храм воздвижения креста господня в воздвиженском
Церковь Воздвижения Креста Господня
|
Улица Воздвиженка. Открытка XIX в. |
Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице – Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина – также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты».
По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона церковь стала обыкновенным московским приходским храмом.
История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд.
Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество.
Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой.
Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы – Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине.
Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар 1547 года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо.
В том же 1547 году был впервые упомянут в летописи и Крестовоздвиженский монастырь. Он тогда назывался монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, «что на Острове». Предполагают, что в той местности тогда находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название. После пожара церковь отстроили в камне, и стояла она в этом монастыре.
В петровское время храм был перестроен из плинфы, как тогда называли кирпич, тогда же Воздвиженкой была названа Смоленская улица. Новую церковь возводили около 20 лет – работам помешал указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве, когда все силы и средства должны были быть брошены в Петербург. Интересно, что храм возведенный, «иже под колоколы», был одним из самых последних в городе, построенных в традиции допетровского зодчества – в стиле московского барокко. Впрочем, другие исследователи называют стилем церкви южнорусское (в первую очередь украинское) деревянное зодчество. А в 1848 году арх. П.П.Буренин построил самостоятельную колокольню.
В 1812 году монастырь по одним сведениям, почти не пострадал, по другим – пострадал так, что из-за этого и был упразднен. Доподлинно известно то, что он был разграблен захватчиками. В нижней церкви они устроили конюшни, а в алтаре расставили походные кровати для французских солдат. В иконостас вбивали гвозди для сбруи, деревянные части храма вместе с иконами жгли вместо дров. В последних числах августа, накануне вступления Наполеона в Москву, монахи вывезли ризницу в Вологду, засыпали монастырские ворота землей, а имущество спрятали в подпол – там оно и было обнаружено французами.
В 1814 году соборную Крестовоздвиженскую церковь обратили в приходскую, а на территории бывшего монастыря построили дома для семейств церковнослужителей кремлевского Успенского собора, заселенные в 1820 году.
В Крестовоздвиженском храме были похоронены многие русские государственные деятели – канцлер и руководитель внешней политики России М.И.Воронцов, принимавший участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Елизавету Петровну, и много сделавший для Ломоносова; московский генерал-губернатор В.Я.Левашов, занимавший этот пост в годы правления Елизаветы, боярин Стрешнев.
В истории Москвы Крестовоздвиженская церковь была знаменита тем, что в ней 6 июня 1856 года венчался М.Е.Салтыков-Щедрин с дочерью вятского вице-губернатора Елизаветой Аполлоновной Болдиной. Он познакомился со своей будущей невестой, когда той было около четырнадцати лет, во время ссылки в Вятке, куда был отправлен по высочайшей резолюции в 1848 году за «распространение революционных идей, потрясших Европу». Салтыков, как и Достоевский, посещал кружок петрашевцев, увлекался социалистическими идеями Фурье и Сен-Симона и попал в опалу за свои две ранние «неблагонамеренные» повести – «Противоречие» и «Запутанное дело».
Вскоре после знакомства с семейством Болдиных Салтыков договорился ждать совершеннолетия своей невесты. Он был так увлечен ею, что сам написал целый курс истории России для юной и весьма далекой от подобных интересов девушки, мечтавшей о балах, журфиксах, светской жизни, Петербурге. Потом она всю жизнь жалела, что ее муж «манкировал карьеру» и засел в кабинете писать «Мишелевы глупости» вместо того, чтобы стать министром. Малоизвестно, что именно Елизавета Аполлоновна придумала мужу знаменитый псевдоним: чиновнику было неудобно печатать литературные труды под своей фамилией, и она посоветовала ему взять псевдоним от слова «щедрый», поскольку молодой сатирик в своих сочинениях был щедр на сарказмы. А многолетняя работа над переписыванием набело рукописей мужа стоила ей в старости почти полной потери зрения.
Известно, что сразу же после смерти Николая I из ссылки ему помог выбраться генерал-адьютант П.П.Ланской, женатый на вдове Пушкина и вместе с ней приехавший в Вятку для создания там военных ополченских дружин осенью 1855 года. Его двоюродный брат, С.С.Ланской, ставший министром внутренних дел, служил тогда в Петербурге, и сама Наталья Николаевна написала родственнику ходатайственное письмо о Салтыкове. В ноябре тот доложил о Салтыкове Александру II, и государь разрешил ему «проживать и служить, где пожелает», и снять с него полицейский надзор.
Салтыков захотел вернуться в Петербург и по дороге из Вятки заехал в Тверскую губернию, к своей знаменитой матери – спросить у нее благословения на свадьбу. Его мать, ставшая прототипом сразу двух героинь крупнейших произведений Щедрина – Арины Петровны из романа «Господа Головлевы» и Анны Павловны Затрапезной из «Пошехонской старины», – оказалась резко против бракосочетания сына с юной «бесприданицей», урезала ему месячное содержание и отказалась приехать на свадьбу.
Венчание было назначено в Москве, проездом в Петербург – из-за столичной дороговизны и нехватки средств. Этот брак не был счастливым. Впоследствии из-за расхождения в образе жизни больной Щедрин последние годы прожил обособленно от семьи, денно и нощно в собственном кабинете, где он не только писал, но и принимал посетителей по редакционным вопросам, возглавляя журнал «Отечественные записки» – вплоть до их закрытия в 1884 году. Дверь в квартиру в знаменитом доме №62 (ныне 60) на Литейном проспекте не запиралась, и к нему мог беспрепятственно придти любой человек с улицы.
Видимо, семейный разрыв привел к тому, что после его смерти в этом доме не был создан мемориальный музей Салтыкова-Щедрина, хотя супруга пережила его на 21 год. Личные вещи писателя остались в основном у его дочери, которая после революции уехала за границу. В доме же на Литейном проспекте и сейчас находится обыкновенная питерская коммуналка, хотя у жильцов на стенах висят портреты Щедрина. «Он тут хозяин!» – с некоторым страхом говорят они.
Память о Щедрине, весьма чтимого советской властью, не спасла и московский храм от сноса в 1934 году – в отличие от храма Большого Вознесения у Никитских ворот, спасенного именно памятью о Пушкине.
Священника Крестовоздвиженской церкви арестовали и сослали в концлагерь, где он погиб, а на месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы 1979 года на проспект Калинина выходили только бывшие монастырские ворота, также снесенные при строительстве подземного перехода. Сейчас там простая асфальтовая площадка.
Крестовоздвиженский храм с. Воздвиженское
Престольный праздник: Воздвижения Креста Господня (27 сентября)
Член Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Приделы: прав. Алексия, человека Божия (30 марта)
Из истории
Предположительно, первая деревянная церковь в селе возникла во времена преподобного Сергия, который на месте языческого жертвенника, находившегося неподалеку, поставил крест. Село Воздвиженское было последней остановкой царских поездов при паломничестве к Троице. Накануне праздника преподобного Сергия здесь обычно совершалась Божественная литургия в присутствии царя.
В XVII в. деревянная церковь в честь Воздвижения Креста имела два придела: во имя святого праведного Алексия, человека Божия, и святителя Николая. Об этом говорят надписи на древних серебряных богослужебных сосудах, находящихся ныне в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.
1 января 1784 г. церковь сгорела, однако утварь, иконы и колокола были спасены. 14 сентября 1786 г. новопостроенный деревянный храм с Алексиевским приделом освятили. Он просуществовал до 1869 г., после чего его разобрали, построив на месте алтаря часовню, простоявшую на кладбище до 1930-х гг.
В 1992 г. на месте алтаря деревянного храма установили пятиметровый крест.
В 1823 г. дворянин Николай Саломирецкий подал прошение «о разрешении постройки каменной церкви с двумя приделами» в Воздвиженском. Строительство остановилось из-за недостатка средств. Новая владелица села А.И.Муханова понесла немалые убытки, так как «трещины в стенах новосооруженной церкви» вынудили снова разобрать ее до основания. Лишь московский губернский архитектор Д.Ф.Борисов построил здесь каменную церковь. 29 сентября 1847 г. святитель Филарет, митрополит Московский, освятил ее. В 1855 г. были подняты колокола. Алексиевский придел за недостатком средств устроили только в 1885 г.
В 1931 г. настоятелем стал иеромонах Гедеон (Смирнов), насельник Троице-Сергиевой Лавры, арестованный и расстрелянный в 1937 г. на полигоне в Бутово.
В 1932 г. были сброшены семь колоколов, самый большой — 120 пудов. Храм после закрытия разграблен. В конце 1970-х гг. церковь стала филиалом Загорского музея-заповедника.
В 1990 г. храм возвращен Церкви и в нем начались богослужения.
За прошедшие годы храм покрашен снаружи, перекрыта кровля, восстановлена ограда, налажено отопление и освещение. Художник П.В.Пашков выполнил резьбу главного иконостаса и разработал проект иконостаса придела. Написаны иконы, приобретена утварь, получены в дар колокола, самый большой из них — 250 кг. К 150-летию храма в 1997 г. за одно лето отремонтировали почти весь интерьер.
К храму приписана молитвенная комната-часовня святого великомученика Пантелеимона при военном госпитале. Действует воскресная школа как кружок при Доме офицеров в Сергиевом Посаде-6.
В двух верстах к востоку от Воздвиженского некогда стояла часовня «Крест», описанная в житии преподобного Сергия как место, где останавливался просветитель зырян святитель Стефан Пермский. До революции сюда совершался крестный ход из села, и крест из часовни в праздник Воздвижения приносился в храм. В 1930-е гг. часовню уничтожили. Место, где она стояла, относится к полигону Геологоразведочной академии. 9 мая 1996 г. у обочины дороги установили и освятили крест в память 600-летиясо дня преставления святителя Стефана Пермского.
ХРАМ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ В ВОЗДВИЖЕНСКОМ (СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РАЙОН)
Крестовоздвиженский храм в селе Воздвиженском Сергиево-Посадского района, 2005 г. Фото Александра Хмелевского с сайта sobory.ru |
Храм в честь Воздвижения Креста Господня в селе Воздвиженском Московской епархии.
В XVII в. деревянная церковь Воздвижения Креста имела два придела: во имя преподобного Алексия человека Божия и святителя Николая. Об этом говорят надписи на древних серебряных богослужебных сосудах, находящихся ныне в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Деревянный храм Воздвижения, построенный в 1780 г., стоял на кладбище к югу от каменного и сохранялся до 1869 г. На его месте потом стояла часовня (разрушена после 1925 года).
По свидетельству священника Иакова Иванова, 1 января 1784 года церковь сгорела, однако утварь, иконы и колокола были спасены. 1 марта того же года была получена благословенная грамота архиепископа Платона (Левшина) на постройку новой церкви. Деньги и материалы поступили от дворцовой канцелярии. 14 сентября 1786 года, по прошению священника Лукьяна Яковлева был освящен храм с Алексеевским приделом. Деревянный храм просуществовал до 1869 года, после чего был разобран и на месте его алтаря поставили часовню, простоявшую на кладбище до 1930-х. В 1992 году на месте алтаря деревянного храма был установлен пятиметровый крест.
История постройки каменной церкви началась с прошения дворянина Николая Саломирецкого в Духовную консисторию в 1823 году: «О разрешении постройки каменной церкви с двумя приделами». Строительство было приостановлено из-за недостатка средств. Новой владелице села А.И.Мухановой, дочери действительного статского советника, строительство принесло немалые убытки, так как «трещины в стенах новосооруженной церкви» вынудили снова разобрать ее до основания. Лишь московскому губернскому архитектору Дмитрию Фомичу Борисову удалось осуществить строительство каменной церкви.
29 сентября 1847 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил церковь.
В 1855 г. были подняты колокола.
Алексеевский придел за недостатком средств был устроен только в 1885 г., освящение его состоялось при священнике Гордии.
Храм после закрытия в 1937 году был разграблен. Подвал колхоз занял под картофелехранилище, а в самом храме был зерносклад. Лишь в конце 1970-х церковь стала филиалом Загорского музея-заповедника, тогда были восстановлены портики.
В 1990 году храм возвращен Церкви. 27 сентября в престольный праздник Воздвижения Креста Господня новым настоятелем иереем Андреем Крашенинниковым был отслужен первый молебен. 7 декабря была совершена первая Божественная литургия.
К храму приписана молитвенная комната-часовня во имя святого великомученика Пантелеимона при военном госпитале. Действует воскресная школа как кружок при Доме офицеров в Сергиевом Посаде-6. Ежегодно 18 июля, в день обретения мощей преподобного Сергия, совершается крестный ход в село Радонеж для совершения совместного молебна с духовенством Радонежского подворья Троице-Сергиевой Лавры.
В двух верстах к востоку от Воздвиженского по дороге к Лавре при д. Рязанцы до 1930-х стояла каменная часовня «Крест» XVII в., построенная в память о чудесном событии, о котором рассказывает Житие преподобного Сергия Радонежского:
До революции сюда совершался крестный ход из села, и Крест из часовни в праздник Воздвижения приносился в храм. В 1930-е часовня была уничтожена. Место, где она стояла, относится к полигону Геологоразведочной академии. Сейчас у обочины дороги возвышается красивый крест, установленный 9 мая 1996 года в память 600-летия со дня преставления святителя Стефана Пермского.
Воздвиженское. Церковь Воздвижения Креста Господня.
Воздвиженская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Воздвиженская церковь сооружена из кирпича по заказу А.И. Мухановой в 1838, окончательно отделана в 1847 г. По ясности замысла и совершенству пропорций она может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира. Принципиально близка разработкам А, Г. Григорьева для Троицкой церкви в Ершове близ Звенигорода. Строительство велось под наблюдением Д.Ф. Борисова по проекту 1834г.
Благодаря хорам интерьер церкви получил светский характер зала с плоским потолком и прорывом в центре к парящему куполу. От внутреннего убранства остался главный резной иконостас конца XIX в. Орнаментальные росписи стен 1900-х гг. забелены. Пол из каменных плит.
Новую каменную церковь освятил 29/11 октября 1847 г. святитель Митрополит Московский Филарет (Дроздов), о чем сохранилась надпись в алтаре на горнем месте.
Новая община собралась в 1990 г. 8 декабря 1990 г. была совершена первая Литургия. Ежегодно 18 июля (в день обретения мощей прп. Сергия Радонежского) совершается Крестный ход из Воздвиженского в Радонеж, на источник Преподобного.
Село Воздвиженское (Здвиженское) стана Радонеж и Бели Московского уезда (до XVIII в.) и Дмитровского уезда (до 1917 г.) известно с XIV века. Село связано исторически и топографически с древним городом Радонежем и находилось на Большой Переславской дороге (ныне старое Ярославское шоссе). По преданию, в 1380 г. на Воздвиженском холме отдыхал Св. Великий князь Дмитрий Донской по пути к преп. Сергию за благословением на Куликовскую битву. Будучи владением Радонежского князя, село перешло в собственность московских князей и до конца XVIII века числилось в государственном владении.
Из летописи известно, что 10-летний Иоанн (будущий Грозный) осенью 1540 года останавливался в Воздвиженском. А в 1547 году его царице Анастасии было видение Живоначальной Троицы близ д.Рязанцы, где был по указу царя, поставлен крест на том месте, где некогда останавливался Св.Стефан, епископ Пермский. В царствование Феодора Иоанновича в церковь была помещена храмовая икона «Воздвижение Креста Господня», сохранившаяся по сей день в Сергиево-Посадском музее. Неоднократно останавливался во дворце Борис Годунов, сопровождаемый пышной свитой. В августе 1606 году опальная царица Марина Мнишек с отцом и свитой под конвоем стрельцов ночевала в селе. В смутное время Воздвиженское было разорено, но уцелело. Ян Сапега и Лисовский квартировали здесь со своими войсками. На полях между Воздвиженским и селом Рахмановым 2 октября (н.ст.) 1608 г. была кровавая битва литовцев с московским войском Василия Шуйского, где последние потерпели сильное поражение. 19 августа 1612 ополчение Минина и пожарского проследовало через Воздвиженское к Москве с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. По пути из Костромы в Москву в 1613 г. здесь останавливался новоизбранный царь Михаил Федорович Романов. Хоромы, сохранившиеся от прежних царей, послужили ему местом ночлега. В сентябре 1623 г., на пути из Троице-Сергиева монастыря, Михаил Федорович Романов с ближними боярами, среди которых были Шереметьев и князь Д.И.Пожарский, праздновали новоселье в путевом дворце. В состав государева двора входила церковь Воздвижения Креста Господня, имевшая два придела. Об этом говорят надписи на древнейших богослужебных сосудах, ныне хранящихся в Лаврской ризнице: «вкладу царя Михаила Федоровича и их Благородных чад сделан сосуд в село Воздвиженское в церковь Воздвижения ко Алексию божью человеку в приделе Николе Чудотворцу Лета 7133/1615/ году». В июле 1652 г. в Крестовоздвиженском храме состоялась торжественная встреча мощей Святителя Филиппа (Колычева), переносимых из Соловков в Москву. В 1656 г. при царе Алексее Михайловиче здесь побывал Антиохийский патриарх Макарий. Его спутник архидиакон Павел Алеппский записал: «. прибыли в село по имени Здфижни, принадлежащее царю, с обширным дворцом, садом и большим озером, и с деревянной церковью. «
По данным метрических книг, храм имел два притча, один из которых при Алексеевском приделе, был «ружным», т.е. содержащимся от государственной казны. Из предметов XVII века сохранилась храмовая икона «преп. Алексия человека Божия», резные Царские врата и расписные жестяные брачные венцы, хранящиеся в Сергиево-Посадском музее. В с. Воздвиженском нашли свое завершение трагические события, легшие в основу шедевра русской музыки, оперы М.Мусоргского «Хованщина». 30 сентября (н.ст.) 1682 г. в день именин царевны Софьи, на сельской площади был зачитан смертный приговор начальнику Стрелецкого приказа князю Ивану Андреевичу Хованскому и его сыну Андрею. «И хотя в то время не получилось прямого заплечного мастера, тотчас сыскав из Стремянного полка стрельца, приказали ему немедленно тех князей Хованских вершить, головы их отсечь». В 1689 г., по приказу 17-летнего Петра, царевна Софья была остановлена в Воздвиженском и отправлена в Новодевичий монастырь, где по обвинению в причастности к новому стрелецкому восстанию была пострижена в монахини и содержалась до смерти под строгим наблюдением. В сентябре 1684 г. во время пребывания Петра с матерью в Воздвиженском, случился пожар: «. подложили огонь под его покой и спальню. «, происками Федьки Шакловитова. По проекту В.Обухова построен новый путевой дворец, общей длиной 57 м, состоящий из 6 светлиц с сенями. Его украшали изразцовые печи, стены были обиты материей. В 1750 г. по указу Елизаветы Петровны архитектор А.П.Евлашев построил новый дворец, в новом вкусе, площадью 75х70 м, но через три года он сгорел с частью хозяйственных построек. Не сохранился сад и ягодники, посаженные по указу императрицы. О существовании некогда дворца в с.Воздвиженском напоминала лишь его церковь. Воздвиженская земля хранит в себе многочисленные археологические свидетельства о давно минувших событиях. В 1784 г. храм сгорел вместе со всем селом.
Предположительно, первая деревянная церковь в селе возникла во времена преподобного Сергия, который на месте языческого жертвенника, находившегося неподалеку, поставил крест. Село Воздвиженское было последней остановкой царских поездов при паломничестве к Троице. Накануне праздника преподобного Сергия здесь обычно совершалась Божественная литургия в присутствии царя.
В XVII в. деревянная церковь в честь Воздвижения Креста имела два придела: во имя святого праведного Алексия, человека Божия, и святителя Николая. Об этом говорят надписи на древних серебряных богослужебных сосудах, находящихся ныне в ризнице Троице-Сергиевой Лавры.
1 января 1784 г. церковь сгорела, однако утварь, иконы и колокола были спасены. 14 сентября 1786 г. новопостроенный деревянный храм с Алексиевским приделом освятили. Он просуществовал до 1869 г., после чего его разобрали, построив на месте алтаря часовню, простоявшую на кладбище до 1930-х гг.
В 1823 г. дворянин Николай Саломирецкий подал прошение «о разрешении постройки каменной церкви с двумя приделами» в Воздвиженском. Строительство остановилось из-за недостатка средств. Новая владелица села А.И. Муханова понесла немалые убытки, так как «трещины в стенах новосооруженной церкви» вынудили снова разобрать ее до основания. Лишь московский губернский архитектор Д.Ф. Борисов построил здесь каменную церковь. 29 сентября 1847 г. святитель Филарет, митрополит Московский, освятил ее. В 1855 г. были подняты колокола. Алексиевский придел за недостатком средств устроили только в 1885 г.
В 1931 г. настоятелем стал иеромонах Гедеон (Смирнов), насельник Троице-Сергиевой Лавры, арестованный и расстрелянный в 1937 г. на полигоне в Бутово.
В 1932 г. были сброшены семь колоколов, самый большой — 120 пудов. Храм после закрытия разграблен. В конце 1970-х гг. церковь стала филиалом Загорского музея-заповедника.
В 1990 г. храм возвращен Церкви, в нем начались богослужения. В 1992 г. на месте алтаря деревянного храма установили пятиметровый крест.
За прошедшие годы храм покрашен снаружи, перекрыта кровля, восстановлена ограда, налажено отопление и освещение. Художник П.В. Пашков выполнил резьбу главного иконостаса и разработал проект иконостаса придела. Написаны иконы, приобретена утварь, получены в дар колокола, самый большой из них — 250 кг. К 150-летию храма в 1997 г. за одно лето отремонтировали почти весь интерьер.
К храму приписана молитвенная комната-часовня святого великомученика Пантелеимона при военном госпитале. Действует воскресная школа как кружок при Доме офицеров в Сергиевом Посаде-6.
В двух верстах к востоку от Воздвиженского некогда стояла часовня «Крест», описанная в житии преподобного Сергия как место, где останавливался просветитель зырян святитель Стефан Пермский. До революции сюда совершался крестный ход из села, и крест из часовни в праздник Воздвижения приносился в храм. В 1930-е гг. часовню уничтожили. Место, где она стояла, относится к полигону Геологоразведочной академии. 9 мая 1996 г. у обочины дороги установили и освятили крест в память 600-летия со дня преставления святителя Стефана Пермского.
В 1644-1645 гг. храм имел два придела: прп. Алексия, человека Божия, и свт. Николая Чудотворца. Этот вывод можно сделать из надписей на серебряных позолоченных богослужебных сосудах «вкаладу царя Михаила Федоровича и его благоверной царицы и великой княгини Евдокии Лукъяновны и их благодарных чад сделан сосуд в село Воздвиженское в церковь Воздвижению ко Алексию Божиему человеку в приделе Николе Чудотворцу Лета» и на кадиле «Повелением великого государя царя и великого князя всея Руси самодержца Михаила Федоровича и его благоверной царицы и великой княгини Евдокии Лукъяновны и их благородных чад сделано кадило в село Воздвиженское в церковь Воздвижению в приделе Николе Чудотворцу», находящихся в настоящее время в ризнице Троице-Сергиевой лавры.
По описи села 1763 года, в селе Воздвиженском стояла деревянная ветхая церковь во имя Воздвижения Креста с приделом прп. Алексия, человека Божия. Она представляла собой храм с главою, увенчанной деревянным, обитым жестью крестом и железными цепями. К храму примыкала паперть со сходом в пять ступеней, к которой в свою очередь примыкал имеющий шатровую белёную кровлю рундук с двумя ступеньками. Паперть имела четыре окна, а вход в неё закрывался железными дверьми. Все элементы здания, за исключением облачённой в чешую главы церкви, были покрыты тёсом в два слоя. В описи также сказано, что «в оном же селе приходская церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня, а церковная утварь под охранением священника и приходских всех людеи».
28 февраля 1784 года в Дворцовую канцелярию и Духовную консисторию от священника Якова Иванова и прихожан пришли донесения, согласно которым 1 января 1784 года церковь Воздвижения с приделом прп. Алексия, человека Божия, и колокольня сгорели, однако «церковная ж утварь, святые образа и колокола от пожара сохранены». Донесение заканчивалось просьбой построить на месте сгоревшей новую церковь, «употребя на это построение елико возможно приходской сбор». Прихожане выразили также готовность помочь деньгами и материалами, но по мере возможности, так как сами крестьяне «в 1781 году все без изъятия претерпев пожарное разорение не могут и доныне справиться со своим домостроительством».
На построение нового храма 1 марта 1786 года архиепископом Московским и Калужским Платоном (Левшиным) была дана благословенная грамота. Однако, в связи с участившимися пожарами деревянных строений, Дворцовой канцелярией совместно с Духовной консисторией было принято решение о строительстве каменной церкви. Видя, что строительство каменного храма затягивается, 24 сентября 1784 года архиепископ Платон утвердил вновь разработанный по его наказу план деревянной церкви и послал в Воздвиженское сообщение, в котором говорилось, что дозволяется жителям села новую «церковь построить, если смогут оную соорудить пристойную дворцовому селу и большой дороге, следовательно, подлежит прежде Его Высокопреосвященства утверждение плана, а потом уже с обстоятельством представить канцелярии». К осени 1786 года храм был почти полностью построен, а 14 сентября состоялось освящение придела прп. Алексия, человека Божия. 27 марта 1834 года имение приобрела дочь действительного статского советника Александра Ивановна Муханова.
В годы гонений на веру Крестовоздвиженская церковь разделила скорбную участь десятков тысяч храмов и монастырей. Последний настоятель храма иеромонах Гедеон (Смирнов) был расстрелян на полигоне в Бутово 10 декабря 1937 года. Святыни храма были расхищены и уничтожены. Немногие сохранившиеся предметы ныне находятся в экспозиции Сергиево-Посадского музея. Здание бывшей церкви долгое время использовалось под колхозный склад и в конце 1950-х гг. пришло в аварийное состояние. В конце 1970-х гг. фасад здания был отреставрирован, и храм был передан Загорскому музею, но так и не использовался им.
В 1990 году образовался православный приход при Крестовоздвиженском храме, и его настоятелем был назначен священник Андрей Крашенинников. Первая литургия в храме была совершена 7 декабря 1990 года. В 1997 году было закончено восстановление центрального иконостаса и завершён ремонт интерьера. В 2003 году воссоздан придел прп. Алексия, человека Божиего. В 2008 году был приобретён большой колокол весом 700 кг и недостающие колокола для звонницы. В 2010 году возле Крестовоздвиженского храма по проекту реставрационной мастерской «Русская архаика» была построена бревенчатая крестильная часовня в честь прмч. Кронида (Любимова). В 2013 году под руководством опытных реставраторов был расписан купол храма.
Из журнала «Московские епархиальные ведомости». Выпуск №1, 2019 г.