храм зачатия праведной анны в зарядье
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москва)
Мiръ Россия Москва Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москва)
Церковь Зачатия Анны, что в Углу — одна из старейших московских приходских церквей, расположенная в Зарядье, на пересечении Китайгородского проезда и Москворецкой набережной. Существующее здание построено в середине XVI века. Своим нынешним обликом обязана послевоенной реставрации (архитектор Л. А. Давид).
Содержание
История [ править ]
Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм сгорел полностью. Также называлась церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище реки, которое выдавалось в Васильевский луг. При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, как отмечает А. Баталов, самое раннее возможное начало строительства — после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года.
Южный придел храма — в честь великомученика Мины Котуанского (возведён в первой четверти XVII века, возможно, по заказу князя Пожарского в честь освобождения столицы от польских и литовских интервентов). Придел получил имя великомученика, в день памяти которого, 11 ноября, в 1480 году войска Большой Орды ушли от реки Уфы.
Северный придел храма — в честь великомученицы Екатерины (построен в 1658—1668). Существует гипотеза, что появился он в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина. В 1658—1668 годах была построена галерея-паперть (гульбище) вокруг храма.
Обновление храма происходило в 1752 году (на средства купчихи Замятиной) и в XIX веке. К середине XIX века в церкви появились приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.
В церкви хранился рукописный сборник (до настоящего времени не дошёл), в котором содержался рассказ о том, что Иван Грозный после пожара 1547 года послал в неё чудотворный образ Божьей Матери.
В Храме Василия Блаженного находится колокол весом 30 пудов, снятый с колокольни церкви Зачатия Анны, разобранной во время реставрации 1954—1957 годов. Колокол был отлит во Франции в 1547 году и приобретён купцом М. Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви; позднее выкуплен и возвращён в храм князем Пожарским.
В 1920-х годах (по другим данным — в 1929[7]) храм был закрыт, но оставался под охраной государства как памятник истории. Затем в здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.
В 1947—1948 годах сооружение обследовал архитектор А. С. Фуфаев, который свёл результаты своих изысканий в графическую реконструкцию. Некоторые из положений реконструкции Фуфаева были признаны ошибочными в ходе реставрации церкви в 1954—1957 годах.
В 1994 году храм был возвращён Русской православной церкви и освящён в том же году.
В настоящее время, из-за строительства, богослужения в храме не проводятся.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 103012, Москва, Москворецкая наб., 3 (м. «Китай-город»).
Паломнику [ править ]
В настоящее время, из-за строительства, богослужения в храме не проводятся.
Храм зачатия праведной анны в зарядье
Церковь Зачатия праведной Анны что в Углу
Топонимическое определение храма во времени менялось. Храм именовался: «что на Востром конце» (1493), «что за Соляным рядом» (1622), «что у городовой стены в углу» (1657), «что в Китай-городе на Берегу» (1677) и, наконец, «что в Китае в Углу» с указанием близости крепостных стен и угловой башни Китай-города. В настоящее время эта часть Китайгородской стены отсутствует и ее заменяет пересечение Москворецкой набережной и Китайгородского проезда.
Первое упоминание в летописях о церкви Зачатия Прав. Анны относится к 1493 г. в связи с большим московским пожаром, который за несколько часов обратил в пепел весь город. «Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку […]. Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву – реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Святые на Кулишке […] а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал» (68)
Острый конец – место у Москвы-реки, которое углом выдавалось в болотистый Васильевский луг и обладало, видимо, особыми привлекательными качествами. Еще И.М. Снегирев предполагал, что церковь основана Вел. кн. Марией Ярославной, супругой Василия IIТемного. По другой версии, храм построен Вел. кн. Иоанном III после строительства Успенского собора Московского Кремля.
Ярко выраженной особенностью храма является т. н. крещатый свод (69). Долгое время считалось, что при пожаре 1547 года первоначальный белокаменный свод обрушился и в ходе восстановительных работ был заменен крещатым сводом, выложенным из кирпича. (Тогда же, кстати, фасады храма получили завершение в виде трехлопастной арки). Однако, в ходе реставрационных работ, проведенных Л.А. Давидом в 1954–1957 гг., было установлено, что крещатый свод был устроен первоначально. Правда, не ясно, какой храм упоминает летописец, описывая пожар 1493 года – каменный или деревянный. Если принять версию С.В. Заграевского (сын одного из самых оригинально мыслящих архитекторов-реставраторов XX в. В.В. Кавельмахера) о том, что крещатый свод – гениальное открытие московских мастеров и первый такого рода памятник – храм Св. мч. Трифона в Напрудном, то храм Зачатия Прав. Анны является уникальным шедевром, стоящим в этом ряду и датировать его нужно 1480 годами (70). Древнее ядро храма – кубический объем с полукруглой апсидой на сводчатом подклете, перекрытый крещатым сводом и увенчанный стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой. Подклет главного храма и его стены до пят свода – белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Фасады расчленены на три части лопатками. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового.
Первоначальное покрытие церкви было из черной лощеной черепицы. Во время польско–шведской интервенции церковь была разграблена и сожжена. Средства на ее восстановление выделил Царь Михаил Федорович. Храм почитался в семье первого Царя из Династии Романовых. Когда у Государя родилась дочь Ирина (будущая крестная мать Петра Великого), к расположенному рядом с Зачатьевским храму Свт. Николая Чудотворца что в Углу, был пристроен придел Вмц. Ирины. Известно, что Царицы молились здесь о выздоровлении больных детей.
Дата постройки существующего южного придела Вмч. Мины (71) также неизвестна. Строительство первого, по-видимому, деревянного придела связывают с важнейшим событием в истории Руси – освобождением от татаро-монгольского ига. Именно в день памяти вмч. Мины – 11 ноября 1480 года – завершилось «Стояние на Угре». Каменный придел Св. Мины, построенный около 1617 года, связан с именем кн. Димитрия Михайловича Пожарского, который воздвиг его в память освобождения Москвы от польско–литовских интервентов. На колокольне храма вплоть до разорения в XX в. висел колокол, пожертвованный князем на помин своих родителей (72). По другой версии, изложенной священником Зачатьевской церкви о. Александром Орловым, князь Д.М. Пожарский возвел не придел Св. Мины, а самостоятельную одноименную ружную церковь с приделом Девяти мучеников Кизических (73). Этот храм примыкал к Зачатьевскому храму с юга и стал ее приделом лишь после перестройки 1752 года на средства купеческой вдовы Параскевы Матвеевны Замятиной. 22 апреля 1635 г. Патриарх Филарет отпевал здесь инокиню Агапию (Шипову), а 2 марта 1637 г. отпевал жену Ивана Петровича Шереметева (74). Под 1638 г. упоминается придел Зачатьевского храма в честь вмч. Никиты (75).
Северный придельный храм Св. вмц. Екатерины связывают с рождением дочери Царя Алексея Михайловича – Царевны Екатерины. Придел был выстроен в 1658 году.
Галерея – гульбище храма построена между 1617 и 1668 гг. В московский пожар 1668 года храм вновь пострадал. До 1699 г. храм получал ругу – 38 рублей в год (76). В 1752 году на средства П.М. Замятиной к северо – западу от храма с примыканием к гульбищу возвели двухъярусную колокольню.
В 1757 году на средства прихожан перестроили придел Девяти мучеников Кизических, который освятили в 1763 году.
Храм сильно пострадал в 1812 году. Картина разорения видна из донесения благочинного Китайского сорока прот. Иоанна Платонова. Вот лишь выдержка из него: «Иконостасы и в них святые иконы целы. Но оклады оплечья сребреныя и позлащенные убрусы из жемчугу и других каменьев снизанные также привесы златыя и финифтяные все с них ограблены. […]. Утварь церковная лучшая вся похищена.[…]. Священно и церковнослужительских собственных домов не осталось.
А церковный каменный двухэтажный дом для жительства священнику с причтом представленный весь вызжен. Приходских 8-мь дворов созжены. Иконостасы и в них святыя иконы целы. Но оклады оплечья сребреныя и позлащенныя убрусы из жемчугу и других каменьев снизанные также привесы златыя и финифтяные все с них ограблены» (77).
Уже 27 ноября 1812 года был освящен придел Вмц. Екатерины, а в июле 1813 года были освящены престолы Зачатия Прав. Анны, Вмч. Мины и Девяти мучеников Кизических (с выдачей нового антиминса на Зачатьевский престол.)
В XIX в. храм неоднократно перестраивался, ремонтировался и обновлялся.
До 1917 года часть церковной земли с находившимися на ней строениями сдавалась в аренду. В строениях располагались небольшие кустарные мастерские и торговые лавки. Большинство проживающих в приходе церкви составляли купцы, мещане, ремесленники (т. н. цеховые) и крестьяне. Крупными жертвователями были прежде всего купцы. Так, староста храма, московский купец Артамон (Автоном?) Соколов перед смертью (†1832) завещал 30 тыс. руб., проценты с которых пошли на нужды храма, а также 25 тыс. руб. на улучшение содержания местного причта. Новый староста, купец 1-й гильдии Егор Скворцов только за 6 лет (1833-1839) пожертвовал более 3-х тыс. руб. (78).
Количество прихожан постоянно росло. Если накануне Реформы 1861 г. это число составляло 464 чел. (79), то к 1899 г. оно возросло до 875 чел. (80).
Выдающийся русский историк И.М. Снегирев часто посещал этот храм (его супругу звали Анной) (81).
В приходе церкви Зачатия Прав. Анны родился писатель И.А. Белоусов (82), в доме купца В.В. Варгина (83), где его отец держал портновскую мастерскую. Он учился грамоте у церковного дьячка, а потом с помощью псаломщика ц. Николы Мокрого (не сохр.) готовился к поступлению в Первое московское городское училище в Ипатьевском пер., где проучился с 1875 по 1880 гг. Иван Белоусов оставил интереснейшие воспоминания о старой Москве, и в частности о Зарядье (84).
В начале 1930-х гг. храм закрыли и разорили. В апреле-мае 1922 г. из храма вывезено 4 пуда 25 фунтов серебра (в том числе золото и бриллианты) (85). До его закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в иконостасе главного храма. На колокольне висел колокол 1547 года с французской надписью, попавший сюда скорее всего через Колу в 1566 году вследствие иконоборческого движения в Нидерландах.
С 1930-х гг. в помещении церкви расположился производственный цех химического завода Молотовского Райпролеттреста, для чего в главном храме сделали межэтажные перекрытия, а в западной стене и в наружной стене северного придела пробили новые оконные проемы.
В 1943 – 1948 гг. по заданию Академии архитектуры СССР арх. А.С. Фуфаев исследовал и обмерял храм. В процессе этих исследований под поздним слоем штукатурки и росписей найдены остатки древней фресковой живописи.
В 1953 году здание церкви передали Всероссийскому обществу слепых (ВОС), которое и стало основным заказчиком на работы по его исследованию и реставрации.
Основная цель реставрационных работ, законченных к 1958 году (главный архитектор проекта Л.А. Давид, старшие архитекторы Б.Л. Альтшуллер и С.С. Подъяпольский), — выявление древнего ядра храма с сохранением приделов и галереи XVII века. Но разборка в соответствии с проектом колокольни XVIII в. и придела Девяти мучеников Кизических стала предметом критики историков. Помещения храма были приспособлены под отделы музыкально-эстрадного объединения ВОС.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года здание церкви было принято на государственную охрану как памятник архитектуры (охранный № 62/арх) и передано на баланс Глав АПУ. В 1970-е гг. в храме располагались конторские помещения и службы клуба автомототуристов; в начале 1980-х гг. – отдел теплоходных экскурсий и прогулок Совета по туризму и экскурсиям Пролетарского района Москвы. В 1990 году здесь находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения «Турист». В 1994 году в храме возобновлены богослужения.
Тайный «Угол» в парке «Зарядье»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В начале осени в самом центре Москвы, на месте бывшей гостиницы «Россия», открылся парк «Зарядье». В первые же дни его посетили десятки тысяч людей. Гостей привлекают тематические зоны и знаменитый «парящий мост», на котором и сейчас собираются толпы. Однако на территории «Зарядья» есть и еще один уголок, который заслуживает особого внимания.
Немного поодаль от современных урбанистических строений расположилась одна из старейших московских церквей, построенная еще в XVI веке – церковь Зачатия праведной Анны, «что в углу». Какова ее история? Что значит это необычное «что в углу», сохранившееся в названии?
Фотопанорама Владимира Ештокина. Открыть на весь экран можно здесь.
Праздник Зачатия праведной Анны
Церковь названа в честь праздника Зачатия праведной Анны, или, в полной версии – зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Отмечается он 22 декабря.
О жизни родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны – мы узнаем из апокрифического «Протоевангелия Иакова», созданного не ранее второй половины II века. По сказанию, святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иокама. Праведные супруги до глубокой старости не могли иметь детей. Стоит отметить, что в древнем Израиле бездетность считалась тяжким несчастьем и наказанием Божьим. Однако супруги не унывали и продолжали на протяжении многих лет молить Бога о милости. Однажды к святой чете явился Ангел Господень и возвестил им о зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны произошло в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, названная Марией и ставшая Матерью Господа Иисуса Христа.
Тайна «угла» в названии
Фото Владимира Ештокина
Церковь Зачатия праведной Анны, «что в углу», относится к Подворью Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье. Однако она долгое время была физически отделена от других храмов – сначала стройкой паркового комплекса «Зарядье», а теперь забором самого парка. Аккуратная однокупольная церквушка несколько скрыта от взгляда посетителей парка современными масштабными постройками – чтобы попасть к ней, нужно обойти Большой амфитеатр. Действительно волей-неволей создается ощущение, что храм находится «в углу».
Исторически же церковь в буквальном смысле находилась в углу. Она располагалась на окраине густо застроенного района Зарядья и примыкала к углу Китайгородской стены. Когда после пожара 1547 года пришлось заново отстраивать практически всю Москву, обновление коснулось и церкви Зачатия праведной Анны. В указе Елены Глинской, матери Ивана Грозного, она была названа той, «что в углу».
В советское время застройка вместе со стеной были снесены, и название «что в углу» стало вызывать вопросы.
Одна из древнейших церквей Москвы
Мемориальная табличка на стене храма гласит: «Памятник архитектуры. Церковь Зачатия Анны. Начало XVI века. Приделы и гульбище XVII века. Охраняется государством».
Неизвестно, когда было построено первое, еще деревянное, здание церкви Зачатия праведной Анны. Однако каменный храм был возведен и упомянут уже в 1493 году, во время правления Ивана III. Обновленная церковь Зачатия праведной Анны была построена в атмосфере ожидания конца света: в 1492 году начиналось седьмое тысячелетие со дня Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова).
Храм времен Ивана III сильно пострадал во время московского пожара 1547 года и был отстроен заново. Он-то и дошел, претерпев значительные изменения, до наших дней.
В 1658-1668 был возведен северный придел в честь великомученицы Екатерины. Предполагают, что поводом было рождение у царя Алексея Михайловича дочери Екатерины. Тогда же было построено гульбище – галерея, окружающая здание храма по периметру.
В 1752 году была проведена первая реконструкция на средства купчихи Замятиной: вместо звонницы была построена двухъярусная колокольня. В XIX столетии были возведены приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.
Какую роль в истории церкви сыграл Дмитрий Пожарский?
Фото Анастасии Денисовой
Одна из многочисленных перестроек храма связана с именем князя Дмитрия Пожарского. Считается, что в 1617 году в память об освобождения Москвы от польско-литовских интервентов по заказу Дмитрия Пожарского был построен южный придел в честь великомученика Мины Котуанского. В день памяти этого святого – 11 ноября – в 1480 году завершилось стояние на Угре, закончившее двухвековое монголо-таторское владычество на Руси.
С именем Пожарского связан еще один факт из истории храма. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал церкви 30-пудовый колокол, отлитый во Франции в 1547 году. Во время Смуты колокол был украден и вывезен из храма. Именно Дмитрию Пожарскому удалось найти его, выкупить и вернуть на законное место.
Судьба церкви в советское время
Фото Анастасии Денисовой
С 1920-х по 1960-е годы церковь Зачатия Анны была закрыта. Здание храма находилось под государственной защитой как памятник истории, но потом было отдано под конторские и туристические учреждения. В таких условиях убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.
В 1954-1958 годах в храме были проведены реставрационные работы с целью восстановить архитектуру XVI века.