храм в скале в израиле

Мечеть Купол Скалы

Мечеть Купол Скалы (Dome of the Rock)

Мечеть Купол Скалы, или Куббат-ас-Сахра, – один из древнейших храмов ислама, построенный через полвека после смерти пророка Мухаммеда. Выдающийся памятник архитектуры, неоднократно реконструировавшийся за столетия своего существования, расположен в Иерусалиме, на Храмовой горе. С недавних пор мусульмане разрешили туристам вход в него по специальному графику, но даже если вы попадете в Купол Скалы в неурочное время, стоит потратить время и побродить вокруг красочного восьмиугольника, богато декорированного мозаикой.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Мечеть Купол Скалы

История

В окрестностях храма, а тем более при входе в него, туристов могут досмотреть полицейские или охрана. Эта мера предосторожности необходима: в Израиле, к сожалению, не все спокойно, поэтому внутренние войска всегда настороже. Впрочем, исторические факты убеждают нас в том, что мирной Храмовая гора не была никогда. Стоявший на этом месте Первый храм иудеев был разрушен римлянами, быстро соорудившими на развалинах святилище Юпитера. После его падения появился мусульманский храм, использовавшийся сначала как постоялый двор для паломников. В Средние века он переходил из рук в руки, обзаводясь то крестом, то полумесяцем. В конце XII века Саладин отбил Иерусалим у христиан и навсегда превратил Купол Скалы в исламский храм.

С тех пор мечеть переживала в основном архитектурные потрясения: каждый выдающийся правитель во времена Мамлюкского султаната или Османской империи считал своим долгом переделать мозаику или добавить деталь интерьера. В 1927 году здание серьезно пострадало от землетрясения, его восстанавливали несколько десятилетий на иорданские и турецкие деньги с помощью европейских мастеров. После образования государства Израиль мечеть была оставлена мусульманам. В ходе Шестидневной войны в 1967 году на ее купол водрузили израильский флаг, но распоряжением правительства мечеть вернули мусульманам.

Иудейские и мусульманские святыни в Куполе Скалы

На территории мечети расположено место, священное для всех авраамических религий, – Краеугольный камень. Это отправной пункт, откуда началось сотворение мира. Во времена Первого храма здесь хранили Ковчег Завета – обитый золотом деревянный сундук, в котором лежали Скрижали с 10 заповедями. На этом же камне проводились ритуальные жертвоприношения. Некоторые иудейские мыслители считают камень слишком громоздким для религиозных обрядов, но даже они уверены, что Камень основания расположен где-то рядом, у стен мечети. Мусульмане, в свою очередь, почитают скалу как место, откуда в сопровождении ангела Джабраила вознесся на небеса пророк Мухаммед, затем благополучно вернувшийся обратно.

Сейчас это скала высотой 2 м и площадью 13 х 17 м, огражденный от любопытных золоченой решеткой. В юго-восточной части камня скрывается небольшое отверстие, ведущее в нижнюю пещеру – Колодец Душ. Собственно, и название храма напрямую связано с Краеугольным камнем – именно его называют Скалой, покрытой куполом.

Архитектурные особенности

Здание представляет собой приземистый восьмиугольник из мрамора, увенчанный блестящим куполом высотой 34 м и диаметром 20 м. Не заметить мечеть Купол Скалы на фоне светлых зданий исторического центра Иерусалима сложно – не зря король Иордании пожертвовал 80 кг золота на отделку купола. Мраморное основание в верхних ярусах полностью закрыто пестрой мозаикой в зелено-голубых тонах. Внутри все стены и купол также выложены мозаикой с еще более ярким и сложным узором.

Европейцы оценили архитектурные достоинства мечети еще в эпоху крестоносцев и заимствовали ее форму для многих европейских храмов. При этом они добросовестно заблуждались, считая, что повторяют очертания Первого иудейского храма, а не творения мусульманских зодчих. Кроме европейских церквей, Купол Скалы повлиял на дизайн мавзолея султана Сулеймана Великолепного в Стамбуле, синагог в Будапеште и в Берлине.

Информация для туристов

Попасть в мечеть Купол Скалы – самый настоящий квест для неопытного туриста. Нужно правильно одеться, не ошибиться со временем визита, найти правильный вход и не забыть заплатить за него. Проще всего это сделать в составе организованных экскурсий, но действовать самостоятельно – значительно дешевле.

Правила поведения

Мечеть Купол Скалы действующая, к тому же женская, поэтому правила поведения соблюдаются неукоснительно. Обувь оставляют у входа, как в любом мусульманском храме, женщины покрывают головы и плечи. Шорты, короткие юбки недопустимы. Нельзя нести на себе символы других религий, особенно иудейских, молиться по другим обрядам.

Время работы

Мечеть закрыта по пятницам, субботам и в дни мусульманских праздников. Они определяются по лунному календарю, поэтому даты меняются каждый год. Немусульмане могут осматривать Купол Скалы с 7-30 до 10-30 и с 12-30 до 13-30 летом, зимой утренняя смена заканчивается в 10 часов.

Билеты и вход в мечеть

Храм расположен на Храмовой горе, в 50 м к северу от мечети Аль-Акса, или мечети Омара. Она более значима в религиозном плане как основанная Омаром, вторым Праведным халифом, но уступает Куполу Скалы по архитектурным достоинствам. Вместе здания образуют комплекс Аль-Харам-аль-Шариф. Входить в Купол Скалы немусульманам можно по деревянному настилу рядом с северным входом у Стены плача.

Туристы приобретают единые билеты стоимостью 40 шекелей для осмотра обоих зданий и Музея исламского искусства. До него 20 минут езды на автобусе № 17 от конца пешеходной зоны к западу от мечети. Музей работает в основном с 10 до 15 часов с понедельника по субботу. Его экспозиция включает роскошные предметы декоративно-прикладного исламского искусства, не уступающие по красоте мозаики мечети Купол Скалы.

Источник

храм в скале в израилеfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Монастырь Георгия Хозевита

Монастырь преподобного Георгия Хозевита в Иудейской пустыни к западу от Иерихона основан в 5 веке монахом-египтянином Иоанном. До него в здешних пещерах подвизались 5 сирийских отшельников. Затем приемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.

Здесь же, по преданию, святой Иоаким получил от Ангела известие, что его жена, праведная Анна родит долгожданную дочь, Пречистую Деву Марию. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящён празднику Рождества Богородицы.

Православный монастырь св. Георгия — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона.

Монастырские постройки с древними храмами, часовнями и садами VI в. висят, как ласточкины гнёзда, на почти отвесных скалах. В них по-прежнему проживают несколько греческих монахов.

Вот как этот монастырь описывался в прошлом : » За этим монастырем
есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за
ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на
противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для
рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления в
пещере служат келиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки поднимаются от камней в виде пирамид. Вода же употребляемая для питья монахами такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения. В этом монастыре мы видели разных освященных мужей, и между прочим одного из них знаменоносного мужа и непосредственно беседующего с Богом. Лука имя этому старцу. С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя «.

Сегодня – это красивейший, но мало населенный монахами монастырь, в котором живет всего один иеромонах – настоятель и несколько рабочих арабов, помогающих ему по хозяйству.

Весь монастырский комплекс построен на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Рождества Богородицы; нижний – складские помещения и древние захоронения.

Монастырь открыт для посещения и представляет собой один
из самых популярных туристских объектов Израиля. Все его кельи, часовни
и церкви расположены прямо на отвесной скале над глубоким ущельем. Тот,
кому доведется побывать там, никогда не забудет ни с чем не сравнимого
впечатления, полученного от видов, открывающихся с веранд монастыря
(см. фото). Здесь всюду царят православный дух и покой, располагающие к
медитации и открывающие сердца для приятия Божественных глаголов.

В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в
1909 году, и внутренние. Один из монахов назначается привратником и
живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в
целях безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный
контроль. Между воротами находится небольшой дворик, здесь раньше
посетители ожидали приема и проходили “селекционный досмотр” (пока не
выяснят кто ты такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались
(сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики
продовольствия развьючивали своих ослов.

Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную,
где есть всегда вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Посетителям
обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства
игумена монастыря иеромонаха Антония.
Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда открывается потрясающий вид. Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита.

В монастыре хранятся мощи св. Георгия и Иоанна Хазевитов, а также Иоанна Румынского.

Кости и черепа монахов-мучеников, убитых персами в 614 г. можно увидеть в монастырской часовне.

В монастыре можно увидеть самовар, подаренный героем войны 1812 г. Денисом Давыдовым.

Источник

По Святой Земле: Израиль + Синай. День 5

Эту ночь мы провели в Храме Воскресения Господня в Иерусалиме у Гроба Господня на ночном богослужении. Собственно паломничеством на Святую Землю в старину называли «хожение» именно ко Гробу Господню. Это была главная цель дальнего странствия. Все остальное – дополнение.

Гроб Господень — главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В начале IV века над гробницей была возведена Кувуклия.

Батюшки из нашей группы сослужили Литургию у Гроба Господня вместе с другими священниками.
храм в скале в израиле
храм в скале в израиле
храм в скале в израиле
храм в скале в израиле
храм в скале в израиле
храм в скале в израиле
Наше паломничество по Святой Земле началось с причастия.
Какие мы счастливые, что Христос воскрес и что мы христиане, да еще и православные!

После небольшого отдыха в гостинице и завтрака мы отправились в путь.
храм в скале в израилеПервое, что мы посетили в этот день — это монастырь преподобного Георгия Хозевита в Иудейской пустыне.

храм в скале в израиле

Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт. Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.

храм в скале в израиле

Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба. Монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом), а до него в пещерах подвизались 5 сирийских отшельников.

Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.
Георгий родился на Кипре, в семье набожных родителей, его дядя был даже настоятелем монастыря. С юных лет он мечтал об отшельнической жизни, но отшельником так и не стал. По молодости лет ему было предложено сперва пожить в киновии, и он выбрал Козибу, где поначалу служил помощником садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался здесь навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец. Чтобы избежать низкопоклонства своих товарищей монахов, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе 20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу. Вскоре он сделался духовным наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер испрашивали у него благословения, и тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами, но те не причинили ему вреда, по другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское нашествие. Георгий умер в 625 году и похоронен в монастыре.

храм в скале в израиле

Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

храм в скале в израиле

Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

храм в скале в израилехрам в скале в израилеМесто для обители выбрано было не случайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илье в период трехлетней засухи в Израиле:

«И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю» (3 Цар, 17, 2 — 7).

Поток на дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. И пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь.

храм в скале в израиле

Пещера Илии Пророка. Монастырь Георгия Хозевита. Иудейская пустыня. Израиль

Эта пещера связана в церковном предании с другим, уже новозаветным событием. Когда священники в Иерусалимском храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве сорок дней и сорок ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы.

После жаркой Иудейской пустыни мы с радостью окунулись в водах Иорданских
храм в скале в израиле

Иордан — река, берет начало у подножия горы Хермон, протекает через озеро Кинерет, впадает в Мёртвое море. В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией. Одна из основных водных артерий региона. Длина — 252 км.

В водах реки Иордан принял крещение Иисус Христос. «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

После купания мы посетили близлежащий монастырь Герасима Иорданского. Нам известен этот святой, описываемый в иконографии со львом.

храм в скале в израилеВот такая была история:

Во время прогулки по холмистому берегу Иордана он повстречался со львом. Лев издал страшный рев от боли в лапе. В лапу ему вонзилось острие тростника, отчего лапа распухла и загноилась. Увидев старца, лев подошел к нему и показал лапу, раненную спицей, и, как бы плача, просил его о помощи. Старец, увидав льва в такой беде, сел, взял его за лапу и, вскрыв рану, извлек занозу и выдавил гной, потом промыв рану, обвязал полотном. Лев, получив помощь, уже не отставал от старца, но, как признательный ученик, всюду следовал за ним, так, что старец крайне удивлялся такой признательности льва. С тех пор старец стал кормить его, бросая ему хлеб и свежие бобы.

При лавре был осел, на котором привозили воду для нужд старцев, а воду они брали из св. Иордана. Лавра же, как сказано, отстояла на одну милю от св. реки. У старцев вошло в обычай поручать льву осла, чтобы он сторожил его на берегу Иордана. Однажды осел ушел от льва на большое расстояние, а в то время проходили из Аравии погонщики верблюдов. Поймав его, они ушли. Лев, потеряв осла, вернулся угрюмым и как бы пристыженным к авве Герасиму. Авва полагал, что он растерзал осла. «Где осел?» — спрашивал льва. Тот, подобно человеку, стоял молча и опустил глаза. «Ты съел осла? Благословен Господь! Отселе ты должен исполнять его работу!» Так с тех пор, по повелению старца, лев брал сосуд, вмещавший четыре ведра, и приносил воду.

Однажды воин пришел для молитвы к старцу. Увидав льва, таскающего воду, и узнав причину, сжалился над ним. Вынув три номисмы он вручил старцам, чтобы они купили осла для ношения воды, а льва освободили бы от этой обязанности. Прошло несколько времени после освобождения льва от работы. Погонщик верблюдов, укравший осла, возвращался обратно для продажи хлеба во св. граде и осел был с ним. Переправившись чрез Иордан, он случайно встретился со львом. Завидев льва, погонщик бросил верблюдов и убежал. Но лев, признав осла, подбежал к нему и, схватив его по обычаю за недоуздок, увел вместе с тремя верблюдами. Рыча от радости, что нашел потерянного осла, возвратился к старцу. А старец все время был уверен, что лев растерзал осла, и только теперь узнал, что на льва возвели напраслину. Старец назвал льва Иорданом. С тех пор лев прожил в лавре около пяти лет, никогда не отступая от старца.

Авва Герасим отошел ко Господу, и отцы похоронили его. По Божию устроению, льва на тот раз не было в обители. Вскоре лев возвратился и стал искать старца. Ученик старца и аввы Савватия, увидав его, сказал ему: «Иордан, старец наш оставил нас сирыми и отошел ко Господу, но — подойди и поешь!» Лев не захотел есть, но, то и дело озираясь по сторонам, искал старца. Начал реветь, не видя его… Авва Савватий и остальные отцы гладили его по спине и говорили: «Отошел старец ко Господу, покинув нас!» Но говоря так, он не могли остановить рева и стонов льва, напротив — чем более с ухаживали за ним и старались утешить его словами, тем более увеличивался рев, и возрастала его скорбь. И голос, и морда, и глаза ясно выражали тоску его о старце. Тогда авва Савватий говорит ему: «Ну, пойдем со мной, если уж ты не веришь нам! Я покажу тебе, где лежит наш старец». И, взяв льва, пошел с ним на могилу. Она находилась в полумиле от храма. Став над могилой аввы Герасима, авва Савватий сказал льву: «Вот где старец наш!» И авва Савватий стал на колени. Увидав его простертым на земле, лев с необычайной силой ударился головой о землю и, взревев, издох над могилой старца.

Вот, что произошло — не потому, чтобы лев имел разумную душу, но по воле Бога, прославляющего прославляющих Его не только при жизни, но и по смерти их и показавшего нам, в каком послушании находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию и был изгнан из рая сладости».

(Иоан. Мосх. «Луг духовный». Глава 107. Жизнь аввы Герасима. В каком послушании находились животные у Адама.)

храм в скале в израилеПреп.Герасим соединил отшельничество с общинным монашеством и был один их первых, кто перевел отшельническое и аскетическое монашество в гораздо более благодатные места для жизни и духовных занятий, чем тяжелая негостеприимная пустыня. В середине V века им был основан монастырь в южной части Иорданской долины. Современный монастырь, восстановленный патриархией в XIX веке.

В храме монастыря хранятся святые мощи христианских мучеников, пострадавших от Хозроева нашествия в 614 году.

храм в скале в израиле

Монастырь преподобного Герасима Иорданского
в Иорданской долине

храм в скале в израиле

Монастырь преподобного Герасима Иорданского
в Иорданской долине

храм в скале в израиле
храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

Монастырь преподобного Герасима Иорданского
в Иорданской долине

храм в скале в израиле

Последнее, что мы посетили в этот долгий день, это подножие Горы Искушений. Подняться в монастырь у нас уже не было сил.

Искушение Христа — описанное в Новом Завете искушение дьяволом Иисуса Христа во время его 40-дневного поста в пустыне, куда он удалился после своего крещения. На горе стоит Монастырь Искушения или монастырь Каранталь — православный греческий мужской монастырь.

Источник

Понедельник, 08.11.2021, 04:52

храм в скале в израиле

Православный монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж) — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона.

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

Это, пожалуй, один из самых живописных и экзотических монастырей Палестины. К нему можно добраться по старой дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, которая в настоящее время ответвляется налево от современного шоссе. Между холмами петляет дорога, ведущая к монастырю.

храм в скале в израиле

На одном из холмов нельзя не заметить огромный железный крест – это один из путеводных знаков, которые в прошлом служили указателями дороги для паломников.

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

От этих ворот начинается пешеходный спуск к монастырю.

храм в скале в израиле

Монастырь расположен на отвесных скалах с пещерами отшельников и тремя церквями Святой Девы Марии, стены которой расписаны русским монахом отцом Дионисием, св. Иоанна и Георгия Хозевита где хранятся их мощи.Недалеко от монастыря в одной из пещер жил св. Иоаким, отец Богородицы, который молился там 40 дней, чтобы Бог дал ему ребёнка.С балкона нависшего над пропастью открывается великолепная панорама ущелья.

храм в скале в израиле

Монастырские постройки с древними храмами, часовнями и садами VI в. висят, как ласточкины гнёзда, на почти отвесных скалах. В них по-прежнему проживают несколько греческих монахов.

храм в скале в израиле

Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт, в 5-ти километрах к западу от Иерихона.

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

История

Монастырь св. Георгия возник в IV в., когда пять сирийских монахов, стремившихся к пустынному уединению по опыту пророков, поселились у пещеры, в которой св. пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду (Цар.3, 17:56).

В 80-х годах V века здесь был основан монастырь киновиального типа, который сегодня известен как монастырь Георгия Хозевита или Козиба, арабы называют его Дейр мар Джирис или аль-Хадер, подразумевая под этим именем другого святого, св. Георгия Лиддского (Победоносца), или Дейр эль-Кельт, по названию ущелья.

храм в скале в израиле

По свидетельствам монаха Антония, жившего в монастыре на рубеже VI-VII веков и оставившего нам жизнеописание Георгия Хозевита, написанное им в 631 году, монастырь как киновия был основан между 480-520 годами египтянином Иоанном, подвизавшимся прежде в Фиванской пустыне, а затем переселившимся в Палестину и прозванным впоследствии Иоанном из Козибы (Хозевитом). Затем преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.

храм в скале в израиле

Георгий родился на Кипре, в семье набожных родителей, его дядя был даже настоятелем монастыря. С юных лет он мечтал об отшельнической жизни, но отшельником так и не стал. По молодости лет ему было предложено сперва пожить в киновии, и он выбрал Козибу, где поначалу служил помощником садовника, рассчитывая впоследствии уйти в пустыню, но так и остался здесь навсегда. Георгий Хозевит за свой кроткий нрав быстро снискал всеобщую любовь, он также прославился как чудотворец. Чтобы избежать низкопоклонства своих товарищей монахов, он решил присоединиться к своему брату Ираклию, который еще раньше него отправился в Палестину и стал монахом в лавре Каламон (недалеко от монастыря св. Герасима). Они провели вместе 20 лет, но затем, после смерти брата и по совету настоятеля монастыря, вернулся в Козибу. Вскоре он сделался духовным наставником общины, даже отшельники, приходившие в монастырь из отдаленных пещер, испрашивали у него благословения, и тем не менее официально он никогда не был настоятелем и не занимал никаких должностей. В 614 году он был взят в плен персами, но те не причинили ему вреда, по другой версии, Георгий спрятался в одной из пещер Вади Кельт и пересидел там персидское нашествие. Георгий умер в 625 году и похоронен в монастыре.

храм в скале в израиле

Монастырь испытывает время расцвета в VI в. Монастырь населяли монахи — выходцы из различных народов, среди которых были греки, сирийцы, армяне, грузины, русские и многие другие. Слава о монастыре распространилась по все Святой земле.

храм в скале в израиле

Наиболее ярко монастырь расцвел в конце VI начале VII вв. при настоятеле св. Георгии Хозевите, имя которого монастырь носит по сей день. Здесь селились и монахи-отшельники и братия, предпочитающая общежительный образ жизни.

храм в скале в израиле

Персидское нашествие 614 г. принесло страшный ущерб монастырю. Персы убили 14 монахов, разрушили монастырские постройки, оставшиеся в живых монахи ушли из монастыря.

храм в скале в израиле

Св. Георгий пытался возвратить монастырь к жизни, но безуспешно, крестоносцам в 1179 г. это тоже не удалось, к XIII в. монастырь совсем опустел.

Лишь в 1878 г. греческий монах Калиникос с монахами Святогробского братства приступили к восстановлению обители. В 1901 году, при помощи Греко-Ортодоксальной Патриархии Иерусалима, монастырь был полностью отстроен, реставрированы церкви, кельи монахов, и в 1952 году ко всему этому комплексу, при содействии Иерусалимского патриарха Тимофея I, была пристроена колокольня, о чем свидетельствует надпись на ней.

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

Сегодня

Но и в пустыне бывают оазисы, которые и здесь делают возможным существование.

храм в скале в израиле

В Иудейской пустыне жизнь была возможна благодаря ущелью Прат (или по-арабски Вади Кельт), расположенному к северу от дороги из Иерусалима в Иерихон. Благодаря источникам воды тут есть жизнь. Устье ручья Прат, Кельтский каньон – это место называют по-разному. Суть в том, что по дну ущелья текут три крупных источника (как я понимаю, подземных), в зависимости от количества дождей устье больше или меньше наполнялось водой. Сейчас каньон пересох, рядом с ним течёт небольшой ручей, говорят, что основной поток воды взят в подземную трубу, от него снабжаются пресной водой жители Иерусалима и Иерихона. В древние времена также существовала система водного снабжения дворцов и крепостей от этого потока.

храм в скале в израиле

По обе стороны от ручейка растут деревья, кустарники и трава, на метр в сторону – и иссохшая пустыня. Там где ущелье Вади Кельт впадает в Иорданскую долину – находится Иерихон, один из древнейших городов мира. Потоки ущелья питают Иордан своими водами. Когда-то вдоль водного потока проходила римская дорога из Иерусалима в Иерихон, сейчас остались её фрагменты. Иудейская пустыня – всегда была местом, где скрывались бунтари или куда уходили от мирской суеты отшельники.

храм в скале в израиле

В скалах по обе стороны от ущелья видно множество пещер с окнами, скорее всего, рукотворных. Уже начиная с IV века в них селились отшельники. Возможно, и раньше. Расцвет монашества в Палестине пришёлся на V-VI века. Первые отшельники поселились здесь в Иудейской пустыне, здесь же были основаны первые монастыри. «Развиваясь на стыке христианских цивилизаций, палестинское монашество синтезировало египетский, сирийский и каппадокийский монашеский опыт и сформировало на его основе свою собственную оригинальную традицию, одну из самых гармоничных в первые века христианства. Отличительными особенностями палестинского монашества были его соборный дух и интернациональность, а его расцвет совпал по времени с началом паломничества в Иерусалим со всех концов христианского мира».

храм в скале в израиле

Чем дальше мы идём вдоль ущелья, тем отчетливее вдали в треугольном проёме между двумя скалами виден Иерихон. И вот уже совсем близко монастырь святого Георгия. Монастырь словно «прирос» к одной из сторон ущелья, часть его находится в пещерах. По преданию здесь находится пещера, в которой долгое время скрывался от гнева царицы Иезавель пророк Илия. И вороны приносили ему пищу, в воде же он не имел, по-видимому, недостатка.

храм в скале в израиле

Сегодня монастырь открыт для посещения и представляет собой один из самых популярных туристских объектов Израиля. Все его кельи, часовни и церкви расположены прямо на отвесной скале над глубоким ущельем. Это красивейший, но мало населенный монахами монастырь, в котором живет всего один иеромонах — настоятель и несколько рабочих арабов, помогающих ему по хозяйству.Тот, кому доведется побывать там, никогда не забудет ни с чем не сравнимого впечатления, полученного от видов, открывающихся с веранд монастыря.

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

Посетителей здесь угощают прохладной водой. Для осмотра открыта небольшая часть монастыря: два храма: в честь Богородицы и в пещере пророка Илии, небольшая терраса с видом на Кельтский каньон. Ветерок на балконе приятно охлаждает перегретые на солнце головы паломников. Моё внимание привлекла плетеная корзинка, свисающая из окна одной кельи – пещеры. Видимо и в наше время там живут монахи-затворники, и еду им доставляют с помощью этих корзинок.

храм в скале в израиле

Здесь всюду царят православный дух и покой, располагающие к медитации и открывающие сердца для приятия Божественных глаголов. Весь комплекс монастыря построен как бы на трех уровнях: верхний – церковь-пещера Илии; средний – все главные строения, где также есть церкви свв. Иоанна и Георгия Хозевитов и церковь Святой Девы Марии; нижний – складские помещения и древние захоронения.

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

В монастырь можно пройти минуя двое ворот – внешние, построенные в 1909 году, и внутренние. Один из монахов назначается привратником и живет постоянно в келье около ворот. Двойные ворота сделаны не только в целях безопасности, они как бы обеспечивали своего рода таможенный контроль. Между воротами находится небольшой дворик, здесь раньше посетители ожидали приема и проходили “селекционный досмотр” (пока не выяснят кто ты такой). Женщины дальше вторых ворот не допускались (сегодня это правило отменено), здесь же арабы, поставщики продовольствия развьючивали своих ослов.

храм в скале в израиле

Поднявшись в монастырь, мы попадаем как бы в просторную приемную, где есть всегда вода для питья, стол и сиденья для отдыха. Посетителям обычно предлагают разные напитки и угощения как знак гостеприимства игумена монастыря иеромонаха Антония. Южная часть этой приемной выходит на балкон, нависающий над бездонной пропастью и откуда открывается потрясающий вид.

храм в скале в израиле

Насладившись видом, посетители могут пройти в северную часть, со стороны которой, за небольшим притвором, находятся церкви Святой Девы Марии и к востоку от нее – церковь св. Стефана, или свв. Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита.

Соборный храм монастыря освящён в честь Рождества Богородицы. Недалеко от монастыря в одной из пещер жил св. Иоаким, отец Богородицы, который молился там 40 дней, чтобы Бог дал ему ребёнка.

храм в скале в израиле

храм в скале в израиле

Смотреть онлaйн: Палестина, пустыня. Монастырь св. Георгия. Иоанн Хозевит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *