храм во млево удомельский район

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Млёво

храм во млево удомельский район

К рупицы веры

Я оказался во Млево в 2003 году. Приехал в июле на пару недель, чтобы сделать серию фотографий и… с тех пор регулярно возвращаюсь сюда, невзирая на нехватку времени. Это одно из немногих мест, которое навсегда поселилось в моей памяти, не отпуская от себя надолго и вызывая теплую ностальгию.

Старинное тверское село Млево стоит километрах в пяти от дороги Бологое-Удомля. Летом сюда съезжаются «дачники», многие из которых здесь же и выросли, а постоянно живет лишь пара десятков человек. От Млево дорога, проходя через соседнее село Залучье, поворачивает в леса и тянется дальше мимо остатков давно нежилых деревень.

В середине XIX века в селе было более двухсот дворов. Мимо по реке Мста проходили караваны судов, перевозившие грузы в Новгород, и все местное население занималось обслуживанием судоходного пути. У млевской земли древняя история – курганы, сохранившиеся неподалеку, относятся к VI-VIII векам н.э., а чуть ниже по течению Мсты высится огромное, местами разрушенное, насыпное городище со сторожевыми постами. Еще в 947 году княгиня Ольга по пути в Новгород основала вдоль берегов Мсты несколько погостов. Возможно, именно тогда и появилось Млево.

Доподлинно год основания села неизвестен, однако в 1998 году во время полевых работ в Троицком раскопе у стен новгородского кремля археологи нашли берестяную грамоту, датированную серединой XII века. В ней говорилось: «Шли мы на Млево, а Иван с нами не…». Грамота, получившая номер 885, носила деловой характер и указывала на то, что к тому времени Млево уже имело большое значение в торговых связях Новгорода.

Небольшая река Мста, в верхнем течении которой стоит Млево, когда-то была намного глубже и занимала важное место в Волжском торговом пути, связывавшем Каспий с Балтийским и Белым морями. Кратчайшая водная нитка из Новгорода в Волгу и обратно проходила через Мсту и Тверцу – один из притоков Волги. На этом пути было два естественных препятствия – волок, соединявший обе реки (здесь возник город Вышний Волочок) и боровические пороги по Мсте – самое опасное место на всей реке. Именно из-за них торговцы нанимали лоцманов и не скупились на церковные пожертвования.

Согласно устному преданию, впрочем, не имеющему письменных подтверждений, в середине XI века во Млево была построена деревянная часовня, причем воздвигли ее на том самом месте, где сейчас стоит каменный Спасо-Георгиевский храм. С тех пор здесь всегда была действующая церковь, а в середине XVI века, на который приходится расцвет Мстинской ярмарки, открывавшейся в Петров день, даже две: Егорьевская церковь и церковь Петра и Павла.

Своим появлением новый Спасо-Георгиевский храм обязан купцам, водившим по Мсте караваны с товарами и щедро жертвовавшим на церковные нужды. Огромная даже по сегодняшним меркам шестипрестольная церковь видна со стороны реки за несколько километров до Млево. Из церковной ведомости Спасо-Георгиевского погоста за 1874 год явствует, что строительство каменного храма с двумя колокольнями было начато в 1823 году и продолжалось до 1849 года.

Впервые увидев церковь, я поразился её масштабам, совершенно неожиданным для села, в котором осталось не более трех десятков домов, и сразу заинтересовался историей этого места. Но в храм не пошел, занявшись своими делами. Долго вообще проходил мимо, смотрел на облезшую голубую краску, на кусты, неведомо как выросшие по краю купола, на отваливающуюся штукатурку и смытые внешние росписи. О том, чтобы попросить разрешения на съемку не могло быть и речи: сказался предыдущий не совсем удачный опыт общения со священниками.

И все-таки интерес пересилил. Через год я вновь оказался во Млево. Зашел в храм после службы, представился, спросил священника, рассказал, что делаю фотоочерк о селе, и хотел бы поснимать в храме. К моему удивлению, отец Владимир сразу согласился. «Снимай! Везде, где хочешь».

Позже я часто возвращался к нашей первой встрече. Не зная отца Владимира, можно подумать, что это строгий молчаливый человек, ежеминутно занятый делами. Он действительно занят, занят почти ежеминутно: то в Удомлю поедет, то в Тверь, то в Петербург. Порой звонишь ему несколько дней подряд, а дома никого нет. Но иначе у храма не было бы будущего.

«Кто останется здесь? Если я уйду, епархия больше никого не даст, храм закроют, и он придет в запустение. Разломают, разобьют и разворуют все буквально через пару месяцев, и ничего не сохранится. И так уже сколько раз обворовывали. Слава Богу, не при мне. Городским храмам легче – там и прихожан больше, и материалы достать проще, а здесь в деревне надо умудриться что-то найти. Не с бабушкиных же копеек восстанавливать?! Очень редко бывает так, чтобы кто-то проехал мимо, увидел церковь, зашел внутрь и затем помог отремонтировать. Все боятся помогать – вдруг не туда пущу деньги, вдруг себе возьму? Я сюда приехал с двумя чемоданами, с ними и уеду, если вообще уеду когда-нибудь. На себя времени не остается – надо храм спасать. Я-то подожду, а вот фрески и иконы не могут».

Еще три года назад даже на воскресной службе прихожан было немного – в основном местные, «дачники» и несколько человек из Удомли. Предыдущий батюшка был очень строгий – крестика нет, в храм не пустит. Вот никто и не ходил. К отцу Владимиру тоже долго привыкали. Бывало, что они с матушкой стояли на ступенях храма и звали людей внутрь, а в ответ слышали удивленное: «А что – можно?».

Как раз тогда, когда я стал снимать храм, началась реконструкция крыши. В течение полутора месяцев загорелые мужики день за днем, с раннего утра и почти до захода солнца, скидывали на землю проржавевшие куски железа и затаскивали наверх толстые пачки блестящей оцинковки. Каждое утро мы просыпались под стук молотков и гулкий звон падающего железа. Надо было видеть, какими глазами смотрели на их работу жители села. Такого здесь давно уже не наблюдали. После десятка лет полного запустения огромная церковь стала менять свой облик. И прихожане потянулись на службу, очень медленно, буквально по одному.

Заветная мечта отца Владимира и матушки Алевтины – возродить село. Каждый год уходит два-три человека и по одному дому. Если так будет продолжаться дальше, через десять лет от Млево ничего не останется. Примерно такое же положение в каждой второй русской деревне. Но не у каждой из них есть настолько глубокие исторические корни и такой храм. Я далек от того, чтобы возводить роль сельской церкви в ранг абсолюта. Тем более, в наше время. Но что еще, как не община, может спасти умирающее село, в котором нет работы, поддержки местных властей и куда почти не едут туристы?

Мы неоднократно возвращались к этой тяжелой для отца Владимира теме. «Бывало, загоримся с матушкой, потом опять пропадет вера в то, что село возродится. Хочется восстановить пусть не колхоз, но хотя бы дома. Есть люди, которые хотят сюда приехать, которым здесь нравится, и они согласны жить во Млево. Но поселить их некуда. Ведь не каждый может позволить себе купить дом».

С Валерой мы познакомились в летнем храме, куда я едва протиснулся через узкую дверь, пытаясь не задеть ножками штатива многочисленные провода, змейкой тянувшиеся по полу: электрики из Москвы, приехавшие буквально на несколько дней, меняли проводку. Перед воскресной службой я заглянул, чтобы узнать, можно ли будет подняться на колокольню. Оказалось, Валера, хоть и звонит в храме, до сих пор неверующий. На мой вопрос, как же так, он спокойно ответил, что еще не пришло его время. Мое, впрочем, тоже.

Зато пришло время Артема. Увидев его впервые, я не поверил, что этот человек недавно вышел из тюрьмы. На меня смотрело удивительно доброе и умное лицо. Мягкий голос и правильная речь, не допускавшая никаких браных выражений. Он пришел к вере в тюрьме: постепенно, шаг за шагом, очень долго не понимая, происходящих с ним перемен. Почти год Артем просидел в камере с верующими заключенными. Сначала научился креститься, потом перестал ругаться матом. Труднее всего давались слова молитвы: «Знаешь, я так стеснялся, как будто говорю что-то нехорошее. Материться было намного проще, потому что это делала вся тюрьма. А молиться… И еще не хотел, чтобы думали, будто я сломался».

До прихода в Спасо-Георгиевскую церковь Артем жил в тридцати километрах от Млево в селе Тубосс. Там была крохотная православная община, но местный храм давно разрушился – провалилась крыша, и вода залила все фрески. О млевском храме Артем услышал случайно и решил сходить. Кажется, чего проще? Но это только кажется. Применительно к Тубоссу «сходить» означает встать едва ли не ночью, и несколько часов идти по заброшенной лесной дороге до моста через Мсту. И оттуда еще несколько километров до Млево, чтобы вовремя успеть к началу литургии. Прямого пути нет, впрочем, как и транспорта. Хорошо только летом. Весной дорога местами затоплена разлившимися болотами, зимой идешь по пояс в снегу, осенью – несусветная грязь. Отец Владимир долго звал Артема к себе пономарем, а тот не соглашался. Но по шестьдесят километров не находишься, и, в конце концов, Артем перебрался во Млево.

Как и многие, я бываю в селе наездами, чаще всего летом. Отец Владимир с матушкой Алевтиной давно звали меня на Крещение. С трудом вырвавшись из вязкого водоворота повседневных забот, я вновь оказался во Млево. На этот раз зимой. Еще сидя в поезде, думал, много ли соберется людей – ведь на зиму в деревнях мало кто остается, в основном старики. «Дачники» как правило разъезжаются еще осенью.

Но люди пришли. Не только из соседних деревень. Были и те, кто приехал специально из Удомли, Новгорода и Петербурга, чтобы послушать праздничную литургию и пройти в составе крестного хода до купальни, специально построенной крещенским утром. «Если бы ты видел, как мы с матушкой крутились, чтобы все это устроить! – стал рассказывать вечером отец Владимир. Уже за две недели колесом носились, чтобы верующие приехали, чтобы был автобус к службе (бабушкам нашим тяжело по морозу идти), чтобы построить купальню. Пусть не все рискнули окунуться, но те, кто смогли, сделали это в нормальных условиях. Ведь это важно! А сколько мирян зашло в воду? Чтобы на это решиться, надо поверить хотя бы в себя. А как люди поверят, если мы им не поможем?!»

На старом кладбище возле стен Спасо-Георгиевской церкви лежит огромный замшелый кусок темного камня, обнесенный оградой, внутри которой установлен простой металлический крест. На источенной временем поверхности среди пятен лишайников лежат, тускло поблескивая на солнце, мелкие монетки. Присмотревшись как следует, на камне с трудом можно прочесть: «Лета 7 положенася преставися раба божия Марфа напа». Это местная святыня – могила Марфы Посадницы.

Историки до сих пор не пришли к единому мнению: та ли это самая Марфа, жена новгородского посадника Исаака Борецкого, и вообще, Марфа ли здесь похоронена. Согласно надписи на плите, Марфа умерла в 1492 году. Нашли плиту в начале XIX века: дворовые люди копали свежую могилу, и случайно наткнулись на старинную плиту с надписью. Под ней был обнаружен кирпичный свод, который в ту пору вскрывать не стали. Находку старались держать в тайне, однако быстро разнесся слух, будто во Млево найдено древнее захоронение, и со всех сторон стали стекаться любопытные.

Сразу же подумали, что это может быть могила Марфы Посадницы. Марфа была одной из самых богатых и властных фигур Новгорода конца XV века. Её влияние оказалось настолько велико, что она сумела сплотить вокруг себя новгородских бояр во время противостояния между Новгородом и Москвой. В 1478 году после присоединения Новгорода к Московскому государству Марфу заковали в кандалы и отправили по Мсте в ссылку. Дальнейшая её судьба осталась невыясненной: то ли она умерла в изгнании, то ли её убили неподалеку от Млево, то ли навеки заточили во Млевский женский монастырь.

С момента открытия Марфиной могилы, в село потянулись верующие, главным образом из её родного Новгорода. Рассказывали, будто являлась она во сне страждущим, больным и немощным. В церковных книгах Спасо-Георгиевского храма сохранились упоминания о многочисленных чудесах и удивительных случаях, произошедших на могиле Марфы. Несмотря на большое стечение паломников, она так и не была причислена к лику святых. Впрочем, это не мешает верующим чтить её память.

Отца Владимира это обстоятельство тоже не смущает. «На моей памяти у могилы Марфы Посадницы было, по меньшей мере, три необычных случая. Я не знаю, кто здесь похоронен. Краеведы спорят, говорят, будто другая Марфа, одна из местных помещиц. Но ведь люди верят, приезжают сюда издалека. И многие действительно чувствуют её силу и поддержку. Она помогает им обрести веру. И я не имею права эту веру отнимать». Недавно на могиле появилась новая ограда с синей крышей, увенчанной крестом. Помог кто-то из прихожан.

Много это или мало? Наверное, живя во Млево постоянно, трудно оценить происходящие здесь перемены. Глаз «замыливается», устает замечать новое, тем более, когда оно с таким трудом достается. Только приезжая сюда раз в полгода понимаешь, что село постепенно поднимается. Отец Владимир Сафронов часто мысленно возвращается к своей главной цели: «Я вот думаю, сумеем ли мы с матушкой тут все наладить? От нас зависит. И от тех, кто нам помогает. Без них мы мало что сможем. По крупицам собираем людей, веру и силу духа. Это ядро, которое нас держит».

Источник

храм во млево удомельский районopsquick

Олег Смолий

страничка русского фотографа

Заглянув пару лет назад в село Млёво, что в Удомельском районе Тверской области, я был поражен красотой и размерами храма, гостеприимством батюшки и доброжелательностью прихожан.

Старинное село Млёво расположено на берегу реки Мсты, древнем водном пути, связывавшем Новгород и Балтийский регион с центральными областями Руси, Поволжьем, Прикаспием и Причерноморьем. Люди здесь селились задолго до Рождества Христова, а с VI века нашей эры пришли и славянские племена. Новгородский путь к Волге по Мсте имел важнейшее значение уже в VIII-IX веках. На Млёво выходила и сухопутная дорога, шедшая с востока на запад через Удомлю. Пограничное между Новгородскими и Тверскими землями, находящееся на перекрестке сухопутных и водных путей, с удобным местом для стоянки купеческих судов, Млёво стало крупным торговым селом.

История этих мест помнит и расцветы торговли и богатства, и тяжелые времена грабежей и мора. В разные века проходили и останавливались здесь княгиня Ольга и князь Ярослав, Иван III и Иван Грозный. Цари и ратные люди грабили и разоряли, но торговля вновь возрождала село. После Смутных времен оживление на Мсту пришло с началом строительства Санкт-Петербурга. Река обеспечила связь между столицами по Волго-Балтийскому пути, и даже позднее, в начале XIX века, в караванах по Мсте проходило до пяти тысяч судов. Движение по реке стало затихать лишь после строительства Николаевской железной дороги.

В центре Млёво стоит огромный и красивый Спасо-Георгиевский храм, интересный своей историей. Первоначально на месте поставленного здесь княжной Ольгой погоста стояла деревянная церковь постройки 1050 года. Позже стараниями жителей построили новый, каменный храм, и все 25 лет строительства службы в деревянном храме не прекращались. Когда службы начались уже в новом, зимнем каменном храме, на месте старого деревянного началось возведение второй половины каменного храма, его летней части. Так к 1849 году, на щедрые пожертвования проходивших Мстой и торговавших в Млёво купцов, был построен шестипрестольный Спасо-Георгиевский храм, сохранившийся до нашего времени, с пределами Георгия Победоносца, великомученницы Варвары, Успения Божией Матери, Ильи Пророка, Рождества Иоанна Предтечи и Спаса Нерукотворного Образа. По милости Божией храм никогда не закрывался и службы в нем никогда не прекращались.

В церкви хранится облачение, подаренное Иоанном Кронштадским, который был здесь неоднократно, жертвовал свои средства, и пророчествовал, что храм во Млёве не закроется до второго пришествия Иисуса Христа.

Возле церкви восстановлена могила Марфы Посадницы. Марфа хоть и не канонизирована, но люди приезжают к могиле, прикладываются к плите и получают по молитвам исцеление и решение жизненных проблем.

Служба в Спасо-Георгиевском храме

На Рождество наряжают огромную ёлку, а детям дарят подарки

После службы в храме чаепитие и беседы с прихожанами

В Крещение Господне крестным ходом идут к иордани на реке Мсте

Отец Владимир совершает омовение первый

Смелых прихожан много и омовение длится больше часа

Вид на Спасо-Георгиевский храм со стороны Мсты

Источник

Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево

Удомельский район. Село Млёво. Спасо-Георгиевский храм

Творение архитектора Легранда.

История постройки каменной Спасо-Георгиевской церкви в с. Млёво.

К 495-летию упоминания Георгиевского-Млёвского погоста в писцовых книгах 7034 г. (1525/26 гг.).

Два погоста «на одной улице».

Этот факт подтверждает и описание 1815 г., где указано, что «в нашем селе состоит в одной ограде две церкви, которые именовались одна Егорьевская Млёвская, другая Спасская Егорьевская Млёвская, писались два погоста»[2].

Первое упоминание о Егорьевском во Млёве погосте относится к писцовым книгам 7034 года (1525/26 г.). В писцовой книге своеземских земель Бежецкой пятины письма Ивана Алексеевича сына Клементьева показаны земли и из владельцы «в Бежецкой пятине в Егорьевском погосте во Млёве».[3] Храм в сохранившемся отрывке не описан, однако, в нем же упоминается ещё и «Дмитриевский погост во Млёве».[4]

Так продолжалось вплоть до XVIII в. По справке духовной консистории за 1777 г. в погосте показаны две церкви со своим особым причтом. При церкви Спаса Нерукотворного образа служили священник Иеремий Аникеев, дьячок Прокопий Семенов, пономарь Артемон Иоаникеев. К этому храму приходских дворов значилось 203.

Справка 1811 г. дополняла сведения о церкви Спаса Нерукотворного. Церковь была деревянная, построена в 1741 г. и имела придел в честь святых апостолов Петра и Павла[5]. По сведениям 1815 г. эта церковь «в одной ограде построена по просьбе господ Загряжских»[6]. Земли пашенной и сенокосной не имелось, а имелись пожертвованные от помещика Загряжского две пустоши. При церкви Спаса Нерукотворного значилась так же деревянная церковь Георгия Победоносца, при которой состояло «небольшое число десятин писцовой земли»[7].

При второй церкви Спаса Преображения значились священник Вонифатий Ефимов, дьячёк Зиновий Максимов, понамарь Еремей Александров. Церковь Преображения Господня была выстроена на погосте в 1742 г. и имела приделы в честь Пророка Илии, преподобного Сергия Радонежского и великомученика Георгия[8]. В 1777 значилось приходских 233 двора. Пашенной земли при церкви значилось 16 четвертей в полу дву по тому ж, сенного покосу 20 копен[9].

В 1781 г. последовало прошение от пономаря церкви Спаса Нерукотворного Артемона Якимова, где он указал, что пожертвованную землю при генеральном межевании Иван Васильевич Загряжский «примежевал к своей даче». На просьбу священнослужителей «намерить по оную препорцию противу узаконения межевой инструкции», межевая контора ответила отказом. Основанием отказа было то, что «при обеих церквах» надлежит быть «одной пропорции» земли. Артемон Якимов просил эту пропорцию поделить между причтами поровну[10].

При Георгиевском Млёвском погосте в 1811 г. значилось 184 двора и мужеска пола 656 душ. В погосте служили священник Вонифатий Ефимов «в школах не был» 81 года, диакон Егор Вонифатьев «из богословия» 51 года, дьячёк Нестор Ермеев «в школах не был» 33 лет, пономарь Емельян Игнатьев «из уездного училища» 20 лет[13].

Обоим погостам отмежевали 36 десятин земли и пользоваться священнослужители должны были этой землёй поровну. Однако, споры продолжались и до 1812 года по причине того, что в Спасском погосте причт увеличился, а следовательно и потребность в земле тоже возросла[14]. Что бы разом разрешить все споры и устранить путаницу, 26 июня 1815 г. епархиальное начальство приняло решение объединить приходы. За основную церковь решено было считать церковь Спаса Нерукотворного, а вторую церковь в честь Спаса Преображения считать приписной и объединить оба причта.

Это вызвало новую волну недовольства. Прихожанки и местные помещицы вдова Анна Иванова жена Хвостова и полного действительного статского советника Николая Григорьевича Гурьева дочь девица Анна Николаевна написали на имя архиепископа Серафима прошение в котором указали и причину конфликта и своё отношение к нему. Прихожане Спасского Млёвского погоста просили архиерея определить к ним священника из с. Тихомадрицы Тимофея Павлова вторым священником. Однако, рассмотрев прошение, архиерей не только не назначил просимого священника, но и объединил приходы в один и определить в пономари к Спасской церкви Ефима Данилова.

В своей резолюции 14 августа 1815 г. архиепископ Серафим велел благочинному освидетельствовать обе церкви и «которая из них окажется строением крепче, утварию достаточнее и обширнее, ту и почитать настоящею, а другую, которая строением хуже, пространством теснее, утварию и ризницей беднее, ту почитать придельною».

Благочинный выехал во Млёво и осмотрел обе церкви. На поверку оказалось, что церкви «построены в одно время, поелику 1-я сооружена в 1741 г., а 2-я в 1742 г., но из них Спасская строением крепче, токмо крайне тесна и ризницею не слишком достаточно, напротив того, Егорьевская трехпрестольная, имеющая так же настоящий храм во имя Преображения Господня, стенами ветше, но весьма пространна и ризницею и утварию пред Спасскою преимущественнее»[16]. Составив описание церквей, благочинный рапортом отправил сведения на рассмотрение консистории, которая 7 октября 1815 г. велела «духовному правлению церковь Георгиевскую (она же Преображенская – Д.И.), так как она и пространнее и церковною утварию достаточнее, почитать настоящей, а Спасскую, по тесности ея и по меньшему достатку в ризнице, придельной»[17]. Так с 1815 г. началась общая история у двух погостов, стоящих на «одной улице». Новый погост получил название Спасо-Георгиевский Млёвский.

Где поставить каменный храм?

Приход Спасо-Георгиевско Млёвского погоста к 1821 г. разросся. Храмами продолжали оставаться прежние два деревянных главный в честь Преображения Господня с приделами Пророка Илии, преподобного Сергия Радонежского и великомученика Георгия и приписной во имя Спаса Нерукотворного с приделом апостолов Петра и Павла. Приходских дворов значилось 535, а прихожан мужского пола 2201 душа[18].

26 июля 1822 г. во Млёве побывал благочинный села Быстрого Иван Ефимов. Осмотрев оба храма, он нашел, что Преображенская церковь «от долговременности обветшала, так что в приделе Сергия Радонежского Чудотворца пол несколько покачнулся в одну сторону, от чего и святый престол хотя мало, но приметно покривился». Священнослужение в Сергиевском приделе перестало совершаться. И всё бы ничего, но «в начале кумпола» в одном месте видна разщелина»[19].

Тверской архиепископ Иона повелел освидетельствовать храм надлежащим образом, и «если церковь подлинно ветха и к проложению к ней священнослуженимя опасна, отобрав антиминс и утварь для хранения в ближайшей церкви, церковь запечатать и приход приписать к ближайшей церкви, куда найдено будет удобным»[20].

Освидетельствовать храм отправился Строитель Столпенской пустыни Иеромонах Климент. Он осмотрел «в стыках дерева небольшую разселину», но опасности в ней не увидел. Антиминс с Сергиевского придела он снял и переложил на Преображенский престол и запретил священнослужение в приделе[21].

Под прошением стоят подписи священников Тимофея Павлова и Иоанна Иванова, диакона Егора Вонифатьева, дьячков Нестора Еремеева и Василия Леонтьева, пономаря Семена Иванова и местных землевладельцев капитана Ивана Мельницкого, гвардии прапорщика Ивана Афанасьева Ладыгина, генерал-майорши Настасьи Львовой дочь жены Загряжской и т.д.

В сентябре 1822 г. консистория запросила у благочинного выправку о том, что не нужно ли ветхую Преображенскую церковь разобрать, а довольствоваться служением во второй церкви «доколе будет построена каменная церковь»[23]. 17 февраля 1823 г. от прихожан села Млёва капитана Ивана Мельницкого, майорши Настасьи Загряжской и девицы Натальи Мельницкой последовал ответ: «Объявляем, что мы одною Спасскою церковью по великоприходству довольствоваться не можем, поелику она очень тесна, а потому и Георгиевскую церковь разобрать не желаем, а на построение каменной церкви избрали новое место в то же кладбище, в чем и подписуемся»[24].

Вопрос о месте предполагаемого строительства интересен исследователю с той точки зрения, что ориентируясь на существующее ныне здание храма, мы можем определить, где изначально стояли храмы в Спасском и Георгиевском погосте. По поручению Духовной консистории осматривать место под постройку каменного храма священник вышневолоцкой Петропавловской церкви Иоанн Александров выехал во Млёво 28 февраля 1823 г. И сразу выяснилось, что под храм прихожане избрали два места. Священнослужители и дворяне предлагали строить церковь близ существующих двух деревянных церквей и для этого священник Тимофей Павлов обязуется разобрать и перенести свой дом на новое место. А вот экономической Млёвской вотчины старосты деревень и крестьяне предложили для строительства храма место «подле стоящей в том же погосте во имя Живоначального Креста Господня часовни»[25]. Однако, второе место было не церковное, «а владельческое и при том для построения храма Божия не соответственное».

Место, на котором в итоге решили строить храм «в церковной ограде, состоящей среди счвященнослужительских и обывательских домов на площади и на церковной земле по грунту земли способное и построения храма Божия всеприличное, расстоянием от существующих ныне Спасской в десяти, а Георгиевской в двух, от домов священнослужительских, по снесении строения священника Тимофея Павлова на другое место в пятидесяти, а от обывательских в восьмидесяти саженях»[26].

Проект архитектора Легранда.

22 марта 1823 г. консистория на своем заседании рассмотрела рапорт «вышневолоцкого протоиерея Василия Петрова и Петропаловского иерея Иоанна Александрова» с описанием места храма, а так же и план и фасад нового храма, «сочиненный» Тверским Губернским Архитектором Николаем Николевичем Леграндом. Обычно имя документы о построении церквей не содержат имени архитектора или хотя бы указание на авторство, но в случае со млёвским храмом все произошло иначе.

Тверская духовная консистория на своём заседании 22 марта 1823 г. разрешила прихожанам Спасо-Георгиевского Млёвского погоста «построить на оном месте собственным их иждивением с присовокуплением точию наличной и впредь имеющей поступить в кошелек церковной суммы вновь каменную церковь и колокольню по сочиненному Губернским Архитектором плану и фасаду»[27].

Н.Н. Легранду принадлежит авторство колокольни Троицкого собора села Осечно, а так же Преображенского собора в с. Замытье[28]. Оба храма являются выдающимися памятниками церковной архитектуры Тверской земли. Теперь мы можем с уверенностью дополнить список произведений Легранда Спасо-Георгиевским храмом с. Млёво.

29 марта архиепископом Ионой дана была и храмосданная грамота «за подписанием нашим и приложением печати кафедры нашей в Богоспасаемом граде святого Петра в лето от мироздания 7331 от Рождества Христова в 1823 года»[29]. 2 мая грамоту получили в Вышнем Волочке и передали во Млёвский погост[30].

Дальнейшую историю строительства одного из выдающихся памятников церковной архитектуры Тверской губернии по проекту Н.Н. Легранда можно проследить по заголовкам дел, хранившихся в фонде Тверской духовной консистории. Два года ушло на подготовку к постройке грандиозного храма, заложили бут, фундамент и цоколь. Белый камень, очевидно, подвозили с каменоломен близ Старицы. В здании храма много деталей, сделанных из известняка: основания и капители колонн, карнизы, облицовка цоколя и ступени портиков. Кирпич для церкви изготавливался тут же, во Млёве. В 1825 г. последовало прошение «о дозволении ветхую церковь разобрать и лес оной употребить на обжиг кирпича для новостроящейся церкви»[31]. Возможно, речь идёт о здании Преображенского храма 1742 г. постройки, который к началу строительства пришел в ветхость.

Средства на постройку храма собирались всем миром. В 1827 г. последовало прошение «о выдаче сборной книги для собирания пожертвований для вновь строящейся каменной церкви»[32]. К 1835 г. постройка обширного храма была завершена. Отделку успели завершить в зимней части храма и вскоре последовало прошение «о дозволении освятить теплые приделы новопостроенной каменной церкви». Согласно клировой ведомости «в трапезной теплаго храма по правую сторону» был освящен придел «во имя Успения Божией Матери, по левую – во имя Св. великомученика Георгия»[33].

Пока шла отделка летнего храма, территория погоста приобрела оформленный вид. В 1843 г. последовало прошение «о дозволении священно и церковно служителям и прихожанам сделать каменную ограду»[34]. В 1847 г. территория кладбища была расширена, т.к. новый храм занял значительную площадь старого кладбища[35].

В тот же год было получено разрешение на устройство иконостаса в храме[36] и для этих целей получена сборная книга[37]. Судя по упоминанию за 1848 г. фамилии госпожи Сеславиной[38], участие в завершении строительства храма приняли представители известной дворянской фамилии в этих местах. Дважды за 1848 г. пишутся прошения «о дозволении построить придел»[39] и «о дозволении устроить престол»[40].

Клировые ведомости датируют освящение «настоящей холодной церкви во имя Спаса Нерукотворного образа» с приделами «по правую сторону во имя св. Пророка Илии» и «по левую сторону во имя Крестителя Господня Иоанна» 1849 г.[41]

В 1901 г. владыка Димитрий (Самбикин) посетил село Млёво и осмотрел величественный храм. Владыка, изучавший историю Тверской епархии, опытным взглядом историка осмотрел храм и оставил его обстоятельные описания.

Иконы, хранившиеся в каменном храме, были перенесены из прежних деревянных церквей. На них владыка своё внимание остановил особо: «Предполагаютъ, что встарину существовала такъ называемая «Мстинская школа иконописанія», и, можетъ быть, она находилась въ Млевѣ. Изъ иконъ подобнаго письма замѣчательны: Благовѣщеніе Пресв. Богородицы. На этой иконѣ Пресв. Дѣва представлена прядущею волну; благовѣстникъ архангелъ Гавріилъ на этой иконѣ изображенъ трижды: принимающій благословеніе отъ Бoгa Вседержителя на благовѣстіе Дѣвѣ Маріи, размышляющій при входѣ въ жилище Ея и, наконецъ, благовѣствующій о рожденіи Спасителя міру. Икона Знаменія Пресв. Богородицы — мѣстная въ придѣлѣ св. вмч. Георгія (6 вершковъ вышины и 5 вершковъ ширины), вдѣлана въ образъ, на коемъ изображены двунадесятые праздники. О древности сей иконы свидѣтельствуетъ надпись на серебряномъ окладѣ; въ этой надписи сказано, что онъ (окладъ) сдѣланъ въ 1741 г. взамѣнъ прежняго… Икона Иверской Божіей Матери рѣдкаго древняго письма. При перестройкѣ церкви эта икона была заброшена въ сараѣ и долгое время лежала ликомъ прямо на землѣ; она была въ забвеніи и только по особенному чудесному указанію была найдена; икону эту мѣстные жители свято чтутъ, почитая ее чудотворною; икона св. Николая, находящаяся на жертвенникѣ въ придѣлѣ св. Іоанна Предтечи, весьма древняго письма; есть довольно и другихъ старинныхъ иконъ въ Млевской церкви.».

Главной храмовой иконой был образ «Нерукотвореннаго Спаса — мѣстная въ главномъ иконостасѣ, писана, какъ видно изъ надписи, въ 7187 г. (т. е. въ 1679 г.). Икона эта поновлена въ 1869 г., но съ соблюденіемъ характера прежняго письма».

В ризнице Млёвского храма хранились и другие древние предметы: «Въ ней есть цѣнныя пожертвованія Новгородскаго стольника Загряжскаго (1659 г.) какъ-то: Евангеліе, изданное при патріархѣ Никонѣ въ 1657 г., напрестольный серебряный крестъ, водосвятная серебряная чаша, небольшой колоколъ и др. Церковныя древности Млевскаго храма заслуживаютъ тщательнаго описанія».

Таким образом, новый храм в с. Млёво стал не только самой выдающейся церковной постройской этой части Вышневолоцкого уезда, но и хранилищем древней истории села.

Денис Ивлев

[1] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 3.

[2] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2593. Л. 1.

[3] Баранов К.В. Писцовые книги Новгородской земли. Т. 3. Писцовые книги Бежецкой пятины XVI в. М. Древлехранилище. 2001. – С. 1.

[4] Баранов К.В. Писцовые книги Новгородской земли. – С. 2.

[5] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 3.

[6] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2593. Л. 1.

[7] О разделе в Спасском Млевскоми Георгиевском Млевском земли на обе церкви. 1781 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2534. Л. 1.

[8] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 3.

[9] О разделе в Спасском Млевскоми Георгиевском Млевском земли на обе церкви. 1781 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2534. Л. 2 об.

[10] О разделе в Спасском Млевскоми Георгиевском Млевском земли на обе церкви. 1781 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2534. Л. 1.

[11] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млекском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2610. Л. 3.

[12] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 3.

[14] Об отмежевании Вышневолоцкаго уезда погостов Спасскаго и Георгивскаго Млевских указной пропорции земли. 1812 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2584. Л. 1.

[15] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2593. Л. 1-1 об.

[16] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2593. Л. 6.

[17] О выставлении Вышневолоцкаго уезда Георгиевскаго Млевскаго погоста церковь настоящею, а Спасскую Млевскую придельною. 1815 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2593. Л. 7.

[18] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 4.

[19] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасомлевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 1.

[20] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасомлевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 1.

[21] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасомлевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 4.

[22] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 1.

[23] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасо-Млевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 8.

[24] О приписке Вышневолоцкаго уезда Спасо-Млевскую церковь к ближайшему селу по разобрании оной, 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2608. Л. 10.

[25] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 8.

[26] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 8-8 об.

[27] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО, Ф. 160, Оп. 6, Д. 2610, Л. 13 об – 14.

[28] Благотворительный фонд «Преображенский собор». Село Замытье, Рамешковский район, Тверская область. История собора. Интеннет: https://preobrsobor.ru/index.php/khram-v-zamyte/istoriya-stroitelstva.

[29] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2610. Л. 15 об.

[30] О дозволении Вышневолоцкаго уезда в Спасо-Георгиевском Млевском погосте построить на месте двух в ветхости приходских церквей одну вновь каменную. 1822 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2610. Л. 16.

[31] 1825 г. О дозволении ветхую деревянную церковь разобрать и лес оной употребить на обжиг кирпича для новостроящейся каменной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.

[32] 1827 г. О выдаче сборной книги для собирания пожертвований для вновь строящейся каменной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.

[33] 1910 г. Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 646.

[34] 1843 г. О дозволении священно и церковно служителям и прихожанам сделать каменную ограду// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.

[35] 1847 г. Об отводе кладбища при церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.

[36] 1847 г. О дозволении устроить иконостас // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.

[37] 1847 г. О выдаче сборной книги// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.

[38] 1848 г. О дозволении г. Сеславиной построить церковь// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.

[39] 1848 г. О дозволении построить придел// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.

[40] 1848 г. О дозволении устроить престол// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Опись дел Спасо-Георгиевского храма с. Млёво.

[41] 1910 г. Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 646.

[42] Страховые ведомости// РГИА.

[43] Млёво// Тверские Епархиальные Ведомости, 1901, №17, 1 сентября 1901.

Новости

В Георгиевском приходе с. Бирючёво, приписанном к храму с. Матвево, прошла смена молодёжного добровольческого объединения «Реставрос». Ребята помогали расчищать завалы в храме св. благоверного князя Александра Невского в погосте Георгиевском в Бирючёво (ныне д. Новгородка), выносили мусор из храма, убирали территорию. Их так же ждала экскурсионная программа. Так участники побывали с экскурсиями в Музее сельского прихода с. Матвеево и в с. Выдропужск. Ребята так же приняли участие в ежегодном крестном ходе, посвященном первым Тверским мученикам Петру (Жукову) и Прохору (Михайлову) и в богослужениях прихода с. Матвеево.

Объявления

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *