храм василия кесарийского старая ладога

Васильевский женский скит (Чернавино)

храм василия кесарийского старая ладога

Васильевский женский скит основан при церкви святителя Василия Великого Кесарийского в деревне Чернавино на территории бывшего Васильевского мужского монастыря. В настоящее время скит приписан к Никольскому Староладожскому мужскому монастырю.

Содержание

История [ править ]

храм василия кесарийского старая ладога

Архитектура и убранство сохранившегося храма отличаются благородной простотой. Стены сложены из плит, западный портал и окна украшены фигурными обрамлениями из кирпича. Храмовая часть и трапезная покрыты двускатной кровлей, которую венчает небольшая главка на глухом барабане. С юга к зданию пристроен Благовещенский придел с открытой папертью. Строительная техника постройки чисто новгородская, однако в декоре здания мастер пытался передать некоторые черты московской архитектуры.

Монастырь был упразднен в 1764 году, и долгое время церковь была приходской. При советской власти в здании храма был обустроен сельский клуб. За годы запустения здание церкви изрядно обветшало и нуждалось в срочной реставрации.

В 2006 году компания «Лапин Энтерпрайз» выполнила комплекс реставрационных работы по воссозданию фасадов церкви. Гладко оштукатуренная поверхность была покрыта современными материалами, произведена масляная окраска металлических решеток.

По благословению митрополита Владимира с 2004 года храм закреплен за женской монашеской общиной, окормляемой Никольским монастырем поселка Старая Ладога. Теперь по церковным праздникам здесь совершаются богослужения и постепенно возрождается духовная жизнь.

Современное состояние [ править ]

храм василия кесарийского старая ладога

Васильевский женский скит д. Чернавино в настоящее время имеет проект строительства на территории рядом с двумя храмами свт. Василия Великого и Преображения Господня. В планах устройство дома для духовника (священника), келейных домов, дома для паломников, трапезной, подсобных помещений.

Современный скит является структурным подразделением Никольского мужского монастыря с. Старая Ладога и к нему применимы все общие положения Устава монастыря.

Скит основан для решения следующих задач: восстановление богослужебной и молитвенной жизни в бывшем Васильевском мужском монастыре; реставрация и ремонт храмов; размещение и уход за монастырским кладбищем и постоянные молитвы о почившей братии и сестрах, захороненных на этом месте; оказание молитвенной помощи тем, кто за ней обращается; благоустройство скита и быта его насельниц, поддержание в скиту строгой дисциплины и образцового порядка; прием паломников и проведение экскурсий.

Финансовые средства скита состоят из поступлений от монастыря, от реализации церковной утвари, книг и свечей, а также из добровольных пожертвований.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 187412, Ленинградская обл., Волховский район, д. Чернавино, церковь свт. Василия Кесарийского, д. 27 (скит)

Паломнику [ править ]

Часовня свт. Василия Великого открыта с 10.00 до 18.00.

Источник

Храм василия кесарийского старая ладога

храм василия кесарийского старая ладога

храм василия кесарийского старая ладога

храм василия кесарийского старая ладога

© Музей-заповедник «Старая Ладога», 2016.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя. Любое из перечисленных нарушений будет разбираться в судебном порядке. Нарушение авторских прав может влечь гражданско-правовую, административную и/или уголовную ответственность. Рекомендуем вам ознакомиться с юридической информацией по ответственности за нарушение авторских прав.

Наш сайт использует технологию cookie для хранения на вашем устройстве данных, необходимых для нормальной работы сайта. Эти данные хранятся как во время посещения вами нашего сайта, так и между посещениями. Подробнее о технологии вы можете прочитать в статье на Википедии. Также наш сайт собирает и хранит техническую информацию о вашем посещении: IP адрес, разрешение экрана, версию операционной системы, время посещения и пр.

В случае, если вы не согласны на использование таких технологий, вы должны покинуть сайт.

Нажатие вами кнопки «Согласен» или продолжение использования нашего сайта, означает ваше согласие на применение технологии cookie и подобных и дачу ГБУК ЛО «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник» обрабатывать данные согласно «Политике конфиденциальности».

Источник

Чернавино. Церковь Василия Великого.

Церковь Василия Кесарийского

Карта и ближайшие объекты

храм василия кесарийского старая ладога

Статьи

Церковь Василия Кесарийского построена в 1686 г. на фундаменте церкви XIII в.

По статье в журнале «Вода живая» № 1 2008г.

Село Васильевское в 160-ти верстах от Петербурга, в 12-ти от Новой Ладоги; в четверти версты от правого берега Волхова, на высоте 20-ти сажень над рекою. Оно расположено против мужского Староладожского монастыря. Так как на месте погоста было когда: то Валаамское подворье, под именем Васильевского монастыря, то можно полагать, что первыми обитателями здешнего места были валаамские иноки, спасшиеся сюда при разорении их обители в конце 16-го века. Это подтверждает синодик, хранившийся некогда в здешней церкви, а потом взятый на Валаам. До 1857 года здесь была деревянная церковь Преображения, построенная, как значится на доске, хранившейся в церкви, в 7192 (1684) году при Феодоре Алексеевиче, патриархе Иоакиме и митрополите новгородском Корнилии. А надпись на деревянном кресте, стоявшем в алтаре этой церкви, свидетельствует, что крест водружен «в церкви Боголепного Преображения 7190 (1682) года, генваря в 8-й день».

В 1857 г. по указу духовной консистории от 23-го мая, за № 3131, церковь перенесена на Валаам. Туда же взяты крест и доска. Но так как местность эта издревле называлась погостом, то и церковь явилась здесь во времена очень отдаленные. Даже нынешний храм носит на себе признаки несомненно глубокой древности. Он имеет в устройстве своем черты новгородских храмов 11-12 веков, как-то: трехчастное разделение алтаря, существование полатей или хор, толщина стен, кладка их из камня и плиты, устройство главного престола из камня и помещение жертвенников в стенных впадинах. Всех этих свойств нет в позднейших строениях, особенно в последней половине 17-го века. На это же время указывают и клировые ведомости, и синодик, веденный иноками Валаамского монастыря, временными насельниками Васильевской обители. В клировых ведомостях пишется: «храм построен в 1670 году, при державе благоверного государя царя и великого князя Михаила Феодоровича (Алексея Михайловича?), при митрополите Макарии Великого Новогорода и Великих Лук, рачением Боголюбивых православных христиан приходскими людьми».

В синодике: «192 года по вере и обещанию построил в Ладоге, в Васильевском монастыре, церковь Божию каменную, с трапезою, во имя Василия Кесарийского и освящена в 194 году, генваря в 28-й день, раб Божий Тихон, сын Бестужев, с женою и детьми, для своего спасения и родителей своих вечного поминовения, и кто в тое святые обители вииредь будут игумены или строители и братия, им бы пожаловать во святых своих молитвах за нас грешных Бога молить и родителей наших поминать». Показание клировых ведомостей взято, конечно, из синодика, а здесь монахи, вместо исправления храма Бестужевым, нависали построение храма, так как в старину возобновление и исправление церквей называлось построением. Вероятно до каменной церкви была здесь деревянная; так было везде. Даже в самом Новгороде первый собор был деревянный. А церковь была необходима для жителей правого берега Волхова, потому что прочие поселения хотя и входили в пределы Обонежской пятины, но церкви их находились на левом берегу Волхова, в пятине Вотской; каковы были: Климентовская, Ильинская, Михаило-архангельская. Таким образом от Троицкого монастыря на Златыне, находившегося в 5-ти верстах от устья Волхова, до Гостинопольского монастыря, отстоявшего на 35 верст, т.е. на пространстве 30-ти верст, не было бы ни одного храма, что трудно предположить при густоте берегового заселения, неудобстве сообщения с левым берегом не только весной и осенью, во и зимою, так как на Волхове, при оттепелях, образуются значительные полыньи, а иногда и вовсе не бывает льду. Предполагать, что существовала здесь с первых веков христианства в России, церковь можно потому, что погост, как известный округ, не мог зависеть от другого погоста, даже в духовном отношении, во избежание смешения. От того, вероятно, описываемый нами погост и не имел никакого другого названия, кроме «Васильевский», как и Климецкий или Ильинский, тогда как другие, кроме церковных, носили и другие названия, как-то: Городенский, Песоцкий, Теребужский, на Пороге, с Городища и т. п.

Итак, Васильевская церковь была одною из древнейших церквей здешнего края, хотя и не входила в состав города, как входили Пречистенская, Климентовская и Георгиевская. Нынешний храм, судя по употребленному на него материалу, построен никак не позже 14-го века и может быть создан новгородским архиепископом Василием, в честь тезоименитого ему святителя, как делали многие князья, владыки и посадники новгородские. Сходство Васильевского погоста с церквами новгородскими, построечными сим святителем и его преемником, св. Моисеем, как-то: Ковалевскою, Волотовскою и др. подтверждает эту загадку. Св. архиепископ Василий скончался в 1352 г. А так как каменные церкви, особенно около этого времени, и в самом Новгороде строились по преимуществу в монастырях, то можно полагать, что и здешний храм построен был в монастыре прежде существовавшем, или вновь учрежденном в конце 15-го века. Память о нем сохранилась только в названии земель и служителей «монастырскими».

Кроме общих и храмовых праздников, крестьяне празднуют праздник Преображения и пятницу Варлаамовскую, т.е. 9-ю после Пасхи. В этот день бывает три крестных хода. Один после утрени, в деревню Лопино, другой после литургии, в дер. Чернавино, третий, вечером — в деревню Сельцо. Крестный ход сопровождается окроплением св. водою народа и скота. Эти крестные ходы установлены в память свирепствовавшей в 1862 году сибирской язвы. В деревнях Гутове и Кусткове бывает крестный ход 8-го июля по тому-же случаю. Эти деревни празднуют также св. Николаю Чудотворцу; в Горчаковщине празднуют Покрову, может быть в честь храмового праздника в соседнем селе Подбережье. На кладбище при церкви, кроме крестьян, погребен род Бестужевых.

«Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884-1885 гг.)

Чернавинский скит, или Васильевский женский скит деревни Чернавино, находится на противоположном берегу реки Волхов в деревне Чернавино, напротив села Старая Ладога. Скит основан при церкви Святителя Василия Великого Кесарийского, и его духовно окормляет братия Никольского монастыря. В переписных оброчных книгах 1499 года поселение называлось село Васильевское, в честь храма, который был выстроен в этих местах в первой половине ХIV века, во времена правления Новгородского архиепископа Василия.

В 1555 году храм, который, вероятнее всего, первое время был приходским, был уже в составе Васильевского монастыря. В 1611 году Никольскому монастырю сильный урон нанесли шведы. Но более всего от вражеского нашествия пострадал Валаамский монастырь, который остался на шведской стороне, поэтому часть братии с острова Валаам укрылась в полуразрушенном Васильевском монастыре. В 1684 году в обители был выстроен каменный храм Святителя Василия Великого с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, существующий и поныне. Кроме него на территории обители был выстроен деревянный на каменном основании храм Преображения Господня (разобран и перевезён на остров Валаам в 1857 году, а на его месте выстроен кирпичный храм с тем же посвящением в эклектичном стиле).

Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 392, ООО «Де Агостини», 2020

Источник

Церковь святителя Василия Великого Кесарийского в д.Чернавино (б.селе Васильевском)

Церковь Василия Великого Кесарийского в селе Васильевском (ныне деревня Чернавино)

Более ста лет изучающие историю этого храма пользовались сведениями опубликованными в Историко-статистическом описании Санкт-Петербургской епархии за 1885 год. подробнее

Исследователи истории и реставраторы в XX и XXI вв. УТОЧНИЛИ И ДОПОЛНИЛИ МНОГОЕ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПРОШЕДШИХ ВЕКОВ.

Д. А. Арутюнов

Церковь свт. Василия Кесарийского находится в деревне Чернавино, на правом берегу реки Волхов, напротив села Старая Ладога. Первая каменная церковь на месте деревянной в Васильевском погосте, скорее всего, построена в первой половине XIV века, при новгородском архиепископе Василии, в честь тезоименитого ему святителя, как делали многие новгородские князья, владыки и посадники. Сходство Васильевского храма, возведенного уже в XVII веке, возможно, на фундаменте и частично из стен церкви XIV века, с церквами новгородскими, построенными во время архиепископства Василия, такими как Ковалёвская, Волотовская и другие, подтверждает эту догадку. Святой архиепископ Василий скончался в 1352 году. Каменные церкви, особенно в середине XIV века, в самом Новгороде строились по преимуществу в монастырях, может быть и здешний Васильевский храм построен был уже в существовавшем монастыре. Однако когда было положено начало монашеской жизни на погосте, пока неизвестно. Из найденных документальных источников первое упоминание о храме на территории погоста встречается в богослужебной рукописной книге «Пролог. Март–август», хранящейся в настоящее время в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки /РНБ, Соф. 1345/. На обороте последнего листа книги имеется владельческая запись: «Лета 7051 (1543)-го апреля дал сию книгу Пролог в дом св. Василью старец Варламей Васильевъскаго монастыря Васильев сын Лаптева при игумени Тарасии». Эта владельческая запись указывает на наличие собственных рукописных книг в Васильевском монастыре, хранившихся в церкви свт. Василия Великого, до поступления книг Валаамского монастыря в 1618 году.
В храмах в начале XVI века уже имелись рукописные богослужебные книги, которые являлись наиболее беззащитными перед воздействием времени предметами священнодействия. Книги бережно хранили, но, вопреки всем усилиям, книги сгорали в пожарах и ветшали, уничтожались сыростью и рассыпались в прах. С каких времен хранились в Васильевском храме книги неизвестно, но в 1611 году небольшая библиотека пополнилась ценными рукописными книгами Валаамского монастыря. По указу императрицы Екатерины II в 1775 году уцелевшие рукописные монастырские книги были перевезены в библиотеку Новгородского Софийского Собора. Это случилось уже после упразднения Васильевского монастыря (1764 год) и перевода его в приход. В 1859 году Новгородско-Софийское собрание было передано в Петербургскую духовную академию, оттуда в 1919 году — в Государственную публичную библиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (теперь Российская национальная библиотека), где хранится и сейчас. Выбрать из общего перечня книг Софийского собрания книги Васильевского монастыря достаточно сложная задача, справиться с которой помогают владельческие записи. Мне удалось найти двадцать две рукописи, имеющие пометы Васильевского монастыря. Среди них часть комплекта месячных «Миней», определяющих порядок празднования памяти святых в церковном календаре, «Октоих» (первая и вторая половина), «Сборник канонов», «Житие Афонасия Афонского», «Житие Александра Свирского», «Сборник богослужебный», два «Служебника», «Часословец», два «Пролога». Владельческие записи — ценный источник для изучения истории книги, которая, в свою очередь, отражает историю государства. Из двадцати двух книг из Софийского собрания, имеющих пометы Васильевского монастыря (из «Ладоги», «что в Ладоге на горе за рекой за Волховом») — три имеют одновременно владельческие записи Валаамского монастыря.
Эти книги попали в Васильевский монастырь из разоренного шведами в 1611 году Валаамского монастыря. В 1911 году в Васильевском храме была найдена Минея (апрель месяц) конца XVII века. Её обнаружил при поиске материалов по Староладожской церкви свщм. Климента известный археолог Н. И. Репников. Минея старопечатная, скреплённая по листам следующей надписью: «7201 положил сию книгу глаголемую минию месяц април в церковь священномученника Климента, что в Ладоге в земляном городе по своей вере по себе и по своих родителех ладожанин посадцкой человек Максим Андреев сын Торопчанинов» /Репников Н.И. Раскопки в Старой Ладоге в 1909 году: Доклад от 14 ноября 1909 года/. Видимо, она попала туда при разрушении храма свщм. Климента в начале XVIII века и сохранялась, по крайней мере, до Октябрьской революции 1917 года.

В конце XVI века экономическое положение Ладоги и всего Южного Приладожья сильно пошатнулось. Торговля с западноевропейскими городами стала вестись не через Ладогу, а через морской архангельский порт на Белом море. Население не могло обеспечить доходами многочисленных служителей Божиих, монастыри и приходские церкви стали приходить в упадок. В особенно большое запустение пришли они в начале XVII века, в период шведской оккупации края. В переписной книге Обонежской пятины, Заонежской половины, составленной Андреем Васильевичем Плещеевым и подъячим Семейкой Кузминым в 7091 (1582–1583) году указывалось, что в 1580-е годы: «Погост Васильевской на Волхове. На погосте церковь Василей Кисарейски без пения, стоит на Царя и Великаго Князя земле. Да на погосте же мест дворовых: место поповское, место дьячка церковного, место понамарево, место проскурницино. Пашни к церкве не дано≫. Места есть, а служить некому /Неволин К.А. О пятинах и погостах Новгородских. СПб., 1853, с. 133-134, 142-143/.
В 1611 году город Ладога и ладожские монастыри подверглись нападению шведов, которые еще в первой четверти XVI века приняли лютеранство и не щадили православные обители. В начале 1618 года валаамский строитель Сильвестр подал челобитную государю Михаилу Феодоровичу Романову о дозволении поместиться в Ладожской Васильевской обители, которая практически пустовала: «…тот де Васильевский монастырь стоит пуст, …тем монастырем и вотчиною и рыбными ловлями ведено б им владеть, как владел того монастыря игумен и братья». /Царская грамота Ладожским воеводам Неплюеву и Змееву о пажаловании опустевшего Васильевского монастыря и его вотчины старцу Валаамского монастыря Сильвестру с братьею. 11 июля 1618 года. ААЭ. Т.3. СПб., 1836. № 96. С. 130-131/.
Когда валаамские иноки начали восстанавливать Васильевский монастырь, единственная каменная церковь стояла ≪осыпавшейся≫, а сам монастырь был доведен до такой крайности, что ≪ставится после немецких людей вновь≫. В обители тогда жило лишь три послушника-сторожа, хранивших святое место от совершенного исчезновения. У валаамских монахов оставались деньги, сбережённые от разграбления шведами. Денег им хватило, чтобы провести ремонт и обустроить церковь Божию, снабдить её святыми иконами, богослужебными книгами и облачением, построить кельи и другие здания. В числе церковных принадлежностей в Васильевский монастырь с острова Валаама был вывезен резной трисоставный напрестольный крест с распятием, на доске которого вырезано: ≪Царь славы≫ и ≪Иисус Христос, ника≫, а также пять колоколов. В дозорной книге 1620 года, из документов Новгородской Духовной консистории, указано, что в Васильевском монастыре значилась единственная келья, в которой жили старцы во главе со строителем Сильвестром и слуги Валаамского монастыря, всего восемь человек, оставшихся от общины Валаамского монастыря. По сведениям 1620 года в Васильевском монастыре находилась церковь во имя Благовещения Богородицы и другая — Василия Кесарийского, хотя о Васильевской церкви сообщалось, что ее разорили ≪немецкие люди≫, а сам храм осыпается. О скудности средств и лишениях, в которых пришлось совершать духовные труды, говорит тот факт, что через семь лет после начала восстановительных работ, в 1627 году, у обители не хватало средств даже на воск, богослужения освещались дранью, и братия жаловалась, что ≪у них-де в церкви Божии служача с лучиною, образа закоптели≫ /Царская грамота о ненарушении тарханных грамот Васильевского монастыря о рыбных ловлях. АИ. Т.3. СПб., 1841. № 146. С. 237-238/. В переписной книге 1647 года государевых и монастырских вотчинных сел и деревень, дворов и в них людей Обонежской пятины письма Лариона Григорьевича Сумина и подьячего Якова Ефимова указывалось: «Погост Васильевский на Волхове, а ныне в том месте стоит монастырь Васильевский, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да Василия Кесарийского, а на монастыре три кельи: келья черного священника да две кельи братские…» /РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 309. Л. 319 об.-320 об. Подлинная переписная книга государевых и монастырских вотчинных сёл и деревень, дворов и в них людей Обонежской пятины письма Л.Г. Сумина и подьячего Я. Ефимова. 1647 год/.
Бедность обители привела к тому, что к 1666 году каменный храм настолько обветшал, что его пришлось разобрать практически до основания. Старец Иверского монастыря Маркел, приезжавший в монастырь Василия Кесарийского с целью досмотра зданий, движимого имущества, земляных угодий и рыбных ловель по указу Святейшего Патриарха Никона от 1 февраля 1666 года, констатировал «…в Васильевском монастыре церковь бывала каменная, а ныне развалилась до основания, во имя Василия Кесарийского…». /Досмотр зданий, движимого имущества, земляных угодий и рыбных ловель Васильевского, что напротив Ладоги, за рекою Волховом, монастыря. 1 февраля 1666 года // Русская историческая библиотека. Т.5. № 221. С. 580-584/.

Благодаря записи в сохранившемся синодике /Синодик Васильевского монастыря второй половины XVII века // г. Куопио, Финляндия, SOOK-66/, мы знаем, что после 20 лет практически полной разрухи, в 1684 году, на фундаменте старого разобранного храма с использованием средства воеводы дворянина Тихона Ивановича Бестужева построили новый каменный — с трапезной палатой, крыльцом у западного фасада и Благовещенским приделом с юга. 28 января 1686 года храм был освящен по грамоте митрополита новгородского Корнилия. Дату возведения новой каменной церкви на месте старой развалившейся, указанной в тексте синодика, подтверждает дендроанализ спила конькового бревна трапезной палаты, выполненный в лаборатории дендрохронологии Института археологии Российской Академии наук (ИА РАН) Н. Б. Черных. Бревно оказалось спиленным в первой половине 80-х годов XVII века. Из приведённых выше свидетельств по истории Васильевского монастыря явствует, что древняя каменная церковь Василия Кесарийского к 1666 году «развалилась до основания».
В 1686 году храм был «выстроен заново». Однако вряд ли возможно предположить, что строители церкви искали новый художественный образ храма, вероятно, они пытались воссоздать облик ранее существовавшей церкви с сохранением её плана, как это нередко бывало в России при возобновлении рухнувших церквей. В этом случае в современном облике храма можно усмотреть черты здания XVI и возможно XIV столетий. храм василия кесарийского старая ладога

Архитектурное решение церкви Василия Кесарийского предельно просто. Это небольших размеров одноапсидная безстолпная церковь. В плане здание представляет квадрат с полуциркульной апсидой с восточной стороны. Главный вход в храм расположен с западной стороны, где к основному объёму примыкает трапезная с небольшим крыльцом. С южной стороны церковь имеет небольших размеров придел Благовещения. Длина храма по оси восток-запад 16,95 м, север-юг 14,59 м. При незначительных размерах храма бросается в глаза толщина стен – от 1,5 до 2,91 м, что говорит о невысоком уровне строительного искусства зодчих-строителей. Это подтверждает и кривизна стен, неправильная разбивка плана на местности.
Внутреннее расположение помещений хорошо читается на фасадах церкви. На любом из фасадов явно чувствуется основное ядро храма. Эта часть церкви несколько выше трапезной и южного придела и увенчана более крупным барабаном и куполом. Купол и барабан меньших размеров возвышается над приделом Благовещения. Основным декором на всех фасадах здания являются перспективные окна со стрельчатыми завершениями. Исключения составляют прямоугольное окно в алтарной апсиде и прямоугольное окно на северном фасаде. Существует также небольшое квадратное окно на южном фасаде под карнизом. Перспективный портал входа, профилированные наличники окон и бегущий под карнизом поребрик, оживляя плоскости стен, создают в солнечный день богатую игру светотени. С западной стороны храма находится небольшой перспективный портал и крыльцо, выложенное плитами известняка. Помимо главного западного портала существует другой вход в храм с южной стороны, где с крыльца в храм ведут два дверных проёма, один из них – в трапезную церкви, другой в придел Благовещения. Перед двумя дверными проёмами, в углу, расположена открытая паперть. Под карнизом здания протянут поребрик, опоясывающий всё здание, этот же декоративный приём применён на алтарной апсиде и на главном барабане. Поребрик прерывается лишь в тех местах, где проходят старые металлические связи. На восточном фасаде церкви над алтарной апсидой находится ниша-киот.

храм василия кесарийского старая ладогаГлавный барабан имеет вместо окон узкие прямоугольные ниши. На углах всех фасадов здания расположены мощные лопатки, которые подчёркивают центральный куб храма. Все помещения храма перекрыты коробовыми сводами с распалубками. Большой и малый барабаны, несущие деревянные главки, поставлены непосредственно на кирпичные своды. Главки как сейчас, так и в старину, были покрыты лемехом. По высоте выделяется лишь главное церковное помещение, своды трапезной и придела несколько понижены. Здание покрыто двускатной тёсаной деревянной кровлей. Весь храм выстроен в одном материале. Это местный, грубо обработанный известняк (волховская плита). В том же материале возведены и пристройки. Кирпич можно проследить только в арках сводов обрамлений окон, и в барабане. Поверх известняка нанесён тонкий слой известковой обмазки, не скрывающей неровности каменной кладки.
Если вновь напомнить о времени возрождения храма из руин (XVII век), установить стилевое единство в решении всех фасадов, вспомнить единый строительный материал, явную одновременность сооружения здания в целом – закономерным ставится вопрос – кто был создателем этой церкви. Строитель был, несомненно, знаком с новгородской архитектурой, но ярче всего для него были образцы деревянного русского зодчества, которыми славится северный край России и Приладожье. Возведённый храм Василия Великого носит в устройстве своём типичные черты новгородских храмов XI–XII веков, такие как: трёхчастное разделение алтаря, наличие полатей или хоров, солидная толщина стен, кладка их из камня и плиты, устройство главного престола из камня и помещение жертвенников в стенных впадинах. Место для него было выбрано строителями удачно. Он расположен в начале пологого спуска к реке, среди в то время свободно стоящих крестьянских изб и амбаров, окруженный лугами и пашнями. Здание выстроено в новгородской строительной технике, но по своему объемно-пространственному решению стоит близко к деревянным рубленым сооружениям севера России. В плане церкви чётко усматривается аналогия с древнерусскими церквами клетского типа, а система покрытия храма была прямо заимствована из деревянного зодчества. Двускатная тесовая кровля имеет слеги, ≪курицы≫, водотечник и охлупень. Стены здания сложены из плит грубо отёсанного волховского известняка.
Отделка и устройство церкви отличается скромностью и благородной простотой.
Мастер-строитель, очевидно, был местным жителем, он не имел большого опыта в каменном строительстве, о чём говорит большой запас прочности в стенах, неправильная разбивка плана. Получив заказ на строительство церкви Василия Кесарийского, он попытался в камне передать композицию и объёмное решение деревянной клетской церкви, воплотив его в новом для строителя материале. Для деревянных клетских церквей также характерно членение здания на три объёма: основной куб и примыкающие к нему пониженные придел и трапезная. Строительная техника постройки чисто новгородская. В декоре же здания мастер пытался передать некоторые черты московской архитектуры. Очевидно, декор здания относится к 1686 году, когда храм воссоздавался заново из руин. Видимо, бедность монастыря не позволила пригласить мастера извне, даже из соседнего Новгорода.

В Материалах императорской археологической комиссии хранятся документы, свидетельствующие о том, что храм находится в числе охраняющихся памятников древнерусской архитектуры. В 1906 году в связи с очень плохим состоянием здания гражданскому инженеру было поручено его обследование. В прошении Н.Ф. Романченко от 30 апреля 1906 года в Императорскую археологическую комиссию отмечается, что необходим ремонт здания, особенно замена сгнившей крыши. 18 мая 1906 года Археологическая комиссия сообщила в петербургскую Консисторию, что работы по ремонту церкви Василия Кесарийского поручены инженеру Н.Ф. Романченко, который взялся их выполнять безвозмездно. Стоит отметить, что Николай Филиппович Романченко, в то время был не только инженером, но и являлся председателем Староладожского церковно-приходского попечительства. В сообщении Археологической комиссии отмечено, что ремонт будет состоять в замене деревянной крыши железною, и в перештукатурке фасада и переделке сгнивших полов. В 1913 году было проведено новое обследование храма Н. Буниатовым, который провёл обмеры здания. Чертежи Н. Буниатова (план, фасады и разрезы) хранятся в научно-исследовательском музее Российской Академии Художеств.
С 1937 года православный храм в Чернавино перестал действовать, а в 1940 году был закрыт официально. Церковные помещения, в которых раньше творилась молитва, превратились в зерновые закрома. При этом крестьяне не забывали своевременно чинить крышу. На обитой железом кровле церкви свт. Василия Кесарийского сушили зерно. По полмешка поднимали по приставной лестнице и разбрасывали по скатам. Внутри же здания устроили сельский клуб с библиотекой, два раза в неделю под патефон здесь проводились танцы и трижды на неделе показывали кино. Для помощи колхозникам из Волхова на автобусах приезжали сотрудники алюминиевого завода и мясокомбината. Работали на полях и не забывали о самодеятельности, в здании Васильевской церкви проходили концерты. Во время войны, когда начиналась бомбёжка, оставшиеся жители сбегались в храм свт. Василия Великого — стены которого достигают 2,91 м в толщину. Ночевали на деревянных скамейках, до сих пор вспоминают, что там было тепло и уютно. Удивительно, но от бомбёжек и обстрелов церковь фактически не пострадала. После окончания войны здание церкви подремонтировали и продолжили использовать как клуб.

30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 церковь святителя Василия Великого в деревне Чернавино была признана памятником федерального значения. После этого рядом с храмом был построен новый деревенский клуб, а сам он…оказался брошенным и стал медленно разрушаться без присмотра. В 1963 году Инспекцией по охране памятников Ленинградской области была заказана и выполнена научно-исследовательская документация, но производство работ по реставрации не последовало. На фотографиях видно, что уже к концу 1970-х годов храм пришёл в удручающее состояние. Так продолжалось до начала 1990-х годов. В 1991–1993 годах в восстановлении кровли и главок церкви свт. Василия Кесарийского принимали участие норвежские учащиеся школы деревянного зодчества из города Лом. Восстановление имело целью привести их к тому виду, в котором они существовали в XVII веке. Проведены доисследования и воплощён проект 1963 года. В этот период при расчистке сводов удалось зафиксировать в стенах апсиды, трапезной и собственно церкви пустые каналы от деревянных связей, в которые позже были протянуты связи металлические, которые и были затянуты снаружи на стенах. В 1994 году здание храма было отреставрировано снаружи. Автор проекта реставрации архитектор И.А. Хаустова, производство работ выполнял кооператив «Каменное зодчество» директор И.П. Любарова.
В 2006 году проводились реставрационные работы по восстановлению фасадов Васильевского храма: поверхность стен заново покрыта штукатуркой с применением современных материалов, которая, правда, почти сразу стала отваливаться. Частично была произведена замена крыши, но она опять течёт. В настоящее время проводится обследование современного состояния здания храма, разработана технология производства реставрационных работ и откорректирован проект реставрации здания. Внутреннее убранство церкви придётся возрождать заново.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *