храм в озерках выборгское шоссе

Храм в озерках выборгское шоссе

О нашем храме

Спасо-Парголовский храм на Шуваловском кладбище в г. Санкт-Петербурге освящен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 21 (8) сентября 1880 г. в день Рождества Пресвятой Богородицы. Храм никогда не закрывался, является архитектурным памятником регионального значения, охраняется государством.

Богослужения : ежедневно утром и вечером.

Исповедь : на буднях в 8:30, в воскресные и праздничные дни в 6:30 и 9:30, а также накануне воскресных и праздничных дней с 17:30 до конца Всенощного бдения.

Вечерние богослужения : ежедневно в 18:00.

Чтение акафистов в 18:00:
по воскресеньям
поочередно – Спасителю, Покрову Божией Матери, перед иконой Божией Матери «Отрада и Утешение»;
по понедельникам – Архистратигу Михаилу;
по средам – перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и «Тихвинская»;
по четвергам – свт. Николаю Чудотворцу.

Крещение ежедневно: в будние дни с 11:00, в субботу и воскресение в 10:00 и в 11:30.
Индивидуальное крещение для взрослых совершается полным погружением.

Взрослым, желающим креститься, крестным, родителям крещаемых детей и детям старше 14 лет необходимо предварительно посетить огласительную беседу.

Огласительные беседы проводятся в помещении Воскресной школы:
— по вторникам, четвергам и пятницам в 19:00,
— по субботам в 12:30.

По окончании занятия выдается справка, которая предъявляется при оформлении крещения.

Курс катехизических бесед «Азы Православия» для желающих восполнить знание о Православии, укрепиться в вере и обрести личный опыт христианской жизни проводятся
по субботам в 15:30 с октября по апрель.

Источник

Спасо-Парголовский Храм

Наш храм четырехпрестольный.

храм в озерках выборгское шоссе

храм в озерках выборгское шоссе

храм в озерках выборгское шоссе

храм в озерках выборгское шоссе

храм в озерках выборгское шоссе

храм в озерках выборгское шоссе

Спасо-Парголовский Храм запись закреплена

Чтобы заказать поминовение ОНЛАЙН, Вам нужно:
Выбрать, какое необходимо совершать поминовение: О ЗДРАВИИ или О УПОКОЕНИИ; определить однодневным или многодневным будет поминовение.

Поминовение НА ГОД «О здравии» – 2000 руб/1 имя.

Пожертвования за поминовения можете совершить

на карту Сбербанка 5469 5500 3088 5104 Ольга Николаевна К.
карта привязана к телефону +7 9216582784

Назначение платежа: «пожертвование»

храм в озерках выборгское шоссе

Спасо-Парголовский Храм запись закреплена

храм в озерках выборгское шоссеВечер прозы. Вспоминая Пасху.

Вечерним лесом идут дед Софрон и внучек Петька. Дед в тулупе. Сгорбленный. Борода седая. Развевает ее весенний ветер. Под ногами хрустят ломкие подзимки.

Петька шагает позади деда. Ему лет восемь. В тулупчике. На глаза лезет тятькина шапка. В руке у него верба, пахнущая ветром, снежным оврагом и чуть-чуть тепловатым солнцем.
Показать полностью.

Лес гудел нарождающейся весенней силой. Петьке почудился дальний звон. Он остановился и стал слушать.

— Это лес звонит. Гудит Господень колокол… Весна идет, оттого и звон. — отвечает дед. Петька спросил деда:

— В церкву идем, дедушка?

— В церкву, любяга, к Светлой заутрене!

— Да она сгорела, дедушка! Летось ведь пожгли. Нетути церкви. Кирпичи да головни одни…

— Ничего не значит! — сурово отвечает Софрон.

— Чудной. — солидно ворчит Петька, — церкви нету-ти, а мы бредем! Мара, что ли, на деда напала? Сапоги только истяпаем!

Среди обгорелого сосняка лежали черные развалины церкви. Дед с внуком перекрестились.

— Вот и пришли… — как бы сквозь взрыд сказал Софрон. Он долго стоял, опустив голову и свесив руки. Приближалась знобкая, но тихая пасхальная ночь. Софрон вынул из котомки толстую восковую свечу, затеплил ее, поставил на камень, среди развалин. Помолился в землю и запел:

— Христос Воскресе из мертвых…

Похристосовался с внуком и сел на обгорелое бревно.

— Да… Шесть десятков лет ходил сюда. На этом месте с тятенькой часто стоял, и по его смерти место сие не покинул. Тут икона святителя Николая стояла… В одной ручке угодник церковочку держал, а в другой меч… И, бывало, что ни попросишь у него, он всегда подаст тебе. До-о-брый угодник, послушливый да зовкий. Да, вот… А тута, любяга, алтарь стоял… Встань на колешки и поклонись, милой, месту сему… так вот… Эх, Петюшка, Петюшка…

Ничего больше Софрон не сказал. Он сидел до того долго, что Петьке захотелось спать. Он сел с дедом рядышком и опустил голову на его колени, а дед прикрывал его полою тулупа.

Василий Акимович Никифоров-Волгин
«Свеча»

храм в озерках выборгское шоссе

Спасо-Парголовский Храм запись закреплена

8 НОЯБРЯ. ПОНЕДЕЛЬНИК
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Поста нет. Глас 3-й

Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740) Вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306).
Показать полностью.

Прп. Фео́фила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах (1482); мч. Луппа Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306); прп. Афана́сия Мидикийского (ок. 814); прп. Дими́трия Басарбовского, Болгарского (1685).

Лит. – Трясения:
Евр. 12:6–13, 25–27 (зач. 331 от полу).
*****************************************
[Зач. 331Б.] Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени
и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
[Зач. 333А.] Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

Мф. 8:23–27 (зач. 27).
*************************
[Зач. 27.] И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Ряд. (под зачало):
Флп. 4:10–23 (зач. 248).
****************************
[Зач. 248.] Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Лк. 10:22–24 (зач. 52).
****************************
И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
[Зач. 52.] И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

Вмч.: 2 Тим. 2:1–10 (зач. 292).
********************************
[Зач. 292.] Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Ин. 15:17 – 16:2 (зач. 52).
******************************
[Зач. 52.] Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
Изгонят вас из синагог; [Зач. 53.] даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Источник

Спасо-Парголовский храм. История. Расположение. Богослужения

храм в озерках выборгское шоссе

Храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа расположен в живописнейшей местности Санкт-Петербурга на берегу 3-го Суздальского озера.

Ныне существующий каменный Спасо-Парголовский храм строился на средства церковно-попечительского общества, председателем которого в те годы был граф А.П.Шувалов. Проект Спасо-Парголовского храма был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым. Храм построен в византийском стиле. В 1875 г. строительную комиссию возглавил священник Александр Налимов. Храм был заложен 11 июля 1876 года, освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы.

Спасо-Парголовский храм на Шуваловском кладбище в г. Санкт-Петербурге освящен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 21 (8) сентября 1880 г. в день Рождества Пресвятой Богородицы. Храм никогда не закрывался, является архитектурным памятником регионального значения, охраняется государством.

Богослужения : ежедневно утром и вечером.

Исповедь : на буднях в 8:30, в воскресные и праздничные дни в 6:30 и 9:30, а также накануне воскресных и праздничных дней с 17:30 до конца Всенощного бдения.

Вечерние богослужения : ежедневно в 18:00.

Чтение акафистов в 18:00:
по воскресеньям
поочередно – Спасителю, Покрову Божией Матери, перед иконой Божией Матери «Отрада и Утешение»;
по понедельникам – Архистратигу Михаилу;
по средам – перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и «Тихвинская»;
по четвергам – свт. Николаю Чудотворцу.

Крещение ежедневно: в будние дни с 11:00, в субботу и воскресение в 10:00 и в 11:30.

Взрослым, желающим креститься, крестным, родителям крещаемых детей и детям старше 14 лет необходимо предварительно посетить огласительную беседу.

Огласительные беседы проводятся в помещении Воскресной школы:
— по вторникам, четвергам и пятницам в 19:00,
— по субботам в 12:30.

По окончании занятия выдается справка, которая предъявляется при оформлении крещения.

Курс катехизических бесед «Азы Православия» для желающих восполнить знание о Православии, укрепиться в вере и обрести личный опыт христианской жизни проводятся
по субботам в 15:30 с октября по апрель.

Источник

Олег Куликов

храм в озерках выборгское шоссе

Ныне существующий каменный Спасо-Парголовский храм был заложен 11 июля 1876 года. Храм был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Проект Спасо-Парголовского храма был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым. Храм построен в византийском стиле.

Однако история прихода в Шувалово началась намного раньше.

Поселение Парголово существовало уже в начале XVI века (упоминается в переписных окладных новгородских книгах, которые велись для сбора и учёта податей), но оно находилось в то время значительно севернее места, где стоит храм.

В первой половине XVIII века эти земли были пожалованы как майоратное владение (то есть не подлежащее продаже и передаче, как целиком, так и по частям) графам Шуваловым, которые перевезли сюда часть крестьян из своих имений в средней полосе России. Тогда в районе будущего храма возникла Большая Суздальская слобода, названная по происхождению крестьян (из Суздальской губернии). Ныне об этом напоминают нам названия: Суздальские озёра и Суздальский проспект. Именно здесь, в Суздальской слободе, на самой высокой точке горы у большого озера и был возведён на средства графа Петра Ивановича Шувалова (1710?-1762) в 1754-1755 годах первый деревянный храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. На его освящении 7 сентября 1755 года присутствовала Императрица Елизавета Петровна. Со времени существования первого храма и до строительства храма каменного причт состоял из священника, дьячка и пономаря. Первым священником нового храма стал отец Иоанн Дмитриев, который перешёл в него для служения по приглашению графа П.И. Шувалова «от Троицкой церкви, что в Галерной гавани». После строительства храма Большая Суздальская слобода стала именоваться Спасским селом. Первый храм простоял недолго и сгорел от удара молнии 31 мая 1791 года. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит и поныне, а в настоящее время реставрируется.

В следующем году, на склоне холма, чуть ближе к селу, на средства графини Екатерины Петровны Шуваловой, урождённой Салтыковой (1743-1816), по проекту известного архитектора Луиджи Руска (1758-1822) был сооружён новый деревянный храм. Облик второго храма на горе над озером был запёчатлён на рисунке 1825 года художника Г. Г. Чернецова (1802-1865), о храме упоминает А.С. Грибоедов в очерке «Загородная поездка», опубликованном в газете «Северная пчела» от 26 июня 1826 года:«Разного рода мысли и чувства возбуждает, несколько вёрст далее, влево от большой дороги, простота деревенского храма. Одинок и построен на разложистом мысе, которого подножие омывает тихое озеро».

Ещё в 30-х годах XIX века сюда из Санкт-Петербурга приезжали дачники, снимавшие на лето крестьянские домики. Вторая волна «дачного бума» пришлась на 60-е годы. Село Спасское, которое тогда называлось уже Первым Парголовым, из всех окрестных поселений стало самым «фешенебельным». По соседству с ним возникают дачные местности Шувалово и Озерки. В 1870 году открывается Финляндская железная дорога, а в 1877 году графы Шуваловы, ввиду затруднительного финансового положения, получают Высочайшее Разрешение на продажу части своего майоратного имения «Товариществу на паях для устройства дачных помещений в Шувалове». К этому времени деревянный храм, построенный для крестьян, уже обветшал и, главное, не мог вмещать всех нуждающихся в церковном окормлении. Каменный храм, проект которого был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым (1834-?), был заложен 11 июля 1876 года.

Новый парголовский храм строился под руководством церковно-приходского попечительского общества, председателем которого был Светлейший Князь Павел Андреевич Воронцов-Шувалов (1845-1885). Сооружался храм на средства крестьян и дачников, собравших около 70 тыс. рублей. Старый деревянный храм был сохранён, а позже (в 1885-1886 годах) отремонтирован под руководством того же К.А. Кузьмина и заново освящён во имя св. благоверного князя Александра Невского.

В советское время, после 30-х годов его использовали только для отпеваний, постоянные богослужения возобновились в нём в 1967 году, после того, как была снесена Троицкая церковь в Лесном.

В новый храм из старого были перенесены древние святыни, как привезённые крестьянами графа Шувалова из средней России, так и пожертвованные прихожанами: резная из мамонтовой кости икона Успения Божией Матери XVI века; икона Троицы 1678 года, с указаниями фамилий крестьян, переехавших к нам из Суздальской губернии; резной кипарисовый Крест с изображениями Страстей Господних и двунадесятых праздников; старинная икона Всех Святых с шестью частицами мощей. К сожалению, большинство этих святынь ныне утеряны.

Основателем и строителем каменного Спасо-Парголовского храма является протоиерей Александр Александрович Налимов (1825-1883), служивший в деревянном храме с 16 мая 1871 года. В 1877 году он был назначен помощником благочинного, а в 1878-1879 годах был благочинным Заречного округа (освобождён от должности по болезни сердца).

Отец Александр происходил из священнической семьи. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию в 1847 году. 10 октября 1849 года рукоположен в сан пресвитера и назначен в приходскую церковь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского в городе Новой Ладоге (при которой была и церковь Нерукотворенного Образа). В Новой Ладоге о. Александр также был помощником благочинного. Отец Александр занимался демографическими исследованиями по Новоладожскому уезду, за что был награждён серебряной медалью Императорского Русского географического общества. У отца Александра и его матушки Марии Васильевны было пятеро детей: архиепископ Владимиро-Суздальский Николай (1852-1914); придворный протоиерей Владимир (1856-1909), кандидат богословия и методист-законоучитель протоиерей Симеон (1858-1907); супруга первого настоятеля каменного Спасо-Парголовского храма Василия Петровича Юноковского Анна (1859-1940); профессор патристики С.-Петербургской Духовной академии протоиерей Тимофей (1862-1925). Трое из них: Владимир, Симеон и Анна похоронены на Шуваловском кладбище.

О. Александр заканчивал строительство Спасо-Парголовской церкви, будучи уже больным, а ко времени её освящения находился за штатом. Умер он 6 апреля ст. ст. 1883 года. Погребён у главного алтаря нашего храма. Его сын, владыка Николай, в бытность свою архиепископом Финляндским и Выборгским в 1899-1905 годах часто служил в нашем храме, потому что рядом с храмом находилась могила его отца, а сестра была супругой настоятеля. Местные крестьяне очень любили его и встречали хлебом-солью, а после его смерти в Петербурге 13 июля 1914 года в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры священники и прихожане Спасо-Парголовского храма молились у его гроба. Могила владыки сохранилась на Лаврском Братском кладбище.

Новый трёхпридельный, рассчитанный на 850 человек Парголовский храм Спаса Нерукотворенного Образа, построенный в византийском стиле, был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Боковые приделы были освящены: южный – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а северный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Четыре раза в год отмечаются в храме престольные праздники: 29 августа – в день иконы Спаса Нерукотворенного Образа (Центральный придел); 14 октября – в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы; 22 мая и 19 декабря – в дни памяти Святителя и Чудотворца Николая. Изящный белый храм с двумя голубыми куполами стал украшением окрестностей.

Приход Спасо-Парголовского храма был весьма обширен, и включал в себя парголовских и шуваловских жителей, а также живущих у Поклонной Горы и рядом с Успенским (ныне Северным) кладбищем. К приходу были приписаны церковь Петра и Павла в Шуваловском парке (построена в 1840 году по проекту арх. А.П. Брюллова, освящена 27 июня 1846 года), часовня во имя Александра Невского на Вокзальной горе (у Выборгского шоссе, постр. в 1881 г., рядом – памятник императору Александру II) и часовня в дер. Новосёлки. 9 (22) мая ежегодно устраивался большой крестный ход по окрестным деревням.

Храм на горе надолго оставался единственным духовным центром стремительно развивающейся дачной окраины столицы. При храме имелась библиотека, где хранились метрические книги, самые ранние записи в которых датировались серединой XVIII века. Священники храма являлись законоучителями окрестных земских крестьянских школ, две из них (I Парголовская и Шуваловская) находились совсем рядом с храмом. Сохранилась фотография молебна, открывающего праздник в пожарной части I Парголова, находившейся в двух шагах от храма.

В начале XX века при храме существовало церковноприходское попечительство, ежемесячно помогавшее деньгами двадцати беднейшим семьям прихода; на великие праздники раздавались денежные и продуктовые подарки более чем на 700 руб; проводились мероприятия по борьбе с холерой. За счёт церкви «неимущим школьникам, путешествующим и дровосекам в лесу до 80 человек за месяц раздавался чай и сахар», и каждый месяц 300-400 человек из «безработного и проходящего люда» были накормлены обедом. Председателем попечительства являлся настоятель прихода.
Можно с уверенностью утверждать, что Спасо-Парголовский храм посещали представители творческой интеллигенции, снимавшие дачи неподалёку или гостившие у своих друзей: Н.С. Лесков, А. Блок, Д.И. Мамин-Сибиряк, И.Е. Репин, Ф. Шаляпин и многие другие.

В годы советской власти Спасо-Парголовская церковь оставалась одним из немногих никогда не закрывавшихся храмов епархии. На сегодняшний день известно трое клириков нашего прихода, принявших мученический венец от богоборческих властей. Это настоятель храма, протоиерей Алексей Грацианов (1879, 1881?-1942?), арестованный и высланный в Астрахань в 1935 году, умерший в заключении; протоиерей Николай Краснопевков (1894-1941), который был сыном диакона нашего храма, о. Михаила Краснопевкова и служил здесь с 1918 по 1931 год, он был арестован в 1937 году и погиб в концентрационном лагере на Колыме; настоятель нашего храма протоиерей Стефан Черняев (1886-1937), расстрелянный в Ленинграде 12 ноября 1937 года. Исповедниками веры, пережившими гонения за имя Христово были о. Владимир Шамонин (1882-1967), настоятели протоиерей Филофей Поляков (1893-1958), Александр Мошинский (1885-1955) и, вероятно, другие.

Во время Великой Отечественной войны храм стал утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений. Подтверждением этому служит медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которой был награждён наш блокадный настоятель протоиерей Александр Мошинский.

В конце войны, в 1944 г. в наш храм был назначен в качестве штатного священника исповедник, опытный пастырь, подвижник и поэт протоиерей Владимир Шамонин, память о котором трепетно хранится в нашем приходе. Происходил из дворян. Родился в Орле. За сочувствие волнениям 1905 года был отчислен из юнкерского училища, попал в Петропавловскую крепость, но раскаялся и по поручительству столичного митрополита Антония (Вадковского) поступил в Духовную Академию. Служил в с. Покровское (ныне ст. Войбокало), потом в Феодоровском соборе, был настоятелем в Николо-Барградском храме, известном тогда на всю столицу чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница», в храме св. Бориса и Глеба на Синопской набережной. В 1933 году арестован, провёл несколько месяцев в тюрьме, затем выслан на Дальний Восток. Был любим всеми ссыльными от духовных и политических до уголовников, изумляя всех кротостью, любовью, силою духа, отзывчивостью и стремлением помочь каждому. В 1937 году был возвращён из ссылки, без права проживания в крупных городах. Смог вернуться в Ленинград и к служению лишь в конце войны. Вначале, по разрешению о. Александра Мошинского до воссоединения с семьёй жил в сторожке при храме. Был очень любим прихожанами. Многие приезжали к нему с других концов города. Похоронен о. Владимир вместе с матушкой недалеко от стен Спасо-Парголовской церкви у дороги, объединяющей оба храма.

В 50-е годы в нашем храме часто совершались архиерейские богослужения с участием епископов Симеона (в миру Сергея Ивановича Бычкова, 1882-1952), ректора Ленинградских Духовных школ и Романа (Романа Йоханновича Танга, 1893-1963). Епископ Лужский Симеон служил в нашем храме ещё до архиерейской хиротонии в 1937-1938 и в 1941-1942 годах в качестве священника. С нашим настоятелем о. Александром Мошинским его связывали дружеские отношения. И похоронены они также у стен Спасо-Парголовской церкви почти рядом. Владыка Роман был сначала епископом Таллинским (1950-1955 годы), затем Лужским (до 1956 года), обе эти кафедры являлись Ленинградскими викариатствами. Епископ Роман также хорошо знал и уважал о. Александра Мошинского и после богослужений часто заходил к нему на чай в его дом на озере, а после смерти возглавил отпевание «блокадного настоятеля».

В советское время Шуваловское кладбище стало последним приютом как для многих известных городских священнослужителей, так и для деятелей науки и искусства. Здесь обрели упокоение духовник епархии протоиерей Иоанн Цветаев (1881-1966), ученый-историк, искусствововед и священник, духовник семинарии, протоиерей Владимир Каменский (1897-1969), «ленинградский златоуст», протоиерей Александр Медведский (1890-1973), протоиерей Евгений Вендеревский (1910-1974), почитаемая многими молитвенница и прозорливица «старица Никольская» схимонахиня Мария (1884-1971) и многие другие священники, диаконы, монашествующие.

Ежегодно, в первую субботу после Радоницы у могил священнослужителей и монахов служится большая панихида. Среди похороненных на кладбище в советское время, нельзя не упомянуть врача тибетской медицины, крестника Императора Александра III П.Н. Бадмаева (1849-1920); оперного певца, драматического тенора Н.К. Печковского (1896-1966); востоковедов В.М. Алексеева (1881-1951), С.Е. Малова (1880-1957), Н.В. Юшманова (1896-1946); языковеда-слависта В.И. Чернышёва (1866-1949); профессора-химика, историка Петербурга В.Я. Курбатова (1878-1957); полярного капитана В.И.Воронина (1890-1952); почвоведов С.С. Неустроева (1874-1928); К.Д. Глинку (1867-1927) и П.В. Вершинина (1899-1960); скульптора В.В. Лишева (1877-1960), четырёх из шести братьев Бутусовых, стоявших у истоков отечественного футбола: Михаила (1900-1963), Константина (1885-1942), Александра (1895-1942) и Василия (1892-1971).

В 1954 году территория Первого Парголова вошла в городскую черту, и храм, перестал относиться к Пригородному благочинию. В 70-е годы к храму приблизилась городская застройка. Деревянные дома по правой стороне Выборгского шоссе были уничтожены, а население округи увеличилось в десятки раз. Храм стал настоящим городским храмом. Именно в эти годы (с 1976 года) сюда вернулся замечательный пастырь, протоиерей Василий Лесняк, служивший здесь ещё в 1952-1957 годах. Он был настоящим подвижником православия. Ещё до падения богоборческой системы он создал вокруг себя кружок активной православной молодёжи, из которого вышел не один десяток пастырей, монашествующие и архиерей. Причём многие из них повстречались с батюшкой ещё не будучи воцерковлёнными. В первую половину 90-х годов, когда о. Василий стал настоятелем, храм стал центром возрождения православно-педагогического, литературно-православного, православно-медицинского направлений деятельности в нашем городе. При этом о. Василий был опытным духовником, отзывчивым и искренним человеком, всего себя, несмотря на недуги, отдававший служению людям и Церкви.

После кончины о. Василия милостью Божией к нам был назначен настоятелем соученик о. Василия по Жировицкой Духовной Семинарии и Ленинградской Духовной Академии опытный, один из самых уважаемых пастырей епархии протоиерей Михаил Сечейко. Стараниями о. Михаила храм постоянно украшался и реставрировался, успешно работала воскресная школа, было начато издание приходской газеты «Спасо-Парголовский листок».

После кончины о. Михаила настоятелем назначен протоиерей Роман Ковальский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *