храм в шубино угличского района
Воскресенское (Шубино). Церковь Воскресения Христова.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Есть предание и свидетельства, что церковь села Воскресенского на реке Волге до 1779 г. находилась на самом берегу Волги, на расстоянии почти 1 версты от занимаемого теперь селом места. Там была церковь деревянная; остатки иконостаса из той церкви сохраняются и до ныне. Часто тревожимые водоразлитиями реки Волги священнослужители перемещены были на настоящее гористое место, сюда же перенесена и церковь. Особо чтимые святые иконы: Казанской Божией Матери и во имя Корсунской Богоматери.
Земли при церкви 36 десятин, 3 десятины усадебной, пахотной 12 десятин, сенокосной 15 десятин и 6 десятин поросшей мелким кустарником и дровяным чернолесьем. Сверх всего, в 1800 г. пожертвовано угличским купцом А. Татарниковым два участка земли (по правую сторону р. Волги) в 80 десятин 910 кв. саж. в пользу церкви и причта: вдов и сирот его. Капитала церкви в билетах 1073 руб. Дома, принадлежащие церкви: школа, здание деревянное, крыто железом; дом для жительства священника под железом и отдельно двор; дом для диакона со двором; дом для псаломщика со двором и церковная сторожка. Приход села составляют 15 деревень, из них 12 принадлежат к Мышкинскому уезду, расположены по левую сторону Волги, а 3 деревни по правую сторону и принадлежат к Угличскому уезду. В самом селе Воскресенском жительствуют только причт и церковный сторож. Село расположено на горе. Прихожан муж. пола 641, 770 жен. и всего 1411 душ. Препятствует сообщению во время ледоходов и бурь. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик; капитала причтового в билетах 6139 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Храм в честь Воскресения Христова, подворье Богоявленского женского монастыря г. Углича в с. Воскресенское подворье епархиального женского монастыря
История
Церковь села Воскресенкого, что в Поречне (ныне сельское поселение), – каменная, одноэтажная, разделенная на теплую и летнею, с такой же колокольней. Кровля алтаря храмов и колокольни покрыты листовым железом и окрашены зеленною краскою-медянкою. Здание церкви имеет наверху кровли купол с 12-ю большими окнами: длина окна 5 1/4 аршина, высота – 2 1/4 аршина.
Церковь украшена большой главкой, по бокам четыре купола средней величины. Главы куполообразной формы. На главе купола и четырех боковых главах – железные, прочно кованые вызолоченные кресты, которые поддерживаются цепями. На колокольне имеется железный скованный купол, на нем глава с вызолоченным крестом.
Все главы и купол на колокольне покрыты алюминием. Вся церковь и колокольня снаружи оштукатурены и побелены. Внутри всего храма вместо потолков наладится каменный свод. Внутренность храмов оштукатурена и украшена художественной живописью масляными красками.
Иконостас в главном престоле весь резной, художественной работы, вызолочен. Два малых иконостаса одинакового размера. Теплое зимнее отделение храма отапливается четырьмя изразцовыми печами.
В настоящее время храм находится в плачевном состоянии. Нет окон, остатки стекол находятся в 12-и больших окнах главного купола, в теплой части храма пол прогнил и местами провалился. От центрального иконостаса остался только скелет, нет икон, местами осталась резьба и позолота, а иконостасы приделов находятся в таком же состоянии.
На колокольне находится единственный колокол, который сумели отстоять местные жители. Председатель колхоза уговорил оставить колокол, как пожарный. Сейчас сей колокол созывает на службу прихожан деревень находящихся в округе.
Внутри колокольни не осталось полов и перекрытий, так как в советское время дети разожгли костер, пожар от которого сжег все балки. Когда снимали колокола, для того чтобы скинуть большой колокол, пришлось разобрать часть кладки. Глядя на колокольню, это хорошо видно. На земле находится еще не зажившая рана тех времен – воронка от упавшего большого колокола.
В настоящие время храм Воскресения Христова является подворьем Богоявленского женского монастыря. Стараниями Игумении Антонины в храме введутся восстановительные работы, но самое важное для храма – это постоянная служба. Божественная литургия совершается каждое воскресение.
с. Воскресенское на Волге и деревни прихода, Мышкинский у. / д. Воскресенское, Угличский р-н
#1 Татьяна Миролюбова
СЕЛО ВОСКРЕСЕНСКОЕ, ЧТО НА ВОЛГЕ (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА) МЫШКИНСКОГО УЕЗДА,
НЫНЕ ДЕРЕВНЯ ВОСКРЕСЕНСКОЕ УГЛИЧСКОГО РАЙОНА
Посмотреть фотографии храма и почитать о нем можно еще в интернете http://www.temples.r. rd.php?ID=14842
#2 Darya V
Модератор. Совет ЯрИРО
Ярославль, 1908 год:
О приходе села Воскресенское на Волге Мышкинского уезда, 1908 год.jpg 168,93К 22 Количество загрузок:
#3 Татьяна Миролюбова
ЯЕВ официальная часть № 36 от 4 сентября 1865 года.
#4 Татьяна Миролюбова
Список высочайше утвержденных приходов, 1878 год
а) Казанская в селе Георгиевском
б) Никольская домовая гг. Скрипицыных
в) Воскресенская в селе Воскресенском что на Волге
В приходе состоят селения: Георгиевское, Медведково, Ершево, Ушаково, Осеево, Болотеино, Фетеево, Хорилово, Сизово, Рыково, Ивашково, Нероново, Новоершево, Шемякино (должны быть в заведывании причта Казанской церкви), сельцо Кокаево, Морозово, Яковлевское, Лошкино, Лисицыно, Баранцево, Горки, Николякино, Шубино, Налуцкое, Пантелеево, Авдотьино, Угличского уезда: Челганово, Васильково, Баскачи, сельцо Нестерово ( в заведывании причта Воскресенской церкви).
Настоятель 1
Помощник 1
Псаломщиков 2
#5 Марина Чебаненко
#6 Татьяна Миролюбова
ЯЕВ официальная часть № 32 от 6 августа 1880 года
#7 Татьяна Миролюбова
Журналы Мышкинского уездного земского собрания, очередная сессия 1881 года.
л. 8-10 Отчет по училищам.
В период 1880 и 1881 учебнаго года мышкинское уездное земство содержало следующие начальныя училища.
Кроме вышеозначенных училищ, в уезде есть еще школы, которые содержатся на частные средства.
Четыре церковно-приходских училища, а именно: новоникольское, воскресенское на Волге, введенское на Ляму и хоробровское, которые помещаются в домах священников и содержатся на их средства, с пособием от министерства народнаго просвещения.
л. 11-12 Общая ведомость о количестве учащихся в начальных школах Мышкинского уезда за 1880 и 1881 учебн.год
л. 16 Вечернее заседание 6-го сентября 1881 года.
#8 Татьяна Миролюбова
Журналы Мышкинского уездного земского собрания, очередная сессия 1884 года.
л. 18 Заседание 3-го октября.
9) По просьбе священника, учредителя воскресенскаго что на Волге церковно-приходской школы, об оказании денежнаго пособия на учрежденную им школу, постановлено: в пособие означенной школе, по примеру двух других церковно-приходских школ, дать 20 руб., которые и внести в смету.
л. 26 Ведомость о количестве учащихся к 1-му января 1884 года.
ЯЕВ № 18 от 29 апреля 1885 г. Ч. офиц. С. 141
О принятии в ведение совета Православного церковного братства святителя Димитрия Ростовского чудотворца, церковно-приходской школы в селе в Воскресенском на Волге, Мышкинского уезда, с преобразованием в одноклассную школу с утверждением основателя оной, священника Василия Васильевского законоучителем и учителем, а дочери его Ольги Васильевской помощницею.
#9 Татьяна Миролюбова
ЯЕВ № 23 от 6 июня 1888 года, официальная часть
Список членов Православнаго Церковнаго Братства Святителя
Димитрия Ростовскаго Чудотворца в г. Ярославле за 1887 год.
100. Васильевский Вас., священник с. Воскресенскаго на Волге Мышк.у.
#10 Татьяна Миролюбова
ЯЕВ № 26 от 25 июня 1890 года, официальная часть
Краткие сведения о церковно-приходских школах Ярославской епархии за 1888/89 учебный год
79) Воскресенская на Волге
#11 Татьяна Миролюбова
ЯЕВ № 27 от 2 июля 1890 года, официальная часть, с. 213
Об утверждении в должности церковных старост по выборам прихожан, произведенным с согласия
местных причтов, при посредстве благочинных, Ярославским Епархиальным Начальством
утверждены в должности церковных старост
по Мышкинскому уезду:
#12 Татьяна Миролюбова
ЯЕВ, официальная часть, 1892 год
Отчет о состоянии церковно-приходских
и домашних школ по Ярославской Епархии
за 1889/90 год
(выдержки)
. Законоучители и учители ц.-приходских школ Мышкинскаго уезда учебное дело вели усердно и правильно. Особенною ревностию из числа преподавателей отличались. законоучитель и учит. Воскресенской на Волге школы свящ. М.Сперанский («обнаружил величайшую и уже увенчавшуюся успехом заботливость об устроении для заведуемой школы собственнаго помещения, заявил себя усердным и умелым преподавателем»). Так как в каждой из школ Мышкинскаго уезда при священниках-законоучителях были помощники или помощницы, опущений в школьных занятиях не происходило.
Отчет о состоянии церковно-приходских
и домашних школ по Ярославской Епархии
за 1889/90 год
(выдержки)
#13 Татьяна Миролюбова
Журналы Мышкинского уездного земского собрания, очередная сессия 1893 года.
л. 101-102 Список церковно-приходских школ в Мышкинском уезде за 1892/3 учебный год.
#14 Татьяна Миролюбова
ЯЕВ официальная часть № 34 от 23 августа 1894 года.
Ярославским Епархиальным Начальством представлен был к благословению Святейшаго Синода с грамотой:
#15 Татьяна Миролюбова
Журналы Мышкинского уездного земского собрания, очередная сессия 1896 года
Ведомость об училищах и школах с показанием волостей и селений
п. 10 Муравьевская волость
Воскресенская церковно-приходская школа (с. Воскресенское на Волге)
Число учащихся 53 чел.
Назначено на жалованье законоучителю 30 руб., учителю 200 руб.
УгФГАЯО ф. 90 оп. 2 д. 11 Метрические книги церкви села Кабаново Мышкинского уезда.,1890-1904.
л.161 Запись о венчании от 21 апреля 1896 года.
В качестве поручителя жениха указан учитель Воскресенской на Волге ЦПШ Александр Шестернин.
Фотография с экспозиции Тютчевского дома в Мышкине.
Церковно-приходская школа в селе Воскресенское на Волге.
#16 Татьяна Миролюбова
Всеобщая перепись населения 1897 года.
с. Воскресенское на Волге.
#17 Татьяна Миролюбова
Всеобщая перепись населения 1897 года.
с. Воскресенское на Волге.
1. Торопов Николай Владимирович, хозяин, 67 лет, из священнослужит., род. Яр.губ. Молог.у. Марьино, грамот., из семинарии 1 кл., богослужение, диакон, земледелец
2. Торопова Анна Степановна, жена, 65 лет, дух.звания, из с. Георгиевского, грамот. обуч. у отца, при муже
3. Березина Ольга Степановна, свояченица хозяину, гостья, 77 лет, вдова, дух.звания, род. с. Георгиевское, прож. с. Архангельское, времен.пребывает, живет при зяте, грамот. у отца
4. Царевская Мария Александровна, двоюрод.внук № 1, гостья, 10 лет, дух.звания, род. г. Углич, живет пост. Углич, обучается у дедушки, на содержании бабушки
5. Баскова Анна Луканеева, 21 год, прислуга хозяина, из госуд.крестьян, грамот. у диакона, земледелица при отце, прислуга хозяина
6. Поройкова Марья Николаевна, 33 года, племянница, девица, дух.звания, род. Мышк.у. с. Мимошня (там пост. прожив.), грамот. у диаконицы, гостья у дяди.
#18 Татьяна Миролюбова
ЯЕВ официальная часть №№ 35-36 от 9-16 сентября 1897 года
Из отчета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты
в Ярославской Епархии за 1895/6 учебный год.
#19 Елена Добрынина
Церковные ведомости, №18-19, 6 мая 1902 года
#20 Татьяна Миролюбова
Журналы Мышкинского уездного земского собрания, очередная сессия 1904 года.
л. 285 Воскресенская на Волге церковно-приходская школа. 1903/4 учебный год.
#21 Татьяна Миролюбова
Журналы Мышкинского уездного земского собрания, очередная сессия 1905 года.
Воскресенская на Волге церковно-приходская школа.
#22 Татьяна Миролюбова
Журналы Мышкинского уездного земского собрания, очередная сессия 1906 года.
Воскресенская на Волге церковно-приходская школа.
#23 Татьяна Миролюбова
Журналы Мышкинского уездного земского собрания, очередная сессия 1915 года.
о положении народнаго образования в Мышкинском уезде
в 1914-15 учебном году
л. 214
Школы однокомплектныя (на 1 сентября 1915 года)
Все однокомплектныя школы имеют трехлетний курс обучения.
Собственныя школьныя здания, принадлежащiя земству на 1 сентября 1915 года имеют 37 училищ в том числе: Воскресенская Здание старое.
#24 Татьяна Миролюбова
Журналы Угличского уездного земского собрания, сессия 1915 года.
По ходатайству причта и церковного старосты церкви села Воскресенскаго на Волге, Мышкинскаго уезда.
Управою получено от причта и церковнаго старосты церкви села Воскресенскаго на Волге, Мышкинскаго уезда, следующее ходатайство:
«Мы нижеподписавшиеся причт и церковный староста церкви села Воскресенскаго, на Волге, Мышкинскаго уезда честь имеем покорнейше выдать нам удостоверение на право безплатнаго пользования уездною земскою больницею, как плательщикам земских повинностей по Угличскому уезду. При сем прикладывается окладной лист за № 494-мъ, выданный управою».
Представляя настоящее ходатайство причта Воскресенской церкви Мышкинскаго уезда, на усмотрение земскаго собрания, управа имеет честь добавить, что по постановлению угличскаго земскаго собрания плата за лечение не взимается с земских плательщиков, проживающих в пределах Угличскаго у., в данном случае причт церкви съ Воскресенскаго проживает в пределах Мышкинскаго уезда.
Собранием ходатайство отклонено.
(1 засед., 26 сент., пун. 8-й.)
#25 Татьяна Миролюбова
ЯЕВ официальная часть №14-15 от 10-17 апреля 1916 года.
Награждены ко дню С.Пасхи за заслуги по епархиальному ведомству:
#26 Марина Чебаненко
——
(*) Не сказано, где помещается школа, в доме ли священника, или в особом здании.
#27 Марина Чебаненко
Ростовской епархии приходским и ружным церквам, которые построены издревле, и что при тех церквах содержащихся по прежнему древнему определению и по данному окладу и полоняничным деньгам попов и дьяконов и при них служителей, также что по преставлении Адриана патриарха вновь построенных церквей и, сверх древнего определения, к тем приходским и новостроенным церквам посвященных попов и дьяконов и к ним определенных служителей, и прочим прошениям и кем посвящены, и в каком году и чем к пропитанию довольствуются, о том значится ниже сего порознь статьями.
(Представлена в Святейший Синод Георгием, еп. Ростовским 13 марта 1723 г.).
Стр. CDXXXI
Церкви в Углицком уезде, Городского стану.
Стр. CDXXXVII
51. Вотчины Алексеевского монастыря в селе Воскресенском церковь во имя Воскресения Христова.
Число причта: поп и дьячек.
Приходских 30 дворов.
#28 Татьяна Миролюбова
#29 ИрИс
26 июня 1902 года в 8 часов вечера комиссия по оценке недвижимых имуществ в составе председателя Г.В.Калачева, членов: Блатова Д.И., Ушакова Я.А., Шубина В.А., Яковлева А.И., члена губернской земской управы Мусина-Пушкина С.А. и заведующего статистическим бюро Воробьева К.Я прибыла в с.Воскресенское Воскресенской волости и произвела там выборочный опрос домохозяев, давший следующие результаты:
Воскресенское на Волге.jpg 110,01К 2 Количество загрузок:
Опрошены были: Николай Семенов, Андрей Носков, Осип Панков, Василий Алипов (волостной старшина), Петр Трофимов.
Воскресенское на Волге 2.jpg 221,22К 4 Количество загрузок:
Из Протоколов комиссии, образованной по постановлению Ярославского губернского земского собрания сессии 1901 года 7-го декабря, по оценке недвижимых имуществ Ярославской губернии.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жемчужины России. УГЛИЧ.Церковь Михаила Архангела «что в бору» в Архангельском под Угличем
Как гласит легенда, давным-давно благочестивые миряне из ближайшего села задумали поставить церковь у Ярославской дороги. Неожиданно возникло препятствие: выстроенное за день к утру следующего дня таинственным образом разрушалось. Вскоре одному из строителей было ниспослано видение, из коего следовало, что высшие силы определили для церкви место на небольшом островке среди лесных болот. Так в нескольких верстах от ближайшего жилья, «в бору», появилась первая рубленая церковка. Вскоре при храме возник Архангельский монастырь.Точное время его появления не известно, но в конце XV века монастырь уже существовал.
В Смутное время, как и другие угличские монастыри, он был разорен поляками.На Страстной седмице 1610 г. от рук интервентов погибли 40 иноков во главе с игуменом Михаилом, а вместе с ними – 300 мирян. С окончанием Смуты монастырь возродился.В XVII веке в нем находились церкви Рождества Богородицы и Михаила Архангела. Все постройки были деревянные В 1663 г. монастырь как несостоятельный был приписан к угличскому Воскресенскому и в этом статусе оставался вплоть до 1764 г., когда обе обители были упразднены.Монастырский храм стал обычной приходской церковью.В 1787 г. вместо прежних деревянных храмов прихожане построили новый каменный храм, до сих пор украшающий пейзаж этих чудных мест.
В архитектуре церкви ничего исключительного – обычный двухэтажный храм с пятью главами, трапезной, каких много не только в округе Углича, но и в центре России. Но как строителям удалось соотнести его с данным местом! Чудная простота побеленной кладки, незамысловатых архитектурных деталей так вяжется с окружающими соснами, лесной полянкой и удаленностью не только от шума машин, но и от окрестных деревень. Въезжая по дороге в Архангельское, будто попадаешь в другой мир. От села давно ничего не осталось – только погост и церковь, возносящая к небу свои главы.
В конце XIX в. рядом с храмом построили высокую колокольню из красного кирпича.Удивляешься, зачем была нужна она маленькому сельскому приходу, когда такая громадина могла осенять и крупный монастырь? Но ныне, не вдаваясь в ее архитектурные формы, мы скажем, что она была нужна как живописное дополнение, как яркое цветовое пятно, дополнившее простоту и белизну самого храма.
Архангельская церковь никогда не закрывалась, и в ней на удивление целостно сохранился интерьер XIX века, такой мало примечательный и обычный, но после варварства послереволюционных лет ставший исключительной редкостью. Там видны раскрашенные полы, поздняя масляная живопись, лепнина. Иконостас, хотя и с трехгранным выступом, своими формами очень напоминает иконостас церкви Царевича Димитрия «на крови». Прежнее убранство нижнего Введенского храма почти утрачено. Ныне его образуют современные росписи и иконы, в выразительности, кажется, превосходящие старинные украшения верхнего. Они тщательно следуют канонам и формам традиционной древнерусской живописи.
Церковь стоит в очень живописном и уединенном месте. Здесь хорошо просто отдохнуть от шума и суеты городов.
Царская семья перед Серафимом. По правую руку от Николая сидит Паша Саровская. Картина священника Сергия Симакова
Использован материал: » Храм «в бору» как образ Святой Руси » http://www.portal-slovo.ru/impressionism/42243.php
Из лучших работ II Конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению
Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям
Исчезнувшие храмы г. Углича Ярославской области
Презентация к уроку
Цель: привлечь внимание обучающихся к историческому прошлому своей страны, показав историю исчезнувших храмов города Углича Ярославской области.
Д.С. Лихачева говорил “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему”. Любовь к своей малой Родине во многом зависит от того, насколько хорошо знает человек историю, культуру и традиции своего города, села. Ведь она дает человеку возможность выбора духовных ценностей, которые наиболее соответствует его жизненным принципам. За экономическими, политическими и социальными проблемами мы порой не замечаем, что духовная сторона жизни остается в тени. Известно, что русские люди отводили духовной стороне жизни особое место, посещали святые места, церкви, соблюдали церковные праздники. Как вы думаете, можно ли назвать актуальной проблемой современности – проблему незнания современной молодежью истории своей малой родины, города, села? Нужно ли вам, современному поколению, сейчас знать историю своей родины, знать, как создавалась эта история, и нужно ли вам сейчас хранить память о тех давних событиях нашей истории? И сегодня мы обратимся к прошлому нашего города, а именно к исчезнувшим храмам.
Слайды 2-3. Историей исчезнувших памятников в основном занимаются краеведы, музейные работники, работники архивов. “Путеводитель по церквам города Углича” Н.Ф. Лаврова – первое историко-краеведческое издание, посвященное храмам и церковным древностям города Углича. Занимался историей исчезнувших храмов в Угличе Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Слайд 4. К 1908 году на территории города Углича насчитывалось 26 городских храмов, из них 17 приходских церквей и 74 приходских сельских храма (приходские храмы – церкви, где местное население исполняло требы и обряды православного верования). Все церкви были разделены на пять благочинных округов – 2 округа составляли храмы города Углича и 3 округа – храмы Угличского уезда.
Давайте узнаем, какие же церкви были разрушены, где они раньше стояли, что сейчас на этих местах?
Слайд 5. На карте 1832 года они расположены под номерами.
Слайд 6. Церковь Василия Великого (обиходные названия Васильевская церковь, Василиевская церковь, Василия Кесарийского церковь). Кирпичная церковь, построенная в 1727-1730 годах. Небольшое трёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике, пятигранным алтарём и протяжённой тёплой трапезной, в которой помещался придел Соловецких Чудотворцев. Колокольня четырёхгранная трёхъярусная, увенчанная шпилем, в стиле классицизма пристроена с западной стороны в начале XIX века. Церковь закрыта в 1920, разрушена (одна из первых) в 1929-1930. В 1956 г. на этом месте построена телевизионная вышка (ул. Гражданская).
Слайд 7. Вознесенская церковь, церковь Вознесения Господня на могилицах. Старый адрес: Вознесенская площадь. Современный адрес: ул. Ольги Берггольц, Парк Победы. Кирпичная церковь, построенная в 1740-1742 на средства Т. Г. Тарханова. Небольшое четырёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике, тёплой трапезной с северным приделом Николая Чудотворца и столпообразной семигранной колокольней над папертью. В 1817 к трапезной с южной стороны пристроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Церковь закрыта в октябре 1938, сразу же начат снос. Церковь построена на месте прежних деревянных храмов Николая Чудотворца и Алексия Митрополита. Во 2-й пол. XVII в. к ним перенесен престол Вознесения Господня разрушенного в Смутное время монастыря, стоявшего в районе перекрестка нынешних ул. Каменской и Пролетарской.
Слайд 9. Петропавловская церковь, церковь Петра и Павла (перекресток ул. 9-го Января и ул. Ленина). Кирпичная церковь, построенная в 1730-1735. Четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием. Над папертью возвышалась столпообразная восьмигранная ярусная колокольня. В начале XIX века с северной стороны к церкви пристроен придел, упоминаемый в разных источниках как Борисоглебский или Борисоглебско-Казанский. Храм закрыт в 1928, разрушен в конце 1930-х. До нашего времени сохранилась часовня церкви Петра и Павла.
Церковь была разрушена одной из последних в 1962 году.
Слайд 11. На углу улиц Свободы и Октябрьской стояла удивительная по своей архитектуре церковь Воздвижение креста или Солунская (Селунская). Отсюда и улица Октябрьская называлась Крестовоздвиженская (Солунская), а Свободы – Благовещенская. Церковь была построена в 1775 году, была двухэтажной и имела два престола, то есть две самостоятельные церкви. Один главный престол во имя Воздвижения Честного и животворящего Креста Господня находился на втором этаже – летняя церковь и богослужения велись в теплое время. Второй престол во имя Святого великомученика Дмитрия Солунского находился на первом этаже и богослужения велись зимой. Церковь закрыта в 1927 году, разрушена в 1930.
Слайд 12. Церковь Рождества Христова на могилицах (Христорождественская церковь, Рождественская церковь, Филипповская церковь). Адрес на 1917 год: Ярославская губ. Филипповская площадь. Современный адрес: ул. Ярославская, Парк Победы. Кирпичная церковь, построенная в 1799-1801. Большое четырёхчастное здание с пятиглавой двухсветной храмовой частью в виде четырёхлистника-квадрифолия и протяжённой трапезной с двумя приделами: Усекновения Предтечи и Апостола Филиппа, в которой находился зимний храм. В 1812-1821, вероятно, в рамках единого замысла, построена внушительная четырёхъярусная колокольня с поярусной расстановкой ордера, завершённая шпилем. Церковь закрыта в 1927, разрушена в 1937. Церковь построена на месте прежних каменного храма Рождества Христова и деревянного Апостола Филиппа.
Слайд 14. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (перекресток ул. Флоровской и Благовещенской, сейчас: перекресток ул. Свободы и Островского). Здание летней (теплой) церкви возведено в 1744, зимняя (холодная) церковь возведена в 1779 году. Небольшая одноэтажная трёхчастная постройка с трапезной и пятигранным алтарём. Храмовая часть двухсветная, первоначально завершалась восьмериком и барабаном с главкой. В 1830 завершение перестроено в классическом стиле по проекту губернского архитектора П. Я. Панькова. В 1830-х построена двухъярусная четырёхгранная колокольня, примыкавшая с западной стороны. Летняя церковь закрыта в 1927, использовалась для размещения сыродельного завода, обе церкви снесены в конце 1930-х.
Слайд 15. Воскресенская (Георгиевская) церковь на городском кладбище (старый адрес: ул. Песотская и дорога в Иерусалимскую слободу и Покровский Паисьев монастырь, современный адрес: коллективные сады ГЭС). Кирпичная церковь, построенная в 1744. В XVII веке к юго-востоку от территории посада и слободы Пески находилось кладбище «Убогий дом», предназначенное для погребения бродяг и разных погибших людей. На нем в 1672 построена деревянная Воскресенская церковь. С конца XVIII века там было образовано крупнейшее городское кладбище, называвшееся Воскресенским или Георгиевским. Небольшое четырёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике с полукруглым алтарём и тёплой трапезной с двумя приделами: южным в честь Толгской иконы Божией Матери и северным во имя Казанской Божией Матери и Георгия Победоносца. С западной стороны к церкви примыкала массивная трёхъярусная колокольня, построенная в начале XIX в. Церковь закрыта в 1927, разрушена в конце 1930-х, кладбище также уничтожено.
Слайд 16. Церковь Николы Чудотворца на Петухове, Николопетуховская церковь, Никольская церковь, Николаевская церковь, Николы церковь, Николы Угодника церковь, Николая Мирликийского церковь, Свято-Никольская церковь. Старый адрес: перекресток ул. Никольская и ул. Корсунская, современный адрес: перекресток ул. Пролетарская и ул. Нариманова. Кирпичная церковь, построенная в 1758. Одноэтажное четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием, с полукруглой алтарной апсидой, небольшой трапезной с тёплым храмом Рождества Богородицы и зауженной папертью, над которой возвышалась шатровая колокольня. Церковь закрыта в 1927, разрушена в 1940-1950-х. Около паперти церкви находился большой камень с выбитым изображением петушиной лапы, являвшийся древним мерянским межевым знаком, от которого, а также от легенды о появлявшемся на камне огромном петухе, предвещавшем несчастья, церковь и получила название. В XVII в. церковь находилась при слободке Роговке Алексеевского монастыря.
Слайд 17. Церковь Николы “на песках” (Николопесоцкая, церковь Святой Живоначальной Троицы). Кирпичная церковь, построенная в 1761. Большое одноэтажное четырёхчастное здание в стиле барокко с повышенной храмовой частью типа восьмерик на четверике, завершённой малым восьмериком и чашевидной главой. Алтарь пятигранный с фигурной кровлей, к храмовой части с севера и юга примыкали аналогичные объёмы. Трапезная протяженная, с Тихвинским и Никольским приделами, над папертью возвышалась четырёхъярусная колокольня простых форм, увенчанная шпилем. Церковь закрыта в 1933, разрушена в конце 1930-х. Вокруг храма располагалась слобода Заручье или Пески. Старый адрес: ул. Петербургская, выезд к переправе через Волгу, современный адрес: территория ГЭС.
Слайд 18. На левобережной Малой стороне стояли такие церкви: Введенская, церковь Всех Святых, церковь Леонтия Ростовского.
Церковь Пресвятой Богородицы, Введенская, Богородицкая. Кирпичная церковь, построенная в 1749 году. Небольшое четырёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике. Алтарь полукруглый, тёплая трапезная с одним приделом. Над папертью возвышалась шатровая колокольня, с западной стороны примыкало крыльцо. В 1796-1801 с южной стороны к храму был пристроен равный по объёму придел Тихвинской иконы Божией Матери, выполненный в классическом стиле, с четырёхколонным портиком по фасаду. Тёплый престол был Георгиевский. Церковь закрыта в 1927, разрушена при строительстве ГЭС. На месте церкви до Смутного времени находился Введенский женский монастырь. Позднее была построена деревянная приходская церковь. Кирпичная ограда с железными решётками и трёхпролетными Святыми воротами была сооружена в 1851 на средства купца П. М. Сурина.
Слайд 19. Церковь Всех Святых (старый адрес: перекресток ул. Большая Всесвятская и ул. Малая Всесвятская, современный адрес: ул. Кирова). Кирпичная церковь в классическом стиле, построенная в 1821-1823 на месте прежнего деревянного храма, возведённого в 1776. Четырёхчастное здание с повышенной храмовой частью, завершённой ротондой с куполом и главой. С западной стороны примыкали тёплая трапезная с одним приделом во имя Харалампия и Власия и двухъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Церковь закрыта в 1929, разобрана при строительстве ГЭС.
Слайд 20. Церковь Леонтия Ростовского, церковь Леонтия, епископа Ростовского за Волгою (старый адрес: перекресток левобережных улиц: Набережная и Петербургская, современный адрес: ул. Речная). Кирпичная церковь, построенная в 1778. Двухэтажное четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, завершённой пятиглавием. Алтарь пятигранный, с запада примыкала трапезная. Нижний Никитский храм был предназначен для зимних богослужений. В декоре храмовой части было применено более двух тысяч зелёных поливных изразцов. К юго-западу от церкви располагалась отдельно стоящая шатровая колокольня. Церковь закрыта в декабре 1935, разобрана при строительстве ГЭС. Леонтьевская церковь была крупнейшим храмом левобережной Малой стороны.
III. Подведение итогов и обобщение. Обучающимся предлагается объяснить, как они понимают слова Лихачева Д.С. (слайд 21).