храм воздвижения креста господня в кисловодске
КИСЛОВОДСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ
Кисловодский Крестовоздвиженский храм. Фото 2000-х гг. |
Храм в честь Воздвижения Креста Господня в г. Кисловодске Пятигорской епархии
Поначалу православные верующие Кисловодской казачьей станицы совершали богослужения, вероятно, в молитвенном доме, т.к. большинство станичников было старообрядцами. Постепенно станица разделилась на две части по вероисповеданию, причём православные заняли южную половину. С разрешения тифлисского обер-священника Кавказского Отдельного корпуса, которому подчинялись все церкви линейного казачьего войска, в 1852 году в южной части общей станичной площади, напротив старообрядческого храма, усилиями православных станичников была возведена небольшая церковь с колокольней.
Церковь представляла из себя приземистый бревенчатый восьмерик на четверике, обшитый досками, на каменном основании. К основному срубу были пристроены четвериками алтарная апсида, притвор и боковые приделы, которые придавали зданию крестообразный план. Шатровый купол с главкой венчал большой восьмигранный световой барабан. На крыше притвора находился глухой барабан с меньшим шатром и главкой. Углы основного объема были украшены главками на тонких шеях. Все главки имели луковичную форму.
В начале августа 1858 года епископ Кавказский святитель Игнатий (Брянчанинов) посетил церковь и беседовал с православными станичниками. Во второй половине XIX века приход заметно возрос за счет переселенцев из других губерний России. Православная община станицы в 1895 году обратилась к епископу Владикавказскому Владимиру с просьбой о расширении церкви. Получив благословение, станичники в 1896 году начали сбор пожертвований, который был доверен казаку Елизару Нагорному и крестьянину Евдокиму Докукину. Было решено построить капитальную каменную церковь взамен прежней.
Кирпичный храм выстроен по традиционному проекту.
Настоятели
Святыни
Кисловодск. Церковь Воздвижения Креста Господня.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
История церкви Воздвижения Креста Господня уходит своими корнями в середину XIX века, когда в 1825 году к северу от Кисловодской слободы и источника Нарзан возникла казачья станица, основанная поселившимися на Северном Кавказе запорожскими и донскими казаками, защищавшими южные границы России. Они же возвели небольшую церковь с колокольней, освящённую в честь Воздвижения Креста Господня.
Станица росла, население её увеличивалось. В 1895 году общество станицы Кисловодской обратилось с ходатайством к Преосвященнейшему Владимиру, Епископу Владикавказскому и Моздокскому, о расширении церкви и строительстве новой колокольни, больших размеров.
В 1896 году благословение было получено, и начался сбор пожертвований. Сборная книга на постройку храма была выдана на имя казака Елиазара Матвеевича Нагорного и крестьянина Евдокима Михайловича Докукина. Руководил работами приходской священник Михаил Лисицын. Реконструкция шла довольно долго и окончательно была завершена в 1906 году. Однако в годы богоборческой власти храм был уничтожен.
В 1964 году после разрушения Пантелеимоновского храма в городе Кисловодске церковные службы проводились в небольшом деревянном бараке.
В здании, отданном под церковь, размещались классы школы, общей площадью 10х10 м. С разрешения горисполкома полезную площадь расширили ещё на 6 м2. Но со временем прихожан становилось больше, что требовало строительства более просторного храма.
Разрешение на строительство было получено через 10 лет. Документов разрушенного храма не сохранилось, поэтому было решено выбрать традиционный для православной архитектуры тип храма. Строительство проводилось в тяжелых условиях. Однако несмотря на препятствия со стороны властей, стройка была всенародной. Средства поступали со всей страны, каждый старался положить кирпичик в стены нового храма.
Крестовоздвиженскую церковь воздвигали в течение 11 месяцев. Храм был построен и освящён к 1000-летию принятия христианства на Руси. Строительство завершилось в 1986 году, а торжественное освящение состоялось 4 октября 1987 года. Внутренняя роспись Крестовоздвиженской церкви была завершена в 1996 году. Росписью руководил московский художник Николай Иванович Бурейченко.
Освящение храма происходило при большом стечении молящихся. В богослужении, которое совершал архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний), приняли участие представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архимандрит Нифон, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском архимандрит Гавриил, настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре протоиерей Алексий Парфёнов и духовенство епархии.
Первым настоятелем Крестовоздвиженского храма стал один из старейших священников Ставропольской и Бакинской Митрополии, митрофорный протоиерей Сергий Лиманов.
Храм Воздвижения Креста Господня является историческим и культурным памятником регионального значения.
В настоящее время на территории храма располагается крестильная церковь в честь Святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.
Источник: сайт Кисловодского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии
По святым местам. Крестовоздвиженский храм Кисловодска
Аудио
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Сегодня мы вновь в Кисловодске и познакомимся с удивительной церковью, построенной в советское время, хотя история храма Воздвижения Креста Господня в Кисловодске берет свое начало еще в XIX веке. Итак, наш рассказ о церкви, возведенной в ознаменование 1000-летия Крещения Руси.
«Мы были уверены, что это будет маленький семейный праздник» – эти слова митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия о дне празднования 1000-летия Крещения Руси цитируют до сих пор. И правда, кто бы мог поверить, что в Советском Союзе, где в конституции говорилось о свободе вероисповедания, а на деле был жесткий контроль и репрессии, возможно такое масштабное празднование, и не только в столице? Вот и Крестовоздвиженский храм Кисловодска также посвящен празднованию 1000-летия Крещения Руси, но возник он, конечно же, не в одно мгновение.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов, настоятель храма Воздвижения Креста Господня:
– Мой отец, протоиерей Сергий Лиманов, для начала решил сделать пробу сил на этой территории и построил крестильный храм в честь равноапостольных царей Константина и Елены, который стоит напротив нашего главного храма.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Когда-то, еще до революции, в Кисловодске был Константино-Елененский приход, и этот храм построен в память о нем. Но строить храм открыто тогда было нельзя, и вот под видом сторожки появилась маленькая церковь. Прихожане, молившиеся тогда в небольшом бараке, конечно же, были рады и этому. Ведь к 1964 году, после разрушения Пантелеимоновского храма, в Кисловодске не осталось церквей.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– Приближалось 1000-летие Крещения Руси. Должен сказать, что мой отец был великим подвижником. У него была семья, сын и две дочери, но служил он прежде всего Церкви. Он полностью посвятил себя главному делу своей жизни – строительству храма. Опять пришлось применить, можно сказать, хитрость, хотя это не христианское слово, но это была вынужденная мера. Предлогом стало то, что старый храм был опасен для прихожан: могла рухнуть и завалиться крыша, и храм надо реконструировать. Реконструкция – это вроде бы не строительство храма, и власти не стали препятствовать.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Стройка была всенародной. Кто мог, помогал лично, а кто-то просто жертвовал деньги. Но любой, даже самый маленький, вклад в тех условиях был просто необходим. Проект храма сделал настоятель, и в феврале 1986 года был заложен фундамент.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– Чтобы власти предержащие не опомнились, строительство велось неимоверными темпами, и днем и ночью. Храм был возведен буквально за 11 месяцев, в наше время это удивительно.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– В то время как туристам из зарубежных стран рассказывали, что в Советском Союзе свобода по отношению к религии, а в ФРГ выходила почтовая бумага с оттиском строящегося в Кисловодске храма, власти запрещали подвоз кирпичей к стройке, но остановить процесс совсем не смогли.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– Независимо от возраста всегда была живая река людей: из рук в руки передавали кирпичи, ведра с раствором, все это происходило с молитвой.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Перестройка тоже изменила политическую ситуацию: страна готовилась встретить праздник 1000-летия Крещения Руси, причем на самом высоком государственном уровне. В этот храм стали привозить иностранные делегации. Здесь побывали Патриарх Александрийский Николай IV и Патриарх Антиохийский Игнатий IV. В храме есть икона с благословением главы Александрийской Православной Церкви.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– Господь совершил такое знамение, что здесь благословение патриархов Поместных Церквей. Это, конечно, тоже послужило тому, что власти не могли явно противодействовать строительству. Мы знаем, что были звонки и прочее, но все было уже как-то легче.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Кстати, строительной техники у прихода не было и купол поднимали не краном, а с помощью блоков – древнейший способ, которым пользовались строители еще на заре первого тысячелетия. Благодаря этому испытанному способу к 1988 году смогли завершить строительство.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– Небывалое в то время событие – освящение нового храма, причем еще и посвященного 1000-летию Крещения Руси.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Ко дню освящения храма архиепископ Ставропольский и Владикавказский Антоний привез со Святой Горы Афон частичку главы святого великомученика и целителя Пантелеимона, которая теперь пребывает в иконе также афонского письма.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– Это старинная икона 1856 года, которую подарил храму какой-то купец.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Церковь трехпрестольная. В конце 80-х никто и не думал, что Советский Союз прекратит свое существование, поэтому храм строили, помня о разрушенных в Кисловодске церквах. Никольский придел в память Собора Николая Чудотворца. Придел святого Пантелеимона в память храма на Ребровой балке.
Особенно интересно рассматривать фрески этого храма. Одна из них посвящена 1000-летию Крещения Руси. Важный момент: герои, изображенные на этой фреске, написаны художником с реальных людей. Конечно, и князь Владимир, и святая равноапостольная Ольга такие же реальные люди, как и наши современники, существуют и каноны изображения этих угодников Божиих. А как, например, изобразить жителей Киевской Руси? Здесь на помощь художнику приходит фантазия и те люди, которые его окружают.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– Все это писалось с реальных людей. Даже изображен мой отец, он стоит с Евангелием и крестит киевлянина.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Кстати, о росписи. Афонская икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и этот столетний образ имеют самое непосредственное отношение к росписи храма.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– До 1996 года роспись велась московским художником Николаем Ивановичем Буречиком, академиком живописи. Художник не мог написать лик Иисуса Христа во время исцеления в купели парализованного человека. Он говорит отцу: «Отец Сергий, не могу уловить лик Спасителя. Уже месяц не могу приступить. Как изобразить лик Спасителя?» Папа отвечает: «Николай Иванович, мы, наверное, молитву не призвали. Давайте я буду здесь читать акафист, а Вы залезайте на леса и пишите». И за время акафиста художник написал лик Спасителя.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Здесь находится и самая настоящая детская площадка. Кто-то скажет, что теперь это не редкость на территории храма, но находится она рядом с православным детским садом, посвященным иконе Божией Матери «Скоропослушница».
Нарядные платья, костюмы, легкое волнение – это первый выпускной в жизни ребят. Каждый год здесь, как и в других детских садах, проводится подобный праздник. Помощницей в деле строительства детского сада при храме стала блаженная Ксения Петербургская. Перед закладкой здания настоятель Крестовоздвиженской церкви поехал в Северную столицу, которая встретила его дождями, а сама часовня блаженной Ксении и вовсе была закрыта.
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– Конечно, я огорчился, думаю: «Все равно я сюда приехал, значит, должен хоть молитву прочитать». Приложился к стене часовни и молюсь: «Блаженная Ксения, помоги! Ты же помогала строить храм на Смоленском кладбище и детям помогала. Я хочу построить храм в благословение». Там есть маленький парапетик на цоколе, я посмотрел: копеечка. Я взял ее как благословение и заложил в один из углов детского садика, и вот уже пять лет, как мы открыты. У нас уже было несколько выпусков детишек. Дети с удовольствием идут в садик и даже не хотят уходить вечером. У нас есть возможности и, самое главное, желание.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– «Только радостью ребенка можно измерить успех детского сада», – говорят педагоги. Наверное, то же самое можно сказать и про храм, ведь все мы помним евангельскую заповедь – «Всегда радуйтесь».
Митрофорный протоиерей Гермоген Лиманов:
– Заступать на настоятельство после отца очень трудно, всегда думаешь: «Это же отец! А ты кто такой?» Но, я думаю, его молитва тоже помогла и помогает. Сейчас мой сын, отец Георгий, тоже служит со мной, у нас будет уже третье поколение священников. Так что Господь помогает нам, вместе с народом, конечно. Потому что священники одни ничего не могут сделать, только с народом: едиными усты, единым сердцем славим Бога и делаем добрые дела. Церковь не может замыкаться в себе, она должна обращаться к людям, народу, помогать государству и словом, и советом, и делом.
Из истории Кисловодска. Храм воздвижения Креста Господня
История церкви Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского храма) уходит своими корнями в середину XIX века, когда в 1825 году к северу от Кисловодской слободы и источника Нарзан возникла казачья станица, основанная поселившимися на Северном Кавказе запорожскими и донскими казаками, защищавшими южные границы России. Они же возвели небольшую церковь с колокольней, освящённую в честь Воздвижения Креста Господня.
Станица росла, население её увеличивалось. В 1895 году общество станицы Кисловодской обратилось с ходатайством к Преосвященнейшему Владимиру, Епископу Владикавказскому и Моздокскому, о расширении церкви и строительстве новой колокольни, больших размеров.
В 1896 году благословение было получено, и начался сбор пожертвований. Сборная книга на постройку храма была выдана на имя казака Елиазара Матвеевича Нагорного и крестьянина Евдокима Михайловича Докукина. Руководил работами приходской священник Михаил Лисицын. Реконструкция шла довольно долго и окончательно была завершена в 1906 году. Однако в годы советского богоборчества храм был уничтожен.
В 1964 году после разрушения Пантелеимоновского храма в городе Кисловодске церковные службы проводились в небольшом деревянном бараке.
В здании, отданном под церковь, размещались классы школы, общей площадью 10х10 м. С разрешения горисполкома полезную площадь расширили ещё на 6 кв. метров. Но со временем прихожан становилось больше, что требовало строительства более просторного храма.
Разрешение на строительство было получено через 10 лет. Документов разрушенного храма не сохранилось, поэтому было решено выбрать традиционный для православной архитектуры тип храма. Строительство проводилось в тяжелых условиях. Однако несмотря на препятствия со стороны властей, стройка была всенародной. Средства поступали со всей страны, каждый старался положить кирпичик в стены нового храма.
В начале 80-х годов. ХХ века туристам из зарубежных стран рассказывали, что в Советском Союзе существует свобода вероисповедания. В ФРГ почтовая бумага выходила с оттиском строящегося в Кисловодске храма. Тем не менее о конфликте между властью и верующими узнали за рубежом, об этом вещал «Голос Америки». Вскоре политическая ситуация в стране изменилась – Москву должен был посетить Президент США Рейган, что способствовало завершению строительства храма.
Освящение храма происходило при большом стечении молящихся. В богослужении, которое совершал архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний), приняли участие представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архимандрит Нифон, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском архимандрит Гавриил, настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре протоиерей Алексий Парфёнов и духовенство епархии.
Первым настоятелем Крестовоздвиженского храма стал один из старейших священников Ставропольской и Бакинской митрополии митрофорный протоиерей Сергий Лиманов.
Храм Воздвижения Креста Господня – исторический и культурный памятник регионального значения.
В храме имеются три придела – основной Крестовый и два боковых – в честь святителя Николая Чудотворца и в честь великомученика и целителя Пантелеимона. В храме находится великая святыня – чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная Афонскими монахами.
В настоящее время на территории храма располагается крестильная церковь в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.
Крестовоздвиженский храм (Кисловодск)
В 1825 году казаки возвели небольшую церковь, в 1906 году была проведена ее реконструкция. В годы богоборческой власти храм был уничтожен. Новый Крестовоздвиженский храм был построен и освящён к 1000-летию принятия христианства на Руси. Строительство завершилось в 1986 году, а торжественное освящение состоялось 4 октября 1987 года.
Содержание
История [ править ]
Поначалу православные верующие Кисловодской казачьей станицы совершали богослужения, вероятно, в молитвенном доме, т.к. большинство станичников было старообрядцами. Постепенно станица разделилась на две части по вероисповеданию, причём православные заняли южную половину. С разрешения тифлисского обер-священника Кавказского Отдельного корпуса, которому подчинялись все церкви линейного казачьего войска, в 1852 году в южной части общей станичной площади, напротив старообрядческого храма, усилиями православных станичников была возведена небольшая церковь с колокольней.
Церковь представляла из себя приземистый бревенчатый восьмерик на четверике, обшитый досками, на каменном основании. К основному срубу были пристроены четвериками алтарная апсида, притвор и боковые приделы, которые придавали зданию крестообразный план. Шатровый купол с главкой венчал большой восьмигранный световой барабан. На крыше притвора находился глухой барабан с меньшим шатром и главкой. Углы основного объема были украшены главками на тонких шеях. Все главки имели луковичную форму.
В начале августа 1858 года епископ Кавказский святитель Игнатий (Брянчанинов) посетил церковь и беседовал с православными станичниками. Во второй половине XIX века приход заметно возрос за счет переселенцев из других губерний России. Православная община станицы в 1895 году обратилась к епископу Владикавказскому Владимиру с просьбой о расширении церкви. Получив благословение, станичники в 1896 году начали сбор пожертвований, который был доверен казаку Елизару Нагорному и крестьянину Евдокиму Докукину. Было решено построить капитальную каменную церковь взамен прежней.
Около 1936 года Крестовоздвиженскую казачью церковь снесли в ходе правительственной антирелигиозной кампании. После 1965 года в Кисловодске оказались уничтожены все православные храмы, но единственный городской приход остался. Около 1975 года он получил разрешение на строительство новой церкви, под которую было выделено место прежнего Крестовоздвиженского храма. Документов разрушенного храма не сохранилось, поэтому было решено выбрать традиционный для русской церковной архитектуры план храма. Эскизы составил протоиерей Сергий Лиманов.
Строительство проводилось в тяжелых условиях. Однако несмотря на препятствия со стороны властей, стройка была всенародной. Средства поступали со всей страны, каждый старался положить кирпичик в стены нового храма.
Крестовоздвиженскую церковь воздвигали в течение 11 месяцев. Храм был построен и освящён к 1000-летию принятия христианства на Руси. Строительство завершилось в 1988 году, а торжественное освящение состоялось 4 октября 1988 года. Внутренняя роспись Крестовоздвиженской церкви была завершена в 1996 году. Росписью руководил московский художник Николай Иванович Бурейченко.
Освящение храма происходило при большом стечении молящихся. В богослужении, которое совершал архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний), приняли участие представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архимандрит Нифон, представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском архимандрит Гавриил, настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре протоиерей Алексий Парфёнов и духовенство епархии.
Первым настоятелем Крестовоздвиженского храма стал один из старейших священников Ставропольской и Бакинской митрополии митрофорный протоиерей Сергий Лиманов.
Храм Воздвижения Креста Господня является историческим и культурным памятником регионального значения.
В настоящее время на территории храма располагается крестильная церковь в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.