храм в новосергиево ногинского района расписание
Храм преподобного Сергия Радонежского с.Ново-Сергиево
В ближайшем будущем планируется археологическая экспедиция в село Новосергиево, для подтверждения предположений краеведов. Возможно, что специалистам удастся найти следы истории, которые скрывает от нас эта земля.
Если проследить за дальнейшим развитием этого уголка, то мы обнаружим, что люди сначала неохотно селились в этой местности. Здесь же нет плодородных оазисов и полноводной реки, следовательно, плотность населения была мала, а экономическая деятельность жителей практически отсутствовала.
Когда-то Погостище, судя по церковной летописи села Филипповского, в составе других земель этого района принадлежало Стромынскому мужскому монастырю, основанному в 1381 году, и являлось вотчиной Троице-Сергиевой лавры. Княгиня Московская Софья передала эти земли монастырю своею властью в 1444 году и до 1764 года село входило в состав вотчины. Но даже после того, как Погост стал относиться к Покровскому уезду Владимирской губернии численность населения не возрастала, и о строительстве храма в селе ещё никто даже не помышлял.
С развитием мануфактуры развивались и торговые пути. Важнейшим таким путём стал сухопутный Стромынский тракт, соединяющий Москву и Суздаль. Стромынка была древним путём и проходила она в суздальскую землю через Киржач. Везли обозы промышленников продукты земледелия, бумажные изделия Московского мануфактурного округа, шелка и прочие товары из подмосковной местности. Из Владимира и Суздаля переправлялись по этой дороге в столицу съестные яства. Отряды татар и местных разбойников часто нападали на торговые караваны. От этих набегов страдали и жители всей окрестности, включая и село Погостище. Такое соседство села со Стромынским трактом было тогда настоящим бедствием. А ещё позже жители стали страдать и от набегов польских войск, после которых село оказывалось сплошным пепелищем. Но жизнь замирала ненадолго, и после короткого времени строились новые дома, количество которых постепенно росло. А ведь в 1616-1617 годах в деревне насчитывалось всего пять дворов с семью хозяйствами в них. Так нам свидетельствуют церковные акты и писцовые книги того времени.
Итак, до 1839г., все деревни, которые сейчас составляют Ново-Сергиевский приход, относились к церкви села Филипповское. Но по причине неудобства из-за дальности расстояния было решено построить и освятить свою церковь и образовать свой отдельный приход.
При Анатолии Демидове (1812-1870), хозяине Погостища, стараниями местных благотворителей и окрестных жителей в 1839 году в деревне была заложена каменная церковь. Освятить храм решили во имя преподобного Сергия Радонежского, поскольку все эти места связаны с именем этого святого и в память того, что до 1764 г. деревня принадлежала Троице-Сергиевому монастырю. В том же 1839 году была освящена трапеза, а главный храм был освящён только в 1845г.
Основным благотворителем и жертвователем церкви в то время был зажиточный крестьянин Федот Федотович Макин. В 1840 году, основав в селе ручное ткачество бархата, он стал родоначальником развития ручного ткачества и в окрестных деревнях. Его правнук, Николай Петрович Федотов, в конце XIX века стал купцом 1-ой гильдии и крупным фабрикантом в Богородском уезде. Его дед, Герасим Федотович Федотов, когда-то имел пять шелкоткацких светелок. На их месте внук в 1898 году построил каменную двухэтажную механическую шелкоткацкую фабрику. Рядом возникла красильная фабрика с подсобными строениями. На фабриках Николая Федотова работали не только сельские ткачи, красильщики и сновальщики, вышедшие из местных крестьян, но и люди из ближних и дальних поселений Богородского уезда.
В 1859 году по данным центрального статистического комитета министерства внутренних дел Российской империи, в Новосергиевском погосте стоял 41 двор, проживало мужского пола – 124 человека, женского пола – 131 человек. В селе находились 2 ярмарки, особые торжки проходили в дни храмовых праздников.
В 1867 году в селе даже появилось «Народное училище» — земская трехклассная школа. В нее было записано 60 крестьянских детей. Однако из записавшихся трехлетний курс окончили всего два мальчика. Остальные крестьянские дети были забраны родителями с первого или второго года обучения…
Местные православные жители и меценаты с тщанием заботились о храме во имя преподробного Сергия Радонежского. В 1876 году в нем была расширена трапезная и устроены приделы Покрова Божией Матери и Святых апостолов Петра и Павла. После завершения этих работ четырехстолпный однокупольный храм в стиле классицизма с одной алтарной апсидой и трехъярусной колонной над западным притвором обрел окончательный архитектурный вид. Здание из кирпича было оштукатурено и украшено белокаменной отделкой и портиками на боковых фасадах. Его богатое внутреннее убранство украшали фрески и известный во всем Богородском уезде главный иконостас.
А вот, что представлял собой Новосергиевский приход в 1896 году по данным Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии за 1897 год:
«В тёплой трапезе, расширенной в 1876 году, приделы освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь весьма богата. Стены храма украшены ценной живописью. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1839 года, исповедные росписи с 1840 года. Причта по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получается:
а)процентов с причтового капитала-2300 руб.
б) хлебного сбора от прихожан на 165 руб.
в) от земли сенокосной до 100руб.
г) от служб и требоисправлений-2260руб.,
а всего в 1895г.-2617руб.
Дома у членов причта собственные на церковной усадебной земле. Земли при церкви по обязательству прихожан должно быть – усадебной 3 десятка, пахотной 21 десяток, сенокосной 13 дес. Пахатная земля доселе не отмежевана, 7 десятков сенокосной земли неудобны. Вместо пахотной земли с прихожан собирается по четверти ржи и овса с каждой ревизской души.
Приход состоит из погоста Ново-Сергиевского и деревень: Боровкова (3 версты от церкви), Зубцова (2 версты от церкви) и Новой (1 верста). В коих по клировым ведомостям числится 1125 душ мужского пола и 1363 женского, из них раскольников 4 души.
В приходе три земских народных школы: в Погосте, в деревне Боровкова и деревне Зубцова. Учащихся во всех этих заведениях в 1895 году было 126 человек».
В селе Ново-Сергиевский погост, по данным 1881 года, находилось 53 двора. Из них 13 безлошадных и 37 при одной лошади. В 19 дворах хозяйства были при одной корове, а в пяти хозяйствах вовсе не было никакой скотины.
По переписи 1900 года в селе проживало 517 жителей и находилось 84 крестьянских двора.
Кто был священником в первые годы развития прихода пока неизвестно. Есть сведения о Любимове Василии Ивановиче, который родился 22 февраля 1864 года в селе Ивановское Суздальского района. В 1894 году окончил Владимирскую духовную семинарию по 2 разряду и в 1896 году служил диаконом в Новосергиевской церкви. В 1904 году его рукоположили во священника. В 1924 году был арестован, затем освобождён. В 1930 году он служил священником в Введенском храме г.Вязники. В 1934 его возвели в сан протоиерея. 17.08.1937 года вновь арестован и приговорён к расстрелу. Отец Василий был расстрелян в городе Иваново. В 1957 году был реабилитирован.
Священник Михаил Иванович Сахаров (1884г.р.) окончил Владимирскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1907 году. Был переведён в Новосергиево в 1922 году. Сколько он служил в храме и в каком сане пока неизвестно. В 1938 году был расстрелян. В 1957 году о.Михаила Сахарова реабилитировали.
В советские времена в названии села исчезло слово «погост», и оно стало называться просто Ново-Сергиево. Во времена воинствующего атеизма храм в 1937 году был закрыт.
Появились в Новосергиеве и свои жертвы богоборческой власти.
Так, сторож храма, житель села Новосергиево Федор Константинович Быстров (1866-1938) был арестован 9 августа 1937 года. Ему было инкриминировано «участие в контрреволюционной группе кулаков и церковников». По печально известной статье 58-10 УК РСФСР Тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила сторожа к высшей мере наказания. 26 февраля 1938 года он был расстрелян и погребен в одном из рвов Бутовского полигона НКВД. Реабилитирован Федор Быстров 20 июля 1989 года.
Староста храма Марфа Ивановна Кондратьева (1891-1943) была обвинена в том, что она «проводила антисоветскую агитацию среди населения, распространяла клевету в отношении коммунистов и руководителей Советской власти» (сохранены орфография и синтаксис обвинительного заключения – В.П.). Она была арестована по доносу 6 декабря 1941 года и по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР приговорена к лишению свободы на 7 лет «с лишением прав на 5 лет и конфискацией лично ей принадлежащего имущества». Марфа Кондратьева умерла в возрасте 53 лет от пневмонии 12 ноября 1943 года в Мариинском концлагере, расположенном в Верхне-Чебулинском районе Новосибирской области. Реабилитирована она была 18 октября 1991 года.
Закрытый храм, по воспоминаниям местных жителей, долгое время стоял в полном убранстве, но впоследствии, как и многие другие церкви в нашей стране, подвергся разорению и опустошению. Его здание постепенно ветшало и приобретало весьма запущенный и печальный вид.
Храм был передан православной общине в 1991 году. Настоятелем назначен священник Александр Торик. Трудными были первые годы возрождения приходской жизни: богослужения проводились в полуразрушенном неотапливаемом храме, не хватало средств, людей…. Но искренняя вера и заступничество преподобного Сергия дали прихожанам силы перенести все тяготы и искушения этого периода.
Настоятели с 1991 г.:
1991 — 2002 гг. — священник Александр Торик
2002 — 2003 гг. — священник Андрей Туранский
2003 — 2010 гг. — священник Виталий Бабушин
с 2010 г. – священник Павел Цоголов.
В настоящий момент храм восстановлен и в нем регулярно совершаются богослужения. Со временем прихожане сплотились в довольно большую и дружную общину, которая регулярно пополняется новыми братьями и сестрами. Особая теплая и доброжелательная атмосфера — характерная особенность Сергиевского прихода. В храме используется практика древнерусского знаменного пения, которое придаёт богослужениям дополнительную красоту и помогает молитвенному настрою. На приходе работает воскресная школа для детей, действуют любительский хор и театральная студия. Доброй традицией храма стало проведение ежегодного фольклорно-этнографического фестиваля. Приход духовно окормляет Электростальское и Ногинское отделение ветеранов войны в Афганистане и Чечне «Боевое братство», Электростальское отделение Всероссийского Общества глухих, электростальский интернат для глухих и слабослышащих. Вблизи храма установлен мемориальный Поклонный крест в память погибших воинам-интернационалистам.
Святыни храма:
икона преподобного Сергия Радонежского с частицами мощей;
частица мощей священномученика Константина Богородского;
вновь обретенные иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и великомученика Иакова Персянина, находившиеся в храме до закрытия.
Чтимые образы святителя Тихона Задонского и святителя Митрофана Воронежского.
6 марта 2011г. в храм вернулась икона, которая пребывала здесь до закрытия и разорения в советское время. История возвращения этой иконы связано с именем Ходателевой Анфисы Егоровны, которая жила в д.Зубцово. По рассказу внуков она была глубоко верующим человеком. Однажды ей приснился сон, в котором она получила указание пойти в храм в с.Новосергиево и найти там икону Воскресения Христова. Эта икона должна была лежать на полу ликом вниз. Поначалу Анфиса не придала этому значения и никуда не пошла. Но спустя некоторое время сон повторился с той же детальной точностью. Тогда она поспешила в храм и действительно нашла ту самую икону, которую видела во сне, лежащей ликом вниз. Это были 60-е годы прошлого века. Сама Анфиса Егоровна преставилась, и теперь её внуки решили вернуть икону в храм, в котором она пребывала.
Весь приход вышел встречать икону. Под звон колоколов и торжественное пение икона была внесена в храм. Все молящиеся имели возможность приложиться к обретенной святыне. Было много молящихся, в том числе группа глухих и слабослышащих из Электростали.
Храму приписаны часовни:
в д.Ново – в честь пророка Божия Илии;
в д.Зубцово — в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла
в д.Боровково – в честь прп.Сергия Радонежского;
в д.Щекавцево – в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Храмовые праздники (по старому стилю/по новому стилю) :
Преподобного Сергия Радонежского — 5/18 июля, 25 сентября / 8 октября
Покров Пресвятой Богородицы — 1/14 октября
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня / 12 июля
Священномученика Харалампия, еп.Магнезийского — 10/23 февраля
Настоятель – священник Павел Цоголов.
Проезд — автобусом из Ногинска:
№ 25 до д.Боровково, ост.«Школа», далее пешком;
Храм преподобного Сергия Радонежского с.Ново-Сергиево
Банковские реквизиты
Местная религиозная организация Православный приход Сергиевского храма село Новосергиево Ногинского района Московской области
КБ «Богородский Муниципальный Банк» (ООО) г.Ногинск
Адрес:
142436, Московская область, Ногинский район, с.Новосергиево.
Доехать можно от автовокзала г. Ногинска на автобусе № 25 до ост. «Боровковская школа»и на автобусе №158 до ост. «Новосергево — храм».
Расписание автобуса №25:
Уточнить расписане автобусов можно на сайте ГУП МО «Мострансавто»
Поделиться:
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139.
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
Утр. – Ев. 9-е,Ин., 65 зач., XX, 19–31.Лит. –Гал., 200 зач., I, 11–19.Лк., 83 зач., XVI, 19–31.Мчч.:Еф., 224 зач. (от полу’), IV, 7–13.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1–8.
Сергиевский храм с.Новосергиево
Дорогие прихожане и друзья нашего прихода, мы рады приветствовать вас на станице нашего храма!
Храм преподобного Сергия Радонежского расположен в с.Новосергиево Ногинского района Московской области. Основан в 1839г.
Показать полностью.
Удобнее всего добраться на автомобиле, но можно и общественным транспортом.
Автобусом из Ногинска:
№25 до д.Боровково, ост.«Школа», далее пешком;
№158 до с.Новосергиево, ост.«Храм».
Подписывайтесь на новости, а по всем вопросам пишите https://vk.com/o.pavel или звоните по тел.8-963-770-2388 (о.Павел).
Дорогие братья и сестры, просим вас обратить внимание, что изменились банковские реквизиты для пожертвований на храм.
Новые банковские реквизиты:
МРОПП Сергиевского храма с. Ново-Сергиево Ногинского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
ПАО СБЕРБАНК г. МОСКВА
ИНН 5031021842
КПП 503101001
БИК 044525225
Р. счет: 40703810140000001172
Корр. счет: 30101810400000000225
В графе «назначение платежа» можно указать: «на реставрацию храма» или «на газификацию храма».
Сергиевский храм с.Новосергиево запись закреплена
Сергиевский храм с.Новосергиево запись закреплена
Сергиевский храм с.Новосергиево запись закреплена
Сергиевский храм с.Новосергиево запись закреплена
Московская митрополия РПЦ
ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ВИКАРИЯМ, БЛАГОЧИННЫМ,
ИГУМЕНАМ И ИГУМЕНИЯМ МОНАСТЫРЕЙ,
НАСТОЯТЕЛЯМ ПРИХОДОВ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ
Довожу до Вашего сведения, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области снят ряд ограничительных мер при посещении гражданами религиозных объектов. Согласно письму главного государственного санитарного врача по Московской области Ольги Михайловны Микаиловой за № 3862-06 от 29.05.2020 «разрешено посещение гражданами религиозных объектов во внебогослужебное время, а также посещение гражданами общественных богослужений, совершаемых на открытом воздухе».
При этом необходимо выполнять следующие общие условия:
1. ограничение на участие в богослужениях в помещениях религиозных организаций граждан в возрасте старше 65 лет, лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в первую очередь болезнями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, диабетом;
2. обязательно ношение защитных масок лицами, посещающими религиозные организации;
3. рекомендуется использование защитных масок священнослужителями во время совершения таинства исповеди;
4. соблюдение мер социального дистанцирования (не менее 1,5 метра между людьми) в помещениях и на территории религиозных организаций, для чего целесообразно сделать соответствующую разметку;
5. соблюдение иных санитарных мер (регулярное проветривание помещений, использование устройств обеззараживания воздуха, атисептическая обработка рук при входе, регулярная дезинфекция киотов и предметов, используемых при совершении богослужений, религиозных обрядов, и другое), а также мер, установленных и утвержденных Священным Синодом Русской Православной Церкви (журнал № 30 от 17.03.2020 г.);
6. совершение крестин, венчаний, отпеваний и других частных треб при ограниченном присутствии близких людей;
7. при выявлении среди священнослужителей храма коронавирусной инфекции доступ в храм должен быть закрыт для прихожан до проведения дезинфекции;
8. проведение разъяснительной работы с населением о принимаемых мерах.
На основании изложенного настоятелям приходов, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии надлежит исполнить вышеуказанные предписания главного государственного санитарного врача по Московской области.
Контроль за выполнением вышеупомянутых предписаний возлагается на благочинных.
+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
Храм преподобного Сергия Радонежского с.Ново-Сергиево
«Богослужебный (литургический) день начинается с вечера, поскольку в Библии сказано: «И был вечер, и было утро: день один» (Книга Бытия, 1, 5). Например, воскресная служба начинается с вечера субботы. Суточный литургический круг состоит из следующих богослужений: Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени и Часов – первого, третьего, шестого и девятого. Главное богослужение – Божественная Литургия – совершается чаще всего утром, после чтения третьего и шестого часов.
Каждый день недели (седмицы) связан с определенным священным воспоминанием. Первый день – воскресенье – посвящен Воскресению Христову. В этот день православные христиане обязательно должны быть на богослужении. Понедельник посвящен Ангелам Божиим, вторник – Предтече и Крестителю Господню Иоанну, среда – Страстям Господним и Пресвятой Богородице Марии, четверг – Апостолам Христовым и святому Николаю Чудотворцу, пятница – Страстям Господним и Пресвятой Богородице, суббота – Всем Святым. Кроме того, в субботу совершается заупокойное богослужение – молитва за умерших.
Кроме недельного цикла богослужения есть еще годовой цикл, Связанный не со днями недели, а с числами календаря. На каждый день года приходится праздник или память одного или нескольких святых. В древности Церковь приняла официальный в Римской империи юлианский календарь. Впоследствии, когда было обнаружено, что этот календарь отстает от солнечного года, католическая Церковь в XVI веке, при папе Григории XIII, ввела исправленный календарь, названный григорианским. В XVIII веке на него перешли и протестанты. После русской революции 1917 г. на этот календарь перешли и некоторые православные Церкви, сохранив, однако, старые правила высчитывания дня Пасхи. Таким образом, в наше время все православные Церкви (кроме Финляндской) празднуют вместе Пасху и праздники пасхального цикла. Юлианский календарь сохраняется в Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской и — частично — в некоторых других православных Церквах. Поэтому мы обозначаем праздники двумя датами: общей для обоих календарей и в скобках — григорианской датой, на которую приходится празднование по юлианскому календарю. В XX и XXI вв. разница между календарями составляет 13 дней. Поэтому, например, Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января), то есть, скажем, в Румынской Церкви, принявшей новый стиль, Рождество приходится на 25 декабря нового календаря (т. е. празднуется вместе с западными христианами), а в Русской Церкви – 25 декабря старого стиля, что соответствует 7 января нового стиля. Переход части православных на новый календарь до сих пор вызывает серьезные споры и даже церковные разделения.
Самых больших праздников в православии двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми. Существуют праздники неподвижного цикла (приходящиеся на строго определенную дату) и подвижного. Назовем сперва праздники неподвижного цикла. Церковный год начинается с сентября.
Первый в году двунадесятый праздник – Рождество Богородицы – 8 (21) сентября.
14 (27) сентября — Воздвижение Креста Господня. Праздник установлен в память того, что святая царица Елена (мать святого императора Константина) нашла в Иерусалиме Крест Христов, который был торжественно воздвигнут для поклонения.
21 ноября (4 декабря) – Введение Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм. В малом возрасте Её привели туда родители для воспитания.
25 декабря (7 января) – Рождество Христово, величайший после Пасхи православный праздник.
6 (19) января – Богоявление или Крещение Господне. Это событие некогда праздновалось вместе с Рождеством, поскольку названия обоих праздников по смыслу совпадают. В Рождество Сын Божий сходит на землю, рождается как человек. В крещение являются Первое и Третье Лица Святой Троицы: сразу после того как Иоанн Креститель крестил Иисуса, он услышал глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и увидел сходящего на Него Духа Святого в видимом образе голубя. В сочельник — канун праздника и в самый его день — совершается великое освящение воды.
2 (15) февраля – Сретение. Празднуется в память встречи младенца Иисуса, которого на 40-ковой день после Рождения принесла в Иерусалимский храм Его Матерь, с ветхим старцем Симеоном, который, увидев Христа, предсказал, что Он принесет спасение всем народам.
25 марта (7 апреля) – Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается в воспоминание того, как архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве Марии, что Она станет Матерью Сына Божия.
6 (19) августа – Преображение. Празднуется в напоминание о том, как Христос незадолго до Своих страданий на кресте укрепил веру учеников Своих, апостолов, явив им Свою божественную славу: предстал перед учениками в сиянии Божественного Света, беседующим с давно покинувшими земную жизнь пророками Моисеем и Илией.
Верховное место среди православных праздников занимает Пасха, Светлое Христово Воскресение – «праздников праздник». Пасха не входит в число двунадесятых праздников и должна отмечаться в воскресенье, поэтому не приходится на определенное число, а относиться к празднику подвижному циклу.
Дата Пасхи высчитывается по особым правилам. Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г.), в г. Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять.
Пасхе предшествует длительный (48 дней) и строгий Великий пост. Сам пост предваряется тремя подготовительными неделями. Последняя неделя называется масленицей, поскольку на ней уже нельзя есть мясо, но позволяется молочная пища, запрещенная в посту. Великий пост – время усердного покаяния, время особых богослужений, когда даже напевы песнопений совсем иные, чем обычно.
На последнее воскресенье Великого поста приходится двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). В этот день Христа радостно встречали толпы иерусалимлян, ожидавших, что Он свергнет иго римлян и восстановит Иудейское царство. Но Он отказался от земного царства, и большинство людей отвернулось от Христа, требуя Его казнить. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица (неделя), воспоминание Страстей Господних.
На сороковой день после Пасхи приходится двунадесятый праздник Вознесения, всегда приходящийся на четверг. В этот день Господь, Который после Воскресения многократно являлся ученикам, вознесся на Небо, т. е. вознес на Небо Свою человеческую природу.
Пятидесятый день после Пасхи — Пятидесятница, или Троица, день сошествия Святого Духа на апостолов.
Кроме Великого поста есть еще три многодневных поста. Петров пост начинается через 8 дней после Троицы, в понедельник, и продолжается до праздника апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля). Продолжительность его в разные годы различна. Успенский пост длится две недели – от 1 (14) августа до Успения. Рождественский (Филиппов) пост – сорокадневный, от 15 (28) ноября (следующий день после дня памяти апостола Филиппа) до Рождества Христова».
Из книги В.В. Асмуса «Православие. Учебное пособие по истории религии».