правой стороны, перед алтарем, помещалась ризница. В 1907 году в храме был произведен капитальный ремонт.
С южной стороны к Преображенскому храму был пристроен теплый храм во имя Святого Николая Чудотворца. Дата его строительства и архитектор не известны. Кровля храма была шатровая, односкатная.
К востоку от Преображенского храма был выстроен холодный каменный храм во имя Нила Столобенского. Храм был устроен в 1811-1825 годах, имя автора проекта не известно. Над храмом возвышалась двухъярусная колокольня. Храм был устроен на средства братчиков и пожертвования верующих.
На Никольской улице Невеля стоял деревянный монастырский храм Святого апостола Иоанна Богослова. Из-за ветхости по указу Полоцкой духовной консистории от 22 мая 1882 года он был разобран. В 1904 году был приобретен в селе Чернецово деревянный храм, перевезен в город, и установлен на месте разобранного. Освящен он был также в честь Иоанна Богослова.
К монастырю была приписана кладбищенская церковь во имя святого великомученика Георгия. Церковь была деревянной и однопрестольной. Упразднена в 1837 году.
С западной и северной стороны монастырь был обнесен каменной стеной, в ограде были трое ворот.
Святыни
В монастыре хранился небольшой серебряный позолоченный крест с частицами Животворящего древа Господня и святых мощей апостола Павла и великомученицы Варвары и два Евангелия. Одно Евангелие было напечатано в Москве в 1685 году, другое в 1694 году.