храм всех религий в казани какие религии
Храм Всех Религий
Отказать себе в удовольствии оценить искусство такого количества вероисповеданий просто невозможно, поэтому все туристы Казани стремятся включить посещение достопримечательности в свою культурную программу и насладиться ее величественной красотой.
История
По идее Ханова, новое здание должно было включать в себя элементы всех крупных религий. Архитектор и эзотерик стремился продемонстрировать всем людям, что Бог один и нет смысла вести длительные споры по разделению религиозных взглядов. В его произведении строительства настолько удачно переплетаются многие вероисповедания, создавая общую одухотворенную картину, что уже и тяжело различить отдельные элементы.
По замыслу архитектора, в храме планировалось возвести 16 куполов и залов, посвященных разным религиям, в том числе исчезнувшим:
Пока в Храме были созданы только Египетский и Католический залы, Чайная комната, Зал Иисуса Христа, Театральный зал и картинная галерея. Любой турист желает попасть в казанский храм религий, дабы насладиться величием архитектурной задумки автора и оценить идею равенства всех людей и вероисповеданий. Оно привлекает внимание ещё издалека своим радужным оформлением и изысканными мозаичными элементами, поэтому территория вокруг всегда заполнена любопытными путешественниками.
Планировалось также создание в религиозном комплексе театра, экологической школы, детской художественной школы, детской консерватории, мемориала павших, реабилитационного центра для наркоманов.
Архитектура
Достопримечательность состоит сразу из нескольких зданий с наличием большого количества соответствующих архитектурных элементов присущих той или иной религиозной направленности.
Сооружения монументальные, громоздкие, вычурные, дополненные многочисленными витражами и вечными знаками разных религиозных верований. Символы иудейского, христианского, мусульманского и прочих вероисповеданий встречаются на куполах и стенах здания. Общая картина сооружения приводит в неописуемый восторг и восхищение идеей создателя любого туриста. Рассматривать все детали архитектурного памятника можно часами.
Несколько башен дополняют друг друга и возводились поочередно годами: некоторые из них до сих пор стоят без куполов, ведь строительство ещё не окончено. Последователи Ханова активно собирают средства для завершения работы. По желанию каждый посетитель сможет внести свой вклад в развитие сооружения и стать частью общего замысла.
Интерьеры
Внутри храм всех религий имеет несколько красиво декорированных залов, посвященных различным верованиям: зал Будды, Египетский зал, Католический зал, зал Иисуса Христа; есть также Театральный зал, картинная галерея, где проходят выставки художников, чайная комната. Важной составной частью памятника религий выступает и одна из комнат родного дома Ильдара Ханова, в которой он жил. После его смерти в комнате организовали музей в его честь. Службы в нем не ведутся, да и это не храм в традиционном понимании этого слова, скорее это музей культуры всего человечества.
Интересные факты
Адрес, как добраться
Вселенский храм находится в поселке Старое Аракчино, Старо-Аракчинская улица, дом 4 в 9,5 км от Казани. Добраться можно как на общественном транспорте (автобусы № 2 и №45 и пригородная электричка), так и на личном транспорте.
Пожар. Экскурсии
Храм всех религий
Храм всех религий
Храм всех религий, одна из самых уникальных достопримечательностей России, находится в поселке Старое Аракчино – в 11 км от столицы Татарстана Казани, на берегу реки Волги. Он известен также как Вселенский храм, или Храм семи религий. При этом культовым сооружением в привычном понимании храм не является — это, скорее, международный культурный центр, призванный объединить последователей самых разных вероисповеданий. Создатель Храма всех религий, к личности которого мы еще вернемся, в свое время подтвердил этот тезис, сказав, что задумывал его как место, где рядом будут молиться последователи многих конфессий. Он также отметил, что поскольку к единобожию люди пока не пришли, то его проект нужно рассматривать как архитектурный символ всех религиозных течений и своего рода музей культов.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Храм всех религий
Основные моменты
Храм всех религий в Казани действительно уникален, ведь он объединил в себе православную и католическую церкви, а также мусульманскую мечеть, буддистский храм, иудейскую синагогу, китайскую погоду. Под его крышей собрана, в том числе, символика исчезнувших цивилизаций. Самим своим существованием он подтверждает, что возможность объединения разных вероисповеданий, пусть и воплощенная лишь в архитектуре, все же существует, и этот храм являет собой символ общего духовного наследия всего человечества.
Храм всех религий в архитектурном отношении отличается ярким и необычным декором. Благодаря этому он прекрасно просматривается как с палуб проплывающих речных судов, так и из окон проходящих мимо поездов. Его купола завораживают: на них, что называется, в мире и согласии пребывают православный крест, звезда Давида и мусульманский полумесяц. Такое соседство пробуждает в душах людей светлые чувства, поэтому желающих увидеть его своими глазами очень много. Несколько лет назад на одни только новогодние праздники Вселенский храм посетили экскурсионные группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Сызрани, Нижнего Новгорода. Также были гости из Канады, Индии, Израиля и Японии.
На удивительное сооружение ежедневно приезжают посмотреть и местные жители. Желающие фотографируются на фоне Храма всех религий, чтобы потом показать эти снимки друзьям. Интерес к достопримечательности с каждым годом только возрастает.
История Храма всех религий
Идейным вдохновителем, автором и создателем Храма всех религий был известный художник и архитектор И. М. Ханов. Земляки, и не только, знают Ильдара Мансавеевича также как общественного деятеля и народного целителя. Еще в студенчестве он загорелся идеей построить «дом» для всех религий, в котором верующие почувствовали бы духовное единение, которого порой так не хватает в повседневной жизни. Ханов много путешествовал, побывал в Индии и на Тибете, впитав во время этих поездок культурное наследие Востока. Особенно его интересовали буддизм, практика йогов, не говоря уже о секретах тибетской и древнекитайской медицины.
Совпадение или нет, но когда Ильдар вернулся на родину, то открыл в себе дар врачевателя. После этого он стал практиковать, к нему приезжали люди из разных мест. Целительством он занимался всю оставшуюся жизнь. Однажды его спросили: «Какую религию вы на самом деле исповедуете?» На этот, казалось бы, провокационный вопрос Ханов ответил со свойственной ему простотой и искренностью: «Я татарин и, согласно своей национальности, являюсь мусульманином. Хотя для меня близким стал и буддизм, так как уже много лет занимаюсь йогой. Близко мне и христианство – я изучал искусство стран христианского мира. И Бог для меня един, поэтому религии не разделяю».
В 1989 году состоялось знакомство Ильдара Ханова со Святославом Рерихом. Наш соотечественник поделился с сыном величайшего художника Николая Рериха своей идеей. Найдя в его лице единомышленника, они вместе начали обсуждать планировку будущего сооружения. Ханову даже предложили возвести такой храм непосредственно в Индии, однако он ответил отказом. Ильдар очень хотел, чтобы Храм всех религий появился на его родине, в России – точнее на малой родине, в Татарстане, да еще и в родном поселке Старое Аракчино. Ведь он тут родился и вырос, еще живы были его родители.
В идее возведения Вселенского храма в Татарстане 53-летний мужчина укрепился в 1994 году, когда через видение к нему явился сам Иисус Христос. Это событие его так впечатлило, что архитектор даже решился на формальное нарушение законодательства, начав реализацию своего проекта в Набережных Челнах… под видом обычной гостиницы. Подлог, правда, вскоре обнаружили, стройку пришлось свернуть. Тогда неутомимый Ханов вернулся к первоначальному замыслу построить храм на своей малой родине, на участке, где находился отчий дом. В реализации проекта ему помогал брат Ильгиз, в свое время окончивший Высшее художественно-промышленное училище в Москве.
В процессе реализации грандиозного проекта его вдохновитель вдруг столкнулся с мучительным сомнением, которое могло поставить под угрозу продолжение строительства. А именно: будет ли его детище оригинальным или затеряется среди других подобных сооружений? Опасения были не напрасны, ведь такие храмы уже существовали в ряде стран мира. Например, пять храмов на одноименной площади на острове Бали, Музей мировых религий в китайском городе Синьбэй или существовавший в 30-х годах прошлого века в Ленинграде государственный музей, специализировавшийся на истории основных мировых религий. Но убежденность Ханова, что созданный им с божьей помощью Храм всех религий получит мировую известность, помогла преодолеть все сомнения.
Воплощению в жизнь грандиозной идеи Ильдар Мансавеевич посвятил всю свою жизнь. Строительство необычного комплекса вряд ли стало бы возможным без прямого участия меценатов и просто неравнодушных людей. Когда они узнали, какой реализуется проект, стали содействовать в меру своих сил. Те, кто могли помочь строительными материалами — помогали, причем, бесплатно. Другие, не располагавшие такими возможностями, просто приходили поработать. И тоже бесплатно.
По воспоминаниям очевидцев, место будущего Храма всех религий не напоминало большую стройку. Профессиональных строителей здесь не было, не разъезжали краны, не слышна была работа строительной техники. К тому же, государство не выделило ни копейки денег на реализацию этого проекта, поэтому вдвойне удивительно, как без постоянного источника финансирования храм не только возводился, а возводился очень быстрыми темпами.
Теперь самое время ответить на вопрос, какой конкретно замысел осуществлял архитектор. Планы, прямо скажем, у него были амбициозные. Ильдар Ханов видел свое творение 16-купольным. Каждый купол должен был символизировать отдельную религию, включая давно канувшие в Лету верования. В Храме всех религий предусматривалось оборудование следующих залов: китайского дао, тибетского, японского дзэн-буддизма, индийских вед, майя, индонезийского, иранского, а еще православного, католического, протестантского, масонов, розенкрейцеров и… даже инопланетного разума.
Кроме того, в Храме всех религий планировалось обустроить обсерваторию для наблюдений неба, школ для детей с различными кружками по интересам, приют для сирот. Но это еще не все: Ханов наметил открыть здесь центры целительства и реабилитации наркозависимых, Дом милосердия для престарелых людей, иконописную школу, оперный театр и многое-многое другое. Остается сожалеть, что планы Ильдара Мансавеевича реализовались не полностью.
Храм всех религий сегодня
Из того, что изначально было задумано Хановым, удалось оборудовать четыре зала: католический, египетский, Иисуса Христа и театральный, а также музей, Чайную комнату и картинную галерею. Сам архитектурный комплекс представляет собой огороженный забором каскад зданий, раскинувшийся едва ли не у кромки воды, буквально в 200 метрах от нее.
Как и планировалось, Храм всех религий не является местом для богослужений и обрядовых служб. Он позиционируется как обитель культуры и духовного единения, одновременно призванный показать все лучшее, что создано человеком. Что интересно, здесь даже есть… папские покои. Это на тот случай, если глава римско-католической церкви вдруг решит побывать с визитом в этом уникальном месте.
Автор проекта Ильдар Ханов ушел из жизни 9 февраля 2013 года, скончавшись в Москве в 72-летнем возрасте после продолжительной болезни. При его жизни строительные работы в Храме всех религий не прекращались ни на день. Не свернулись они и после его смерти. Правда, быстрыми их уже не назовешь. Но есть надежда, что многое из задуманного этим талантливым человеком, опередившим свое время, рано или поздно все же будет реализовано.
Туристам на заметку
Храм всех религий располагается по адресу: Республика Татарстан, пос. Старое Аракчино, ул. Ст. Аракчинская, 4. Он открыт для туристов только по субботам и воскресеньям.
Побывав здесь, вы можете посетить художественные выставки, а также литературные вечера и концерты. Все эти мероприятия оставляют самые приятные эмоции, поэтому многие путешественники приезжают сюда повторно.
Как добраться
Добраться до Храма всех религий можно на электричке, нужно ехать до станции «Старое Аракчино». Или можно сесть на автобус – маршруты № 2 (до остановки «Переправа») и № 45 (до конечной остановки «Старое Аракчино»).
О том, что вдруг потеряетесь, можете не переживать. Храм всех религий по своему архитектурному исполнению настолько ярок и самобытен, что по приезду в Казань окажется в вашем поле зрения первым.
История создания Храма всех религий в Казани
В Казани на берегу Волги находится удивительное здание, в котором соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. Его создатель — скульптор и художник Ильдар Ханов — планировал возвести купола и другие знаковые элементы культовых зданий 16 мировых религий, в том числе и исчезнувших цивилизаций. Датой закладки Вселенского храма принято считать 1994 год, но его история берет свое начало в 1955-м.
История создания Храма всех религий в Казани
Именно тогда в поселке Старое Аракчино Маснавий Ханов построил для своей семьи простой деревянный дом. Этот домик, а точнее одна из его комнат, существует и по сей день — Вселенский храм буквально «поглотил» его. Сейчас в этой комнате своеобразный музей Ильдара Ханова: на стене — портрет родителей, на полу — спортивные тренажеры, с потолка свисает боксерская груша, а в сохранившемся оконном проеме — книги, которые он читал…
А началось строительство здания, которое позже станет Вселенским храмом с… забора.
Как рассказывал Ильдар Ханов, изначально он планировал построить свой Вселенский храм в Набережных Челнах в районе бульвара Энтузиастов. Стройка велась тайно под видом гостиницы. Однако, кто-то проговорился, что самом деле строится мечеть или храм и в течение ночи сняли краны, леса, а саму стройку заморозили. Ильдар Ханов вернулся в свое родное Старое Аракчино, чтобы реализовать идею «на огородах».
В Храме всех религий проходят благотворительные концерты. В католическом зале установили сцену и звуковое оборудование.
Обратите внимание на кресла — когда-то они стояли в зрительном зале Театра Оперы и Балета имени Мусы Джалиля. В конце 90-х в ходе реконструкции театра их заменили на новые, а старые обрели новую жизнь в Старом Аракчино. Как шутят старожилы, они уже «насиженные», поэтому лучше новых.
Храм всех религий в Казани
Пройти мимо Храма всех религий в пригороде Казани просто-напросто невозможно. Это необычное сооружение никого не оставляет равнодушным, ведь в нем мирно соседствуют христианские кресты, мусульманские минареты, звезда Давида, буддийский круг сансары и даже языческий рог бога Одина. Автор и строитель этого уникального здания — Ильдар Ханов, человек, одержимый идеей объединения всех мировых религий.
ТЕБЯ ЖДУТ ВЕЛИКИЕ ДЕЛА
Родился этот неординарный художник в 1940 году в том самом поселке, где сейчас стоит храм, — в Старом Аракчино. Семья была бедной: отец — грузчик, мать — домохозяйка, трое детей мал мала меньше. Перебивались с хлеба на воду, ютились в землянке. Именно там и произошло событие, определившее дальнейшую судьбу Ильдара. Когда мальчику исполнилось три годика, он едва не умер от голода. От недоедания уже погибли два его старших брата, теперь, похоже, пришел и его черед.
Ильдар потерял сознание и несколько дней находился между жизнью и смертью. Родные потихоньку готовились к похоронам. Неожиданно сынишка ожил. Это было настоящее чудо. Что же произошло? На пороге смерти мальчик услышал странный свист, который постепенно перешел в торжественную мелодию. В этот момент какая-то неведомая сила подхватила ребенка, и он устремился в длинный тоннель, в конце которого брезжил свет. Там его окружили ангелы, а потом за руку взял высокий красивый мужчина.
«Я — Иисус Христос», — сказал незнакомец. Он показал мальчишке райские сады, и тот захотел остаться в этом совершенном и прекрасном мире навсегда. «Дома война, голод, холод, и я не хочу возвращаться туда», — сказал парнишка. Однако Иисус ответил: «Ты должен вернуться. Тебя ждет особая миссия. Ты там нужен». Мальчик открыл глаза и увидел лицо матери. Он на всю жизнь запомнил, как оно озарилось счастливой улыбкой. Родные Ильдара обменяли последние ботинки на молоко и выходили ребенка.
Вернувшись с того света, Ильдар обрел способность видеть все в особенном свете. Например, он немало удивил взрослых, заявив, что видит в животе матери братика. И действительно, спустя девять месяцев мама родила еще одного сынишку. Позже парнишка научился исцелять больных людей и всю жизнь успешно занимался целительством.
Но в юношеском возрасте стал рисовать и лепить, и страсть к творчеству пересилила другие увлечения, в итоге Ильдар пошел в Казанское художественное училище. После его окончания в 1960 году поступил в престижный Московский институт имени В. Сурикова.
ЧАС ПРОБЬЕТ
В столице талантливый юноша не терял времени даром и не только постигал тонкости искусства, но и перенимал опыт у старших товарищей. Так, Ханов познакомился со Святославом Рерихом — сыном знаменитого художника Николая Рериха и его жены Елены. О такой встрече можно было лишь мечтать! Сам выдающийся живописец, Святослав Николаевич, обладал обширными познаниями в самых разнообразных сферах, неудивительно, что беседы двух родственных душ часто затягивались на всю ночь.
Рериху было что рассказать своему молодому коллеге. Рерих успел пожить и поработать не только в СССР: два года он провел в Финляндии, учился в Королевской академии искусств в Лондоне, затем практиковался в США, посетил Индию, в которой в итоге и обосновался. В 1948 году Рерих и его супруга купили у британского подданного усадьбу под Бангалором, которую превратили в культурный центр. Там художник попытался осуществить давнюю мечту — воспитать более совершенного человека.
На основе центра Рерих создал школу, в которую принимались дети с трехлетнего возраста. Концепция обучения строилась на нравственно-этическом воспитании по специально разработанной методике. Узнав о подвижнической деятельности Рериха, Ильдар Ханов загорелся идеей создать аналогичный центр на своей малой родине. Так родилась мысль построить Храм всех религий. Вместе с Рерихом он обсуждал этот план, но в советское время воплотить его в жизнь было нереально.
Тем не менее Ильдар не терял надежды когда-нибудь осуществить свою мечту. Рерих поддерживал молодого художника, писал из-за границы в письмах: «Дорогой Ильдар, я рад нашей встрече. Искусство твое, могучее и прекрасное, несет в себе тайну первозданной красоты. Дай бог тебе здоровья и силы в осуществлении программы Вселенского храма — храма единения душ. Знай, многие люди слушают тебя, но не слышат. Но час пробьет! Всего тебе светлого!»
ЧУДАК
Дожидаться этого «часа» пришлось много лет. Ильдар времени напрасно не тратил. Посещал Тибет, Индию, Непал, изучал китайскую медицину, йогу, восточные религии и единоборства. По возвращении домой стремился передать знания соотечественникам, преподавал йогу, лечил больных травами, привезенными из поездок. При этом художник страстно увлекался и таким «чисто европейским» видом спорта, как бокс. Однажды даже стал чемпионом Казани по боксу.
В 1975 году в Набережных Челнах открылась его первая скульптура — «Родина-мать», посвященная 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Открытие композиции, правда, вызвало большой скандал: выяснилось, что установка памятника не была согласована с Союзом художников. Вообще для властей татарский художник всегда был неудобным человеком. Еще в советские годы он предлагал построить на территории Казанского кремля мусульманскую мечеть. Тогда эту идею восприняли в штыки.
Прошло время, и сейчас кремль в столице Татарстана невозможно представить без жемчужины — мечети Кул-Шариф. Идеи Ханова при его жизни часто казались бредовыми. Так, согласно его замыслу, один из бульваров в Набережных Челнах должны украсить фонтаны с лазерной подсветкой и музыкой Салиха Сайдашева. Идею зарубили на корню. Закрыли и другой проект, когда стало ясно, что Ханов втайне от властей вместо гостиницы строит мечеть с вращающейся обсерваторией.
А когда скульптор самовольно поставил на опушке леса абстрактную скульптуру, все покрутили пальцем у виска. По словам автора, место он выбрал неспроста: там садился НЛО, а значит, присутствует особая энергетика. Но, кроме самого художника, никто ничего особенного на опушке не чувствовал. В Казани из всех работ Ханова сохранилась только композиция «Расстрел коммунистов», остальные под разными предлогами были уничтожены.
Со временем на родине Ильдар Мансавеевич прослыл чудаком. И правда, некоторые его проекты не могут не вызвать улыбку. Он, например, планировал начать биохимическую очистку воды в Волге и намыть на ней песчаный остров, на котором построить культурный центр, а в Набережных Челнах поставить «врата очищения» — радугу на весь бульвар.
И когда Ханов стал обивать пороги инстанций, с тем чтобы обрести поддержку и найти спонсоров для постройки Храма всех религий, на него смотрели как на умалишенного. Никто не верил, что ему удастся добиться своего.
ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ
Как рассказывал Ильдар, однажды во время медитации к нему явился Иисус Христос и сказал: «Ильдар! У тебя есть сарай, где раньше спали коровы, сейчас там стоят три лопаты и металлический лом. Ты должен встать в 6 утра, отмерить от старого отцовского дома один метр и начать строить Вселенский храм». Ханов так и сделал.
В1994 году началось грандиозное строительство. Это был поистине амбициозный замысел. «Вселенский храм не задумывался как место, где бок о бок будут молиться люди разных религий. Люди пока не пришли к единобожию.
Храм — архитектурный символ всех религий, музей религий», — уверял его автор. Шестнадцать куполов призваны были представлять самые распространенные религии мира: иудаизм, индуизм,буддизм, ислам, христианство, конфуцианство и т. д.
Под сводами этого необычного храма Ханов планировал разместить драматический и оперный театры, сиротский дом, дома для престарелых, иконописную школу, обсерваторию, планетарий, экологическую школу, татаробашкирский культурный центр, музей современного искусства, концертный зал, морскую школу с бассейном, конноспортивную школу и даже центр для лечения наркозависимости. Десяти соток для такой амбициозной задачи было явно недостаточно, и Ханов прикупил соседние участки.
Деньги искал повсюду, и люди не скупились. Впрочем, было немало и тех, кто требовал запретить это «кощунство». И сегодня, после смерти художника, нет единого мнения как о храме, так и о его создателе. Одни восхищаются широтой его мысли, другие считают сумасбродом.
Кем же он был на самом деле — чудаком или гением, собравшим на крохотном клочке земли фантасмагорию церквей, мечетей, кирх, синагог и пагод? Одно можно сказать наверняка: Ханов был человеком мира.