храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

Духовенство

Ипатий, архиепископ Анадырский и Чукотский (Голубев Валерий Юрьевич)

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

Родился 17 июля 1966 г. в Куйбышеве. Крещен в 1969 г. в Петропавловском соборе Куйбышева.
В 1982 г. окончил среднюю школу № 96 Куйбышева.
В 1984-1986 гг. служил в рядах советской армии.
В 1991 г. окончил Куйбышевский электро-технический институт связи по специальности «автоматическая электросвязь», факультет АЭС.
С июля 1994 г. — насельник Свято-Троице Сергиевой лавры.
5 апреля 1996 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Ипатий в честь преподобного Ипатия, целебника Печерского.
В феврале 1997 г. переведен в клир Новосибирской епархии.
24 марта 1997 г. рукоположен в сан иеродиакона. 7 апреля 1997 г. епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соколовым) рукоположен в сан иеромонаха.
В 1996-2002 гг. обучался в Московской духовной семинарии (заочно), в 2006-2012 гг. — в Московской духовной академии (заочно).
В 1999-2018 гг. нес послушание помощника настоятеля архиерейского подворья иконы Божией Матери «Скоропослушница». 5 апреля 2018 г. почислен за штат Новосибирской митрополии.
6 апреля 2018 г. зачислен в штат Анадырской епархии.
Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 50) избран Преосвященным Анадырским и Чукотским.
19 июля 2018 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 20 августа 2018 г. после всенощного бдения в Троицком соборе Соловецкого монастыря. Хиротонисан 21 августа за Литургией в Соловецкой обители. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 29 августа 2018 г. назначен настоятелем храма Знамения иконы Божией Матери в Кунцеве г. Москвы.
17 марта 2019 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.
Образование:
1991 г. — Куйбышевский электро-технический институт связи.
2002 г. — Московская духовная семинария (заочно).
2012 г. — Московская духовная академия (заочно).
Епархия:Анадырская епархия
(Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:
Слово архимандрита Ипатия (Голубева) при наречении во епископа Анадырского и Чукотского.
E-mail:
eparhia87@mail.ru
Web-сайт:
http://pravchukotka.ru

Иерей Александр Дроздов

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево1999—2003 гг. — Калужская Православная Духовная Семинария.

2009 г. совершена хиротессия во чтеца и иподиакона в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

2004—2009 гг. Полный курс лекций Афинского Национального Университета им. Каподистрии, факультет богословия. 2009 г. рукоположен в сан диакона в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

18.10.2009 г. рукоположен в сан иерея в храме в честь Преображения Господня, с. Буриново, Жуковский р-н, Калужская обл. митрополитом Калужским и Боровским Климентом. В храме иконы Божией Матери в Кунцеве служит с 2012 года. Несет послушание духовника детской Воскресной школы и преподавателя Воскресной школы для взрослых храма Знамения.

Иерей Александр Досталь

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево1996—2012 гг. — ПСТГУ.

2003 г. — рукоположен в сан диакона Преосвященным епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фролов) в Нижнем храме (Крипте) прп. Романа Сладкопевца Спасо — Преображенского мужск. монастыря.

2011 г. — рукоположен в сан пресвитера Преосвященным епископом Бронницким Игнатием (Пунин) в храме Архистратига Божия Михаила — Патриаршем подворье в Тропареве г. Москва

2003—2011 гг. — назначен штатным диаконом храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцево г. Москвы (№ 1590 от 14. 04.2003 г.).

С 2013 г. по настоящее время — назначен штатным священником храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве. Несет послушание старшего священника храма Знамения.

Иерей Иоанн Коханов

храм знамения пресвятой богородицы в кунцевоКлирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве — родился 18 мая 1986 года.
Закончив среднюю школу в 2001 г., поступил в Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева, который закончил в 2005 году. По окончании колледжа поступил в Сретенскую Духовную семинарию в Москве. Завершив обучение в семинарии в 2010 году, поступил в ведение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и был направлен на прохождение послушания псаломщика в храм Илии Пророка на Воронцовом поле.

В 2010 году прошел курсы обучения специалистов по молодежной работе, созданные на базе Синодального Отдела по делам молодежи.

С 2012 г. по 2014 г. проходил послушание старшего алтарника в храме Богоявления Господня в Китай-городе (бывшего Богоявленского монастыря). Принимал участие в создании сайта прихода, помогал в администрировании сайта.

В 2013 г. закончил обучение в Московском Государственном Лингвистическом университете, защитил с отличием диплом, получив квалификацию преподавателя английского языка.

28 декабря 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, рукоположен в сан диакона епископом Выборгским и Приозерским Игнатием, и по прохождении сорокоуста (диаконской практики) направлен на постоянное служение в храм иконы Божией Матери «Знамение».

01 января 2017 г. рукоположен Святейшим Патриархом Кириллом в сан пресвитера (иерея) и по прохождении священнической практики продолжает свое служение в храме иконы Божией Матери “Знамение” в Кунцеве. Несет послушание духовника молодежной группы и детского хора храма Знамения.

Настоятель храма в 2016 – 2018 гг.
Матфей, архиепископ Анадырский и Чукотский (Копылов Константин Иванович)

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево Родился 5 июля 1979 г. в г. Перми. Крещен в отрочестве.

Окончил 9 классов средней школы № 8 г. Перми. В 1994-1997 гг. обучался в профессиональном училище № 19 г. Перми.

В 1997 г. поступил на химико-технологический факультет Пермского государственного технического университета по специальности «Машины и аппараты промышленных производств и строительных материалов».

По окончании 3 курса перевелся на заочное отделение.

В январе 2002 г. со степенью бакалавра защитил дипломную работу по направлению «Технологические машины и оборудование».

С апреля 2002 г. — насельник Михайло-Архангельского мужского монастыря с. Козиха Новосибирской обл. В обители проходил различные послушания, связанные со строительством Троице-Владимирского собора на подворье в г. Новосибирске. С июня 2003 г. — регент монастырского братского хора, с апреля 2008 г. по апрель 2011 г. — благочинный подворья.

31 марта 2006 г. наместником монастыря игуменом Артемием (Снигуром) пострижен в монашество с наречением имени Матфей в честь святого апостола и евангелиста Матфея.

В 2002-2007 гг. обучался в Томской духовной семинарии (заочно).

17 июня 2007 г. архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном рукоположен в сан иеродиакона, 5 апреля 2009 г. — в сан иеромонаха.

В июне 2010 г. назначен преподавателем церковного пения в Новосибирской духовной семинарии.

В апреле 2011 г. для дальнейшего несения церковного послушания переведен в клир Петропавловской и Камчатской епархии. 11 июня 2011 г. назначен на должность секретаря епархиального управления. С января 2012 г. — руководитель епархиального архитектурно-строительного отдела. В марте 2013 г. избран председателем Совета Фонда им. митрополита Нестора (Анисимова) в поддержку строительства храмов в Камчатском крае.

С 2012г. — член Общественного совета при Управлении Росреестра по Камчатскому краю.

В 2009-2015 гг. обучался в Московской духовной академии (заочно). Защитил дипломную работу по теме «Гонения на Церковь в г. Кунгуре и Кунгурском благочинии Пермской епархии 1917-1941 гг.».

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 99) избран епископом Анадырским и Чукотским.

25 декабря 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 26 декабря 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 3 января 2016 г. за Божественной литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
4 декабря 2017 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 50) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Егорьевский».

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля 2018 г. назначен управляющим Северо-Восточным и Западным московскими викариатствами. Также Патриаршим указом от 27 июля освобожден от должности настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве и назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы.

2007 г. — Томская духовная семинария (заочно). 2015 г. — Московская духовная академия (заочно).

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Матфея (Копылова) при наречении во епископа Анадырского и Чукотского.

Награды:

Церковные: 2014 г. — медаль им. митрополита Нестора (Анисимова) III ст. (Петропавловская епархия);

2015 г. — Патриаршая грамота.

Настоятель храма в 2007 – 2016 гг.

Протоиерей Николай Михайлович Попов (иеромонах Пафнутий)

храм знамения пресвятой богородицы в кунцевоРодился 06.01.1942 г., п. Удельная, крещен 20.01.1942 г., Храм Живоначальной Троицы п. Удельная
1961—1964 гг., 1967—1968 гг.- Московская Духовная Семинария

С 1959—1961 гг. работал мастером по раскройке обуви фабрики «Парижская Коммуна»,

В 1968 г. рукоположен в сан диакона Высокопреосвященным Митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом, 19.08.1970 г. — рукоположен в сан иерея Преосвященным Филаретом епископом Димитровским (впоследствии митрополитом Минским, Патриаршим экзархом Беларуси)

1982 г. закончил Московскую Духовную Академию. 1968—1970 гг.- диакон Богоявленского храма в г. Коломне Московской области, 1971- 2001 г. — настоятель храма Рождества Богородицы с. Возмища Волоколамского района МО, 1988—2001 гг. — Благочинный Церквей Волоколамского района, 2001—2007 гг. — настоятель храма Живоначальной Троицы в Карачарове г. Москвы. С 2007 г. по 2016 г. – настоятель храма Знамения иконы Божией Матери в Кунцеве.

В 2017 г. митрополитом Тобольским и Тюменским Димитрием в Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре пострижен в монашество с именем Пафнутий, в честь преподобного Пафнутия Боровского.

1983 г.- медалью Преп. Сергия Радонежского I степени,
1990 г.- орденом Святого Благоверного князя Владимира III степени,
2007 г.- орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени,
2010 г.- орденом Преп. Серафима Саровского III степени,
2011 г.- медалью Преп. Серафима Саровского I степени,
2012 г.- орденом Преп. Сергия Радонежского II степени,
2013 г.- орденом Святителя Николая Чудотворца
Светские награды: 1965 г. — медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне

Настоятель храма в 1990 – 2007 гг.

Игумен Макарий (Железняков Михаил Игоревич)

храм знамения пресвятой богородицы в кунцевоИгумен Макарий (1961 – 2007 гг.) был назначен настоятелем храма в 1990 г. и прослужил в нем до самой своей смерти в 2007 г.

Отец Макарий родился в мае 1961 года в Москве, получил духовное образование в Московской Духовной семинарии, по окончании которой трудился в Казанском храме в Коломенском, служил диаконом в храмах иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище и Всех святых на Соколе, где и был рукоположен во священника.

Недолгое время был настоятелем в храме Рождества Богородицы в Путинках.

В июле 1990-го года отец Макарий был назначен настоятелем вновь открывшегося храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве. За свою короткую жизнь покойный пастырь успел сделать немало. Он возобновил жизнь приходской общины в кунцевском храме и положил немало сил для восстановления его прежнего благолепия.

Отпевание игумена Макария состоялось утром 19 июня 2007 г. в возрожденном его усилиями Знаменском храме в Кунцеве.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II отпевание совершил епископ Красногорский Савва в сослужении благочинного Михайловского округа г. Москвы протоиерея Георгия Студенова и клириков московских храмов.
Игумен Макарий похоронен на Алтуфьевском кладбище, где покоятся его родственники. Вечная память!

Источник

Храмы моего города. Храм знамения иконы Божией Матери В Кунцеве.

храм знамения пресвятой богородицы в кунцевохрам знамения пресвятой богородицы в кунцевохрам знамения пресвятой богородицы в кунцевохрам знамения пресвятой богородицы в кунцевохрам знамения пресвятой богородицы в кунцевохрам знамения пресвятой богородицы в кунцево

Адрес храма знамения иконы Божией Матери в Кунцеве:

121433, Москва, ул. Большая Филевская, 65,
ближайшие станции метро: «Пионерская», «Славянский бульвар», «КУнцевская».

Схема проезда:

Контакты:

121433, Москва, ул. Большая Филевская, 65,
+7 (499) 144-25-20.

Древний итальянский город Равенна богата памятниками раннехристианской и византийской архитектуры.
И какое отношение это имеет к Москве?

храм знамения пресвятой богородицы в кунцевоДа самое прямое. Потому что Храм знамения иконы Божией Матери в Кунцеве строился как раз в стиле храмов Равенны 6-го века. И строил его знаменитый архитектор Сергей Устинович Соловьев, на счету коего, среди прочих здание Cтрогановского училища.

Да и человек, на деньги и на земле которого строился храм тоже оставил свой след в русской истории и культуре. Звали его Козьма Терентьевич Солдатёнков. Старообрядец, предприниматель, владелец художественной галереи, известный книгоиздатель, издававший Некрасова, Огарева, Белинского, Тургенева и многих других. За свою благотворительность, поощрение и поддержку творчества русских писателей и художников получил прозвище «Козьма Медичи», которое даже закрепилось за ним в исторической литературе. Вообще Солдатёнковы одна из самых известных московских купеческих династий, которая стояла в одном ряду с Морозовыми, Третьяковыми и Мамонтовыми.

Но замыслив храм, Козьма Терентьевич до воплощения замысла не дожил. Строительство храма начала и исполнила его супруга Надежда Григорьевна.

Справедливости ради надо сказать, что храм построен был еще Нарышкиными в 1774 году, но быстро пришел в упадок, а новый храм строился заново, хотя и на старом фундаменте.

Вновь построенный Храм освятили в 1913 году. Здание было покрыто черепицей, облицовано плиткой и богато украшено рельефами.
Вот что сказал о храме наш современник, архитектор Юрий Ростиславович Савельев: «лаконичность цвета и форм, смелость декоративных приемов, точный пропорциональный расчет».

В 1932 году храм закрыли и переоборудовали под военно-спортивный клуб. Колокольню снесли, две главки приделов сбили, мраморный иконостас уничтожили. Внутреннее убранство было расхищено, или передано в музеи.

Обновление храма произошло 11 сентября 1991 года. На сегодняшний день он не только полностью восстановлен, но и включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Из святынь здесь находятся Иверская икона Божией Матери и икона великомученика и целителя Пантелеимона (привезенные со Святой Горы Афон), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, икона с частицей мощей блаженной матушки Матроны Московской.
Мы перечислили не все. Все вы увидите сами в Храме Знамения иконы Божией Матери в Кунцеве, на Большой Филевской улице.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Храм иконы Божией Матери Знамение в Кунцеве г.Москва

Храм иконы Божией Матери Знамение в Кунцеве – красивое кирпичное здание с необычной для Православной церкви архитектурой. Церковь построена в раввенском стиле, при этом явно прослеживаются элементы неоклассицизма и модерна. Знаменский Храм является уникальным архитектурным памятником и имеет длинную и необычную историю.

История

Возведение первого строения храма иконы Матери Божией Знамение датируется еще 1744 годом, инициатором строительства тогда выступил князь Нарышкин, двоюродный брат Императора Петра. Получив во владение вотчину князей Милославских, Нарышкин решил возвести на территории своей усадьбы Храм, который в последствии освятили в честь иконы Знамение.

Обитель несколько раз ремонтировалась и перестраивалась, пока в конце двадцатого столетия полностью не обветшала.

Императорской комиссией по археологии было принято решение снести церковь, от прежней постройки остались только фрагменты фундамента и западная стена. Деньги на строительство нового Храма выделила владельца усадьбы Кунцево Надежда Солдатенкова. В авторы проекта пригласили знаменитого московского зодчего Сергея Соловьева.

Строительство возобновилось в 1911 и завершилось двумя годами позже. По окончании строительства, в том же году Храм освятили. К сожалению, Соловьев не дожил до этого момента, возведение Храма закончилось уже после смерти автора чертежей.

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

Богослужения в Храме продолжались до 1932 года, затем церковь закрыли, снесли отдельно стоящую колокольню, в помещении Храма сначала располагался склад, затем фабрика, а потом библиотека.

В 1991 году здание вернули Православной церкви, а правнук Солдатенкова Николай (протоирей Православной Церкви во Франции) передал опись ценностей, которые до революции хранились в Знаменской церкви. Среди прочих вещей там были старинные серебряные дарохранительницы, напрестольные Кресты с мощами Николая Святителя, иконы в серебряных окладах и многое другое.

Храм частично восстановили и начались Богослужения. До сих пор проводятся работы по восстановлению внутреннего убранства Знаменской церкви в Кунцево.

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

Обитель имеет несколько приделов: главный освящен в честь иконы Знамение, северный — во имя Варвары Великомученицы, а южный – в честь Василия Исповедника.

В местном приходе активно ведется работа с молодежью, по воскресеньям работает церковно-приходская школа, социальная служба оказывает помощь пенсионерам, многодетным и людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации.

Архитектура

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

Сергей Соловьев – один из самых талантливых архитекторов конца девятнадцатого столетия. Храм икона Матери Божией в Кунцево сочетает в себе различные архитектурные направления. Здание представляет собой пятистолпную церковь с одним выделяющимся куполом.

Таким образом мастер воплотил идею равностороннего объемного греческого креста. Во внешнем облике преобладает раввенский стиль, а во внутреннем — нашли отражение византийские традиции. Находясь в Знаменской церкви, легко представить себя в древнем Константинопольском храме. Эффект достигался не только за счет стилизованных деталей, но и за счет тонкого расчета пропорций интерьера.

Расписание богослужений

Службы в храме проходят ежедневно в 08:40 и 16:50.

Субботние всенощные бдения приходятся на 17:00.

Как добраться до Храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве

Пройти можно от станции метро «Пионерская» либо пешком, либо проехав одну остановку на наземном транспорте до «Суворовского парка».

Контактные данные

Точный адрес церкви: город Москва, улица Большая Филевская дом 65.

Телефон: +7 (499)144-25-20

Фотографии

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

Храм иконы Матери Божией Знамение в Кунцеве является значимым памятником архитектуры начала двадцатого столетия. Фотографии церкви можно найти в жизнеописаниях зодчего Сергея Соловьева, в путеводителях по Москве, в архитектурных и исторических журналах, а также в блогах тех, кто интересуется столичной историей.

Источник

Храм иконы Божией Матери Знамения в Кунцеве (г. Москва)

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево3122 просмотров

храм знамения пресвятой богородицы в кунцево

Адрес: г. Москва, ул. Большая Филевская д.65

Телефон/факс: +7 (499)144-25-20

Официальный сайт прихода: http://hramvkuncevo.ru/

По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 01.10.2016 храму Знамения иконы Божией Матери в Кунцеве присвоен статус Представительства Анадырской и Чукотской епархии. Настоятелем храма назначен управляющий Анадырской и Чукотской епархией епископ Матфей (Копылов)

Карта
Посмотреть на карте Москвы

Расписание богослужений:

Находится на Официальном сайте прихода http://hramvkuncevo.ru/raspisanie

храм знамения пресвятой богородицы в кунцевоЖурнал «Православные храмы»

Наиболее полная и достоверная информация о храме и истории прихода вышла в апрельском номере журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам» №235. Скачать и прочитать его можно на нашем сайте.

История храма

Архитектор С. У. Соловьев составил проект храма в равеннском стиле VI века с колокольней в виде столпа, стоявшей отдельно от храма.

Храм был освящен в 1913 году. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», северный придел — во имя
великомученицы Варвары, святой покровительницы первой жены Василия Ивановича Солдатенкова, южный — во имя преподобного Василия Исповедника еп. Парийского покровителя Василия Ивановича. Здание было покрыто черепицей, облицовано плиткой и украшено рельефами, в ограде было небольшое кладбище.

До наших дней сохранились круглый световой барабан купола, украшения на внешней стороне стен (плиты с рельефами, глазурованная плитка, черепица на куполе храма, штукатурка «под кирпич»).

Богослужения были прекращены в 1932 году. Колокольня была снесена, две главки приделов сбиты, мраморный иконостас уничтожен. Разрушен и склеп Василия Ивановича и первой его супруги Варвары (местонахождение захоронений неизвестно), находившийся в южной части храма. Храм был переоборудован под фабрику, лыжную базу, библиотеку,военно-спортивный клуб.

В 1991 году из Франции правнуком Л. Т. Солдатенкова, протоиереем Николаем Солдатенковым, была передана опись ценностей. Опись свидетельствует, что святынями храма были: два напрестольных креста со святыми мощами, икона Святителя Николая в серебряной ризе (вывезенная из села Бородино при нашествии Наполеона), две серебряные дарохранительницы (одна из которых — времен Петра I, а вторая относилась к временам императрицы Елизаветы Петровны).
Сейчас внутреннее убранство храма восстанавливается. Пол сохранился с 1913 года. Обновление храма произошло 11 сентября 1991 года. Храм был освящен великим чином в 2000 Святейшим Патриархом Алексием II. В настоящее время Указом Президента Храм включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Престол и приделы храма:

1) главный престол — освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (на плане Храма — центральная апсида, см. справа),

2) северный придел — во имя великомученицы Варвары (на плане Храма — вверху),

3) южный придел — во имя епископа Парийского (на плане Храма — внизу).
Архитектор храма Сергей Устинович (Иустинович) СОЛОВЬЕВ (1859 — 1912)

храм знамения пресвятой богородицы в кунцевоСергей Устинович (Иустинович) Соловьев — российский архитектор — родился 27 августа 1859 в Москве и почил 5 октября 1912 в своем родном городе, где проработал всю жизнь.

Сергей Устинович работал в архитектурных стилях эклектики, традиционного русского стиля, модерна и неоклассицизма. Начав профессиональную деятельность в период господства эклектики, Соловьёв в конце cвоей недолгой жизни создал ряд уникальных, типично московских памятников модерна, неоклассики и псковско-новгородского русского стиля.

Его собственный дом был построен по его же проекту в 1901—1902 гг. на углу Большого Ржевского и Хлебного переулков.

Важнейшие постройки: Медведниковская больница, 1911–1914; Храмы в Кунцеве и Добрынихе; Cтрогановское училище, 1891; Коммерческий институт, 1910–1912. Кроме того, он занимался реставрацией таких памятников, как Успенский собор в Кремле, 1910–1912; Собор Василия Блаженного, 1894–1899, 1910–1912.

С. У. Соловьёв окончил курс Московского училища живописи, ваяния и зодчества c Малой серебряной медалью, дававшей право на производство строительных работ в 1879, в возрасте всего 20 лет (исключительно редкий случай для МУЖВЗ, см. также И. П. Машков). Продолжил учебу в Императорской академии художеств, окончил ее с Большой серебряной и Малой золотой медалями (1881) и правом на зарубежную стажировку (1884–1887). C 1887 — академик архитектуры ИАХ, с 1890 входит в Московское археологическое общество. Действительный член Академии с 1902. Преподаватель Строгановского училища с 1889, директор училища в 1893–1897.

Будучи художественно одарённым мастером, Соловьёв придавал всем своим произведениям черты подлинного искусства. Тонкий стилист, он удивительно точно отбирал те элементы архитектуры итальянского Ренессанса, древней Византии, Руси или классицизма, которые отвечали особенностяи современной эстетики. — М. В. Нащокина

Разностилье работ Соловьёва объясняется как временем — расцвет его сил пришелся на годы перехода от эклектики к модерну и от модерна к ретроспективизму — так и объективными условиями работы. Соловьёв работал преимущественно на два круга заказчиков — на московские учебные заведения и на московские благотворительные учреждения семей Рахмановых, Третьяковых и Медведниковых. Разные потребности заказчиков обусловили разные стили построек — от краснокирпичной «провинциальной» эклектики до неоклассицизма и псковско-новгородского возрождения 1910-х гг, но всегда жестко ограниченные сметой.

Пожалуй, только в собственном доме в Хлебном переулке архитектор дал волю чистому искусству.

храм знамения пресвятой богородицы в кунцевоВажнейшие постройки Соловьёва — общественные здания:

1891 — Cтрогановское училище (Московский архитектурный институт), Рождественка, 11. Мозаичные панно работы М. В. Якунчиковой.

1899–1901 — Ляминский приют для неизлечимо больных, Погодинская улица, 10.
1900–1904 — Медведниковская больница, Ленинский проспект, 17.
1902–1903 — Кустарный музей С. Т. Морозова (ныне Музей народного искусства), Леонтьевский переулок, 7.
1903–1906 — Третьяковский приют для слабоумных, Большая Серпуховская улица, 27 (уничтожен в 1970-е).
1904 — Женское отделение Александровского коммерческого училища, Новая Басманная улица, 20.
1904–1905 — Женское коммерческое училище, Улица Зацепа, 41/12. Соавторы П. А. Заруцкий,Н. Л. Шевяков.
1907–1912 — Аудиторный корпус и анатомический театр Высших женских курсов на Девичьем Поле, Малая Пироговская улица, 1.

Проекты перекрытий — В. Г. Шухов.

1910–1912 — Коммерческий институт (Московский педагогический государственный университет), Улица Зацепа, 43. Достроен после смерти Соловьёва А. В. Щусевым.

Менее известны работы Соловьёва в храмовом зодчестве. В 1894 он выступает с проектом реставрации Собора Василия Блаженного, в 1896 — оформляет Красную площадь и собор для коронации Николая II. С 1899 Соловьёв — член комиссии хозяйственного управления Священного Синода. В 1900–1912 он реставрирует Собор Василия Блаженного и Успенский собор в Кремле, восстанавливает церковные ограды, проектирует убранство раки св. Василия и усыпальницы Романовых в Новоспасском монастыре.

Помимо домовых церквей в общественных зданиях, им построены два крупных храма, сохранившихся по сей день:
1901–1902 — Успенский собор в общине «Отрада и Утешение» села Добрыниха, Домодедовский район Московской области.
1911 — Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Кунцеве — один из немногих уцелевших храмов в византийском стиле, построенных в предреволюционные годы на московских окраинах.
1910–1912 годы были вершиной творчества Соловьёва, строившего одновременно целый ряд крупных проектов. Архитектор умер неожиданно, не завершив многие работы.
Литература:

1) Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. М., Жираф, 2005, c.395–404
2) «Строители России. Москва начала века», М, ООО «O-Мастер», 2001 ISBN 5-9207-0001-7
3) «Предпринимательство и городская культура в России 1861 — 1914», ред. Брумфилд, Ананьич, Петров, М, «Три квадрата», 2002, ISBN 5-94607-011-08,https://www.cultinfo.ru/brumfield/articles/r_011.htm

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ
ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ ХРАМОВ МОСКВЫ

Ю. Р. Савельев, кандидат архитектуры
«Византийский стиль» в архитектуре Москвы последней четверти XIX — начала ХХ века.

Глубокое освоение принципов государственного и церковного устройства и появление системы представлений о Москве как «Третьем Риме» и о Руси как наследнице средневековой Византийской империи создавали предпосылки для следования византийским традициям в области культуры и искусства, прежде всего в церковном зодчестве. Особенно благоприятные условия к тому возникли во второй половине XIX века, когда стали изучать памятники средневековой архитектуры в Греции, Константинополе и Малой Азии. Как писал В. В. Стасов, «о византийской архитектуре имели у нас в тоновское время (1830-е — 1840-е годы. — Ю. С.) лишь самые смутные представления и начали узнавать ее гораздо позже по многочисленным рисункам русских архитекторов, пустившихся в конце 1840-х годов в Грецию и на Восток» (1).

С тех пор «византийский стиль» стал, наряду с возникшим ранее «русским», вторым важнейшим стилем православной церковной архитектуры. Храмы отличали плавные линии контура силуэта и общей композиции, обилие декоративных деталей. Силуэт купола поддерживался плавной линией аркады барабана. Стены, как правило, декорировались «полосатой» кладкой, имитирующей средневековую византийскую со «скрытым рядом» (чередование естественного камня и выравнивающей красной плинфы. — Ю. С.).

В церковной архитектуре Москвы XIX века традиционно преобладал «русский стиль», считавшийся наиболее характерным для древней столицы. «Византийская стилистика» была представлена первоклассными произведениями ведущих зодчих. Первый ее образец долгие годы оставался и лучшим в Москве: церковь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот, созданная по проекту Н. В. Никитина (1828–1913).

Он получил архитектурное образование в Москве, с 1834 по 1841 год совершенствовал мастерство за границей, служил архитектором «по устроению Царского Села», являясь одним из основателей и в течение 15 лет — председателем Московского архитектурного общества. Долгие годы совместной работы по исследованию, охране и реставрации памятников старины связывали его с графиней П. С. Уваровой, возглавлявшей Комиссию по сохранению древних памятников Московского археологического общества.

Названная выше церковь имела в плане форму равноконечного креста. С восточной стороны к центральному объему примыкала двухъярусная апсида. Пространство алтаря освещалось только окнами второго яруса, а первый, скрытый от глаз невысоким иконостасом, окон не имел.

Талант архитектора проявил себя в необычной компоновке внешних объемов. Несмотря на традиционное пятиглавие, только центральная глава возвышалась над храмом. Выделив срединное средокрестие сводов с главным куполом, архитектор поместил боковые купола над одноэтажными восточными компартиментами приделов, а с западной стороны — над одноэтажными компартиментами нартекса. Таким образом храм олицетворял собой идею равностороннего «греческого креста», выраженную в объемной форме. Это композиционное решение было абсолютно новым, не встречавшимся ранее в произведениях «византийского стиля».

Но главным творческим достижением мастера стал храмовый интерьер. В его предпочтении внешнему облику также сказалось глубокое понимание автором основ византийского зодчества, в котором внутреннему пространству всегда уделялось больше внимания, чем внешним формам.

Вошедший в храм мог мысленно представить себя в одной из церквей Константинополя. Такой эффект достигался не только благодаря исторически точным деталям декора и обстановки, но и тонко найденными пропорциями интерьера. Более всего византийской традиции отвечала усложненность пространственного построения, читавшаяся даже в наружном облике церкви. Наличие хоров членило пространство боковых нефов на две разновеликие части — нижнюю, под изящной аркадой, отделяющую центральный неф от боковых, и верхнюю, как бы не ограниченную арками и сводами невесомого перекрытия. Глубина центрального алтаря выявлялась благодаря невысокой, всего в два яруса, алтарной преграде. Данный интерьер являлся одним из лучших примеров архитектуры «историзма» в первопрестольной.

«Византийский стиль» с элементами «романского» именно в Москве стал характерным для приютов и богаделен, сооружавшихся на средства купцов. Одним из первых в этой череде стал храм при Рукавишниковском приюте (архитектор А. Л. Обер, 1879).

Спустя десятилетие Обер создает целый ансамбль Дома призрения братьев Боевых напротив Бахрушинской больницы, с церковью святителя Николая Чудотворца.

А. Л. Обер (1835–1898), архитектор Пречистенской части, был не чужд истории и археологии. Являясь деятельным сотрудником Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества, помощником архитектора Оружейной палаты, он реставрировал Сухареву башню. Никольский храм Дома призрения братьев Боевых, увенчанный куполом на барабане «византийской» формы, был задуман им как центр архитектурной композиции. Зодчим использовались и другие детали из художественного арсенала «византийского стиля». В интерьере также применялись мотивы раннехристианского зодчества (2).

В дальнейшем при сооружении благотворительных учреждений к подобной традиции обращался и архитектор Л. Н. Кекушев (1862–1917). Сюда относится проект богадельни имени И. Н. Геер(1890-е годы; Верхняя Красносельская улица, 15). Близкое стилистическое решение храма Убежища имени С. и А. Тарасовых для престарелых (1910; улица Шаболовка, 4) избрал архитектор А. И. Рооп (1864-?). К этой же традиции примыкает часовня преподобного Димитрия Прилуцкого при Клиниках на Девичьем поле (1886–1895), возведенная по проектуК. М. Быковского (1841–1906) и в 1904 году перестроенная в церковь.

В 1883–1900-х годах московским губернским архитектором А. Г. Вейденбаумом (1840–1909) был построен небольшой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине (1883–1900). Вейденбаум, конечно, был в курсе всех новых тенденций в архитектурной профессии, так что вполне объяснимо его стремление следовать образцам общепризнанного на тот момент «византийского» направления. В пояснительной записке к проекту он писал: «Новая церковь предполагается в стиле, подобном стилю греческой в Ямбурге, с тою только разницею, что при ней будет отдельная колокольня» (3).

Зодчий выбрал одно из наиболее интересных решений. Основной объем храма перекрывался большим куполом. Пространство интерьера не членилось дополнительными внутренними опорами и воспринималось как единое. Во внешнем облике все внимание уделялось форме купольного покрытия. Для большей выразительности при отсутствии барабана узкие окна были врезаны прямо в конструкцию купола. Эта архитектурная находка часто встречается в произведениях гораздо более позднего периода — ее применяли такие известные мастера какА. О. Бернардацци и В. А. Шретер.

Однако в процессе строительства от многих «византийских» декоративных элементов отказались. На фасадах отсутствовала предусмотренная проектом «полосатая» кладка — один из характерных признаков стиля. Арочная форма проемов приобрела килевидные завершения. Появилась пристроенная к главному объему колокольня — дань московской традиции; ее формы также были изменены в ходе строительных работ (4).

Великолепным примером интерпретации форм «византийского стиля» в Москве является церковь святителя Иоанна Златоуста с усыпальницей семьи Первушиных в Донском монастыре (1888–1891). Она строилась по проекту архитектора А. Г. Венсана (1844–1888). Это, кстати, далеко не первый пример «византийской стилистики» в его творчестве. Иоанновская церковь принадлежала к типологической группе «с четырьмя апсидами», которые, образуя равноконечный крест, примыкали к центральному пространству, увенчанному изящной главкой. Самостоятельным элементом композиции служила невысокая звонница с прихотливо изломанной линией фронтона. Стены, полы и лестницы храма облицовывались белым итальянским мрамором, двухъярусный мраморный иконостас был выполнен опять же в «византийском стиле» — с мраморными царскими вратами и иконами.

Близкое композиционное решение архитектор М. К. Геппенер (1848–1924) применил в проекте церкви Пресвятой Троицы в Коломне (Щурово, 1892–1907). При гораздо более значительных размерах по-иному решалось пропорциональное соотношение центральной главы и окружавших ее четырех апсид. Храм казался более приземистым. Основной объем значительно превосходил размерами небольшую звонницу над главным входом. Еще меньшими были четыре боковые главки, выполнявшие чисто декоративную роль. Наряду с главным приделом, устраивались боковые. Надзор за строительством осуществлял рязанский губернский архитектор Е. Ф. Саблер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *