храм воскресения христова в тарусе официальный сайт
podmoskva
podmoskva
От города его отделяет большой Игумнов овраг. Когда-то очень давно на этой горе было село Воскресенское.
2. Строили храм с 1628 года не одно десятилетие, а в начале 19 века здание подвергалось глобальной перестройке. Во времена советской власти полностью было разрушено кладбище, находившееся при храме.
3. В 1934 году настоятеля храма арестовали, приход закрыли, церковь была разорена. В здании поочередно обосновывались балет, склад зерна, пекарня, снова склад. Так было до 1988 года, пока жительница Тарусы Е. Кондрахина, бывшая староста другого храма, не собрала инициативную группу и уже ее стараниями был вновь образован приход и возобновил свое существование храм. 10 января 1988 года в Храме Воскресения Христова прошло первое богослужение. К тому времени здание было значительно разрушено, обветшало и требовалось немало средств на его восстановление.
5. Так, общими стараниями уже в начале 90-х построили новую колокольню и возвели купол. Стены храма и кровлю также привели в порядок. В последующие годы установили иконостасы и расписали внутренние стены.
6. Перед храмом на вершине горы стоит каменный резной крест. Прекрасные открываются виды с этого места!
7. Этот крест был установлен в 1997 году на месте разрушенного старого кладбища в память обо всех тут ранее похороненных.
8. Старое надгробие рядом.
9. Спустившись вниз по дороге, пройдя через мостик, мы дошли до источника, протекающего в Игумовом овраге.
10. По дороге нам встретился такой вот друг.
11. Общительный и дружелюбный пёс.
12. Вода из источника считается святой, а рядом обустроена часовня Боголюбской иконы Божией Матери с купальней.
13. Сюда приезжают и местные жители за водой, и туристы.
14. Красивое место, мне очень понравилось.
16. К нему примыкает картинная галерея.
18. Наверняка все женихи и невесты Тарусы делают на этом фоне первые семейные фото.
Храм Воскресения Христова в Тарусе
Храм Воскресения Христова — самое старое строение Тарусы. Возведенный между 1628 и 1654 гг., он умудрился пережить не один страшный пожар, сжиравший исторический центр Тарусы раз за разом. А все благодаря тому, что Воскресенский храм уже на те года был выстроен из камня, а также благодаря своему расположению. Церковь находится на так называемой Воскресенской горе, которая отделена от центра глубоким Игумновым оврагом. Стоит ли говорить, что это одно из самых живописных мест в городе?
Давным-давно на месте храма стояло уютное село Воскресенское, не раз подвергавшееся разорению от татар. В середине 16 столетия дьяк Григорий Ларионов построил здесь монастырь в честь святителя Петра, митрополита Московского. Увы, к началу 17 века обитель запустела, а ее деревянная церковь значительно обветшала. На ее месте как раз и воздвигли новый каменный храм. Спустя примерно сто лет церковь значительно перестроили, добавив южный придел. Прошло еще 150 лет — и очередная реконструкция. В 1898—1903 гг. храм расширили, украсив фасад в русско-византийском стиле, который мы наблюдаем и сегодня.
Но пришла революция, и как многие другие храмы по всей стране Воскресенский собор закрыли. С 1934 г. в церкви смолкли молитвы и прекратились службы, а ее настоятель священник Николай Успенский был арестован. Позднее в стенах храма разместили балетную труппу, был склад зерна, встречала утро с рассветом пекарня, а в последние годы перед возвращением в лоно церкви здесь бы склад райпо.
С 1988 г. храм потихоньку начали возвращать к религиозной жизни. С 10 января 1989 у него появился настоятель — протоиерей Леонид Гвоздев, совершивший первое богослужение в соборе в Крещенский сочельник 18 января 1989, и это несмотря на то, что храм был разрушен на 70 %. Восстановление началось сразу, а все благодаря пожертвованиям прихожан храма и небезразличных жителей города, поучаствовали и известные народные артисты — Баталов, Зуев, Кондратьев, Добрян. В 1990—1991 гг. отстроилась красавица колокольня, к 1992 появился и купол. Полностью реставрация завершилась лишь в 1998 — на радость местным жителям и всем туристам. Как-никак, самое старое здание в самом уютном городе Калужской области заслуживает свой новый нарядный облик.
Собор святых апостолов Петра и Павла г. Таруса
Официальный сайт 6-го благочиния Калужской Епархии
Храм Воскресения Христова г.Таруса
Храм Воскресения Христова г.Таруса.
Храм Воскресения Христова на протяжении 20 лет, после возобновления богослужений, является духовным центром Тарусы и Тарусского района. Его первым восстановили после советского богоборчества.
Воскресенская церковь в пригородном селе Воскресенском стояла около Тарусы еще до 1572 года, судя по писцовым книгам 1627-1629 гг. Известно это в связи с нападением татар. В 1571 г. под Тарусой произошло ожесточенное сражение русских полков с войсками крымского хана Девлет – Гирея. В результате боя село Воскресенское было сожжено вместе с церковью. Возможно, церковь вновь построили деревянной, и она простояла до второй четверти 17 века, когда между 1628 и 1654 годами, на месте обветшавшей деревянной, была построена каменная церковь.
С большой уверенностью историки утверждают, что в 16 — 17 веке в Тарусе был мужской монастырь в честь святого митрополита Петра. Неизвестны до сегодняшнего дня точные даты его основания и упразднения. Монастырь находился недалеко от Воскресенской церкви Тарусы, на берегу Оки, и при его закрытии все иконы и церковная утварь были переданы в этот храм. В архиве церкви хранилось также рукописное уложение царя Алексея Михайловича, поступившее во второй половине 18 в.
На протяжении XVIII-XX веков Воскресенская церковь неоднократно перестраивалась, менялась ее архитектура, декор, внешний облик. Так, она была возобновлена в 1757 г. Церковь имела боковой придел Боголюбской иконы Божией Матери. Тарусская Боголюбская икона — чудотворная, по молитвам тарусян дважды – в 1848 и в 1871 годах — спасала город от холеры. С Боголюбской иконой от Воскресенской церкви тарусяне обходили весь город крестным ходом. Крестный ход совершался в день памяти этой иконы – 1 июля н.ст. и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа н. ст.
В 1898 — 1903 годах Церковь была расширена, появились второй боковой придел – святителя Димитрия Ростовского. Она сильно изменила свой архитектурный облик: из храма в классическом стиле превратилась в нарядную церковь, стилизованную под шатровые храмы 16-17 веков. Шатры стали венчать кровлю, колокольню и крыльцо, луковичные главки поднялись над приделами. Фасады церкви были окрашены в красный цвет с белой отделкой архитектурных деталей. Эта масштабная перестройка храма была осуществлена благодаря заботе настоятеля о. Николая Успенского и старосты храма Лаврентия Яковлевича Познякова.
Известно из списка священнослужителей Тарусского района, что притч Воскресенской церкви состоял из священника и псаломщика. В 1866 году приход составлял 477 душ мужского пола.
В храме служили священники:
о.Даниил Яхонтов, служил с 1868 по 1886 год. Был исследователем и летописцем Тарусы и написал историко-церковно-археологическое описание «Город Таруса», опубликованное в Калуге в 1902 году.
о.Николай Успенский служил в Воскресенском храме 45 лет – с 1886 по 1930 гг. Кроме священнических обязанностей выполнял большую педагогическую и социальную работу. Был законоучителем в приходской школе храма, опекал детский приют. О. Николай, уже будучи пожилым священником, незадолго до смерти, пострадал от советской власти: был арестован в 1930 г. и провел несколько месяцев в тюрьме, затем, по ходатайству родственников, был отпущен.
Церковными старостами были купцы Позняковы: Яков Лаврентьевич (с 1867 по 1872 гг.), Лаврентий Яковлевич и Сергей (1917 год).
Псаломщики церкви: Михаил Мальцев (в сане дьякона, в 1870 г. определен священником в храм в с. Лопатино); Василий Протопопов (1905 г.); Василий Зябкин (в сане дьякона, служил в 1905-1913 гг.); Петр Быков (1913 г.) Сергий Казанский (1913- 1917 и позже).
В Воскресенском храме бывали многие известные деятели культуры, жившие в Тарусе: члены семей Поленовых, Цветаевых, Ватагиных, Борисов-Мусатов, Алексей Толстой, Анатолий Виноградов, Крандиевские и многие другие.
Храм в честь Воскресения Христова в Тарусе закрыли в 1919 году революции, затем на некоторое время службы восстановились, верующие отстояли храм.
В 1930 г. храм был закрыт окончательно, о. Николай арестован. Храм был обезглавлен, смели и шатры, и колокольню. Внутреннее убранство, иконы и церковная утварь утеряны, расхищены, уничтожены. Церковные постройки тоже были конфискованы. Под жилье отдали бывшую церковно-приходскую школу. После разорения храма в нем располагались балетная труппа, зерносклад, пекарня, склад райпо. За годы советской власти храм пережил несколько пожаров. В результате не сохранилось ни одного фрагмента внутренней росписи, пригодной для реставрации. Восстановление.
В 1988 г. трудами тарусянки Елены Александровны Кондрахиной, бывшей старостой Успенского храма в с. Истомино до его закрытия в 1975 г., образовалась инициативная группа. По ходатайству верующих 6 декабря 1988 г. был зарегистрирован приход и ему передан храм. Воскресенский храм в Тарусе был одним из первых трех храмов в Калужской области, открывшихся после гонений. С 10 января 1989 г. и до сегодняшнего дня настоятелем храма является протоиерей Леонид Гвоздев. Он совершил первое, после десятилетий разрухи, богослужение в храме в Крещенский сочельник 18 января 1989 года. Е.А. Кондрахина была первой старостой возрождающегося храма.
По оценке Росреставрации переданный храм был разрушен на 70%. Восстановление началось сразу, с участием профессиональных рабочих, прихожан храма и жителей города. В 1990-1991 гг. была выстроена колокольня. 27 сентября 1991 года, в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, был освящен и водружен на колокольню большой позолоченный крест. Были проведены огромные земляные раб
оты по расчистке нижней части стен от метрового культурного слоя земли. К 1992 г. над храмом был возведен купол. Затем храм был отштукатурен и побелен внутри и покрыт медной кровлей. Были установлены гранитно-мраморные полы, проведено газовое отопление. Архитектор восстановительных работ – Б.Г. Могинов. В 1993-1998 гг. велась роспись храма, и поочередно были установл
ены все три иконостаса. Украшение храма и иконостасов вновь написанными иконами проводилось при участии и под руководством художницы, иконописца и реставратора икон высшей категории И.В. Ватагиной. В этой работе приняли большое участие живописцы И.А. Старженецкая, Е.Г. Утенков. Все столярные работы, замечательные резные иконы иконостасов, Распятие и клейма икон выполнены скульптором А.Ф. Комелиным. И.А. Старженецкой и А.Ф. Комелиным храм был расписан. К храму была построена крестильня, украшенная А.Ф. Комелиным.
Восстановление храма было бы невозможно был участия благотворителей. Это и организации, и частные предприниматели, и помощь администрации города в различных работах, и благотворительные концерты и выставки московских и тарусских музыкантов и художников. И, конечно помощь прихожан и горожан, дарителей.
Завершением восстановительных работ стал установленный около храма в 1997 году большой каменный поклонный крест, выполненный Анатолием Комелиным в память православных христиан, похороненных на старом погосте вокруг храма, и всех тех, кто принимал участие в воссоздании храма, но не дожил до его завершения. К 1998 г. храм был полностью восстановлен. 16 июня 1996 г. архиепископ Климент освятил главный престол, 6 июля 1997 г. — южный, 23 сентября 1999 г. — северный престол храма.
В 1993 г. в приходе открылась воскресная школа для детей, а в 1996 г. — воскресная школа для взрослых. С 1989 г. приход духовно окормляет дом престарелых в с. Игнатовском, Тарусскую районную больницу и воинскую часть в д. Петрищево. В 1994-1997 гг. выпускался листок-вкладыш духовного содержания в районную газету «Октябрь», с 2004 года выходит православная тарусская газета «Крестное Знамение». В 1998 г. издана книга «Седьмое начало», в 2002 г. книга «Наш храм», в 2009 г. «Возрождение» в которых изложена история храма и современная жизнь прихода. Автор- составитель всех этих книг — прихожанка храма Е.П. Морозова-Утенкова. Написанные с большой любовью к нашему храму, эти книги легко читаются и неизменно пользуются большим спросом у читателей.
Прихожане особо почитают иконы Божией Матери «Взыскание погибших«, «Боголюбская» и «Калужская», икону пророка Иоанна Предтечи и образ святителя Николая Чудотворца.
Престольные праздники приход отмечает: на второй день Пасхи; 20 декабря/2 января — память св. прав. Иоанна Крондштадского; 18 июня/1 июля — в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
В отремонтированном церковном доме (а ему уже больше 100 лет) располагаются воскресная школа, библиотека, трапезная.
О. Даниил Яхонтов. Город Таруса. Калужская старина. Издание Калужского церковного историко-археологического общества. Калуга, 1902 г.
М.М. Дунаев, Ф.В. Разумовский. В среднем течении Оки. М., «Искусство», 1982 г.
Седьмое начало. Таруса, 1998 г.
Т. Мельникова. «Возвратись, Россия». Мир Паустовского, № 11-12, 1998 г.
Собор святых апостолов Петра и Павла г. Таруса
Официальный сайт 6-го благочиния Калужской Епархии
Храм Воскресения Христова с. Роща
Село расположено в 35 км от Тарусы на речке Роще, на притоке реки Таруски. Название села восходит к языческим временам. Впервые Роща упоминается как город в духовной грамоте в 1389 г. святого благоверного Великого князя Димитрия Донского. Он завещал Рощу своему третьему сыну Андрею. Роща была укрепленной крепостью и неоднократно подвергалась набегам литовцев.
В 18 веке Роща принадлежала князьям Голицыным, до сих пор один из четырех старинных прудов села называется голицынским. В 1757 в селе Роща на месте древней деревянной Пятницкой церкви (упоминается в 1631 г.) княгиня Евдокия Михайловна Голицына выстроила великолепный каменный храм в честь Воскресения Христова, с двухъярусной элегантной колокольней. Это прекрасный образец русского дворцового барокко середины 18 века, чрезвычайно редкий для сельской местности. Из архитектурных форм в стиле барокко особенно выделяется купол с массивными овальными люкарнами, увенчанный восьмигранным световым барабаном. Имя архитектора храма, к сожалению, пока не удалось установить.
Храм в честь Воскресения Христова в селе Роща продолжал работать и в советское время. В 1936 году Воскресенская церковь была временно закрыта, а в 1946 году вновь открыта по заявлению настоятеля отца Николая Гуловского. Служба в церкви прекратилась уже в 1960 году.
Окончательно храм в селе Роща был закрыт и превращен в склад предпоследним в Тарусском районе — в 1967 году.
С течением времени из церкви были вынесены все ценные вещи, часть была передана в церковь в с. Истомина, много украдено, иконы, представляющие большую ценность, были вывезены в Москву. Сегодня у Воскресенской церкви сохранились лишь могилы отца Иллариона и Ивана Петровича Лангового, внесшего большой вклад в строительство придела.
Причт храма состоял из священника и псаломщика, приход насчитывал 831 душу (1905 г.) Священники – это отцы Василий Петрович Смирнов (1830-1880) и Матвей Никифорович Тихомиров, служивший в Роще с 1880 по 1906 год. После отца Луки Яковлевича Тверского в начавшиеся трудные для церкви времена здесь сменились несколько настоятелей, судьба которых нам почти неизвестна. Это отцы Николай Дамианович Гуловский, Николай Пятикрестовский, Семен Стефанович Королек, Л.Тырский, Илларион Владимирович Жуков, Николай Николаевич Лебедев (последний настоятель храма перед окончательным закрытием). Отцы Лука Тверской и Николай Пятикрестовский были репрессированы и приговорены к высшей мере наказания в страшном 1937 году.
…Время, видимо, недаром пощадило этот храм– можно и сегодня войти в него, прикоснуться к стенам, сложенным руками безвестных мастеров. Стены и своды церкви стоят и находятся в состоянии, позволяющем полностью восстановить этот уникальный памятник церковного зодчества.
В апреле 1999 г. храм был передан Калужской епархии. Приезд князя Петра Дмитриевича Голицына в мае 1998 года в Тарусский район положил начало восстановлению храма в честь Воскресения Христова в селе Роща. В 2000-м году был покрыт железом купол храма и водружен крест, который прожил с храмом долгую жизнь. От последней войны на кресте пробоины — здесь шли кровопролитные бои на подступах к Москве.
Важно также то, что Воскресенская церковь находится сейчас на значительном расстоянии от других храмов и может стать центром сельского прихода.
Духовное окормление осуществляется клиром храма в честь Воскресения Христова в Тарусе.
Сейчас в храме приостановлены восстановительные работы.
Собор святых апостолов Петра и Павла г. Таруса
Официальный сайт 6-го благочиния Калужской Епархии
Собор святых апостолов Петра и Павла г.Таруса
Из древних исторических актов нам известно, что в Тарусе еще в 16 веке существовал городской собор в честь святителя Николая Чудотворца. В этих актах отражаются царские щедроты и милости, которые цари оказывали Николаевскому собору. Так, известны жалованные грамоты царя Федора Ивановича (1594 г.) на церковное строение, царя Михаила Федоровича от 25 декабря 1615 г. на церковное строение, свечи и ладан и на половину мыта по р. Оке. Подобное пожертвование собору давал и царь Алексей Михайлович.
В писцовых книгах от 1625 года указано, что Николаевская церковь находилась в Тарусе «подле осыпи» и была деревянная, и «всякое церковное строение» и церковная утварь были «Государевы».
В 1779 году в Тарусе случился сильный пожар. После пожара в Тарусе осталось только 23 дома. Сгорел тогда и деревянный Николаевский собор.
После пожара город перепланировали по новому регулярному плану, который получили все русские города по повелению императрицы Екатерины II. Эта планировка, полностью сохранившаяся до нашего времени, — замечательный памятник русского градостроительного искусства. Ее автором верно угадан небольшой масштаб города, который заставил градостроителей предельно упростить классический вариант радиально-кольцевой схемы и оставить всего два луча прямых улиц, перерезающих многоугольники городских кварталов, стягивающихся на торговой площади (соборной). Новая, трапециевидная в плане площадь распланирована прямо на берегу Оки, на месте старого торга. Своим основанием трапеция выходит к крутому береговому откосу. Архитектурной доминантой города становится собор, стоящий в центре площади на берегу Оки.
Тарусское Духовное Правление обратилось с просьбой в Крутицкую Духовную Консисторию о разрешении вновь построить деревянную соборную церковь на том же месте и в то же наименование, с употреблением годного леса от сгоревшей церкви.
17 мая 1779 года последовал указ Калужского Наместнического Правления Тарусскому Городничему о выводе желающих лиц построить собор в Тарусе. Указ этот был повторен 6 июня 1779 года и исполнен 16 июня 1779 года. Неизвестно, что было сделано относительно постройки собора с 1779 по 1785 год.
В 1785 году указом от 13 мая Тарусскому Городничему было велено построить в Тарусе каменную соборную церковь с колокольней, кроме иконостаса за 5989 рублей, за счёт казны. Приказывалось начать постройку в 1785 году, а окончить в 1787 году.
Начатые по Высочайшему повелению и щедротами императрицы Екатерины II строительные работы собора были окончены в 1789 году.
Сохранился договор, по которому Калужский купец Иван Максимович Алтынников взялся построить в Тарусе собор. Договор заключала с Алтынниковым И. М. Калужская Наместническая Казённая Палата 18 марта 1785 года. Однако к назначенному сроку собор не был окончен. По осмотру архитектора 5 июня 1786 года некоторые материалы были найдены недоброкачественными и работы были на время приостановлены.
Архитектором Петро-Павловского собора следует считать Ивана Денисовича Ясныгина, калужского губернского архитектора с 1785 по 1822 год. И.Д. Ясныгин вошел в историю архитектуры Калужского края как славный продолжатель архитектора П.Р. Никитина.
22 марта 1790 года собор был освящён в честь святых апостолов Петра и Павла.
Собор был выстроен сначала продолговатым с трехъярусной каменной колокольней, но боковых приделов не имел. У тарусского собора Петра и Павла была задумана сравнительно небольшая по размерам трапезная, позднее, в 1820-х годах, усердием прихожан и «доброхотных дателей» были построены два других придела. По окончании устройства в соборе стало три престола:
Первоверховных Апостолов Петра и Павла; Святителя и Чудотворца Николая (освящен 25 июня 1823 года); Успения Пресвятой Богородицы (освящен 1 октября 1833 года).
Зодчий придал зданию собора величественный облик. Здание решено богатым по объему, колокольня расчленена ордерными пилястрами, восьмигранный купол над четвериком собора украшают арочные окна, дающие массу света в интерьер. Даже верхний барабан на куполе имеет окна для света. Обработка стен первого яруса колокольни трехчетвертными колоннами, плоскими наличниками и антаблементом, сложные ломаные скругленные и крепованные стены придают храму позднебарочный характер.
Собор теплый, зимний. Сравнительно небольшие его размеры были определены небольшим населением Тарусы. В 1871 году была установлена каменная ограда метровой высоты с ажурной железной решеткой. Внутри ограды в окружении плодовых деревьев и сирени находились могилы священнослужителей. Собор имел главный колокол весом 210 пудов. Всего на звоннице было семь колоколов.
Вот как описывает внутренне устройство собора о. Даниил Яхонтов: «… Святой престол в честь святых апостолов Петра и Павла был дубовый. Святый антиминс на нем белого цвета, священнодействовал преосвященным Калужским Григорием вторым. По правую сторону – Нерукотворный образ Спасителя, в серебряном окладе и с серебряным венцом. По левую сторону — в киоте из красного дерева образ Казанской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе и с венцом, осыпанным разными драгоценными камнями и мелким жемчугом ( поступил в собор в 1847 г. после смерти Шеньшиной). Жертвенник – дубовый, над ним икона Успения Пресвятой Богородицы. В святом алтаре Николаевского придела — престол и жертвенник дубовые. Запрестольный образ Казанской Пресвятой Богородицы. Большой крест для крестного хода. В святом алтаре Успенского придела престол и жертвенник – дубовые…»
Сохранился документ, из которого видно, что в 1788 году 25 октября велено было построить иконостас на средства Екатерины II.
О. Даниил Яхонтов дает описание соборных иконостасов, со всеми иконами. Некоторые иконы были пожертвованы жителями города. Ризница собора была поистине сокровищницей. Здесь хранились святыни, почитавшиеся прихожанами. Среди них: крест на иконе святителя и чудотворца Николая с частицами мощей святых великомучеников Пантелеймона, Харлампия, Екатерины и с частью ризы Господней; кипарисный крест в серебряной оправе, древний, с «мощами ближней пещеры преподобнаго Антония; преподобного Сильвестра, Григория иконописца, Никона игумена Печерскаго, Ефрема епископа Переяславскаго, Тита священника»;
образок «ветхий» с частицами мощей святых: Константина, Ирины, ап. Иакова, Андрея, Фомы, Филиппа, святых Даниила, Филарета, пр. Захарии, кн. Ольги, Тихона чудотворца. крест напрестольный с финифтяными изображениями (пожертвован 9 января 1858 г. нижними чинами легкой 3-й батареи); Евангелие 1847 года (по описи оно значилось под № 1), оправленное серебром с позолотой, чеканной работы; на нем изображения финифтью; украшено было стразами; Евангелия 1658 и 1689 гг., Библия 1663 г и несколько грамот 18 века. 17 книг изданных в XVII-XVIII веках.
Причт Петропавловского собора состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков. В разное время настоятелями собора были: Протоиереи Максим Богоявленский, Михаил Февралёв (1866-1870 гг.), Иоанн Раевский (1874, протоиерей с 1899г), Фёдор Смирнов (1899, протоиерей с 1905 г). Николай Иоаннович Соколов (1905-1908 гг.). Сын диакона. Возведён в сан протоиерея 15 мая 1905г. Указом калужской Духовной консистории кавалер ордена св. Анны III степени – за безупречную многолетнюю службу в должности члена Отделения Калужского Епархиального Училищного Совета.
Иоанн Иоаннович Бархатов. Сын священника. В 1898 году был рукоположен в Тарусу священником в Петропавловского собор, с 1916 г. – в сане протоиерея. Награжден в 1913 г. орденом св. Анны III ст. за 12-летнюю службу в должности члена Отделения Калужского Епархиального Училищного Совета.
Анатолий Орлов 30-е гг., был арестован в Тарусе и расстрелян в Туле 21 декабря 1937 г.
Последний настоятель – архимандрит Серафим (Григорий Кириллович Кокотов) 1930-1933 гг., впоследствии епископ Томский. Был арестован в Смоленске и расстрелян 3 апреля 1938 г. Диаконы Василий Ненарокомов (1850 г.), Григорий Попов (1866-1874 гг.), Иоанн Орлов (1874 г.), Николай Чертков (до 1898 г.), Николай Кольцов (1898 г.), Александр Одигитриевский (1898-1906 гг.), Василий Страхов (1899-1913 гг.),Иоанн Жуков (1913 г.), Николай Азбукин (с 1917 г.) Старосты Ананий Панов, купеческий сын (1869 г.), Осип Ельцов, купец (1872 г.), Семен Ельцов, тарусский мещанин (1905-1913гг.) Псаломщики Владимир Лебедев (1867 г); Андрей Лебедев (1874 г.); Афанасий Любимов ( с 1898 г.); Василий Покровский (в 1910 г. скончался); Иоанн Покровский (1910, в сане дьякона с 1915 г., затем священник, определен в с. Толмачево); Петр Быков (1915 г.); Константин Смирнов (с 1915 г.) Иоанн Нестеров (в 1917 г. определен священником в Медынский уезд); Илия Архангельский (в сане дьякона, в 1917 г. перемещен из с. Бехово). Звонари Николай Иванович Чемисов, Токарев (двадцатые годы 20 века).
Приписанной к собору была церковь Знаменская, в селе Игнатовском. (построена в 1763 г.). Прихожанами, кроме городских жителей (142 дома), являлись жители деревень Игнатовское (40 домов), Бояково (15 домов), Сутормино (12 домов), Слащево (31 дом). В клировой ведомости за 1915 год говорится, что прихожан Петро-Павловского собора в г. Таруса было: в 271-м доме православных душ мужского пола насчитывалось 883, а женского-1001. В приходе имелись школы: начальная четырёхклассная городская; две городских приходских; церковно-приходская школа.
Собор в 20 веке. В прошлом веке собор постигла участь многих тысяч храмов на нашей земле. В 1933 г. его закрыли, священнослужителей арестовали и репрессировали. Разрушали собор (примерно в 1937 году), по воспоминаниям очевидцев, так. Установили лебедки, обмотали стальными тросами стойки колокольни. Кувалдами обкололи основания. Тросы несколько раз обрывались, лебедки скрипели натужно. Соборная колокольня пошатнулась и с грохотом упала вниз. Тут же, на площади, где теперь стоит памятник Ленину, разожгли большой костер из книг, икон, церковной утвари. В ризнице собора хранилось много ценнейших реликвий. В огне погибли и старопечатные книги 17 и 18 веков, и древние иконы с мощами святых мучеников, и другие сокровища, материальная ценность которых была велика, а духовная – теперь невосполнима. Как вспоминают очевидцы, со всего уезда в Тарусу свозили церковные книги, иконы и облачения и жгли их в том гигантском костре. Вечером выставили сторожей, чтобы к костру никто не подходил. Утром по закопченным камням мостовой ветер гонял только пепел…
Были потеряны каменная ограда с решеткой. Большой колокол отвезли в совхоз Тарусский, чтобы будить людей на работу… В советское время собор использовался как дом пионеров (в 1936 г. здание храма перестроили), на месте главного алтаря была сцена, все пространство собора было поделено на два этажа. Был уничтожен некрополь вокруг храма.
Возрождение собора. В 1991 году от православных верующих была подана заявка к городским и районным властям о передаче собора Калужскому епархиальному управлению. Правда, тогда она не нашла понимания, и в 1995 году была повторена. Архиепископ Калужский и Боровский Климент обращался к городскому Голове по поводу переселения Дома творчества. В 1997 году верующие возобновили свою просьбу. Возрождение собора началось с передачи здания дома пионеров Калужской епархии. 22 июля 1999 г. собор передан Калужской епархии на основании совместного распоряжения Министерства культуры РФ и Министерства гос. имущества РФ от 4 ноября 1998 г. Собор восстанавливается в его первоначальном виде, с сохранением всех архитектурных деталей. Архитектор собора Александр Любешкин. Первый молебен и многолюдный крестный ход прошел 12 июля 2001 года, его возглавил архиепископ Калужский и Боровский Климент. В 2003 году был полностью восстановлен восьмерик главного купола, его барабан и поставлен крест. В 2004 года в мае и июне были поставлены кресты на купола приделов Николая Чудотворца и Успенский. К весне 2005 года строители завершили возведение трехъярусной колокольни. Необходимо было собрать несколько сот тысяч рублей на звонницу. О. Леонид обратился ко всем жителям города с просьбой собрать всем миром необходимую сумму. Многие люди откликнулись, понимая важность этого этапа восстановления собора и возвращения колокольного звона в нашу жизнь. По городу и району и организациям пустили подписные листы. И вскоре необходимая сумма — 600 тыс. рублей была собрана, из них на главный колокол — 200 тысяч рублей. Известны имена более восьмисот человек, которые пожертвовали на колокол. 12 июля на Петров день при большом стечении народа колокола подняли на третий ярус колокольни.
Главным праздником города Тарусы – днем города – стал престольный праздник собора — 12 июля – память святых апостолов Петра и Павла.