храм воздвижения креста господня в москве
Крест — хранитель всея вселенныя
Опубликовал: Сергей Уваров Категория: Хроника событий Комментарии к записи Крест — хранитель всея вселенныя отключены 29/09/2021
Изготовлен новый Крест для поклонения в праздники Животворящего Креста Господня
В воскресный день 19 сентября 2021 г. по окончании богослужения в храм был торжественно внесён новый Крест, предназначенный для поклонения в праздники Честного и Животворящего Креста Господня. В этот момент церковный хор исполнял песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Впоследствии в мощевик, встроенный в нижнюю часть Креста, будет помещена частица Животворящего […]
Иерей Сергий Куксов — настоятель храма
Родился 2 июля 1970 года в семье протоиерея Геннадия Куксова (1938-1990). Крещён в честь преподобного Сергия Радонежского (день памяти 18 июля). После прохождения военной службы (1988-1990 гг.) был сотрудником Самарского, а затем Псковского епархиального управления (1990-1994 гг.). В 1994 году поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании семинарии в 1998 году поступил в Московскую духовную […]
Иерей Сергий Уваров принял участие в заседании комиссии Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»
Опубликовал: Сергей Уваров Категория: Хроника событий Комментарии к записи Иерей Сергий Уваров принял участие в заседании комиссии Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» отключены 21/04/2021
20 апреля Московский педагогический государственный университет совместно с отделом религиозного образования Московской городской епархии в рамках Всероссийского педагогического конкурса «За нравственный подвиг учителя» провели итоговое заседание московского регионального этапа. Открывая мероприятие, ректор Алексей Лубков отметил, что МПГУ в течение 150 лет готовит учителей для России, и поддержка столь значимого педагогического конкурса – важное дело для […]
Состоялось ежегодное Приходское собрание
Опубликовал: Сергей Уваров Категория: Хроника событий Комментарии к записи Состоялось ежегодное Приходское собрание отключены 22/02/2021
В воскресный день 14 февраля 2021 г. в доме причта прошло ежегодное отчётное собрание приходского актива храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы. В ходе заседания был традиционно заслушан доклад и.о. настоятеля храма иерея Димитрия Сорокина о выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА на Епархиальном собрании г. Москвы 24 декабря 2020 […]
Молебен в Иконописной мастерской Екатерины Ильинской
Опубликовал: Сергей Уваров Категория: Хроника событий Комментарии к записи Молебен в Иконописной мастерской Екатерины Ильинской отключены 27/09/2020
26 сентября 2020 года и.о. настоятеля храма священник Димитрий Сорокин совершил чин молебного пения по случаю начала нового учебного года в иконописной школе при Мастерской Екатерины Ильинской. За богослужением молились преподаватели и учащиеся нового набора.
Состоялась панихида по академику Б.В Петровскому на Новодевичьем кладбище
Опубликовал: Сергей Уваров Категория: Хроника событий Комментарии к записи Состоялась панихида по академику Б.В Петровскому на Новодевичьем кладбище отключены 28/06/2020
26 июня 2020 г., в канун дня рождения выдающегося советского хирурга и министра здравохранения СССР академика Бориса Васильевича Петровского, клирики нашего храма священники Димитрий Сорокин и Сергий Уваров совершили заупокойное богослужение перед могилой Б.В. Петровского в присутствии руководства и сотрудников Российского научного центра хирургии им. акад. Б.В. Петровского.
О благословении куличей и пасх в домашних условиях
Опубликовал: Сергей Уваров Категория: Хроника событий Комментарии к записи О благословении куличей и пасх в домашних условиях отключены 11/04/2020
В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в день Пасхи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла верующие, оставшиеся дома, могут совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди самостоятельно следующим образом: перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию […]
Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России
Опубликовал: Сергей Уваров Категория: Хроника событий Комментарии к записи Патриаршее послание Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории России отключены 06/04/2020
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации. В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, […]
Состоялась экскурсия по храму для участников клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»)
Опубликовал: Сергей Уваров Категория: Хроника событий Комментарии к записи Состоялась экскурсия по храму для участников клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») отключены 19/02/2020
28 января 2020 года в рамках клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») состоялась экскурсия в храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (исполняющий обязанности настоятеля иерей Димитрий Сорокин). Педагоги, члены клуба, познакомились с историей этого старинного храма, а также с его святынями, среди которых мощевик с частицами мощей многих святых угодников Божиих, Тихвинская икона Божией Матери, образ святителя […]
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (Москва)
Храм Воздви́жения Креста́ Госпо́дня на (Помётном) Чи́стом Вра́жке — православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага, прорезающего верхнюю террасу левого берега Москвы-реки.
На месте деревянного храма было начато строительство каменного храма во имя Воздвижения Креста Господня. Он строился 18 лет.
В 1658 году был освящен главный престол.
В 1701 году каменный храм был перестроен стольником Василием Шереметевым. В объёме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооружённого в 1658, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому. Первоначальная композиция церкви, состоявшая из двухсветного четверика храма с полукруглой апсидой и трапезной с одним приделом (иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), продолжала традиции посадского строительства XVII в.
В 1708 году с северной стороны появилась новопоставленная придельная церковь с отдельной главкой и крестом — во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
С годами менялся архитектурный облик храма. Между 1761 и 1782 годом он был почти полностью перестроен. Увеличен алтарь, трапезная, придел во имя иконы Божией Матери. В 1798 здание, очевидно, получило новое декоративное оформление, а четверик храма был надстроен крупным восьмигранным световым барабаном (не сохранился). После нашествия французской армии и пожара храм был снова освящен в 1813 году.
В 1846 году на средства, завещанные купцом Г.И.Блохиным и на пожертвования фабриканта Ганешина к храму с западной стороны была пристроена невысокая колокольня со шпилем, а в трапезной устроен второй придел — во имя архангела Гавриила. Освящение постройки состоялось 8 сентября 1852 года. В XIX в. церковная территория была обнесена белокаменной оградой с воротами. Ее гранитный цоколь, служащий подпорной стенкой высокого, круто обрывающегося склона оврага, воспринимается как внушительное крепостное сооружение.
В 1887 году ктитор храма, купец 2-й гильдии Иван Иванович Виноградов построил упорную каменную стенку для поддержания насыпи, на которой находится храм.
Окончательное формирование архитектурной композиции завершилось в 1894 — 1895 гг., когда к приделам были пристроены помещения с полукруглыми в плане апсидами: в 1894 году по проекту архитектора Ф.Н.Кольбе храм вновь расширили: северный и южный приделы были построены вновь по обе стороны от главного алтаря. Их освятили 24 октября 1895 года. В таком виде храм сохранился до наших дней.
Название храма тесно связано с нашей историей. Середина ХVII века — это время, когда по душам православных прошел зловещей трещиной раскол. Наши предки испытывали глубокое чувство горечи от смуты в Церкви, памятуя о недавней смуте в государстве, вследствие которой Россия чуть было не потеряла своей независимости. Крест являлся государственным символом Византийской империи, а оттуда перешел в качестве такового в Москву, «Третий Рим». Именно в праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября по новому стилю) православные просили в своих молитвах о даровании побед в битвах с иноверными и сохранении в сени Креста своего государства и народа.
Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких, верно служивших России на военном и государственном поприщах. Так в 1740 году Платона Ивановича Мусина-Пушкина за попытку покончить с «бироновщиной» — антиправославным, гибельным режимом — лишили чинов и графского достоинства, вырезали язык и сослали в Соловецкий монастырь. Один из его потомков, Алексей Иванович Мусин-Пушкин, известный археолог и член Российской Академии, обессмертил свое имя тем, что открыл «Слово о полку Игореве».
Прихожанином храма до последних дней своей жизни был известный поэт князь Иван Михайлович Долгоруков, друг Василия Львовича Пушкина. Несмотря на распространявшееся в российском дворянстве вольнодумство вольтерианского толка, он оставался православным человеком, начинавшим каждый день молитвой и чтением Священного Писания. Не случайно именно ему, ревнителю славы Российской, губернатору во Владимире, удалось обнаружить могилу освободителя Москвы князя Дмитрия Михайловича Пожарского…
История храма связана с именем такого духовного светоча как митрополит Московский Филарет (Дроздов). Наконец, в начале ХХ столетия, 25 мая 1901 года, здесь венчался великий русский писатель А.П.Чехов, мучительно искавший пути воссоединения российского интеллигента с Богом. Ослабление веры, отступление от Православия привели нашу страну к катастрофам революции и гражданской войны, духовному обнищанию. По рассказам прихожан тех лет, уже в 1918 году произошло первое ограбление храма, ставшего к тому времени стараниями купечества одним из богатейших в Москве. Безбожные власти вывезли из древнего храма более 400 пудов серебряной утвари. Но, несмотря на усилия властей, церковь продолжала свое служение.
Святитель и исповедник Тихон, Патриарх Московский и всея России, в нелёгкий период своего первосвятительского служения в июле 13/26 числа 1921 года служил Литургию в этом святом храме, а также 13/26 января 1924 года совершил здесь Всенощное бдение, а на утро следующего дня (14/27 января) — Божественную Литургию (См.: Михаил Вострышев. «Патриарх Тихон». / Серия «Жизнь замечательных людей». — Москва: Изд-во «Молодая гвардия», 2009. С.334, 362). Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), много сделавший для прославления преподобного Серафима Саровского. Владыка Серафим был расстрелян в декабре 1937 года на Бутовском полигоне.
В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70 процентов росписи уцелело.
Храм не действовал с 1931 по 1992 г. И все-таки храм ожил. По проекту архитектора О. Н. Кольбе его восстановили. 8-го апреля 1992 года у ограды храма был отслужен первый за последние шестьдесят с лишним лет молебен, организованный вновь созданной православной общиной. С 5-го ноября того же года в южном приделе храма всенощные бдения стали совершаться регулярно. А 7 сентября 1993 года был освящен престол в честь архангела Гавриила и была отслужена Божественная Литургия. Стараниями членов общины и прихожан началось восстановление поруганной святыни. К концу 2000 года храм вновь принял прежний архитектурный облик.
Современное состояние [ править ]
При храме действует Воскресная школа, ведется социальное и молодежное служение.
К храму Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке приписан домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. акад. Б.В. Петровского.
Святыни [ править ]
Главной святыней храма является мощевик с частицами мощей следующих святых угодников Божиих:
Особо чтимыми являются следующие иконы храма:
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 119121, Москва, пер. 1-й Тружеников, 8.
Проезд: м. «Киевская, «Смоленская» или «Фрунзенская», «Парк культуры», автобус 64, 132, остановка «ул. Бурденко».
Добираться удобнее от м. Киевская по пешеходному мосту на другую сторону реки, храм по правую руку.
Церковь Воздвижения Креста Господня Москва
Небольшая церковь Воздвижения Креста Господня расположилась в Москве неподалеку от набережной. В настоящее время возглавляет храм исполняющий обязанности настоятель иерей Димитрий Сорокин.
История
Храм на Чистом Вражке получил свое второе название от места, на котором он был построен. В царские времена в находившийся неподалеку от церкви овраг вывозили навоз из царских конюшен и поэтому его называли Помётный. Позднее его вычистили, и он получил новое название – Чистый Вражек.
В XVI веке на месте каменного храма стояла деревянная церковь. Когда она пришла в негодность, ее снесли и начали строительство нового здания из камня. Работы по возведению церкви длились 18 лет: с 1640 по 1658 год. Храм освятили в честь Воздвижения Креста Господня.
В своем первозданном облике церковь простояла недолго. В 1701 году приближенный Петра I князь Шереметьев решил послужить Господу и с разрешения царя значительно изменил внешний вид здания. Изначально храм имел двухсветный четверик, к которому была пристроена полукруглая апсида и трапезная. После реконструкции в здании остались прежними только некоторые стены. В 1708 году с северной стороны к храму был пристроен дополнительный придел, увенчанный куполом с крестом. Его освятили во имя «Божией матери».
На этом реконструкция здания не закончилась. С 1761 по 1782 годы в облике церкви опять произошли значительные изменения. Были расширены трапезная и северный придел, увеличен алтарь. Новые стены возводились рядом со старой кирпичной кладкой XVII века, благодаря чему она сохранилась до наших дней. В 1798 году на главном здании храма надстроили большой шестигранный барабан и обновили декор здания.
После чудовищного нашествия наполеоновских войск храм Воздвиженья Креста Господня в числе прочих церквей Москвы значительно пострадал от пожара. Местные прихожане быстро собрали средства и восстановили выгоревшее здание. В 1813 году состоялось его освящение.
В 1846 году почивший купец Г. И. Блохин оставил храму значительную сумму. На эти деньги было решено с западной стороны пристроить невысокую колокольню со шпилем. Недостающая сумма была пожертвована местным фабрикантом Ганешиным. Денег хватило еще и на обустройство второго придела во имя арх-ла Гавриила в трапезной. Освящение колокольни произошло 8 сентября 1852 года.
В XIX веке храм Воздвижения обнесли оградой из белого камня. Ее основание из гранита со стороны оврага было очень высоким и напоминало крепостное сооружение. В 1887 году местный купец И. С. Виноградов стал опасаться, что здание церкви, находящееся на краю оврага, с течением времени может начать сползать и рухнет. На собственные средства ктитор укрепил насыпь, построив каменную стену, удерживающую грунт.
На исходе XIX века была произведена последняя реконструкция здания. По проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе с двух сторон от главного алтаря пристроили южный и северный придел. 24 октября 1895 года состоялось их освящение.
В царские времена большую часть прихожан составляли солдаты, прислуга царского двора и рабочие люди. Но в числе паствы были и семьи дворянского происхождения, например Долгорукие и Мусины-Пушкины. 25 мая 1901 года в храме проходило венчание писателя А. П. Чехова.
К 1918 году церковь Воздвижение Креста Господня благодаря попечительству купцов стала одним из богатейших храмов Москвы. После революции храм был варварски разграблен большевиками. Вандалы вывезли более четырехсот пудов древней утвари из серебра.
В 1930 году церковь закрыли, устроив в здании общежитие. Настоятель Николай Сарыевский был арестован и отправлен в лагерь. Дом притча и богадельня были снесены, колокольня и купола сломаны. Внутреннюю роспись стен закрасили побелкой. Когда она проступала, ее просто сбивали. К счастью, 70% рисунков уцелело.
В 1992 году храм вернули Московской Епархии. 8 апреля возле ограды церкви состоялся первый молебен. С ноября в южном приделе регулярно стали проводиться всенощные бдения. Реставрационные работы по восстановлению полуразрушенного здания продолжались 18 лет и закончились в конце 2000 года. Храм приобрел прежний облик благодаря сохранившемуся проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе.
К храму на Чистом Вражке приписан домовый храм при центре хирургии. Два раза в неделю так проводятся божественные литургии.
Престолы
В церкви Воздвижения Креста Господня имеется три престола: центральный, северный и южный.
Название престола имеет тесную связь с историей Руси. В середине XVII века над православной верой возникла угроза. Для Церкви наступили смутные времена. Крест, пришедший к нам из Византии, стал символом московского православия.
Престол получил свое название в память о чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость», находящейся в Преображенском храме. О чудодейственной силе образа существует история, произошедшая в 1688 г. В Москве жила сестра патриарха Иоакима, болеющая страшным недугом. Во время утренней молитвы голос свыше посоветовал ей сходить к иконе «Всех скорбящих Радость». Она преклонилась пред чудодейственным образом и исцелилась.
Расписание богослужений
Время работы церкви: 8.00 — 20.00.
Как добраться до Церкви Воздвижения Креста Господня
Доехать до храма можно на метро, ближайшие станции: «Парк культуры», «Смоленская», «Фрунзеская» и «Киевская». Удобнее всего будет выйти на станции «Киевская». От нее нужно пройти на другую сторону Москвы-реки по пешеходному мосту. Здание храма будет находиться с правой стороны. Также можно доехать на автобусах №64 и 132, остановка «Ул. Бурденко».
Церковь Воздвижения Креста Господня
|
Улица Воздвиженка. Открытка XIX в. |
Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице – Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина – также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты».
По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона церковь стала обыкновенным московским приходским храмом.
История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд.
Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество.
Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой.
Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы – Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине.
Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар 1547 года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо.
В том же 1547 году был впервые упомянут в летописи и Крестовоздвиженский монастырь. Он тогда назывался монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, «что на Острове». Предполагают, что в той местности тогда находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название. После пожара церковь отстроили в камне, и стояла она в этом монастыре.
В петровское время храм был перестроен из плинфы, как тогда называли кирпич, тогда же Воздвиженкой была названа Смоленская улица. Новую церковь возводили около 20 лет – работам помешал указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве, когда все силы и средства должны были быть брошены в Петербург. Интересно, что храм возведенный, «иже под колоколы», был одним из самых последних в городе, построенных в традиции допетровского зодчества – в стиле московского барокко. Впрочем, другие исследователи называют стилем церкви южнорусское (в первую очередь украинское) деревянное зодчество. А в 1848 году арх. П.П.Буренин построил самостоятельную колокольню.
В 1812 году монастырь по одним сведениям, почти не пострадал, по другим – пострадал так, что из-за этого и был упразднен. Доподлинно известно то, что он был разграблен захватчиками. В нижней церкви они устроили конюшни, а в алтаре расставили походные кровати для французских солдат. В иконостас вбивали гвозди для сбруи, деревянные части храма вместе с иконами жгли вместо дров. В последних числах августа, накануне вступления Наполеона в Москву, монахи вывезли ризницу в Вологду, засыпали монастырские ворота землей, а имущество спрятали в подпол – там оно и было обнаружено французами.
В 1814 году соборную Крестовоздвиженскую церковь обратили в приходскую, а на территории бывшего монастыря построили дома для семейств церковнослужителей кремлевского Успенского собора, заселенные в 1820 году.
В Крестовоздвиженском храме были похоронены многие русские государственные деятели – канцлер и руководитель внешней политики России М.И.Воронцов, принимавший участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Елизавету Петровну, и много сделавший для Ломоносова; московский генерал-губернатор В.Я.Левашов, занимавший этот пост в годы правления Елизаветы, боярин Стрешнев.
В истории Москвы Крестовоздвиженская церковь была знаменита тем, что в ней 6 июня 1856 года венчался М.Е.Салтыков-Щедрин с дочерью вятского вице-губернатора Елизаветой Аполлоновной Болдиной. Он познакомился со своей будущей невестой, когда той было около четырнадцати лет, во время ссылки в Вятке, куда был отправлен по высочайшей резолюции в 1848 году за «распространение революционных идей, потрясших Европу». Салтыков, как и Достоевский, посещал кружок петрашевцев, увлекался социалистическими идеями Фурье и Сен-Симона и попал в опалу за свои две ранние «неблагонамеренные» повести – «Противоречие» и «Запутанное дело».
Вскоре после знакомства с семейством Болдиных Салтыков договорился ждать совершеннолетия своей невесты. Он был так увлечен ею, что сам написал целый курс истории России для юной и весьма далекой от подобных интересов девушки, мечтавшей о балах, журфиксах, светской жизни, Петербурге. Потом она всю жизнь жалела, что ее муж «манкировал карьеру» и засел в кабинете писать «Мишелевы глупости» вместо того, чтобы стать министром. Малоизвестно, что именно Елизавета Аполлоновна придумала мужу знаменитый псевдоним: чиновнику было неудобно печатать литературные труды под своей фамилией, и она посоветовала ему взять псевдоним от слова «щедрый», поскольку молодой сатирик в своих сочинениях был щедр на сарказмы. А многолетняя работа над переписыванием набело рукописей мужа стоила ей в старости почти полной потери зрения.
Известно, что сразу же после смерти Николая I из ссылки ему помог выбраться генерал-адьютант П.П.Ланской, женатый на вдове Пушкина и вместе с ней приехавший в Вятку для создания там военных ополченских дружин осенью 1855 года. Его двоюродный брат, С.С.Ланской, ставший министром внутренних дел, служил тогда в Петербурге, и сама Наталья Николаевна написала родственнику ходатайственное письмо о Салтыкове. В ноябре тот доложил о Салтыкове Александру II, и государь разрешил ему «проживать и служить, где пожелает», и снять с него полицейский надзор.
Салтыков захотел вернуться в Петербург и по дороге из Вятки заехал в Тверскую губернию, к своей знаменитой матери – спросить у нее благословения на свадьбу. Его мать, ставшая прототипом сразу двух героинь крупнейших произведений Щедрина – Арины Петровны из романа «Господа Головлевы» и Анны Павловны Затрапезной из «Пошехонской старины», – оказалась резко против бракосочетания сына с юной «бесприданицей», урезала ему месячное содержание и отказалась приехать на свадьбу.
Венчание было назначено в Москве, проездом в Петербург – из-за столичной дороговизны и нехватки средств. Этот брак не был счастливым. Впоследствии из-за расхождения в образе жизни больной Щедрин последние годы прожил обособленно от семьи, денно и нощно в собственном кабинете, где он не только писал, но и принимал посетителей по редакционным вопросам, возглавляя журнал «Отечественные записки» – вплоть до их закрытия в 1884 году. Дверь в квартиру в знаменитом доме №62 (ныне 60) на Литейном проспекте не запиралась, и к нему мог беспрепятственно придти любой человек с улицы.
Видимо, семейный разрыв привел к тому, что после его смерти в этом доме не был создан мемориальный музей Салтыкова-Щедрина, хотя супруга пережила его на 21 год. Личные вещи писателя остались в основном у его дочери, которая после революции уехала за границу. В доме же на Литейном проспекте и сейчас находится обыкновенная питерская коммуналка, хотя у жильцов на стенах висят портреты Щедрина. «Он тут хозяин!» – с некоторым страхом говорят они.
Память о Щедрине, весьма чтимого советской властью, не спасла и московский храм от сноса в 1934 году – в отличие от храма Большого Вознесения у Никитских ворот, спасенного именно памятью о Пушкине.
Священника Крестовоздвиженской церкви арестовали и сослали в концлагерь, где он погиб, а на месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы 1979 года на проспект Калинина выходили только бывшие монастырские ворота, также снесенные при строительстве подземного перехода. Сейчас там простая асфальтовая площадка.