храм в с богандинское

Храм Илии Пророка (Богандинское)

храм в с богандинское

Храм Илии Пророка построен в 1908, закрыт в 1930 году. Здание использовалось для хозяйственных нужд. Восстановление началось в 1980-е годы. Богослужения с 1998 года. Приход ведет большую социальную работу.

Содержание

История [ править ]

Деревянный храм в селе Богандинское был построен в 1856 году, с 1899 году сгорел. Временная церковь была открыта в приспособленном здании, начался сбор средств на строительство каменного храма, которое началось в 1903 году.

Каменный храм был построен и освящен в 1908 году.

Несмотря на попытки жителей села сохранить приход, храм был закрыт в 1930 году.

В здании размещались лесопилка, склад минеральных удобрений, кузница, помещение для тракторной бригады.

Восстановление храма началось в 1980-е годы, позже нашлись благотворители, многое прихожане делали своими руками.

Богослужения начались в 1998 году.

Современное состояние [ править ]

В ближайшем поселке Винзили, где нет часовни или храма, сосредоточено несколько учреждений с неблагоприятным социально-психологическим фоном: детская колония, областная психиатрическая больница и психоневрологический интернат, дом престарелых. Приход Ильинского храма ведет социальную и просветительскую работу.

Деятельность прихода [ править ]

Действует воскресная школа. Учащиеся выступают с концертами в ДК поселка Богандинский и в психоневрологическом интернате «Луч» поселка Винзили.

Создано общество трезвости.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Тюменская область, Тюменский район, село Богандинское (Килки), ул. Новоильинская, 10.

Проезд: из Тюмени по Ялуторовскому тракту (1Р 402), примерно 20 км от черты города, поворот налево по указателю.

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Богандинское (Килки). Церковь Илии Пророка.

Свято-Ильинский храм

Карта и ближайшие объекты

храм в с богандинское

Статьи

В 1899 году в селе Богандинское случилось большое несчастье: сгорел деревянный приходской храм, построенный в 1856 году. Приход небогатый, и постройка новой церкви представлялась делом многотрудным. И все-таки прихожане решили строить храм каменный, а пока под временный приспособили здание бывшего училища. Туда с трудом вмещались все молящиеся, но богослужение в нем совершалось более пяти лет. Дело со строительством продвигалось плохо: не было требуемой суммы, всего несколько сот рублей, материалов – «одни слезы», по выражению самих прихожан. Но главное – не было надежд у строителей на скорую удачу в будущем и энергии. В 1901 году, с приходом нового настоятеля священника Владимира Иоанновича Малиновского дело, наконец, закипело.

Уже через 2 года, 21 сентября/4 октября 1903 года состоялась закладка нового каменного храма. День этот прихожане Свято-Ильинской церкви провели не как обычный воскресный день, а как храмовый праздник. Маленькая временная церковь не вмещала всех молящихся, так как к богандинским присоединились прихожане из деревни Княжевой, немало приехало из соседних приходов Тюменского и Ялуторовского уездов. Накануне состоялось всенощное бдение с величанием покровителю храма Пророку Илии, а в сам воскресный день литургия и чин закладки были отслужены пятью священниками с дьяконом. Пел хор из Тюмени. Отец Владимир Малиновский призвал прихожан жертвовать на постройку храма и не ослабевать в своем усердии в возрождении святыни. После литургии был совершен крестный ход, прочитана храмозданная грамота и совершен чин закладки храма. Успешно пошли сборы деньгами и хлебом по приходу, дважды – в 1905 и 1907 годах – отправлялись сборщики по всей епархии. Оказались расположенными к пожертвованиям тюменские и другие благотворители, купечество, и уже к 1908 году результат был налицо: новый, хороший каменный храм стоимостью около 18 тысяч рублей и новый колокол в сто пудов весом!

План храма выбран был удачно. Довольно просторный, снаружи он был покрыт по кирпичу светло-желтой краской, а внутри весь окрашен по штукатурке в бледно-голубой цвет и расписан живописью. На стенах – картины Нагорной проповеди и Всемилостивого Спаса. Очевидцы замечали, что при блеске свежих красок и позолоты храм выглядел весьма нарядно и даже богато. Арка, разделяющая его почти посередине, занимала немного места и не загораживала переднюю часть церкви для стоящих у входа богомольцев. В алтаре имелись диаконники – особые комнаты с боков алтаря – что представлялось весьма удобным и целесообразным. Пол в храме был цементный.

В июне 1908 года было получено разрешение епархиального священноначалия на освящение вновь построенного храма, которое и состоялось 22 сентября / 5 октября того же года.

Более подробно о храме и его истории можно прочитать на сайте Тобольско-Тюменской епархии (статья составленная по книге Д.М. Арутюновой
«Обретение святыни. История Свято-Ильинского храма с. Богандинское»)

Церковь в селе каменная, построена прихожанами в 1906 году, имеет один престол во имя св. пророка Илии. Приписных церквей нет, часовен нет. В дер. Княжевой есть молитвенный дом, в 1911 году переведенный из села.

В приходе 5 деревень: Княжевая (10 в.), Новая Аманадская (17 в.), Подборно-Солонцеватая (15 в.), Марайская (20 в.), Саксинская (14 в.). Всего дворов 365, прихожан мужского пола 1122, женского пола 1129.

Церковной земли усадебной и пахотной нет, сенокосной 5 дес. Церковный капитал 2400 руб., причта 800 руб. Жалованье священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Дома причта деревянные, построены прихожанами, священника в 1894 г., псаломщика в 1895 году. Штат: священник и псаломщик.

В приходе 2 министерские школы, в селе с 1880 года и в дер. Княжевой с 1907 года. Ближайшее село Пышминское (25 вер.). Расстояние от Консистории 260 вер., от благочинного 47 вер., от уездного города 30 верст.

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

Источник

Храм в с богандинское

храм в с богандинское

В 1899 году в селе Богандинское случилось несчастье: сгорел деревянный приходской храм, построенный в 1856 году. Горьким было это событие для селян. Приход небогатый, и постройка новой церкви представлялась делом многотрудным. И все-таки прихожане решили строить храм каменный, а пока под временный приспособили здание бывшего училища. Туда с трудом вмещались все молящиеся, но богослужение в нем совершалось более пяти лет.

Уже через 2 года, 4 октября 1903 года состоялась закладка нового каменного храма. После литургии был совершен крестный ход, прочитана храмозданная грамота и совершен чин закладки храма. Успешно пошли сборы деньгами и хлебом по приходу, дважды – в 1905 и 1907 годах – отправлялись сборщики по всей епархии. Оказались расположенными к пожертвованиям тюменские и другие благотворители, купечество, и уже к 1908 году результат был налицо: новый, хороший каменный храм стоимостью около 18 тысяч рублей и новый колокол в сто пудов весом.

храм в с богандинское

План храма выбран был удачно. Довольно просторный, снаружи он был покрыт по кирпичу светло-желтой краской, а внутри весь окрашен по штукатурке в бледно-голубой цвет и расписан живописью. На стенах – картины Нагорной проповеди и Всемилостивого Спаса. Очевидцы замечали, что при блеске свежих красок и позолоты храм выглядел весьма нарядно и даже богато. Арка, разделяющая его почти посередине, занимала немного места и не загораживала переднюю часть церкви для стоящих у входа богомольцев. В алтаре имелись диаконники – особые комнаты с боков алтаря – что представлялось весьма удобным и целесообразным. Пол в храме был цементный.

храм в с богандинское

В июне 1908 года было получено разрешение епархиального священноначалия на освящение вновь построенного храма, которое и состоялось 5 октября того же года.

Адрес: Россия, Тюменская область, Тюменский район, с. Богандинское (Килки), улица Новоильинская, 10. Координаты:56.951972, 65.822352

Источник

Килки. Красно-белая трагедия

Килки. Красно-белая трагедия

Небесно-синие шатры поддерживали золото луковок с крестами. На гранях барабана купола сияли медальоны со святыми ликами. По обе стороны входа выделялись два образа в арочных нишах на облачной белизне стен: слева держала Младенца Богородица, справа восседал Спас Вседержитель, держа священное писание. Христос был изображён в царской тунике и тёмной накидке. Надвратной иконой стал образ Спаса Нерукотворного. Мраморные слова поясняли: «Русская православная церковь, Тобольско-Тюменская епархия, Храм пророка Божия Илии, с. Богандинское».

Уютный скромностью резной алтарь без торжественной позолоты был насыщен расставленными иконами, на светлом фоне которых оживали молитвами лики. Справа перед алтарём оберегала храм старая икона Богородицы в изящном узорном деревянном киоте со ставнями, оформленными рядами маленьких икон.
Свет из верхнего и нижнего оконных рядов ослепительно отражался на стенах. Люстра исходила длинным корнем из далёкого верха слепяще белого шатра над алтарём. Углы на уровне верхнего окна заняли два тёмных полуовала старинных фресок с изображением евангелистов. С левой фрески едва просматривался образ белобородого апостола Матфея с книгой и стоящим ангелом. В правой фреске чуть проявился облик орла над старцем Иоанном. Удлинённые округлые окна в ритме верхнего ряда имели форму сохранившихся старинных фресок.

…На этом месте шли бои между «красными» и «белыми» русскими людьми. Из Омска наступали белогвардейцы, а из Тюмени красные отряды. Село Богандинское стало границей боевых действий. Пережив жестокую гражданскую войну, маленький храм выстоял, несмотря на то, что снаряды летели в него со всех сторон, но ни один не разорвался в стенах. Он выдержал и годы богоборчества, пережив другие трудности. Постсоветская перестройка привела в эту глубинку ушлых деловых кавказцев, пожелавших устроить в старинном колоритном здании придорожное кафе – храм устоял перед коммерческим соблазном.

Иерей Олег воспринимал сердцем историю храма Пророка Илии.
В девятнадцатом веке в селе Богандинское сгорел деревянный храм. С приходом священника Владимира на том месте великими трудами прихожан вырос каменный храм со стопудовым колоколом на колокольне. Солнечные стены выглядели празднично. Живописная роспись по голубому фону украшала храм внутри. Храм приглянулся сектантам, но оставался православным. В стране шла война, начинались классовые волнения, которые, казалось, обойдут стороной спокойное село в глубинке. Далёкие от политики крестьяне занимались своим делом, заботились о семьях. Но телега истории, полная бед и лишений, докатилась и до Богандинского. Отгремел в далёком центре октябрьский переворот, сменилась власть, начались захваты руководства на местах и варварская делёжка собственности. В связи с военным положением железнодорожный мост на реке Пышме близ села охраняла рота большевиков, которым молодые крестьяне жёстко объясняли, чья это земля. Солдаты примерным поведением не отличались, и после революции угрожали всем местным, кто не признавал новой власти. Революция вступила в свои права грабежом зажиточных крестьян, которые трудом добились некоторого благополучия своих многодетных семей и помогали бедным. Усмиряли народ красногвардейцы, грабили сёла.

Село Богандинское относилось к Омской губернии. Революция захватывала Сибирь, фронт приблизился к селу. «Красные» отступали из Ялуторовска и по пути всё разрушали. Деревня Княжево была на стороне белой гвардии, и поэтому погромов в ней не было.
Жители села Богандинского под угрозами вынуждены были рыть окопы для красноармейцев. Пулемётчики заняли высокие дома. Под наблюдательный пункт красноармейцы облюбовали колокольню. Это и решило судьбу храма в перестрелках. Рядом с храмом стояли лошади. Во время осады крестьян заставляли подвозить снаряды, пулеметы, подбирать раненых и убитых, кормить и перевозить красноармейцев.
Богандинский фронт протянулся от Муллашевских юрт до села Червишево. Красногвардейцы из пришлых мадьяр прятались за строения, за спины мирных селян. Горели дворы. Красноармейцы, захватив жителей, отступали в Тюмень, власть поменялась с приходом в израненное село войск Временного правительства.

Креативный настоятель храма рассказал об увлечении историей села и иронично отозвался о новом названии местности – Килки, потому что издавна сложилось название села – Богандинское. Поведал о традициях Прощённого Воскресения и о том, как распределяет своё время для посещения местных трудных заведений – колонии для несовершеннолетних и женского изолятора, где провёл интеллектуальные игры. Его недолгую беседу было приятно слушать, слова отразились светом в белизне шатра и оставили доброту в душах. О пророке Илие с улыбкой заметил, что тот не от царя ушёл в горную пещеру, а от коварной жены. От интеллектуального обаяния батюшки осталось ощущение доброго таланта, наполнившее маленькое помещение храма.
Прозрачностью скважинной свежести сияли пятилитровые бутыли с освящённой крещенской водой.

2018, 18 февраля, Килки – село Богандинское Тюменской области.

Источник

Храм во имя cвятого Пророка Илии с. Богандинское(Килки)

Подробная информация

О храме

ИСТОРИЯ ПОСТРОЕНИЯ КАМЕННОГО ХРАМА

Уже через 2 года, 21 сентября/4 октября 1903 года состоялась закладка нового каменного храма. День этот прихожане Свято-Ильинской церкви провели не как обычный воскресный день, а как храмовый праздник. Маленькая временная церковь не вмещала всех молящихся, так как к богандинским присоединились прихожане из деревни Княжевой, немало приехало из соседних приходов Тюменского и Ялуторовского уездов. Накануне состоялось всенощное бдение с величанием покровителю храма Пророку Илии, а в сам воскресный день литургия и чин закладки были отслужены пятью священниками с дьяконом. Пел хор из Тюмени. Отец Владимир Малиновский призвал прихожан жертвовать на постройку храма и не ослабевать в своем усердии в возрождении святыни. После литургии был совершен крестный ход, прочитана храмозданная грамота и совершен чин закладки храма. Успешно пошли сборы деньгами и хлебом по приходу, дважды – в 1905 и 1907 годах – отправлялись сборщики по всей епархии. Оказались расположенными к пожертвованиям тюменские и другие благотворители, купечество, и уже к 1908 году результат был налицо: новый, хороший каменный храм стоимостью около 18 тысяч рублей и новый колокол в сто пудов весом!

План храма выбран был удачно. Довольно просторный, снаружи он был покрыт по кирпичу светло-желтой краской, а внутри весь окрашен по штукатурке в бледно-голубой цвет и расписан живописью. На стенах – картины Нагорной проповеди и Всемилостивого Спаса. Очевидцы замечали, что при блеске свежих красок и позолоты храм выглядел весьма нарядно и даже богато. Арка, разделяющая его почти посередине, занимала немного места и не загораживала переднюю часть церкви для стоящих у входа богомольцев. В алтаре имелись диаконники – особые комнаты с боков алтаря – что представлялось весьма удобным и целесообразным. Пол в храме был цементный.

В июне 1908 года было получено разрешение епархиального священноначалия на освящение вновь построенного храма, которое и состоялось 22 сентября / 5 октября того же года. О торжествах по случаю освящения стоит рассказать подробнее.

В воскресенье, 21 сентября / 4 октября, по приезде в село благочинного, отца Авраамия Чемесова, подняли новый колокол на колокольню, и в 6 часов вечера его мягкие звуки призывали прихожан к вечернему богослужению. Толпами спешили нарядные богомольцы, оживленно и весело беседовали они, идя в свой новый храм. У них столько радостей: и церковь новая, и урожай хороший дал Господь Бог.

Истово и чинно проходило богослужение. Совершал его отец благочинный в сослужении двух диаконов: о. И. Жаркова из Тюмени и о. А. Кузовникова из с. Пышминское. На литию и полиелей выходили настоятель Владимир Малиновский, о. Стефан Унжаков из завода Успенского, о. Александр Серебренников из с. Мало-Балдинское, о. Александр Гикман из с. Мальковское и о. Кронид Олерский из с. Переваловское. Пел хор певчих из Тюмени.

Усердно молились собравшиеся в храме. Умиление и радость видны были на их лицах. Долго длилось бдение. Сменились поочередно священники, помазуя подходящих для целования храмовой иконы. Вот уже и богослужение кончилось, и огни наполовину погасли, а народ все подходил и подходил. Наутро, около 7 часов, зазвонили к ранней обедне в старом временном храме. Совершал литургию в нем о. А. Гикман. Рано собрался народ к молитве, чтобы занять лучшие места. В девятом часу начался звон к освящению нового храма. Священнослужители и певчие едва смогли пробраться к алтарю через толпу народа. Началось освящение храма, после которого о. благочинный сказал поучение. Проповедник говорил о благодатном воспитывающем значении святых храмов и в заключение помянул добрым словом всех потрудившихся в деле созидания этой церкви.

За литургией сказал поучение о. настоятель. Праздничное богослужение закончилось благодарственным молебном.

Неожиданно из толпы молящихся выступил один прихожанин из числа самых уважаемых и прочитал благодарственный адрес настоятелю о. Владимиру, в котором засвидетельствовал, что храм сей создался исключительно трудам, умению и энергии о. Владимира, и от имени всех прихожан принес ему глубокую благодарность. Едва он дочитал эти слова, как кругом со всех сторон понеслись благодарения о. Владимиру. Растроганный настоятель, в свою очередь, высказал благодарность прихожанам за этот неожиданный знак внимания к нему. Все это вышло так просто и неожиданно, что все невольно испытали чувство умиления. Впоследствии прихожане ходатайствовали перед Владыкой о разрешении поднести о. Владимиру наперсный серебряный крест по образцу синодального для священников. Крест был вручен о. Владимиру в следующем, 1909 году.

В этом же году священник Владимир Малиновский по просьбе Архиепископа Антония и ходатайству прихожан слободо-Емуртлинской церкви перешел на другой приход, в село Емуртлинское Ялуторовского уезда, для построения новой каменной церкви. В 1912 году за вклад в дело церковного строительства о. Владимир по случаю 50-летия священнической деятельности был награжден орденом Св. Владимира 4 степени и золотым наперсным крестом. Опытность его как строителя и украсителя православных церквей была отмечена Тобольским Архипастырем, Владыкой Антонием, который в знак своей признательности вручил ему свой портрет с собственноручной надписью: «Опытному строителю и любителю храмов Божиих о. Владимиру Малиновскому».

Слова отца Владимира, сказанные присутствующим на торжестве освящения храма богандинским прихожанам, в равной степени обращены и к нам: «До тех пор, пока будет совершаться в храмах Божия служба, не прекратится моление в церкви о блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего; о плодоносящих и доброделающих во святем и всечестнем храме сем… Будем же, братие и прихожане святого храма сего, день сей праздновать торжественно ежегодно, пока будем жить на свете, и заповедуем, чтобы и потомки наши также не забывали о нем и празднественною радостию вспоминали о нем в роды родов».
К началу

КОЛЕБАНИЯ ПРЕСТОЛОВ И АЛТАРЕЙ

августе 1915 года на Богандинский приход назначен был священник Герасим Шорец, перешедший на службу в Тобольскую епархию из Омска. Неслучаен выбор священноначалием именно этого пастыря для местного прихода. Отец Герасим был грамотным священником, осведомленным в вопросах противосектантской полемики, широко образованным и литературно одаренным человеком. Именно в таком проповеднике ощущалась нужда в Богандинке.

В 1909 году, когда настоятелем церкви стал о. Сергий Грибанов, вдруг выяснилось, что в приходе заявили о себе адвентисты. Сектанты обосновались в деревне Точкаловой около 1906 года. Они были переселенцами из Подольской губернии и состояли до этого времени в секте уже почти 10 лет. Приехав на новое место, они в религиозном отношении зажили обособленной жизнью: православного храма не посещали, к местному священнику с требами не обращались. Некоторое время духовенство двух соседних приходов было в неведении относительно этой секты. Богандинский клир даже полагал, что Точкалова не принадлежит их приходу, тем более, что от Богандинки ее отделяло расстояние в 25 верст. Между тем точкаловцы устроились своей религиозной общиной, хотя она и не была официально зарегистрирована, завели свои молитвенные собрания под руководством пресвитера и диакона, которыми руководил из Омска глава адвентистов Г.К. Лебсок. В 1913 году точкаловцы подали несколько прошений об отчислении от православия.

Приезжавший из Тобольска противосектантский миссионер посетил сектантов в 1913 году, полемизировал с Лебсоком, находившимся тогда в общине, но какого-то положительного результата не достиг: никто из точкаловцев не раскаялся в своем заблуждении. Молодой и неопытный местный священник о. Сергий Грибанов не обладал достаточными знаниями об адвентизме, да и был сильно загружен делами по приходу и преподаванием в школах Закона Божия. Поэтому систематической работы по искоренению ереси не велось. Сменивший о. Сергия в 1914 году священник Константин Ребрин был настоятелем прихода всего один год. И когда в 1915 году здесь появился о. Герасим Шорец, то в числе первых задач он поставил противосектантскую работу. Результатом ее стала статья, появившаяся в 1916 году в «Тобольских епархиальных ведомостях» под названием «Адвентистское предсказание о пропаганде адвентизма в Тобольской губернии».

Несмотря на появление сектантов, которые стали скорее заботой для местного священника, село, находящееся в российской глубинке, жило неспешно и спокойно. Где-то боролись кадеты, эсеры и большевики, случались социальные катаклизмы, назревал Октябрьский переворот 1917 года… А здесь крестьянин пахал землю и сеял хлеб, по праздникам молился в церкви, растил детей. И как раз последнее обстоятельство заставляло прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а опытный пастырь-священник помогал разобраться в бурном водовороте предреволюционных событий, направлял, советовал, предупреждал…

Узнав из газет, что в Петрограде при Министерстве Народного Просвещения образовался Комитет по народному образованию, который постановил стеснить преподавание Закона Божия, а из новых школ его изгнать, отец Герасим со своими прихожанами написал статью «Крестьянский протест», которая была опубликована в тюменской газете «Свободное слово» в августе 1917 года:

«Такое постановление государственного комитета мы считаем оскорбительным для нашего религиозного чувства и в корне неправильным. Нам все твердят, что «народное право», потому прежде чем решать этот вопрос, необходимо было справиться, что думает об этом русский православный народ – державный хозяин земли Русской… Все нестроения и смуты в нашей дорогой Отчизне мы объясняем тем, что наши партии основательно забыли о Боге и о Его высшей правде. Никто из состава Временного правительства, никто из состава Совета Рабочих и Солдатских депутатов ни разу в своих собраниях к армии не вспомнил о Боге. А посему все их воззвания остались гласом вопиющего в пустыни, а Родина стоит на краю гибели. Вот к чему приводит забвение Бога… Признавая, что Россия достигла величия и славы только благодаря православной вере, что, только благодаря религии русские люди всегда отличались глубоким патриотизмом и стойкостью в защите Родины, что религиозное обучение есть краеугольный камень всякого образования, что только оно дает истинное понятие о христианских – свободе, равенстве и братстве, мы единогласно постановили: во всех школах – низших, средних и высших – преподавание Закона Божия для православных учеников должно быть обязательным. Против другого решения этого вопроса мы протестуем и категорически заявляем, что народных учителей, которые осмелились бы настаивать на изгнании Закона Божия из школы, мы не примем в школы, находящиеся в нашем приходе, а найдем учителей по сердцу своему. Никогда и никому мы не позволим воспитывать наших детей в плохо скрываемой вражде к религии: все школы будут в полном нашем ведении с правом выбора учителей и надзора за обучением».

«Крестьянский протест» не достиг цели. Время было таково, что рушился веками сложенный привычный уклад жизни, ниспровергались самые основы жизни и веры русского человека. Настал все-таки и для богандинцев тот день, когда и их село не миновала «богандинская трагедия».
К началу

ЛИХОЛЕТЬЕ БЕЗБОЖНЫХ ДНЕЙ
(1919 – 1930)

ильно пострадавшая от обстрела во время отступления красных Ильинская церковь была приведена в подобающий вид уже к сентябрю 1918 года. Несмотря на многочисленные выбоины и повреждения, крепко сложенный храм выдержал, связь в стенах осталась непорванной и, по заключению техника, исправления не представляли особой трудности. Кладбище, находившееся вблизи храма, также было приведено в порядок, а поцарапанные пулями иконы оставили на память потомству о пережитых тяжелых днях осады села. Недолгой была власть Сибирского правительства. Уже через год соотношение сил изменилось в пользу красных, и к лету 1919 года через Богандинское к Омску потянулись отступающие части Белой армии. Отец Герасим Шорец, поступив полковым священником, оставил приход и ушел с отступающими войсками. В Пророко-Ильинскую церковь был назначен настоятелем иерей Александр Тутолмин, который тоже вскоре эвакуировался. Так к 1920 году Богандинская церковь осталась без пастыря. Собравшись на церковный сход 5 января 1920 года, прихожане Богандинки решили просить на свой приход бывшего настоятеля, ныне беженца, протоиерея Владимира Малиновского. Престарелый отец Владимир тоже был не против вновь стать здесь священником, о чем 13 апреля 1920 года послал прошение в Тобольский Епархиальный Совет. 1 апреля в Богандинское вернулся и отец Герасим Шорец и тоже донес Епархиальному Совету, что прибыл к месту служения и приходом принят. Кого из бывших настоятелей Епархиальный Совет утвердил на приходе, неизвестно, но в 1923 году иерей Герасим Шорец состоял священником Усть-Ламенской церкви Ишимского уезда, а позже его имя встречается среди клириков Пророко-Ильинской церкви г.Тюмени. Скорее всего, служить ему в Богандинском храме больше не пришлось. В 1922 году настоятелем Пророко-Ильинской церкви с.Богандинское значится священник Феодор Твердышев, 39 лет, а псаломщиком – 21-летний Герман Баталов. Можно предположить, какие трудности пришлось выдержать отцу Феодору в это неспокойное время!

После Декрета об отделении церкви от государства от 23 января 1918 года, узаконившего гонение на верующих, новым правительством были предприняты попытки спровоцировать духовенство и всех верующих на открытое выступление против советской власти. Но в начале 1922 года была взята на вооружение новая тактика борьбы с Церковью: расколоть ее изнутри. Так весной 1922 года возникло реформистское движение «Живая Церковь». В народе его представители получили название «живоцерковников» или «живцов». Патриарх Тихон не признал обновленчества, в ответ на это живоцерковники «лишили» его сана. Этот раскол всячески поддерживала большевистская партия, а органы ГПУ искусно им руководили. Вскоре и в Тюменской губернии было создано обновленческое Тюменское Временное Церковное управление (ТюмЦУ). Это совпало с шумной акцией советского правительства – изъятием церковных ценностей.

10 июля 1922 года уполномоченным уездных комиссий по изъятию ценностей Кругловым в присутствии настоятеля Феодора Твердышева, членов церковного совета, представителей верующих и волисполкома были изъяты ценности из Богандинской Пророко-Ильинской церкви общим весом 39 фунтов. В протоколе указаны предметы, изъятые из церкви: две серебряных позолоченных ризы с икон Илии Пророка и преп.Феодосия Печерского, две серебряных Чаши и два дискоса, две тарелки, две звездицы, один ковшичек, серебряный напрестольный крест и обложка Евангелия. Во временное пользование вплоть до замены на изделия из неблагородного металла были оставлены один серебряный крест, ложечка и две тарелочки.

Подключилась к травле священников и тюменская газета «Красное знамя», в которой в 1929 году была опубликована статья против настоятеля богандинской церкви Андрея Страхова «Поп обжуливает деревню». Она оканчивалась таким призывом: «С церковью крестьянам Богандинки надо поступить так же, как поступила дер.Парфенова, передавшая церковь под клуб, Княжева, устроившая в церкви культурное учреждение, Мыс, Яр, Друганова, Успенка, Головина, занявшие помещения церквей под школы. От этого мероприятия для населения будет больше пользы. К тому же население избавится от лишних дармоедов и обманщиков, именуемых попами, которые на народной темноте и невежестве жиреют».

Идеологическая антирелигиозная работа развернулась к концу 1929 года с особой силой. На волне коллективизации удалось заставить замолчать недовольных Советской властью.

VВ Богандинском появились первые раскулаченные и сосланные. Остальные, запуганные, либо молчали, либо примкнули к «большевистскому меньшинству» в надежде уцелеть. Коммунисты, наконец, оказались «на коне»: в 1930 году они рапортовали о результатах своей работы по коллективизации и антирелигиозной пропаганде: «Все население отказалось от церкви, некоторые крестьяне сняли иконы».

В 1930 году церковь в селе Богандинское была закрыта.
К началу

СВЯТО-ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

а годы советской власти Ильинский храм пришел в такое плачевное состояние, в каком не был даже во время военных действий в период Гражданской войны. Жители села Богандинское, нынешние прихожане церкви, вспоминают, что вначале здесь устроили лесопилку, в воздухе стоял шум и грохот от постоянно работающего мотора. В 60-е годы в церкви разместили склад для минеральных удобрений и хранили селитру, которая так впиталась в стены, что до сих пор разъедает их. В помещении, где сейчас находится кабинет священника и бухгалтерия, устроили кузницу: стены были пробиты, стоял горн. А позднее, в 1967-68 годах, сюда перевели тракторную бригаду.

Вид обезглавленной полуразрушенной церкви, которую с завидным упорством коммунистическая власть вела к полному уничтожению, заставлял содрогаться не только верующих людей, но и людей, хотя бы просто не равнодушных к истории своего края. В 1972 году в газете «Тюменская правда» появилась заметка депутата Райсовета Т. Новикова:

«На самом видном месте, перед въездом в село, стоит церковь. Прекрасный архитектурный памятник старины, выполненный в стиле русского барокко. Здание с любой стороны села выглядит довольно-таки величественно. Особый интерес представляет роспись стен и сводов.

Но вот что жаль: в настоящее время церковь находится в плачевном состоянии. Роспись стен и потолков потускнела, потеряла свои цвета. И все потому, что здание отведено под кузницу и склад минеральных удобрений.

В летнее время через село проходят и проезжают туристы, но многие из них только на какое-то время останавливаются возле церкви, а внутрь не заходят. Что там делать, если во всю гремит молот. Не мешать же».

О своей первой встрече с Ильинским храмом рассказывает настоятель Всехсвятской церкви г.Тюмени иерей Андрей Сбитнев:

«Первая моя встреча с Ильинским храмом состоялась еще в юности. Это было в 70-х годах. Мне тогда было 13-14 лет, учился я в школе. Стояло лето. Мы с классом отправились в поход. Шли по проселочной дороге. Пересекли тракт в районе с. Килки. И вдруг увидели необычную картину: перед нами стояла церковь. Меня тогда поразил ее вид. Заброшенная, полуразрушенная, на крыше – разросшиеся кусты, окна заколочены… Вокруг церкви – высокий бурьян. Храм возвышался над сельским простором и выглядел довольно плачевно…»

Протоиерей Валерий Гордеев был одним из организаторов восстановления храмов в Тюменском районе в 80-х годах. Таким он увидел Ильинский храм перед началом его восстановления:

В 1987 году было большое наводнение. Дорогу на деревню Пышминку, находящуюся рядом с Килками, размыло. Поступило распоряжение возить землю от церкви для подсыпки на эту дорогу. Вывезли столько земли, что место у церкви превратилось в карьер. Жители подходили к работающим и говорили им: «Что вы делаете? Здесь же косточки священников!» Пока стояли экскаваторы, люди рассматривали землю, нет ли останков, костей, чтобы их захоронить. Кто знает, может быть, и сегодня прах этот на дороге?
К началу

ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТО-ИЛЬИНСКОГО ХРАМА

Восстановление церквей в Тюменской области началось в 80-е годы с Тюменского района, где главой администрации был в то время Валерий Алексеевич Бугаев. То, что происходило в Тюменском районе, было прецедентом не только для Тюменской области, но и для всей России в целом. В 1986 году, когда здесь начали восстанавливать церковь в с. Успенка, в Москве еще и не помышляли о передаче храмов их законным владельцам – верующим. Постепенно такие примеры стали появляться только после празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году, и процесс этот был трудным и долгим.

Настелили пол, сделали временный иконостас. Люди, строившие дома поблизости от церкви, заходили в храм и предлагали свою помощь, в основном – стройматериалами: цементом, кирпичом. Так постепенно преображалась церковь.

Однако не зря сказано святыми отцами, что всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение. Благое дело возрождения православных святынь не обошлось без искушений и для главы администрации. Недоброжелатели из райкома партии, воспользовавшись нетипичным для коммуниста поступком Бугаева, решили исключить его из членов КПСС и тем самым сместить с должности главы района. Однако с преимуществом в один голос он был оставлен и в партии и, следовательно, в своей должности. А 21 апреля 2001 года Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием ему был вручен орден Даниила Московского 3 степени за его деятельность по возрождению православных храмов. Из расположенного рядом с Килками поселка Винзили все чаще стали приезжать люди, предлагавшие свою помощь. Так в храме в 1991 году появилась Валентина Анисимовна Исакова, ставшая первой старостой церкви. В прошлом начальник планово-экономического отдела, она, благодаря своей деловой хватке, смогла собрать и сплотить вокруг себя людей, которые сначала были просто «прохожими», но вскоре стали прихожанами. Они духовно сроднились, возрождая к жизни Божий храм. Матушка Валентина, как звали ее прихожане и работники храма, была старостой 10 лет. В марте 2002 года она скончалась. Своим примером она только подтверждала тот факт, что, сколько бы ни искореняла власть веру из душ человеческих, этого ей сделать не удалось. Оба деда Валентины Анисимовны служили в церкви: один священником, другой – псаломщиком. В годы сталинских репрессий ее мать была осуждена по 58 статье как дочь церковнослужителя. Но несмотря ни на что, она смогла вырастить своих детей верующими людьми. Потом и сама Валентина Анисимовна стала делиться с прихожанами знанием церковного этикета, помогала многим людям воцерковиться и познать Бога. Работы было очень много, но она не падала духом. Постоянно шла стройка: привозили кирпич, копали колодец, строили дом для священника.

Хотелось бы еще раз особо отметить людей, вложивших свой вклад в возрождение храма Пророка Божия Илии. Глава района В.А. Бугаев выделил на это дело сто тысяч рублей. Самым первым благотворителем был коллектив Силикатного завода (генеральный директор – Черепанов Владимир Иванович). На восстановление храма им было пожертвовано 33 тысячи штук силикатного кирпича, выделено 360 тысяч рублей на покупку церковной утвари, облачений для священника и свечей; сделаны ворота и калитка в ограде храма. Глава администрации п. Боровский Александр Васильевич Крупин помог провести паровое отопление в новой трапезной, оказал содействие в побелке храма и трапезной, устройстве кровли на этих зданиях.

Руководитель ЗАО «Пышмаавтодор» Сергей Иванович Зюзгин выделил технику для работ на территории храма.

Семья Тарасенко пожертвовала личные сбережения на сумму 1 тысяча рублей, оплатила столярные работы в трапезной на 16 тысяч рублей. Наружная штукатурка храма тоже оплачена из ее личных средств.

Директор ОАО «Транзит» п. Богандинского Леонид Александрович Скрябин в течение нескольких лет помогал храму стройматериалами. Руководитель ЗАО «Интерагротранс» Вадим Васильевич Юрченко оказал значительную помощь в строительстве трапезной, общая сметная стоимость которой составила 60 тысяч рублей. Бригада каменщиков из Ялуторовска в количестве 11 человек работала все лето, выполняя сложные работы. Трудились и в субботние дни.

Производственное объединение «Кооппром» (директор – Владимир Михайлович Володин-Самойлов) помогло выполнить работу по каменной кладке ограды. Коллектив «Кооппрома» пожертвовал для церкви большой колокол стоимостью 11280 рублей. Работой по подвешиванию колоколов руководил В.М. Володин. Силами «Кооппрома» был выполнен ремонт стен внутри храма, а его электрики произвели монтаж и ремонт электропроводки. Для покупки паникадила «Кооппром» пожертвовал 6 тысяч рублей, а «Пышмаавтодор» – 5 тысяч. Простые люди также вносили свою лепту: кто 5 рублей, кто 50. Одна бабушка, уроженка с. Богандинское и прихожанка еще «старой» церкви, бывшей в селе до 1930 года, ныне живущая в Созоново, отдала на восстановление храма всю свою пенсию за месяц. Так Свято-Ильинский храм возрождался к жизни.

Пока не было своего настоятеля, в Богандинское приезжали служить 1-2 раза в месяц священники из Тюмени, в основном, из Всехсвятской церкви. В первое время после открытия церкви им приходилось крестить по воскресеньям 50-60 человек. В 1991 году на Ильин день крещение приняли 150 человек, а в 1998 году на реке Пышме крестилось 204 человека. О первом крещении на реке Пышме в престольный праздник 1998 года вспоминает иерей Андрей Сбитнев, настоятель храма Всех святых г. Тюмени: «Храм был переполнен людьми. Стояла чудесная летняя погода. После праздничной литургии люди с хоругвями и иконами крестным ходом двинулись к реке Пышме, где впервые после семидесятилетнего советского безверия состоялось крещение.

Это был исторический момент! Люди испытывали особую благодать и радость. Желающих креститься было очень много. Одного за другим я окунал в воду крещающихся, и невозможно было закрыться от ярких солнечных лучей. Солнце стояло в зените и все время светило прямо в затылок. На какой-то миг мне даже показалось, что моя голова не выдержит, и я тоже упаду в воду. Крещение продолжалось 3-4 часа. Но Господь дал силы!» Постоянного священника храм ждал долго. Наконец, на Петров пост 1999 года сюда прибыл иерей Сергий Швалев, ставший здесь первым настоятелем после почти семидесятилетнего перерыва.

В это время стали складываться основные направления работы прихода: духовное окормление дома-интерната для престарелых, воинских частей, детского дома, просветительская работа среди населения. Свято-Ильинский приход вскоре стал объединяющим началом в Тюменском районе.

В 2001 году иерей Сергий Швалев был переведен на новое место служения – в Знаменский собор г. Тюмени, и с марта этого же года на приходе появился новый настоятель, иерей Олег Квашнин.

45-тысячное население близлежащих поселков остро нуждается в духовном окормлении. В поселке Винзили сосредоточено несколько учреждений с неблагоприятным социально-психологическим фоном: детская колония, областная психиатрическая больница и психоневрологический интернат, дом престарелых. И здесь помощь священника просто необходима. В поселках Винзили и Богандинский нет даже часовен. Поэтому Свято-Ильинский храм с. Богандинское стал средоточием духовной жизни для них.

Просветительская работа на приходе осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, это работа с детьми. И хотя воскресным школам поселков Винзили и Боровский предстоит еще развиваться и совершенствоваться, в них уже есть свои традиции. Кроме обычных занятий по воскресеньям, где изучается Закон Божий и проходят творческие уроки, дети готовят постановки к праздникам Пасхи, Рождества, Архангела Михаила и Святителя Николая Чудотворца. Вместе с батюшкой они приходят на Рожество и на Пасху в детскую колонию и дом престарелых, дают концерты в поселковом ДК и детском саду. Летом на приходе организуются детские православные лагеря: для младших школьников и для старшеклассниц, недалеко от храма на турбазе «Газовик». Жизнь детей насыщена экскурсиями, встречами с интересными людьми, паломническими поездками. В течение 2005 года они побывали несколько раз в Тобольске, а также в Екатеринбурге и Чимеево. Летом часть из них ездила вместе со взрослыми и священником в Дивеево. Надолго запомнятся и детям, и взрослым богослужения в Троицком храме, купание в святых источниках, экскурсии по Дивеевской обители, исполнение Богородичного правила на Канавке Царицы Небесной, несение послушаний в монастыре. С 2005 года девочки воскресных школ поселков Боровский и Винзили принимают участие в епархиальном фестивале детских хоровых коллективов «Духовная песнь православной Сибири». На Рождество они выступают в праздничном концерте в тюменской филармонии. С 2007-2008 учебного года занятия воскресной школы стали проходить в помещении приходского дома при храме, в двух классных комнатах. На начало года в воскресной школе насчитывалось 30 воспитанников Свято-Ильинский приход первым среди прочих приходов выступил с инициативой проведения детских миссионерских рейдов. В течение трех лет проводились такие рейды по реке Пышме. В середине лета дети вместе со священником отправлялись в сплав по маршруту: с. Успенка – с. Червишево – с. Онохино – с. Головино – с. Богандинское. В ходе этого рейда они знакомились с родным краем и его природой, в каждом селе, останавливаясь на отдых, ребята участвовали вместе с о. Олегом в молебнах и Божественной Литургии, исповедовались и причащались. Надолго запомнится им и встреча с учебным центром «Аванпост», где дети разбирали автоматы, учились скалолазанию, рукопашному бою, стреляли из винтовок.

Просветительская работа на приходе включает в себя и катехизические беседы с крещаемыми, где они знакомятся с основами православной веры, изучают основные молитвы, заповеди Божии. С храмом тесно сотрудничает корреспондент областного телевидения и радио Ольга Огнева. Ею освещаются все важные события в жизни прихода. Особое внимание вызывает детская воспитательная колония в п. Винзили, в которой содержится около 300 воспитанников. Священник регулярно посещает ребят, беседует по отрядам с заключенными, после чего многие изъявляют желание покреститься или исповедоваться. В начале богослужения проходили в специально оборудованной комнате колонии. После нескольких визитов сюда Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия и главного федерального инспектора по Тюменской области С.И. Сметанюка решено было построить на территории колонии часовню, которая с благословения Владыки была освящена в честь святого благоверного князя Александра Невского. Изнутри и снаружи она окрашена в белый цвет, а верх часовни увенчан красивым куполом. Светлая новая часовня украсила собой серую территорию колонии с ее вышками, колючей проволокой и казармами. Один взгляд на этот маленький островок Вечности обращает мысли заключенных к Богу, помогает скрасить серые будни мыслями о красоте и совершенстве Божьего мира. Запах ладана, церковные песнопения, особая обстановка в храме возвышают душу человека и меняют ее к лучшему. Заключенные привыкают к общению со священником, узнают новую жизнь, с которой на свободе они практически не были знакомы. Церковные традиции, пусть и неосознанно, пользуются у осужденных неизменным уважением. С охотой участвуют они в Рождественском и Пасхальном творческих конкурсах, занимаются благоукрашением храма.

Свято-Ильинским приходом окормляются и воинские части, расположенные вблизи п. Богандинского. В них священник служит молебны перед принятием воинской присяги, беседует в казармах с военнослужащими. Стала доброй традицией их помощь в проведении праздника Крещения Господня на реке Пышме. С помощью солдат строится часовня из снега на берегу, ставятся и охраняются палатки для желающих окунуться в ледяную купель. На территории воинской части №10 проживает много верующих прихожан. С осени 2003 года при местном ДК для них открыта специальная молельная комната. На Пасху и Рождество Христово проводятся концерты для военнослужащих в ДК воинской части. С просьбой о строительстве часовни на территории воинской части №10 выступили прихожане храма, собрав 150 подписей, и сейчас этот вопрос рассматривается руководством части. В доме престарелых «Пышма» и психоневрологическом интернате в специально оборудованных комнатах проходят встречи со священником один раз в неделю. В интернате по инициативе врача Тюменского духовного училища Д.Н. Дурыгина действует православное сестричество. Группа сестер милосердия состоит из трех человек, прихожанок Свято-Ильинского храма. В отделениях для алкоголиков и умственно отсталых детей психбольницы священник бывает обычно в дни приезда семинаристов и на главные церковные праздники с воскресной школой.

Не забыты и небольшие деревни, составлявшие ранее приход Свято-Ильинского храма. Отрадным явлением было строительство часовни в честь апостолов Петра и Павла в деревне Железный Перебор, которая была освящена 10 июля 2005 года протоиереем Сергием Швалевым, благочинным Тюменского округа. Раз в две недели священник служит здесь акафист.

На границе Тюменского и Ялуторовского районов по благословению Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия установлен поклонный крест высотой в 12 метров. На его освящении присутствовали руководители предприятий поселков Винзили и Боровский, дети воскресной и музыкальной школ п. Винзили.

Храм пророка Божия Илии постепенно преображается, благоукрашается. Перед престольным праздником 2002 года была воссоздана в историческом виде колокольня. Сейчас идут работы по реконструкции кровли и центрального купола, положен новый гранитный пол, мастерами из г. Новочебоксарска изготовлены напольные киоты, заменены все двери в храме, пишутся иконы для нового иконостаса. Восстановление храма идет за счет личных пожертвований прихожан. Большую помощь Свято-Ильинской церкви оказывают Денис Григорьевич Кайгородов, генеральный директор ОАО «Ялуторовскавторемонт»; вице-президент Тюменской Торгово-Промышленной Палаты Эдуард (Давид) Раильевич Абдуллин; Управляющий «Альфа-банком» Максим Николаевич Овсянников; генеральный директор ЗАО «Деозал» Александр Николаевич Зайков; начальник компрессорной станции №11 п. Богандинский Виктор Владимирович Симонов. 2006 год стал особым годом для Свято-Ильинского храма. 150 лет назад в с. Богандинском была построена первая деревянная церковь в честь пророка Божия Илии. В 2007 году на пасхальной неделе, в среду, 11 апреля, в селе Богандинское состоялось долгожданное и радостное событие. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил великое освящение Свято-Ильинского храма.

Составлено по книге Д.М. Арутюновой
«Обретение святыни. История Свято-Ильинского храма с. Богандинское»

Адрес:
627020, Тюменская обл., Тюменский р.
с.Богандинское(Килки), ул.Новоильинская, 10

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *