храм в питере на воде
Церковь Спаса-на-Водах (Петербург)
Це́рковь Христа́ Спаси́теля в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца («Спа́с-на-Во́дах») — ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове. Предполагается его восстановление.
Содержание
История
Храм «Спас-на-Водах» был построен в память моряков, погибших в Цусимском сражении.
Место храма в конце Английской набережной, невдалеке от верфей, где рождались корабли Русского флота, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года на территории Ново-Адмиралтейского завода.
Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы, с крестным ходом из Никольского собора.
В закладной камень греческой королевой был положен солдатский Георгиевский крест.
Архитектором храма является М. М. Перетяткович. В создании проекта участвовали Н. В. Покровский и С. Н. Смирнов.
Сначала 28 июля (10 августа) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г. И. Шавельским был освящён нижний храм.
Торжественное освящение верхнего храма состоялось 31 июля (13 августа) 1911 года. На нём присутствовал император с дочерьми, королева Ольга Константиновна, её брат — великий князь Константин Константинович и другие члены императорской семьи.
С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем снова передана верующим.
В 1924 году в храме принёс покаяние и был принят в общение с Православной Церковью в сане иеромонаха обновленческий епископ Владимир (Пищулин).
В январе 1928 года причт церкви примкнул к «непоминающим», а в 1931 году вернулся в Патриаршую церковь.
Архитектура, убранство
Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его возведение являлось первой попыткой научной реставрации древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить замечательные традиции древнерусского зодчества.
Место расположения храма было выбрано удачно. Облицованный белым камнем, он очень красиво смотрелся с Невы, замыкая перспективу набережной.
Храм был рассчитан на 300—400 прихожан.
В отделке участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Б. М. Микешин, взяв за образец Дмитриевский собор.
В церковь вели ворота, над которыми находились звонница и мозаичная икона Нерукотворного Спаса по эскизу В. М. Васнецова.
Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.
Храм был двухэтажным и состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего — во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя.
Верхний храм
Иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня и имел два яруса. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг.
Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина «Спаситель благословляет погибающих на крейсере „Светлана“» А. Н. Новоскольцева.
Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора.
Нижний храм
Вход в нижний храм был через узкий коридор.
Низкие своды нижнего храма покрывала выполненной М. М. Адамовичем сплошная роспись, изображавшая Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца.
Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С. Н. Смирновым и датировались XVI веком. Местный образ Казанской Божией Матери был шит золотом.
Крытой галереей храм соединялся с башней, где располагался морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, галереей с домом причта.
Храм-памятник
Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904—1905 годов.
Одна из петербургских газет писала: «Там, где Нева, миновав все навесы мостов, вольно несёт свои волны в море, на берегу, оглушаемом шумом Нового Адмиралтейства, высится белый храм… Этот храм Христа Спасителя, сооружённый для вечного поминовения моряков, убиенных в русско-японскую войну».
В память об их подвиге на фронтоне храма было начертанно: «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».
По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:
миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»;
транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля.
Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В. П. Гурьянова.
На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те кто скончался от ран в Японии.
И как бы благословляя их, заливавших собственной кровью палубы, задыхавшихся от дыма в башнях, захлёбывавшихся в тесных отсеках, опускавшихся на дно в наглухо закупоренных кочегарках тонущих кораблей, шествовал по водам Христос Спаситель.
Многая церковная утварь храма была поднесена в память участников Цусимского сражения:
Помимо обычных поминальных служб, в храме традиционно ежегодно 31 марта (13 апреля) служилась панихида по адмиралу С. О. Макарову и экипажу погибшего броненосца «Петропавловск». На службе, как правило, присутствовали участники войны великие князья Борис и Кирилл Владимировичи.
Настоятель
Настоятель храма [3] | |
---|---|
Даты | Настоятель |
16 (29) сентября 1911 — 8 марта 1932 | священник Владимир Александрович Рыбаков (1870—1934) |
Возрождение
В 1990 году был создан Комитет по восстановлению храма «Спас-на-Водах». Восстановление храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус «Адмиралтейских верфей». Поэтому, хотя в своё время храм не имел часовни, комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с возрождённым храмом.
23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста «Спаса-на-Водах»: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря.
24 мая 2003 года часовня торжественно была освящена.
После освящения в часовню были переданы в дар церковные и морские реликвии, которые хранились в семьях потомков российских морских офицеров.
В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.
Церковь Спас-на-водах
Церковь «Спас-на-водах» была построена в 1911 году на месте впадения Адмиралтейского канала в Неву. Её посвятили морякам, погибшим в русско-японской войне 1904-1905 годов. Так как к тому времени ещё оставались свежими воспоминания о Порт-Артуре, Мукдене, Цусиме, пожертвования на строительство храма шли со всей страны. Комитет по увековечиванию памяти погибших моряков возглавила греческая королева Ольга Константиновна, дочь великого князя Константина Николаевича. Именно она предложила выбрать в качестве прообраза для нового храма церковь Покрова на Нерли.
Автором проекта Спаса-на-водах стал архитектор М. М. Перетяткович. Наружные стены нового храма облицовывались белым старицким камнем, тем самым, которым облицовывались русские древние храмы в XII-XIII веках. Интерьеры Спаса-на-водах облицовывались панелями из тёмно-зелёного и тёмно-красного мрамора. Металлические врата с 28 рельефными изображениями на библейские темы изготовили в Москве. Мозаики для Спаса-на-водах были изготовлены по эскизам В. М. Васнецова и Н. А. Бруни.
По предложению входивших в состав строительного комитета моряков Н. А. Бруни исполнил для храма большую мозаичную картину для алтаря «Спаситель, шествующий по водам». На стенах храма укрепили бронзовые доски с именами 12 000 погибших моряков.
Спас-на-водах просуществовал весьма недолго. В феврале 1924 года он был закрыт, а 8 марта 1932 года по распоряжению С. М. Кирова здание взорвали [2, с. 407].
Санкт-Петербург. Прогулка к храму и часовне «Спас-на-Водах». Сентябрь 2015 года.
31 июля 1911 г. в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня был освящен верхний и собственно храм. В 10 часов утра на яхте «Александрия» из Петергофа на торжество прибыл император Николай II с великими княжнами, дочерьми Ольгой и Татьяной и великим князем Михаилом Александровичем. Присутствие на освящении храма-памятника государя, облаченного в морской мундир с Андреевской лентой, придавало этому торжественному событию государственное значение. К освящению храма королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной была пожертвована Шуйская икона Божьей Матери, написанная в 1655 г.
http://scheglov.by/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C.php. «Хранитель. Жизненный путь Федора Михайловича Морозова». Монография о замечательном человеке, положившим свою жизнь для спасения величайших культурных памятников.
Человек необычной и непростой судьбы, Морозов оказался причастен ко многим ярким событиям своего времени. Поступив в1904 г. послушником в Александро-Невскую лавру, он через некоторое время стал инициатором организации в обители замечательного церковно-археологического музея, содействовал научной организации лаврского архива. В1912 г. окончил Археологический институт и в том же году вместе с профессорами Н. В. Покровским и И. А. Шляпкиным поехал в Рим на III Международный конгресс классической археологии. Он посетил ряд городов Италии, Германии, Австрии. Изучая под руководством профессоров древние памятники и византийское искусство.
Узнав о решении снести храм, Ф. М. Морозов сумел договориться о демонтаже трех мозаичных панно: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Сняв мозаики, он перевез их в Никольский собор – ближайший действующий храм. Предположительно в июне 1932 года храм взорвали.
Уникальность новому храму придавало огромное мозаичное изображение Спасителя, предполагаемое для размещения в его заалтарной части. В эскизном виде оно было выполнено Н.А. Бруни – академиком живописи – по сюжету известной евангельской притчи о Спасителе, шествующем по Водам и благословляющем всех пришедших к Нему под своды храма. Благодаря этому главному изображению Спасителя, храм и получил народное название Спаса-на-Водах.
«После взрыва собора берег Невы вокруг руин усыпала драгоценная смальта. Восточная стена храма с изображением Спасителя, шествующего по водам (работа, созданная по эскизу академика Н. А. Бруни), при взрыве обвалилась в неглубокий Ново-Адмиралтейский канал. В воде виднелся чудом уцелевший Лик Христа – голова с оплечным изображением. Узнав, что при взрыве уцелел упавший в воду фрагмент мозаики с изображением Лика Спасителя, Морозов решил непременно достать его из канала. Скорее всего, Морозов организовал
подъем мозаики частным образом. А это было нелегко».
Чтобы поднять со дна канала большую каменную плиту, весившую, как потом выяснилось, больше тонны, нужны были водолазы и специальная техника. Кроме того, для осуществления работ необходимы были деньги. Однако Морозов каким-то чудом сумел все организовать. Извлеченную из воды мозаичную плиту он так же, как и другие мозаики, отвез в Никольский собор. В начале 1933 года Морозов договорился о принятии спасенных мозаик храма Спаса-на-водах в хранилище Русского музея, куда и доставил их поздним вечером 9 февраля в сопровождении «сотрудника органов».
«Моление о Чаше», «Несение Креста», по эскизам В.М.Васнецова в мозаике выполнила его дочь Татьяна:
«Нерукотворный Спас» по эскизам В.М.Васнецова:
Как только появилась возможность, еще в конце советского периода была создана общественная организация «Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спас-на-водах», которую возглавляет бывший флотский офицер Владимир Бельков, зарегистрированная 22 ноября 1990 г. К 1995 г. архитектор В. Бутырин подготовил проект восстановления церкви и постройки на участке часовни. Строительство каменной шатровой часовни святителя Николая Чудотворца в память о взорванном храме началось 27 мая 1998 г. — в 93-ю годовщину Цусимского сражения. В этот день по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в основание новой часовни были заложены камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и офицерский Георгиевский крест с бантом, привезенный из Франции проживающим в Париже протоиереем Николаем Солдатенковым – прапраправнуком великого русского поэта А.С. Пушкина, потомком московского купца-мецената К.Т. Солдатёнкова, внуком участника Цусимского сражения на крейсере «Олег», члена Строительного комитета храма Спаса-на-Водах (1908-1911 гг.) офицера флота К.В. Солдатёнкова.
У отца Николая сохранилась бесценная реликвия – напрестольный золотой крест, пожертвованный когда-то в церковь Христа Спасителя его дедом морским офицером Солдатенковым. В начале 1930-х гг. этот крест купила в Ленинграде американская миллионерша, которая, приехав в Париж, и, узнав, что там живет жертвователь реликвии, подарила ему крест. Руководителям фонда восстановления храма-памятника удалось разыскать мраморный престол, предположительно из взорванной церкви.
Часовня во имя святителя Николая.
Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904-1905 годов.
28 мая 2002 г. состоялась торжественная церемония поднятие креста часовни флотского храма. Согласно исторической традиции, форма креста часовни аналогична форме креста храма Спаса-на-Водах: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря. Наряду с моряками, ветеранами флота и курсантами военно-морских заведений, в ней приняли участие потомки русских морских офицеров из-за рубежа.
Вид на Неву от часовни:
Часовня во имя святителя Николая
находящаяся на месте храма Христа Спасителя в память Гефсиманского борения (Спас-на-Водах)
Храм был построен в память моряков погибших в Цусимском сражении. Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в русско-японской войне 1904-1905 годов.
21 ноября 1908 года министр внутренних дел П.А. Столыпин подал доклад императору Николаю II об учреждении комитета по сбору пожертвований на постройку храма. Ответ Николая II: «Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков». Подготовкой строительства и сбором пожертвований руководил Комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны, дочери создателя парового флота великого князя Константина Николаевича, внучки императора Николая I, и под председательством сенатора П.Н. Огарёва, чей сын погиб при Цусиме. Строительную комиссию возглавил князь Константин Константинович. Средства собирали около года, по смете строительство стоило 277 723 рубля, было собрано 302 888 рублей.
Место для храма на территории Ново-Адмиралтейского завода, невдалеке от верфей, в конце Английской набережной, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года.
Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы. Предварительно состоялся крестный ход из Никольского собора до места строительства. В углубление закладной доски Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.
14 сентября 1910 года на строящийся храм был поднят крест. 28 июля (10 августа н.ст.) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г.И. Шавельским был освящён нижний храм и подняты колокола.
Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта «Спаса-на Водах». Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль.
Двухэтажным храм был установлен на небольшом искусственном возвышении с покрытыми травой откосами, наподобие братской могилы.
Фасады однокупольного 2-этажного здания были облицованы белым старицким камнем, расчленены на прясла полуколоннами, украшены аркатурно-колончатым поясом и белокаменной резьбой (скульптор Б.М. Микешин).
Вместе с храмом был выстроен целый комплекс монастырского типа. Двухэтажная церковь, колокольня и служебный корпус были соединены в духе XVII века крытыми переходами. В колокольне располагался морской музей, и звонница, связанная, в свою очередь, галереей с домом причта.
В церковь вели ворота, над которыми находились звонница и мозаичная икона Нерукотворного Спаса по эскизу В.М. Васнецова. Аркатурно-колончатые пояса, фигурные композиции и многослойный фриз, венчавший подкупольный барабан храма, обладали ценностью буквального воспроизведения подлинников владимирской резьбы XII века. Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.
Храм был не такой уж большой: он был рассчитан на 300-400 прихожан. В народе этот храм называли: «Храм-на-водах», «Спас-на-водах», «Цусимская церковь». В память о подвиге моряков на фронтоне храма было начертанно: «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».
По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:
эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Ослябя», «Наварин»;
крейсеров «Дмитрий Донской» и «Паллада»;
миноносцев «Стерегущий», «Грозный» и «Громкий»;
транспортов «Камчатка» и «Иртыш» и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля.
Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8 269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, вмурованных в стены.
Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В.П. Гурьянова.
На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран, полученных в Японии.
В отделке храма участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Б.М. Микешин.
Невысокий двухъярусный иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня. Его украшали копии старинных образов, написанные в московской мастерской В.П. Гурьянова. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг.
Вход в нижний храм был через узкий коридор. В низкосводчатой подвальной церкви, напоминавшей палаты царя Алексея Михайловича, хранились воинские реликвии. Стены и своды крипты, а так же иконостас были расписаны в стиле второй половины XVIII века художником М.М. Адамовичем. Сплошная роспись храма, изображала Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца. Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С.Н. Смирновым и датировались XVI веком. Кроме того, в нижнем храме хранилась почитаемая старинная икона Казанской Божией Матери была шита золотом.
20 декабря 1919 года храм стал приходским. С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем снова передана верующим. В период 1930-1931 годов коллектив рабочих расположенного рядом завода неоднократно возбуждал ходатайство о передаче этой церкви под заводской клуб или столовую.
Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной «Цусимской церкви».
В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога.
Часовня во имя святителя Николая
В 1990 году была создана Общественная организация «Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спаса-на-Водах».
Ныне воссоздание храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус «Адмиралтейских верфей». В разрушенном храмовом комплексе часовни не было, но Комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с отстроенным зданием церкви.
23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста «Спаса-на-Водах»: в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря.
24 мая 2003 г. состоялось торжественное освящение часовни священником о. Николаем Солдатенковым.
Общая стоимость всех выполненных работ по возведению комплекса часовни (в комплекс входят мост через Ново-Адмиралтейский канал, часовня, ограда и выставочный павильон) на сегодняшний день составляет около 1 млн. долларов. Энергоресурсы для строительных работ обеспечило ФГУП «Адмиралтейские верфи».
Часовня находится на территории ГП «Адмиралтейские верфи» рядом с местом впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву.
В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.
Адрес: Английская наб., 76.
Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г.
Плакат, укреплённый на ограждении перед часовней, 2012.
Территория часовни.
Памятная доска на стене часовни.
Фрагмент здания часовни.
Памятная доска на ограждении производственного корпуса «Адмиралтейских верфей».
© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2012
- 111 ангельская нумерология значение на номере авто
- Утилизация автомобилей в америке