храм в верхотурье свердловской области

Верхотурский Свято–Николаевский монастырь

храм в верхотурье свердловской области храм в верхотурье свердловской области

Верхотурье веками считался крупнейшим духовным центром Урала и Сибири. Сюда со всей России, как и прежде, направляются православные паломники помолиться святым иконам и мощам. С каждым годом город начинают посещать все большее количество туристов, которые едут в храмы и монастыри самостоятельно или в составе экскурсионных групп.

храм в верхотурье свердловской области

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь является одним из самых значимых религиозных и культурных объектов города. Как правило, именно с него начинаются все тематические экскурсии. Расписание повседневных богослужений можно найти на официальном сайте монастыря.

Храмы

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на возвышенности в месте слияния двух притоков реки Туры. Он представляет собой храмовый комплекс, окруженный каменной стеной, в центре которого установлен Крестовоздвиженский собор.

храм в верхотурье свердловской области

Также на территории находятся храм святителя Николая Чудотворца и Преображенский собор, а над главными воротами размещается Симеоно-Анненская надвратная церковь. В стенах Николаевского мужского монастыря можно посетить музей, рассказывающий о жизни монахов на Урале.

храм в верхотурье свердловской области

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор был закончен в 1913 году ко дню празднования трехсотлетия династии Романовых. По объему храм занимает третье место после московского Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он примечателен своими фаянсовыми иконостасами, полностью восстановленными после периода застоя. Также внутри хранятся мощи Симеона Верхотурского.

храм в верхотурье свердловской области

Спасо-Преображенский собор

В Преображенском соборе проводятся ежедневные богослужения для прихожан и паломников со всей страны. Он был построен в 1836 году с архитектурой, отличающейся от классического русско-византийского стиля. На территории он сразу выделяется своей высокой колокольней. В соборе можно поклониться мощам преподобного Арефа.

храм в верхотурье свердловской области

Надвратная Симеоно-Аннинская церковь

Надвратная церковь является своеобразным входом на территорию монастыря. Названа в честь праведников Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Возведенная в 1856 году, она первая встречает прихожан своими мозаичными иконами. Небольшое здание исполнено в традиционном для православных церквей образе.

храм в верхотурье свердловской области

Никольский храм

Храм в честь Николая Чудотворца самый новый из всех в Свято-Николаевском мужском монастыре. Дата завершения строительства приходится на 1998 год. Строительство велось на месте прежней старейшей каменной церкви, которая была полностью разрушена при советской власти. На стены здания снаружи и изнутри нанесены фрески с изображением святого. Иконостас храма имеет ценные православные иконы. Здесь размещаются мощи преподобного Илии.

Музей

Православный музей начал свою работу на территории Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря в девяностых годах. Его основателем стал игумен Тихон, который активно интересовался и собирал данные об истории православной церкви на Урале. Сейчас в коллекции музея собраны старинные документы, книги, фотографии, иконы, предметы быта и т. п.

храм в верхотурье свердловской области

При входе необходимо вносить пожертвования. Отсюда можно заказать экскурсию по всему монастырю и посетить храмы комплекса, а также в селах Меркушино и Красная Гора. Особой популярностью пользуется поездка до Актайского скита, где на поверхность выходит источник с целебными водами.

История

Годом основания монастыря считается 1604. Тогда инок Иона отправился к Борису Годунову, чтобы получить разрешение на возведение деревянного храма в честь Святого Николая Чудотворца. Царская семья передала во владение иконы, необходимую утварь и книги для проведения богослужений.

храм в верхотурье свердловской области

Вначале место носило статус мужской обители, а позже стало называться монастырем. С годами территория вокруг облагораживалась и в 1712 году на ней построили первую каменную церковь. Как и многие другие религиозные объекты в годы советской власти Свято-Николаевский мужской монастырь прекратил свою деятельность. Здания соборов и церквей пришли в упадок.

храм в верхотурье свердловской области

На этом месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Период возрождения начался с 1990 года. В монастырь перенесли церковную святыню — мощи Праведного Симеона. Провели восстановление и реконструкцию храмов и хозяйственных корпусов. Был учрежден православный музей, воскресная школа, училище и оборудована гостиница для паломников. На сегодняшний день здесь постоянно находятся более двадцати монахов.

Как добраться

Верхотурье — небольшой город, расположенный в трехстах километрах северней Екатеринбурга. Ежегодно его посещает тысячи паломников и туристов. Свято-Николаевский мужской монастырь — ключевая достопримечательность, находящаяся на восточной окраине города рядом с Кремлем. Добраться до него не составит особого труда. В Верхотурье есть железнодорожный вокзал и междугородняя автобусная станция. Также сюда можно доехать на автомобиле за 2–4 часа.

Поезда

Железнодорожный вокзал «Верхотурье» находится в 10 минутах езды от Свято-Николаевского мужского монастыря. Ежедневно сюда прибывают поезда и электрички из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Перми. Время в пути составляет от 5 до 12 часов соответственно.

Автобусы

Междугородние автобусы до Верхотурья отправляются с Северного вокзала Екатеринбурга. Стоимость проезда от 900 рублей. Дорога занимает около пяти часов. Автобусы отправляются ежедневно днем и вечером. Из Нижнего Тагила путь длится около трех часов.

Автомобиль

Маршрут из Екатеринбурга в триста километров проходит по Серовскому тракту Р352. Выезжая из города, необходимо придерживаться северного направления и двигаться по дорожным указателям «Верхотурье». Ориентиром может служить Поклонный крест на повороте в пункт назначения. В общей сложности поездка занимает порядка четырех часов.

Источник

Верхотурский Собор Святой Троицы

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ УРАЛА
30 октября день памяти жертв политических репрессий
30 октября день памяти святых преподобномучеников Иакинфа и Калиста, пострадавших от рук большевиков в 1918 году.

30 октября 2021 года прихожане Свято-Троицкого собора и воспитанник воскресной школы «Добрынюшка» совершили паломническую поездку в посёлок Карелино Верхотурского района. Поездку возглавлял настоятель храма отец Владимир.
Показать полностью.
Посёлок Карелино место расстрела преподобномучеников Иакинфа и Калиста, а также место где покоятся останки людей пострадавших во времена гонений ХХ века в нашей стране.
Первым делом была совершена заупокойная лития на месте, где в 2008 году был заложен камень в основание будущего храма в честь святых преподобномучеников Иакинфа и Калиста. Вместе с паломниками молились глава посёлка Александр Степанович и местные жители.
После литии в здании поселковой администрации прошла беседа с местными жителями о возрождении церковной жизни, о подготовке людей к совершению Литургии. Для этого в поселок была привезена и передана духовная литература. После беседы все вместе помолились о здравии и упокоении православных жителях Карелино. Затем паломников гостеприимно напоили чаем и местные жители рассказали об истории поселка и близлежащих деревень.
В завершении поездки посетили место расстрела преподобномучеников Иакинфа и Калиста в лесу на окраине поселка.
Данная поездка должна стать началом возрождения церковной жизни поселка Карелино. В 2022 году намечено совершение Литургии и установка нового Креста на месте расстрела преподобномучеников.

храм в верхотурье свердловской области

Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена

храм в верхотурье свердловской области

Верхотурский Собор Святой Троицы запись закреплена

10 ПРИЧИН ПРЕЗИРАТЬ ХЭЛЛОУИН

1. Праздник носит религиозный языческий антихристианский характер, участие в нем христиан недопустимо.
В празднике представлена кельтская традиция чествования злых духов. Кельтские племена, которые столетия назад на земле современной Великобритании почитали бога Солнца как верховного.
Показать полностью. Однако по их поверьям в течение всей зимы бог Солнца находился в плену у Самхэйна – властелина мертвых и князя тьмы. Фестиваль, посвящённый чествованию этого князя тьмы, проводился 1 ноября. В это время барьеры между материальным и сверхъестественным мирами стирались, ворота между ними открывались на одну ночь… Все нереализованные надежды и планы умерших вновь возвращались на землю, а их души спускались к родным очагам, принимая разные обличья. Кельтские жрецы — друиды — везде тушили свет (костры, светильники). Вечером следующего дня они разжигали огромнейший костер, на котором и приносили жертвы князю тьмы Самхэйну (т.е. сатане). Если Самхэйн останется довольным, то умершие смогут побывать в гостях у живых — верили кельты. Кроме этого, считалось, что души усопших были ужасно голодными. Их надо было обязательно накормить, иначе бог смерти разгневается и обязательно накажет людей. Поэтому готовили всевозможные угощения.

3. Надевать тыкву вместо головы привилегия людей без головы.
Неотъемлемый символ Хэллоуина — тыквенная голова. Из тыквы удаляется «начинка», вырезается лицо и внутрь вставляется свеча. Этот «золушкин овощ» символизирует одновременно: окончание сбора урожая, злобного духа и огонь, отпугивающий его.

4. Участие в Хэллоуине ведет к деморализации сознания, особенно у детей и подростков.
Наличие в Хеллоуине ярких образов и определенной символики обеспечивают сильнейшее эмоциональное воздействие на всех участников «бесноватых» вечеринок, особенно на младших школьников и подростков. Происходит подмена и переворачивание человеческих представлений о Добре и Зле, Красоте и Безобразии, Истине и Лжи. Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, вандализма и пр., что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям.

5. Хэллоуин делает его участников холуями Запада и дьявола.
Осуществляется навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных «развлечений», реставрация древних культов служения силам зла под видом «Дьявольского карнавала».

7. Участие в Хэллоуине ведет к воспеванию культа смерти вместо культа жизни.
Происходит воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека-Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и «прикольных» конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности.

8. Внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти способствует росту самоубийств.
Настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале XX века была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики. При этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница — возраст 5-6 лет! Аналогичная печальная статистика характерна и для Беларуси.

Примечание: В настоящей статье использованы данные из заключения доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, профессора В.И. Слободчикова и доктора психологических наук, профессора В.В. Абраменковой от октября 2002 г. о психологических и духовно-нравственных последствиях проведения школьных мероприятий под названием «Хеллоуин».

Источник

Верхотурье – монастыри и храмы

храм в верхотурье свердловской области

В Свердловской области есть небольшой городок – Верхотурье. Расположен он приблизительно посередине между Екатеринбургом и Пермью. Живет здесь не так уж и много людей – всего-то десять тысяч. Городок существует 400 лет. Это неплохой, да и не маленький возраст – ближе к среднему.

Храмов и церквушек здесь не счесть. В Верхотурье находятся Свято-Николаевский мужской монастырь и Свято-Покровский женский монастырь.

На сегодняшний день Верхотурье – излюбленное место паломников и интересующихся историей Урала. Не возбраняется здесь заказать экскурсию по городу, чтобы напитаться духом городка, посмотреть достопримечательности.

Немного истории

Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.

История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.

Расцвету города поспособствовали два государственных указа:

Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.

Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.

В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.

В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.

Инфраструктура развлечений, достопримечательностей, досуга в городе Верхотурье

Несмотря на скромные размеры городка, посмотреть тут есть на что. Достопримечательности по приезду сразу обращают на себя внимание. Это и уральский самобытный Кремль, и храмы, и музейные постройки, и два монастыря. Есть тут и другие интересные окрестности – Актай и Меркушкино.

храм в верхотурье свердловской области

Свято-Николаевский мужской монастырь на Урале – самый старый и крупный. Основан в 1604 году. На земле монастыря расположен семиглавый Кресто-Воздвиженский собор. По величине он является третьим собором в России.

В монастыре хранятся чудотворные мощи местного святого из села Меркушкино. К мощам Симеона Верхотурского в серебряной раке прикладываются паломники. Мощи являли чудеса и раньше: в 1692 году гроб с мощами вышел из земли, на могиле забил источник, стали удивительным образом исцеляться люди. На сегодняшний день Симеон Верхотурский – духовный покровитель Сибири и Урала. Его мощи излечивают болезни ног, глаз, бесплодие.

храм в верхотурье свердловской области

В Симеоно-Аннинской церкви уникальная картина. Здесь покоятся останки монахов, которых не опознали при раскопках.

храм в верхотурье свердловской области

Покровский женский монастырь – первый зауральский монастырь. Основан в 1621 году. Раньше он был деревянным, теперь реконструировали и сделали в камне. В чертогах монастыря хранятся чудотворные иконы.

храм в верхотурье свердловской области

«Умиление» Богоматери – особо почитаемая здесь икона. Написана была в начале 20 века матушкой Ангелиной. Это настоятельница соседнего Успенского монастыря. Матушка любила посещать Дивеево. Впечатлившись ликом, подвизалась создать этот Образ и для своего монастыря. Матушка Ангелина, согласно устному преданию, относилась к образу Божией Матери, как к живой. Она советовалась с ней, разговаривала, украшала до конца своих дней. Сшила вместе с сестрами монастыря для нее ризу. Одеяние сохранилось и по сей день: бархатные убранства уложены складками, расшиты бисером и каменьями.

храм в верхотурье свердловской области

Икону «Умиление» в годы безверия долго прятали, даже закапывали в землю. На сегодняшний день Образ Божьей Матери «Умиление» хранится под сводами Ново-Покровского храма. Образ Богоматери подает скорую помощь всем в ней нуждающимся и просящим. Особенно она помогает тем женщинам, которые мечтают благополучно произвести на свет малыша.

Перед этим чудотворным образом каждое воскресенье совершается Параклисис Божией Матери «Умиление».

В Покровском женском монастыре покоятся также мощи праведного Косьмы. Можно отстоять в монастыре литургию и принести поклон гробнице, где находятся мощи святого Косьмы Верхотурского.

В городе есть несколько церквушек и соборов, в их числе исторические памятники: Свято-Троицкий собор в Верхотурье, Спасо-Воскресенская (исторический памятник – колокольня и храмовое венчание утрачены), Знаменская (исторический памятник), и Успенская.

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

храм в верхотурье свердловской области

Кремль в Верхотурье с удовольствием изучают туристы, а все потому, что это самый маленький Кремль из всех российских. К тому же это предпоследний замок, построенный в России. Воздвигался как укрепление для дома местного воеводы.

храм в верхотурье свердловской области

Краеведческий музей посвящен истории края, городскому зодчеству и давно не функционирующему здешнему заводу коньков. Самобытность музея в том, что он выглядит действительно древним, ведь в нем экспонируются вещи и предметы, давно не обновлявшиеся – как минимум, лет тридцать.

храм в верхотурье свердловской области

Село Меркушкино расположено в 50 километрах от Верхотурья. В селе часто проводятся экспозиции и выставки. Из основных достопримечательностей населенного пункта для посещения паломников – Симеоновская церковь, Симеоновское подворье Ново-тихвинского женского монастыря, Михайло-Архангельская церковь, постройки 19 века.

Если вы отправляетесь в организованный тур, Верхотурье сотрудничает со многими турфирмами Екатеринбурга, предлагающими туристские услуги по Уралу. Длительность путешествия – почти 650 километров. Отправка из Екатеринбурга. Продолжительность – около 15 часов. По дороге гид поведает немало увлекательного: о Екатеринбурге, о Свердловской области и проезжаемым городам.

Большой интерес для паломников представлют святые Верхотурья, их подвижнический уклад. Село Меркушино – это святая земля. Тут святой праведный Симеон Верхотурский совершал свой подвиг подвижника.

По дороге есть живописное местечко на берегу Туры. Святой молился здесь Господу и удил рыбку. В хорошей сохранности большой белый камень, на котором подвижничал святой Симеон. Молитву святой соединял с подвигом – коленопреклоненно стоял на камне в дремучей тайге. У берега реки Туры, в десяти километрах от Меркушина, Симеон Верхотурский имел уединенное место, где рыбачил. Но и в этом месте он проявлял воздержание: рыбы добывал лишь столько, сколько требовалось для дневной трапезы.

Выше, на полянке, расположен красивый деревянный храм Всех Святых. В нем раз в седьмицу, в ночь с пятницы на субботу, несут службу монахи Свято-Косьминской пустыни. Сама по себе Свято-Косьминская пустынь – полностью закрытый монастырь. Монахи подвижничают по Афонскому уставу. Они свершают полный круг богослужения. Паломников посещать пустынь не благословляют.

Часто в экскурсию в Верхотурье включено посещение Актая. Там есть целебный источник.

Приобретение сувениров и церковной утвари

Здание Свято-Николаевского монастыря располагает церковной лавкой. Здесь широкий выбор церковных вещей, книг по православию, образов, уральских сувениров.

храм в верхотурье свердловской области

Вид одежды

храм в верхотурье свердловской области

Вообще для посещения Верхотурья особенные одеяние не требуются. Стоит лишь помнить, что если отправитесь в монастыри или церквушки, одежда нужна соответствующая: мужчины надевают только брюки (шорты не подойдут), женщинам и девушкам надобно быть в длинных юбках и в платочках на голове. Если по каким-то причинам такую одежду вы с собой не взяли, у входа в монастыри ее дают на время посещения. Обувь лучше выбрать без каблуков – доведется много походить пешком и стоять на ногах. Девушкам не рекомендуется использование губной помады и любой другой косметики, т.к. с макияжем на лице к раке Симеона Верхотурского и иконам прикасаться запрещено.

храм в верхотурье свердловской области

Где в Верхотурье остановиться на постой или принять трапезу

На ночлег можно остановиться при мужском монастыре (об этом лучше договариваться заранее). Есть в Верхотурье и гостиница «Соболь».

Потрапезничать можно в ряде точек питания: это закусочная «Анастасия», кафе «Марилена» и «Соболь», чайная при Николаевском монастыре «Монастырский чай».

Источник

Зачем вам ехать в Верхотурский район? Светский трип к святыням

храм в верхотурье свердловской области

Свое длинное предисловие начну с предупреждения. Если вам нужен очередной рассказ о путешествии в Верхотурье с религиозными составляющими, то дальше можно не читать. Я буду рассказывать о храмах и монастырях, но только с точки зрения любителя истории и архитектуры.

В нашем плане больше 10 чек-поинтов. Учитывая расстояние от Екатеринбурга более 300 км, наше путешествие в этот раз запланировано на двое суток.

Пункт 1. Верхотурский музей — заповедник.

Крохотный провинциальный городок с депрессивной экономикой хранит в своем музее бесконечно богатую историю. И честно говоря, на фоне сумм, вложенных в провалившийся проект восстановления религиозного центра, возникает ощущение, что не тем занимались проектанты этой концепции, потому что в наше время паломников все-таки меньше, чем людей, которые интересуются историей.

Грустить не будем, а порадуемся торжественной встрече, которую организовали нам сотрудники музея. Для групп можно заказать встречу стрельцов, и мы такой возможностью воспользовались. И не пожалели!

Бравый воевода, стрелец с миниатюрной пушкой и потрясающая Вера Павловна (экскурсовод) понравились не только детям нашей компании, но и взрослым. Душевные люди работают в музее, вот что я скажу.

храм в верхотурье свердловской области

Сам музей, который находится на территории самого маленького в России и единственного на Урале каменного кремля, обязателен для посещения. Почему? Да хотя бы потому, что Верхотурье — это не только праведник Симеон, а место, с которого началось освоение всей современной территории Свердловской области и в дальнейшем Сибири. Именно к старинному мансийскому городку Нером-Кар вывел в 1597 г. Артемий Бабинов свою бригаду из четырех десятков человек. Они шли через лес и Уральский хребет от Соликамска, разведывая новую дорогу. Первопроходцу Бабинову посвящен отдельный раздел экспозиции музея, и фанаты-краеведы регулярно пытаются пройти Бабиновский путь, в конечной точке которого и был основан город Верхотурье.

храм в верхотурье свердловской области

Дорогу, сократившую существовавший до того торговый путь между Московией и Сибирью практически на 2 тыс. км, официально объявили единственным трактом. И уже в 1600-м тут открыли таможню. Транзитный центр для всех торговых караванов (в том числе идущих в Китай и обратно), место учета всей пушной рухляди. Позже место ссылки царских невест и неугодных персонажей, иногда под видом получения статуса воеводы удалявшихся от царского двора «с глаз долой». В Верхотурье побывал протопоп Аввакум по пути в ссылку, одно из сел Верхотурского района хранит легенды о первом сибирском губернаторе Гагарине. Через Верхотурье проходили пленные шведы, тут же побывал во время своего путешествия по России книжный герой Робинзон Крузо.

И это — только часть того, что могут рассказать о Верхотурье.

Полтора часа, которые мы здесь провели, включая подъем на колокольню Троицкого собора, пролетели мгновенно. Поверьте, для экскурсии по музею это редкий случай.

Пункт 2.

Троицкий собор, на колокольню которого мы поднялись в завершение экскурсии по музею, знаменит как первый каменный храм на территории нашей области. Строили его с 1703 по 1709 г. соликамские каменщики под руководством московских мастеров, по указу Петра I было дозволено строить храм из камня. Напомню, что в те времена каменное строительство в России было запрещено, так как каменных дел мастера с городов и весей отправлялись на стройку новой столицы. Для Верхотурья было сделано исключение.

храм в верхотурье свердловской области

Троицкий собор прекрасно сохранился, с 1960 г. он включен в список исторических памятников государственного значения. И именно этот храм с точки зрения истории является центром Верхотурья — и как первый каменный, и как включенный в структуру Кремля, и просто как очень красивое здание.

За небольшое пожертвование гостей пускают на колокольню, и виды с нее просто сказочные!

Из кремля буквально два шага до следующего пункта нашего плана.

Пункт 3. Мост через Туру.

Его истории нет даже сотни лет — построен он в 1949 г. Но для туристов это место обязательно к посещению — с него открывается вид на Кремль с его башнями, на мужской монастырь, на руины храмов женского монастыря. Во время половодья мост иногда скрывается под водой, так что во время паводка доступ сюда может быть закрыт.

храм в верхотурье свердловской области

Отсюда мы возвращаемся на центральную площадь, дергаем за выдающийся нос Ивана IV, отпускаем детей на детскую площадку с идолищами и проходим пару кварталов с обзоркой по руинам XVIII — XIX вв.

Пункт 4. Руины Воскресенской церкви, центр города.

Храм не самый старый, его строительство началось в 1786 г., но любимый архитекторами и историками. Все потому, что это один из немногих храмов-«пограничников», начинали его строить в стиле барокко, а заканчивали в связи с переменой моды — уже в стиле классицизма. Поэтому первый и второй этаж очень сильно отличаются.

храм в верхотурье свердловской области

Несмотря на разрушения, все еще можно увидеть декор и даже росписи внутри храма. Увы, состояние фундаментов такое, что никакая реставрация этому объекту не грозит. На фоне соседних восстановленных храмов эта церковь почти скучна, но посмотрите на фото Прокудина-Горского, который фотографировал только то, что казалось ему важным. А его вкусу мы можем доверять.

храм в верхотурье свердловской области

Доступ в руины открыт, мы спокойно попали внутрь. Особенно интересно было детям. При минимальной внимательности никаких угроз нет.

храм в верхотурье свердловской области

Пункт 5.

Руины Старопокровской церкви, на территории, в прошлом бывшей частью женского монастыря. Каркас здания в неплохой сохранности, в куполе сохранились росписи, доступ внутрь не ограничен. В принципе, можно сделать пару снимков и идти дальше, но именно тут я расскажу о человеке, который не просто был донатором этого и нескольких других храмов, но, по сути, открыл для промышленной России северную часть Свердловской области. Максим Михайлович Походяшин, человек-легенда, имя которого пока не вышло в масс-культуру, но более чем достойно этого.

храм в верхотурье свердловской области

Старопокровская церковь построена в 1744 г., это первый храм, возведенный на деньги богатеющего тогда купца и винного откупщика Походяшина. И так растроган был Максим Михайлович благодарностью монашек и жителей города, что пообещал прилюдно построить еще церкви. Что и выполнил — создав в нашей истории явление «походяшинские храмы».

Пункт 6. Руины Иоанно-Предтеченской церкви.

Строился храм в 1754–1768 гг. Сейчас сложно представить, что он украшал город более 150 лет. Только специалисты увидят здесь намеки на великолепный образец уральского барокко: структура, остатки декора на фасадах, следы росписей в интерьере отсылают к лучшим храмам Соликамска и Далматово. Как выглядел храм до 1917 г., можно увидеть на фотографиях Прокудина-Горского. Можно представить по проекту реконструкции 2012 г. А можно посмотреть на восстановленные храмы в Североуральске и Карпинске, которые строили те же артели по одному проекту по заказу Походяшина. Именно благодаря Максиму Михайловичу появились в XVIII в. населенные пункты, которые позже станут Североуральском, Карпинском; Новолялинским и Краснотурьинским районами.

храм в верхотурье свердловской области

Начал Максим Михайлович с винных откупов, а к 1780-м гг. его заводы обеспечивали более трети российской меди. От души или в качестве индульгенции строил купец-заводчик церкви, мы не знаем, но уверяю вас, изучать их стилистику и историю — дело увлекательное, как и биография Походяшина. Кстати, дети не продолжили дело отца. Один из его сыновей, Григорий, известен как крупнейший жертвователь на прожекты Николая Новикова, просветителя, масона и общественного деятеля.

Кроме связи с Максимом Походшиным, история женского монастыря известна именами Марии Хлопотовой (ссыльной невесты Михаила Федоровича Романова, она содержалась тут в 1619–1621 гг.), и княжны Анны Долгорукой (она находилась тут также в ссылке в 1740–1742 гг.). Вообще тему ссыльных невест тут любят, и в музее есть отдельный стенд — реконструкция с плачущей красавицей.

храм в верхотурье свердловской области

Время близится к вечеру, а мы еще планируем посетить территорию мужского монастыря. Интерес чисто архитектурный — здесь находятся несколько храмов, фото которых более чем достойны оказаться в архиве путешественников.

Вообще Николаевский мужской монастырь — самый первый монастырь на нашей территории, основан аж в 1604 г., через 6 лет после появления тут города. Именно отсюда началась православная экспансия на Урал, что и позволило, вкупе с обретением святых мощей Симеона, уже в конце века XX объявить Верхотурье религиозным центром.

Пункт 7.

Крестовоздвиженский собор, строился в 1905 — 1913 гг. к приезду царской семьи, но Николай II не доехал до Верхотурья. В запустении собор не остался, так как поток паломников к мощам Симеона достигал 100 тыс. человек в год. Интересен храм не только своей архитектурой в византийском стиле, но и размахом — это третий по размеру храм в России — после Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Питере.

храм в верхотурье свердловской области

Интересен автор проекта — Александр Бонавентурович Турчевич, для которого архитектура была средством заработка, кстати, он был владельцем первого на Урале частного строительно-технического бюро. А хобби у Александра Бонавентуровича было занятное — он был довольно известным актером и антрепренером (продюсером, по-нашему), держал антрепризу в Екатеринбурге и Перми.

храм в верхотурье свердловской области

Пункт 8. База «Актай».

Находится за поселком Вокзальный, от центра Верхотурья на машине максимум 15 минут.

По рекомендации директора Верхотурского музея-заповедника мы заранее забронировали места именно на этой базе, так как требования были достаточно просты: минимальный бюджет, возможность столоваться и нахождение на природе. «Актай» описанному соответствует полностью.

Да, если ваши принципы разрешают прием алкоголя — запасаться нужно или в Екатеринбурге, или успевать делать покупки в сетевом магазине в Верхотурье. С магазинами тут все плохо.Если хотите за малые деньги окунуться в атмосферу хорошего пионерлагеря советского времени — вам сюда. Комнаты на двоих, на четверых и совсем уже коллективные. Свежее белье. Вполне комфортные удобства, включая душ (на этаже). Питание на выбор — постное или обычное, дешево и вкусно. Комната-гостиная, куда мы уместились вместе с детьми и настольными играми.

На базе мы поужинали, переночевали, позавтракали, прогулялись по окрестностям (каждый первый встречный пытался отправить нас в купель со святой водой) и поехали продолжать наш трип, уже в Верхотурский район.

храм в верхотурье свердловской области

Важное отступление. На пути от Верхотурья до Меркушино вам не встретится ни одна заправка. Так что будьте бдительны и не будьте как мы — как раз в Меркушино пришлось договариваться и брать в долг бензин из канистры запасливого коллеги, так как наше шило повело нас еще дальше от цивилизации, а бак был почти пуст.

Проблема с заправками грозит еще одним неудобством — на всем пути нет комфортных гигиенических удобств, и даже в Меркушино, потенциально располагающем к хорошей инфраструктуре из-за большого потока паломников, туалет — типа сортир на улице, трапезная — только для паломников.

По дороге в Меркушино стоит остановиться у пункта 9.

Храм всех Святых, возведенный в память о сибирских праведниках.

храм в верхотурье свердловской области

Это деревянная церковь, построенная в 2002–2005 гг. силами военнослужащих, отмечает любимое место рыбалки Симеона Верхотурского.

храм в верхотурье свердловской области

Верующие поставят тут отметку в плане своего паломнического тура, циники отметят текст посвящения на памятном кресте, любители пейзажей порадуются эффектным видам на храм и окрестные поля.

храм в верхотурье свердловской области

Пункт 10. Меркушино.

Паломники приезжают сюда к храму Архистратига Михаила и небольшому храму Симеона. Именно тут был погребен праведник до переноса его мощей в Верхотурье. Нынешние храмы — восстановленные в последние десятилетия, оригиналы были разрушены в советское время. Интересно соединение двух храмов стеклянной галереей, выглядит она очень необычно — в оба храма можно войти как через обычные двери, так и через галерею. А еще эта галерея — замечательный образец тематического торгового центра.

храм в верхотурье свердловской области

Есть свободные деньги? — вам сюда! От крохотных иконок и сувениров, сделанных сестрами монастыря, до огромного ассортимента крымской косметики, травяных сборов и православной литературы. Я честно потратилась на сбитень и фитосиропы. Коллеги, которые не озадачились сувенирами в Верхотурском музее, оптом закупились в Меркушино. И да, безнал — есть. В отличие от туалетов и общепита для обычных гостей.

храм в верхотурье свердловской области

На этом официально наша программа закончилась, и большая часть участников отправилась домой. А мы поехали в деревню хулиганов и драчунов Дерябино, смотреть на еще один храм.

Пункт 11. Христорождественская церковь, село Дерябино. Русское слово «деряба» имело смысл «забияка», «хулиган»; а в 1680 г. семья Дерябиных и стала основателями населенного пункта на пути от Верхотурья к Алапаевску. До сих пор фамилия «Дерябины» — самая частая у жителей села.

Храм был заложен еще в 1794 г., фактов о его истории мало, поэтому отвлекусь на лирику и на снимки, на которых я постаралась поймать дух этого места, дух очень трогательного корабля-храма, памятника Вере, лишь отчасти церковной, а по большей части вере в свои силы тех самых драчунов и забияк, которые в XVII веке осваивали пути в Сибирию.

храм в верхотурье свердловской области

Для фанатов храмовой архитектуры будут интересны церкви в с. Красногорское, в Прокопьевской Салде (здешний храм связан с легендами о губернаторе Гагарине), в Усть-Салде и селе Пия. О них вы можете почитать в моем личном блоге, в рамках же нашего путешествия и отчета о нем дополнительные храмы уже будут серьезной передозировкой.

Вообще с момента приезда в Верхотурье накрывает ощущение фарса — стоя на центральной площади городка, можно увидеть громадину Крестовоздвиженского собора (самого молодого и модного в православных кругах храма города), кружевную вязь Троицкого собора (самой старой церкви) и руины нескольких храмов XVIII века, которые с каждым годом разрушаются все больше. Контраст нескольких объектов, в которые последние 20 лет вкладывались огромные деньги, и сотен (я не ошиблась) зданий, которые и создали исторический колорит провинциального городка, поражает воображение. Добавьте сюда крайне неразвитую инфраструктуру — и поездка в Верхотурье и район уже не будет казаться такой привлекательной… Тем не менее ехать сюда стоит, хотя бы ради музея.

храм в верхотурье свердловской области

Екатеринбург — Верхотурье, 330 км. Около 4 часов пути.

Удобства: заправки у Невьянска (около 80 км от Екатеринбурга), «город общепита» у М. Лаи (за Тагилом, 167 км от Екатеринбурга). Мы останавливаемся в Милано, чек на двоих 566 р. в музей-заповедник, фотосъемка, подъем на колокольню — 300 р. с чел, 600 за двоих.

Театрализованная встреча — 1000 р. с группы. При расчете на взрослых в нашей компании — примерно 220 р. с чел., 440 за двоих.

Перекус в пельменной «Флинстоун»: 217 р. за двоих.

База Актай: 600 р. с человека за ночь, по 140 р. ужин и завтрак. Итого с человека 880 р., за двоих 1760 р.

Кофе и пироги в Меркушино: 340 р. на двоих.

Сувениры в Меркушино: на усмотрение, я потратила 800 р. на фитосбор и 2 бутылочки сбитня.

Термос (чай), печеньки — около 250 р. на два дня.

Счетчик километров: 817.

Наш расход бензина: 1840 р.

Итого минимальный бюджет двухдневной поездки на двоих: 6 813 р. (без учета вечернего застолья и перекуса на обратной дороге).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *