храм звартноц в армении характеристика

Что это за храм Бдящих Сил? Звартноц

(Панорама Звартноца, автор _lana, http://www.photosight.ru/photos/2397823/ )

В 15 км от Еревана расположен один из самых загадочных храмов Армении: Звартноц – храм Бдящих Сил или Небесных Ангелов. Его еще называют Сурб Григор – считается, что здесь в течении некоторого времени хранились мощи Св. Григория Просветителя. Сейчас можно увидеть лишь частично отреставрированный первый ярус храма. Что в нем загадочного?

В 642 году католикос Нерсес над темницей Хор Вирап построил часовню напоминающую Звартноц. Может он хотел убедиться в том, что конструкция будет устойчивой? Строительство Звартноца только началось.

Согласно очевидцу строительства храма, армянскому историку Себеосу, католикос Нерсес III Строитель в 641 году основал Звартноц на месте встречи царя Трдата с освобождённым из ямы Хор Вирап Григорием Просветителем. Нерсес планировал перенести свою резиденцию из Двина в Вагаршапат. Весь архитектурный ансамбль был завершен в 660 году.

Храм был разрушен зелетрясением в 930 году. Со временем на месте развалин образовался огромный холм, из которого выглядывали остатки четырех пилонов (входов). Монах Хачик Дадьян в 1901 году начал раскопки храма. В 1904 году к раскопкам приступил архитектор Торос Тораманян. Изучив руины, Тораманян составил план реконструкции Звартноца. Были раскопаны развалины: храма, патриаршего дворца, жилых помещений католикоса и винодавильня.

Несколько лет спустя экспедиции Н. Я. Марра в городе Ани откопала статую царя Гагика, в руках которого была миниатюрная модель храма Звартноц. Изображение Звартноца обнаружено на барельефах церкви Сен Шапель в Париже.

По реконструкции Тораманяна храм представлял собой круглое трехъярусное сооружение с куполом. Общая высота храма 49 метров, диаметр нижнего яруса 35,75 м. Вся конструкция опиралась на четыре мощных колонны двадцатиметровой высоты. Храм стоял на многоступенчатой площадке. В церковь вели пять входов.

В плане храма равносторонний крест, вписанный в круг. Первый ярус Звартноца – тетраконх (4-х лепестковый план) с 6 колоннами по полукругу каждого лепестка. Колонны, увенчаны капителями и связаны друг с другом арками. За каждым полукругом стоит по одному столбу с капителью, на которой высечен орел с распростертыми крыльями – все орлы разные. Эти колонны, связаные между собой и серединой полукруга сводами двоякой кривизны, создают монолитное кольцо – на нее опирался второй ярус.

Звартноц имел богатое убранство. Стены первого яруса снаружи оформлены пристенными аркадами на парных полуколонках, которые украшены искусной резьбой по камню: виноградная лоза и погрудные изображения строителей с инструментами. Над арками шел орнамент с гранатами и гроздьями винограда. Под одним из портретов читается надпись «Ованес». Возможно это имя и портрет зодчего храма.

При строительстве Звартноца мастера использовали серый, черный, фиолетово-коричневый и рыжый туф. Для облегчения веса сводов использовался дутый обсидиан. Кровли были из красноватой черепицы.

В 2000 году руины храма и территория вокруг него включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Зодчий Трдат в 1001—1010гг. в городе Ани построил копию Звартноца: храм св. Григория (Гагикашен). Влияние Звартноца чувствуется во многих храмах Армении: в Аруче, Егварде, Талине, в монастырях Хцконк и Мармашен. Современные архитекторы также строят церкви, по форме напоминающие Звартноц.

Что же необычного и загадочного в храме Звартноц?

Если разбираться в символике, то ничего загадочного в храме нет. Звартноц один из немногих христианских святынь, которые в своей геометрии отображают древнейшую дохристианскую символику.

В Армении с первых веков христианства до XII-го столетия существовала большая община христиан-солнцепоклонников. В руинах храма Тораманян нашел петроглифы гностиков. Зодчие армянских храмов раннего Средневековья могли быть гностиками.

Источник

Храм Звартноц — маленький кусочек византийского стиля в Армении

31 декабря 2017 года, посетив с утра Арарат, храмы Гарни, Герард, ущелье «Симфония Камней», Эчмиадзин, на обратном пути в Ереван, мы наконец добрались и в этот храм Звартноц. Недалеко находится и одноимённый аэропорт, куда мы два дня назад прилетели.

Если кто-то не осилил прочесть мой обзорный огромный рассказ о Северной Армении,

а просто полистал фото и «лайкнул», то повторюсь здесь вновь. Так как уж тут-то реально осилить прочесть материал состоящий всего из 4 500 знаков.

По дороге из Эчмиадзина Игорь рассказывает что в пригороде звёзды шоу-бизнеса понакупили квартир, а теперь не платят дорогущую коммуналку. И что власти не хотят и не могут ничего с этим сделать. Ведь не отнимать же по суду недвижимость у звёзд за долги? Будет скандал. А властям оно надо?

Проезжаем мимо одного из посёлков. Жителей тут называют «лесными людьми».

Так как они живут будто в первобытном строе. Газа, нормальной дороги и водопровода нет. Но очень живописная природа вокруг посёлка. Игорь рассказывает что Иосиф Кобзон хотел было построить в этом месте элитный дом отдыха, а «лесным людям» построить в Ереване жилье и расселить их туда. Но что-то пошло не так.

То ли взятку очень неподъёмную попросили за «решение вопроса», то ли Кобзон передумал.

— Что у Вас тут в Армении одни Казино работают?

Казино в итоге запретили.

По рассказам Игоря выходило что не Саргсян.

— А почему так получилось? Попробовал бы Владимир Владимирович покомандовать в Азербайджане или Грузии.

Игорь объяснил, что многие предприятия и недра в Армении за долги уже отданы в российские (кремлёвские) руки. Например газопровод.

Вот и выходит «кто в доме хозяин». Так сказал Игорь. Критику если что в его адрес.

Слава Богу что я живу не в США. Если там публично написать о каком-то политике по честному то, что услышал о нём в путешествии, то можно и под суд попасть. Подадут в суд адвокаты политика. И если не докажешь правоту написанного тобой, то заплатишь немаленький штраф. Вот и держут в Америке блогеры язык за зубами. А у нас в стране настоящая демократия и свобода слова. За что я и люблю свою страну. Вот и пишу тут «по чесноку» всё что услышал в Армении.

Источник

храм звартноц в армении характеристика

храм звартноц в армении характеристика

Воистину, все памятники старины гораздо красивее смотрятся на картинках: без пыли и палящего солнца Араратской долины. Так думали, наверное, все мои сокурсники в далеком 1980-м, расхаживая между руинами храма Бдящих Сил или просто храма Звартноц. У нас, у первокурсников исторического факультета, шла летняя практика.

С нами были еще художник из Кипра Арутюн Акопян и наш руководитель по фамилии Гарибян. Мы уныло слушали рассказ экскурсовода: «Храм Звартноц является уникальным памятником архитектуры VII в., эпохи завершения формирования армянской феодальной архитектуры.

Но мудрый военный гений полководца Теодороса Рштуни наладил достойные отношения и с арабами и с византийцами, и к имени католикоса-строителя не припало прозвище вероотступника, позволив оcтаться ему в народной памяти Шинараром.

Сегодня нам достоверно известно, что в середине VIIв. были построены два таких же храма в Тайке- это Княжеский храм и Храм армии, а также храм в Кавказской Албании-Лякитский храм. К сожалению, все эти сооружения не выдержали испытание временем и постояли до Xв.

К сожалению, народная молва почти ничего не сохранила о небывалом храме Бдящих сил. Мы не знаем даже имени архитектора. Предположительно, звали его Иоан (Յոհան), эта надпись сохранилась на одной архитектурной детали. И надо признаться, не интересуемся человеком, который в начале XXв. спас это чудо архитектуры от полного забытия. До начала XXв. место это было покрыто толстым слоем земли, образующей небольшие холмы. Раскопки начались в 1900-м году под руководством великого Тороса Тороманяна и его верного помощника- священника Хачика Дадяна.

Имя Тороманяна достойно особого упоминания и особого рассказа, отметим только, что будучи основоположником исторической архитектуры Армении, участником раскопок Ани (работал с Н. Марром), руководителем раскопок Звартноца: он до сих пор не занял подобающее место в нашей архитектурной науке.

храм звартноц в армении характеристика

Результаты раскопок были поразительны и не всем внушали доверие: круглый храм! По счастливому стечению обстоятельств, именно в это время Николаю Марру удалось на раскопках Ани найти знаменитую статуэтку царя Гагика Великого- с макетом храма такого же типа в руках. Увлеченный красотой Звартноца, через четыреста лет после постройки анийский царь Гагик I (990-1020гг.) приказал придворному архитектору Трдату построить такой же в своей столице. Так появился Гагкашен- храм-«близнец» Звартноца. Доказательство теории Тороманяна было найдено: в VIIв. в Армении формируется новый архитектурный стиль. Какой он?

храм звартноц в армении характеристика

Наш экскурсовод продолжап: «Крестово-купольная, но этот равносторонний крест вписан не в прямоугольник, как в храмах Эчмиадзин, Аван, Рипсимэ и т. д., а в круглую, снаружи многогранную форму. Этот крест образует полукругло расположенные колоннады, шесть колонн в каждом полукруге. Колонны увенчаны капителями, украшенными плетенкой. В местах схода полукруглых сторон стояли мощные пилоны. Позади каждого из четырех пилонов стояло по одной колонне, увенчанной капителью с изображением орла с распростертыми крыльями».

Это, пожалуй, самые известные капители в истории Армении. И тем более непонятно их присутствие на колоннах храма, построенного на деньги чужого августейшего монарха, народом находящемся под игом арабских завоевателей.

Как говорится, свято место пусто не бывает. Согласно рассказу Агафангела, именно на месте храма стояло святилище языческого бога Тира- покровителя науки и толкователя снов. А по историку Себеосу, на этом пустыре царь Трдат Великий приветствовал вышедшего из Хор Вирапа Григория Просветителя и принял от него благословение. Археологические раскопки обнаружили здесь клинопись ванского царя Руса II (VIIIвек до н.э.), гласившую о постройке канала для орошения царских виноградников.

Конечно же, не обошлось без легенды. Молва приукрасила случайно сохраненное имя архитектора (?) достойной легендой, подобной легендам создания Тадж Махала или Покровского собора Согласно легенде(поэт Г. Сарян превратил в ее целую поэму), усталый, измученный, отдавший своему творению себя всего архитектор Иоан, после завершения работ поднимается на купол храма и бросается вниз. Понимая, что уже не построит ничего лучше и прекраснее, он уходит из жизни на пике своей славы, не умаляя своего величия в делах дальнейших.

На самом деле Звартноц хранит много тайн. Это и солнечные часы, и место захоронения мощей Григория Просветителя, и капители с орлами и самое главное: очень красивый, абсолютно новый архитектурный тип, к сожалению полностью забытый и похороненный под развалинами в X веке!

храм звартноц в армении характеристика

Когда мы уже садились в раскаленный под полуденным солнцем автобус, парон Арутюн показал нашему руководителю остатки каких-то косточек и шепнул: «наверняка от животных для заклания с тех самых времен». Наш дорогой тов. Гарибян засмеялся от всей души: « Рассказывали, что иеромонах Дадян так продавал наивным приезжим всякую чепуху вместо археологических находок, чтобы хоть какие-то гроши наскрести для продолжения работ. Воистину, грех был угоден Богу, если до сих пор люди ищут здесь чудес».

Да, чудес. А ведь чудо происходило у всех на глазах. Один чудотворец построил это чудо, другой воссоздал, воскресил. И никто не понял, что произошло чудо.

А может, это и есть показатель истинного величия: велик не тот, кому воздается, а велик тот кто верно, безоглядно служит своей идее, отдавая всего себя и взамен не требуя ничего. Не потому, что не догадывается требовать, а потому что прекрасно понимает: невозможно никакое вознаграждение! Его просто не хватит!

Источник

Звартноц — Таинственный Храм Бдящих Сил

храм звартноц в армении характеристикаДо начала ХХ века на этом месте были лишь небольшие пустынные холмы с бесформенными остатками построек. О том, что здесь «похоронен» храм, построенный в VII веке, можно было догадаться по книгам наших историков.

В 1900 — 1907 гг. проводились раскопки холмов, были открыты остатки храма Звартноц и примыкающих сооружений. Потом начались кропотливые работы по воссозданию облика этого великолепного творения человеческих рук. И талантливый архитектор Торос Тороманян путем многочисленных измерений, сравнений и зарисовок создал модель Звартноца.

Предметы, извлеченные из раскопок, хранятся в небольшом музее при развалинах. Согласно реконструкционной схеме Т. Тороманяна, Звартноц представлял собой центральнокупольную, трехъярусную композицию, покоящуюся на многогранном семиступенчатом невысоком стилобате. Три многогранных, последовательно уменьшающихся цилиндра поставлены один за другим и увенчаны пирамидным куполом.

В 15 км от Еревана находится один из шедевров мировой культуры — храм Звартноц.

В VII веке, исходя из социально-экономических и политических соображений, католикос Нерсес Строитель решил перенести резиденцию армянских католикосов из Двина в Вагаршапат, и в окрестностях его примерно в 643 году начал грандиозное строительство храма Звартноц. Летописец VII в. Себеос свидетельствует: «В то время католикос армянский Нерсес задумал построить себе жилище близ святых церквей города Вагаршапата, на дороге, где, как говорят, царь Трдат вышел навстречу св. Григорию Просветителю.

Построил там одну церковь во имя небесных ангелов… высокое сооружение… привел воду из реки и превратил эту каменистую местность в плодородные земли: посадил сады и деревья и оградил жилище высокой стеной». Себеос с восхищением пишет о чудесной красоте Звартноца, считая его достойным славе Бога. Храм под названием Звартноц упоминает только Себеос. Все остальные летописцы называют его «храм св. Григория». Исследователи считают, что такое название связано с перезахоронением в Звартноце праха Григория Просветителя.

Точная дата построения Звартноца не сохранилась ни в письменных, ни в литографических источниках. Об окончании строительства свидетельствует летописец Мовсес Каланкатваци. Он пишет, что в 652 г. строительство Звартноца было уже завершено. Именно в этом году в Армению прибыл кесарь Византии Константин III и участвовал в церемонии освящения храма.

Он пожелал в Константинополе иметь такое же чудесное сооружение и приказал зодчему Звартноца поехать в Византию и осуществить этот проект. Пожелание кесаря не было исполнено, так как в дороге зодчий умирает. Согласно легенде, он бросился в море, чтобы не строить храм на чужбине. Храм Звартноц просуществовал около 320 лет. Храм был разрушен в X в. и несколько веков оставался под толстым слоем земли. На ближайших постройках образовались холмы.

По поводу причин разрушения храма мнения исследователей разделяются. Одни находят, что храм был разрушен вследствие землетрясения, другие причиной разрушения считают арабские нашествия. В самом начале раскопок, в 1900 году, была обнаружена клинописная стена араратского царя Руса II, датируемая VII в. до н.э.

Во время раскопок были обнаружены различные предметы средневекового ремесленного производства, керамика, металлические инструменты, украшения и т. д. Были найдены хорошо сохранившиеся миски, кувшины, большие карасы, небольшие сосуды для благовоний. Большие карасы, емкостью в 500 литров, использовались для брожения и хранения вина.

В небольших сосудах хранились благовонные масла, духи и ртуть, которая разбавлялась хной и использовалась для окрашивания волос. Наряду с неглазурованной керамикой была найдена разно- и одноцветная глазурованная керамика. Из металлических предметов интересны земледельческие орудия, широкие и узкие лемехи, а также гвозди, костыли и кинжалы. Как показали исследования, при помощи металлических костылей камни скреплялись между собой. Восхитительны стеклянные изделия — разноцветные изящные браслеты.

Сам храм Звартноц спланирован как равносторонний крест, три стороны которого обрамляют расположенные полукругом пропилеи. Каждый полукруг состоит из 6 колонн. Колонны, увенчанные плетенчатыми капителями, связаны друг с другом арками. Восточная сторона храма представляет собой полукруглую сплошную стену. За каждой колонной стоит по одному столбу с капителью, на которой изображен орел с распростертыми крыльями.

Снаружи храм кажется трехъярусным кругом простой конструкции. Интерьер храма выделяется своим декоративным убранством. Особо следует отметить две плетенчатые капители экседральных колонн, на которых видны взятые в окружность монограммы и кресты. Венцом внутреннего убранства храма являются капители с изображением орла, которые присущи ранней армянской архитектуре. Все четыре капители сохранились довольно хорошо, и ни одна из них не повторяет другую.

Основным строительным материалом храма был черный или коричневый туф. В верхних частях сводчатых конструкций использовался также дутый обсидиан для облегчения веса. Позже внутренние стены храма были покрыты тонким слоем известкового раствора. Для покрытия храма была использована красноватая черепица.

Особый интерес представляют сохранившиеся на многогранных камнях литографические знаки, которые интересно расшифровываются: зодчий, распределяя работу между каменотесами, давал каждому определенные поручения. На тесовых работах измеряли стену, построенную каждым мастером согласно их собственным меткам, и платили деньги. Эти метки свидетельствуют также о том, сколько каменотесов работало над строительством храма. Мастер, метящий камень в виде пятиконечной звезды, был искусен в кладке вогнутых камней, а мастер с меткой в виде свастики отесывал камни внешней кладки стен храма.

Одновременно с храмом был открыт патриарший дворец, который находился в его юго-западной части. От дворцового здания сохранились только нижние части стен. Дворец состоял из двух параллельных пролетов, соединенных между собой коридором. В восточной стороне дворца располагались жилые и бытовые помещения для прислуги, а также баня. Баня состояла из двух параллельных и полностью независимых частей.

Общими были только печь и котел для воды. Печь располагалась в углу и по всей ширине сообщалась с восточным отсеком бани. С западной стороны находился широкий арочный проем, через который купающиеся брали горячую воду. Западная часть состояла из двух раздевалок, большой купальни с востока и ее продолжения — малой купальни. К сожалению, не сохранилось ни одного фрагмента пола. О его существовании можно судить только по дымоходным отверстиям, которые находятся намного выше сохранившегося земляного пола.

В юго-восточной части архитектурного комплекса была расположена давильня. Скорее всего, это было трехнефное сооружение с деревянными перекрытиями, вдоль боковых нефов которого располагались площадки для давки винограда и колодцы для скота. Слегка наклоненные к колодцам площадки были вымощены булыжниками, сверху покрыты толстым слоем известкового раствора.

От колодца площадка отделялась каменными прямоугольными плитами высотой всего 0,7-0,8 см. В центральной части, под плитами, располагалась канавка, по которой виноградный сок стекал в колодец. Колодцы были круглыми и квадратными глубиной 1,85 м, диаметром 1,85 м, неодинаковой величины и, видимо, предназначались для разных сортов винограда.

Ныне живописные развалины посещает множество туристов. Здесь часто проводятся различные театрализованные представления.

Другие источники: Զվարթնոց տաճարի առեղծվածը

Armenia Travel Guide — Etchmiadzin, Garni, Geghard, Hripsime, Zvartnots

Звартноц — Храм Небесных Ангелов

Источник

Храм Звартноц

Храм Звартноц (арм. Զվարթնոց)

Звартноц — храм ранне-средневековой армянской архитектуры, расположенный близ Еревана и Вагаршапата (Эчмиадзина).

Сегодня территория Звартноца – это археологический заповедник и открытый в 1937 году музей, в котором можно увидеть модели-варианты реконструкции храма, многочисленные скульптурные фрагменты, впечатляющие размерами. Хорошо сохранились огромные каменные плиты с высеченными на них фигурами, солнечными часами, гроздьями винограда и плодами граната.

Руины Храма Звартноц входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Значение названия Звартноц

Звартун на древнеармянском означает «Ангел». В переводе Звартноц означает храм «Небесных Ангелов» или храм «Бдящих сил».

История Храма Звартноц

Храм Звартноц был построен по приказу католикоса Нерсеса III Tайеци (названным также «Строителем») в период с 641 по 661 г., решившим перенести свою резиденцию из Двина в Вагаршапат (Эчмиадзин).

Византийский император Констант III посетивший Армению в 652 г. участвовал в церемонии освящения Звартноца. Он был настолько поражен его красотой, что пожелал построить такой же в Константинополе. Однако зодчий, который направился с императором в столицу по дороге умер и подобный храм так и не был построен в Константинополе.

В X в. Звартноц был разрушен. О причинах этого события мнения исследователей разделяются: большинство склоняются к версии о землетрясении и некоторых конструктивных недостатках; другие – видят причину в арабском нашествии.

Лишь спустя тысячу лет начались восстановительные работы в Звартноце. Под руководством архитектора Тороса Тораманяна в 1901—1907 годах были извлечены руины храма и представлен проект Звартноца. На сегодняшний день почти полностью восстановлен первый ярус храма.

Территория Звартноца является археологическим заповедником и открытым с 1937 года музеем.

Описание Храма «Бдящих Сил»

Звартноц представлял собой круглую трехъярусную купольную конструкцию высотой 49 метров и диаметром первого яруса 35,75 м, построенную из туфа с оттенками от светло-серого до черного. Частично сохранился ступенчатый пьедестал окружавший площадку, на которой находился храм.

В основании храма выложен крест, вписанный в круг. Именно этот крест заполняло внутреннее пространство храма. Все сооружение опиралось на четыре колонны (пилона) двадцатиметровой высоты. Второй ярус Звартноца с трех сторон был сквозным. Его стены опирались на шесть пилонов. Вся композиция завершалась пирамидальным куполом.

В храм вели пять входов.

Символика архитектуры Звартноца

Считается, что прототипом Звартноца являются храмы Великой Сирии (храмы в Апамее, Босре и в Селевкии). В основании храма Звартноц из экседр выложен равносторонний крест. Экседры скреплены свободно стоящими пилонами таким образом, что крест и пилоны вписаны в окружность. Подобная планировка несет цельный философский смысл. Круг – это совершенная законченная форма. Он олицетворяет Цикл проявления, символизируя одновременно и начало и конец. Вертикальная линия креста олицетворяет мужское начало, а горизонтальная – женское начало. Крест в круге означает проявление Мира.

Наличие 3-ех ярусов символизирует «Иерархию», как идею иерархии начал.

Первый ярус содержит 64 грани (пилона), второй – 32 и третий – 16. Как видно, все грани Звартноца кратны числу 8. Именно это число заложено в основу храма. Из восьми граней получается 8-ми конечная звезда, которая представляет собой шестиконечную звезду Вишну (печать Соломона и Давида) с развернутым 7-мым принципом.

Завершает конструкцию пирамидальный купол, как символ завершенного локального миропорядка.

Символика орнамента Звартноца

Небезынтересна также и поясной фриз первого яруса храма. Он представляет собой узор, сплетенный из гранатового и виноградного барельефов. Виноградная лоза символизирует космогенезис (принцип развития миров), а гранатовое дерево – антропогенезис (принцип развития человека).

Также интерес вызывают колонны с капителями в виде орлов. Орёл – это символ Солнца.

Особое внимание исследователи уделяют барельефам людей-строителей в архивольтах наружной стены первого яруса. Некоторыми это расценивается, как дань уважения труду строителей. Другие же склонны связывать данное изображение с гностиками именующих себя «вольными каменщиками» строящих Храм Истины, идеи которых позже переняли масоны. В подтверждение своих предположений даже упоминается о том, что Аполлоний Тианский посетил Армению.

Другие достопримечательности Звартноца

К юго-западу от храма «Небесных ангелов» расположены руины патриаршего дворца Нерсеса III и его жилых помещений. Дворец католикоса состоял из двух частей соединенных длинным коридором. Эти части располагались под прямым углом друг к другу. В западном крыле находились залы для торжественных приемов и совещаний, в восточном – хозяйственные помещения (включая кладовые и баню) и кельи служителей храма.

Дворец Нерсеса III был самым крупным из гражданских сооружений Армении VII века.

Также здесь можно увидеть руины винодавильни. На ее территории выложены керамические изделия различной емкости (вплоть до 500 литров), в которых хранили вино.

Туристам

Адрес

Время работы

Как добраться

Трассой М5 до Храма Звартноц. Лучше использовать такси, так как памятник находится рядом с аэропортом Звартноц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *